Виды жанров в журналистике. Основные жанры журналистики. Спортивная журналистика - одно из перспективных направлений СМИ

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

* Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

* Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

* Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие “публицистика” воспринимается как синоним к слову “журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото - и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют

Информационную публицистику,

Аналитическую публицистику,

Художественную публицистику.

Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики.

Важно помнить, что в “чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На “стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Но сколь бы сложной ни была “конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

(Цвик В. Л. Введение в журналистику)

Жанром принято называть устойчивые формы или типы журналистского произведения, объединенные сходными содержательными и формальными признаками. В журналистике существует устоявшаяся система жанров. Однако это не предполагает, что жанровая палитра не обновляется. В различные переломные моменты развития общества появляются новые жанры или происходит синтез существующих. Причиной этому становится желание журналиста как можно глубже и разносторонне рассказать зрителю об освещаемой проблеме.

Информационные жанры в журналистике

Тексты информационных жанров составляют большой пласт в журналистском творчестве. Эти жанры характеризуются оперативностью, краткостью, точностью и ясностью подачи информации. Их целью является быстрое сообщение о событии с некоторыми подробностями. К группе информационных жанров относятся: , отчет, информационное интервью, опрос, репортаж.

Заметка – самая простая форма реагирования на событие. Его особенностью является именно краткое изложение явления.

Отчет – это информационное освещение событий формата конференций, презентаций, семинаров, собраний, заседаний и т.п. В отчете обязательно должны быть изложены основные темы выступлений, реакция слушателей.

Интервью, как информационный жанр, не предполагает журналистский анализ ответов интервьюера. Здесь главной задачей является получение сведений без их оценки. Опрос – схожий способ получения информации от интервьюера. Только ответы на вопросы журналисту надо получить не от одного человека, а от множества людей.

Репортаж предполагает оперативное освещение события либо через призму журналистского взгляда, либо с точки зрения очевидца.

Специфика аналитических жанров в журналистике

В аналитических жанрах дается широкое и детальное освещение фактов с их оценкой, обобщением, комментированием. В этом направлении журналистского творчества важно рассмотреть и истолковать события. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обозрение, расследование.

Жанр корреспонденции предполагает детализированный анализ ситуации. В этом жанре журналист выявляет закономерности действительности на основе анализа конкретного события.

Рецензия имеет строго определенный предмет исследования. В основном, объектами рецензии являются произведения искусства, публицистики, культурные мероприятия и объекты и пр. Жанр рецензии предполагает только оценку события автором, но не его анализ и выдвижение общественно-значимых проблем.

Статья – текст, в котором журналист разъясняет суть различных феноменов, выявляет тенденции развития событий, анализирует опыт решения каких-либо проблем, выступает с критикой неэффективных решений.

Обозрение по стилистике может быть похоже на статью, однако призвано дать панораму событий с примерами и деталями.

Предметом журналистского расследования обычно является какое-либо вопиющее отрицательное явление. Цель расследования – выявить причины этого явления.

Особенности художественно-публицистических жанров в журналистике

Художественно-публицистические жанры предполагают, в первую очередь, авторское впечатление от события. К этим жанрам относятся: эссе, очерк, фельетон, памфлет. Художественно-публицистические жанры могут носить образный и экспрессивный характер. Они довольно сложные в исполнении и требуют от журналиста не только мастерства, но и наличия жизненного опыта.

Когда мы говорим о журналистике, то подразумеваем сбор и творческую обработку информации о событиях текущей жизни, актуальных тенденциях и последующее распространение с помощью различных средств массовой информации (телевидения, прессы, интернета, радио). В зависимости от того, какие технологии и оборудование используются в процессе сбора и распространения материала, определяются направления журналистики, которых на сегодняшний день существует пять.

Направления журналистики:

  • Периодическая печать;
  • Фотожурналистика;
  • Радиожурналистика;
  • Тележурналистика;
  • Интернет-журналистика.

Периодическая печать

Наиболее древнее из всех других, это направление журналистики подразумевает распространение информации с помощью печатных изданий: газет, журналов, изданий научных обществ, информационных бюллетеней и т.д. Функциями подобных изданий является информирование (общественно-политическое, научное, литературно-художественное и др.) и формирование общественного мнения по тому или иному освещаемому вопросу.

Радиожурналистика

Направление журналистики, использующее для распространения информации средства радиовещания. Особенностями этого направления являются высокая оперативность и специфический характер эмоционального влияния на аудиторию.

Тележурналистика

Данное направление является на сегодняшний день наиболее массовым способом распространения информации и наиболее мощным по силе влияния на общественность. Возможность одновременной трансляции видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения, использование различных видео- и аудиоэффектов открывает перед тележурналистами огромные возможности для творчества.

Фотожурналистика

Особое направление журналистики, основным средством выражения которого являются фотоснимки. Обязательными условиями направления являются объективность (фотографии точно воспроизводят события), хронология и повествовательность (снимки способны передать аудитории суть запечатлённых событий).

Виды жанров.

В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше — аналитических жанров и еще меньше — художественно-публицистических жанров. Рассмотрим более подробно каждую из групп.

Информационные жанры:

1. Заметка.

Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации. Отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Печатается на первых — вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык заметки — сухой, отстраненный, официальный.

Существует несколько разновидностей заметок

·Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.
·Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.
·Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.
·Заметка может представлять собой и мини-рецензию.
·Одна из разновидностей заметки — блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
·Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой.
·Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
·Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.
К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.
·Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.
·Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры). С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности сообщения.
·Ясность заметки является очень важным её качеством, так как читателю из небольшого по объёму текста необходимо извлечь адресованную ему информацию.

2. Отчет

Концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения.

Виды отчетов: прямой отчет — непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет — коммюнике — рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет — передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета — официально-деловой.

Цель отчёта — сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.

3. Интервью

Некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста.

Интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости — дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью — интервью-экспресс, блиц-интервью.
Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за «круглым столом» и др.

4. Беседа

Иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего — двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задаёт вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них, В беседе журналист является равноправным партнёром по коммуникативному акту, а значит и создателем содержания будущего текста.
Участие журналиста в беседе позволяет более всесторонне рассмотреть предмет разговора, уточнить ответы, соотнести их с другими известными журналисту фактами. Этот жанр требует подготовки журналиста к обсуждению избранной темы, точных представлений о предмете разговора. Особую сложность представляет собой беседа с должностными лицами, незаинтересованными в широком гласном обсуждении результатов их работы.

5. Блиц-опрос

Содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель — краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.

6. Публикация типа вопрос-ответ

Возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра — неразрывное единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра заключается в том, что в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может быстрее привлечь внимание читателей. Так бывает, если в редакцию поступил вопрос интересный многим, касающийся важных событий.

7. Репортаж

Является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчётами. Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортёра), т.е. создать «эффект присутствия» — это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей. Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.

Виды репортажа:

·событийный — событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи),
·тематический — событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии,
·постановочный — ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность — то сухим и неинтересным.

8. Реплика

Краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

9. Некролог

Извещение о смерти людей (прежде всего — известных данной аудитории). Он обычно содержит краткую биографию умершего, сведения о том, где и как он работал, о его достижениях и наградах, слова прощания и выражения скорби по умершему.

Аналитические жанры

Средства массовой информации не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась достаточно разветвлённая система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами. По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

Аналитические жанры предполагают не только серьёзное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.

К аналитическим жанрам относятся: статья, аналитический отчет, корреспонденция, обозрение, рецензия и др.

1. Статья

Локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Она даёт подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Факты в статье играют иллюстративную роль, более важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Статья может иметь различные жанровые разновидности:

Общеисследовательская статья анализирует широкие — общезначимые вопросы:

·пути развития страны,
·уровень нравственности в обществе,
·выбор верного курса внешней политики и т.д.

Такая публикация требует высокого уровня обобщения, глобальности мышления. Общественная роль статьи снижается, если она перестаёт быть исследовательской и превращается в пропагандистскую. Для националистической и консервативно-коммунистической прессы было характерно постоянное стремление подменять анализ действительности пропагандой. Однако, и в демократической печати нередко, особенно в 1993 и 1996 годах, пропагандистские статьи публиковались очень активно, имея лишь форму аналитических публикаций. Автору статьи необходимы и теоретические знания проблемы, и жизненный опыт, умение сформулировать тезисы публикации и соотнести их с фактами, следуя избранной концептуальной линии.

Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. В таких статьях анализируется положение дел в определённой отрасли или на отдельном предприятии, ставится задача вынести на суд общественности анализ ситуации и какие-то конструктивные предложения.

Проблемная статья. Требует оценки проблемы с разных сторон и поиска ее разрешения, предложения программы действий. В зависимости от подготовленности читателей, которым адресована газета (специалистам данной отрасли или более широкому кругу), журналист определяет степень уместности профессиональной лексики и необходимость разъяснения деталей.

Полемическая статья представляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы. Некоторые издания публикуют полемику довольно часто.

Этот жанр предполагает соблюдения ряда правил ведения полемики, как по содержанию, так и по речевой форме. Авторами полемических статей часто выступают не журналисты, а политики, экономисты, учёные, специалисты в различных областях производства, техники. Поэтому представителям самых разных профессий надо быть готовыми к написанию статей.

Создание полемического текста должно начинаться с чёткого формулирования главной мысли. Эту мысль необходимо сделать ясной для читателя. При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьёзность фактов состоит в надёжности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений.

Недопустимо приписывать словам оппонента тот смысл, который они не могут иметь, или тот, который оппонент вовсе не желал выразить. Установка на взаимопонимание участников полемики — важное условие её конструктивности. Достичь такого взаимопонимания невозможно без уверенного владения нормами литературного языка.

2. Аналитический отчет

Предметом журналистского аналитического отчёта, как и отчёта информационного является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях съездах. Аналитический отчёт отличается от информационного целью — она состоит не в сообщении о ходе какого-либо события, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Внимание аудитории направляется от содержания выступлений к событиям реальной жизни, что позволяет самим читателям судить о позиции участников собрания.

Автор аналитического отчёта может выбирать только самые интересные выступления, давать им свою трактовку и объяснение, но делать это необходимо так, чтобы аудитория смогла легко отличить мысли автора отчёта от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.

Объективность аналитического отчёта во многом зависит от избираемых языковых средств. Например, известно, что все партии проводят не только открытые, но и закрытые заседания съездов. В отчетах эти мероприятия именуются как «прошедшие в обстановке конфиденциальности», если партия журналисту нравится, либо как «прошедшие в условиях повышенной конспирации и строгой секретности, если партия журналисту не нравится.

Вообще, аналитический отчёт должен отличаться преобладанием стилистически нейтральных слов с ясным понятийным значением, конечно, и эмоционально окрашенная лексика возможна, но лучше, если она будет присутствовать во вводных конструкциях и высказываниях, содержащих оценки журналиста, а не в информационной части текста. Язык аналитического отчёта характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях. Этим определяется необходимость разъяснять читателям редкие, малоупотребительные, недавно появившиеся термины. Отчёты отличаются достаточно сложными синтаксическими конструкциями, которые вводят прямую речь, предваряют изложение в косвенной речи, выделяют комментарий.

3. Корреспонденция

Жанр, похожий и на отчёт, и на репортаж, но имеет особую цель — сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя «живое» наблюдение, фрагменты выступлений, «свёрнутый» пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная — обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления.

Виды корреспонденции:

. Информационная . Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

. Постановочная корреспонденция — такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фактов.

. Корреспонденция — раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции — специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции.

Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

4. Рецензия

Жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра — выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нём то, что незаметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определённой сфере. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления — книги, фильмы, телепередачи. Рецензия должна преследовать важную цель — помочь аудитории оценить широко известное произведение, разобраться в вопросах искусства и литературы.

В современной прессе рецензии рассматривают какую-либо одну сторону произведения — тему, мастерство автора, работу режиссёра или исполнителей.

В последнее время появляются новые тематические виды рецензий — рецензии на документальные и мультипликационные фильмы, на телепередачи, рекламные ролики, музыкальные клипы, так как эти виды произведений всё чаще попадают в центр общественного внимания.

Как отмечают многие ведущие деятели культуры современной России, рецензии часто облечены в жёсткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, чем профессиональными публикациями. В этой связи вновь стоит вспомнить о речевом этикете, о культуре общения. Авторитет критики достигается, прежде всего, объективным отношением к рецензируемому труду, аргументированным анализом, интеллигентной формой выражения мыслей. Это требует от журналиста постоянного внимания к стилистической и эмоциональной окраске употребляемых слов.

5. Обозрение или обзор

Жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать «панорамой событий».

Виды обозрений:

. Внутренние — о событиях жизни внутри страны.
. Международные — о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

Политические,
. Экономические,
. Спортивные,
. Сельскохозяйственные,
. Культурные и т.д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

6. Социологическое резюме

Новый жанр, возникший в российской печати в последние годы в связи с активизацией политической жизни и развитием социологических исследований.

Социологическое резюме содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Аналитический характер такой публикации определяется тем, что журналист обращается к материалам, которые сами по себе представляют анализ действительности и тем, что журналист может соотносить данные различных социологических исследований, комментировать их.

Резюме даёт адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования, без указания и обсуждения методов их получения. Напоминая по форме научно-популярный жанр, резюме обладает функцией воздействия: характеризуя расстановку политических сил, оно побуждает массового читателя делать свой выбор, который в массовом сознании часто определяется предпочтениями большинства.

7. Комментарий

Может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале 20 века. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета.

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанры журналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике. Но её жанровое деление настолько своеобразно, что ему стоит посвятить отдельную главу.

В журналистике, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике "чистота" жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для "бульварных" изданий и низкопробных теле - и радиопередач.

Нередко приходиться слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует также суждение, что тема жанров в журналистике не заслуживает внимания, поскольку содержание понятия "жанр" непрерывно меняется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой набор жанров. Согласиться с этим нельзя по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как "жанр", существует объективно, независимо от мнений, как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется по жанрам на основе целого ряда принципов деления. У каждого конкретного произведения есть состав определённых характеристик, возникающих либо относительно произвольно, либо в результате специальных творческих усилий автора (как в искусстве). Тексты, обладающие схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение может быть произведено разными исследователями на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, наиболее верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных признаков, включаемых какую-либо устойчивую группу. Уже после того, как определён объединяющий признак (или признаки), его называют "жанровым признаком", а объединённую им группу - "жанром".

Во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит: "Напишите хороший материал об авиации". Совсем по-другому воспринимается просьба написать очерк о лётчике-испытателе. В последнем случае журналист лучше поймёт, какой материал хотел бы получить редактор.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистского материала, предопределяющих его жанровую определённость, намного значительнее роли предмета. В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определённые уровни "проникновения" познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определённых задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Одни издания преследуют коммерческие цели, другие - цель пропагандистского воздействия, третьи хотят максимально полно и объективно информировать аудиторию. Этим определяющим функциям журналистики подчинены свойственные ей определённые задачи "второго ряда":

создание определённой информационной модели отображаемого явления (его описание);

установление причинно-следственных отношений;

выявление значимости явления (его оценка);

определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Осуществление творческих функций открывает путь к реализации журналистикой названных выше общественных функций. А так же подразумевает применение различных методов познавания действительности. Они составляют три большие группы - эмпирические (методы сбора материала), теоретические (общетеоретические методы познания и специализированные методы осмысления собранного материала) и художественные (методы наглядно-образного обобщения).

Итак, мы выяснили, что предмет, функция и метод - три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр, и при сохранении необходимых связей и зависимостей между ними возникает та самая "устойчивая форма", в которой читателю удобнее всего воспринимать авторскую мысль.

Определённый жанр соответствует теме как предмету, но он предметно ориентирован не на каждый отдельный жизненный материал, а на определённый его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полёте в космос, о пожаре - но обязательно о ходе события. Статья работает только с проблемами, интервью - с мнениями, а рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в фильме, в книге, спектакле. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Чтобы этого избежать, журналист должен отчетливо представлять не только "фактуру", но и задачу, которую ему предстоит решать.

Итак, задача, или функциональная обоснованность - второй кит, на котором держится жанр. Считается, что журналистика решает триединую задачу:

сообщение фактов;

оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

изображение фактов, событий и явлений.

Эти три задачи формируют три группы жанров:

информационные;

аналитические;

художественно-публицистические (документально-художественные).

К информационным жанрам относятся заметка, корреспонденция, репортаж, некролог и др.; к аналитическим - беседа, комментарий, анкета, рейтинг, рецензия, журналистское расследование; к художественно-публицистическим - очерк, фельетон, анекдот, пародия, эпитафия. У жанра может быть несколько функций, но в основе неизменно остаётся одна. Так, главной задачей корреспонденции является информационная, статья специализируется на постановке и решении проблемы, заметка сообщает новости, обзор помогает представить положение дел в целом, обозрение - увидеть в этом целом перспективные тенденции. Информационные признаки жанра остаются неизменными в течение столетий, но остальные более подвижны и изменения их для жанра весьма чувствительны. Поэтому, выбирая творческую задачу, журналист должен знать, какой жанр предназначен для её решения.

Связь между предметом и функцией определяет жанр , а значит устанавливает метод работы с информацией. С информационными жанрами, предназначенными для "новостного" материала, проще - им соответствуют наиболее освоенные способы собирания информации: наблюдение, расспрашивание, чтение документов. Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: дедукцию и индукцию, установление причинно-следственных связей, анализ.

Знание жанрообразующих факторов помогает более чётко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров. Но процесс жанрообразования, то есть обретения будущими публикациями характеристик, позволяющих относить эти публикации, например, к уже известным жанрам, надо отличать от процесса возникновения "имён" жанров. Этот второй - процесс номинации, заявившей о себе новой группы публикаций, ещё не получившей жанрового определения. Не имеет строгих принципиальных оснований, не опирается на какую-либо закономерность.

Выделение особого вида жанра или смешивание его с другими жанрами происходит в результате изменений в каждом из жанрообразующих факторов. Эти изменения могут быть обусловлены отмиранием (не основных) и появлением новых функций жанров. Усложнением информационных задач, открытием новых предметных граней действительности.

Процесс "гибридизации" был подробно показан В.В. Ученовой на примере репортажа. В начале 80-х годов происходило заметное движение репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но трудами Г. Бочарова, Ю. Роста, В. Черткова и других выделился особый вид репортажа - аналитический. Этот термин не прижился, и сегодня чаще говорят о "репортёрском расследовании". Однако расследование - не жанр, а метод, открывающий пути к нескольким жанрам: корреспонденции, проблемному очерку, статье. Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приёмов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие секреты эволюции традиционных жанровых форм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: