С чего начать саморазвитие личности? Соболева мария

Общая характеристика самопознания. Самопознание и его значение в жизни человека. Профессиональное самопознание и саморазвитие психолога.

Соболевой Марии, 1Г

Общая характеристика самопознания.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас – это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

У некоторых людей такой процесс может занять мало времени, произойти неожиданно, мгновенно, моментально. А у других может занять годы, десятилетия, даже всю жизнь. Но этот процесс необратим, так как очень важен для всего человечества.

Самопознание и его значение в жизни человека.

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

Самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

Самопознание - средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

Самопознание - единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно.

Зрелая здоровая личность, посредством самопознания, учится эффективно участвовать в разрешении конфликтов, искать пути, ведущие к истинному благу, понимать собственные глубинные побудительные мотивы и обмениваться в доступной форме полученными знаниями с другими, причем таким образом, чтобы способствовать общечеловеческому единству и прогрессу.

Только познав себя, человек сможет стать личностью, почувствовать себя счастливым, сделать счастливыми окружающих, тоже помочь им разобраться в себе и понять истину бытия.

Невозможно преувеличить роль самопознания в процессе личностного роста. Оно развивает умения находить творческий подход и новые конструктивные способы решения проблем, основываясь на принципах взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Именно эти способности определяют лидера в любом социуме.

Значения самопознания:

На религиозном уровне - это способ единения человека с Богом через познание в себе Божественного начала;

На поверхностно-психологическом (житейском) уровне - это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми;

На глубинно-психологическом уровне - это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы: «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.

Профессиональное самопознание психолога.

Как и самопознание в целом, профессиональное самопознание актуализируется под влиянием определенной мотивации, которая определяется своеобразием деятельности, общения и личности педагога.

Мотивы профессионального самопознания:

Профессиональное самопознание побуждается интересом к себе, стремлением разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить свой кругозор о собственной личности;

Необходимость в самопознании возникает, когда воспитатель или учитель обнаруживает дисбаланс между своим трудом и его результатами, что также стимулирует процесс познания себя;

Самопознание активизируется в результате критических замечаний в свой адрес других: администрации, коллег, родителей, иногда и учеников;

В качестве стимулов самопознания могут выступать мотивы профессионального саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализация.

Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности); сравнение себя с другими (психологические игры); самоанализ (творческая деятельность), три «Я»: «Я» реальное (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

Профессиональное саморазвитие психолога.

Профессиональное саморазвитие – это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека.

Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям: самоутверждения,

самосовершенствования и самоактуализации.

Самоутверждение – это стремление соответствовать некоторому нормативу образа учителя, быть не хуже других, быть на уровне требований администрации и руководства.

Самосовершенствование – это стремление превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести

значимые для себя качества личности.

Самоактуализация - это высший уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждения и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки.

Критерии профессионального саморазвития:

Самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

Доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление. Изменение своих способов работы;

Постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

Способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:

Самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;

Самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;

Самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;

Самореализация, представленная с выражением потенциала Я;

Самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;

Саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;

Самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;

Самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;

Самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам.

Как показывают исследования педагогов и психологов В. И. Андреева, А. Адлера, Б. Г. Ананьева, У. Джеймса, Д. Д. Леонтьева, А. Ф. Лосева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, Г. Оллпорта, К. Роджерса, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Шиянова, К. Юнга и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.

В связи с этим, образование является непрерывным процессом саморазвития, самопознания и самосовершенствования самого себя.

Профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие тесно связаны друг с другом - они определяют вектор и стратегии развития педагога

как профессионала.

Если вы хотите лучше понимать себя и свои глубинные потребности, если вы задаете себе вопрос: "Кто я, и зачем пришел на эту планету?" , если вам интересно попробовать заглянуть в свое будущее или узнать, кем вы были в прошлой жизни, гипноз может предоставить вам прекрасную возможность для того, чтобы сделать все это и еще многое другое.

С помощью гипноза вы сможете освоить астральные путешествия во сне и технику осознанных сновидений , улучшить память, научиться толкованию своих сновидений, расшифровывая важные послания своего подсознания, развить интуицию , раскрыть свои творческие способности, стать увереннее в себе , научиться управлять своим самочувствием и использовать свои внутренние ресурсы для исцеления от болезней и поддержания крепкого здоровья.

Гипноз и самогипноз - это безопасный и простой метод, с помощью которого вы можете изменить свою жизнь к лучшему. Этот способ оказывает значительный эффект благодаря терапевтическим метафорам и гипнотическим внушениям, которые направляются прямо в подсознание и изменяют негативные убеждения на позитивные, что позволяет вам решать свои задачи, приложив наименьшие усилия.

Как развить харизму?

Харизма – это наличие у человека уникальных качеств, способных очаровывать и привлекать окружающих. Принято считать, что с харизмой нужно родиться. На самом деле, даже самые известные и выдающиеся духовные и политические лидеры и деятели искусства кропотливо развивали свой дар влюблять в себя миллионы людей.

Что нужно знать для развития харизматичности?

Для того чтобы понять, как развивается харизма человека, достаточно узнать ключевые факторы, влияющие на вашу привлекательность и авторитет в глазах других людей. Исследователи, изучающие феномен харизмы, выделяют следующие факторы: выразительный язык тела, страстный и одновременно дружелюбный голос, энтузиазм, оптимизм, искренняя улыбка и уверенность. Вопросы проявления и развития харизмы продолжают широко изучаться в научных кругах, однако, опираясь на уже имеющиеся на сегодняшний день исследования, можно сделать вывод, что этот дар осваивается людьми, как и любой другой навык.

7 ошибок, совершая которые, вы отпугиваете благосостояние, любовь, радость, счастье и удачу, и как их исправить.

Ошибка 1: Вы привыкли, что события происходят в вашей жизни сами собой, вместо того, чтобы планировать, ставить цели и достигать их.

Многие люди чувствуют себя так, как будто они плывут по течению реки под названием «жизнь». Они много работают, но это никак не помогает им достичь чего-либо существенного. Если это про вас, то основная причина, почему так происходит – это потому что вы не уделили достаточно времени на то, чтобы подумать, а чего же вы на самом деле хотите от жизни, и не поставили себе четкие цели. Ну вот например, могли бы вы отправиться в путешествие, не подумав о пункте назначения? Скорее всего, нет!

Намечая себе цели, вы запускаете важный процесс обдумывания, какое оно – ваше идеальное будущее. Этот процесс необходим, чтобы зарядить вас мощной энергией – мотивацией для того, чтобы превратить свои мечты в реальность.

Причины взрослых проблем и неудач нужно искать в детстве

Все мы не идеальны, и у каждого из нас есть свои недостатки. Есть те, кто своих недостатков не замечает, но почему-то в их жизни возникают одни и те же проблемы, и преследуют неудачи. Другие знают о своих слабостях, но думают, что это уже не исправить, и придется с этим жить всю оставшуюся жизнь. Задумывались ли вы о том, откуда родом ваши взрослые проблемы, неудачи и сложности во взаимоотношениях? Характер человека формируется в той среде, в которой он воспитывается, и многие недостатки или слабости характера - это не врожденные дефекты, а выученные им еще в детстве модели поведения. К счастью, человек - существо обучаемое, и проделав определенную работу над собой, вы можете измениться к лучшему в любом возрасте и улучшить тем самым свою жизнь. Но для того, чтобы делать "работу над ошибками", нужно понимать, откуда эти ошибки взялись.

Если вы хотели бы стать более успешным, уверенным в себе, удачливым и харизматичным человеком, если вы хотите понять причину того, почему в обществе у вас формируются именно такие отношения с людьми, а не другие, прочитайте эту статью, и вы найдете в ней много полезной информации и интересной пищи для размышлений.

Если у вас растет ребенок, то, наверняка, вы не хотите, чтобы он превратился во взрослого неудачника: эгоиста, хулигана, или маменькиного сынка. В этой статье вы можете ознакомиться с ошибками, которые родители допускают при воспитании детей, и может быть, даже увидеть себя со стороны и узнать, как можно исправить ситуацию.

Эта статья будет также интересна тем, кто увлекается психологией взаимоотношений в обществе, и скорее всего, прочитав ее, вы лучше станете понимать своих друзей и знакомых, своих детей и родителей и причины, почему они в некоторых ситуациях ведут себя так, а не иначе.

Позитивное мышление

В нашей повседневной жизни со всеми ее заботами и проблемами так легко бывает погрузиться в негативные мысли и эмоции. Если вы чувствуете усталость, или вымотаны работой, или постоянно находитесь в стрессовых условиях из-за требований современной реальности, негативные мысли могут буквально заполонить ваш разум. Вы можете чувствовать себя на подъеме в какой-то момент, а уже через несколько секунд обнаружить, что настроение на нуле, а вся ваша энергия куда-то подевалась без каких-либо очевидных причин.

Негативные мысли, связанные с неприятным опытом в прошлом или с предполагаемым негативным исходом событий в будущем отнимают у нас энергию в настоящем. Дело в том, что такие мысли вызывают негативные эмоции (страх, гнев, тоску и др.), которые вытягивают жизненную силу и сжигают внутреннюю энергию, которая нужна каждому человеку каждый день для больших и маленьких дел. Только подумайте, даже чтобы встать с утра с постели вам нужно определенное количество энергии, чтобы привести в движение мышцы своего тела! А что уж говорить о каких-то более серьезных устремлениях и мечтах. Чем масштабнее мечта, тем больше энергии потребуется, чтобы воплотить ее в жизнь.

Ассоциативный тест "Куб в пустыне"

Этот тест на ассоциации поможет приоткрыть тайны вашей уникальной личности, которые могли оставаться загадкой даже для вас. Тест покажет взаимосвязь между образами, которые будут возникать из глубин вашего подсознания, и вашим внутренним миром.

Принято считать, что тест «Куб» пришел к нам с Востока и является олицетворением древней мудрости. Тест помогает расшифровывать язык подсознания – язык мысленных образов, чтобы лучше узнать себя и увидеть себя таким человеком, кем вы на самом деле являетесь, а не каким вы себя представляете.

Имейте в виду, что именно те образы, которые самыми первыми придут вам в голову, и будут правильными ответами на вопросы.

Возьмите ручку и лист бумаги. Прежде чем отвечать на вопросы, представляйте себя в предложенных ситуациях. Запоминайте, а лучше записывайте возникающие у вас образы во всех подробностях и деталях.

Не смотрите интерпретацию теста прежде, чем ответите на вопросы, это может исказить результат!

Изучение иностранного языка: пять самых распространенных ошибок.

Как вы думаете, легко ли выучить иностранный язык?

Независимо от того, считаете ли вы это простым делом, или вам кажется, что с этой задачей справится далеко не каждый, изучение иностранного языка станет гораздо легче, если вы не попадете в сети следующих распространенных ошибок.

Это заблуждение - думать, что интеллектуально развитые люди непременно добиваются лучших результатов в изучении языка.

Конечно, интеллект не повредит, особенно если человек от рождения обладает арсеналом специальных стратегий для обучения. Тем не менее, большинство навыков по изучению языков - это, по сути, привычки, которые можно сформировать самостоятельно с помощью дисциплины и осознанности.

Уверенность: как развить уверенность в себе с помощью гипноза

Гипноз поможет повысить самооценку и развить уверенность в себе, чтобы вы смогли жить полноценной и интересной жизнью. Вот некоторые из ситуаций и связанных с ними эмоций, отношение к которым можно изменить с помощью гипноза:

  • Нервозность и неуверенность на свиданиях;
  • Страх принятия обязательств;
  • Боязнь быть отверженным (отверженной);
  • Социальная фобия;
  • Нервозность при собеседованиях, экзаменах;
  • Страх публичных выступлений .

Несмотря на то, что все это очень распространенные ситуации, в которых многие люди испытывают страх, этот страх всегда основан на недостатке уверенности в себе и недостаточно высокой самооценке.

Понимание гнева, управление гневом

Можно ли научиться контролировать свой гнев и раздражительность?

Вы славитесь своим взрывным темпераментом?Легко раздражаетесь и способны незаслуженно обидеть человека, а потом горько сожалеете об этом? Вас легко вывести из себя, и другие люди этим пользуются? Вам сложно вовремя остановиться?Думаете, что ничего не можете с собой поделать, чтобы изменить это? Скорее всего, для вас это будет удивительно, но научиться контролировать свой гнев проще, чем вы думаете.

Гнев – это нормальная здоровая эмоция. Ненормально, когда гнев выходит из-под контроля и мешает жить. Хронический, неконтролируемый гнев оказывает серьезные последствия на взаимоотношения, здоровье и состояние души. Все мы когда-то чему-то учимся, потом запоминаем свой опыт, повторяем его, и в результате это входит в привычку. Разобравшись с реальными причинами вашего гнева (их еще называют психологическими триггерами), а также воспользовавшись гипнозом для того, чтобы снять эти триггеры, вы сможете научиться выражать свои чувства более здоровым образом.

Страх неудачи и гипноз

Если и есть какая-то одна вещь, которую можно извлечь из жизненного опыта - это не бояться испытывать судьбу. Если вы сомневаетесь, как поступить, спросите себя: "Что самое плохое, что может произойти?" Неудача - это самое наихудшее, что может случиться, однако наилучшая вещь, которая может произойти - это успех.

Почему же некоторые люди успешны как будто с рождения, про них говорят "в рубашке родился", а других преследуют неудачи? И как изменить свою судьбу, и можно ли вообще это сделать? Известный психотерапевт Эрик Берн в своей книге-бестселлере "Люди, которые играют в игры" написал: "Судьба человека определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в планы других." И с этим нельзя не согласиться, несмотря на то, что иногда удобнее пребывать в иллюзии и даже обманывать себя.

Консультация психолога. Умение справляться с трудностями. Решимость - залог успеха.

Большинство задач и проблем, которые вам когда-либо приходилось решать объединяет одно: чтобы добиться цели необходима решимость. Даже это слово "решимость" говорит само за себя: с одной стороны решимость - это ваша готовность сделать все, что необходимо для достижения успеха, а с другой стороны "решимость " означает вашу веру в то, что ваша проблема решаема .

Если у вас есть решимость, у вас уже есть все, что нужно для успеха. Ведь все люди, которые добились воплощения своей мечты в жизнь обладали этим уникальным качеством и шли к своей цели несмотря на все трудности.

А трудности всегда возникают, важно осознавать это и быть к этому готовым. Идет ли речь о диете, умении разбираться с трудностями на работе или умении преодолевать разногласия в семье - всем нам нужно с чем-то справляться, а без решимости сделать это просто невозможно.

Осознанные сновидения

Секрет осознанных сновидений

В психологии хорошо известна ценность сновидений для получения важной информации бессознательного разума и отслеживания хода терапевтического процесса. При удачной терапии можно наблюдать, как меняются сновидения пациента, и подсознание на образном языке сновидения говорит о снятии внутренних блоков, ограничений и беспокойств по мере того, как пациент решает какие-то важные проблемы в жизни. Гораздо меньше людей знают об осознанных сновидениях и способах их использования.

Термин “осознанные сновидения” описывает феномен, когда вы понимаете, что видите сон, продолжая при этом спать и участвовать в сновидении. Научившись вовлекать свое сознание в процесс сновидения, вы можете контролировать события, происходящие в сновидении и менять его ход.

Зачем это нужно? Есть масса возможностей для использования этого состояния измененного сознания. Например, с помощью техники осознанных снов вы можете избавиться от ночных кошмаров, тренировать свое тело физически, принимать важные решения, раскрыть творческий потенциал и перенести свои новые способности в жизнь, или даже получить психотерапевтический эффект, скажем, избавиться отстраха или фобии.

Образ тела: сознательный и бессознательный

Пластическая хирургия: до и после

Многие пластические хирурги знают о существовании следующего феномена: большое количество их пациентов, которые с помощью операции уже избавились от какого-либо физического дефекта, продолжают вести себя и чувствовать себя так же, как если бы у них этот дефект все еще был. Изучая этот феномен, ученые сделали вывод, что истинные перемены – это нечто, что берет начало изнутри, и лишь после этого отражается снаружи. Психологами была разработана концепция, которую назвали "образ тела".

А вы как думаете, каким вас видят другие люди?

Ваш образ тела – это, коротко говоря, ваше восприятие себя, того, как вы выглядите, своей привлекательности и сексуальности. Это некий мысленный образ своего тела, который вы создаете внутри себя, и он может соответствовать тому, как окружающие воспринимают вас, а может и нет. Образ тела оказывает мощное воздействие на личность и во многом определяет наше поведение в обществе, несмотря на то, что часто он оказывается сильно искажен.

Ключ к успеху

Успех находится внутри вас. И если вы не заметите это первым, никто и никогда не заметит этого! У разных людей разные представления об успехе. Для вас успех – это может быть:

улучшить отношения с окружающими
расширить круг общения
обрести любовь
организовать успешный бизнес, найти достойную работу
купить квартиру или машину своей мечты
улучшить здоровье, избавиться от болезней
похудеть или, наоборот, поправиться
зарабатывать больше денег
стать певцом, актером, художником
выйти замуж, найти спутницу жизни
отказаться от вредных привычек

Избавься от вредной привычки за 28 дней!

Сейчас вы узнаете простой, но невероятно мощный метод, с помощью которого можно осуществить устойчивые перемены в своих привычках.

Физиологи установили, что в среднем на то, чтобы изменить привычку необходимо 28 дней. Это означает, что вам необходимо сознательно посвятить 4 недели своей жизни тому, чтобы концентрировать свое внимание на том, какие перемены вы хотите совершить. По прошествии 4 недель вы достигли своей цели. Разве это не замечательно?

Введение

Современная рыночная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции. Эффективный менеджмент - обязательное условие выживания и долгосрочного успеха фирмы в конкурентной рыночной среде. От эффективной работы менеджеров зависит эффективность работы организации в целом.

Саморазвитие менеджера - это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:

Личностного развития (личностного роста);

Интеллектуального развития;

Профессионального (квалификационного) развития;

Поддержания физического состояния (оздоровления).

В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?

Профессиональное саморазвитие - это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:

Внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;

Способность к саморазвитию;

Понимание содержания и методических основ саморазвития.

Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:

Организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте - от корпоративной культуры предприятия;

Доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;

Методического обеспечения условий профессионального развития.

Самопознание и саморазвитие

саморазвитие самосознание менеджмент

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек - мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден - его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные - на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе тожественного начала, а саморазвитие - путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, - это достаточно условные понятия. Главная задача состоит не в прямом воздействии на личность человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в определенной методологии, исследовании и разработке специальных технологий, методик и приемов.

Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром.

Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:

  • самопознание — основа здоровой личности (психического компонента),
  • способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя,
  • путь для развития личности и реализации в жизни.

Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?

Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности.

Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.

Такие специалисты, как Роджерс , Маралов , Козлова , Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье.
Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.

Основы самопознания и саморазвития

Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У.Джейм выделил 3 основные сферы:

1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

  • биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
  • социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
  • личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — » Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

Самонаблюдение — Самоанализ-Сравнивание с другими (собой в идеале)-Постановка целей на будущее-Саморазвитие.

Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал . В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.

2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.

3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя:

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.

1. Доверительные отношения.
2. Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников.
3.Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях.
4. Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка.
5. Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания.
6. Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего , что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир,» — говорили мудрецы.

Психология развития А. Маслоу

Носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Основные выводы Маслоу:

  1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
  2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
  3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
  4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
  5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
  6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
  7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
  8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
  9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления свого Я.
  10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

Второстепенные качества:

  1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
  2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
  3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
  4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
  5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
  6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
  7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
  8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
  9. Зрелую личность отличает тип познания . Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное , направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное , способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
  10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей , своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
  11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования , психологии и всей жизни.
  12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц , проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

Психология Рубенштейна

Сапознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало.Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития:

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Вывод

Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.

Развитие предполагает , которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.

Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

В психологии существует закон - если в своем мозге вы создаете образ того, чем хотели бы быть и сохраняете этот образ достаточно долгое время, вскоре вы станете именно тем, о чем вы думали

Уильям Джейм

Воспитание самого себя и саморазвитие: Теория Tabula Rasa

Теория Tabula rasa (дословно с латинского «Чистая доска») впервые была предложена шотландским философом Дэвидом Хьюмом (David Hume).

По этой теории все люди рождаются без какого-бы то ни было умственного содержания, другим словом, чистыми. Эти ресурсы каждый приобретает в ходе всей жизни, когда вырабатывается стремление к саморазвитию.

Опираясь на эту теорию, можно объяснить феномен, почему дети быстро, много и легко внимают всю информацию, ведомо или неведомо предоставляемую им, так как, по сути, личностное саморазвитие человека заложено природой.

В результате, взрослый человек является ничем иным, как итогом последствий опыта, получаемого в детстве. Прослеживается прямо-пропорциональная зависимость становления человека от условий, в которых он рос. Еще Аристотель говорил: «Что припечатаешь, то и отпечатается».

События двадцатого века принесли много открытий в психологии, но одним из величайших было открытие самоконцепции: готовность и способность к саморазвитию.

Идея теории Self-concept состоит в том, что, начиная с рождения, каждый человек постепенно выстраивает набор определенных убеждений о самом себе, тем самым выбирая свой собственный мотив саморазвития.

На основе самоконцепции формируются наши мысли, чувства, а вследствие и действия. Благодаря этому, каждый из нас является творцом своей жизни, изменяя свой образ мыслей и отношение к себе и окружающему миру.

Понятие «саморазвитие» (самоконцепция) не является врожденной. Она приобретается в ходе жизни. Взаимодействуя с окружающим миром, меняя своё отношение к определенным вещам, сознательно или бессознательно используя разные механизмы саморазвития, человек подобно каменной кладке возводит своё «Я».

Мы являемся результатом совокупности идей и впечатлений, обретающих статус истины в ходе приобретения детского опыта. Истиной же становится все, что подкрепляется верой.

Принципы саморазвития: три части самоконцепции

Я-идеальное - это уникальное представление о самом себе. Оно включает в себя надежды, мечты, а так же иллюзии и идеалы.

Это само-идеал, вобравший в себя все те высшие ценности (добродетели), которые мы желаем видеть как в себе, так и в окружающих нас людях. Именно он оказывает непосредственное влияние на формирование стиля нашего поведения.

Я-идеальное хорошо сформировано у лидеров - мужчин и женщин, которые отличаются силой характера и четко представляют свои цели и идеалы. Руководствуясь высокими стандартами, они редко идут на компромиссы.

Это люди, сила духа которых внушает доверие. С ними всегда считаются. Они никогда не идеализируют, а воплощают в жизнь идеалы, придерживаясь при этом четкой определенности и ясности.

Я-реальное - это то, каким себя видит человек, это его собственный образ. В некоторых источниках можно встретить название «Внутреннее зеркало». Каждый из нас хотя бы раз заглядывал в это зеркало, что бы выбрать стиль поведения в той или иной ситуации. Подобно хрустальному мосту, этот образ соединяет наши представления о нормах поведения с их внешними проявлениями.

Разрабатывая учение о психокибернетике, Максвелл Мальц (Maxwell Maltz) ввел в психологический обиход такое понятие как «самообраз», который включает в себя самовоспитание и саморазвитие.

Это своего рода как программа, которая пишется каждый раз перед началом того или иного действия. Человек как бы подсознательно представляет себя в той или иной ситуации, её исход, что бы затем воплотить её в виде слов и поступков уже в реальной ситуации.

Большинство положительных изменений начинается только с того, что вы улучшаете образы, находящиеся в вашем сознании. Неоспоримо влияние внутренних образов на наши эмоции и поведение.

Оттого, насколько позитивным будет самообраз, зависит не только наше отношение к миру, но и отношение мира к нам. Развивая самообраз в позитивном русле, вы соответственно будете менять свой образ мышления, а значит и жизнь.

Я-самооценка так же является важным фактором, определяющим наши мысли, поведение и чувственные компоненты. Уровень самооценки напрямую говорит о том, насколько вы себе нравитесь или же не нравитесь.

А от этого, в свою очередь, зависит то, насколько успешна будет ваша деятельность. И обратно, определенные успехи в деятельности или хороший результат способны поднять вашу самооценку.

Ваша индивидуальность как цветок, а самооценка подобна живительно влаге. От наличия и качества влаги зависит то, каким вырастет цветок. Умеренно высокая самооценка будет поднимать планку стандартов, устанавливать масштаб целей, а значит и силу упорства для их достижения.

Ваша самооценка напрямую влияет на качество вашей коммуникации. Уверенный человек всегда вызывает больше симпатии и уважения со стороны окружающих. В сфере бизнеса именно этот фактор приобретает значение критической важности.

Посудите сами, имея высокий уровень самооценки вы сможете как минимум упорством получить должность, увеличить продажи, заключить крупные сделки. Уровень самооценки так же важен в личностном взаимодействии.

Имея высокий уровень самооценки, родители на собственном опыте будут демонстрировать позитивное поведение, повышая тем самым самооценку своих детей. Дети будут приумножать это качество в себе, притягивая сверстников, имеющих подобные качества. Одинаково высокая самооценка - это залог гармоничных отношений.

Как заняться саморазвитием самостоятельно?

Как привести свои мысли в порядок, что бы настроиться на нужный лад? Проблема саморазвития личности в психологии определяется не чем иным, кроме как самостоятельной работой над собой, и для того, чтобы достигнуть хороших результатов, у человека должна быть конкретная мотивация саморазвития, благодаря которой он будет постоянно двигаться вперед.

  • Первым делом нужно определиться со своими идеалами. Идеальный человек - кто он? Какими качествами он должен обладать? Как бы вы вели себя на месте этого человека? Фактически определить задачи саморазвития и выбрать для себя определенные методики саморазвития.
  • Думайте по меньшей мере хотя бы 15 минут в день о том, к чему вы хотите прийти. Постарайтесь сконцентрироваться на тех моментах, в которых ваше мышление играет наиболее важную роль для ваших эмоций, отношений или действий.
  • Представьте, как вы будете выглядеть в той сфере, которая дается вам лучше всего. Начните действовать в воображении.
  • Представьте своё взаимодействие с важными для вас людьми, деловыми партнерами. Каким должно быть это взаимодействие, что бы быть максимально близким с ними по духу.
  • Постарайтесь представить именно те сферы, в которых вы больше всего нравитесь себе. Постарайтесь прочувствовать рост самоуважения в эти моменты. Что можно еще сделать, что бы поднять самоуважение еще больше?
  • Вы - отличный человек, который ни в коем случае не станет ограничивать свои возможности, ссылаясь на препятствия, и будет преодолевать все барьеры саморазвития, которые будут встречаться на пути.
  • Нарисовав полную картину идеальной жизни идеального человека, постарайтесь представить, что вы уже являетесь таким человеком, живущим такой жизнью.

Проделав несколько раз этот аутотренинг вы уже через несколько дней заметите улучшения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: