Сроки регистрации недвижимости в году. Регистрация недвижимости по-новому: как это будет

Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

В 2016 году в кадастровой деятельности произошли радикальные изменения, затрагивающие закон о кадастре недвижимости, закон о регистрации недвижимости и множество других актов. Кроме того принят новый закон о кадастровой гос.оценке, вступающий в силу в 2017 году.

Здесь вы узнаете об основных нововведениях, и о том, чем они могут грозить собственникам недвижимости, а также организациям, предлагающим кадастровые услуги.

Кадастровую оценку переложат с частных предприятий на бюджетные

Согласно новому закону № 237-ФЗ осуществлять кадастровую гос.оценку смогут только бюджетные учреждения. Коммерческие предприятия не смогут самостоятельно оценивать кадастровую стоимость имущества.

Эта деятельность считается высокотехнологической и требует общего методологического подхода. Также оценка должна сопровождаться регулярным мониторингом рыночных цен и проверкой всех сведений о недвижимости. По мнению законодателей у частных оценщиков нет доступа к нужным данным. Кроме того, они отвечают за свою работу исключительно по гарантии, что размывает ответственность между исполнителем услуг, а также оценщиком и СРО.

Сформирован новый реестр недвижимости (ЕГРН)

Информация о кадастровом учете имущества и оформлении прав на недвижимость будет содержаться в единой системе учета и регистрации. Реестр будет включать те данные, которые до 2017 года содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП. В новый реестр будут включены: кадастр, реестр прав на недвижимость и реестр границ.

Вести реестр будут теперь только в электронной форме. Это не относится к реестровым делам, которые будут, как и прежде, храниться на бумаге.

Для ведения реестра будет создана специальная система

Для ведения реестра разработана федеральная государственная информационная система. Оператором этой системы является Росреестр. Именно в его полномочия входит ее формирование и использование.

Вести учет и регистрировать права будет только Росреестр

Вести кадастровый учет и регистрировать права станет исключительно Росреестр. Эти функции запрещено передать иным, пусть даже подведомственным учреждениям. До 2017 года регистрацией прав занимается Росреестр, а кадастровым учетом - Кадастровая палата.

Размеры оплаты за получение информации из ЕГРН

Приказом Минэкономразвития № 291 от 2016 года определены размеры оплаты за получение данных из ЕГРН посредством применения информационной системы Росреестра. Эти нововведения начнут действовать с начала 2017 года.

К примеру, за просмотр сведений из реестра граждане должны будут оплатить 320 рублей, а организации 640. За просмотр сведений, включая возможность формирования документа, граждане заплатят 400 рублей, а организации - 800.

Изменен порядок подачи заявки о кадастровом учете и регистрации прав

Ранее заявку о постановке на кадастровый учет созданного участка или построенного здания (сооружения) могло подать любое лицо. С 2017 года список лиц будет ограничен. Зависеть он будет от того, как ведется учет и регистрация - вместе или по отдельности.

Заявку сможет подать:

  • Собственник или владелец участка земли, на котором находится постройка (если учет и регистрация осуществляются вместе).
  • Орган власти либо Росатом, согласовавшие ввод капитального строения в эксплуатацию (если недвижимость ставится на учет, но право на нее при этом не регистрируется).

Новшеством является также то, что при личном обращении подать заявление можно в любом городе России, независимо от нахождения регистрируемого объекта. То есть, если вы живете в Москве, но оформляете на себя землю Краснодарского Края, то подать заявление можно в Росреестр по месту вашего нахождения.

Организациям больше не надо подавать учредительные документы

Для кадастрового учета и регистрации прав организации не надо будет подавать учредительные документы, так как Росреестр их начнет запрашивать самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия. Хотя, юр.лицу в то же время не запрещено подать бумаги по личной инициативе.

Сокращен срок кадастрового учета и регистрации прав

Сейчас Росреестр ставит объект на учет и регистрирует права за десять рабочих дней. Начиная с 2017 года, срок составит:

  • Пять дней - кадастровый учет;
  • Десять дней - одновременный учет и регистрация;
  • Семь дней - регистрация прав.

При подаче заявки через Многофункциональный центр, к срокам добавится два дня.

Новые сроки для регистрации договора ипотеки

Старый срок останется только у регистрации договора ипотеки жилища, и будет по-прежнему составлять пять рабочих дней.

Договоры ипотеки участков земли, строений, нежилых помещений или парковок будут регистрироваться в течение семи рабочих дней (а не пятнадцати, как было до внесения изменений).

Однако если регистрироваться будет удостоверенный нотариусом договор ипотеки, то срок уменьшится до 3-х рабочих дней.

Кадастровый учет и регистрация прав могут проводиться и одновременно, и по отдельности

Если данных об имуществе в реестре нет, то ставить его на учет и регистрировать станут одновременно, что раньше было невозможно. Также ставить на учет и регистрировать права можно одновременно:

  • При постройке сооружений или образовании участка земли.
  • При прекращении существования зарегистрированного объекта.
  • При образовании или прекращении функционирования части недвижимости, с ограничениями прав и обременениями, подлежащими регистрации.

Права на имущество, данные о котором присутствуют в реестре, будут регистрироваться без кадастрового учета (допустим, переход права собственности или подтверждение возникших до этого прав).

Кроме того, кадастровый учет возможен без одновременной регистрации прав:

  • При возведении строения на основании согласования ввода капитального объекта в эксплуатацию, полученного от органа власти либо от Росатома.
  • При прекращении существования недвижимости, права на которую не оформлены Росреестром.
  • При смене основных характеристик недвижимости.

Будет только один повод для отказа в приеме заявки

В приеме бумаг Росреестр откажет, если нельзя достоверно определить личность заявителя (им не предъявлен удостоверяющий документ). Других поводов законом не предусмотрено.

В каких ситуациях документы вернут без рассмотрения

Теперь уточнен список причин для отказа в рассмотрении заявки:

  • Электронное заявление и документы не отвечают определенному законом формату.
  • В бумагах имеются подчистки, приписки, перечеркивания, корректировки, повреждения.
  • Нет подписи заявителя.
  • В информационной системе нет данных об оплате госпошлины или квитанции, подтверждающей оплату.
  • В реестре указано, что зарегистрировать переход, ограничение прав и обременение нельзя без непосредственного присутствия собственника или представителя.

Ставить недвижимость на учет и регистрировать права могут без участия правообладателя

Ставить имущество на учет и регистрировать права теперь могут без участия собственника или владельца - в рамках межведомственного взаимодействия. Заявку в Росреестр теперь смогут направлять органы власти, суды, нотариусы.

  • Органы власти - если решено утвердить результаты кадастровой гос.оценки, установить или изменить разрешенное использование участка земли, отнести к определенной категории земель или перевести земельный участок из одной категории в иную.
  • ФМС - данные о смене информации о гражданине.
  • ФНС - данные о смене информации о предприятиях и ИП.
  • Суды или приставы - заверенную копию акта.
  • Нотариусы - данные о выдаче свидетельства на наследство.

Машино-места будут ставить на кадастровый учет как отдельные объекты.

Машино-места - это части зданий или сооружений, в которых размещается транспорт (попросту – парковки). Теперь они будут ставиться на учет, а права на них оформляться как на отдельные объекты недвижимости.

Ранее собственнику парковки нельзя было выделить свою долю в натуре. Право на парковку регистрировалось только в форме доли в общей собственности на строение или помещение, частью которого является парковка. А размер доли рассчитывался пропорционально размеру парковки.

С 2017 года собственник машино-места имеет возможность оформить право на него, выделив долю в натуре и поставив парковку на учет как самостоятельный объект.

Единый недвижимый комплекс и предприятие, как имущественный комплекс тоже будут ставить на учет как отдельные объекты.

Согласно закону о кадастре, информация о комплексах не учитывается. При этом права на них нужно оформить, что нельзя сделать, не поставив их на кадастровый учет. Соответственно комплекс учитывается в качестве сооружения, а здания, являющиеся частью предприятия, учитываются отдельно.

Кадастровый учет комплекса и регистрация права возможны в случае:

  • Завершения постройки недвижимости, для которой разрешена эксплуатация в виде такого комплекса согласно проектной документации.
  • Объединения объектов с единым назначением и неразрывно (физически или технологически) связанных либо расположенных на одном участке земли.

Оформить право собственности на предприятие как комплекс разрешено только после того как каждый объект, входящий в его состав, будет поставлен на учет.

Если вы хотите узнать больше подробностей об этих нововведениях, то получить консультацию можно по телефону +7 495 929-70-60. Если вы не желаете вникать во все эти изменения, закажите необходимые кадастровые и регистрационные услуги в нашей компании, и специалисты выполнят все необходимые работы без вашего непосредственного участия, с учетом всех требований закона.

В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ " ", который начнет действовать с 1 января 2017 года (далее – новый закон о регистрации). Также изменены нормы ГК РФ, касающиеся признания объекта самовольной постройкой (изменения уже вступили в силу 1 сентября). Кроме того, был уточнен порядок регистрации прав на недвижимость без участия правообладателя (по заявлению уполномоченного госоргана) – новые нормы начнут применяться с 1 декабря текущего года. Новые правила имеют как плюсы, так и минусы, рассмотрим их подробнее.

Дважды в одну и ту же реку входить не придется

В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " " (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " " (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

О том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" . Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

Что написано пером...

Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять ( , ). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) ( , ).

По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день ( ,).

Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

  • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
  • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
  • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
  • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. ().

Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав ().

Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (). Ильяс Вахитов , директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета "Правовые и бухгалтерские решения", полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости ( , ).

Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица ().

Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки ().

МНЕНИЕ

Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры":

"Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства".

Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры" , с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (). Раньше для того, чтобы узаконить "самострой" и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

  • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
  • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах ().

Таким образом, узаконить "самострой" стало сложнее.

Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе ().

Бесхозную недвижимость учтут

С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления ( ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе ().

Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о "бесхозной" недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество ().

В наступившем 2017 году для владельцев недвижимости правительство РФ приготовило немало сюрпризов. Среди них – штрафы за сокрытие квартир от налоговой , отмена приватизации , курьерская доставка документов о регистрации прав на жилье и новые штрафы за сокрытие купленных квартир и домов и другие.

Машино-места передадут в частную собственность

В 2017 году в силу вступят сразу несколько законов , которые вносят существенные изменения в операции с недвижимостью. К примеру, новый статус получат на парковках. До 31 декабря 2016 года такие участки нельзя было выделить в частную собственность, так как каждое машино-место считалось фрагментом общедолевой собственности. Любая попытка разделить имущество упиралась в то, что в Гражданском кодексе не было термина «машино-место». С 1 января 2017 года такое определение появится (соответствующие поправки вносит Федеральный закон № 315.С 1 января 2017 года) и площадки для размещения автомобилей приравняют к другим объектам недвижимости.

Так что с 2017 года автовладельцы получат право самостоятельно распоряжаться машино-местами – речь идет об отдельно стоящих парковках, которые обычно строят по соседству с жилыми домами, а также о подземных гаражах, которые находятся под многоквартирными домами. россияне не могли выделить машино-место в подобных локациях в отдельный объект недвижимости:

С присвоением машино-месту отдельного статуса владельцы смогут зарегистрировать право собственности, что даст им возможность продавать, дарить и менять объекты без оглядки на соседей.

Новый дом не утаишь

В 2017 году изменится штраф, который придется заплатить за несообщение о своей недвижимости в Федеральную налоговую службу (ФНС). В существующей редакции Налогового кодекса (НК) этот штраф равен 5 тыс. рублей за первое несообщение и 20 тыс. рублей за повторное нарушение: соответствующая норма прописана в статье 129.1 НК. С 1 января штраф будет составлять 20 процентов от суммы налога на имущество, который должны начислить собственнику, утаившему от налоговой факт владения недвижимостью.

Несложно подсчитать, что во многих случаях взыскание уменьшится: чтобы 20-процентный штраф достиг 5 тыс. рублей, предусмотренных в редакции 2016 года, итоговая сумма налога на имущество должна составить 25 тыс. рублей. Это намного превышает типичный налог на одну квартиру или дом в России – размер сбора зависит от площади и местонахождения недвижимости, но среднее значение обычно исчисляется сотнями рублей.

Что делать, если уведомление из налоговой не пришло

И еще один важный момент: ответственность собственника наступает только в том случае, если в ФНС не начислили налог самостоятельно. Обычно ФНС узнает о появлении у человека в собственности новой квартиры или дома с помощью межведомственного взаимодействия – то есть напрямую у Росреестра. В «общении» между двумя государственными структурами иногда возникают сбои – и ФНС не получает данных о приобретениях граждан. Ответственность за несогласованную работу двух ведомств несут налогоплательщики: если за 30 рабочих дней до 1 октября они не получили от ФНС уведомления о необходимости заплатить налог, то собственникам придется лично отправиться в налоговую с правоустанавливающими документами на квартиру, указано в сообщении на официальном сайте службы.

Поставить объект недвижимости на кадастровый учет можно теперь в одном учреждении

Одним из главных нововведений 2017 года станет вступление в силу Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Этот закон объединяет функции Росреестра и Кадастровой палаты: с 1 января поставить объект недвижимости на кадастровый учет и оформить право собственности (например, при купле-продаже или при дарении дома) можно будет в одном и том же учреждении. Прежде этим занимались две разные государственные структуры.

Слияние Росреестра с Кадастровой палатой уже вызвало затруднения с регистрацией сделок в декабре 2016 года: по информации радио «Бизнес FM», в отдельных регионах России Росреестр приостановил прием документов на регистрацию прав из-за перехода на новую электронную систему учета сделок.

С 1 января все сделки с недвижимостью будут учитываться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

Собственно, электронный учет – еще одно новшество наступающего года. С 1 января все сделки будут учитываться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) – виртуальной базе данных без бумажного аналога. Новая база станет исполнять одновременно функции архива и гаранта соблюдения прав владения недвижимостью. По логике авторов закона, электронный учет снизит бюрократию, а также застрахует россиян от ошибок, связанных с потерей важных документов.

Переход на электронную систему позволит быстрее оформлять документы. Вместо десяти рабочих дней, в течение которых государственные структуры обязаны оформлять сделки сегодня, в 2017 году постановка на кадастровый учет сократится до пяти дней, регистрация прав на объект недвижимости - до семи дней, говорится в Федеральном законе № 218. Если человек решит одновременно заказать обе услуги, срок оформления останется прежним - десять дней (12 – при обращении в многофункциональный центр). Выписку из ЕГРН в 2017 году придется ждать три дня вместо пяти.

С 1 января 2017 года в бланках Росреестра появится пункт «курьерская доставка»

По новому законодательству можно будет заказать доставку необходимых документов по недвижимости на дом. Прежде за документами требовалось приезжать лично, а единственным альтернативным вариантом было оформление нотариальной доверенности, причем получатель такой доверенности все равно должен был явиться в Росреестр и самостоятельно отстоять очередь за документами. Теперь этой «повинности» можно избежать - разумеется, за дополнительную плату.

Не менее резонансным новшеством станет экстерриториальная регистрация сделок. На практике это означает, что подать документы для перехода прав на недвижимое имущество можно в любом отделении Росреестра в России – вне зависимости от того, где фактически находится дом или квартира. Иными словами, с 2017 года продать дачу в Дагестане можно будет, находясь в Якутии, а подарить земельный участок в Архангельской области – в отделении на Ямале. Готовые документы выдадут в том же отделении, куда обратился заявитель.

Бесплатная приватизация отменяется?

Напомним, что бесплатную приватизацию жилья в России продлевали много раз: последнее продление отодвинуло срок завершения приватизации . Судя по всему, этот срок будет окончательным: осенью министр строительства и ЖКХ Михаил Мень анонсировал завершение бесплатной приватизации. Однако у властей есть еще два месяца, чтобы передумать. Если до конца зимы в России не выйдет закон, продлевающий бесплатную приватизацию жилья еще на год, то оформление государственных квартир в личную собственность завершится 28 февраля 2017 года .

Подписывайтесь на каналы "сайт" в T amTam или присоединяйтесь в

С 01 января в России вступает в силу новый порядок регистрации недвижимости с 2017 года. Портал «Я-капиталист» расскажет об уменьшении сроков регистрации, отмене территориальных ограничений, о компенсации обманутым собственникам и о других изменениях.

С 1 января вступил в силу новый закон о регистрации недвижимости с 2017 года – 218-ФЗ. Принят он был еще в июле 2015. Через год были внесены поправки. С одной стороны, с вводом закона многие процедуры станут проще. С другой, будут введены новые порядки. Как все это повлияет на общий рынок недвижимости – покажет практика. Мы расскажем об изменениях, которые ждут собственников и тех, кто хочет к ним присоединиться.

Данные приведены по информации «Росреестра».

1. Создание нового реестра

Было Стало
Сведения об объектах недвижимости ранее находились в двух реестрах – кадастровом и ЕГРН. Часто данные не совпадали, а то и просто отсутствовали. С введением 218-ФЗ появится единый государственный электронный реестр, где будут учитываться все параметры объектов. Это пойдет на пользу и владельцам собственности, и органам, которые обращаются в «Росреестр» за информацией. Помимо этого, все то, что было заведено в единый реестр нельзя будет удалить или изъять. То есть, все записи по объекту будут храниться и предоставляться по запросам правообладателей или уполномоченных органов.

Правительство рассчитывает, что единый реестр поможет бороться со злоупотреблениями в сфере недвижимости.

2. Передача прав на регистрацию «Росреестру»

3. Сокращение сроков регистрации

4. Упразднение территориальной привязки к подаче документов

5. Отмена «Свидетельства о регистрации»

6. Уточнение перечня учитываемых объектов

7. Введение приостановки, запрета регистрации права собственности

В 218-ФЗ прописан 51 случай приостановки регистрационных действий. Регистратор имеет право остановить процесс оформления записи права собственности, но не более чем на 3 месяца.

Собственники могут приостановить действия на срок до полугода или запретить любые сделки с недвижимостью без их непосредственного участия. Об этом делается специальная отметка в ЕГРН. Такая мера позволит снизить процент мошенничеств.

8. Введена возможность электронной подачи документов

9. Определен единственный вариант отказа от приема документов

10. Закон 218-ФЗ позволяет вносить изменения без участия собственника

В новом порядке определено, что изменения в состояние объекта могут вносить собственники и соответствующие организации: ЗАГС, судебные органы, нотариусы, миграционная и налоговая службы. Это могут быть отметки об изменении статуса правообладателя, его смерти, наложении ареста на объект, принятии наследства и так далее. При каждом изменении «Росреестр» обязан уведомить собственника.

11. Отменено обязательное предоставление учредительных документов юридическим лицом.

12. Компенсация за утерю права на имущество

Статья начнет действовать только с 2020 года. В ней прописано, что собственник, потерявший право на единственную жилую площадь по вине третьих лиц, получает разовую компенсацию, в сумме не превышающую 1 миллион рублей. Но только в том случае, когда невозможно взыскать долг с виновного. Под действие этого пункта попадают и добросовестные приобретатели.

Итоги

Как видите, изменений в новом законе о регистрации недвижимости с 2017 года много, и они значительные. Портал «Я-капиталист» рассказал о наиболее крупных. Если вас интересуют подробности, советуем ознакомиться с порядком более детально.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: