РОЛЬ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОГО ИНСТРУМЕНТА

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОГО ИНСТРУМЕНТА

 

 

Роль электронно-цифрового инструмента

(клавишного синтезатора) на занятиях по предмету «Фортепиано»

Жуланова Е.В.,

педагог дополнительного образования

 

В системе дополнительного образования стремительно развивается электронное музыкальное творчество, как новая учебно-художественная деятельность на основе цифровых инструментов. В нашем Детском центре культуры таким инструментом выступает клавишный синтезатор. В связи с этим, в организации учебного процесса стало возможным использовать новые подходы обучения для развития творческого потенциала начинающих музыкантов-пианистов. Синтезатор – с одной стороны, такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой стороны – это «инструмент-оркестр» или иначе «большая творческая лаборатория».

 Включение синтезатора на занятиях по предмету «Фортепиано» способствует решению следующих задач:

-    повышению интереса обучающихся к музыкальной деятельности и к занятиям в целом;

-    формированию обстановки сотрудничества, развитию творческой свободы в музыкально-исполнительской деятельности;

-    расширению слуховых представлений о звучании инструментов;

-    повышению образовательного уровня обучающихся, их обогащению новыми знаниями и умениями – теоретическими сведениями в области гармонии, музыкальной формы, музыкальных инструментов, умений аранжировки, сочинения, ансамблевой работы.

Все  это  делает  цифровые  инструменты  чрезвычайно  ценным  средством  музыкального обучения. Новые формы музыкально-творческой деятельности способствуют активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.

 

Формы музыкально-творческой деятельности, используемые на занятиях фортепиано на основе электронного музицирования.

1.              Развитие эмоционально-образного мышления и воображения юного музыканта  

Начальный этап является важным моментом в обучении музыкальному искусству, так как именно в этот период у ребенка возникает интерес к музыке, к инструменту, закладывается фундамент развития музыкальных способностей. Очень важно создать на занятии комфортную, радостную обстановку, которая будет способствовать раскрытию креативного потенциала ребенка и усилению его инициативности и самостоятельности в музыкальной деятельности.

С первых занятий, по мере освоения инструмента фортепиано, происходит знакомство обучающихся и с синтезатором. Этот инструмент обладает широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями. Поэтому, самые простые мелодии, исполненные на синтезаторе  различными тембрами, обретают новое звучание и окраску.

В младшем школьном возрасте  дети живут в мире сказок, волшебства и приключений, важно инициировать этот детский опыт и в обучающей деятельности музыкальной направленности. Полученные знания на материале  детских стихов, песенок, мультфильмов и сказок можно ознакомить, закрепить и применить в музыкальной деятельности. И здесь  клавишный синтезатор имеет большие преимущества, предоставляя широкие возможности в интерпретации музыкально-художественного замысла.

Немалая роль на занятиях фортепиано отводится использованию игровых технологий. Уже на первых занятиях дети вовлекаются в процесс музицирования на син­тезаторе и знакомятся с тембровым потенциалом инструмента с помощью необычных и полезных для музыкального развития игр. Например, в игре «Звуковая угадай-ка» – педагог исполняет мелодию на синтезаторе каким-либо музыкальным инструментом, а ребенок пытается определить его. В игре «Музыкальный теремок» обучающийся может сравнить тембры инструментов с «голосами» различных животных. В игре «Звуковые картины», обучающийся озвучивает свой придуманный рассказ или историю, используя звуковые и шумовые эффекты синтезатора.

В ансамблевом музицировании, осваивая исполнение остинатной партии с помощью перкуссионной клавиатуры (Dram kit), дети могут аккомпанировать мелодии, исполняемые педагогом. Здесь обучающемуся предоставляется свобода в исполнении ритмического рисунка. Ритмическая импровизация с использованием перкуссионной клавиатуры закрепляет метроритмические представления.

Таким образом, не зная нот и дли­тельностей, ребенок извлекает из клавиш синтезатора звучание целого оркестра.   По мере изучения элементов музыкальной грамоты, музыкальных жанров и совершенствования исполнительской техники, обучающийся знакомится с паттернами синтезатора (интерактивными фактурными заготовками). Такие формы работы на начальном этапе обуче­ния, мотивируют ребенка к дальнейшей музыкально-творческой деятельности. Ведь ребенку очень хочет­ся почувствовать себя настоящим музыкантом или дирижером целого оркестра, быстрее прикоснуться к инструменту, услышать его волшебные звуки. Разнообразная тембровая палитра синтезатора способствует развитию художественного воображения и эмоционально-образного мышления у детей.

2.Игра обучающихся в ансамбле с педагогом

На занятиях с обучающимися младших классов совместно с педагогом создается совместный проект аранжировки выученных фортепианных пьес. Для этого сначала выбирается из большого числа наличных электронных тембров тот, который лучше всего подходит к данному тексту, раскрывает различные грани музыкального образа. Далее подбирается вариант паттерна, подходящий по жанровым чертам музыки, выстраивается форма, в процессе игры корректируется темп. Яркая и красочная музыка, исполненная в ансамбле с педагогом, помогает создать необходимую атмосферу, развивает интерес к музыкальной деятельности. Для примера рассмотрим пьесу  Ал.Роулли «Гном» (для аранжировки пьесы используется тембр английского рожка (English Horn), паттерн «Марш»). Все это позволяет передать бодрый, праздничный и торжественный характер мелодии и погрузиться в сказочную атмосферу.

Другой музыкальный пример – Н.Мордасов «Игривая пьеса». Характер пьесы легкий, задорный, поэтому для аранжировки был выбран тембр губной гармошки «Harmonica», стиль «Полька».

3.Гармонизация мелодии

На занятиях фортепиано в средних классах используется и такая форма творческого музицирования, как исполнение мелодии с аккомпанементом, игра на синтезаторе пьес в режиме автоаккомпанемента. Обучающийся должен уметь не только грамотно воспроизводить нотный текст, но и подбирать на слух мелодию, делать простейшую гармонизацию, знать основные виды фактуры и умело использовать это на практике. Такая работа выполняется по следующему плану:

1)  Обучающийся подбирает на фортепиано аккорды к исполняемой мелодии, записывает аккорды буквенными обозначениями;

2)  Затем выбирает на синтезаторе стиль и тембр, корректирует темп и исполняет мелодию двумя руками.

4. Переложение фортепианного произведения для синтезатора

Работа над музыкальными произведениями разных жанров и форм -   главный  вид  творчества  в  классе фортепиано. Цель этой работы -  художественная интерпретация нотного текста. Художественный потенциал электронных инструментов требует от исполнителя переосмысления нотного текста - его нужно аранжировать в соответствии с музыкальным содержанием.

В создании электронного проекта используются как звуки традиционных инструментов, так и синтетические и сдвоенные тембры.

Так в исполнении произведения для фортепиано Литовко «Пьеса» в  аранжировке используется сдвоенный тембр колокольчика и хора «Bellchoir».

5.Исполнение полифонических произведений

С помощью синтезатора обучающийся в более  полной  мере  может выразить  содержание  полифонического  музыкального произведения, выбрав для исполнения тембры органа или клавесина. Имитация этих инструментов позволит максимально приблизиться к звучанию музыки, специально для них написанной. А достижение аутентичности звучания вполне может стать специальной художественной задачей аранжировки. К тому же живое звучание многих из этих инструментов недоступно, и игра на синтезаторе - единственный способ с ними познакомиться. 

Произведение И. Кригера «Менуэт»  исполняется тембром церковного органа «Church Organ» в режиме Layer (Dual),  сдвоенное звучание  голосов. Исполнение фактуры в этом режиме  обрело большую насыщенность и объемность.

Таким образом, включение в образовательный процесс   синтезатора  позволяет обогатить занятие, сделать его более интересным и разнообразным, способствует разностороннему проявлению творческих и музыкальных способностей обучающихся, развитию их памяти, мышления и воображения.  А творчество юного музыканта, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно - простым и продуктивным.

В современном интеллектуальном, информационно насыщенном мире только музыка способна обратиться не к разуму, а человеческим эмоциям, чувствам и переживаниям. 

 

Список литературы

 

1.Беркман Т. Индивидуальное обучение музыке. – М.: Просвещение, 1964.

2.Важов С. Школа игры на синтезаторе. - СПб.: 2002.

3. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. -  М.: 2007.

4. Крюкова В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Кузнецова В. Знакомство с синтезатором. -  М.: 2002.

6. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе.  - Ростов-на-Дону, 2008.

7. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1984.

8. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Музыка в сказках, стихах, картинках. – М.:1988.

9. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для педагогов и родителей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

10.Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. – М.:  ЦСДК,1992.

11.Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. - М.: 2003.

12. Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. – СПб.: 2001.

13. Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. – М.: Аквариум, 1999.

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»