Предпринимательская деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Кулакова А.А. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике россии

Введение.......................................................................................................... 3

1. Понятие малого предпринимательства и его преимущества.................... 4

2. Поддержка малого предпринимательства................................................. 8

Заключение.................................................................................................... 11

Литература.................................................................................................... 13


Малое предпринимательство в России, Илья Южанов, министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: «В последние два года в российской политике и экономике наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Этому послужили рассмотрение и одобрение Государственным Советом РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, большое внимание, уделяемое Президентом РФ созданию благоприятных условий развития малого бизнеса в стране, а также принятый Правительством РФ комплекс мер по дебюрократизации экономики.» Людей, далеких от бизнеса и от экономики, понятие «малое предпринимательство» вводит в замешательство. Но все же, это достаточно полезно знать, хотя бы даже потому, что такой вид бизнеса - очень привлекательная и актуальная возможность вложения своих средств и легкий путь получения прибыли. К тому же данная форма предпринимательства обладает самым низким процентом риска по сравнению с другими. Более того, большая часть современных государств с рыночной экономикой всячески поддерживает малое предпринимательство и содействует его процветанию и развитию. Такая форма деятельности имеет почти нулевой уровень потери вложенных финансовых и материальных средств. Даже, если такой бизнес не приносит Вам прибыль, и вовсе не является рентабельным, хотя такое маловероятно, то даже в таком критическом случае есть возможность выгодно продать дело.


1.1 Эволюция предпринимательства

Российское общество всё более осознаёт, что предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития свободной экономики с рыночным механизмом хозяйствования. То, что раньше так старательно обходила советская наука, то, что не встретишь в словаре русского языка С. Ожегова, стало, как мне кажется, основным термином в наше время. Это - предпринимательство. (Нам ближе американское слово «бизнес»). Началось предпринимательство с развития малого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов. Изначально появившись в сфере ремесленничества и торговли, предпринимательство в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно к 15 в., образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. В то время термин предпринимательство относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода. Ко второй половине 19 в. появилась, однако, необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала - капиталистом (или собственником). Собственник на рынке - фигура пассивная, предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи. Не каждый субъект рынка, в том числе и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (услуги), т.к. это будет предприятие с репродуктивными функциями. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых отличается поисковым характером. В России термин «предпринимательство» исчез после прекращения НЭПа. В течение 60-ти лет советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей соприкасались с предпринимательством как хозяйственной деятельностью, направленной на получение, наращивание дохода. Оно вновь стало появляться во времена перестройки, но уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное (МП в производственной сфере начало развиваться лишь во времена перестройки).

1.2 Преимущества малого предпринимательства

Нельзя не поражаться той популярности, которой пользуются малые предприятия среди желающих открыть свое дело по всему миру, в том числе и в России. Очевидно, у такого вида предпринимательства есть значительные преимущества. Если средний и крупный бизнес требуют привлечения достаточно больших ресурсов, таких как капитал и труд, что может позволить не каждый начинающий предприниматель, то у МП наряду с необязательностью крупного капитала появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества МП:

· более адаптированные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

· мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

· более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

· снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

· повышенная скорость оборота капитала.

МП как структурный и функциональный элемент национальной экономики обладает определёнными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики, обеспечению устойчивости и саморазвития этого сектора:

1. Социально-политический потенциал - возросшее значение МП в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;

2. Адаптационный потенциал - приспособляемость субъектов МП к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;

3. Потенциал регионального развития - вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности субъектов МП на локальные рынки;

4. Инновационный потенциал - способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;

5. Интеграционный потенциал - возможность субъектов МП преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;

6. Мультипликативный потенциал - возможность субъектов МП обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях;

7. Кадровый потенциал - активный приток в сферу МП специалистов высокой квалификации.


2.1 Доступ к финансовым ресурсам

Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ведется постоянная работа по совершенствованию механизмов кредитования субъектов малого предпринимательства, развитию негосударственных небанковских организаций финансирования малого предпринимательства, совершенствованию системы лизинга как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства, развитию государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства имеют целый ряд льгот и преимуществ, закреплённых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Лицо, которое подпадает под федеральные условия отнесения его к субъектам малого предпринимательства, для получения льгот, финансируемых федеральным бюджетом, достаточно факта госрегистрации в качестве юридического лица или индиидуального предпринимателя.

2.2 Программы развития и поддержки

Государственное регулирование - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя - от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Внесенный правительством в Думу так называемый антибюрократический пакет Г. Грефа в целом создает предпосылки для значительного сокращения тягот, выпадающих на долю малых предприятий, поскольку становится возможной система «единого окна», а число видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, сокращается с более чем 2000 до 104, причем региональным и местным органам запрещается устанавливать свои списки лицензируемых видов деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Необходимо продолжить работу в части снижения ставки единого социального налога, поскольку этот налог по-прежнему очень высок для малого бизнеса, а также необходимо предельно упростить систему учета и оплаты этого налога. Подобные проблемы у малого бизнеса возникают при учете налога на добавленную стоимость. Решение отмеченных вопросов и внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс существенно оздоровит налоговый климат в сфере малого предпринимательства и позитивно скажется на предпринимательстве в целом. Одним из эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. Это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для предпринимателей, даже для тех, кто никогда не занимался бизнесом. Развитие международного франчайзинга влечет за собой привлечение значительных иностранных капиталов в российскую экономику. В дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям. Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства - реализация программ кредитования. Чтобы упростить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность. Для установления конструктивного диалога бизнеса и власти огромное значение имеет организация и проведение региональных съездов предпринимателей, конференций, региональных совещаний структур поддержки малого предпринимательства, "круглых столов", выставок и др. Для успешного развития малого бизнеса нужно не только "брать" с малых предприятий, но и помогать им встать на ноги. Опыт поддержки и развития малого предпринимательства в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. Практически во всех регионах России сегодня разрабатываются и реализуются собственные программы государственной поддержки предпринимательства.


С каждым днем все больше и больше создается фондов поддержки малого предпринимательства. А для чего все это? Кому это выгодно? Так вот, выгодно это, прежде всего, самому государству. Именно поэтому большинство фондов поддержки являются государственными. А выгодно это по нескольким причинам. Во-первых, предприятия малого бизнеса на сегодняшний день составляют более 50% рабочих мест по всей стране. Во-вторых, только деятельность фирм малого предпринимательства приносит в бюджеты высокоразвитых стран более 60% всех доходов. В-третьих, представители малого бизнеса значительно влияют на формирование конкурентности, что в свою очередь вынуждает работать предприятия на более высоком уровне. А это, равным образом, ведет к повышению качества производимой продукции и оказываемых услуг. Кроме того, функционирование малого предпринимательства ведет к формированию среднего класса населения страны. А для любой страны это является особенно важным показателем, который ведет к повышению социального и экономического уровня развития государства. Именно поэтому многие страны создают выгодные условия для функционирования этого сектора бизнеса. Большинство людей думают, что всякого рода бизнес, а особенно малое предпринимательство, – это всегда большой риск, неизбежные потери, постоянные головные боли, нескончаемый поток проблем. Этот список можно продолжать достаточно долго. Да, многое из всего вышеперечисленного имеет место, но все-таки на этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Негативные элементы присущи большинству начинаний, и еще в большей степени это свойственно тем инициативам, которые требуют материальных и денежных вложений. Но вот что касается малого предпринимательства, то, очевидно, что из всех видов капиталовложения – это самый безопасный, так как несет в себе минимальный процент потерь, вследствии минимизации вложенных средств. Такой вид бизнеса дает исключительную возможность попробовать себя, не возлагая на вкладываемый бюджет больших рисков. Более того, для малого бизнеса не требуется большое количество рабочей силы. А это значит, что при открытии своего бизнеса Вы можете даже задействовать в нем своих родственников или друзей. В итоге мы имеем: малое предпринимательство – это серьезный шанс получения хорошей прибыли при малых затратах.


1. Предпринимательское право: Учебник. Ершова И.В., Москва, 2003 г.

2. Предпринимательское право РФ. Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. Москва, 2003 г.

3. www.5ballov.ru

4. www.economy.gov.ru

5. www.greatvolga.ru

6. www.mbs.jourmal.ru

Одним из перспективных направлений создания конкурентно рыночной среды является развитие малого предпринимательства. Сегодня совершенно очевидно, что успех рыночных преобразований во многом будет определяться тем, как удастся реализовать потенциал малого предпринимательства, этого динамичного и мобильного сектора экономики. Что же такое малое предпринимательство? Какова его роль и место в рыночной экономике? Какие основные функции малого предпринимательства, особенности его развития в Украине? Именно на эти вопросы вы и найдете ответ в этой теме.

> Экономическая суть малого предпринимательства

В соответствии с размерами предприятий, масштабов их деятельности предпринимательство разделяют на малое, среднее и большое. В мире есть фирмы-гиганты с многомиллиардными оборотами, на которых работают десятки и сотни тысяч человек. Существуют и развиваются крохотные фирмы, на которых занято два-три человека. Размер предприятий зависит от производственной функции предприятия, технологического типа производственного процесса, способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, движение спроса, появление новых потребностей в обществе и тому подобное.

Мировой опыт и практика хозяйствования показывают, что важнейшим признаком рыночной экономики является существование и взаимодействие многих крупных, средних и малых предприятий, их оптимальное соотношение. Наиболее динамичным элементом структуры народного хозяйства, постоянно меняется, есть малое предпринимательство.

Приобретенный собственный опыт, положительные результаты развития малого предпринимательства в странах, которые прошли этап реформирования экономических систем, свидетельствуют о том, что оно является одним из средств устранения диспропорций на отдельных товарных рынках, создания дополнительных рабочих мест и сокращение безработицы, активизации инновационных процессов, развития конкуренции, быстрого насыщения рынка товарами и услугами.

Малое предпринимательство является органическим структурным элементом рыночной экономики. Этот сектор экономики исторически и логически играл роль необходимой предпосылки создания рыночной среды. Он был первичной исходной формой рыночного хозяйствования в виде мелкотоварного производства.

В структуре современной смешанной экономики сосуществуют и органично дополняют друг друга малое, среднее и крупное предпринимательство. Но в отличие от двух последних, малое предпринимательство является выходным, наиболее многочисленным, а потому и наиболее распространенным сектором экономики. Различия между этими тремя видами предпринимательства обусловлены разным уровнем общественного разделения труда, характером специализации и обобществления производства, а также выбором технологического типа производственного процесса.

Малое предпринимательство - это самостоятельная, систематическая, инициативная хозяйственная деятельность малых предприятий и граждан-предпринимателей (физических лиц), которая проводится на собственный риск с целью получения прибыли.

Практически, это любая деятельность (производственная, коммерческая, инновационная, финансовая, страховая и т.п.) указанных субъектов хозяйствования, направленная на реализацию собственного экономического интереса.

Малое предпринимательство осуществляется созданием и функционированием разветвленной системы малых предприятий.

Малые предприятия - это организационно-экономический вид предприятий, квалифицируемых по показателю численности занятых работников с градацией по сферам деятельности, объемом основного капитала, годового оборота и т.

В Украине, в частности, к малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 15 до 200 человек в зависимости от отрасли или вида деятельности. Так, в промышленности и строительстве малыми считаются предприятия, на которых работает до 200 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в науке и научном обслуживании - до 100 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек, а в розничной торговле - до 15 человек.

В соответствии с Законом Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства", который был принят 19 октября 2000, субъектами малого предпринимательства являются физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, и юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднесписочная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек, а объем годового валового дохода не превышает 500 тыс. евро.

Существуют также микропредприятия.

Микропредприятия - это субъекты малого предпринимательства с численностью работающих за отчетный период до десяти человек включительно, объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. Грн.

Историческая справка

По оценкам экспертов Всемирного банка, только в развивающихся странах, существует около 50 определений малого предприятия. V разных странах используют различные классификационные признаки (критерии) отнесения предприятия к разряду малых. Так, в Японии таким критериям считают размер капитала, численность работающих и отраслевую принадлежность. Согласно действующему законодательству в Японии к малым и средним относят юридически самостоятельные предприятия, имеющие до 300 рабочих в отраслях промышленности, строительства, транспорта, связи, кредита, коммунального хозяйства; до 100 - в торговле; до 50 - в розничной торговле и сфере услуг. На практике малые и средние предприятия разделяют на семь групп, в зависимости от численности занятых 1-4 "5-9,10-29, 30-49, 50-59, 100-299, 300-499 рабочих. В Великобритании в производственной сфере фирма официально считается малой, если в ней занято до 200 человек. В большинстве же других секторов экономики основным критерием определения малого предприятия является показатель годового оборота, который не должен превышать 250 тыс. фунтов стерлингов. Количество занятых и объем основного капитала - такие критерии отнесения предприятия к разряду мелких в Италии; в Индии численность занятых и объем инвестиций, а во многих отраслях - еще и уровень использования энергии

Малое предпринимательство является ведущим сектором рыночной экономики. Так, например, доля малого и среднего предпринимательства в общем количестве занятых в странах ЕС достигает 72%. В Италии этот показатель составляет 73%, в Японии - 78%, в Украине - не превышает 10%. Малое предпринимательство осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора; обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса; создает дополнительные рабочие места; имеет высокую мобильность, рациональные формы управления; формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников; способствует ослаблению монополизма, развития конкуренции (рис. 2.13).

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти для средних предприятий; до ста для малых предприятий; до пятнадцати человек для микропредприятия;

3) выручка без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей).

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки.

Поддержка субъектов малого и среднего - деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований о защите конкуренции;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малое предпринимательство (или иначе его называют малым бизнесом) является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того надо сказать о том, что малое предпринимательство выполняет ряд важным социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее.

Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самим понятием «малый бизнес».

Достаточно сложно на самом деле дать определение малому бизнесу. Зачастую таким термином называют небольшие по размеру розничные магазины, часто это относят к ресторанам и к подобным организациям, в то время как крупным бизнесом часто называют такие крупнейшие компании (часто ТНК), как, например, «Газпром», «МегаФон», «ЛУКОЙЛ». При этом достаточно большое количество предприятий и организаций не поддаются отнесению к подобным крайностям. Для того, чтобы отнести предприятие к малому бизнесу, или же к крупным предприятиям, используются различные критерии предельной величины предприятия. Надо заметить также, что выделяют также промежуточное положение предприятий - «средние предприятия». Существует ряд распространенных общепринятых критериев.

В Соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесение субъектов к предприятиям малого бизнеса производится в соответствии с рядом критериев:

1. для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и предпринимательства:

а) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.

Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

3. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101:

Микропредприятия - 60 млн. руб.;

Малые предприятия - 400 млн. руб.

Cуществует тaк назывaемая «кoмиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое»:

Небoльшой рынoк сбытa, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара;

Правoвая незaвисимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же сoбственниками-пaртнерами, котoрые сaмостоятельно контрoлируют свoе дело;

Упрaвление прeдприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления.

Итак, выше были описаны основные признаки, по которым можно определить предприятие как малое. Однако наиболее целесообразным будет рассмотреть также, какие основные преимущества характеризуют малый бизнес.

К основным преимуществам малого бизнеса можно отнести следующие :

  1. близость к клиенту. В отличие от предприятий крупного бизнеса малые предприятия практически всегда находятся в тесном контакте с клиентом, почти в повседневном. Это отлично позволяет данным предприятиям наиболее быстро адаптироваться и проялвять гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как результат, они могут добиться того, что именно их продукции потребитель в итоге отдаст свое предпочтение:
  2. cпособность поcтоянно изменяться и адаптироваться. Предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятия. Помимо этого они сильно зависят от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены постоянно искать различные новые способы снижения издержек;
  3. низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной организации в процессе ее расширения круг управленческих задач, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие компании, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на относительно низком уровне;
  4. испoльзование «мaлых ниш». В процечее насыщения рынков сбыта все более растет необходимость поиска новых товарных ниш. В сравнении с крупными предприятиями, которые в основном гонятся за увеличением масштаба деятельности, мелкие предприятия наоборот видят необходимость в поиске микрониш. Рабoтая на первoм этaпе с минимaльной пpибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, котoрая с течением врeмени мoжет стать нoвым, крyпным истoчником дохода;
  5. иннoвационный пoтенциал. Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса имеют необходимость постояннно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, в технологиях производства, а также в потребностях покупателей. Более того, мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, которые вполне готовы к риске, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации;
  6. вoзможность oбъединять уcилия. Для того, чтобы предприятия малого бизнеса были способны оказать сопротивление своих крупных и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Рaссмотрим пoдробнее, какoе значение малый бизнес имеет для развития экономики государства, в частности России :

  1. Мaлый бизнeс – вaжный сeктор экoномики.

Малые предприятия гораздо более легко переностя изменения внешней среды. Когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно предприятия малого бизнеса смогли обеспечить России возможность подстроиться под новую рыночную конъюнктуру. Это демонстрирует гибкость и большую мобильность малого бизнеса, а также то, что они могут значительно помочь в укреплении рыночной экономики.

  1. Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджетов на всех уровнях. Они совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения. Также малые предприятия оказывают помощь в сборе налогов с физических лиц.

  1. Социально-экономическая роль малого бизнеса.

Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, то есть данные предприятия повышают уровень занятости населения, уменьшая при этом, соответственно, уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает сравнительно небольшое количество человек, что способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, ввиду чего улучшаются показатели эффективности деятельности организации. Кроме того стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения, куда включены молодежь, женщины, иммигранты и т.д.

Однако для характеристики малых предприятий недостаточно рассмотреть лишь их преимущества, так как наряду с ними существует также ряд принципиальных проблем.

Главная проблема, которая характеризует малый бизнес, преддставляется очевидной – необходим постоянный поиск инвестиций для того, чтобы организовать собственное дело. Необходимо в этом случае указать, каковы же причины постоянной нехватки денежных средств:

Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено.

Государство, конечно оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, однако государственные структуры, у которых имеются на это необходимые средства, скорее вложат их в предприятия, которые являются лидерами на рынках. Как можно догадаться, чаще всего ими оказываются отнюдб не малые предприятия, а крупные организации. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов.

Кредиты также малодоступны.

Ввиду того, что у начинающих предпринимателей в большинстве случаем не имеется имущества, которым можно было бы обеспечить кредиты, банки не имеют достаточного стимула кредитовать такие предприятия, даже при условии проводимых государством соответствующих программ.

Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для большинства начинающих бизнесменов.

Таким образом, рассмотрев основные преимущества и проблемы малого бизнеса, оценим эффективность деятельности малых предприятий в экономике России.

Начало реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных предприятий были малыми. Последовавший после этого кризис 1998 года, однако, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь к началу 2000 года число малых предприятий вновь составило 891 000, приблизившись к отметке 1994 года (общее число постоянно работающих на малых предприятиях на тот момент равнялось 10% от общего числа Работающих в российских организациях).

Также значение малого бизнеса для экономики России можно охарактеризовать с помощью основных экономических показателей деятельности малых предприятий (см. Таблицу 2)

Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России за 2010-2012 г.г.

Малые предприятия

В том числе микропредприятия

Численность предприятий (на конец года),тыс.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек
Среднемесячная заработная плата работников, руб.
Оборот предприятия, млрд. руб
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

Источник:

Чтобы определить эффективность деятельности малых предприятий в экономике России необходимо также рассмотреть, какое количество из существующих предприятий является прибыльным. (см. Таблицу 3)

Таблица 3 – Удельный вес прибыльных и убыточных предприятий в общем числе малых предприятий в России за 2010-2012 г.г.

Год Малые предприятия Микропредприятия
Прибыльные Убыточные Прибыльные Убыточные
2010 79,3 20,7 79,8 20,2
2011 81,3 18,7 81,5 18,5
2012 82,3 17,7 82,4 17,6

Введение

С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на разных формах собственности, изменился характер развития производственных отношений. Особым экономическим ресурсом стал человек, обладающий предпринимательской способностью, который возглавил бизнес в экономике, разновидностью которого являются мелкие и средние предприятия.

Опыт управления малым и средним бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики.

Мировая практика доказала, что крупное производство - атрибут экономической мощи государства, а крупные предприятия - основа управляемой экономики. Во всех ведущих странах крупные корпорации и фирмы определяют темпы научно-технического прогресса, обеспечивают устойчивость в экономике, играют решающую роль в экономической политике государства.

Во многих субъектах Российской Федерации понялась значимость малого предпринимательства, и, в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые - с помощью роста экспорта.

Цель работы - с помощью теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.

В соответствии с целью работы были поставлены такие задачи:

· изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;

· выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны.

> Малый и средний бизнес - сущность и их роль в экономике

> Определение, формы и виды малого и среднего бизнеса

В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть его не выделяют, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет рука об руку с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.

Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого - 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.

В общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях, конституциирующих сущность данного понятия.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Организационно-правовая форма малых предприятий устанавливается в соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Малые предприятия могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах, к ним относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям. Индивидуальные предприниматели не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. На сегодняшний день существуют следующие формы коммерческих организаций и предприятий:

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре должны быть сведения: наименование полного товарищества, место его нахождения, порядок управления, условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменений доли каждого участника в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. В учредительном договоре должны предусматриваться: порядок совместной деятельности по созданию товарищества, условия передачи ему имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, порядок выхода учредителей из состава товарищества.

Товариществом на вере признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Товарищество на вере создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Требования к составлению учредительного договора, сведений в нем, размер складочного капитала такие же, как у полного товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Общество может быть иметь дочерние и зависимые общества. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации, федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров не ограничено. Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть равен не менее 1000 МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50. В случае если число акционеров ЗАО превысит 50, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое.

Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Общество в установленном законодательством порядке обязано вести реестр акционеров общества. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или в год принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год деньгами или иным имуществом.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации (Конституция РФ). Дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для занятия предпринимательской деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом. Следует подчеркнуть, что для занятия отдельными видами деятельности необходимо иметь специальное среднее образование или высшее образование, получить специальное разрешение (лицензию) и иметь квалификационный аттестат.

В соответствии с п.1 ст.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность может быть как основной, так и дополнительной деятельностью (в соответствии с законодательством).

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять найм работников на основе договоров гражданско-правового характера.

Можно определить три пути создания малых предприятий:

Переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;

Выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;

Создание новых малых предприятий.

В современных условиях большинство малых и часть средних предприятий создаются «с нуля», и первый путь, не так давно являвшийся основным, перестал быть таковым. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: