Признаки общества как динамической системы. Основные типы (виды) общественной деятельности

Раздел 1. Обществознание. Общество. Человек – 18 часов.

Тема 1. Обществознание как совокупность знаний об обществе – 2 часа.

Общее определение понятия общества. Сущность общества. Характеристика общественных отношений. Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики. Основные социальные феномены жизни человека: общение, познание, труд. Общество как сложная динамическая система.

Общее определение понятия общества.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Сущность общества состоит в том, что в процессе своей жизнедеятельности каждый человек взаимодействует с другими людьми. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Характеристика общественных отношений.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на три большие группы:

1. межличностные (социально-психологические), под которыми понимают отношения между отдельными индивидуумами. При этом индивидуумы, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидуумами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидуумами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

2. материальные (социально-экономические), которые возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него. Они подразделяются на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

3. духовные (или идеальные), которые формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их значимыми для них ценностями. Они подразделяются на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Основные социальные феномены жизнедеятельности человека:

1. Общение (в основном задействованы эмоции, приятно/неприятно, хочу);

2. Познание (в основном задействован интеллект, истинно/ложно, могу);

3. Труд (в основном задействована воля, надо/не надо, должен).

Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики.

1. Сознание и самосознание. 2. Слово (2-я сигнальная система). 3. Религия.

Общество как сложная динамическая система.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социально-политическая, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом, проявляющихся в таких феноменах, как политика, государство, право, их соотношение и функционирование;

3) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

2. Какие общественно-экономические формации выде­ляют марксисты?

3. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек его благополучие, либо природа и ее благополучие.

Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных j проблем человечества.

6. Прочитайте текст и выполните задания к нему. «Набирая все новые и новые силы, цивилизация не­редко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого на­силия, идущих от религиозных, в частности христиан­ских, традиций... Так цивилизация неуклонно распростра­нялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установ­ленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось рас­цветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно ра­стущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас на­метился новый, более глубокий раскол - между сверх­развитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собра­тьев, протекает в рамках все той же господствующей ци­вилизации...

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдер­жать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные неду­ги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и за­просы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».

А. Ленчей

1) Какие глобальные проблемы современного обще­ства выделяет автор? Укажите две-три проблемы.


2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышля­ли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы дер­жать под контролем наши возможности и запро­сы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... со­провождалось расцветом радужных надежд и ил­люзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами, на ваш взгляд. Ответ обоснуйте.

7. Выберите одно из предложенных высказываний и из­ложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира» (Диоген Синопский).

2.»Я слишком глржусь своей страной, чтобы быть националистом»(Ж.Вольтер)

3. «Цивилизация заключается не в большей или мень­шей утонченности. Не в сознании, общем для цело­го народа. И это сознание никогда не бывает утон­ченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты - значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи» (А. Камю).

С1 . Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4 . Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5 . Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций... Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ

Часть 2 Уровень В

№ задания ответ
естественная
регресс
АБВГ
В;А;Г;Б
В;Г;Ж
В;А;Б;Г
духовная
2,3,4
духовное
1,3,4,5,6
1,2,4,6
ручной
1,2,4,6
3,5,6
ВВАБГ
Общественными
БВА
3,4,2,1,5
Сферы, сферами
Общественный прогресс
Б;А;Г;В
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
Г;В;Б;Д;А
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
1,3,4.7,9
5,10,12,13,14
3,4,5,7,8,9

Часть 3. Уровень С

С1 .Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

Целостность;

Состоит из взаимосвязанных элементов;

Элементы изменяются с течением времени;

Меняется характер взаимосвязи между системами;

Меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ:

Первобытную

Рабовладельческую

Феодальную

Капиталистическую (буржуазную)

Социалистическую (коммунистическую)

СЗ . Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустри­альное.

Признаки:

Доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

Индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

Постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: осно­ва - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя ат­мосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастро­фы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение пра­вил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.

С5 . Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

Угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»;

Угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к техно­логиям производства оружия массового поражения;

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде все­го как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развиты­ми странами.

С6 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Выделены проблемы:
- ограниченность ресурсов;

Неравномерность развития (проблема «Север - Юг»);

Демографическая;

Последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;

Формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями.

Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;

Вера во всемогущество научно-технического прогресса;

Вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Про­свещения.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл сужде­ния.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;

в результате - слабое участие в мировом разделении труда;

как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от бога­тых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

С8 . Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».

3) Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.

Могут быть приведены другие объяснения.

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.

С9 .Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.

Основные типы (виды) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, аидеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л. Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см. закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности,усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: