«100 лет прошло, ничего не поменялось». На что имеют право казаки и почему их называют узаконенной ОПГ. серб и молод ‏

Приоткрывающий завесу над жуткой страницей историей казачества, о которой нам не рассказывали в школах и которую очень хотели бы забыть потомки "пострадавших от красной сволочи" ряженных. Извините "казаков".

Чтобы ознакомиться с текстом можно или пройти по ссылке или зайти под кат.

Видно, что мой френд, известный своими качественными историческими исследованиями очень волновался когда постил эту цитату из исторического исследования, посвященного незавидной судьбе русского населения в казачьих областях. На это указывают нехарактерные для него многочисленные орфографические ошибки. И не мудрено. Лично у меня, по прочтению никаких чувств кроме ненависти к этому сословию не осталось. Тем более, один мой прапрадед был из них и по рассказам его потомков, я знаю, что это была за сволочь и какими запредельно живодерскими принципами жизни он руководствовался.

Думаю, теперь не осталось вопросов о причинах резни, которой их подвергли красные в 1920 году на Дону и Кубани, а затем в 1945 в Австрии и Манчжурии. Также исчезают вопросы о том, почему в начале 90х казачки ездили воевать в Приднестровье и Боснию, но никто не рыпнулся помочь русским, которых в тоже самое время грабили и убивали чеченские бандиты. Да и вопросы по Кущевке также отпадают.

Возникает вопрос - а как же прославленная Первая Конная армия? Нюанс в том, что формировалась она в основном не из казаков, а из русских и украинцев, живших в казачьих областях и животно ненавидевших своих угнетателей.

Столкновения протестующих с людьми в казачьей форме в Москве и Питере 5 мая привели к серьезному расколу в казачьем обществе. Старейшины заявляют, что нападение «ряженых» на людей привело к «тяжелой беде», родовые казаки возмущены и помогают активистам деанонимизировать мастеров нагайки. Тем временем официальные столичные казачьи организации ограничились лишь короткими комментариями и отказываются от общения со СМИ на фоне сообщений о различных коммерческих интересах казаков. разбирается, кто в этой истории «ряженый», а кто нет, и чем все это закончится.

***

Москвичу Александру сломали нос. И он прекрасно помнит, кто это сделал.

«Мы оказались на Страстном бульваре, в районе памятника Рахманинову, мирно беседовали. Тут эти так называемые казаки, человек десять, оказались возле нас и начали в наш адрес произносить очень недружелюбные слова. Я аккуратно достал телефон и сфотографировал их. Это их полностью вывело из себя, и они напали на меня, окружили, выбили из рук мобильный», - рассказал он.

После словесной перепалки один из мужчин схватил Александра за волосы и дважды ударил его головой в нос. Ему пришлось вызывать скорую.

«Вы ублюдки, мы вас найдем и повесим»

Тем временем в Москве появился Telegram-канал, авторы которого выясняют личности казаков, участвовавших в событиях на Пушкинской площади. На момент написания материала его подписчиками стали около 15 тысяч человек. Как «Ленте.ру» рассказал один из создателей проекта Виктор Олейник, подключились информаторы - друзья, соседи и коллеги этих людей, студенты, узнавшие своих преподавателей, и даже сотрудники . Cоздатели канала сопоставляют информацию с профилями в соцсетях и сравнивают фото, после чего выкладывают в открытый доступ.

«Засветились преподаватели - Политеха (СПбПУ) и МФТИ, - рассказал Олейник. - Самый типичный портрет того, кого мы вычислили - порядка 14 человек, - это ветеран боевых действий, который, скорее всего, принимал участие в конфликте на юго-востоке Украины, некоторые из них присутствовали в Крыму во время известных событий, подавляющее большинство состоят в российском реестре казаков».

Также, утверждает Олейник, в событиях на Пушкинской площади засветился как минимум один работник органов исполнительной . По аккаунтам в соцсетях автор канала делает вывод, что эти люди регулярно тренируются в рукопашном бою, стрельбе и владении холодным оружием.

Собеседник заверил, что не боится, что казаки такими же методами ищут их: «Пока поступают тонны одобрительных сообщений, и с 5 мая поступило только одно сообщение через форму обратной связи в Telegram, в котором говорилось: вы ублюдки, мы вас найдем и повесим. Этот человек отказался дальше продолжать беседу».

При этом, подчеркнул Олейник, создатели Telegram-канала категорически против «охоты на ведьм» и травли, проект создан только для того, чтобы люди, пострадавшие 5 мая, смогли найти своих обидчиков и спросить с них в рамках российского законодательства. «Мы ни в коем случае не призываем творить вендетту. Более того, всячески противостоим попыткам некоторых подписчиков травить тех, чьи аккаунты в соцсетях мы публикуем», - заключил он.

«Все хотят меня убить, изнасиловать, утопить, повесить»

Василий Ящиков называет себя казаком. А еще блогером. И не скрывает, что 5 мая был на Пушкинской площади. По его словам, ему сейчас приходят сотни сообщений с угрозами и оскорблениями. «Все агрессивные, все хотят меня убить, изнасиловать, подраться со мной хотят, утопить, повесить… Чего они только не хотят со мной сделать», - рассказывает он, добавляя, что ему пришло уже около трех сотен подобных сообщений.

Василий говорит, что в Москву приехал на майские праздники, заодно решил побывать на акции оппозиции.

Он утверждает, что знает большинство казаков, которые пришли высказаться за действующую власть, и называть их ряжеными нельзя.

«Я не знаю, кто придумал это слово, оно оскорбительное. Там были люди, которые не вчера появились. Это казаки. Я родовой казак. Про меня тоже говорят, что я ряженый, - рассказал Василий Ящиков. - Да, они не в Москве родились. Они родились на Дону, на Тереке, в Астрахани, в казачьих семьях и в казачьих станицах, но по иронии судьбы приехали учиться, служить. Кто-то уехал потому, что война была в Чечне».

Сам он говорит, что его «поколотили» около 12 человек после того, как он поговорил с . Кто это были - Ящиков сказать не может. Что же касается других драк, он считает, что их могли спровоцировать некие «третьи силы».

«Я не утверждаю, что это именно оппозиционеры, могла быть какая-то третья сила. Ребята с плакатами и речевками там были, но ситуация была не агрессивная. А потом в какой-то момент появились группы людей, физически развитых, не просто школьники и студенты, не ботаники в очках. С ними-то все и завязалось», - рассуждает казак.

«На словесные провокации никто не отвечал, но когда начались контактные провокации, когда начали толкать, кидать бутылки, шапки сбивать, в тот момент казаки, конечно же, дали отпор», - продолжает Ящиков.

«Когда нас начали по одному дубасить - естественно, мы организовались, чтобы выйти оттуда, - объясняет он. - Там рядом полиции даже не было. Где она была? У меня тоже этот вопрос. Вот пусть они и разбираются, наказывают и тех, и других. Если бы меня самого там не было и я своими глазами не видел, какое отношение было к казакам, какие нападки и задиры, я бы тоже как казак осудил бы этих казаков», - добавил Ящиков.

При этом объяснить зачем эти казаки взяли на мирный митинг нагайки, Ящиков не смог, аккуратно отметив, что казаки «Первой сотни» и «Крымского полка» уже провели беседы со своими казаками: «И, конечно же, наказали тех, кто взял с собой нагайки». В чем именно заключалось это наказание - не уточнил.

«Устроили показательную порку, и не только людей, но и всех казаков»

В Центральной России существуют две основные казачьи организации. Первая - Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» (ВКО «ЦКВ»), казаки которой входят в государственный реестр. Но ее легко спутать со второй - Межрегиональной общественной организацией «Центральное казачье войско» (МОО «ЦКВ»), которая объединяет 78 казачьих обществ и общин со всей России.

Казаки-общественники после событий в Москве и Санкт-Петербурге назвали произошедшее «большой бедой» и экстренно провели сход старейшин, чтобы решить будущее казачества в России. Об этом «Ленте.ру» рассказал лидер общественной организации - атаман Валерий Налимов.

Это действительно подстава. Кто-то сделал так ловко, чтобы подвести казаков и сказать, что таково казачество в нашем Отечестве. Конечно, это неправда. Там был ряд казаков «Центрального казачьего войска». Мне уже показали фотографии. Сейчас суд чести будет заниматься этой работой. Мы опечалены и не осознаем, как могло получиться, чтобы в разгоне или в защите конституционного строя приняли участие казаки, да еще и с нагайками.

Что больше всего вас возмущает?

Демонстрация-то была мирная. Не могло такого произойти, чтобы наш брат-казак пришел с нагайкой разгонять народ, да еще детей.

Неужели все казаки такие мирные?

Нет у нас в крови этого. Родовой казак бить народ нагайкой не пойдет. Это не в нашей традиции. Мы можем наказать своего казака и выпороть его за то, что он совершил какой-то грех или ошибку допустил. Но мы других не порем. Мы можем подраться, как граждане России, но бить нагайкой - это неправильно. У меня большая уверенность, что казаков там или не было, или практически не было.

А как же другие скандалы с казаками? Взять хотя бы Pussy Riot - их казаки били или нет?

Это были казаки. Понимаю, вопрос тяжелый, грубый, но справедливый. Как так можно умудриться - заскочить в храм и отплясывать? Это отсутствие культуры, морали. Где папа с мамой, где деды, кто воспитывал этих девок? А казаки народ непростой - к тем, кто нарушает порядок, жестко относятся. Но как мужчина говорю: не любо женщин бить по ногам и по ляжкам нагайкой. Неправильно. У казака этого тоже отсутствие культуры, а может, кто-то подсказал. И сгоряча ребята допустили эту ошибку. Как атаман и казак я должен их поддержать, но в то же время, как действительный советник госслужбы первого класса, не имею права их поддерживать в этом отношении.

По чьей подсказке тогда били людей на Пушкинской? Кто их «поддержал»?

Никто не мог дать команду казакам - ни милиция, ни Росгвардия, ни , ни правительство Москвы: равняйсь, смирно, нагайки наголо. Естественно, казаки подчиняются только своему атаману, и только он мог дать такую команду, если это действительно были наши казаки. Говорят, там был атаман Московского окружного казачьего общества (на видео попал атаман Андрей Шустров - прим. «Ленты.ру» ), он новенький у нас в казачестве, но говорят, что он там был и развод давал. Это просто неправильно.

И я думаю, что (атаман ВКО «Центральное казачье войско») уже отработал этот вопрос на самом серьезном уровне или в ближайшее время примет меры. И Миронов опростоволосился сегодня - этого нельзя было допускать. Но и без Шустрова не могло обойтись. Но я пока в этом не уверен, я знакомых хлопцев не увидел в этом строю.

А если незнакомые хлопцы - то кто? Ряженые?

Я не исключаю, что ряженые. По тому что я увидел - папаха… Господи… Какая-то невзрачная кубаночка… Ну чего он в столицу нашей родины приехал, откуда он взялся?

Кстати, многие возмущены самим фактом существования казаков в Москве.

Всегда городовые казаки в Москве были, всегда на окраинах города Москвы жили и защищали ее. На сегодня, по переписи, в Москве девять тысяч казаков готовы быть в госреестре и в общественных организациях.

Откуда, по-вашему, берется эта агрессия в тех, кто считает себя казаками?

Еще раз говорю: может быть, это не казаки. Вот Шустров - по-моему, он не казак. А агрессия… Сложная ситуация в Отечестве сегодня - и с экономикой, и в отношении друг к другу. И власть неправильно к нам относится. Ты же видишь это все прекрасно: звонишь кому-нибудь, а секретарь у тебя «кто, зачем, почему, куда?» Порой хочется сказать: хочу выпить по стакану водки с начальником твоим да по бабам пойти. Это беда, и ожесточенность есть не только со стороны казаков, но и люди взрывные. Везде проблемы экономического развития.

А каким должен быть человек, чтобы вы сказали: да, это казак! Какие у него ценности?

Ценности - заповеди Божьи. Испокон веков для казака основой основ прежде всего была семья. Второе - защита Отечества от внешнего врага. Помощь своему соседу. Для нас нет наций, нет мусульман, буддистов и евреев. Для нас есть человек. Если он человек - он твой брат. Не предавай друга, сам погибай - товарища выручай. Казак - такой человек. Поэтому я и говорю: это не казаки были, а провокаторы.

Самое главное в нашей жизни - вера в Господа Бога и наши культурные традиции, направленные на образование, воспитание, братскую любовь друг к другу, а этого сейчас нет.

Мы думали, что будем зарабатывать деньги, получим какие-то земельные наделы, войдут аккуратненько во власть достойные казаки, которые имеют правильное образование, умеют работать с народом. Но не случилось за последние пять лет этого практически нигде. Практически никакие казачьи войска не получили финансирования - за исключением Всевеликого войска Донского, Кубанского и немного на Тереке.

Сейчас просто сверху идет команда не обращать внимание на казачьи общественные организации и работать с реестровыми. И никто не может из федеральных органов власти - ни МВД ни Росгвардия, ни - заключить с нами нормальные договоры, чтобы мы охраняли природу и общественный порядок - естественно, не нагайками, а по-человечески. В корне нужно все менять, садиться за стол, общаться с опытными и авторитетными атаманами, определяться, как жить дальше.

Это очень нетактично с моей стороны, но Дмитрий Анатольевич (Медведев) был президентом - тишь да гладь более или менее, была концепция государственной политики о казачестве. Президент пришел в 2012 году, утвердил стратегию государственной политики РФ до 2020 года - и ничего не выполняется, не происходит объединения. И получилось, что Медведев хорошо с казаками работал, а Путин упустил казачество. Вот такая ситуация. Я считаю, что и там была провокация 5 мая, и здесь провокация в течение пяти лет шла. Видно, записочки писали президенту: «Все хорошо, разбираемся» - ан нет, не получилось.

Должен быть закон «О казачестве». Не надо о «Государственной службе» (сейчас деятельность казаков регулируется 154 ФЗ «О государственной службе российского казачества» - прим. «Ленты.ру» ). Без казачества России никуда: граница создала казака, казак создал государство. Надо объединять казачество, и тогда будет польза, и тогда нечистая сила или шайтан, как говорит , не поднимет руку на наше Отечество. Оно и так непобедимо, но и без казаков мы не обойдемся. Вы же знаете, сколько сегодня предателей в нашем Отечестве?

Они сплошь и рядом: полковник КГБ, который уехал в Лондон, те, кто повернулись к западной культуре, продают технологии, ценное имущество. Потом - завистники, которые стремятся к власти, сами ничего не могут сделать, и начинают продавать свое Отечество, соседей и традиции. Это те, кто из-за денег предают друг друга. Вы же видите, сколько сейчас развелось мошенников, не только в денежном и имущественном отношении. Они и государство могут продать, и человека.

«Казаки высказали свою гражданскую позицию»

Реестровые казаки из ВКО «Центральное казачье войско» о событиях 5 мая предпочитают не говорить. «Лента.ру» попыталась связаться с казачьим полковником Андреем Шустровым, чтобы уточнить, действительно ли он был на Пушкинской площади. Атаман отрицать этого не стал, однако от дальнейшего общения отказался, опасаясь, что его слова могут переврать, и лишь повторил официальное сообщение, которое было размещено на сайте организации.

В нем присутствие «нескольких казаков Центрального казачьего войска» на Пушкинской площади связывается с концертом «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива «с казачьим репертуаром».

«Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками Отечества. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали», - говорится в сообщении.

На просьбу что-нибудь рассказать о деятельности московских казаков Шустров также ответил отказом, отправив корреспондента через пресс-секретаря к атаману Ивану Миронову.

Сам Шустров уже попадал в поле зрения СМИ в 2017 году, когда в него выстрелил из травматического пистолета другой казак Олег Пестов. Тогда появилась версия, что оба участника конфликта находились в состоянии алкогольного опьянения, однако Московское окружное казачье общество выпустило сообщение, в котором говорилось, что пьян был только Пестов, а что Шустров «на рубеже своего шестидесятилетия обладает отменным здоровьем, великолепной физической подготовкой, всегда подтянут, опрятен, ведет здоровый образ жизни».

Моральная порка

Произошедшим в Москве недовольны казаки и за пределами столицы. Донской казак рассказал «Ленте.ру», что видит в этом политическую подоплеку: некие силы против зарождающегося самосознания родовых казаков. Эти люди настаивают на том, что казаки являются отдельным этносом, представители которого живут сейчас на территории так называемого «казачьего присуда» - на Дону, Кубани, Тереке, в Оренбуржье, на Урале, в Астрахани и на других территориях.

Попов подчеркивает, что считает действовавших на Пушкинской площади людей ряжеными.

«Ряженый - это человек, который не является представителем казачьего этноса. Возможно, он имеет каких-то предков, но он не имеет своего национального сознания, часто себя называет русским, но, вероятно, из-за нехватки в России национальных идей, надевает на себя казачью атрибутику», - объясняет он.

Сейчас, по мнению Попова, многие этнические казаки выступают за то, чтобы их считали народом и чтобы юридически этот статус был закреплен, «что власти, в принципе, не нужно», и именно поэтому неких псевдоказаков привели на Пушкинскую площадь.

«Провокация, которая была 5 мая, - это симметричный ответ власти на зарождающееся движение. Власть сейчас пытается настроить многих и оппозиционно настроенных людей, и обычных русских людей на то, что казаки - это "нагаечники", это холуи, которые будут избивать Навальных или Pussy Riot», - уверен он.

При этом Попов не представляет, в какой ситуации он и его соратники вышли бы против протестующих на стороне полиции и власти: «Я пока не вижу возможности выйти на стороне власти, потому что власть нас, как видите, порочит, пытается нас задушить всеми средствами, и власти мы в принципе не нужны. Даже до сих пор не отменен так называемый закон "О казачестве", который является самым антиказачьим. Этот закон как раз и позволил создать все эти казачьи общества и туда пускать повально народ».

По словам казака, на него и его знакомых сейчас обрушился шквал сообщений в соцсетях: люди без разбора пишут всем, у кого есть фотографии в папахе или тематический контент на странице.

«Эти люди (ряженые казаки - прим. «Ленты.ру» ) устроили показательную порку, и не только людей, но и моральную порку всех казаков. Сейчас на казаков повесили ярлык. У многих казаков подавленное настроение, люди предлагают уже отказаться от наименования этноса "казаки" и перейти на "черкасы", как это было в Средневековье».

При этом собеседник «Ленты.ру» не отрицает, что среди агрессивных людей на Пушкинской площади все же были замечены и родовые казаки.

«Один точно был, но с ним уже переговорили, он понял свою ошибку. Мы знаем представителей общин, которых приглашали на Пушкинскую, но они не согласились, потому что они пока вне политики», - объяснил Попов.

Он также отметил, что вызывает вопросы то, как бренд казачества используется «Центральным казачьим войском» в коммерческих интересах: «Все народы занимаются бизнесом. Но вопрос здесь - занимаются ли этнические казаки бизнесом или же русские под видом казаков используют этот бренд. А казак - это все же исторический бренд, и нам это, конечно, не нравится».

Шапки, деньги, две нагайки

Казаки действительно всерьез занимаются бизнесом. К примеру, про казачьего полковника Андрея Шустрова из ВКО «Центральное казачье войско»

Совет по правам человека при президенте (СПЧ) намерен выяснить, что за казаки подрались со сторонниками Алексея Навального на несанкционированной акции в Москве 5 мая. Тем временем мэрия Москвы и Центральное казачье войско утверждают, что связанные с ними казаки не разгоняли оппозиционеров. “Ъ” удалось пообщаться с казаком Василием Ящиковым, который признал, что участвовал в драке, но утверждает, что ее спровоцировали сторонники господина Навального. Правозащитники говорят, что зафиксировали жалобы более чем десятка пострадавших от казаков.


СПЧ намерен выяснить у правоохранительных органов, как стала возможной массовая драка на несанкционированной акции протеста 5 мая в Москве. Глава СПЧ Михаил Федотов заявил , что «ситуацию обострило» появление на оппозиционном митинге казаков и активистов патриотической организации «Национально-освободительное движение» (НОД). «Это привело к сценам насилия. Важно понять, почему они там оказались и кто были эти люди»,- сказал господин Федотов. «Главный вывод не меняется: лучшее средство противодействия несогласованным протестным акциям - это их согласование»,- добавил он.

Напомним, что 5 мая в ряде российских городов прошла несанкционированная акция Алексея Навального «Он нам не царь». В столице организаторы подали заявку на шествие по Тверской улице, но мэрия предложила перенести его на проспект Сахарова. Господин Навальный все равно призвал сторонников выйти на Пушкинскую площадь. На площади у них сначала завязалась драка с оказавшимися там неизвестными людьми в казачьей форме и активистами НОД, а потом митинговавших начала задерживать полиция (всего было задержано около 700 человек).

Появление на площади казаков, вооруженных нагайками, вызвало широкий резонанс в России и за рубежом. Британская газета The Guardian подробно написала об этом, напомнив, что казаки будут задействованы в охране чемпионата мира по футболу. Издание The Bell обнаружило на фотографии одного из участников драки нашивку Центрального казачьего войска. Эта организация, сообщает издание со ссылкой на документы мэрии Москвы, в 2016–2018 годах получила в общей сложности 15,9 млн руб. за услуги по «обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий». Однако глава столичного департамента региональной безопасности Владимир Черников подчеркнул в беседе с «Коммерсантъ FM», что 5 мая «ни казаки, ни какие-либо другие организации не входили в расчет сил и средств обеспечения безопасности». Действия полиции и Росгвардии он назвал безукоризненными. Представители Центрального казачьего войска также заявили, что не посылали своих казаков охранять Пушкинскую площадь, а казаки с их нашивками, все же пришедшие на площадь, по их словам, «проявили гражданскую позицию».

Блогеры начали публиковать данные о казаках, которых смогли идентифицировать по фотографиям и видео с митинга. На одном из видео был запечатлен бородатый мужчина, который отнимает у молодого оппозиционера плакат «Открой глаза, ты раб царя!», а потом спорит с координатором «Открытой России» Андреем Пивоваровым. В Telegram -канале BewareOfThem написали, что это член Союза добровольцев Донбасса Василий Ящиков. Господин Ящиков подтвердил “Ъ”, что он действительно был на митинге и участвовал в драке с оппозиционерами. При этом он уверяет, что большинство казаков на площади не имели никакого отношения к Центральному казачьему войску, о котором говорится в расследовании The Bell. По его словам, основную их часть составляли нереестровые (не связанные с государством) казаки из двух общественных организаций - «Первая сотня» и «Крымский полк». Причем пришли они якобы независимо друг от друга. «Этот митинг обсуждался в казачьих группах, и кто-то у нас предложил сходить, пообщаться с людьми,- сказал он “Ъ”.- У нас в "Сотне" почти сто человек - а пойти решили всего пятнадцать. Уже на площади мы встретили казаков из "Крымского полка", который на самом деле не крымский, а подмосковный. Но наши организации не дружат, поэтому мы были отдельно». Он признал, что на площади было несколько человек из Центрального казачьего войска, «но с ними мы также не общались».

По версии Василия Ящикова, казаки пришли на площадь, чтобы пообщаться со сторонниками Алексея Навального, и не собирались принимать участие в разгоне мероприятия. «Там было полторы тысячи человек (столько же насчитало ГУ МВД по Москве.- “Ъ” ), а нас максимум 35 в общей сложности, и только две нагайки. Ни за какие деньги мы бы не стали лезть на такую толпу»,- заверяет он. Казак утверждает, что ему даже удалось мирно пообщаться с Алексеем Навальным, однако оппозиционеры якобы проявили агрессию. «Кто-то начал задирать - мол, чего вы сюда пришли, это наш город. Кто-то шапку с меня начал сбивать, других начали посылать по матери, потом начали хулить православную веру…- жалуется казак.- Ну мы и не выдержали» (см. полное интервью с казаком).

Участники митинга называют его утверждения неправдой. «Казаки действовали слаженно, как по команде,- говорит участница митинга Дарья (“Ъ” не называет ее фамилии, так как девушка является несовершеннолетней).- Они встали в сцепку и начали давить нас к ОМОНу. Видимо, чтобы облегчить им задачу. Меня пинали, моего друга загнали в круг из казаков и начали бить. Отпустили, только когда поняли, что их снимают». Дарья намерена подать заявление по факту нанесения ей телесных повреждений. На данный момент у правозащитников из «Агоры», «Зоны права» и «Общественного вердикта» зафиксировано более 15 жалоб на побои со стороны казаков.

Оппозиционеры жаловались, что полиция задерживала преимущественно митингующих - и якобы практически не обращала внимания на казаков и НОД. Задержанный на митинге активист «Открытой России» Кирилл Григорьев рассказал, что в отделении полиции он притворился членом НОД, и его отпустили без составления протокола. «Когда нас привезли в Алексеевское ОВД, полицейский сразу спросил, кто из НОД. Я в шутку указал на себя. Он отвел меня в коридор и попросил написать фамилии других членов этой организации»,- говорит оппозиционер. Он написал фамилии десяти человек, «после чего всем по списку отдали паспорта и отпустили».

Александр Черных

Потомственный казак рассказывает Радио Свобода, как связаны с ФСБ и о том, как и под чьим руководством они готовились к акции сторонников Алексея Навального "Он нам не царь".

Казаки, избивавшие нагайками участников акции "Он нам не царь" на Пушкинской площади, не новый инструмент российских властей для подавления протестной активности. Нападения на ЛГБТ-активистов, обливание зеленкой участников школьного конкурса правозащитного общества "Мемориал", избиение участниц группы Pussy Riot в Сочи – вот лишь некоторые эпизоды их деятельности за последние годы. 5 мая, однако, казаки впервые вступили в открытое силовое противостояние с участниками столь массового митинга, каким оказалась акция сторонников Алексея Навального.

Журналисты уже выяснили , что пришедшие на Пушкинскую площадь казаки тренировались подавлять массовые беспорядки на деньги московской мэрии, а некоторые наблюдатели связали их с Крымом из-за нашивок "Крымский казачий полк". Позже выяснилось , что к аннексированному Россией полуострову как минимум один из них прямого отношения не имеет – он является гражданином России, живущим в Москве уроженцем Краснодарского края, воевавшим в Донбассе на стороне самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". Кто-то узнал в числе казаков активистов радикальных прокремлевских движений НОД ("Национальное освободительное движение") и . Присутствие своих людей в районе проведения митинга признали и в "Центральном казачьем войске", шевроны которого были на рукавах некоторых казаков.

Совет по правам человека при президенте России, как стало известно в понедельник, обратится в правоохранительные органы, чтобы установить, почему казаки "участвовали в охране порядка" на акциях протеста 5 мая. "Я уже говорил, что присутствие казаков и нодовцев на акции обострило ситуацию и привело к тем сценам насилия, которые там имели место. Важно понять, почему они там оказались и кто были эти люди", – цитирует "Интерфакс" главу СПЧ Михаила Федотова.

Вскоре после жесткого разгона полицией акции "Он нам не царь" общественная организация "Всеказачий общественный центр" выпустила заявление , в котором избивавшие демонстрантов казаки называются "хунвейбинствующей группировкой" и "привластными опричниками". Глава Центра, потомственный казак Александр Дзиковицкий , в 2012 году был приговорен к году колонии-поселения за признанные экстремистскими публикации в возглавляемой им газете "Казачий взгляд". По просьбе Радио Свобода он рассказал о том, как устроено современное российское казачество, как его лидеры связаны с ФСБ, кто конкретно принимал участие в избиении протестующих на Пушкинской площади и как, по сведениям информаторов Дзиковицкого в рядах пропутинских "казаков", готовилась эта акция.

– Расскажите немного о себе. Что такое "Всеказачий общественный центр", который вы возглавляете? Как устроено российское казачество в 2018 году? Что представляет из себя Государственный реестр казачьих обществ ? Входит ли ваш казачий центр в этот реестр?

– В казачьем движении я нахожусь с лета 1991 года, то есть с начала организации нового союза – Союза казачьих войск России. Он был организован в противовес предыдущему, прокоммунистическому, который появился за год до этого, под руководством Александра Гавриловича Мартынова . Я был на учредительном съезде в Москве, после этого организовывал казаков у себя в городе. Я живу в Обнинске, в Калужской области. Стал здесь городским атаманом. Потом, поскольку назрели события в Приднестровье, во главе отряда добровольцев из нашего города и нашей области (несколько человек) ездил в Приднестровье. Потом мы вернулись домой. Дальше, уже перескакиваю через несколько лет, был организован Государственный реестр казачьих обществ. В 1996 году, по всем устойчивым преданиям, этот реестр был организован с подачи Бориса Березовского, поскольку в середине 90-х годов казачье движение стало выходить, скажем так, из берегов: нарастали протестные акции, происходили перекрытия дорог. Казаки требовали автономии, требовали создания своих республик, требовали оружия, поскольку начинались кровавые кавказские события.

Чтобы как-то расколоть казачье движение, и был придуман этот реестр, он был организован для раскола казаков и выделения из них лояльной части. Это удалось. Реестр составлялся из тех же самых казаков, то есть из "природных", но со временем он превратился в свою дикую противоположность. Сейчас он стал не казачьим. Там единицы "природных", а основной контингент – это всевозможный "интернационал". Прежде всего, конечно, это русские, но там присутствуют и другие национальности. Сейчас это фактически не казачье формирование, а нечто сродни той самой опричнине, которую в свое время ввел на Руси Иван Грозный.

– Что означают слова "природный казак"?

– Природный казак – это казак, который имеет в своем роду кого-то из казаков (хоть по материнской, хоть по отцовской линии), то есть имеющий казачьи корни и казачье самосознание. Для него нахождение в каких-то казачьих организациях – это прежде всего способ удержать саму казачью культуру, самосознание, наследственность, обычаи, традиции. В общем, способ поддерживать на плаву казачью жизнь. Для реестра все это по фигу. Они просто занимаются реконструкцией, им просто интересно поносить форму, они получают за это какие-то преференции. Мотивы могут быть разные, но никак не связанные с казачьим народом.

– В вашем роду были казаки? Вы – "природный" казак?

– У меня по одной линии, да. Сейчас не так много осталось тех, у кого казаки в роду по обеим линиям. Бурные события ХХ века очень сильно разметали и перемешали потомков. Сейчас основная масса казаков, которые считают себя наследственными казаками, имеют кого-то в роду по одной линии.

– Знакомы ли вам лично лица людей, участвовавших в избиении протестующих на Пушкинской площади?

– Нет, этих людей я не знаю, но их уже многие опознали, не всех, конечно, но часть из них. Могу вам даже назвать некоторые фамилии. Например, на той картинке, которую я прикрепил к заявлению от нашего центра, справа на переднем плане стоит некто Дмитрий Воронов. Он из Москвы, но шеврон у него "Крымского полка". Этот "Крымский полк" в количестве 450 человек был сформирован в Севастополе в 2014 году, весной, в основном из числа приехавших из России. Сейчас он является заместителем атамана Виктора Петровича Водолацкого . Это, скажем так, главный карманный атаман Путина.

Error rendering VK.

–​ Что про него известно?

– Для того, кто варится в казачьей каше, это имя очень известно. Он вышел из чиновничьей среды. Непонятно, есть ли у него вообще казачьи корни. Он утверждает, что есть. Его противники утверждают, что нет. В 90-е годы он возглавлял реестровое Всевеликое войско Донское. Потом пару лет назад случилась перестановка: туда поставили нового атамана, а Водолацкому поручили сформировать якобы нереестровое казачье общество, "Союз казаков-воинов" . Тем не менее, там фактически собрался весь реестр, может быть, небольшая часть свободных вольных казаков туда попала, но это была та же самая структура, что и раньше, только под другим названием. В Москве, однако, они не были главными. Главную скрипку в Москве играли казаки Центрального казачьего войска (ЦКВ).

Эта организация (тоже реестровая) охватывает 18 областей Центра России. По их данным, в этих 18 областях в результате всяких миграций образовалось около 200 тысяч казаков. Я не знаю, насколько можно верить этой цифре, но во всяком случае, это новодельное войско. Я сам видел, как его организовывали, видел эту инициативную группу. Организовывали ее генералы и полковники разных структур, военные, милицейские и эфэсбэшные. Это было в начале 90-х. Я в то время был городским атаманом. Уж не помню, кто меня пригласил, но я каким-то образом тоже попал на одно из их собраний, поскольку оно проходило на даче у одного из генералов в Ворсино. Ворсино – это Боровский район Калужской области, самый север границы с Московской областью. И вот, на даче они обсуждали, что и как будет. С самого начала все генералы были не казачьего происхождения. Может быть, там кто-то и был из них казаком, но все они в основном говорили о своем, о служебном. Так что ЦКВ – это изначально была служебная структура. Первым атаманом ее стал, по-моему, где-то в начале 1995 года Борис Борисович Игнатьев . Про него известно, что он тоже был в ФСБ: занимался не оперативной работой, а был чуть ли не комсоргом. Он долгие годы возглавлял это ЦКВ, я с ним периодически встречался. Потом был перерыв. В 2005 году я увидел его в Белой Даче, есть такой населенный пункт в Подмосковье. Я его совершенно не узнал. Он был лысый, худой. Подошел ко мне и говорит: "Ты меня не узнаешь?" Я говорю: "Нет, извините, не узнаю". Он говорит: "Это я, Игнатьев". И только тогда я его узнал. У него рак оказался, его изъела болезнь.

Как я потом узнал, буквально через полгода после этого он умер. Новым атаманом в феврале 2006 года стал Валерий Иванович Налимов , который с 2000 по 2006 год был у Игнатьева замом. Он был из гражданских, по-моему, заместителем министра внешнеэкономических связей в правительстве Московской области. При нем в 2010 году ЦКВ получило официальный статус, было признано как существующее реестровое войско. Но в 2013 году (я не знаю почему: то ли это специально было все спланировано, то ли это случайно так получилось перед Крымом) руками священников Московской патриархии власть начала борьбу со своими собственными, послушными, готовыми все ей вылизать атаманами. Началось это на Тереке. Там был такой атаман [Сергей Александрович] Клименко (тоже, кстати, больших чинов милицейских, он чуть ли не начальником УВД города был). Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл-маленький, как его казаки называют, в отличие от Кирилла-большого, патриарха, вынес ему епитимью , запретив занимать пост до того, как тот не покается.

Было большое возмущение: как это так – попы уже вмешиваются в деятельность казаков! Тем не менее, у Клименко был свой бизнес, поэтому он пошел на попятную, сдал свою должность. Началась долгая сумятица с передачами атаманства из рук в руки. Продолжение было такое. Такую же точно епитимью сунули новому атаману [Валерию Ивановичу] Налимову, сделал тот же самый Кирилл. Налимов повел себя чисто по-казачьи: он смял бумажку, на которой была написана епитимья, выбросил ее в ближайшую урну и приказал епископу больше не являться к нему на порог. Тем не менее, его все равно скрутили, поскольку за этими епископскими наездами стоял Кремль, а также Совет по делам казачества при президенте. В общем, совместными усилиями они просто взяли и удалили Налимова от атаманства. Он снимал большое помещение под штаб ЦКВ в Москве. В один из дней подъехал к штабу на машине, а дверь оказалась опечатанной, то есть местный ЖЭК, несмотря на регулярную уплату арендной платы, просто ее опечатал и запретил пользоваться помещением.

Где-то в феврале 2014 года руководить ЦКВ был назначен нынешний атаман Иван Кузьмич Миронов . И вот тут начинается новая эпоха существования того войска. Новый атаман являлся генерал-лейтенантом ФСБ в запасе. Раньше он был начальником Оперативно-розыскного управления ФСБ, заместителем руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ до 2007 года. А с 2007 года он находился в правительстве Самарской области, где курировал работу по взаимодействию со всеми правоохранительными органами , региональными и федеральными. После того как он встал во главе ЦКВ, естественно, началось его переформатирование. Если там еще и находились какие-то казаки (я вам уже сказал, что в реестре казаков меньшинство, а тем более в центральных районах, в основном там опричники), то с его приходом часть из них добровольно ушла с Налимовым, а часть была отодвинута. И во главе МОКО, то есть Московского областного казачьего отдела ЦКВ, который включает город Москву и Московскую область, был поставлен Шустров Андрей Евгеньевич , тоже бывший полковник ФСБ, который служил в спецподразделении ФСБ "Вымпел". Он и был техническим организатором казаков 5 мая.

Структура ЦКВ стала фактически эфэсбэшной, это уже не казачья структура. И задачи они стали выполнять, естественно, формируемые не на каких-то там гипотетических казачьих кругах, где казаки что-то решают. Они стали выполнять просто инструкции ФСБ. Мне много пишут: "Вот вы там такие-сякие, это ваши казаки, пока вы их там всех не перевешаете, этих сволочей, вы и сами такие же сволочи". То ли люди совсем не понимают ситуации, то ли толкают нас на что-то нереальное, пытаясь нас столкнуть с ФСБ.

Структура ЦКВ стала фактически эфэсбэшной

Те "казаки", что были на Пушкинской... Я не знаю, какой там процент действительно казаков. Предварительно, перед этим мероприятием, у них был развод. На разводе их стояло человек 60–70: треть была в парадной форме, треть – в камуфляже и еще треть – в "полугражданской" одежде, как тот, который нос разбил одному парню. Кубанку одели и все, достаточно для них, чтобы считаться казаком.

Интересно, что на разводе присутствовало 20 человек калмыков! Сбор этот проходил внутри метро. Они были в пиксельном камуфляже без опознавательных знаков. Все молодые, как говорят мои ребята, похожи на обычных военных, изображавших из себя "калмыцких казаков". Они потом, правда, куда-то делись, не выступали вместе с этими основными казаками. Кроме этих 60–70, часть могла просто опоздать на развод и присоединиться позже, то есть, ну, человек 100, наверное, могло быть всех.

– Этот развод был в день акции?

Да. Его проводил этот Шустров. Он проводил инструктаж, как себя вести. Кстати, он тогда уже, видимо, имел какие-то указания ведомства, поскольку предупредил, что "возможно, будут стычки, вы не опасайтесь силовых методов. Нас отмажут".

"Возможно, будут стычки, вы не опасайтесь силовых методов. Нас отмажут"

– У вас есть какие-то свои источники информации внутри его организации?

Да.

– Что еще вам удалось узнать о том, как они готовились к этому митингу?

Как сообщают мои источники, заранее никого из этих рядовых казаков не предупреждали, они не были в курсе, что что-то предполагается. Из-за этого примерно треть и пришла в парадной форме, то есть они не готовы были к тому, что придется драться или махать нагайкой. Некоторые вообще без нагаек были. Потом оказалось, что там были ребята из Рязани, из Калуги, "залетные", но все они находились под командой Шустрова. Крайний стрелочник на всю эту операцию – это он. И он знает, кто у него там был. Из установленных – вот этот Дмитрий Воронов, который был у Водолацкого... Кстати, Шустров тоже был какое-то время представителем Водолацкого в Москве и возглавлял некую "Зимовую станицу" , численность которой была всего 20–25 человек. Ну, а потом, когда ЦКВ возглавил его "брат по крови", эфэсбэшный генерал Миронов, Шустров всей своей станицей перешел в ЦКВ.

Из тех, кого удалось выявить [на Пушкинской], – Дмитрий Зайцев , 1979 года рождения, из Ярославля, воевал на Донбассе. Это он сломал кости носа Александру Иванову, который собирается сейчас подавать на него исковое заявление. Правда, лично я глубоко убежден, что никаких последствий от этого заявления Зайцеву не будет. Опознан Анатолий Яковлев , тоже воевал на Донбассе. Опознан Сергей Серебряков , реестровый атаман города Троицка Московской области. Опознан Павел Решетников из Сергиева Посада Московской области и Евгений Данилов из города Малоярославец Калужской области, он тоже воевал на Донбассе.

Интересно еще то, что все эти ребята были хорошо подготовлены, то есть это не были просто так собранные добровольцы-казаки под эфэсбэшные задачи. С 2016 года ЦКВ получало деньги из бюджета московской мэрии, а точнее от Департамента национальной политики межрегиональных связей правительства Москвы. Они заключили три контракта на общую сумму 15,9 млн рублей. На эти деньги как раз проводились тренировки. Тренировались они в деревне Кузенево, это 37 км к югу от Московской кольцевой дороги. Там три раза в год по три дня группы по 100 человек осваивали приемы борьбы с людьми на массовых мероприятиях.

– Как вы и ваши товарищи относитесь к практике участия казаков в массовых акциях на стороне полиции, на стороне властей?

– Конечно, отрицательно! В 1905 году казаков очень широко применяли для разгона манифестаций. Но в отличие от того, что сейчас говорят, тогда казакам запрещали применять огнестрельное оружие. Их единственным оружием была нагайка. Из-за этого-то и родилось их прозвище – "нагаечники". Это им очень даже потом аукнулось: когда началась сумятица Гражданской войны, анархиствующие матросы Балтийского флота, рабочие, желавшие пограбить или просто поживиться в более богатых казачьих областях, все это им припоминали.

Сейчас подобный стиль поведения демонстрируют очень многие, в частности, есть такой совершенно комический персонаж в Санкт-Петербурге, у него община "Ирбис", Андрей Поляков . Он напоминает шута: то он ваяет бюст Путина в виде римского императора, то он присваивает после выборов Трампу какой-то казачий чин, есаула, что ли. Теперь, когда Трамп с Путиным поругались, он его лишает этого чина. Черт-те что! Тем не менее, он официально предлагал властям Санкт-Петербурга профинансировать создание конных казачьих отрядов для борьбы, как он выразился, "с хулиганствующими элементами во время проведения массовых мероприятий".

– Одобряете ли вы другие акции этих казаков, например избиение участниц Pussy Riot в Сочи, нападение на участников детского конкурса "Мемориал", нападения на выставки, на акции ЛГБТ-активистов?

Конечно нет! Даже странно слышать такой вопрос. Это все одного поля ягоды: и по личностям, и по методам, и по поведению. Некоторые пишут: "А почему вы не пришли тогда на сам митинг 5 мая?" А потому что мы и не за Навального тоже. Навальный нам тоже никто, но мы против таких методов ведения дискуссии, выражения мнений.

Навальный нам тоже никто, но мы против таких методов ведения дискуссии

– Должны ли вообще казаки, с вашей точки зрения, принимать участие в охране общественного порядка? По одной из версий, в рамках этого контракта с московской мэрией казаки ЦКВ будут охранять общественный порядок во время чемпионата мира по футболу.

На мой взгляд, не должны. Казаки это народ. Мы исходим из этого. Если смотреть на казаков как на какое-то служебное сословие, которое власть пытается возродить, то можно придумать что угодно. Но сами казаки – нормальные казаки, а не эти опричники – смотрят на себя как на народ, который имеет право возрождаться именно как один из народов, проживающих на этой территории. Кстати, одно из главных требований, которое зафиксировано во Всеказачьем общественном центре, – это требование предоставления точно таких же автономных территориальных прав, какие имеют многие другие народы, в частности татары, чечены, ингуши, буряты и даже евреи. Говорят, раньше в Еврейской АО евреев было около 3%, а после открытия границы их вообще осталось менее 1%, тем не менее, у них своя автономная область имеется. У казаков – нет. Большевики лишили дореволюционные области казачьих войск автономии, это все-таки были автономии, хоть и с ограниченными правами.

– Атрибут казака, который стал знаковым после акции 5 мая, – это нагайка. Какое место она занимает в иерархии казачьих атрибутов? Для чего она может применяться?

Нагайка – это символ власти мужчины в семье. Она висела у входа в спальню, фактически ею не пользовались, за исключением охоты. Раньше была такая казачья забава – охота на волков, не с каким-то там оружием, а с нагайкой: на коне догоняли волка и одним ударом рассекали ему череп. Как оружие нагайка стала применяться только в 1905 году, когда вроде бы разгонять манифестации надо было по приказу сверху, а оружие применять было не положено, ни шашки, ни тем более огнестрельное. В Гражданскую войну, конечно, нагайка уже стала ходовым инструментом. Если, например, приходили красные, то просто отстреливали всех, а белые и казаки в составе белых частей приходили – пороли этих красных, редко стреляли по сравнению с ними, чаще ограничивались нагайкой. То, чем нагайка стала сейчас, – это от малого знания истории, казачьих обычаев. Сейчас, по идее, если возрождать старое отношение к нагайке, она должна быть чем-то вроде пернача или бунчука у казачьего атамана. Как пернач и бунчук были символами атаманской власти, так нагайка – символ мужской власти, власти казака в семье, где за семью отвечает ее глава. Бить нагайкой демонстрантов – этого не было в ходу, это не прописано никакими обычаями. Это новодел, скажем так, новый стиль поведения, это гопота, одетая под казаков, использует эти нагайки совсем неподобающим образом.

– Вы сказали, что Навальный и его сторонники вам тоже не близки. Можно предположить, что и ваши взгляды не окажутся близки им. Тем не менее, у вас есть общие темы, на которых вы сходитесь, например, 282-я статья, по которой вы сидели и за отмену которой выступает Навальный. Готовы ли вы и члены вашего общества, например, выйти на следующий оппозиционный митинг, чтобы помочь протестующим противостоять ряженым казакам?

– Я не знаю. Это дело каждого. Я пытался наладить личный контакт с Навальным, чтобы выяснить, где мы с ним можем расходиться, а где можем найти точки соприкосновения. Я, наверное, год или полгода назад закидывал в его штаб предложения встретиться и переговорить, но от самого Навального вообще никакого ответа не было. Одна женщина из его штаба и один раз кто-то из мужчин ответили что-то, вроде "что вы там хотите, как-нибудь, чего-нибудь". Они не проявили заинтересованности. Ну, не проявили, так не проявили. Они, значит, предпочитают быть сами по себе, и нам не остается ничего иного, как быть самим по себе.

– Как вы думаете, зачем власти впервые вывели казаков для активных действий против многотысячной демонстрации?

– Тут достаточно просто посмотреть в давнюю и недавнюю историю. Зачем Ивану Грозному надо было создавать опричнину, зачем в Германии 1930-х годов надо было создавать отряды штурмовиков, зачем в маоистском Китае нужны были хунвейбины, зачем в Украине культивировали титушек? Это всё явления одного плана, порождаемые одной причиной и нацеленные на одно и то же – на раскол очерченного в целом врага и превращение его части в своего вооруженного (пусть пока и нагайками, хотя в Крыму в 2014-м таким "казакам" выдавали и автоматы) и в чем-то привилегированного союзника, руками которого "гасится" и подавляется другая, большая часть. Вытаскиванием таких псевдоказаков на такие акции отвлекается внимание всего казачьего народа от его основной стратегической цели – обретения субъектности в качестве самобытного народа и от стремлений к достижению собственного национально-государственного образования. Казакам подсовывается некая отвлекающая мишень в виде симулякров-опричников и предлагается озаботиться выяснением отношений с ними. А в этих бесплодных спорах утонет и главное. Тактически это шаг довольно верный.

Радио Свобода дозвонилось атаману МОКО ЦКВ Андрею Шустрову, однако он отказался отвечать на вопрос о своей роли в организации выступления казаков на Пушкинской площади. Вместо этого Шустров переадресовал Радио Свобода к официальному заявлению на сайте Центрального казачьего войска. В нем говорится, что 5 мая казаки ЦКВ "не осуществляли охрану общественного порядка на территории г. Москвы, в том числе на Пушкинской площади". В то же время в заявлении отмечается, что "несколько казаков" Центрального казачьего войска пришли на концерт "Московская весна", где было запланировано вступление коллектива "с казачьим репертуаром". "Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками Отечества. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали".

Сегодня в центр Москвы, на Тверскую улицу, по призыву Алексея Навального вышли люди. Акции проходили по всей России, но в Москве она, как обычно, бала самой массовой. Сколько было людей, я не знаю. Из толпы сложно понять реальный масштаб, так что оставим неблагодарное занятие подсчета численности СМИ и политикам.

Начало было назначено на 14:00. Но уже за час до начала пятачок около памятника Пушкину заняли прокремлевские активисты. Были НОДовцы во главе с депутатом Федоровым и Катасоновой. Были люди из движения SERB, которые регулярно нападают на активистов оппозиции. Было много казаков. Они сразу отметили себя георгиевскими ленточками и начали скандировать, что поддерживают Путина.

Вначале все было довольно мирно. Настроение у всех было приподнятое, сторонники Навального стояли бок о бок с активистами НОД и перекрикивали друг друга.

— Путин! Путин! — кричали одни.
— Путин Вор! Долой царя! — отвечали другие.

На площади образовались небольшие конфликтные группы, где люди довольно эмоционально пытались перекричать друг драга.

Но уже вскоре начались мелкие стычки с казаками. Они начали оттаскивать сторонников Навального в довольно грубой форме. Те им отвечали, завязывались стычки. Откуда взялись казаки, никто так и не понял. Их было около полусотни. Часть из них — представители «московского казачества», но были и казаки из Крыма, у некоторых были нашивки «Вежливые люди». Как они оказались в центре Москвы, кто их привез и зачем, они не отвечали.

Но очень скоро всем стало понятно, зачем они приехали. Как только полиция начала разгонять людей с площади, казаки стали ей помогать. Они избивали простых людей на площади, били по камерам журналистов, угрожали. Было видно, что полиции они не боятся, да и полиция не особо вмешивалась, видя, как непонятные ряженные в форме избивают мирных граждан прямо в центре Москвы.

Вся группа поддержки Путина продержалась ровно час. А в 15:00 под свист и проклятья толпы воинственные казаки, НОДовцы, пионеры различных мастей и сочувствующие с георгиевскими лентами организовано покинули площадь.

Это к слову о том, что скорее всего федеральные СМИ будут рассказывать, что против кучки оппозиционеров вышли простые русские патриоты, которые не хотят Майдана. Имейте ввиду, что патриотов хватило только на час.

Снял для вас видео прямо с места событий:

Подписаться на канал

01. НОДовцы поют свои песни про Майдан, но на заднем плане спокойно стоит сторонник Навального. В начале никто его не трогает.

02. Народ пришел с плакатами

03. НОД даже цитировать не хочется, вы и сами знаете все про них.

Уже здесь можно заметить казака в форме в рядах НОДовцев

А вот сторонников Грудинина было неожиданно.

04. Школьники за Навального. Стоит отметить, что их было всего несколько человек на многотысячную толпу, но именно к ним лезли журналисты и доставали вопросами.

05. Когда зашел в чужой фанатский сектор)

06. Люди против Путина

07. Женщина против Майдана, Госдепа, либеральных СМИ, за полномочия президенту...

08. За Европейский путь

09. Когда люди подняли плакаты, какие-то провокаторы с георгиевскими лентами на них напали. Плакаты вырывали и рвали.

10. Один их нападавших. Полиция не вмешивалась.

11. Объективно, народу было меньше, чем в прошлые разы. Видимо, сказались майские праздники. По данным агенства "РИА-новости" , в несогласованной акции в центре Москвы приняли участие около полутора тысяч человек.

12. Вскоре пришла полиция

13. И тут на сцену вышли наши казаки. Они оценивали плакаты участников и рвали то, что им не нравится.

14. Центральное казачье войско

15. Что это?!

16. Было много казаков из Крыма. У них были черепа на футболках и форме. "Крымский казачий полк"

17. Или вариант "Вежливые люди". Кто их привез из Крыма и за чей счет банкет, не понятно. Обратите внимание, что стоят они на стороне полиции, помогая ей.

18. В какой-то момент казаки просто начали избивать людей.

Корреспондент "Комсомольской правды":

19. Вообще, если честно, пиздец какой-то. Какие-то ряженные приезжают в центр Москвы и начинают тут избивать людей на глазах у полиции.

20. Избили даже корреспондента Комсомольской Правды)))

Забавно, что история повторяется.

Казаков всегда считали свободными и независимыми от государства, именно они часто были зачинщиками и предводителями многих крестьянских войн. Но не все знают о том, как те же казаки служили полицейской силой и подавляли гражданские бунты во времена Царской России.

Именно они были карателями при подавлении постоянно вспыхивающих крестьянских бунтов и при разгоне рабочих демонстраций, а дворянская раса всячески культивировала в них идею их обособленности от русского народа и наделяла их особыми привилегиями.

Готовьтесь к новой реальности. Теперь казаки будут избивать людей в Москве.

21. Пошли одиночные задержания

22.

23.

24.

25.

В Алексеевском ОВД, куда доставили 20 человек с московской акции протеста, полицейские интересуются, кто из задержанных — активисты НОД. Их отпустят, остальных будут оформлять, пишет сотрудница правозащитного направления "Открытой России" Валентина Дехтяренко.

26. Полиция с народом!

27. Приятно, что оппозиция начала использовать российский флаг. Раньше все ходили с партийными флагами. В какой-то момент люди запели гимн России.

28.

29. полиция в этот раз действовала довольно жестко. Людей избивали дубинками и руками.

А что Навальный?

Вчера Алексею Навальному пришлось скрыться от наружного наблюдения и ночевать в секретном месте, чтобы его не задержали и он смог попасть на митинг.

Власти Москвы дали разрешение на проведение акции на проспекте Академика Сахарова, но Навальный отказался от этого варианта, заявив, что мероприятие будет проводиться на Тверской улице, поскольку такое право гарантировано Конституцией РФ.

В итоге Навальный успел на несколько минут появиться на Пушкинской площади и сказать пару слов собравшимся, после чего был задержан полицией.

30.

31. Работают по толпе

32. Били даже тех, кто уже упал и даже не думал сопротивляться

33.

34.

36.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: