Перспективное планирование по экологической тропе детского сада. Планирование экскурсионной деятельности на экологической тропе детского сада Проект экологическая тропа с приложениями

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение территории растениями;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Предполагаемый результат:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

— составление паспорта «Экологической тропы»;

— подготовить литературу по экологическому развитию детей;

— наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;

— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;

— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;

— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;

— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;

— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;

III этап: Заключительный

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 10 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Точка № 11 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 9 «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

Точка № 8 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.

Точка № 7«Мини-водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.

Дата ___________

Тема недели: Экологическая тропа.

Итоговое занятие: выставка детских работ из природного материала «Дары осени».

Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру природы .

Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.

2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.

3. Учить правильному поведению в природе на примере литературных произведений Е. Чарушина и В. Бианки.

4. Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.

ОД детей и взрослых

Понедельник.

Физи-ческое разви-тие

Организация ОД

на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.

Тема: Цифра 5

Цель: Познакомить с цифрой 5.Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц.

2. Физическое развитие. (физ. культ. на улице)

Тема: Упражнение в чередовании ходьбы и бега .

Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега; развивать быстроту и точность движений при передаче мяча, ловкость в ходьбе между предметами.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа «Земля наш общий дом» .

Чтение «Лесная газета» В. Бианки.

На прогулке наблюдение за птицами на участке.

П\ и « День – ночь» .

Гимнастика после сна «Птицы»

Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .

Экологические ситуации для детей:

Что было бы на Земле без воды?

Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?

Почему умирает лес?

Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.

Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»

Внести необходимую атрибутику для игры.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Втор-ник.

Речевое разви-тие

Организация ОД на основе речевой деятельности в интеграции с двигательной и изобразительной деятельностью.

1.Физическое развитие (физ. культура).

Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.

2.Речевое развитие (обучение грамоте).

Тема: «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов. Побуждать к самостоятельному чтению пословиц.

3.Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Тема: Золотая осень.

Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»

Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»

Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?»

На прогулке наблюдение за деревьями на участке.

П\ и «Солнечный зайчик»

Гимнастика после сна «Птицы»

Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике»

Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.

Литературный день «Мы читаем Л.Н. Толстого

Цель: Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Индивидуальная работа с Андреем Н, Таней -продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках).

Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»

Видеозапись фильма «Самая лучшая планета в Галактике».

аНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье»

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Среда

Соци-ально – комму-ника-тивное разви-тие.

Организация ОД

на основе коммуникативной деятельности в интеграции с познавательно-исследовательской и конструктивной деятельностью.

1.Познавательное развитие (ФКЦМ).

Тема: «Дружная семья»

Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о семье.

Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Развивать речь. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких.

2. Познавательное развитие. (ПИПКД).

Тема: Превращение.

Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа « Что мы знаем о воде?»

Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды

На прогулке наблюдение за солнцем.

П\ и : «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».

Дидактическое упражнение "Угадай по описанию"

Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя»

Беседа «Пожарная безопасность»

Рассматривание иллюстраций.

Рисование в книжках-раскрасках.

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Четверг

Познава-тельное развитие

Организация ОД

на основе познавательной деятельности в интеграции с художественно – эстетической деятельностью.

1. Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: Цифра 6.

Цель: Познакомить с цифрой 6. Учить составлять число 6 из единиц.

2. Художественно – эстетическое развитие (аппликация).

Тема: Осенний ковер .

Цель: Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.

3. Физическое развитие (физическая культура).

Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)

Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа « Лес богатство и краса! Береги свои леса!»

Дид. игра «Экологический светофор»

На прогулке наблюдение за погодой.

Трудовая деятельность.

Сбор палок, сломанных веток.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

П. игры «Совушка»; «Веревочка»

Гимнастика после сна: «Птицы»

Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»

Цели: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.

Беседа «Бережное отношение к живой природе»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому.

Самостоятельная двигательная деятельность детей с физоборудованием: скакалками, обручами, мячами, кеглями.

Инвентарь для трудовой деятельности: совки, веники, пакет для мусора.

Для игровой деятельности: скакалки, обручи, мячи.

Консультация для родителей на тему : « Экологическое воспитание детей в семье».

Приоритетные виды детской деятельности

ОД детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами

Пятни-ца

Художественно-эстети-ческое разви-тие

Организация ОД

на основе изобразительной деятельности в интеграции с музыкальной деятельностью.

1.Речевое развитие (развитие речи)

Тема: Звуковая культура речи

Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

2.Художественно- эстетическое развитие (рисование).

Тема: Придумай, чем может стать красивый осенний листок»

Цель: Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.

3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)

по плану музыкального руководителя.

Прием детей.

Проведение УГ (комплекс № 2)

Беседа об охране природы.

На прогулке наблюдение за сезонными изменениями, которые произошли в природе.

П\ и «Птички в гнёздышках», «Выше ноги от земли».

Самостоятельная деятельность. Рисование на песке

Чтение экологической сказки: «Кто землю украшает», «Могучая травинка».

Гимнастика после сна «Птицы»

Д/игра «Составь картинку»

Экологическая викторина «Знатоки природы».

Рассматривание иллюстраций осенний лес .

Сюжетно-ролевые игры.

Иллюстрации по теме.

Пополнение книжного уголка.

Плакат «Береги планету эту, ведь другой на свете нету»

Наталья Менщикова

Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки»

Экологическая тропа на участке детского сада

Вид проекта : досугово-познавательный

Продолжительность : долгосрочный (в течение двух лет) .

Участники : дети средней и старшей групп, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область : ознакомление с окружающим

Актуальность :

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно -исследовательской деятельности на участке детского сада . Поэтому, мы в своей практике предоставляем детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашего участка , как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры , экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи проекта :

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

Предполагаемый результат : умение детей вести себя экологически грамотно в природе .

Предварительная работа : наблюдения, сбор материала, беседы,

Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии .

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта : привлечение муз работника, физ. работника, психолога, завхоза.

Продукт проектной деятельности : план-схема экологической тропы участка детского сада , фотографии, папки-проекты , рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры , коллекции, зона экспериментирования в группе, мультимедийные презентации региональной направленности : «Деревья» , «Растения луга» , «Животные» , «Красная книга» , «Насекомые» , семейный экологический десант , экологические знаки .

Паспорт видовых точек экологической тропинки участка группы «Звездочки»

ОБЪЕКТ №1 «Лавочка-отдыхалочка»

Объекты для наблюдений :

природные объекты участка в разное время года

эстетическое развитие

чтение художественной литературы

творческая мастерская

видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки

формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе

ОБЪЕКТ №2 – «Зеленая аптека»

Объекты для наблюдений :

1. Крапива

2. Одуванчик

3. Подорожник

4. Тысячелистник

прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

рассматривание и сбор семян растений

беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения

игры с детьми «Мы растения» , «чем полезна» , «чей листочек»

сенсорное развитие детей

ОБЪЕКТ №3 – «Кусты»

Объекты для наблюдений :

экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года

исследование внешних особенностей : лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой

связь с животным миром

польза для человека и забота человека.

ОБЪЕКТ №4– «Деревья»

рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года

сравнение их между собой

забота человека о деревьях

проведение исследований : дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева

сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений

связь с животными

ОБЪЕКТ №5 - «Царство удивительных пеньков»

Объекты для наблюдений :

столики, грибки, стульчики из пеньков.

естественное старение дерева

рассматривание мха и древесных грибов

использование луп для наблюдений

создание условий для второй жизни старых вещей

исследовательская деятельность

ОБЪЕКТ №6 «медоносный островок»

Объекты для наблюдений :

связь с животными и насекомыми

сравнение травы и мха

рассматривание «тропинки » муравьёв

использование луп для наблюдений

список растений на лугу

разное время цветения растений

список увиденных насекомых

наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)

исследовательская деятельность

характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды

ОБЪЕКТ №7 «Птичий городок»

Объекты для наблюдений кормушки на участке группы «Звездочки» .

предназначение кормушек

рассматривание домика для птиц

наблюдение за птицами

слушание пения разных птиц в записи

выработка правил поведения

ОБЪЕКТ №8 «Город мастеров» . (Песочница)

Объектом для наблюдений стали песок, вода, снег.

исследовательская деятельность

проведение опытов и экспериментов

коллекционная работа

коллективный труд

творческая работа

ОБЪЕКТ №9 «Тропа здоровья »

Объекты «лягушачьи кочки» , «лесенка - сороконожка» , «качели пилигримов» , «радуга-улитка» , «голубое озеро»

укрепление здоровья

формирование устойчивой привычки к двигательной активности

творческая работа

ОБЪЕКТ №10 «Хочу все знать»

Веранда на участке группы во время неблагоприятных погодных условий

сенсорное развитие детей во время прогулок

беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)

эстетическое развитие

чтение художественной литературы

дидактические и настольные игры

Просмотр книжных иллюстраций и фото из жизни животного и растительного мира

театрализованная деятельность

творческая мастерская

ОБЪЕКТ № 11 «Цветник»

Объекты для наблюдений :

1. Бархатцы

3. Питуния

прогулка и наблюдение за ростом цветов, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

рассматривание и сбор растений для гербария

беседы с детьми о разнообразии цветов

игры с детьми «Мы - растения» , «самый красивый цветок»

сенсорное развитие детей

ОБЪЕКТ № 11 «Мини огород»

прогулка и наблюдение за ростом растений в огороде, рассматривание листьев, плодов. Сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев

рассматривание и сбор плодов.

беседы с детьми о разнообразии овощей, зелени.

игры с детьми «наш огород» , «полезные овощи»

познавательное развитие детей.





Д/и «На лугу»

Ц.: изменять глаголы по числам и лицам.

Д/и «Как сказать правильно?»

Ц.: учить детей образовывать множественное число глаголов.

Д/и «Что забыл нарисовать Незнайка?»

Ц.: развивать умение видеть недостающее.

Экскурсия в плодовый сад – «Яблонька душистая, подружись со мной…». См. кн. «Листок на ладони», с.53.

Цель: учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение). Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев – цветением (различать 2-3 вида деревьев и кустарников по виду их цветов). Учить видеть красоту цветущих деревьев.

Целевая прогулка к водоему:

Цель: познакомить детей с водоемом и его обитателями; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Познакомить с правилами поведения возле водоема.

Наблюдения:

За цветущими растениями и кустарниками.

За распусканием почек, появлением и ростом листьев. Цель: формировать знания об основных состояниях растений в весенний период.

Длительное наблюдение за одуванчиком (в течение месяца).

Цель: Формировать представления о процессе роста и развития растения.

Наблюдение за первыми насекомыми.

Цель: наблюдать за поведением, закреплять знания о строении.

За первой весенней грозой.

Цель: знакомить с разнообразием природных явлений.

Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: познакомить детей с божьей коровкой, предложить рассматривать ее, понаблюдать за ее движениями, рассказать об особенностях перемещения божьей коровки. Учить употреблять в речи слова и словосочетания: насекомые, пробуждаются, просыпаются, выползают, жуки, стрекозы, божьи коровки, красивые бабочки, крылья.

Наблюдение за травой.

Цель: предложить детям рассмотреть траву, прослушать загадки о ней, выявить свойства травы: является для множества животных основным кормом, местом обитания некоторых насекомых. Формировать у детей представления о взаимосвязях в природе.

Беседа о насекомых.

Цель: Учить выделять существенные признаки насекомых.

См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 89.

Беседа «Зачем утке и лягушке такие лапки»

Цель: учить детей выделять особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособится к жизни в экосистеме.

Знакомство детей с народными приметами:

«Когда цветет черемуха – к холодам».

«Коли в мае дождь – будет и рожь».

Цель: учить устанавливать связь между состоянием объектов природы в зависимости от сезонных изменений.

Игровые проблемные ситуации «Увидели выпавшего птенца», «Увидели мальчишку с рогаткой в руках», « Увидели птичку, севшую к вам на подоконник»

Цель: Сформировать представление о том, что животные и растения- живые, их нужно беречь.

Дидактические игры:

«Одуванчик», «Магазин», «Цветы»(См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.21)

«Четвертый лишний» (См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132); «Отбери цветы, какие ты знаешь»,

«Когда это бывает?» (См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.).

Цель: закрепление сезонных изменений в природе, классификация растений, птиц, цветов.

«Что изменилось в жизни человека с приходом весны?»,

«Что хорошего и что плохого бывает весной?»

Цель: закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.

Подвижные игры:

«Беги в дом, какой назову». См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.25.

«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен». См.кн. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой», Дрязгунова В.А.. с.25.

Игры с элементами драматизации: «Ласточки и мошки». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.10.

Цель: объяснить детям, что птицы очень полезны, что многие из них истребляют назойливых и вредных насекомых.

«Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.9.

Цель: учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

«Козы, кыш от березы!». См.кн. «Игровые экологические занятия с детьми. Молодова Л.П., с.27.

Цель: учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

Опыты: «Как спрятаться бабочкам».

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Знакомство с поговоркой: «Апрель с водой, май с травой».

Цель: Учить замечать изменения в природе.

Опыт: «Сколько воды накапало, если плохо закрыт кран».

Цель: Учить детей бережному обращению с водой.

Знакомство с приметой «Коли в мае дождь, будет и рожь».

Цель: учить понимать значение воды для жизни растений.

Словесное упражнение «Когда это бывает?». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.

Цель: закрепление знаний детей времен года и сезонных проявлений природы.

Экскурсия на луг «Весенняя мозаика». См. кн. «Листок на ладони» с. 31.

Цель: учить детей устанавливать простейшую связь между внешним видом растений и условиями их существования (свет, тепло, влага нужны для роста и развития). Учить детей различать правильно называть весенние цветы (одуванчик, мать-и-мачеха), выделять и описывать, их характерные признаки, строение (стебель, листья, цветок), понимать их роль в природе (насекомые собирают с них нектар).

Наблюдение за цветами «Не дожидаясь лета зацвели первоцветы»

См. кн. «первоцвет», с.47.

Цель: знакомить с первоцветами (примулой, мускарями, нарциссами, тюльпанами) и их особенностями (листья и цветы появляются одновременно, быстро отцветают). Обратить внимание на яркую окраску цветов, ощутить их запах, форму листьев. Подвести к пониманию, что культурные растения нуждаются в определенном уходе (прополка, полив, рыхление), сравнивать с дикорастущими, выявить общие признаки растений, используя предложенные схемы-модели.

Дидактическая игра «Что лишнее». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132.

Цель: учить детей классифицировать цветы по месту прорастания.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде». См.кн. «1,2,3,4.5 начинаем мы играть» Белоусова Л.Е.,с.22.

Цель: закрепление знаний об овощах.

Проект

Выполнила:

Артюшенко Юлия Валерьевна

Содержание

    Введение…………………………………………………………………….3

    Информационная карта проекта…………………………………………...8

    Паспорт проекта……………………………………………………………17

    Реализация проекта………………………………………………………...23

    Литература …………………………………………………………………3 2

    Приложение………………………………………………………………...3 4

Введение

Характерной особенностью нашего време ни является активизация гуманистических тенденций в образовании подрас тающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.).

Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохране ние и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).

).

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Э кологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.

Цель работы : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи : углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

    Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

    Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

    Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы

  • Дидактические игры

  • Проведение наблюдений за объектами природы

  • Подвижные игры

  • Проведение праздников

  • Организация экскурсий по экологической тропе

  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

  • Чтение произведений о животных и растениях

  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

  • Составление сказок

  • Оформление материалов проекта

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

    Конституция Российской Федерации

    Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01.96)

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ

    Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)

    Экологическая доктрина Российской Федерации (2002)

    Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Изд. ЮНЕСКО, 2007.

    Экологический кодекс Москвы от 16.06.2004

    Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

    Конвенция о Правах ребёнка

    Закон «О развитии образования в городе Москве» (от 20 июля 2001г.)

    Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования («Столичное образование на 2012-2016 г.г.»)

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)

    СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г.

№ 91)

    Концепция дошкольного образования

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

    Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 №89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»

Методическое письмо МО РФ от 07.01. 99г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного воспитания»

Ценностно-целевые установки проекта

Приоритетные направления государственной политики РФ

    Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Москвы как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.

    Развитие умений и навыков в акмеологической подготовке взаимодействия студентов, продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического образования, воспитания экологической безопасности.

    Формирование и развитие экологического сознания и поведения студентов.

    Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны.

Исходные концептуальные положения проекта

Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных студентов, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования.

Применяемые технологии

    Технология критического осмысления

    Технология взаимного обучения

    Технология проектного обучения

    Проблемно-модульное обучение

    Диалог культур

    Культурные практики

    Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

    Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное)

    Интегрированные технологии

    Технология портфолио

    Технология модерации (коучинг)

Формы работы

    Межпредметные

    Интегративные

    Коммуникативные

    Активные

    Дискуссионные

    Использование ИКТ

Доминирующая деятельность

    Внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов

    Информационная

    Исследовательская

    Проектно-исследовательская

    Практико-ориентированная

Предметно-содержательная область

    Межпредметная

    Надпредметная

Форма организации

    Групповая

Учебно-методическое оснащение

    Научная литература

    Методическая литература

    Нормативно-правовые документы

    Энциклопедии

Информационное оснащение

    Печатные источники

    Интернет-ресурсы

Компоненты содержания

Проекта

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и эле ментарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования.

Когнитивный - предусматривает получение студентами знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.

Деятельностно-творческий - предполагает включение студентов в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.

Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Ключевые слова проекта

Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.

Экологическое мышление - это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.

Экологическая воспитанность - результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного пре образования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.

Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.

Экологизация сознания – этопроцессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания - это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.

Экологическое сознание - это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нрав ственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание - констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно

значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера.

Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.

Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.

Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.

Экологическая компетенция - это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.

Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Деятельностный подход -

    Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.

    Предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности

Паспорт Проекта

Название Проекта

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении

Обоснование актуальности Проекта

Особую значимость становление бережного отношения к природе приоб ретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отно шения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др. ).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.

Методологический базис Проекта

Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста?

Цель Проекта : создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:

    будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;

    экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования;

    будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;

    будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

    изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;

    разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста;

    сделать выводы по результатам реализации проекта;

    формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях;

    изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;

    исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов;

    развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);

    изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин).

Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

    в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГТ;

    в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;

    в разработке инновационной модели эколого-развивающей предметной среды ДОУ на модульно-компетентностной основе;

    в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность.

Участники

Воспитатель, дети, родители

Срок реализации

Весенне-летний период

(март-апрель-май-июнь)

Функции проекта

Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания.

Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего).

Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Интеграция познавательных областей

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.

Предполагаемые результаты

    повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;

    у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;

    формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;

    дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.

Реализация проекта

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

Цветник

Кустарники

Деревья

Птицы

Луг

Перспективный план по маршруту экологической тропы

(разработан для старшей и подготовительной группы.)

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

Учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Кустарники»

«Деревья»

Закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

Учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;

шиповник;

берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы»

Углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

Сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

Воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга.

Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

ромашка,

клевер.

Травы,

насекомые.

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

    вхождение в проблему,

    вживание в игровую ситуацию,

    принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Познавательная беседа «Весна пришла»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны

1 неделя марта

Наблюдение за первоцветами в цветнике

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

2 неделя марта

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря

3 неделя марта

Грамзапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

4 неделя марта

Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)

Обучение детей передавать характерные особенности цветов, используя технику оригами.

Развитие воображения

1 неделя апреля

Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках

2 неделя апреля

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»

3 неделя апреля

Составление сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков

4 неделя апреля

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений

1 неделя мая

Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»

Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа»

2 неделя мая

«Праздник русской берёзки»

Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.

3 неделя мая

Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке»

Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида

4 неделя мая

Наблюдение за птицами на территории д/ c .

Беседа «Какую пользу приносят птицы»

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

1 неделя марта

Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

2 неделя марта

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья»

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

3 неделя марта

Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями

М. Пришвин,

Н. Сладков

Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации

4 неделя марта

Беседа «Как зимуют птицы»

Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года

1 неделя апреля

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки»

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

2 неделя апреля

П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки»

Развитие способности к имитации движений, координации движений

3 неделя апреля

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы

1 неделя мая

Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер»

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов

2 неделя мая

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

3 неделя мая

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

4 неделя мая

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга»

Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.

1 неделя июня

Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,

«Летает, не летает»

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях

1 неделя июня

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка»

Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию

2 неделя июня

Продуктивная деятельность:

«Нарисуй муравейник»,

«Построй сам муравейник»

Развитие творческих способностей, познавательного интереса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: