Сергей Александрович Есенин. «Береза. Отзыв о стихотворении С.Есенина

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Береза"

Сергей Есенин большую часть своего творчества посвятил описанию русской природы. Особенно много стихотворений Есенина посвящаются исконно русскому представителю природы - березе. Одно из стихотворений полностью посвящено этому прекраснейшему, по мнению автора, дереву, которое и получило простое, но звучное название «Береза».

В этот раз дерево предстает перед нами в зимнем своем наряде, украшая собой зимний пейзаж, который можно видеть из окна. Не зря поэт вставил строку о том, что береза находится «под моим окном». На это у него было несколько причин. Во-первых, этим Есенин хотел показать, насколько близок этот символ Руси каждому из нас, близок народу, традициям и понятию Родины. Во-вторых, именно этим деревом автор так всегда любовался, находясь в родной деревне. Он любил наблюдать, как это дерево меняет свой наряд в каждый сезон, и не лишается своей притягательности, красоты, изящества.

Есенин олицетворяет в зимней березе русскую красавицу, истинная красота которой открывается в суровых северных условиях. Иней на ветвях «словно серебром» покрывает их. Солнышко играет в ветвях, тем самым, будто, зажигая огоньки. Даже заря, «лениво» ходит вокруг этого прекрасного создания, очаровываясь его красотой, «обсыпает новым серебром». А что может быть прекраснее серебра?

Все стихотворение пронизано грустью и нежностью. Есенин награждает березу множеством самых разнообразных и изысканных эпитетов и метафор. Автор считает, что красота, стать и величие этого дерева настолько велико, что заслуживает самых больших похвал. Кроме того, в стихотворении автор хотел передать не только тоску по родному краю, но и возможность больше не увидеть его. Все эти чувства вместе с любованием и помогли создать Есенину этот уникальный, казалось бы простой, но великий шедевр.

Есенину было 18 лет от роду, когда он покинул свое село, для того чтобы попытать удачу в большом городе. Словно волшебник, он оживляет в воображении читателя красоту привычных вещей. Фольклор и выразительность - вот что привлекательно в стихотворении «Береза». Оно, как русская народная песня, наполняет душу теплом и светом. Стихотворение «Береза» Сергей Александрович написал в 1913 году, еще перед трагическими событиями в Российской империи, которые кардинальным образом повлияли на политику государства. Наряду со многими другими стихотворениями о природе, оно относится к раннему творчеству поэта. В юности его внимание больше всего занимала тема крестьянского пейзажа.

Краткий композиционный Есенина:

«Береза» - один из тех стихов, в котором ясно можно увидеть, что его композиция основана на описании природы. Он состоит из четырех четверостиший. Первое включает в себя основной смысл поэтического произведения: в нем писатель открывает читателю источник своего вдохновения. Главный композиционный прием - олицетворение. К тому же анализ стихотворения Есенина указывает на отсутствие развития сюжета, кульминации и развязки. Это произведение уверенно можно отнести к пейзажному жанру.

Краткий ритмический анализ стихотворения Есенина дает общее представление о его форме. Игривость и легкость обеспечивает структура, в которой заложены три формы силлабо-тонического стихосложения: односложного хорея, пятистопного ямбического метра и двусложного дактиля. Женская и мужская рифма постоянно чередуется между собой, причем первая строка заканчивается женской рифмой, а последняя - мужской. На протяжении всего стиха Есенин использовал одну и ту же рифмовку, которую называют "холостая": в ней рифмуется только вторая и последняя строчки четверостишия (АВСВ). Краткий фонетический анализ стихотворения Есенина: в большом количестве присутствуют протяжные гласные, в частности о и е , и сонорные согласные н и р . За счет этого интонация при чтении вслух получается ласковой и нежной. Стиль Есенина полон чувственных переживаний, мгновенно наполняющих воображение читателя красноречивыми образами.

Смысловой анализ стихотворения:

Есенина хоть и привлекала городская жизнь, но в душе он остался верен красотам российской глубинки и, тоскуя по пейзажам малой Родины, писал много лирических стихов на эту тематику. Вот и у этого короткого, но от того не менее прекрасного, произведения темой является природа. Главную роль в создании поэтического образа играет отношение к березе лирического героя, с которым ассоциировал себя сам Есенин. Анализ стихотворения и впечатления, которые оно вызывает, открывают читателю юность, легкость и романтичность автора. На первый взгляд, название стихотворения «Береза» простое и незамысловатое, но оно олицетворяет собой глубокую привязанность поэта. Воспевать нашу родную березку - целая традиция Она для Есенина - это не только дерево: это символ России. Кроме того, в своих стихах автор не единожды сравнивал образ любимой женщины с этим поистине русским деревом. Сама любовь к России являлась уникальным талантом Есенина, ведь это чувство - это то единственное, что может одарить поэта бессмертной славой.

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Александровичем в 1913г., т.е. до начала трагических событий, изменивших историю Российской империи (Первая мировая война, революция 1917г., гражданская война и пр.). 18-летний Есенин, только-только радикально изменивший образ жизни с деревенского на городской, остается верен прежним идеалам крестьянской жизни, воспевая в стихах красоты своей малой Родины.

Стиль – художественный.

Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образов.

Основная функция - эстетическая.

Адресат речи – широкий слой общества – интеллигенция, рабочие, студенты и т.д.

Тема текста – С.Есенин способен видеть в самом простом и обычном - красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Стихотворение "Береза" относится к раннему периоду творчества С.А.Есенина, где русская природа и деревенский быт определяли тематику его стихов. Прелесть этого естественного мира сливается у поэта с горячей любовью к Родине, к России. Природа, деревня и родина объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Тип речи – описание

Вид речи – монолог

Форма речи – письменная

Сфера общения – художественная

Жанр стихотворения - пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения.

Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза - для поэта, как и для большинства русских людей, - символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта ("…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…", "…как жену чужую, обнимал березку.").

Для передачи эмоционального настроения автор использует изобразительно-выразительные средства и фигуры речи.

Структура стихотворения, очевидно, кольцевая, т.к. первая и последняя строфы коррелируют между собой ("…принакрылась снегом, точно серебром", "…обсыпает ветки новым серебром".). Отсутствие в стихотворении завязки, развития сюжета, кульминации и развязки говорит о кольцевой структуре произведения.

Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.

Олицетворения: "…береза…принакрылась снегом…", "…горят снежинки…", "…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…" и т.д.
Эпитеты: "белая береза", "сонная тишина", "золотой огонь".

Сравнения: "…принакрылась снегом, точно серебром.", "…распустились кисти белой бахромой".

Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: "…и стоит береза", "…и горят снежинки".

Два выражения: «серебро» и «в золотом огне» привлекают особое внимание, потому что они создают настроение торжественности и красоты зимней березы.

Мы видим грациозность и недоступность этой холодной красоты, но вот слова «под моим окном» делают березу роднее, ближе. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фате («кисти белой бахромой»). «Горят снежинки в золотом огне» - это сияющий венец невесты.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
Необходимо обратить внимание на фонетические особенности стихотворения: изобилие протяжных гласных звуков, особенно (е) и (о) (белая, береза, снегом, серебро, сонной, в золотом огне, обходя кругом и т.д.) и сонорных согласных (р), (н).

1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды). Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

2. Олицетворение (как невеста).

3. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

4. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

5. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

6. “Берёза” на индоевропейских языках - блистательная, гордая, царственная.

7. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

8. Принакрылась снегом - слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

9. Но есть заря - божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

10. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.

Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение - пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру.

Столь лёгкая, простая и одновременно безграничная краса русской природы обитает в волнительных образах пейзажной лирики Есенина. О родном, о чём-то близком сердцу, об отчем доме ведает нам небольшое, но глубокое стихотворение «Берёза».

Сергей Есенин рано покинул село Константиново – место, где он родился и вырос. Он уехал в Москву. Как раз в столице в 1913 году появилось это произведение, навеянное густой, томительной тоской по дорогому душе краю.

На тот момент совсем молодой златовласый Есенин, погрузившись в бурный поток московской жизни, тяготел душой к милому дому, старенькому и прохудившемуся. Образ берёзы – собирательный, в нем милый сердцу уют, простор крестьянских селений и отрада детских лет.

Жанр, направление и размер

«Берёза» — прекрасный пример пейзажной лирики. Здесь гармонично переплетены темы родины и природы, единения человека с ней.

Написано стихотворение трёхстопным хореем и состоит из четырёх строф. За счёт неполной перекрёстной рифмовки произведение звучит плавно и мелодично.

Композиция

Стихотворение интересно по своей композиционной структуре: с одной стороны, образы выстроены линейно, наше внимание переключается сначала на одни детали, потом на другие. Однако можно также заметить, что в начальном четверостишии говорится о том, что берёза окутана снегом, «точно серебром», и в заключительной строчке есть такая отсылка: «А заря, лениво, обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».

Таким образом, перед нами кольцевая композиция. Тем самым, в сознании рождается многогранный пейзаж, но мысль остаётся в одной ситуативной точке.

Образы и символы

  1. Берёза, как ни одно другое дерево, олицетворяет Россию. В ней и пленяющая простота, и русская безграничная душа, и отрадный покой. Именно с этим деревом поэт связывает своё родное село, то место, где начинается необъятный простой великой страны.
  2. Картина в стихотворении – глубокая зима . Лирический герой будто смотрит в окошко и описывает увиденное: первое, на что он обращает своё внимание, это «берёза». Что в ней таится? Это бесценная любовь матери, это радость и горе крестьянского народа, это родная земля с вольными просторами. Занимает и то, что стереотипный образ беспощадной и злой зимы здесь приобретает совершенно другой вид: она не сгубила деревце, а наоборот укутала его в серебристый наряд.
  3. Автор также подчеркивает, что берёза именно «белая», а этот цвет символизирует чистоту и невинность , возрождение и юность . В этом лирическом произведении природа оживает, приобретает свои черты и характер. Берёзка словно прекрасная, юная девушка стоит в пушистой шубке и радует взгляд. Не только лирический герой засматривается на неё, но даже сама природа любуется своим творением и добавляет всё новые и новые штрихи в образ берёзы, это мы можем понять по последней строфе.

Темы и настроение

Для Есенина основная тема Родины всегда едина с не менее важной темой природы, и данное стихотворение — не исключение. Сельская обстановка, в которой рос поэт, обретала законченность, прежде всего, в своей уникальной, исключительно русской красоте окружающего мира.

Стихотворение очень уютное, оно переносит читателя в дорогие объятья родительского дома. Большую роль играют цвета, которые в стихотворении создают уникальный контраст: белая берёза, но на ней «в золотом огне» горят снежинки. Кроме того, мы слышим лёгкую мелодию сердечной тоски: деревце окружено «сонной тишиной», и лишь заря «лениво» обходит её кругом. Есенин, несомненно, скучал по своему селу, но вспоминал он о нём, как о светлом месте, именно такие эмоции и чувства передаёт это произведение.

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения. У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности. У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Берёза» небольшое по объёму, однако оно изобилует художественно-выразительными средствами языка. Безусловно, здесь присутствует олицетворение: берёза «принакрылась» и заря, «обходя кругом, обсыпает». Живые и яркие образы создаются за счёт эпитетов: «пушистых» ветках, «сонная» тишина, «золотой» огонь. Кроме того, поэт использует метафоры, например: «На пушистых ветках/ Снежною каймой/ Распустились кисти/ Белой бахромой». Для описания снега автор выбрал сравнение «точно серебром». Мелодичность строк достигается во многом благодаря ассонансу, тут делается акцент на гласные звуки «е», «о», «и».

Великолепное и животрепещущее стихотворение бередит сердца людей и по сей день, рождая в душе самые нежные, до боли знакомые переживания. Есенин в столь юном возрасте сумел вложить в свои строки глубокие и серьезные чувства, перенеся их в прекрасные образы русской природы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сергей Александрович Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет.

Сергей Есенин, 18 лет, 1913 год

В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России , достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименном стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения .

Сергей Есенин у березы. Фото - 1918 год

Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза - это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов - Родины, девушки, матери - которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя - свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: