Международные педагогические чтения. Седьмые международные педагогические чтения по гуманной педагогике. Программа Чтения по гуманной педагогике

| Международные Педагогические Чтения | События | Контакты | Книга-почтой

Международные Педагогические Чтения

Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике проводятся ежегодно в Московском городском Доме учителя в дни весенних или зимних каникул. Организаторы Чтений: Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр Рерихов, Московский городской педагогический университет, Московский Дом учителя. Чтения проводятся при поддержке: Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Министерства образования и науки РФ, Российской Академии образования, Департамента образования г. Москвы, Латвийского отделения МЦР, Издательского Дома Ш. Амонашвили, типографии «Parks reklamai» (Латвия).

Наряду с пленарными заседаниями, на которых заслушиваются доклады общего характера, в программу Чтений внесены заседания круглых столов, где происходит свободный обмен мнениями по предлагаемой теме. Это дает возможность педагогам расширить свое педагогическое сознание, обменяться опытом, найти единомышленников и утвердиться в своих поисках гуманного начала в педагогике. Перед участниками Чтений в разное время с докладами выступили: Президент РАО, академик Н.Д. Никандров, академики Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, Д.Д. Зуев, А.Е. Акимов, профессора В.Г. Ниорадзе, И.А. Колесникова, В.В. Фролов, Л.Н. Тимощенко, Е.Н. Черноземова, В.Г. Александрова, Д.М. Маллаев, В.М. Гуливатый и другие.

С каждым годом число участников Педагогических Чтений возрастает. Если на Первые Педагогические Чтения приехали 250 человек, то теперь этот педагогический форум в Доме учителя ежегодно собирает около 500 участников - педагогов и работников образования, воспитателей и родителей из разных стран. Расширилась и география участников: к традиционно присутствующим делегациям из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси и Киргизии добавились участники из Казахстана, Азербайджана, Грузии, Болгарии. После проведения Первых Педагогических Чтений темой рассмотрения каждого последующего форума является один из аспектов, составляющих духовную основу гуманного образования.

Первые Международные Педагогические Чтения состоялись 26-28 марта 2002 года. Тема Чтений - «Гуманная педагогика: Духовность образовательных пространств» - подняла проблему духовности в образовании. Качество воспитания и образования напрямую зависит от личности учителя, от его сознания. Наступила пора говорить об облагораживании личности учителя, об облагораживании знаний, об одухотворении уроков и методических разработок.

Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе гармонировало с ее духом.

Вторые Международные Педагогические Чтения, март 2003 год - «Гуманная педагогика: Улыбка моя, где ты?» . Тема Чтений была обращена к состоянию духовного мира учителя и воспитателя, взрослых, их отношению к детям, ученикам. На Чтениях состоялся большой открытый разговор об умножении добра в образовательном пространстве, об утверждении духовной общности между учителями и учениками, о силе созидательной и спасительной любви к детям, о преодолении учительского авторитаризма и насилия взрослых над детьми.

Третьи Международные Педагогические Чтения, январь 2004 год - «Гуманная педагогика: Почему не прожить нам жизнь героями духа?» . Основной задачей Чтений стала проблема духовной героики, понимание того, кто является героем духа, и как им стать. Учитель совершает на этой стезе подвиг и другого пути не имеет. Чтения помогли педагогу ответить на вопросы:

Почему я не могу быть героем духа?

Почему не прожить мне самому эту жизнь героем духа?

Что мешает мне в достижении этого?

Четвертые Международные Педагогические Чтения, январь 2005 год - «Гуманная педагогика: Без сердца что поймем?» . Предложенная тема Чтений была направлена на проблему помощи педагогам в расширении их сознания через понимание и принятие духовного начала, на основе которого осмысливается связь земной и космической действительности. Выступающие говорили об учительском сердце как высшем символе надежности образования, насыщении его светом и преданностью, любовью и пониманием, чуткостью и творящим терпением. Утвердить понятие Сердца как основу всех светлых устремлений и построений в жизни, есть главный императив в развитии Мира образования, который порождает энергию, обновляющую общество.

Пятые Международные Педагогические Чтения, январь 2006 год - «Гуманная педагогика: Спешите, дети, будем учиться летать» . Чтения были посвящены обобщению творческого опыта, при котором учитель, уча своих учеников, учится сам; воспитывая своих воспитанников - воспитывается сам, образовывая их - образовывается сам. Как строить такой процесс целенаправленно? Как учить детей «летать», чтобы самому овладеть даром полета? Что означает само понятие «учиться летать»?

На шестых Международных Педагогических Чтения

Шестые Международные Педагогические Чтения, январь 2007 год - «Истина Школы» . На Шестых Чтениях педагоги трудились над осмыслением истинного предназначение Школы и наметили пути ее развития на основе идей гуманной педагогики. Содержание понятия Школа учителя связывают с семантическим значением этого слова. Школа (лат. скале) есть скалистая лестница восхождения, возвышения и утончения души ребенка. Носителем скале является учитель, а значит, учитель и есть школа. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но и это подтверждает первую идею, так как истинную радость можно пережить только в творчестве и преодолении трудностей, в процессе совместного восхождения учителя с учениками.

31 января – 1 февраля 2018 года в Москве пройдут Пятые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике «Семья – лоно человеческой культуры».
Неслучайно проблемы, связанные с жизнью современной семьи, вынесены на обсуждение. Веками люди хранили и взращивали в себе стремление к совершенству и к свету, объединяясь с родственными душами, помогая друг другу в этом стремлении, передавая накопленный нравственный и духовный опыт потомкам. Помочь человеку осознать себя хранителем величайших духовных ценностей – важнейшая задача воспитания.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».

ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ПРОЕКТОВ.

ЛАБОРАТОРИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ».

Информационное письмо

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

31 января – 1 февраля 2018 года в Москве пройдут Пятые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике «Семья – лоно человеческой культуры» .

Неслучайно проблемы, связанные с жизнью современной семьи, вынесены на обсуждение. Веками люди хранили и взращивали в себе стремление к совершенству и к свету, объединяясь с родственными душами, помогая друг другу в этом стремлении, передавая накопленный нравственный и духовный опыт потомкам. Помочь человеку осознать себя хранителем величайших духовных ценностей – важнейшая задача воспитания.

Время диктует нам свои вызовы. Коммерциализация сознания и жизни губит устремленность человека к духовному самосовершенствованию, распадаются семьи, ставятся под сомнение традиционные семейные ценности. Кризис сознания отражается и в быту, и в мире образования. В это сложное время на страже духовных ценностей стоят учителя. Для укрепления непоколебимости веры в важность духовных традиций и семейных ценностей учителю важно совершенствовать мировоззренческие основы, обращаться к работам классиков, напитываться вековой мудростью, чтобы свет прошлого воссиял и осветил путь в прекрасное Будущее, которое учитель помогает строить сегодня.

На Чтениях нам предстоит обсудить насущные проблемы современности:

​ с какой целью формируется современная семья;

​ как в суете будней помочь человеку осознать себя носителем и хранителем величайших духовных ценностей, звеном в цепи нравственного наследия поколений;

​ как внутреннее нравственное чувство служит источником сил и энергий для сохранения духовной сущности семейно-родовых связей;

​ в чем состоит их ценность для укрепления мощи социума и процессе гармонизации разных миров – разных темпераментов, разных национальных традиций;

​ как взращивать осознанное отношение к необходимости сохранять и развивать семейные традиции;

​ какова роль каждодневного внимания к прекрасному в повседневности – красоте общения, красоте поступка, в воспитании утонченности и способности

​ как преодолевать трудности, с которыми сталкивается традиционная семья в новых условиях информационной коммерциализованной среды и какова роль учителя в воспитании воли к такому преодолению;

​ как и что нужно делать, чтобы в стремлении к успешной социализации человек не изгнал из себя стремления к духовному самосовершенствованию;

​ как и чем живет учительская семья;

​ как вдохновляют коллег и несут лучшие традиции педагогические династии;

​ как современные семьи находят поддержку друг в друге и что такое «родственные души».

Многие философские, психологические, педагогические вопросы ждут обсуждения и совместного поиска ответов на них.

Традиционно на Чтениях будут работать лаборатории и мастер-классы.Мы продолжимапробированную форму работы «Фейерверк педагогических идей и находок», которая предполагает яркую демонстрацию учительского мастерства (не более 15- минутного фрагмента урока на сцене).

С 31 января по 1 февраля 2018 года в Москве прошли Пятые общероссийские педагогические чтения по гуманной педагогике. Педагоги из разных регионов России в эти дни были объединены общей темой: «Семья – лоно человеческой культуры». Организаторы мероприятия отмечают, что тема действительно актуальна, ведь в погоне за ложными ценностями многие люди забывают о важном, вечном, истинном. О семье.

Татьяна, педагог, Москва

Для меня данное мероприятие – это не только фейерверк идей и море новых знаний, это еще и глоток духовности и душевности! Энергетика блистательного гения Шалвы Александровича Амонашвили распространяется далеко за пределы зала и проходит сквозь сердца всех его почитателей. Это такое приятное чувство единения с ораторами, когда ты пропускаешь через себя каждое слово и всем своим существом соглашаешься с ними. Ну а многочисленные единомышленники создают атмосферу доверия и сплоченности! Благодаря мастер-классам настоящих профессионалов своего дела, я получила бесценный опыт и информацию, с которой мне теперь предстоит работать и переосмыслить!

На открытии чтений гостей приветствовал президент МГПУ, доктор исторических наук, член корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики В. В. Рябов. В ходе насыщенной программы участники мероприятия услышали эмоциональное выступление К. Ш. Мансуровой, председателя Международного общественного движения «Родительская забота», Рыцаря гуманной педагогики (Москва, Россия) на тему «Роль и значение семьи в единении народов мира». Не оставил равнодушными слушателей и доклад «Сердце матери – учебный класс для ребенка» – И.К. Погребняка, руководителя Латвийского Центра гуманной педагогики, Рыцаря гуманной педагогики (Рига, Латвия). М. В. Богуславский, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, Рыцарь гуманной педагогики (Москва, Россия), в своём труде «Семья как лоно воспитания ценностей человеческой культуры» проанализировал модели семейного воспитания и поделился результатами со слушателями. На встрече руководителей региональных центров и делегаций выступил Ш. А. Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики МГПУ, профессор, академик РАО, почетный президент Международного центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики, Рыцарь Детства (Москва, Россия).

Во второй день чтений гости посетили различные мастер-классы, которые подарили им фейерверк педагогических идей и находок. В заключение прозвучал гимн гуманной педагогики.

Высокий уровень организации Чтений – результат слаженной работы Е.Н. Черноземовой, профессора МПГУ, президента Общероссийского Центра гуманной педагогики, Рыцаря гуманной педагогики (Москва, Россия) и М.И. Шишовой, кандидата педагогических наук, лауреата премии Мэрии Москвы, вице-президента Общероссийского Центра гуманной педагогики, младшего научного сотрудника лаборатории гуманной педагогики МГПУ, Рыцаря гуманной педагогики (Москва, Россия). Отдельную благодарность хочется выразить директору ИСП С.Н. Вачковой и заместителю директора ИСП В.М. Иванченко за качественную техническую поддержку мероприятия как на общих встречах, так и на мастер-классах и проведении фотосессии. И, конечно, нельзя не отметить волонтеров, магистров и бакалавров ИППО МГПУ, помощь которых была очень своевременна и заметна.

С 21 по 24 марта в Москве прошли двенадцатые Международные Педагогические Чтения « Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», которые были посвящены светлой памяти Валерии Гивиевны Ниорадзе.

«Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они опора личности на ее трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила ее жизни и деятельности на общее благо»,- гласит манифест гуманной педагогики.

В чтениях приняли участие:

  • Ш.А. Амонашвили- зав. Лабораторией гуманной педагогики МГПУ, профессор, академик РАО, президент Международного Центра Гуманной педагогики.
  • А.Г. Кутузов-ректор ГБОУ ВПО « Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор
  • А.В.Постников- президент Международного Центра Рерихов, профессор, доктор технических наук
  • Д.Д. Зуев-, заслуженный профессор МГПУ, член корреспондент РАО, главный редактор

« Антологии гуманной педагогики»

  • Е.Н. Черноземова - профессор МГПУ
  • В.Г. Александрова – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории гуманной педагогики ГБОУ ВПО МГПУ
  • П.Ш. Амонашвили – руководитель детской художественной студии « Басти –Бубу»
  • Марианна Озолиня – поэтесса и многие, многие другие….

Ведущая идея педагогических чтений: « Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих… Борьба эта будет нелегкая, но достойная…»

Как воспитывать душу и сердце, а через них раскрыть личность каждого отдельного ребенка в его индивидуальной неповторимости, самобытности? Как создать условия для развития каждого ребенка на своем уровне? Януш Корчак говорил: « Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам природы….». А.П. Чехов писал:

« Чтобы воспитать, нужен беспрерывный дневно- ночной труд, вечное чтение». Наша профессия обязывает постоянно работать над собой, постоянно самосовершенствоваться. Жизнь – это движение к совершенствованию души.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки, фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка. Дети свои мысли и чувства передают в рисунках. Эмоционально – эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки – вот в чем животворный источник детского творчества. Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое в последствии может сделать его жизнь бесцельной, скучной, бесполезной и для самого себя и для общества в целом. Учить видеть и ценить красивое в жизни, в искусстве, в любом деле, человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать других людей, отзываться на их радости и печали. На сегодня глубоко стоит проблема осознания значения эстетического как духовного, как иного качества бытия. Признание роли эстетического как одного из стратегических ориентиров развития образования в гармонии урочной и внеурочной деятельности ведет к созданию условий раскрытия индивидуальности каждого ребенка, так как именно искусство является для него наиболее благоприятной средой проявления себя как творческой личности, как человека, способного сочувствовать, сопереживать, идти навстречу другим людям. Уникальные возможности искусства, активизация эстетического подхода служит прекрасным интеграционным полем, помогая развитию межпредметных связей.

Международные педагогические чтения призывали к единению вокруг « Манифеста», к сотрудничеству, оздоровлению и обновлению образовательного мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: