Ульянов николай иванович. Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник илья николаевич ульянов Ульянов илья николаевич биография

(4 января 1905 , Санкт-Петербург - 7 марта 1985) - русский историк, писатель и публицист, принадлежит к плеяде выдающихся русских державников.

В 1922 году поступил в Петроградский государственный университет на общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук/Ямфак, а в 1925 году перевёлся на 4-й курс Историко-архивного цикла факультета языкознания и материальной культуры. Будучи студентом, одновременно с университетскими занятиями, посещал курсы сценического мастерства, был направлен на практику в Мариинский театр, учился в Институте ритма совершенного движения, а затем на Курсах мастерства сценических постановок. Университет закончил в 1927 году, защитив дипломную работу «Влияние иностранного капитала на колонизацию русского севера в XVI-XVII вв.». В этом же году остался в аспирантуре по рекомендации своего учителя, академика С.Ф.Платонова.

По окончании университета подготовку к дальнейшей научной деятельности проходил до 1930 года при Институте истории РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук), где его руководителями были С. В. Бахрушин и А. Е. Пресняков, состоял секретарём секции русской истории и секретарем комиссии по изучению эпохи торгового капитализма в России, работал в качестве секретаря редакции стенгазеты Института истории. 10 октября 1929 РАНИОН как организация ликвидировалась, а все аспиранты перевелись в ведомство Коммунистической академии под непосредственное наблюдение М.Н.Покровского. Там его под своё персональное наблюдение взял С.А.Пионтковский, один из организаторов травли С.Ф.Платонова.

За этот период Ульяновым были написаны несколько работ: «Торговая книга конца XVI в.», «Колонизация Мурмана в XVII в.», напечатанная в № 1 «Исторического сборника Академии наук» (1934), и «Общественно-политические воззрения Б.Н.Чичерина», составлен обзор архивных материалов по истории Кольского полуострова, напечатанный в «Кольском сборнике» Академии наук в 1930 году, а также обзор материалов о восстании Степана Разина, изданный брошюрой в Харькове в 1930 году. В справочнике «Вся Москва» за 1930 г. была опубликована статья «Краткая история г. Москвы», в 1931 была издана отдельной книгой «Разинщина», в которой он доказывал, что в восстании Степана Разина проявилась борьба крестьянства и казачества «за свободу торговли, за выход на рынок, за развитие буржуазных отношений, за переход к высшей сельскохозяйственной технике».

В 1930 Ульянов был командирован в Архангельск, где преподавал до 1933 года в Северном краевом комвузе им. В.М.Молотова, написав книгу «Очерки по истории народа Коми-Зырян», которая была издана в 1932 году и за которую ему была в 1935 присуждена ученая степень кандидата исторических наук без защиты диссертации. В этой работе Ульянов, по его словам, развивал две темы: с одной стороны, боролся с российским великодержавным шовинизмом, а с другой - с местным буржуазным национализмом, оценивал концепцию «мессианства России» как «реакционную пошлость», а экспансия русских в Сибирь и на Север сравнивалась им с жестокостью колонизаторов Америки.

Впоследствии он писал: Захваченные с детства величайшим в истории вихрем, росшие в условиях, которых ни прежняя русская, ни любая из современных западных интеллигенций не знала, мы достигли зрелого возраста в такое время, когда в анкетах не существовало больше рубрики о «сочувствии» советской власти. Создавалась «служилая интеллигенция», жившая не под знаком «убеждений или мировоззрения», а под знаком тягла. Её уже не спрашивали «како веруеши», а смотрели, так ли она пишет, как надо. В советской России людям оставлено право писать, но у них отнято право думать. - Ульянов Н.И. «Дело Ульянова» // Новое рус. слово. Нью-Йорк, 1961. 5 янв. С. 2.

С 1933 по 1936 годы состоял старшим научным сотрудником Постоянной историко-археологической комиссии при Академии наук в Ленинграде, будучи при этом доцентом кафедры истории СССР Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ) и не прерывая активной творческой работы - в 1935 году была издана его книга «Крестьянская война в Московском государстве начала XVII в.». По совместительству сотрудничал в Академии им. Н. Г. Толмачёва, известной после перемещения в Москву как Военно-политическая академия им. В.И.Ленина. В феврале 1935 г. Ульянов возглавил одну из ведущих кафедр института - истории народов СССР.

7 ноября 1935 г. статья Ульянова «Советский исторический фронт», опубликованная в студенческой газете ЛИФЛИ, была посвящена анализу новой политики партии в историческом вопросе. В статье Ульянов умеренно критиковал тезис об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма. Работу, тем более напечатанную в октябрьский праздник, заметили, было заведено следственное дело под номером 22240. 27 ноября 1935 Ульянов был исключён из ВКП(б), после чего уволен из института в связи с обвинениями в «троцкизме».

В первой половине 1936 г. непосредственно перед арестом он женился на Надежде Николаевне Калнишь, выпускнице Московского I-го медицинского института, с которой познакомился годом раньше, во время одной из своих командировок в столицу (первый брак Ульянова ещё в годы аспирантуры оказался кратковременным и неудачным, сохранилось упоминание о жалобах, которые его супруга подавала в местком).

2 июня 1936 года был арестован НКВД и помещён в следственный изолятор на Шпалерной улице, где и пребывал до вынесения окончательного приговора. Ему было предъявлено обвинение на основании статей 58-10 и отягчающей 58-11. В итоге за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» 15 сентября 1936 совещанием Коллегии НКВД СССР Ульянов был приговорён к 5 годам лагерей, для отбытия которых направлялся в распоряжение Бел. Балтлага и прибыл 12 ноября 1936 г. на Соловки за номером У-2697/8. С 1939 г., ввиду обострившихся отношений с Финляндией, Соловецкая тюрьма, как близкая к театру военных действий, рассредоточивается на Новую Землю и в Норильск, куда и был перемещен в числе других Ульянов. В Норильске он обратился с ходатайством к властям о пересмотре дела, однако по решению от 29 января 1941 г. было постановлено «в пересмотре дела отказать».

Ульянов был освобождён 2 июня 1941 года. Не успев доехать до дома, из-за начала военных действий был вынужден остаться в Ульяновске, где зарабатывал на жизнь ломовым извозчиком. В сентябре был призван на окопные работы, но попал в плен к немцам под Вязьмой и был направлен в Дорогобужский лагерь, откуда ему удалось сбежать и пробраться в Ленинград. Там он разыскал свою жену. Вместе они поселились в деревне в Ленинградской области, где его жена стала работать врачом. В это время Ульянов начал работу над историческим романом «Атосса».

Осенью 1943 Ульяновы были отправлены оккупационными властями на принудительные работы в Германию, в лагерь Карлсфельд под Мюнхеном, где он работал сварщиком на заводе BMW, а его жена - медиком в лагере.

По окончании войны семье Ульяновых удалось в 1947 году перебраться в Касабланку, где Николай Иванович устроился сварщиком на завод «Шварц Омон». Там он прожил до 1953 года. Не имея возможности продолжать научную работу, Ульянов занялся публицистической и литературной деятельностью, сотрудничая в эмигрантских журналах («Возрождение», «Российский Демократ», «Новый Журнал») и в газетах («Русская мысль», «Новое Русское Слово»). В 1952 году в был издан первый исторический роман Ульянова - «Атосса», описывающий борьбу Дария со скифами. Движимый симпатиями к , Ульянов в 1947 году вошёл в возглавляемый им «Союз борьбы за свободу России». Покровительство позволяло Ульянову, в целом негативно относившемуся к политике в эмигрантской среде, издавать и продвигать свои работы. В 1953 году он был приглашён Американским комитетом по борьбе с большевизмом в качестве главного редактора русского отдела на радио «Освобождение» (находившееся в ведомстве Координационного центра атнибольшевистской борьбы, основанного ). Но через три месяца Ульянов оставил эту работу, так как понимал, что в тех условиях борьба против советского режима была неотделима от борьбы с Родиной. Весной 1953 года он уехал в Канаду, где читал лекции в Монреальском университете, а с 1955 поселился в США, в Нью-Йорке, затем в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), где при содействии Г.В.Вернадского устроился преподавателем русской истории и литературы в Йельском университете.

После 17 лет преподавания, в 1973 вышел на пенсию. Умер Ульянов в 1985 году, похоронен на кладбище Йельского университета.

Главным научным трудом Ульянова стало исследование «Происхождение украинского сепаратизма», написанное уже в эмиграции. В нём Ульянов подробно рассматривает развитие движения за автономию и независимость Украины, происхождение и эволюцию украинской национальной идеи, начиная с периода запорожского казачества и заканчивая XX веком. Ульянов, в отличие от других русских исследователей Украины консервативного направления, усматривает истоки украинского сепаратизма не во влиянии Польши, а в явлении запорожского казачества. Кроме того, ему принадлежит ряд очерков.

Обширность, многонациональность и мощь Государства Российского для Ульянова — краеугольный исторический факт. Тонко почувствовав перемену в восприятии России Западом, происшедшую в начале 1960-х годов, Николай Иванович Ульянов оставил нам ряд предупреждений, к сожалению, не услышанных:

«Запад любит советский коммунизм — создание своего духа, но ненавидит Россию историческую. От его первоначальной антисоветской идеологии ничего не осталось, она вся подменена идеологией антирусской. Ошеломляющая эпопея космических полетов приписывается не русскому гению, а победам коммунизма. Когда за границей гастролирует русский балет, в газетах можно прочесть выражения восторженной благодарности: «Spasibo, Nikita Sergeevich!»; но все коммунистические перевороты в Китае, в Индокитае, в Лаосе, в Индонезии единодушно относятся за счет «извечного русского империализма». Политические лозунги Запада зовут не к свержению большевизма, а к расчленению России. Нам приходится быть свидетелями триумфального шествия советского имени по всему свету и небывалого поношения имени русского. Ни в СССР, ни за границей нет ему заступников» (из доклада 1961 года «Исторический опыт России» ) .

Оставленное писателем творческое наследие значительно как по объему, так и по содержанию. Это фундаментальное исследование «Происхождение украинского сепаратизма» (1966), сборники эссе , «Свисток» (1972), сборник статей о России и русском изгнанничестве «Спуск флага» (1979), книга «Скрипты» (1981), сборник рассказов «Под каменным небом» (1970). Критика отмечала, что автору наиболее удался рассказ «Солнце» о трагической судьбе ученого, живущего в условиях тоталитаризма (написан не без влияния книги Дж. Оруэлла «1984»), а также рассказ «Мантуанская ночь» о фантастическом карнавальном безумии в Мантуе. Отдельными книгами выходили др. значительные работы Ульянова «Исторический опыт России» (1962), эссе «Северный Тальма» (1964). Резонанс вызвали статьи Ульянова: «Ignorantia est» (1960) - о роли русской интеллигенции в судьбах России («Драма русской интеллигенции не религиозная и не социальная. Это драма культуры и просвещения»); «Басманный философ» (1957) - о взглядах П. Я. Чаадаева на Россию; «Замолчанный Маркс» (1968) - обзор ценнейших забытых газетных статей К. Маркса, проникнутых ненавистью к славянским народам; «Комплекс Филофея» (1956) - о развенчании мифа об империалистической сущности идеи Третьего Рима; «Патриотизм требует рассуждения» (1956) - о различии между национальным самосознанием и ложной «национальной идеей». Своеобразная по стилевой манере эссеистика Ульянова (его сравнивали с М. Алдановым) демонстрирует широчайшую эрудицию и игру живого ума автора, остроту и оригинальность его взгляда на историко-философские, культурологические и литературные проблемы. Ее пронизывает тревожное ощущение надвигающейся гибели величайших ценностей (интеллектуальных, эстетических, моральных), созданных человечеством. В эссе «Шестая печать» (1965), а также «Орвието» (1967) Ульянов приходит к апокалипсическим выводам относительно спасения западной культуры: «Идея Антихриста - это идея подмены добра злом. Вряд ли существовала во всемирной истории эпоха, подобная нашей, когда во всех областях жизни происходило столько чудовищных подмен и превращений… никогда зло так победно и ликующе не выступало в обличье добра».

Особое место в творческом наследии Ульянова занимают его исторические романы. Свои мысли о сущности этого находящегося в упадке жанра он сформулировал в эссе «Об историческом романе» (1953): «После шумного успеха Вальтера Скотта исторический роман сошел со сцены. Как вид литературы он попал в категорию “книг для юношества…” Читатель… усвоил взгляд на исторический роман как на “несерьезный”». По Ульянову, «исторический роман» - это «роман научный». «Главная его особенность в материале, почерпаемом… не путем вымысла, а обращением к науке». Ульянов считал, что лишь Флобер сумел создать подлинный исторический роман - «Саламбо». Представления Ульянова о жанровых принципах исторического романа нашли отражение в романе «Атосса», замысел которого возник у него в годы войны. В гитлеровском вторжении в Россию Ульянов увидел аналогию с варварскими нашествиями прошлого, несущими угрозу существованию цивилизации, в частности, с описанным Геродотом походом персидского царя Дария на Скифию. Царь Дарий, его окружение, сложная политическая обстановка в Персидской империи того времени, описание похода на Скифию, скифские цари даны в романе в соответствии с историческими источниками (по Геродоту). В создании образов главных героев (царицы Атоссы, милетского купца Никодема, спешащего на помощь скифам, чтобы спасти Элладу от персидского порабощения) Ульянов не ограничивался ролью историка, а выступал как художник. Мастерство Ульянова проявилось в ярком, афористичном языке, в лепке образов сложных исторических личностей. В романе предложена научно-художественная реконструкция древней эпохи. Второй роман Ульянова «Сириус» (1977) посвящен теме гибели русской монархии. В нем Ульянов показал, как «под знаком зловещей планеты накренилась “корма родного корабля с певучим именем Россия”».

По материалам Википедии, статьи В.Запевалова.

Николай Ульянов в сети:

  • Биография Н.И.Ульянова , подготовленная Петром Муравьёвым;
  • Николай Ульянов «Атосса», — Нью-Йорк, 1952 ();
  • Николай Ульянов «Диптих», — Нью-Йорк, 1967 ();
  • Книги Н.И.Ульянова

Илья Николаевич Ульянин
Действительный статский советник
Директор народных училищ Симбирской губернии
Рождение: 26 (14) июля (1831-07-14 )
Астрахань , Астраханская губерния , Российская империя
Смерть: 24 (12) января (1886-01-12 ) (54 года)
Симбирск , Симбирская губерния , Российская империя
Отец: Николай Васильевич Ульянин
Мать: Анна Алексеевна Смирнова
Супруга: Мария Александровна Бланк
Дети: Анна, Александр , Ольга, Владимир , Ольга , Николай, Дмитрий , Мария
Награды:

Илья́ Никола́евич Улья́нов (14 (26) июля , Астрахань - 12 (24) января , Симбирск) - государственный деятель, педагог , сторонник всеобщего равного для всех национальностей образования.

Известность Илье Ульянову принесли его знаменитые сыновья-революционеры - Александр Ульянов и Владимир Ульянов-Ленин .

Происхождение

При рождении Ильи Николаевича в церковной метрической книге было записано: «Девятнадцатого числа астраханск. мещ. Николая Василия Ульянина и законной жены его Анны Алексеевны сын Илья » . Впоследствии он изменил свою фамилию с Ульянин на Ульянов. Когда родился Илья, его отцу Николаю Ульянину уже исполнилось 60 лет .

Биографические материалы о родителях В. И. Ленина много лет собирала Мариэтта Шагинян . Первое издание её хроники «Семья Ульяновых» вышло в свет в 1935 г. и вызвало резкое недовольство Сталина. 5 августа 1936 г. появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), принятое по инициативе Сталина, «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“ часть 1. „Семья Ульяновых“», в котором автора романа подвергли критике, а роман попал в индекс запрещенных книг .

Отец

Николай Васильевич Ульянин (1770-1838) - астраханский мещанин , работавший портным-ремесленником . По официальной версии - бывший крепостной крестьянин из села Андросово Сергачской округи (уезда) Нижегородской губернии .

Мать

Анна Алексеевна Смирнова (1800-1871) - дочь астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова - в 1823 году, в возрасте двадцати трёх лет выходит замуж за пятидесятитрехлетнего крестьянина Ново-Павловской слободы - Николая Васильевича Ульянина (1770-1838) или Ульянинова, с 1808 года приписанного к сословию мещан Астрахани. В браке Анна Алексеевна родила пятерых детей: трёх девочек и двух мальчиков. Последним ребенком в семье был Илья .

Биография

Илья Ульянов рано лишился отца, воспитывался попечением старшего брата, Василия Николаевича. Закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью в 1850 году и физико-математический факультет Казанского университета в 1854 году со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).

По окончании университета И. Н. Ульянов начал работать старшим учителем математики в с заведованием . В 1863 году вступает в брак с Марией Александровной Бланк . В 1863 переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода .

Илья Ульянов умер, состоя на службе, от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни. Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска .

Хронология

  • 14 (26) июля г. - родился в семье портного.
  • 1850 г. - закончил Астраханскую гимназию с серебряной медалью.
  • 1854 г. - закончил физико-математический факультет Казанского университета со степенью кандидата математических наук (то есть с отличием).
  • 1855-1863 гг. - учитель математики в .
  • 1863 г. - вступает в брак с Марией Александровной Бланк .
  • 1863 г. - переводится старшим учителем математики и физики в Нижегородскую мужскую гимназию, одновременно работая преподавателем и воспитателем в других учебных заведениях Нижнего Новгорода .
  • 1869 г. - получает назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии .
  • 1874 г. - директор народных училищ Симбирской губернии .

Инспектор и директор народных училищ

Инспекция народных училищ Симбирской губернии с директором И. Н. Ульяновым. 1881 год.

Инспекция народных училищ была учреждена в 1869 по инициативе министра народного просвещения царского правительства Д. Толстого для наблюдения и контроля за деятельностью народных школ и благонадёжностью учителей. Инспектора народных училищ осуществляли административно-контрольные функции надзора за земскими школами, приходскими, городскими и уездными училищами. В начале на губернию назначался один инспектор, с 1874 в каждой губернии число инспекторов народных училищ было увеличено до трёх с введением должности директора.

Из положения о начальных народных училищах, 1874 г.:

Ст. 20. Заведывание учебною частию всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населённостью оной и с числом имеющихся в ней училищ.

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.

Надо отметить, что начальные училища не входили в систему государственного образования и содержались за счёт бюджета земств, сельских общин и добровольных пожертвований и министерство народного просвещения выделяло на них недостаточные средства. Таким образом, уделом инспектора И. Н. Ульянова был контроль за создаваемыми местными бюджетами школами в плане правильной постановки учебного процесса. В целом это было немало: ходатайствовать перед земством об открытии новых школ, готовить и подбирать достойных учителей начальных школ, следить за хозяйственным состоянием школьных учреждений, способствовать развитию общественного мнения в пользу народного образования.

В 1869 году в Симбирской губернии числилось 462 народных училища с количеством учащихся свыше 10 тыс. человек, из них не более 90 соответствовали норме, остальные пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге.

К 1886 году благодаря энергии и настойчивости инспектора и директора народных училищ И. Н. Ульянова земства, городские думы и сельские общества увеличили отпуск средств на школьные нужды более чем в 15 раз. Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тыс. человек. И это при том, что качество образования стало соответствовать принятым нормам, школы получили грамотных учителей и приемлемые для учебного процесса и проживания учителей здания.

Выписка из формулярного списка

Формулярный список о службе директора народных училищ Симбирской губернии Действительного Статского Советника Ильи Ульянова. Составлен на 12-е января 1886 года. Из мещан.

По окончании курса в Императорском Казанском Университете с степенью кандидата в 1854 году г. Попечителем Казанского Учебного Округа назначен исправляющим должность старшего учителя математики в высших классах Пензенского дворянского Института с 7 мая 1855.

Указом Правительствующего сената 31 августа 1860 г. произведен в титулярные советники со старшинством с 11 ноября 1855.

Указом Правительствующего сената 20 февраля 1862 г., произведен в коллежские асессоры со старшинством с 11 ноября 1858.

Приказом Г. Попечителя Казанского Учебного Округа перемещен тем же званием в Нижегородскую гимназию 22 июня 1863.

Указом Правительствующего сената 12 июля 1863 г. за № 157 произведен в надворные советники со старшинством с 11 ноября 1862.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по удостоению Комитета Гг. Министров ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил пожаловать за отлично-усердную службу и особые труды орден Св. Анны З ст . 19 ноября 1865.

Указом Правительствующего сената от 4 июля 1867 г. за № 155 произведен за выслугою лет в коллежские советники со старшинством с 11 ноября 1866.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 6 сентября 1869 г за № 19 утвержден инспектором народных училищ Симбирской губернии с 1 сентября 1869.

Указом Правительствующего сената по департаменту Геральдий от 25 ноября 1871 г за № 5326 произведен за выслугу лет в статские советники со старшинством с 11 ноября 1870.

ВСЕМИЛОСТИВЕИШЕ награждён за отличную службу орденом Св. Станислава 2-й ст . 22 декабря 1872.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 17 августа 1874 г за № 16 назначен директором народных училищ Симбирской губернии 11 июля 1874.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отличную службу орденом Св. Анны 2-й ст . 25 декабря 1874.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отлично-усердную службу чином действительного статского советника 26 декабря 1877.

Приказом Г. Управляющего Министерством Народного Просвещения от 15 декабря 1880 г. за № 15 оставлен на службе на один год по выслуге 25-летнего срока с 11 ноября 1880.

Предложением Г. Товарища Министра Народного Просвещения от 27 апреля 1881 г. за № 6126 назначена ему, за выслугу 25-ти лет, в пенсию полный оклад жалованья одну тысячу р., со дня выслуги 25-летнего срока, сверх содержания на службе с 11 ноября 1880.

Приказом Г. Министра Народного Просвещения от 7 декабря 1881 г. за № 10 оставлен на службе на четыре года с 11 ноября 1881.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён за отлично-усердную службу орденом Св. Владимира З степени 1 января 1882.

ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награждён орденом Св. Станислава 1-й степени 1 января 1886.

Семья

В 1863 году тридцатидвухлетний И. Н. Ульянов вступает в брак с двадцативосьмилетней


Илья Николаевич Ульянов (14 (26) июля 1831, Астрахань - 12 (24) января 1886, Симбирск), отец Владимира Ильича Ленина , происходил из мещан г. Астрахани, лишился отца в возрасте 1 года и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и самому горячо хотелось учиться, но не удалось: пришлось после смерти отца поступить на службу, чтобы содержать семью.

Но все, что ему не удалось достичь самому, он решил дать младшему брату, которого содержал в гимназии и послал потом в университет.

Илья Николаевич говорил о детях с чувством глубокой благодарности о брате. Сознание необходимости образования для каждого, усиленной работы над собой для достижения его, почти благоговейное отношение к науке отличали Илью Николаевича всю жизнь и были с детства внушаемы детям.

Воспитанный в трудных условиях, рано взявшийся за уроки, чтобы содержать себя самому и не висеть на шее брата, Илья Николаевич отличался всю жизнь строгим сознанием долга, большой исполнительностью в работе, которую требовал неуклонно от себя и от других, в первую очередь, конечно, от своих детей. Он сам направлял старших вначале их учения, требуя от них неукоснительного исполнения их обязанностей; приучал их к труду. Между прочим, он высказывал опасение, что у сына Владимира привычки к труду не создастся, ибо ему все слишком легко дается; поэтому на развитие трудоспособности: у Владимира он напирал особенно сильно.

Сам чрезвычайно скромный в личной оценке, исполнявший всю свою большую и инициативную работу как должное, - не более того, Илья Николаевич был против "захваливания", как он выражался, и, таким образом, постоянным похвалам Владимиру Ильичу в школе создавался дома полезный корректив.

Личный пример отца имел, как это всегда бывает в воспитании, еще большее значение.

Огромным фактором в воспитании было то, что отец являлся не чиновником, как подавляющее большинство служащих того времени, а идейным работником, не жалевшим трудов и сил на борьбу за свои идеалы.

Дети, не видя его часто по неделям во время его разъездов, рано научались понимать, что дело - это нечто высшее, чему все приносится в жертву. Его оживленные рассказы об успехах строительства в его деле, о новых школах, возникавших по деревням, о борьбе, которой это стоило, - и с верхами: власть имущими, помещиками, - и с низами: темнотой и предрассудками массы, - живо впитывались детьми.

Особенно осталась в памяти его радость, проявляемая всякий раз, когда крестьянский сход постановлял открыть школу или выражал удовлетворение существующей.

Первым сознательным стремлением его старшей дочери было стать сельской учительницей.

В 1863 году Илья Николаевич Ульянов вступил в брак с Марией Александровной Ульяновой (Бланк) .

По убеждениям Илья Николаевич был тем, что определялось словами: мирный народник.

Взяв должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, он взялся за организацию нового трудного дела.

Он переписывал в юности некоторые неразрешенные его стихотворения и старшему сыну еще в детские годы отмечал те, в которых преобладали гражданские мотивы, как-то: "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда".

В прогулках по деревенским полям и лесам он напевал детям запрещенные студенческие песни его времени. Как гласят воспоминания его учеников, он был очень чутким педагогом.

Илья Николаевич Ульянов умер, состоя на службе, в январе 1886 года от кровоизлияния в мозг на 55-м году жизни.

Похоронен на кладбище Покровского монастыря г. Симбирска.

Как дети крепостных становились потомственными дворянами, почему советская власть засекретила информацию о предках вождя по материнской линии и как в начале 1900-х Владимир Ульянов превратился в Николая Ленина?

Семья Ульяновых. Слева направо: стоят – Ольга, Александр, Анна; сидят – Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир. Симбирск. 1879 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Биографическая хроника В.И. Ленина» начинается с записи: «Апрель, 10 (22). Родился Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Отец Владимира Ильича – Илья Николаевич Ульянов был в то время инспектором, а затем – директором народных училищ Симбирской губернии. Он происходил из бедных мещан города Астрахани. Его отец ранее был крепостным крестьянином. Мать Ленина Мария Александровна была дочерью врача А.Д. Бланка».

Любопытно, что сам Ленин многих деталей своей родословной не знал. В их семье, как и в семьях других разночинцев, было как-то не принято копаться в своих «генеалогических корнях». Это уж потом, после смерти Владимира Ильича, когда интерес к подобного рода проблемам стал расти, этими изысканиями занялись его сестры. Поэтому, когда в 1922 году Ленин получил подробную анкету партийной переписи, на вопрос о роде занятий деда с отцовской стороны он искренне ответил: «Не знаю».

ВНУК КРЕПОСТНЫХ

Между тем дед, прадед и прапрадед Ленина по отцовской линии действительно были крепостными. Прапрадед – Никита Григорьевич Ульянин – родился в 1711 году. По ревизской сказке 1782 года он с семьей младшего сына Феофана был записан как дворовый человек помещицы села Андросова Сергачской округи Нижегородского наместничества Марфы Семеновны Мякининой.

По той же ревизии его старший сын Василий Никитич Ульянин , 1733 года рождения, с женой Анной Семионовной и детьми Самойлой, Порфирием и Николаем проживали там же, но числились дворовыми корнета Степана Михайловича Брехова . По ревизии 1795 года дед Ленина Николай Васильевич, 25 лет, холостой, жил с матерью и братьями все в том же селе, но значились они уже дворовыми людьми подпрапорщика Михаила Степановича Брехова.

Значиться он, конечно, значился, но в селе его тогда уже не было…

В Астраханском архиве хранится документ «Списки именные ожидаемых к причислению зашедших беглых из разных губерний помещичьих крестьян», где под номером 223 записано: «Николай Васильев сын Ульянин… Нижегородской губернии, Сергачской округи, села Андросова, помещика Степана Михайловича Брехова крестьянин. Отлучился в 1791 году». Беглым он был или отпущенным на оброк и выкупившимся – точно неизвестно, но в 1799-м в Астрахани Николая Васильевича перевели в разряд государственных крестьян, а в 1808 году приняли в мещанское сословие, в цех ремесленников-портных.

Избавившись от крепостной зависимости и став свободным человеком, Николай Васильевич сменил фамилию Ульянин на Ульянинов, а затем Ульянов. Вскоре он женился на дочери астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова – Анне, которая родилась в 1788 году и была моложе мужа на 18 лет.

Исходя из некоторых архивных документов, писательница Мариэтта Шагинян выдвинула версию, согласно которой Анна Алексеевна – не родная дочь Смирнова, а крещеная калмычка, вызволенная им из рабства и удочеренная якобы лишь в марте 1825 года.

Бесспорных доказательств данной версии нет, тем более что уже в 1812 году у них с Николаем Ульяновым родился сын Александр, умерший четырех месяцев от роду, в 1819-м на свет появился сын Василий, в 1821-м – дочь Мария, в 1823-м – Феодосия и, наконец, в июле 1831 года, когда главе семейства было уже за 60, сын Илья – отец будущего вождя мирового пролетариата.

УЧИТЕЛЬСКАЯ КАРЬЕРА ОТЦА

После смерти Николая Васильевича заботы о семье и воспитании детей легли на плечи его старшего сына Василия Николаевича. Работая в ту пору приказчиком известной астраханской фирмы «Братья Сапожниковы» и не имея собственной семьи, он сумел обеспечить достаток в доме и даже дал младшему брату Илье образование.

ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ ОКОНЧИЛ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Ему было предложено остаться при кафедре для «усовершенствования в научной работе» – на этом настаивал знаменитый математик Николай Иванович Лобачевский

В 1850 году Илья Николаевич окончил с серебряной медалью Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, где завершил учебу в 1854-м, получив звание кандидата физико-математических наук и право преподавания в средних учебных заведениях. И хотя ему было предложено остаться при кафедре для «усовершенствования в научной работе» (на этом, между прочим, настаивал знаменитый математик Николай Иванович Лобачевский), Илья Николаевич предпочел карьеру учителя.

Памятник Лобачевскому в Казани. Начало XX века. Предоставлено М. Золотарёвым

Первым местом его работы – с 7 мая 1855 года – стал Дворянский институт в Пензе. В июле 1860-го сюда на должность инспектора института приехал Иван Дмитриевич Веретенников. Илья Николаевич подружился с ним и его женой, и в том же году Анна Александровна Веретенникова (урожденная Бланк) познакомила его со своей сестрой Марией Александровной Бланк, которая на зиму приезжала к ней в гости. Илья Николаевич стал помогать Марии в подготовке к экзамену на звание учительницы, а она ему – в разговорном английском. Молодые люди полюбили друг друга, и весной 1863 года состоялась помолвка.

15 июля того же года, после успешной сдачи экстерном экзаменов при Самарской мужской гимназии, «дочь надворного советника девица Мария Бланк» получила звание учительницы начальных классов «с правом преподавания Закона Божьего, русского языка, арифметики, немецкого и французского языков». А в августе уже сыграли свадьбу, и «девица Мария Бланк» стала женой надворного советника Ильи Николаевича Ульянова – чин этот ему пожаловали также в июле 1863 года.

«О ВОЗМОЖНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

Родословную семьи Бланк начали изучать сестры Ленина – Анна и Мария. Анна Ильинична рассказывала: «Старшие не могли нам выяснить этого. Фамилия казалась нам французского корня, но никаких данных о таком происхождении не было. У меня лично довольно давно стала являться мысль о возможности еврейского происхождения, на что наталкивало, главным образом, сообщение матери, что дед родился в Житомире – известном еврейском центре. Бабушка – мать матери – родилась в Петербурге и была по происхождению немкой из Риги. Но в то время как с родными по матери у мамы и ее сестер связи поддерживались довольно долго, о родных ее отца, А.Д. Бланк, никто не слышал. Он являлся как бы отрезанным ломтем, что наводило меня также на мысль о его еврейском происхождении. Никаких рассказов деда о его детстве или юношестве у его дочерей не сохранилось в памяти».

О результатах розысков, подтвердивших ее предположение, Анна Ильинична Ульянова сообщила Иосифу Сталину в 1932 и 1934 годах. «Факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, – писала она, – не был известен при его [Ленина] жизни… Я не знаю, какие могут быть у нас, коммунистов, мотивы для замолчания этого факта».

«Молчать о нем абсолютно» – таков был категорический ответ Сталина. Да и вторая сестра Ленина, Мария Ильинична, тоже полагала, что факт этот «пусть будет известен когда-нибудь через сто лет».

Прадед Ленина – Моше Ицкович Бланк – родился, видимо, в 1763 году. Первое упоминание о нем содержится в ревизии 1795 года, где среди мещан города Староконстантинова Волынской губернии под номером 394 записан Мойшка Бланк. Откуда появился он в здешних местах – неясно. Впрочем…

Панорама Симбирска со стороны Московского тракта. 1866–1867 годы. Предоставлено М. Золотарёвым

Некоторое время тому назад известный библиограф Майя Дворкина ввела в научный оборот любопытный факт. Где-то в середине 1920-х архивист Юлиан Григорьевич Оксман , занимавшийся по заданию директора Ленинской библиотеки Владимира Ивановича Невского изучением родословной вождя мирового пролетариата, обнаружил прошение одной из еврейских общин Минской губернии, относящееся якобы к началу XIX века, об освобождении от подати некоего мальчика, ибо он является «незаконным сыном крупного минского чиновника», а посему, мол, община платить за него не должна. Фамилия мальчика была – Бланк.

По словам Оксмана, Невский повез его ко Льву Каменеву, а затем втроем они явились к Николаю Бухарину . Показывая документ, Каменев буркнул: «Я всегда так думал». На что Бухарин ему ответил: «Что вы думаете – неважно, а вот что будем делать?» С Оксмана взяли слово, что он никому не скажет о находке. И с тех пор этого документа никто не видел.

Так или иначе, Моше Бланк появился в Староконстантинове, будучи уже взрослым, и в 1793 году женился на местной 29-летней девице Марьям (Марем) Фроимович. Из последующих ревизий следует, что он читал как по-еврейски, так и по-русски, имел собственный дом, занимался торговлей и плюс к тому у местечка Рогачево им было арендовано 5 моргов (около 3 га) земли, которые засевались цикорием.

В 1794-м у него родился сын Аба (Абель), а в 1799-м – сын Сруль (Израиль). Вероятно, с самого начала у Моше Ицковича не сложились отношения с местной еврейской общиной. Он был «человеком, который не хотел или, может быть, не умел находить общий язык со своими соплеменниками». Иными словами, община его просто возненавидела. И после того как в 1808 году от пожара, а возможно и поджога, дом Бланка сгорел, семья переехала в Житомир.

ПИСЬМО К ИМПЕРАТОРУ

Много лет спустя, в сентябре 1846 года, Моше Бланк написал письмо императору Николаю I, из которого видно, что уже «40 лет назад» он «отрекся от Евреев», но из-за «чрезмерно набожной жены», скончавшейся в 1834-м, принял христианство и получил имя Дмитрия лишь 1 января 1835 года.

Но поводом для письма стало иное: сохраняя неприязнь к своим соплеменникам, Дмитрий (Моше) Бланк предлагал – в целях ассимиляции евреев – запретить им ношение национальной одежды, а главное, обязать их молиться в синагогах за российского императора и императорскую фамилию.

Любопытно, что в октябре того года о письме было доложено Николаю I и он полностью согласился с предложениями «крещеного еврея Бланка», в результате чего в 1850-м евреям запретили ношение национальной одежды, а в 1854-м ввели соответствующий текст молитвы. Исследователь Михаил Штейн, собравший и тщательно проанализировавший наиболее полные данные о родословной Бланк, справедливо заметил, что по неприязни к своему народу Моше Ицковича «можно сравнить, пожалуй, только с другим крещеным евреем – одним из основателей и руководителей Московского Союза русского народа В.А. Грингмутом»…

Александр Дмитриевич Бланк (1799–1870). Предоставлено М. Золотарёвым

О том, что Бланк решил порвать с еврейской общиной задолго до своего крещения, свидетельствовало и другое. Оба его сына, Абель и Израиль, как и отец, тоже умели читать по-русски, и, когда в 1816 году в Житомире открылось уездное (поветовое) училище, они были зачислены туда и успешно его окончили. С точки зрения верующих евреев, это было кощунство. И все-таки принадлежность к иудейскому вероисповеданию обрекала их на прозябание в границах черты оседлости. И лишь событие, случившееся весной 1820 года, круто изменило судьбы молодых людей…

В апреле в Житомир прибыл в служебную командировку «высокий чин» – правитель дел так называемого Еврейского комитета, сенатор и поэт Дмитрий Осипович Баранов. Каким-то образом Бланку удалось встретиться с ним, и он попросил сенатора оказать содействие его сыновьям при поступлении в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Баранов евреям отнюдь не симпатизировал, но довольно редкое в то время обращение двух «заблудших душ» в христианство, по его мнению, было делом благим, и он согласился.

Братья сразу же отправились в столицу и подали прошение на имя митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Михаила. «Поселясь ныне на жительство в С.-Петербурге, – писали они, – и имея всегдашнее обращение с христианами, Греко-российскую религию исповедающими, мы желаем ныне принять оную».

Ходатайство удовлетворили, и уже 25 мая 1820 года священник церкви Преподобного Сампсония Странноприимца в Санкт-Петербурге Федор Барсов обоих братьев «крещением просветил». Абель стал Дмитрием Дмитриевичем, а Израиль – Александром Дмитриевичем. Младший сын Моше Бланка новое имя получил в честь своего восприемника (крестного отца) графа Александра Ивановича Апраксина, а отчество – в честь восприемника Абеля сенатора Дмитрия Осиповича Баранова. А 31 июля того же года, по указанию министра просвещения князя Александра Николаевича Голицына, братьев определили «воспитанниками Медико-хирургической академии», которую они и окончили в 1824-м, удостоившись ученого звания лекарей 2-го отделения и презента в виде карманного набора хирургических инструментов.

ЖЕНИТЬБА ШТАБ-ЛЕКАРЯ

Дмитрий Бланк остался в столице полицейским врачом, а Александр в августе 1824 года начал службу в городе Поречье Смоленской губернии в должности уездного врача. Правда, уже в октябре 1825-го он вернулся в Петербург и был зачислен, как и его брат, врачом в штат полиции города. В 1828 году его произвели в штаб-лекари. Пора было подумать и о женитьбе…

Его крестный отец граф Александр Апраксин был в то время чиновником особых поручений при Министерстве финансов. Так что Александр Дмитриевич, несмотря на происхождение, вполне мог рассчитывать на приличную партию. Видимо, у другого своего благодетеля – сенатора Дмитрия Баранова, увлекавшегося поэзией и шахматами, у которого бывал Александр Пушкин и собирался чуть ли не весь «просвещенный Петербург», младший Бланк и познакомился с братьями Грошопфами и был принят в их доме.

Илья Николаевич Ульянов (1831–1886) и Мария Александровна Ульянова (1835–1916)

Глава этой весьма солидной семьи Иван Федорович (Иоганн Готлиб) Грошопф был из прибалтийских немцев, состоял консулентом Государственной юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел и дослужился до чина губернского секретаря. Его супруга Анна Карловна, в девичестве Эстедт, была шведкой, лютеранкой. Детей в семье было восемь: трое сыновей – Иоганн, служивший в русской армии, Карл, вице-директор в департаменте внешней торговли Министерства финансов, и Густав, заведовавший рижской таможней, и пять дочерей – Александра, Анна, Екатерина (в замужестве фон Эссен), Каролина (в замужестве Биуберг) и младшая Амалия. Познакомившись с этой семьей, штаб-лекарь сделал предложение Анне Ивановне.

МАШЕНЬКА БЛАНК

Дела у Александра Дмитриевича поначалу складывались неплохо. Как полицейский врач, он получал 1 тыс. рублей в год. За «расторопность и усердие» не раз удостаивался благодарностей.

Но в июне 1831-го, во время холерных беспорядков в столице, взбунтовавшейся толпой был зверски убит его брат Дмитрий, дежуривший в центральной холерной больнице. Эта смерть настолько потрясла Александра Бланка, что он уволился из полиции и более года не работал. Лишь в апреле 1833-го он вновь поступил на службу – ординатором в Городскую больницу святой Марии Магдалины для бедных из заречных районов Петербурга. Между прочим, именно здесь у него в 1838 году лечился Тарас Шевченко. Одновременно (с мая 1833-го по апрель 1837 года) Бланк работал в Морском ведомстве. В 1837-м, после сдачи экзаменов, он был признан инспектором врачебной управы, а в 1838-м – медико-хирургом.

В 1874 ГОДУ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ ПОЛУЧИЛ ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ.
А в 1877-м ему был присвоен чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство

Расширялась и частная практика Александра Дмитриевича. Среди его пациентов были представители высшей знати. Это позволило ему переехать в приличную квартиру во флигеле одного из роскошных особняков на Английской набережной, который принадлежал лейб-медику императора и президенту Медико-хирургической академии баронету Якову Васильевичу Виллие. Тут в 1835 году и родилась Мария Бланк. Крестным отцом Машеньки стал их сосед – в прошлом адъютант великого князя Михаила Павловича, а с 1833 года – шталмейстер Императорского двора Иван Дмитриевич Чертков.

В 1840-м Анна Ивановна тяжело заболела, умерла и была похоронена в Петербурге на Смоленском евангелическом кладбище. Тогда заботу о детях целиком взяла на себя ее сестра Екатерина фон Эссен, овдовевшая в том же году. Александр Дмитриевич, видимо, и прежде симпатизировал ей. Не случайно родившуюся в 1833 году дочь он назвал Екатериной. После смерти Анны Ивановны они сближаются еще больше, и в апреле 1841 года Бланк решает вступить с Екатериной Ивановной в законный брак. Однако подобные браки – с крестной матерью дочерей и родной сестрой покойной супруги – закон не разрешал. И Екатерина фон Эссен становится его гражданской женой.

В том же апреле они все покидают столицу и переезжают в Пермь, где Александр Дмитриевич получил должность инспектора Пермской врачебной управы и врача Пермской гимназии. Благодаря последнему обстоятельству Бланк и познакомился с учителем латыни Иваном Дмитриевичем Веретенниковым, ставшим в 1850 году мужем его старшей дочери Анны, и преподавателем математики Андреем Александровичем Залежским, взявшим в жены другую дочь – Екатерину.

В историю российской медицины Александр Бланк вошел как один из пионеров бальнеологии – лечения минеральными водами. Выйдя на пенсию в конце 1847 года с должности доктора Златоустовской оружейной фабрики, он уехал в Казанскую губернию, где в 1848-м в Лаишевском уезде было куплено имение Кокушкино с 462 десятинами (503,6 га) земли, водяной мельницей и 39 крепостными крестьянами. 4 августа 1859 года Сенат утвердил Александра Дмитриевича Бланка и его детей в потомственном дворянстве, и они были занесены в книгу Казанского дворянского депутатского собрания.

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ

Вот так Мария Александровна Бланк оказалась в Казани, а затем в Пензе, где познакомилась с Ильей Николаевичем Ульяновым…

Их свадьбу 25 августа 1863 года, как до этого и свадьбы других сестер Бланк, сыграли в Кокушкине. 22 сентября молодожены уехали в Нижний Новгород, где Илья Николаевич получил назначение на должность старшего учителя математики и физики мужской гимназии. 14 августа 1864-го родилась дочь Анна. Спустя полтора года – 31 марта 1866-го – сын Александр… Но вскоре – горестная утрата: появившаяся на свет в 1868-м дочь Ольга, не прожив и года, заболела и 18 июля в том же Кокушкине умерла…

6 сентября 1869 года Илья Николаевич был назначен инспектором народных училищ Симбирской губернии. Семья переезжает в Симбирск (ныне Ульяновск), который в то время был тихим провинциальным городком, насчитывавшим чуть более 40 тыс. жителей, из которых 57,5% значились мещанами, 17% – военными, 11% – крестьянами, 8,8% – дворянами, 3,2% – купцами и почетными гражданами, а 1,8% – людьми духовного звания, лицами прочих сословий и иностранцами. Соответственно, город делился на три части: дворянскую, торговую и мещанскую. В дворянской были керосиновые фонари и дощатые тротуары, а в мещанской держали по дворам всякую скотину, и живность эта, вопреки запретам, разгуливала по улицам.
Здесь у Ульяновых 10 (22) апреля 1870 года родился сын Владимир. 16 апреля священник Василий Умов и дьячок Владимир Знаменский крестили новорожденного. Крестным стал управляющий удельной конторой в Симбирске действительный статский советник Арсений Федорович Белокрысенко, а крестной – мать сослуживца Ильи Николаевича, коллежская асессорша Наталия Ивановна Ауновская.

Илья Николаевич Ульянов (сидит третий справа) среди преподавателей Симбирской мужской классической гимназии. 1874 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Семья продолжала расти. 4 ноября 1871 года родился четвертый ребенок – дочь Ольга. Сын Николай умер, не прожив и месяца, а 4 августа 1874 года на свет появился сын Дмитрий, 6 февраля 1878-го – дочь Мария. Шестеро детей.
11 июля 1874 года Илья Николаевич получил должность директора народных училищ Симбирской губернии. А в декабре 1877 года ему был присвоен чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство.

Повышение жалованья позволило реализовать давнюю мечту. Сменив с 1870 года шесть наемных квартир и скопив необходимые средства, Ульяновы 2 августа 1878 года за 4 тыс. серебром купили наконец собственный дом на Московской улице – у вдовы титулярного советника Екатерины Петровны Молчановой. Был он деревянным, в один этаж с фасада и с антресолями под крышей со стороны двора. А позади двора, заросшего травой и ромашкой, раскинулся прекрасный сад с серебристыми тополями, толстыми вязами, желтой акацией и сиренью вдоль забора…
Илья Николаевич умер в Симбирске в январе 1886 года, Мария Александровна – в Петрограде в июле 1916-го, пережив мужа на 30 лет.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ «ЛЕНИН»?

Вопрос о том, как и откуда весной 1901 года у Владимира Ульянова появился псевдоним Николай Ленин, всегда вызывал интерес исследователей, существовало множество версий. Среди них и топонимические: фигурируют как река Лена (аналогия: Плеханов – Волгин), так и деревушка Ленин под Берлином. Во времена становления «лениноедства» как профессии искали «амурные» источники. Так родилось утверждение, что во всем якобы повинна казанская красавица Елена Ленина, в другом варианте – хористка Мариинского театра Елена Зарецкая и т. д. Но ни одна из указанных версий не выдерживала мало-мальски серьезной проверки.

Впрочем, еще в 1950–1960-е в Центральный партийный архив поступали письма родственников некоего Николая Егоровича Ленина, в которых излагалась достаточно убедительная житейская история. Заместитель заведующего архивом Ростислав Александрович Лавров пересылал эти письма в ЦК КПСС, и, естественно, они не стали достоянием широкого круга исследователей.

Между тем, род Лениных ведет начало от казака Посника, которому в XVII веке за заслуги, связанные с завоеванием Сибири и созданием зимовий на реке Лене, пожаловали дворянство, фамилию Ленин и поместье в Вологодской губернии. Многочисленные потомки его не раз отличались и на военной, и на чиновной службе. Один из них – Николай Егорович Ленин – приболел и вышел в отставку, дослужившись до чина статского советника, в 80-х годах XIX столетия и поселился в Ярославской губернии.

Володя Ульянов с сестрой Ольгой. Симбирск. 1874 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Дочь же его Ольга Николаевна, окончив в 1883 году историко-филологический факультет Бестужевских курсов, пошла работать в Смоленскую вечернюю рабочую школу в Петербурге, где и встретилась с Надеждой Крупской. И когда возникло опасение, что власти могут отказать Владимиру Ульянову в выдаче заграничного паспорта, и друзья стали подыскивать контрабандные варианты перехода границы, Крупская обратилась к Лениной за помощью. Ольга Николаевна тогда передала эту просьбу брату – видному чиновнику Министерства земледелия агроному Сергею Николаевичу Ленину. Кроме того, аналогичная просьба к нему поступила, видимо, и от его друга – статистика Александра Дмитриевича Цюрупы, в 1900 году познакомившегося с будущим вождем пролетариата.

Знал Владимира Ильича и сам Сергей Николаевич – по встречам в Вольном экономическом обществе в 1895 году, а также по его трудам. В свою очередь, и Ульянов знал Ленина: так, он трижды ссылается на его статьи в монографии «Развитие капитализма в России». Посоветовавшись, брат и сестра решили передать Ульянову паспорт отца – Николая Егоровича, который к тому времени был уже совсем плох (он умер 6 апреля 1902 года).

Согласно семейному преданию, в 1900 году Сергей Николаевич по служебным делам отправился в Псков. Там по поручению Министерства земледелия он принимал прибывавшие в Россию из Германии сакковские плуги и другие сельскохозяйственные машины. В одной из псковских гостиниц Ленин и передал паспорт своего отца с переделанной датой рождения Владимиру Ильичу, проживавшему тогда в Пскове. Вероятно, именно так и объясняется происхождение главного псевдонима Ульянова – Н. Ленин.

Штейн М.Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. СПб., 1997
Логинов В.Т. Владимир Ленин: как стать вождем. М., 2011

Русская революция

Родился русский педагог, просветитель, действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов

14 (26) июля 1831 г. в Астрахани в семье портного родился Илья Николаевич Ульянов, русский педагог, просветитель, директор народных училищ, действительный статский советник; отец Владимира Ленина .

Ульянов блестяще окончил Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, по окончании которого благодаря ходатайству известного русского математика Н. И. Лобачевского получил назначение в Пензу старшим преподавателем физики и математики. Молодому преподавателю также было поручено заведование пензенской метеорологической станцией.

Годы работы Ульянова в Пензенском дворянском институте прошли в напряжённом труде, став важной вехой в его биографии. Здесь на основе метеорологических опытов им были написаны две научные работы: «О пользе метеорологических наблюдений и некоторые выводы из них для Пензы» (1857) и «О грозе и громоотводах» (1861). В 1863 г. Ульянов вместе с супругой Марией Александровной переехал в Нижний Новгород, где продолжил работу учителем. Здесь он проявил себя как видный методист начальной и средней школы. Илья Николаевич составил программы по предметам математического цикла, естественной истории, физической географии, которые строились с ориентацией на возрастные особенности учащихся и отражали последние достижения психологии и педагогики. В 1869 г. Ульянов был назначен инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.

Ульянов был широко образованным человеком, имел большие организационно-педагогические способности, много работал над разработкой теории и практики начального образования. Его педагогические воззрения формировались под влиянием идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Директор народных училищ губернии разделял взгляды передовых педагогов К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя. Он являлся сторонником равного образования для всех слоёв общества, всех национальностей и полов.

Особое внимание педагог уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар - проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья. В 1871 г. Ульянов открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию. Им были созданы первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар.

Большой заслугой Ульянова являлась его забота об улучшении материального положения и быта учителей. Его стараниями была учреждена учительская вспомогательная касса, обеспечивавшая денежную помощь педагогам во время болезни и выплачивавшая пенсионные пособия по старости.

Школа, по взглядам Ульянова, должна выполнять три основные задачи: формировать правильные взгляды на окружающий мир путём обучения элементарным основам научных знаний; способствовать приобретению учащимися практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать и совершенствовать у них природные способности, приучая к правильному мышлению, точному выражению мыслей, умению управлять своими желаниями и формировать стремление пополнять свои знания.

По мнению Ульянова, качество обучения прямо обусловлено качеством уроков; а качество уроков зависит, прежде всего, от личности учителя. Он придавал большое значение воспитательному влиянию учителя, его умению поддерживать внимание на уроках, организовывать работу с учебниками, картой, наглядными пособиями. Много внимания Ульянов уделял и вопросам школьной дисциплины. Он также проводил идею трудового обучения и воспитания; был инициатором и руководителем учительских съездов, организатором различных мероприятий в области педагогического образования; выступал за применение психологических методов в педагогике.

«За отлично-усердную службу» Ульянов был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, а также получил потомственное дворянство.

24 (12) января 1886 г. Илья Николаевич Ульянов умер от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен в Симбирске (ныне - Ульяновск) на кладбище Покровского монастыря.

Лит.: Алпатов Н. И. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова. М., 1956; Анисенкова А. К., Балика Д. А. И. Н. Ульянов в Нижнем Новгороде. По документам Гос. архива Горьковской области. Горький, 1969; Жданов Б. Н. Педагогическая деятельность И. Н. Ульянова и воспитание детей в его семье: автореф. … к. пед. н. М., 1956; И. Н. Ульянов в воспоминаниях современников. М., 1989; И. Н. Ульянов в Пензе: Сб. документов и материалов. Саратов, 1981; И. Н. Ульянов и просвещение народов Поволжья и Приуралья. Казань, 1985; Карамышев А. Л. Педагогическая и культурно-просветительская деятельность И. Н. Ульянова и педагогов-ульяновцев в дореволюционной России: автореф. … д. пед. н. Л., 1981; Кондаков А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов. М., 1964; Кузнецов П. П., Лашко В. Т. И. Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск, 1981; Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. Чебоксары, 1958; Назарьев В. Н. Из уездных воспоминаний члена Сибирского уездного училищного совета. [Об Илье Николаевиче Ульянове]. Симбирск, 1894; Пермяков К. М. Мировоззрение И. Н. Ульянова. Ульяновск, 1995; Савин О., Трофимов Ж. И. Н. Ульянов в Пензе. Саратов, 1983; Сергеев Т. С. Детище педагога-демократа И. Н. Ульянова (К 100-летию Порецкой учительской семинарии). Чебоксары, 1972; Сергеев Т. С. Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья. Чебоксары, 1972; Трофимов Ж. А., Миндубаев Ж. Б. Илья Николаевич Ульянов. М., 1981; Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина - И. Н. Ульянов. 1831-1886. М.; Л., 1931; Юбилейный сборник памяти И. Н. Ульянова (1855-1925). Пенза, 1925.

Соч.: Избранное. Саратов, 1983; Начальное народное образование в Симбирской губернии с 1869 по 1879 г. // Журнал министерства народного просвещения. 1880 (май); Отчёт о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии. Симбирск, 1873.

Материалы предоставлены Пензенской областной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: