Признание потерпевшим юридического лица. Ещё раз о вопросе, кто является потерпевшим в случае ликвидации юридического лица

Потерпевший - это лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу деяниями, по поводу которых возбуж­дено уголовное дело, причинен физический, имущественный, моральный вред. В части 1 ст. 42 УПК сказано о причинении потерпевшему вреда лишь преступле­нием. Тем не менее потерпевшим лицо признается и при производстве о приме­нении принудительных мер медицинского характера, которое может вестись не только по поводу преступлений, но и в отношении деяний, совершенных невме­няемыми лицами (ч. 1 ст. 433). На момент признания лица потерпевшим причи­нение ему вреда преступлением может быть установлено не только с достоверно­стью, но и с вероятностью, однако в любом случае это решение должно основываться на конкретных доказательствах.

Государства-члены принимают необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении преступлений, указанных в статьях 2 и 3, если. Государство-член информирует Комиссию, если оно решает установить дополнительную юрисдикцию в отношении преступлений, указанных в статьях 2 и 3 за пределами ее территории, в частности, где.

Для того, чтобы преследовать в судебном порядке 2 и 3 преступных деяний, совершенных за пределами национальной территории каждого государства-члена 1 части В выше случаях принимают и 2 случая упомянутых может принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы его юрисдикция не зависит от какой-либо из следующие условия.

Лицо может быть признано потерпевшим по делам не только об оконченных пре­ступлениях, но и о приготовлении или покушении на совершение преступления. Но в этом случае необходимо дать ответ на следующий вопрос: причиняется ли лицу ка­кой-либо вред (и следовательно, может ли оно быть признано потерпевшим), если пре­ступление по не зависящим от виновного обстоятельствам не было доведено до конца и преступный результат, предусмотренный нормой уголовного закона, не наступил (напри­мер, виновный подготавливал совершение убийства, но был своевременно разоблачен)? Представляется, что в подобных ситуациях всегда следует считать, что потерпевшему самим фактом посягательства причинен моральный вред. Такой вывод подтверждается, в частности, и тем, что иначе было бы невозможно при неоконченном преступлении возбуждать уголовные дела частного и частно-публичного обвинения (они возбуж­даются лишь по заявлению потерпевшего - ч. 2, 3 ст. 20), а значит, уголовное пре­следование виновных лиц по этой категории дел было бы неосуществимо.

Помощь и поддержка жертвам торговли людьми. Государства-члены принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы лицу предоставлялась помощь и помощь, как только компетентные органы получают разумную информацию, указывающую, что он или она был жертвой любого из преступлений, указанных в статьях 2 и 3.

Государства-члены в сотрудничестве с соответствующими вспомогательными организациями принимают необходимые меры для создания надлежащих механизмов для раннего выявления, оказания помощи и помощи жертвам. Государства-члены должны предоставлять жертвам особых потребностей, где такие потребности возникают, в частности, с точки зрения беременности, состояния здоровья, инвалидности, психического или психологического нарушения или серьезного психологического, физического или сексуального насилия, которое они понесли.

Судебная практика до введения в действие нового УПК исходила из того, что вред потерпевшему должен быть причинен преступлением непосредственно. Одна­ко УПК РФ упоминает о непосредственном причинении вреда преступлением только гражданскому истцу (ст. 44), но не потерпевшему. Поэтому при буквальном толкова­нии рассматриваемого положения потерпевшими можно было бы признать всех лиц, которые потерпели вред даже ввиду отдаленных последствий преступления (напри­мер, предпринимателей, которые понесли убытки вследствие временного закрытия аэропорта, подвергшегося нападению террористов, и т.п.), что неоправданно, поэто­му, на наш взгляд, потерпевшими по-прежнему следует считать только лиц, которым вред причинен преступлением непосредственно.

Защита жертв торговли людьми во время уголовных расследований и уголовного судопроизводства. Государства-члены должны обеспечить, чтобы жертвы торговли людьми без задержки юридического консультирования и, в зависимости от роли жертв в соответствующей судебной системы, юридического представительства, в том числе для целей компенсации. Юридические консультации и услуги юридического представительства предоставляются бесплатно, если у потерпевшего нет достаточных финансовых ресурсов.

Государства-члены должны гарантировать, что, при условии индивидуальной оценки риска, жертвы торговли людьми обеспечены адекватной защиты, в частности, в случае необходимости, имея доступ к программам защиты свидетелей или других аналогичных мер, в соответствии с национальным законодательством или процедурами, установленными законом.

Потерпевшим от уголовного преступления может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическому лицу может быть причинен как имущественный и моральный, так и физический вред, юридическому - только имущественный (см. об этом § 2 гл. 7 учебника). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляются представителем (ч. 9 ст. 42). Очевидно, что не только права, но и обязанности потерпевшего в этом случае реализуются его представителем, посколь­ку лицо, которое законно выступает от имени юридического лица, обязано действо­вать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (ч. 3 ст. 53 ГК РФ). В качестве представителя юридического лица - потерпевшего может выступать руководитель (орган) этого юридического лица, который представ­ляет его в силу закона или учредительных документов, либо лицо, действующее в силу специального уполномочия (доверенности). При этом на практике иногда возникает вопрос: как поступить, если руководитель (орган) юридического лица по каким-либо причинам не назначил представителя для участия в деле? Кто в этом случае может быть привлечен к уголовной ответственности при отказе потерпевшего от дачи пока­заний или за дачу им заведомо ложных показаний (ч. 7 ст. 42 УПК, ст. 307, 308 УК РФ) и кого следует подвергать принудительному приводу в случае неявки потерпевшего без уважительных причин (ч. 6 ст. 42 УПК)? На наш взгляд, в подобных случаях предста­вителем потерпевшего должен признаваться сам руководитель юридического лица. Если же руководящий орган юридического лица коллегиальный (правление, дирекция и т.д.), то потерпевшим должен быть признан один из членов данного коллегиального органа.

Без ущерба для прав защиты, а также в соответствии с компетентными органами для проведения оценки личных обстоятельств отдельного потерпевшего государства-члены должны обеспечить, чтобы жертвы торговли людьми могут быть предусмотрены специальные меры в целях предотвращения вторичной виктимизации и что, на основе национальной законодательной основе и прецедентного права ДИСКРЕЦИОННЫЕ правила, прецедентное право или руководящие принципы следует, насколько это возможно, избегать.

Помощь, меры поддержки и защиты детей, ставших жертвами торговли людьми. Помощь, поддержка и защита предоставляются детям, ставшим жертвами торговли людьми. Для целей настоящей Директивы основными задачами ребенка являются наилучшие интересы ребенка. Государства-члены должны обеспечить, чтобы жертвы торговли людьми, если возраст не определен и есть основания полагать, что данное лицо является ребенком, что человек считается ребенком, чтобы получить мгновенный доступ к помощи, поддержки и защиты в соответствии со статьями 14 и 15.

Законодательство не предусматривает участия публично-правовых образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в качестве потерпевших и граж­данских истцов. В случаях причинения ущерба преступлением государству либо му­ниципальному образованию ущерб причиняется именно публично-правовому субъекту, поэтому ни Российская Федерация, ни ее субъекты, ни муниципальные образования не могут быть признаны потерпевшими по уголовным делам, в том числе через пред­ставителя в лице Министерства финансов РФ или его территориального органа, хотя бы и выступающих в качестве юридических лиц. Лишь прокурор уполномочен зако­ном на предъявление гражданского иска в интересах государства (ч. 3 ст. 44 УПК).

Помощь и поддержка детям-жертвам. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы конкретные действия для краткосрочной и долгосрочной помощи и поддержки детей, пострадавших от торговли людей в их физической и психо-социальной реабилитации, осуществляются после индивидуальной оценки конкретных обстоятельств каждого пострадавшего ребенка, принимая во внимание мнения ребенка, потребностей и проблем, чтобы найти долгосрочное решение для ребенка. В течение разумного периода времени государства-члены должны обеспечить подготовку жертв и детей, ставших жертвами помощи и помощи в соответствии со статьей 11, в соответствии с их национальным законодательством.

Если вред причинен лицу, совершение преступления против которого было спро­воцировано его собственными действиями (нападением - по делам о превышении обвиняемым пределов необходимой обороны, просьбой о производстве незаконного аборта, добровольным согласием на причинение вреда, действиями, вызвавшими со­вершение обвиняемым преступления в состоянии аффекта, и т.п.), он тем не менее должен быть признан потерпевшим, ибо закон не связывает лишение потерпевшего прав с неправомерностью его поведения. При этом неправильное поведение потер­певшего должно быть учтено при квалификации преступления или определении меры уголовной ответственности причинителю вреда. Пострадавшее от преступных дей­ствий лицо не должно признаваться потерпевшим, только если его собственные уго­ловно противоправные действия послужили причиной нанесения ему вреда, и оно при этом также привлекается по данному делу в качестве подозреваемого или обви­няемого (например, при даче им взятки, когда взяткополучатель, получив деньги, тем не менее не выполнил обусловленных действий).

Государства-члены должны назначить опекун или представитель ребенка, являющуюся жертву человеческой жертвы, торгуя, как только власть определить ребенок, национальным законодательством, не допускается к владельцам родительских обязанностей в целях обеспечения интересов ребенка, и ребенок представляет собой конфликт интересов между ними и ребенком-жертвой.

Государства-члены должны, когда это целесообразно и практически осуществимо, принимать меры для оказания помощи и поддержки семье ребенка, ставшего жертвой торговли людьми, если семья находится на территории государств-членов. Настоящая статья применяется без ущерба для Статьи 11.

В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отношении него уго­ловно противоправных действий права потерпевшего переходят к одному из его близ­ких родственников с учетом договоренности, которая может быть достигнута между ними. Если такая договоренность между близкими родственниками не достигнута, следователь, дознаватель, прокурор и суд сами выбирают из их состава лицо, к кото­рому переходят права потерпевшего.

Защита детей, жертв торговли людьми во время уголовных расследований и судебных разбирательств. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы уголовные дела и дела, с учетом роли потерпевших в соответствующей системе правосудия, компетентные органы детей, ставших жертвами торговли людьми, назначить представителя, национальным законодательством, держатели родительской ответственности возможности представлять ребенка из-за конфликта интересов между ними и ребенка жертвы.

Государства-члены должны гарантировать, что, учитывая роль жертв в соответствующей системе правосудия, дети, жертвы торговли людьми, без задержки на бесплатную юридическую консультацию и освободить юридическое представительство, в том числе с целью получения компенсации, если они не имеют достаточных финансовых ресурсов.

Понятие потерпевшего по делам частного обвинения в смысле ст. 318 несколько отличается от общего понятия потерпевшего, данного в ст. 42 УПК. Потерпевшим по делам частного обвинения является лицо, которому причинен вред или которое пола­гает, что ему причинен такой вред.

Потерпевший имеет следующие права:

1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

Без ущерба для прав защиты государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы в ходе уголовного расследования и разбирательства в любом из преступлений, указанных в статьях 2 и 3. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы в любом из 2 и 3 уголовных расследований всех детей-жертв, а в некоторых случаях ребенок свидетель, может быть видеозаписями и что эти видеозапись интервью могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном судебных разбирательств в соответствии с их национальным законодательством.

2) давать показания;

3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей суп­руги) и других близких родственников, круг которых определен п.

4 ст. 5;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

Государства-члены принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы в ходе уголовного разбирательства, относящегося к любому из преступлений, упомянутых в статьях 2 и 3, суд мог указать, что. Настоящая статья применяется без ущерба для Статьи 12.

Помощь, поддержка и защита несопровождаемых детей, пострадавших от торговли людьми. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы конкретные действия для оказания помощи и поддержки жертв торговли детьми, о которых говорится в статье 14, пункт 1, осуществляется в соответствии с индивидуальным и конкретных обстоятельств несопровождаемого ребенка-жертвы.

8) иметь представителя;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных дей­ствиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его уча­стием, и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключе­нием эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198;

Государства-члены должны принять необходимые меры для нахождения прочного решения на основе индивидуальной оценки наилучших интересов ребенка. Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы в случае необходимости несопровождаемые дети, ставшие жертвами торговли людьми, были назначены опекуном.

Государства-члены должны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы в ходе уголовного расследования и судебного разбирательства, принимая во внимание роль жертв в соответствующей системе правосудия, компетентные органы назначают представителя, когда ребенок несопровождаемых или разлученных со своими семьями.

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми мате­риалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью техни­ческих средств. При этом в случаях, когда в уголовном деле участвует несколько по­терпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;

Настоящая статья применяется без ущерба статьям 14 и 15. Государства-члены должны обеспечить, чтобы жертвы торговли людьми могли использовать существующие системы компенсации жертвам преднамеренных насильственных преступлений. Государства-члены принимают надлежащие меры, такие как образование и профессиональная подготовка, для предотвращения всех форм эксплуатации, торговли людьми, демографических или сокращения спроса.

Государства-члены, в сотрудничестве с соответствующими организациями гражданского общества и других заинтересованных сторон принять соответствующие меры, в том числе через Интернет, такие как информация и информационно-просветительские кампании, научно-исследовательские и образовательные программы, направленные на повышение информированности и снижение риска людей, особенно детей, стать жертвами торговли людьми.

13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостанов­лении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой ин­станции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций;

14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, вто­рой и надзорной инстанций;

Государства-члены будут поощрять регулярную подготовку должностных лиц, которые могут столкнуться с жертвами торговли людьми или потенциальными жертвами, включая сотрудников полиции, работающих в этой области, с целью выявления и отслеживания жертв и потенциальных жертв торговли людьми.

Обескураживающий спрос и того, что предотвращение незаконного оборота человеческого и борьбы с ней более эффективным, государства-члены должны рассмотреть вопрос о принятии мер для обеспечения того, уголовного преступления использования услуг, которые, в соответствии со статьей 2 эксплуатации, как, зная, что человек находится в статье 2 УК жертва акта.

15) выступать в судебных прениях;

16) поддерживать обвинение;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следо­вателя, прокурора и суда;

19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;

20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и пода­вать на них возражения;

Национальные рефералы или эквивалентные механизмы. Государства-члены должны принять необходимые меры для создания системы национальных докладчиков или эквивалентных механизмов. Задачи таких механизмов включают, в частности, анализ тенденций в торговле людьми, оценку результатов борьбы с торговлей людьми и сбор статистических данных в тесном сотрудничестве с соответствующими организациями гражданского общества, действующими на местах, и предоставление информации.

Координация стратегии Союза против торговли людьми. В целях содействия скоординированной и консолидированной стратегии Союза по борьбе с торговлей людьми государства-члены облегчают задачи Координатора по борьбе с торговлей людьми. В частности, государства-члены сообщают координатору информацию, указанную в статье 19, на основе которой она вносит свой вклад в двухгодичный промежуточный доклад Комиссии о борьбе с торговлей людьми.

21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11;

22) поддерживать обвинение не только по делам частного обвинения, но и по всем категориям дел, в которых он участвует;

23) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и пода­вать на них возражения;

24) быть защищаемым с помощью мер безопасности, предусмотренных Феде­ральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Переложение в национальное законодательство. Государства-члены сообщают Комиссии текст положений, вносящих в свое национальное законодательство обязательства, налагаемые на них в соответствии с настоящей Директивой. Когда государства-члены принимают эти меры, они должны содержать ссылку на настоящую Директиву или сопровождаться такой ссылкой в ​​случае их официального опубликования. Эталонная процедура устанавливается государствами-членами.

Представить в Европейский парламент и Совет доклад о том, в какой степени государства-члены приняли необходимые меры для соблюдения настоящей Директивы, включая описание действий, предпринятых в соответствии с положениями статьи 18 (4) и, при необходимости, законодательными предложениями.

Предусмотренное п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК право потерпевшего на ознакомление со всеми материалами дела с момента окончания предварительного расследования рас­пространяется на все формы окончания предварительного расследования, а именно:

а) окончание предварительного следствия с обвинительным заключением (ст. 216);

б) окончание дознания с обвинительным актом (ст. 225); в) окончание предварительного следствия с постановлением о направлении дела в суд для решения вопроса о приме­нении к лицу принудительных мер медицинского характера (ч. 3 ст. 439); г) оконча­ние предварительного следствия или дознания вынесением постановления о прекра­щении дела (ст. 239). То обстоятельство, что об этом праве упоминается не во всех названных выше статьях Особенной части УПК (исключение составляет ч. 3 ст. 439), не лишает потерпевшего возможности на его реализацию, так как нормы Общей ча­сти, по общему правилу, распространяют свое действие на все содержание Кодекса.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела и в любом объеме снимать с них копии, другими словами, следователь не вправе выборочно знакомить его с материалами дела.

Следует обратить внимание также на то, что закон дает потерпевшему право лишь снимать копии с материалов дела, но не получать их. То есть следователь и дознава­тель обязаны предоставить ему возможность делать выписки в любом объеме, ис­пользовать технические средства (копировальные аппараты, фотосъемку), но не обя­заны снимать для потерпевшего копии сами. Потерпевший вправе рассчитывать лишь на получение названных выше (п. 13 перечня прав потерпевшего) копий постановле­ний следователя и дознавателя, а также приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Вручение этих документов должно, на наш взгляд, происходить немедленно после признания лица потерпевшим либо (если они к этому времени еще не вынесены) в разумный и достаточный или другой установленный законом срок (ч. 4 ст. 148, ст. 312 УПК) после их принятия следовате­лем, дознавателем и судом.

Потерпевший вправе знать о принесенных по уголовному делу жалобах и пред­ставлениях и подавать на них возражения. Другими словами, все жалобы и представ­ления прокурора, полученные следователем, прокурором и судьей в ходе досудебного производства по делу, а также судом в судебном производстве, должны быть предо­ставлены потерпевшему для ознакомления. Поскольку это преследует цель дать по­терпевшему возможность своевременно представить на эти жалобы и представления возражения, такое ознакомление не может быть приурочено лишь к окончанию пред­варительного расследования или соответствующих судебных стадий. Каким образом это право технически должно быть реализовано, закон умалчивает. По-видимому, по­терпевшему необходимо направлять либо извещения о поданных жалобах и его праве ознакомить с ними, либо копии самих жалоб.

Поддержание обвинения потерпевшим не ограничивается лишь его участием в судебных прениях (ч. 2 ст. 292), а осуществляется на протяжении всего предвари­тельного расследования и судебного разбирательства путем реализации права на дачу показаний (п. 2 ч. 2 ст. 42), представление доказательств (п. 4 ч. 2 ст. 42), заявление ходатайств (п. 5 ч. 2 ст. 42) и т.д.

Потерпевший имеет право на примирение с подозреваемым или обвиняемым, предусмотренное ст. 25 УПК. При причинении потерпевшему преступлением мате­риального или морального вреда он вправе предъявить гражданский иск в уголовном процессе. При этом он становится еще и гражданским истцом.

Процессуальные права потерпевшего могут реализоваться им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем. Потерпевший может от­казаться от услуг представителя-адвоката, но не от своего законного представителя.

Потерпевший также обязан: являться по вызову; давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования (если от него взяли подписку об этом); подвергаться освидетельствованию и экспертизе, представлять образцы для сравнительного исследования, соблюдать порядок в судебном заседании.

Пленум Верховного Суда РФ 29 июня 2010 г. принял Постановление № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве». Что еще нужно было сделать, чтобы потерпевший почувствовал себя защищенным? На вопросы редакции «эж–ЮРИСТ» отвечает судья Верховного Суда РФ (в отставке), профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Государственного универси­тета – Высшей школы экономики, доктор юридических наук Никита Александрович Колоколов.

В сфере охраны правопорядка задействовано около миллиона человек. Несмотря на это защитить интересы конкретного потерпевшего получается далеко не всегда. В чем причина?

– Исторически сложилось, что могучая российская правоохранительная система «заточена» преимущественно на борьбу с некой абстрактной преступностью, так как в уголовной политике все еще превалирует концепция, сформировавшаяся в ранние годы советской власти, согласно которой ликвидация одного класса автоматически ведет к процветанию других. Борьба с преступностью ориентирована в основном на ликвидацию (гипотетическое исправление) «класса» преступников. Считается, что если не будет преступников, не будет и потерпевших.

Осуждение преступника – интерес публичный, именно на него работают все правоохранительные структуры, а вот защита потерпевшего, возмещение ему вреда – интерес преимущественно частный. В результате этого проблема защиты потерпевшего, возмещение ему вреда, причиненного преступлением, сама собой отходит на второй план. Несовершенство правовой идеологии автоматически ведет к несовершенству законодательства и правоприменительной практики.

Вместе с тем в государствах, именующих себя, как и Россия, социальными, качество работы правоохранительной системы оценивается не по числу осужденных преступников, а по отзывам населения страны, для которого цифры роста «тюремной его части» абсолютно неинтересны.

В России ведется нескончаемая острейшая дискуссия относительно выбора критериев качества работы сотрудников правоохранительных органов и судов. Сердцу сотрудника уголовного розыска, например, мил такой показатель, как раскрываемость. Раскрыл преступление, а там и трава не расти. Для следователей главное – работать без доследования и оправдательных приговоров, для судей – без отмен и изменений. В общем, почти как в песне: «сегодня не личное – главное, а сводки отделов ВД и судов».

Как видим, главное действующее лицо, на защите которого теоретически должна стоять миллионная армия представителей правопорядка, – потерпевший в эту систему координат не входит. На руку порочной системе и работа СМИ: информации о возмещении ущерба потерпевшему, равно как и о достижении такой конечной цели уголовного судопроизводства, как исправление преступника, практически нет. Получается, россиянам потерпевший неинтересен, им также скучен исправившийся преступник. А вот, например, физическое устранение конкурента (отстрел), похороны авторитета преступного мира Иванькова (Япончика) по популярности освещения в СМИ – явление общенационального характера. Безусловно, вышеприведенные факты свидетельствуют об искаженном характере общенационального правосознания, можно даже сказать, о наличии в нем целого ряда болезненных тенденций.

Вместе с тем, как правильно отмечено в преамбуле анализируемого Постановления, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10.12.48, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений от 29.11.85, Рекомендациям Комитета министров Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» от 28.06.85 важнейшей функцией уголовного правосудия является охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию. В пункте 1 Постановления также подчеркивается, что назначение уголовного судопроизводства – защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Вывод из вышесказанного может быть только один: российскому уголовному судопроизводству пора повернуться лицом к потерпевшему. О качестве работы правоохранительной системы следует судить не только по ведомственным отчетам, но и по отзывам потерпевших.

Для отечественного уголовного процесса характерно тотальное господство системы публичного обвинения. Интересно, зачем в этом случае потерпевшему права, ведь за него обязаны сделать все необходимое дознаватель, следователь, прокурор и суд?

– Тотальное господство публичного обвинения – тоже наследство эпохи тоталитаризма. Ее идеологи как огня боялись неподконтрольных государственному аппарату отношений между людьми, т.е. горизонтальных социальных связей типа «гражданин-потерпевший» – «гражданин-правонарушитель». Все семьдесят лет советской власти приоритет отдавался исключительно связям вертикальным: «гражданин-потерпевший» – чиновник – «гражданин-правонарушитель».

Более того, в действующем УПК РФ по делам публичного обвинения фактически отсутствует алгоритм отношений «гражданин-потерпевший» – «гражданин-правонарушитель». В этой связи авторы Постановления были вынуждены ограничиться фразой «Обязанностью государства является не только предотвращение и пресечение в установленном законом порядке посягательств, способных причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечение потерпевшему от преступления возможности отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами».

По подавляющему числу дел публичного обвинения от потерпевшего мало что зависит, а бывает, что и вообще ничего. Его мнение в лучшем случае выслушают из вежливости. По таким делам у потерпевшего одни обязанности: своевременно являться к дознавателю, следователю, судье и давать правдивые показания. Все остальное (выявить преступление, раскрыть его, привлечь виновных к уголовной ответственности, назначить им определенное законом наказание, принять меры к возмещению вреда, причиненного потерпевшему преступлением) – задача органов предварительного расследования, прокурора и суда.

Вместе с тем отношения «гражданин-потерпевший» – «гражданин-правона­ру­шитель» по отношению к уголовно-процессуальным отношениям носят инициирующий, предикатный характер. В этих отношениях все далеко не так просто, как это кажется работающим преимущественно на ведомственный показатель работникам правоохранительной системы. Вместе с тем главная цель последней заключается не в углублении противоречий между потерпевшим и правонарушителем, а в установлении между ними мира. Вот именно здесь и следует правоохранителям задействовать потенциал социальной связи преступника и жертвы, в рамках которой ввиду виктимности последней о правонарушителе далеко не всегда следует говорить только отрицательно. Игнорирование наличия таких связей неизбежно ставит под угрозу справедливость процессуальных решений по делу.

Пример. Правоохранительные органы выявили факт интимной близости между девушкой, не достигшей совершеннолетия, и взрослым парнем. Несмотря на то что органы местного самоуправления официально разрешили «потерпевшей» вступить с «преступником» в брак, органы правоохранительные, не «спросив у педсовета, во сколько лет свела с ума Ромео юная Джульетта», добились осуждения молодого человека к реальному лишению свободы. Чего добились? Испортили биографию потерпевшей и ее детям, теперь они обязаны в автобиографиях писать, что их муж (папа) судим.

Случай вопиющий. Не случайно 27 июля 2009 г. ст. 134 УК РФ была дополнена примечанием, согласно которому лицо, впервые вступившее в половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, освобождается судом от наказания, если лицо, совершившее преступление, и само преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшим.

Первый шаг навстречу интересам потерпевшего сделан. Однако возникает вопрос, почему «виновный» освобождается только от уголовного наказания, а не от уголовной ответственности, как то предусмотрено, например, ст. 75 УК РФ.

Да и о каком преступлении может идти речь, если к моменту принятия судебного решения установлен факт отсутствия общественной опасности деяния, а в силу ст. 14 УК РФ таковая – обязательная составляющая преступления. Нет ее – нет и преступления.

Кого следует считать потерпевшим?

– Потерпевший – это физическое лицо, жертва, которой причинен физический, имущественный или моральный вред. Лицо, пострадавшее от преступления, признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического, психического состояния и иных данных о его личности, а также независимо от того, установлены ли все лица, причастные к совершению преступления. В Постановлении подчеркнуто, что правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из его фактического положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим, подлежат обжалованию в порядке, предусмотренном ст. 124 и 125 УПК РФ.

В тех случаях, когда по поступившему в суд уголовному делу будет установлено, что лицо, которому преступлением причинен вред, не признано потерпевшим по делу, суд признает такое лицо потерпевшим, уведомляет его об этом, разъясняет права и обязанности, обеспечивает возможность ознакомления со всеми материалами дела (ст. 42 УПК РФ). В решении о признании лица потерпевшим должно быть указано, какими действиями и какой именно вред ему причинен, в том числе при причинении вреда сразу нескольких видов (физического, имущественного и морального, вреда деловой репутации).

Кто признается потерпевшим в случае смерти лица от преступления?

– По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, пострадавшего от преступления, права потерпевшего переходят к одному из близких родственников погибшего. К таковым относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти лица могут быть признаны потерпевшими с обязательным приведением судом мотивов такого решения.

Может ли быть потерпевшим юридическое лицо?

– Юридическое лицо следует признать потерпевшим, если преступлением причинен вред его имуществу или деловой репутации. В этом случае его права и обязанности осуществляет представитель, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо ордером, если интересы юридического лица представляет адвокат.

Кто наделен правом представления интересов потерпевшего?

– Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, способные, по мнению этих участников судопроизводства, оказать им квалифицированную юридическую помощь. Полномочия таких лиц подтверждаются доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо заявлением потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя в судебном заседании. Суд, принимая решение о допуске представителя с учетом данных о его личности, должен убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу представителя потерпевшего или гражданского истца (ст. 72 УПК РФ).

Кто представляет интересы несовершеннолетнего потерпевшего?

– В тех случаях, когда потерпевшим является несовершеннолетний или потерпевший – лицо, по своему физическому или психическому состоянию лишенное возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекается его представитель.

Каковы права потерпевшего в состязательном уголовном процессе?

– Исходя из принципа равенства прав сторон, потерпевший пользуется равными со стороной защиты правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях.

Потерпевшему, его представителю, законному представителю на любом этапе уголовного судопроизводства должна быть предоставлена возможность довести до сведения суда свою позицию по существу дела и те доводы, которые он считает необходимыми для ее обоснования. При этом суду следует учитывать доводы потерпевшего по вопросам, которыми затрагиваются его права и законные интересы, и дать им мотивированную оценку при принятии судебного решения.

В целях создания необходимых условий для исполнения потерпевшим процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных ему прав судам при наличии к тому оснований следует принимать меры для оказания помощи потерпевшему в собирании доказательств (получении документов, истребовании справок и т. д.).

Поскольку потерпевший, его законный представитель и представитель относятся к участникам судопроизводства со стороны обвинения, суд вправе при наличии к тому оснований удовлетворить ходатайство государственного обвинителя в судебном заседании о предоставлении ему возможности согласовать свою позицию с этими лицами.

Вправе ли потерпевший просить о предоставлении такой возможности?

– Об этом в Постановлении умалчивается. С одной стороны, препятствий для внесения такого ходатайства потерпевшим нет, жертва преступления имеет право быть выслушанной в любом случае. С другой – в рамках публичного обвинения потерпевший – максимум сообвинитель, поэтому в вопросах формирования объема обвинения, заключения досудебного соглашения о сотрудничестве потерпевший имеет лишь право совещательного голоса.

Имеет ли потерпевший право на применение в его отношении мер безопасности?

– Потерпевший, его законный представитель, представитель имеют право ходатайствовать о применении в отношении них мер безопасности. Такое право им своевременно разъясняется лицом, осуществляющим судопроизводство. Реализовать это право указанные лица могут в любой момент производства по уголовному делу.

Как сегодня решается вопрос об информационной защищенности интересов потерпевшего?

– В тех случаях, когда рассмотрение дела может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни потерпевшего либо сведений, унижающих его честь и достоинство, а также если этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, его близких родственников, родственников или близких лиц, надлежит при подготовке дела к судебному разбирательству решить вопрос о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании. Более того, в целях охраны прав потерпевшего, не достигшего возраста 18 лет, по ходатайству сторон, а также по инициативе суда его допрос может быть проведен в отсутствие подсудимого.

На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» при размещении судебных решений в сети Интернет персональные данные потерпевшего подлежат исключению из текста судебного решения. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать личность потерпевшего.

По смыслу закона под персональными данными следует понимать любую информацию, относящуюся к определяемому на основании ее потерпевшему, в том числе его фамилию, имя, дату рождения, адрес, доходы и другую информацию.

Каковы критерии оценки морального вреда, причиненного потерпевшему?

– Принято учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, руководствуясь при этом требованиями разумности и справедливости. Характер страданий устанавливается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред:
1. поведения подсудимого непосредственно после совершения преступления (оказание либо неоказание помощи потерпевшему);

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: