Какой экономический термин образован от фамилии чаянов. Смотреть что такое "Чаянов, Александр Васильевич" в других словарях

Александр Васильевич Чаянов - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

С 1906 обучался в Московском сельскохозяйственном институте (МСХИ, позже - Петровская, сейчас - Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Диломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова. В 1911 получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов А.В. преподавал в МСХИ, затем Народном университете Шанявского А.Л.

В 1912 был направлен в Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях.

В 1915 ему было присвоено звание адъюнкт-профессора. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центральный союза льноводческих кооперативов - Льноцентра) России.

В научном плане один из главных направлений деятельности Чаянова была дальнейшая разработка теории крестьянского хозяйства. Активный участник Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда - высшего органа управления кооперативным движением. Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Член Учредительного собрания.

Автор радикальной аграрной программы. Членом Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразования, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель).

С 1918 был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.

В 1919 возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1921-1923 годы - член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1929 И. В. Сталин произнёс: «Непонятно только, почему антинаучные теории «советских» экономистов типа Чаяновых должны иметь свободное хождение в нашей печати».

В 1930 арестован по сфабрикованному НКВД делу о т. н. «Трудовой крестьянской партии». Расстрелян в 1937. Реабилитирован в 1987. В политических партиях не состоял.

Чаянов Александр Васильевич

российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина моральная экономика.

28 сентября 1987 года в конференц-зале ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина) английский профессор Теодор Шанин выступил с лекцией «А.В. Чаянов в мировой экономической науке». Многие из собравшихся впервые услышали имя Чаянова, за полтора месяца до этого прочитав в газете «Московские новости» материалы «круглого стола», собранного журналистом Львом Воскресенским с участием докторов наук Н.К. Фигуровской, В.Л. Данилова и М.О. Чудаковой, где рассказывалось о реабилитации 15 учёных-аграрников, репрессированных в самом начале тридцатых годов по обвинению в подготовке антисоветских заговоров и кулацких мятежей. По именам двух главных обвиняемых «преступная организация» получила тогда название «кулацко-эсеровской группы Кондратьева - Чаянова». Более чем через полвека, 16 июля 1987 года, по протесту Генерального прокурора СССР А.М. Рекунова, Верховный суд нашей страны прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.

Александра Васильевича Чаянова нельзя оценить и понять без знания всего того, чем он интересовался и жил. Нельзя говорить о Чаянове только как экономисте-аграрнике, как нельзя говорить о профессоре химии Бородине, оставляя в стороне Бородина-композитора, или, постигая Леонардо да Винчи, сузить необозримый диапазон его дарования до скульптуры и живописи, не касаясь его занятий механикой, оптикой, анатомией. Как и всякий другой человек, Чаянов может быть понят, если к нему подойти как к целостной личности.

Он родился в Москве 17(29) января 1888 года. Его отец, Василий Иванович Чаянов, происходил из крестьян Владимирской губернии. В пореформенную пору мальчиком пришёл Василий Чаянов в Иваново-Вознесенск и начал работать на ткацкой фабрике. Со временем он стал пайщиком, затем компаньоном хозяина, а потом завёл и собственное дело.

Из Иваново-Вознесенска В.И. Чаянов переехал в Москву. Здесь он женился на Елене Константиновне Клепиковой, происходившей из мещан города Вятки. Мать будущего учёного окончила Петровскую земледельческую и лесную академию в первой группе женщин, туда принятых. То, что она была агрономом, не могло не сыграть роли в выборе жизненного пути её сына.

В 1899 году 11-летний Саша Чаянов поступает в лучшее реальное училище Москвы на Мясницкой улице 59. Реальные училища в отличие от гимназий давали естественно-математическое образование. В их старших классах преподавались прикладные предметы механико-технологического и химико-технологического циклов, а также основы коммерции. Ни латыни, ни древнегреческого языка в программе не было, но были языки немецкий и французский.

Жили тогда Чаяновы в Малом Харитоньевском переулке, где всё напоминало о далёкой старине. В домах, расположенных поблизости, бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин, Веневитинов. По преданию в старом юсуповском саду, в одном из флигелей, в самом начале XIX века жили Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины. Именно сюда «к Харитонью в переулок» приезжала Татьяна Ларина и слышала звон колоколов. Звоны колоколов слышит и юный Чаянов. Эта музыка увлекает его, и он начинает её изучать.

(В 1920 году Чаянов напишет книгу «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». В фантастической Москве 1984 года он предложит читателю «музыкальную программу, исполняемую на кремлёвских колоколах в сотрудничестве других московских церквей». Вот как опишет он начало этого концерта: «Через минуту густой удар полиелейного колокола загудел и пронёсся над Москвой. Ему в октаву отозвались Кадаши, Никола Большой крест, Зачатьевский монастырь – и ростовский перезвон охватил всю Москву. Медные звуки, падающие с высоты на головы стихшей толпы, были подобны взмахам крыл какой-то неведомой птицы. Стихия ростовских звонов, окончив свой круг, постепенно вознеслась куда-то к облакам, а кремлёвские колокола начали строгие гаммы рахманиновской литургии».) Именно в юности Чаянов на всю жизнь заболел историей Москвы и в конце концов стал одним из крупнейших её историков.

В 1906 году Чаянов окончит училище и поступит в Московский сельскохозяйственный институт, как с 1894 года станет официально называться бывшая Петровская земледельческая и лесная академия, открытая 21 ноября 1865 года.

(В 1925 году директор Научно-исследовательского института сельскохозяйственной экономии при Тимирязевской сельскохозяйственной академии и её профессор А. В. Чаянов напишет книгу «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем» – своеобразный путеводитель по ТСХА, где причудливо переплетаются история и современность.)

В институте его жизненной страстью становится наука. Но, человек в высшей степени общественный, он занимается ею как делом, преображающим жизнь людей. Такое понимание общественной роли науки проистекало у молодого Чаянова из представлений, почерпнутых прежде всего в студенческо-преподавательской среде.

Двадцатилетним студентом 3 курса Чаянов пишет свою первую научную работу. Его интересует кооперация в сельском хозяйстве Италии. Он говорит об экономическом возрождении Италии и связывает его прежде всего с кооперированием сельского хозяйства, когда тысячи бедных маленьких хозяйств сливались в различные союзы и на началах самодеятельности создали мощную экономическую организацию кредита, закупок, сбыта, организовали производственную кооперацию, поддержали дело агрономической помощи крестьянам. Чаянов призывал русских крестьян следовать примеру итальянцев, создавая у себя в деревнях различные кооперативы.

Вскоре появилась и вторая работа Чаянова «Общественные мероприятия по скотоводству в Бельгии», написанная после того, как он, студент выпускного курса, в течение двух месяцев работал в этой стране. В ней он снова поставил вопросы, тесно связанные с отечественной практикой, в частности о сохранении лучших пород животных.

В 1910 году Чаянов оканчивает институт, и его оставляют на два года при кафедре аспирантом. Он едет во Францию, Германию, Англию, Италию и Швейцарию. Возвратившись, он продолжает пропагандировать всё то полезное, о чём узнал, но прежде всего его занимают внутренние проблемы отечественного сельского хозяйства. Молодой учёный начинает изучать это хозяйство как большой и сложный механизм в его многообразных экономико-производственных связях с окружающей природной и народнохозяйственной средой, а также как некую клеточку социального организма.

В 1912 году в Москве вышла первая часть книги Чаянова «Очерки по теории трудового хозяйства», где выдвигалось положение, впоследствии получившее развитие во многих трудах Чаянова, из-за которого его стали подвергать ожесточённой критике. Он написал тогда, что «всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел своей продукции, который определяется соразмерностью годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи». Этот постулат, уже тогда подкреплённый цифровым и фактическим материалом, он сделал в дальнейшем одним из главных вопросов своей научной и общественной деятельности. Через год вышел и второй выпуск «Очерков», посвящённый основам сложения потребительского бюджета. Чаянов постоянно занимается и проблемами русского льна, который после ржи и пшеницы занимал в сельском хозяйстве страны едва ли не самое важное место, исследует экономическую и земледельческую стороны мелиорации.

Учёный совет Московского сельскохозяйственного института, отдавая должное необычайному трудолюбию и разносторонности Чаянова, присвоил ему в 1913 году звание доцента. Ему было тогда 25 лет.

К 1913 году три четверти России жило и работало в деревнях, в 20 миллионах дворах.

Во время Первой мировой войны (1914–1918) Чаянов занимается работой по организации хлебозаготовок и продовольственного дела. История продовольственного вопроса в это время отражена в лекциях, прочитанных им в апреле 1917 года на курсах по подготовке культпросветчиков при Московском совете студенческих депутатов. Здесь высказан также ряд интересных соображений и принципиальных оценок. Так, Чаянов замечает: «В настоящее время мы стоим перед долгими годами тяжёлой и ответственной творческой работы строительства новой России. В области политического строительства и строительства гражданского почти всё находится в нашей власти, власти человеческих законов. Не то мы видим в области жизни экономической. Здесь, помимо наших человеческих законов, перед нами стоят законы экономической жизни, законы, которых изменить мы не в силах и к которым должны приспособить наши человеческие законы, чтобы равнодействующую экономической жизни приспособить к нашему идеалу».

В 1918 году, выступая на 3 Всероссийском съезде «Лиги аграрных реформ» с докладом «Природа крестьянского хозяйства и земельный режим», Чаянов отмечает: «Кладя крестьянское хозяйство в основу будущего народнохозяйственного строя в России, мы должны учитывать, что оно по самой природе своей отлично от хозяйства, капиталистически организованного, в рамках которого мы привыкли обычно разрешать экономические проблемы. Хозяйство крестьянское есть прежде всего хозяйство семейное, весь строй которого определяется размером и составом хозяйствующей семьи, соотношением её потребительских запросов и её рабочих рук». Это положение, направленное на защиту некапиталистического крестьянского хозяйства, впоследствии объявили основной теоретической установкой так называемой «антимарксистской неонароднической школы», которая исходила из того, что, работая на своей земле и не эксплуатируя чужого труда, крестьянин оказывается в таком положении, когда категории заработной платы, прибавочной стоимости и рентных отношений как бы размываются и классическая политэкономия уже не может дать традиционные ответы на новые, не рассматривающиеся ею обстоятельства и ситуации.

Чаянов не был большевиком, но он был социалистом, демократом по убеждениям и аналитиком по складу ума. Самым значительным трудом, над которым он работал в годы гражданской войны (1918 – 1920), стала книга «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации». Здесь он обобщил всё, что писал и говорил ранее о кооперации.

Рассматривая сельское хозяйство как конгломерат самых разнообразных хозяйственных форм и образований, Чаянов признавал, что самыми распространёнными из них являются две формы: капиталистическая и противостоящая ей семейно-трудовая. Внешне капиталистическое хозяйство значительно более крупное, а семейно-трудовое более мелкое. Но если капиталистическое хозяйство строится на наёмном труде, то семейно-трудовое – на совершенно иной основе, ему «свойственны иные мотивы хозяйственной деятельности и даже иное понимание выгодности. Закономерным шагом развития последних должно стать объединение этих некапиталистических семейных трудовых коллективов в некапиталистические же кооперативы. (Социалистическую подоплёку кооперации Чаянов понимал в значительной мере в духе русских социалистов-утопистов. Он преклонялся перед одним из основателей утопического социализма Робертом Оуэном, о «возвышенном» учении которого писал так: «Он говорил, что люди дружными, общими усилиями должны помогать друг другу жить и, основывая особые общества, совместно устраивать свою хозяйственную жизнь». Эта идея казалась Чаянову пригодной для любого времени и для любого общества, ибо была общечеловеческой, а общечеловеческое он ставил выше классового.)

«Многие полагают, – писал Чаянов, – что существующее частичное кооперирование хозяйств есть только переходная фаза и что со временем все процессы сельскохозяйственного производства будут кооперированы в «интегральную» земледельческую артель, своего рода земледельческую коммуну. Но крестьянское хозяйство должно кооперировать и коллективизировать те отрасли, в которых крупная форма производства имеет свои преимущества, и оставлять в индивидуальном семейном хозяйстве всё то, что лучше организуется в мелком предприятии. Трудовая коммуна всегда будет слабее трудового кооперированного хозяйства, так как по своей природе она принуждена организовывать в крупных формах не только те отрасли хозяйства, которые её выгодно так организовывать, но также и те, в которых мелкое производство технически всегда более совершенно».

С 1918 года Чаянов стал одним из самых молодых профессоров Московского сельскохозяйственного института и в этом качестве высказал немало ценных мыслей о задачах и методике работы высших учебных заведений.

До 1920 года Чаянов занимал руководящие посты в кооперации, а с 1920 года – в Народном комиссариате земледелия. В 1921 – 1923 гг., оставаясь членом коллегии наркомзема, был представителем наркомзема в Госплане. Занимая ответственные посты, Чаянов стал известен самым высоким должностным лицам СССР. Отдавая ему должное как высококвалифицированному специалисту, некоторые руководители в политическом отношении считали его честным буржуазным спецом или, в лучшем случае, сочувствующим попутчиком. Многогранный, неоднозначный человек не вписывался в схему, упрощённо делившую всех людей лишь на друзей и врагов.

В 1918 – 1921 гг. Чаянов занимается также литературой и историей. Он пишет «Историю Миюсской площади», фантастическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», романтические повести «История парикмахерской куклы, или последняя любовь московского архитектора М.», «Венедиктов, или достопамятные события жизни моей», трагедию «Обманщики», по которой был поставлен спектакль в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Он становится активным членом общества «Старая Москва», где работает вместе с В.А. Гиляровским, братьями А.А. и Ю.А. Бахрушиными, П.В. Сытиным, а также одним из учредителей московского Русского общества друзей книги.

К 1925 г., в период новой экономической политики советского государства, группа Чаянова, тогда профессора экономического факультета Тимирязевской сельскохозяйственной академии, как с 1923 г. стал называться Московский сельскохозяйственный институт, провела работу по установлению оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий, определила количественный эффект землеустройства, разработала методы безденежного учёта хозяйства и нерыночных продуктов, а также таксацию вообще всех работ в сельском хозяйстве.

В.И. Ленин перед смертью (1924) написал две статьи, посвящённые кооперации (известно, что в его библиотеке были книги Чаянова). После этого слово «кооперация» стало самым популярным в обиходе. В связи с этим Чаянов в своей переизданной работе «Краткий курс кооперации» замечает: «Когда в наши дни говорят о будущем деревни, то чаще всего возлагают свои надежды на кооперацию… Однако это вовсе не означает, что многие отчётливо понимают сущность кооперации, её основные идеи и организационные принципы». Чаянов разъясняет свою мысль на конкретных примерах и говорит о том, что будущее сельского хозяйства за кооперацией. «Это будущее заставляет нас видеть в нашей работе… будущий грандиозный социально-экономический переворот, превращающий распылённое стихийное крестьянское хозяйство в стройное хозяйственное целое, в новую систему организации земледелия, и вполне согласиться с мыслью предсмертной статьи Ленина о том, что развитие кооперации совпадает с развитием социализма».

Летом 1924 года Чаянов заканчивает работу над главным трудом своей жизни «Организация крестьянского хозяйства». (Автор считал эту работу итогом своих более чем десятилетних изысканий, впервые сведённых вместе в книге «Учение о крестьянском хозяйстве», изданной на немецком языке в Берлине в 1923 году.) Едва появившись, работа Чаянова сразу же вызвала целый шквал замечаний и критических обзоров. Теоретические положения этой работы привели в конце концов к гибели как идеи, высказанной в книге, так и физическому устранению самого автора. Однако в то время он ещё не ждал такого оборота событий и наряду с кабинетной академической деятельностью много времени проводил в поле, на фермах, во дворах и избах крестьян.

Чаянов открывает для себя ещё одну стезю. Вместе с известным журналистом А.Г. Баргиным пишет киносценарий, по которому на киностудии «Межрабпомфильм» молодой режиссёр Л.Л. Оболенский ставит фильм с остродетективным сюжетом «Альбидум 0604» – так назывался особый засухоустойчивый и необычайно плодоносный сорт пшеницы. Продолжаются и беллетристические увлечения Чаянова. В 1928 году выходит в свет его последняя романтическая повесть «Юлия, или встречи под Новодевичьем».

Состоявшийся в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Путь деревни был предопределён ¬– она должна была стать колхозной. Эта установка противоречила теории Чаянова. (Чаянов считал кооперацию основой социально-экономического развития деревни. Масштабы кооперации зависят от состояния технической базы и преобразования этой базы. В сферу кооперирования вовлекаются прежде всего те функции, которые становится невыгодно выполнять в отдельном крестьянском хозяйстве. Эти функции должна выполнять не «горизонтальная»: артели, коммуны, товарищества, – а «вертикальная» концентрация крестьянских хозяйств на кооперативной основе: выделение функции снабжения, сбыта и переработки продукции. Участие крестьян в кооперации выводит их на внешние рынки и, в конечном итоге, в орбиту мирового хозяйства.)

Чаянов не был кабинетным затворником. Он знал жизнь и понимал, что его теории уже выходят из разряда научных дискуссий и трактуются как подрывная антисоветская деятельность. 12 декабря 1929 года в «Сельскохозяйственной газете» было опубликовано письмо Чаянова, где он признавал свои исторические прогнозы ошибочными, а теорию классовой кооперации и защиту индивидуального сектора сельского хозяйства «грубой и реакционной ошибкой». Однако это его покаяние не было принято во внимание. В стране царила атмосфера подозрительности, доносов и шпиономании. На открывшейся через неделю после публикации письма Чаянова конференции аграрников-марксистов «ошибкам» Чаянова и злокозненным заблуждениям его школы отводилось много места.

XVI съезд партии дал установку на «форсирование темпов создания материально-технической базы социализма, на ликвидацию всех капиталистических элементов в стране». 21 июля 1930 года Чаянова арестовали. Открытого суда над ним не было. Сначала он некоторое время сидел в тюрьме, где работал над двумя книгами: о внутрихозяйственном транспорте и об истории гравюры, а затем был сослан в Казахстан.

Чаянов приехал в Алма-Ату в первой половине 1932 года, а в 1933 – 1935 годах работал в Казахском сельскохозяйственном институте им. Л. И. Мирзояна. Как и в Москве, он не только преподавал, но и занимался приобщением студентов к искусству. Поставил на сцене институтского клуба 11 пьес и организовал издание «Ежегодника СХИ». Кроме занятий в институте, Чаянов работал старшим экономистом-аналитиком Наркомата земледелия в балансовой группе планово-финансового отдела. В 1935 – 1936 гг. работал в выставкоме по подготовке к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 июня 1935 г. срок ссылки Чаянова был продлён ещё на три года. В конце 1936 г. он был арестован ещё раз, но вскоре выпущен. Е. Д. Эйгинсон, бывший студент Казахского сельскохозяйственного института, случайно встретил Александра Васильевича неподалёку от тюрьмы. Он оброс бородой, был одет в рваную телогрейку, подошвы его ботинок были обмотаны проволокой. 16 марта 1937 г. Чаянов был арестован в последний раз. 3 октября 1937 года Особое совещание при НКВД СССР вынесло ему смертный приговор. Он был расстрелян в тот же день.

Из книги А.В. Чаянова «Возможное будущее сельского хозяйста»:

«Усовершенствования в области путей сообщения, радиосвязи и, по крайней мере, удесятерение количества людского населения нашей планеты заставят просто-напросто превратить всю её площадь в сплошные города-сады, прерываемые обширными, в несколько десятков километров, полянами цветов и растений, преследующих цель быть освежителями атмосферы, или же плодовыми садами, приносящими те фрукты, ароматность которых и вкус, по всем вероятиям, никогда не могут быть воссозданы химическим способом производства. Эстетические же соображения заставят покрыть остальную площадь нашей земли садами, где место теперешних полей злаков и культур льна и подсолнуха займут роскошные клумбы фиалок, роз и не виданных нами до сих пор, но совершенно изумительных цветов будущего. Можно сказать, что из всех наших культурных растений наилучшей будущностью и вечностью обладает, несомненно, красная роза, с её одуряющим, свежим, сладостным запахом – ей, и именно ей, должны будут уступить место все теперешние наши культурные растения, вытесняемые стальной машиной, изготовляющей из воздуха хлеб и ткани будущего».

(17 января 1888, Москва, – 3 октября 1937). Родился в купеческо-мещанской семье выходцев из крестьян. Окончив реальное училище, поступил в 1906 в Московский сельскохозяйственный институт (МСХИ; позже – Петровская, ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия), где преподавали Д.Н. Прянишников, А.Ф. Фортунатов, Н.Н. Худяков. Испытав влияние революционных идей 1905 – 07, стал убежденным социалистом, но беспартийным. В каникулы 1908 и 1909 студент Чаянов знакомился с организацией агрономии и сельскохозяйственной кооперации Италии и Бельгии. Свои наблюдения и выводы опубликовал в 1909 и 1910 в журнале "Вестник Сельского Хозяйства" и в отдельной брошюре; в них Чаянов впервые сформулировал представление о том, что внутренняя структура крестьянского хозяйства «раскрывает перед нами связку, ряд отдельных сельскохозяйственных технических процессов, которые волевою деятельностью "хозяйственного человека" соединяются экономически в хозяйство... Каждый из этих процессов настолько самостоятелен, что может быть выделен, не нарушая общего организационного плана хозяйства» ("Вестник Сельского Хозяйства ", 1909, № 36, с. 8 – 9). Этот вывод явился для студента Чаянова отправным в оценке сущности и значения крестьянской кооперации: ".,возможность? без крупной ломки организационного плана мелкого сельского хозяйства организовать некоторые его отдельные технические, хозяйственные процессы, в которых крупное производство имеет несомненное преимущество, .,путем выделения их и слияния с подобными процессами у соседей в кооперативе" (там же). Поиск путей включения в современную экономику не только для "сильных", но для всей массы трудовых (как правило, не принимающих наемного труда) крестьянских хозяйств объясняет отрицательное отношение Чаянова к аграрной реформе П.А. Столыпина.

Получив в 1911 диплом ученого-агронома 1-й степени, Чаянов преподавал в МСХИ, Народном университете А.Л. Шанявского и других. В 1912 был в командировке (Англия, Франция, Германия, Швейцария, Италия) "для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии", одновременно работал над "Очерками по теории трудового хозяйства" (М., ч. 1 – 2, 1912 – 13). В 1915 вышел в свет "Краткий курс кооперации" (М.), в котором он знакомил читателей с историей кооперативного движения в России и за рубежом, раскрывал сущность организации кредитных товариществ, потребительских обществ и производственных кооперативов. В научном отношении Чаянов с первых публикаций примыкал к "организационно-производственной школе", заложенной в 1904 А.Н. Челинцевым, став затем ее ведущим представителем и фактически главой (в 20-х гг. это научное направление получило название "школы Чаянова"). Преподавательскую и исследовательскую деятельность Чаянов сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. В годы первой мировой войны работал в различных комиссиях Особого совещания по продовольствию, в продовольственных организациях Всероссийского земского союза и экономического отдела Всероссийского Союза городов, участвуя, в частности, в составлении Общего плана обеспечения продовольствием населения (1916). В 1915 адъюнкт-профессор Чаянов стал одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов – Льноцентра). В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была дальнейшая разработка теории крестьянского хозяйства.

Активный участник событий Февральской революции 1917, Чаянов прежде всего стремился способствовать радикальным преобразованиям в сельском хозяйстве. На Всероссийском кооперативном съезде (25 – 27 марта) был избран членом Совета Всероссийских кооперативных съездов – высшего органа управления кооперативным движением. Оказывая решительную поддержку Временному правительству, Чаянов считал необходимой консолидацию общественных сил, чтобы справиться с усугублявшимся разорением страны. Преодолению продовольственного кризиса были посвящены его лекции и статьи в прессе ("Русские Ведомости", 1917, № 34; "Власть Народа", 1917. 29 апреля, 21 мая, 21 июня и другие). Активно поддерживал создание системы продовольственных комитетов: губернских, уездных и волостных, избираемых демократическим путем и подотчетных народу (см: Чаянов А.В., Продовольственный вопрос. Лекции, читанные на курсах по подготовке работников по культурно-просветительской деятельности при Советах студенческих депутатов в апреле 1917 г., М., 1917, с. 33).

Главным направлением деятельности Чаянова стала разработка аграрной реформы. Один из инициаторов создания Лиги аграрных реформ, имеющей целью пересмотр устаревших с 1905 – 07 аграрных программ и перенесение их "из узких партийных переулков и партийной полемики на более широкую площадь совместной работы всех экономических сил страны". Во время Всероссийского кооперативного съезда состоялось первое собрание учредителей лиги (57 представителей различных партий и течений), на котором был избран Организационный комитет 16 – 17 апреля проходил Учредительный съезд лиги (136 делегатов от 20 губерний); как член Организационного комитета Чаянов выступил с докладом о принципах организации, задачах, проекте Положения о лиге аграрных реформ; вошел вСовет лиги и в ее Центральный распорядительный комитет. На 2-м съезде лиги (июнь) также говорил о задачах аграрной реформы, на 3-м съезде (ноябрь)– о природе крестьянского хозяйства и его земельном режиме. Чаянову принадлежит обращение комитета к членам лиги: "Мы считаем, что: 1) трудовое кооперативное крестьянское хозяйство должно лечь в основу аграрного строительства России и ему должны быть переданы земли нашей родины; 2) передача эта должна совершиться на основе государственного плана земельного устройства, ...планомерно и организованно осуществимого без нарушения производственного напряжения нашего народного хозяйства; 3) земельное устройство есть только часть решения аграрной проблемы, которая включает в себя все вопросы, связанные с общими условиями сельскохозяйственного производства, организацией трудовых хозяйств и организацией связи этих хозяйств с общим мировым хозяйством" ("Предисловие"– во всех изданиях Лиги аграрных реформ).

Обоснование программы Чаянова содержит его брошюра "Что такое аграрный вопрос?" (М., 1917), в которой выражены революционные требования 1917, и прежде всего требование, ставшее лозунгом всех демократических сил: "Земля – трудовому народу! ". Чаянов писал: "...все земли, находящиеся сейчас в пользовании крупного помещичьего хозяйства, должны быть переданы в руки трудового крестьянского хозяйства"; эта передача частновладельческих земель крестьянству могла быть произведена и в форме социализации, и национализации, и муниципализации, и с помощью "единого налога на землю", изымающего в пользу народа всю земельную ренту, и, наконец, через создание "системы государственного регулирования землевладения" при запрещении продажи и покупки земли. Чаянов стремился найти решение задачи "с меньшими затруднениями и с наименьшими затратами провести обобществление земель и передачу их трудовому хозяйству", склонялся в пользу совмещения последних двух вариантов – государственного регулирования и прогрессивного налогообложения с добавлением права "экспроприации любых земель" (в случаях нарушений земельного режима, установленного законом), что дало бы возможность "автоматически в одно-два десятилетия прийти к национализации или муниципализации" (с. 20, 32 – 33, 41 – 45, 55, 58 – 59). В основу аграрных реформ должны были лечь два принципа: "1) наибольшая производительность народного труда, прилагаемого к земле; 2) демократизация распределения народного дохода". Чаянов отвергал и капитализм, и "государственный социализм", и "анархический коммунизм". Обеспечить осуществление обоих принципов, по его убеждению, могла только кооперация, и поэтому будущий аграрный строй должен быть кооперативным (там же, с. 16, 18 – 19, 24 – 25). Автор радикальной аграрной программы быстро завоевывает политический авторитет – становится членом Главного земельного комитета, созданного для подготовки и осуществления земельного преобразования, членом Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищем министра земледелия во Временном правительстве (около двух недель), как "беспартийный социалист" избирается членом Учредительного Собрания.

Чаянов, несмотря на первоначально негативное восприятие Октябрьской революции, согласился работать в советских учреждениях и в сотрудничавших с ними кооперативных организациях. С 1918 профессор Петровской сельскохозяйственной академии. На 1-м Всероссийском кооперативном съезде (18 – 24 февраля 1918) Чаянов выступал с докладами, участвовал в дискуссиях, обнаруживших бесперспективность противостояния власти Советов, отсутствие политического единства в кооперативной среде; по предложению Чаянова на съезде был создан Комитет по охране культурных и художественных сокровищ России, в президиум которого вошел Чаянов. Комитет, лично Чаянов проделали большую работу по спасению культурных и художественных сокровищ страны. В кооперативном движении Чаянов был сторонником компромисса между Советской властью и кооперацией, их сотрудничества при сохранении кооперацией самостоятельности в своей хозяйственной деятельности; член кооперативной делегации 18 ноября 1918 на переговорах с В.И. Лениным о судьбе Московского народного банка, принадлежавшего кооперации. На 2-м Всероссийском съезде Совнархозов (декабрь 1918) выступал с докладом о сельскохозяйственной кооперации. В 1919 возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1919 вышел в свет один из главных научных трудов Чаянова – книга "Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" (М.), где он писал: "...не разрушая тех сторон хозяйства, где мелкое семейное производство было технически удобнее крупного, ...выделить и организовать в крупнейшие кооперативные предприятия, те отрасли, в которых это укрупнение давало заметный положительный эффект", чтобы в итоге организовать все отрасли и работы крестьянского хозяйства "в той степени крупности и на тех социальных основах, которые наиболее к нему подходили". Этот процесс Чаянов назвал "кооперативной коллективизацией" (с. 15 – 16, 21, 301 и др.). Он отрицал "коммунизацию производства" в сельском хозяйстве, указывая на такие труднейшие проблемы, как "стимуляция работы", "организация труда" и "хозяйствующая воля", то есть управление.

В 1921 – 23 член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР. В марте 1921 работал в комиссии Наркомзема, разработавшей "Основные принципы построения продналога" – важнейшей меры перехода к нэпу. 23 ноября 1921 сделал в Госплане доклад "Генеральный план Наркомзема", положивший начало работ по планированию сельского хозяйства.

В 20-х гг. Чаяновым были созданы труды по теории семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации, по практическому применению теоретических знаний и рекомендаций, проводились обследования крестьянских хозяйств в различных районах страны; работы издавались в Германии, Японии, Индии, Китае. Чаянов был не только экономистом, организатором науки и кооперации. В 1918 – 28 он написал 6 повестей, оцениваемых литературоведами как "русская гофманиада" (включая социально-утопическую повесть "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии").

С развертыванием сталинской "революции сверху" в 1928 – 29 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за "неонародничество", то теперь обвиняли в "защите интересов кулачества", "протаскивании буржуазных аграрных теорий". На Конференции аграрников-марксистов (20 – 29 декабря 1929) так называемая чаяновщина была объявлена "агентурой" империализма, находящейся в связи с "правым уклоном" в ВКП(б); выступивший на ней И.В. Сталин обрушился на «антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаянова» (см.: "Труды 1-й Всероссийской конференции аграрников-марксистов", т. 1, М., 1930). Вынужденный оправдываться Чаянов писал: "Вообще я совершенно разделяю мысль, некогда высказанную Жоресом, о том, что революцию можно или целиком отвергнуть или принять также целиком, такой, как она есть. Этой мыслью я руководствовался все годы нашего революционного бытия. Поэтому вопрос о моем отношении к Октябрю решался мною... в тот январский день, когда революция отбросила идею Учредительного Собрания и пошла под знаком пролетарской диктатуры. С февраля 1918 года я связал свою жизнь с революционной реконструкцией нашей страны и, тщательно припоминая день за днем все прошедшие годы, полагаю, что ни у кого нет и не может быть оснований для того, чтобы отнять у меня звание советского работника безо всяких кавычек" ("О судьбах неонародничества", "Сельскохозяйственная Газета", 1930, 29 января). 21 июня 1930 Чаянов был арестован, 26 января 1932 Коллегией ОГПУ осужден по сфабрикованному делу "Трудовой крестьянской партии" к 5 годам заключения в лагерь; 3 октября 1937 Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1987.

Сочинения: Избранные произведения, М., 1989; Избранные повести. М., 1989; Крестьянское хозяйство, М., 1989; Избранные труды. Статистическое наследие, М., 1991.

Литература: Балязин В.Н., Профессор Александр Чаянов, М., 1990; Кабанов В.В., А.В. Чаянов, "Вопросы истории, 1988, № 6; Н.Л. Кондратьев, Н.П. Макаров, А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев. Указатель литературы, М., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Русский экономист-аграрник, литератор.

Закончил Московский сельскохозяйственный институт (Петровская академия), где учился вместе с Н.И. Вавиловым .

В 1912 году Александр Чаянов в рамках научной командировки посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию и Италию.

По мнению А. В. Чаянова , самой большой проблемой, с которой столкнулись российские агрономы, были русские крестьяне: тогда как западноевропейский агроном просто помогал крестьянам построить зернохранилище, российскому агроному приходилось преодолевать крестьянское невежество и сопротивление «прогрессу»: он должен был объяснить саму идею, убедить крестьян, что надо собрать средства и обеспечить строительство. Поэтому агрономия была «немыслима» без кооперативов: агрономы могли использовать ресурсы для того, чтобы привлечь большое число крестьян на единый форум, чтобы «воздействовать» на них, убедить их потратить средства на рекомендованные мероприятия и помочь им производить и сбывать продукцию рационально…

Чаянов А.В., Участковая агрономия и организационный план крестьянского хозяйства / Крестьянское хозяйство: Избранные произведения. М., 1989 г., с. 55-62.

А.В. Чаянов - основатель и директор первого в СССР Института сельскохозяйственной экономии, откуда его уволили в 1928 году.

Главный труд А.В. Чаянова: «Организация крестьянского хозяйства» был опубликован в 1925 году.

«Крестьянское хозяйство ищет не прибыль. Оно ориентировано на валовой доход.
Доходное хозяйство не всегда прибыльно, а прибыльное - не всегда доходно.
Крестьянин скорее выберет большой валовый доход и меньшую прибыль, чем большую прибыль и малый доход.
Но если подмеченная Чаяновым особенность крестьянского трудового хозяйства верна, то в лице этого хозяйства капитализм встречает серьёзное препятствие для своего распространения.
Самое удивительное состоит в том, что трудовое хозяйство сохраняет в системе товарно-денежных отношений какую-то внутреннюю независимость от этих отношений.
Подчиняясь правилам игры на рынке, трудовое крестьянство выпадает из этой игры в непосредственном процессе производства, демонстрируя элементы семейного труда. Капитализация сельского хозяйства ведёт к раскрестьяниванию деревни.
Окрестьянивание села - к декапитализации. «Сельская жизнь, - скажет Чаянов в 1928 году, - естественное состояние человека, из которого он был выведен демоном капитализма...». А также «Путь фермерский нами всегда нацело отрицался».
Понимая природу трудового крестьянского хозяйства, Чаянов видел опасность и бездумной коллективизации. Наивно полагать, говорил он, что управлять народнохозяйственной жизнью можно из одного центра, «только распоряжаясь, подчиняя, национализируя, запрещая, приказывая и давая наряды, словом, выполняя через безвольных исполнителей план народохозяйственной жизни».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография дословности), М., «Аграф», 1998 г., с. 200-201.

Главным путём экономического подъёма сельского хозяйства А.В. Чаянов считал развитие кооперации не по горизонтали – как это сделали большевики – то есть, объединение единоличных хозяйств в одно коллективное, а по вертикали – путём объединения производства, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, покупки и обслуживания техники, племенной и селекционной работы и т.п. (сейчас это называется кластером).

«Е. Ярославский, выступая в прениях, подчеркнул, что «Чаянов... уже в 1920 г. открыто ориентировался на свержение пролетарской диктатуры» и подтвердил, что неонародники, не останови их вовремя, непременно пришли бы к фашизму, точно так же, как неостановленные легальные марксисты давно уже превратились в черносотенцев.
«Такие люди, как Чаянов, Кондратьев, Громан, Суханов, - это, по существу дела, обречённые люди обреченных классов...». (Кондратьевщина, чаяновщина и сухановщина. М., 1930, с.19).
Но умирают не классы, умирают люди.
Хорошо, что Чаянов арестован, но ведь осталась ещё и «чаяновщина», которая не может умереть естественной смертью. Её надо «убить, выкорчевать, выскоблить».
Но кого же нужно убивать и выкорчёвывать? Конечно, кулаков. Ведь это они, как утверждалось на конференции, составляли армию Чаянова.
Резерв армии - единоличное крестьянство, которое, отставив все дела в сторону, только тем и занималось, что ежемесячно рожало капитализм.
В 1930 году чаяновской «пошлятине», как выразился Е. Ярославский, был положен конец. Чаянова арестовали в здании Президиума ВАСХНИЛ в бывшем Юсуповском дворце, что находится в Большом Харитоньевском переулке.
Осенью 1930 года было объявлено, что Чаянов является одним из руководителей контрреволюционной Трудовой крестьянской партии, цель которой - свержение советской власти.
Некоторое время Чаянов сидел в тюрьме, затем его приговорили к заключению в концлагерь, а в 1937 году ему предъявили новые обвинения. В октябре этого года его приговаривают к расстрелу.
Приглашение на казнь состоялось 20 марта 1938 года.
Жену Чаянова заставили развестись с «врагом народа». В 1937 году она тоже была арестована и сослана в Молдавию.
Их дети - Никита и Василий - остались на попечении бабушки и дедушки. Старший сын Чаянова погиб на войне».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография доловности), М., «Аграф», 1998 г., с. 215.

А.В. Чаянов был расстрелян в 1938 (в 1987 году реабилитирован).

Ещё в дореволюционный период в связи с быстрым ростом крес­тьянских кооперативов возникла организационно-производственная школа (Н. П. Макаров, А.В. Чаянов, А.Н. Минин, А.А. Рыбников и др.). Лидером этой школы стал крупный русский экономист Александр Васильевич Чаянов (1888-1937). Его основные труды: "Организа­ция крестьянского хозяйства" (1925), "Краткий курс кооперации" (1925).

Главным предметом исследования Чаянова было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, нацеленное на удовлетворение по­требностей членов семьи. Чаянов интересовался натурально-потребительскими чертами этого хозяйства и в меньшей степени его то­варно-рыночными чертами. Он считал, что такое исследование важ­но при изучении аграрного строя не только России, но и Китая, Индии и других стран со слабым развитием рыночных отношений. Основными понятиями выступают здесь организационный план и трудопотребительский баланс крестьянского хозяйства.

Организационный план, или субъективное отображение кресть­янином системы целей и средств хозяйственной деятельности, вклю­чал выбор направление хозяйства, сочетание его отраслей, увязку трудовых ресурсов и объемов работ, разделение потребляемой и продаваемой на рынке продукции, баланс денежных поступлений и расходов. Концепция трудопотребительского баланса исходила из того, что крестьянин стремится не к максимуму чистой прибыли, а к росту общего дохода, соответственно производства и потребления, равновесию производственных и природных факторов, равномер­ному распределению труда и дохода в течение всего года.*

* Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.

Распространенной в советской экономической литературе схеме "кулак - середняк - бедняк" Чаянов противопоставлял собственную классификацию, включающую шесть типов хозяйств: 1) капиталис­тические, 2) полутрудовые, 3) зажиточные семейно-трудовые, 4) бед­няцкие семейно-трудовые, 5) полупролетарские, 6) пролетарские. Чаянов выдвинул план разрешения социальных противоречий в деревне через кооперативную коллективизацию различных типов хозяйств (со 2-го по 5-й) и кооперативный кредит.

Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора Чаянов видел в массовом распространении кооперации, её антикапиталистическом и антибюрократическом содержании. Он выступал против огосударствления кооперативов. Выгодность ко­операции, по мнению Чаянова, заключается в относительно низких ценах на продукцию и в дополнительном доходе её членов.

Чаянов полагал, что к кооперативам должны отходить те виды деятельности, технический оптимум которых превосходит возможнос­ти отдельного крестьянского хозяйства. Он исходил из того, что ин­дивидуальные крестьянские хозяйства способны вести эффектив­ную обработку почвы и животноводство. Остальные виды деятель­ности подлежат постепенному и добровольному кооперированию.

Летом 1917 г. учёный выдвинул план реконструкции аграрного сектора: передача земли в собственность трудового крестьянства, введение трудовой собственности на землю (без права купли-про­дажи участков), передача государству помещичьих хозяйств и име­ний, введение единого сельхозналога для частичного изъятия диффе­ренциальной ренты. Чаянов выступал против уравнительного наде­ления крестьян землёй. Он исходил из двойственного критерия аг­рарного переустройства: повышения производительности труда и демократизации распределения национального дохода.

Крупное достижение Чаянова - теория дифференциальных оптимумов сельскохозяйственных предприятий. Оптимум имеется там, где "при прочих равных условиях себестоимость получаемых про­дуктов будет наименьшая".* Оптимум зависит от природно-климатических, географических условий, биологических процессов. Все элементы себестоимости в земледелии Чаянов разделил на три груп­пы: 1) уменьшающиеся при укрупнении хозяйств (административные расходы, издержки по использованию машин, построек); 2) увеличи­вающиеся при укрупнении хозяйств (транспортные издержки, потери от ухудшения контроля за качеством труда); 3) не зависящие от размеров хозяйств (стоимость семян, удобрений, погрузочно-разгрузочные работы). Оптимум сводится к нахождению точки, в которой сумма всех издержек на единицу продукции будет минимальной.

* Чаянов А.В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М., 1928.

В годы организации совхозов (1928-1930) Чаянов предложил оце­нивать их деятельность по степени выполнения государственного плана с точки зрения учета интересов региона и по уровню прибыль­ности самого предприятия. Однако проблема индивидуальной моти­вации труда, занимавшая ранее одно из центральных мест в рабо­тах учёного, в 1928-1930 гг. не исследовалась.

Смотрите также:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: