Соотношение лирического и эпического начал в раннем творчестве Н.В. Гоголя на примере сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки". Анализ сказки ночь перед рождеством

Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни 18 века.

Краткое изложение

Действие повести разворачивается в большом малорусском селе Диканька. Среди обитателей деревни молодицы, казаки, молодые парни и девушки, духовные лица и естественно - ведьма, без которой не могло обойтись ни одно крестьянское общество.

Молодой парень Вакула влюбляется в первую красавицу села Оксану, которая не отвечает ему взаимностью, так как уверенна, что достойна лучшей партии. Более того, Вакулу недолюбливает и отец Оксаны, казак Чуб, и всячески препятствует общению дочери с ним.

В ночь перед Рождеством казак Чуб отправляется в гости к дьяку, который по случаю праздника устраивает прием для самых глубокоуважаемых жителей Диканьки. Воспользовавшись отсутствием Чуба, Вакула спешит к дому Оксаны, чтобы увить любимую девушку.

Тут и пришло время вмешаться в ход черту, который шатался по селу, толкая людей на совершение грехов перед праздником. Черт давно невзлюбил парня за то, что он нарисовал икону Страшного Суда, на которой изобразил его в неприглядном виде.

Представитель нечистой силы ворует месяц, с мыслью о том, что если на улице станет темно, Чуб останется дома, и Вакула не сможет пойти к Оксане. После похищения месяца, черт отправляется в гости к своей закадычной подруге ведьме Солохи, которая по совместительству является и матерью Вакулы.

Тут то и начинают происходить самые забавные события: к Солохе одним за другим приходят ее поклонники, которых предусмотрительная ведьма, по очереди прячет в мешки. В это время, самовлюбленная красавица Оксана, ставит Вакуле ультиматум: она выйдет за него замуж только в том случае, если он подарит ей черевички, в которых ходит императрица.

Обиженный молодой человек возвращается домой, где посреди комнаты видит множество больших мешков. Думая, что в мешках находятся сладости для колядующих, парень берет один из них и принимает решение навсегда уйти с села.

Внезапно в его голову приходит мысль посоветоваться со старым колдуном Пацюком и спросить у него совета каким образом достать черевички для Оксаны. В доме Пацюка Вакула видит мистическую картину: вареники летают вокруг колдуна и по очереди прыгают ему в рот.

Потрясенный парень не успел сказать ни слова, как Пацюк посоветовал ему обратиться к черту, который сидел у него за спиной (в мешок чертенка спрятала Солоха). С помощью черта, Вакула совершает путешествие в столицу и выпрашивает у царицы одну пару ее туфлей в подарок.

На следующие утро парень идет к Оксане с черевичками и предлагает выйти за него замуж, на что красавица ответила согласием. Девушка призналась, что давно любила Вакулу и очень жалеет о том, что его обижала.

Мистицизм и реальность в повести

Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.

Гоголь Николай Васильевич (гг.) Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.


В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере. Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).


В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба». Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра. В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.


В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.


В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ. 1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.


7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.


История Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по- разному хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы гг. Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт- Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара (цензурное разрешение 31 января 1832 г.).


Сюжет Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи. Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.


Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды. К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».


Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.


В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает. Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петембург, прямо к царице».


Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки. В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула.


Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».


Анализ произведения Этой повестью открывалась вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедшая в свет в 1832 году. Однако написана была «Ночь перед рождеством» в своей первоначальной редакции значительно раньше, скорее всего еще в 1830 году. По сравнению с черновой редакцией, сохранившейся в рукописной тетради Гоголя, изменениям подверглась преимущественно вторая часть повести описание приезда Вакулы в Петербург, и в особенности сцена жалобы запорожцев.


Кроме того, в повести сделаны были цензурные купюры, которые сейчас восстанавливаются по черновой рукописи. Так, несомненно по цензурным соображениям, не были помещены шутки Вакулы, крестящего черта, и слова запорожца, протестующего против притеснений: «Помилуй, мамо! зачем губишь верный народ? чем прогневили?». В «Ночи перед рождеством» Гоголем также широко использован фольклор. Образ черта, крадущего месяц, история чудесного полета его с Вакулой восходят к народным, фольклорным источникам. В «Книге всякой всячины» имеется такая запись Гоголя: «Существует поверье, что ведьмы снимают и прячут звезды».


Известно в фольклоре и изображение того, как черт через печную трубу влетает к ведьме на свидание. Образ черта в «Ночи перед рождеством» близок и к комической фигуре беса в «вертепной» драме. Действие повести относится ко второй половине XVIII века, что видно из описания поездки кузнеца Вакулы в Петербург, во дворец Екатерины II. Встреча запорожских депутатов с Екатериною, стремившейся привлечь запорожцев к борьбе против турок и татар, жалобы запорожцев на притеснения со стороны правительства отражают реальные исторические события. Царское правительство, охотно принимая помощь запорожцев, в то же время всячески стремилось ограничить «вольности» Сечи и подчинить ее полностью своему влиянию.


«Напасти», на которые жалуются запорожцы, ото постройка правительственных крепостей вокруг Сечи, проекты ликвидировать запорожское войско и тем самым «поворотить» запорожцев в «карабинеры», то есть в регулярные войска. Протестуя против притеснений запорожцев, депутаты указывали на их верность государственным интересам России, имея в виду участие запорожцев в освободительных войнах с турками и крымскими татарами. В числе лиц, окружающих Екатерину, Гоголь изображает Д. Фонвизина автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».






Кузнец Вакула веселый и ответственный, нежный и сильный, хозяйственный и легкий на подъем парубок. Он помогает матери вести хозяйство, пользуется заслуженным уважением в селе, однако полностью счастливым человеком его не назовешь, ведь любит Вакула гордую и своенравную красавицу Оксану. Ради нее кузнецу даже сам черт не враг. Ухватив нечистого за хвост и погоняя святыми словами, крестами и молитвами, Вакула мчится в Петербург, к царице, за подарком для своей капризной ненаглядной. Своей скромностью и простотой он до того очаровывает царицу, что она по просьбе кузнеца дарит ему свои любимые черевички. Так, благодаря решительности, находчивости, силе своей любви Вакула выполняет задание, которое вначале кажется совершенно невыполнимым капризом легкомысленной девушки. Настойчивость и упорство Вакулы, его многочисленные достоинства, его любовь и верность все-таки не оставили равнодушной красавицу Оксану. Она жалеет, что была так неласкова и сурова в отношениях с ним, и понимает, что тоже влюблена. Кузнец Вакула


Оксана Оксана - гордая и заносчивая, она сначала не хотела обращать внимания на то, как ласково разговаривает с ней Вакула и с какой любовью он на нее смотрит. Девушка поставила условие: если кузнец Вакула принесет ей черевички, которые носит царица, то она тот же час выйдет за него замуж. А Вакула, услышав такое, решил, что капризная красавица совсем его не любит, а только смеется над ним. «Ну, Бог спей! - решил он. - Будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться…» Но образ Оксаны, ее веселый смех не покидали кузнеца. Когда до Оксаны дошли вести, что кузнец утонул, она смутилась, она и верила и не верила, всю ночь не могла уснуть… «и к утру влюбилась по уши в кузнеца». Все-таки она была обыкновенной, чуткой, хорошо воспитанной украинской девушкой, которая видела себя в будущем женой любящего мужа и хорошей хозяйкой. Наутро в церкви « Оксана стояла как будто не своя… На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только сильное смущение, слезы дрожали на глаз ах…» Когда же кузнец вернулся и подошел к ней, «взял ее за руку: красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше ».


Солоха - расчетливая и хитрая женщина, ловко управляющаяся со своими многочисленными обожателями. Солоха «так умела причаровать к себе самых степенных Козаков, что к пен хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович, и Чуб, и Казак Касьян. И, к чести се сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник… Может быть, эти самые хитрости и сметливость ее были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма». Солоха


Казак Чуб Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего и в то же время упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьяка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного ИЗ «солидных» конкурентов в шеренге обожателей Солохи.


Чёрт Чёрт - в славянской мифологии злой дух. Это существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Он способен превращаться в чёрную кошку, собаку, свинью. Чаще - в человека, странника, кузнеца, младенца. Может принимать облик знакомого: соседа, мужа и т. п. Чёрт в народных поверьях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступления, самоубийство, пытаются заполучить душу человека. Чёрт показан Гоголем как хитрый проказник. "Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул, было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад …. побежал далее". Чёрту оставалась последняя ночь шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Он очень обрадовался, что может отмстить кузнецу. "Теперь то попался кузнец!" - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе голубчик все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей! … в моих руках". Но Ничего не получилось у этого проказника. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен".


Пацюк Пацюк - это эпизодический персонаж. Прошлое его туманно: был когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Он поражает своей внешностью: небольшого роста, весьма увесистый, в широчайших шароварах, Пацюк, когда двигается по улице, похож не на человека, а на винокуренную кадь. Возможно, кому-то, хорошо знакомых с русскими былинами, вспомнится образ Идолища Поганого: противник Ильи Муромца в долину две сажени печатных, а в ширину сажень была печатная, а головище что ведь люто лохалище, а глазища что пивные чашища, а нос-от на роже он с локоть был. В обоих случаях и в литературном произведении, и в былине при описании внешности героев используется приём гиперболы. Однако, сравнив два описания, можно сделать вывод, что если Идолище Поганое рисуется неизвестным былинным сказителем самыми чёрными красками и производит отталкивающее впечатление, то гоголевский Пацюк такого действия на читателя не оказывает. В описании внешности последнего чувствуется скорее снисходительная усмешка писателя, особенно когда автор говорит, что в последнее время запорожец редко где появлялся, потому что пролезать в двери делалось для него с каждым годом всё труднее. Более того, Гоголь отмечает, что жители Диканьки часто обращались к Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село все… узнали, что он знахарь.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к цик-лу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необыч-ны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос-новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки — куз-неца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий — беса. Завязкой повести можно считать разговор Окса-ны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него за-муж, если он принесет ей черевички — такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и об-ратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказоч-ный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтич-ность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повес-ти, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое ис-пользование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведь-мы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными ле-гендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубин-ки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской приро-ды, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реаль-ное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почита-емые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реаль-ный мир настолько органично вливается мир сказочный, что ка-жется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливают-ся в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пля-шущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внут-ренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра-щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Гля-нули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Герои повести — самые обыкновенные люди, которых вы, казалось бы, можете встретить, лишь только завернете за угол. Это свойство В. Г. Белинский считал «первым признаком истинно художественного произведения». Со всеми героями «Ночи перед Рождеством» вы как будто давно знакомы. Но эти люди с такой теплотой и любовью описаны автором, что невольно залюбуешься ими. Однако это вовсе не значит, что перед нами проходит гале-рея идеальных людей. Нет. Гоголь наделяет своих героев качества-ми обыкновенными. Вот красавица Оксана. Ну чем не идеал? А между тем она спесива, своенравна, капризна, самолюбива. Ува-жаемый всеми голова, почитаемый Чуб — похаживают к Солохе.

Да и сам Вакула часто несдержан. Так, например, он готов «отло-мать с досады бока первому попавшемуся человеку» после разго-вора с капризной Оксаной.

Все дело в том поэтичном слоге, которым повествуется о жи-телях Диканьки.

Язык произведений Гоголя требует особого внимания. Именно с помощью колоритного, насыщенного лиризмом языка писатель рисует в своих произведениях картины украинской жизни. А сколь-ко восторга, сколько упоения в его рассказе, сколько любви и нежности! Материал с сайта

Отличительной особенностью повести является присутствие живительного и бодрого смеха. И действительно, как много ко-мичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по-чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмо-ром пропитано, казалось бы, все повествование: описание чуда-честв ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился. Здесь смех Гоголя еще далек от той неизменной формулы, которой при-выкли называть его художественный метод — «смех сквозь сле-зы». Это придет к нему позднее. А пока мы смеемся до слез над простодушными героями его «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

В повести «Ночь перед Рождеством» есть одна особенность, которая отличает ее от других повестей цикла. Здесь присутству-ет вполне определенный исторический фон. В тексте встречают-ся реальные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II, Фонвизин, он угадывается, но не называется прямо. Все это по-зволяет говорить о примерных временных рамках произведения. Это вторая половина XVIII века.

План

  1. Экспозиция. Появление черта и ведьмы. Черт крадет месяц.
  2. Разговор кузнеца Вакулы с красавицей Оксаной. Оксана про-сит черевички, какие сама царица носит. За это обещает выйти замуж за Вакулу.
  3. Вакула идет за советом к Пацюку, запорожцу.
  4. Вакула подчиняет себе черта и летит в Петербург.
  5. Вакула у императрицы.
  6. Возвращение кузнеца и счастливое объяснение с Оксаной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • подробный план к повести гоголя ночь перед рождеством
  • краткий план сочинения ночь перед рождеством
  • "ночь перед рождеством" анализ
  • главная идея ночь перед рождеством
  • гоголь описание оксаны

«Ночь перед Рождеством»

По своему общему светлому настроению рядом с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» стоит «Ночь перед Рождеством». Основной фон, на котором развертывается действие повести, -- народный праздник с его красочными обрядами, его задорным весельем. «Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 215..

«Ночь перед Рождеством» открывается картиной, в которой фантастика и быт преднамеренно слиты воедино. Описание полета ведьмы на метле сопровождается «деловыми» рассуждениями о сорочинском заседателе, который, наверно, приметил бы ее, «потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 202.. Рассказ о «похождениях» ведьмы и черта включает в себя раскрытие обыденных, повседневных мотивов их действий.

Вторая картина, посвященная Чубу, переключает повествование в реально-бытовой план; основное здесь -- изображение прозаического героя.

«Но какая же была причина решиться черту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью, где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и еще кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 203..

«В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался помешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 203..

Кузнец дается в этом описании как некий эпический герой: подчеркиваются черты, которые выделяют его среди остальных. В описании самой картины дается сцена Страшного суда, связанная с эпическим началом.

Но уже совсем иной характер имеет следующая сцена, рисующая встречу Оксаны и Вакулы. Сцена эта овеяна лиризмом, соединенным с доброй улыбкой.

«Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову тарантайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 204.

Следующая картина, рассказывающая о Солохе, в известной мере, так же как и начальная сцена повести, представляет собой сплав фантастики и обыденности.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик, или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, - как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это - заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза4 голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! черт-баба!» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 207.

Это эпическое описание, которое переводит повествование в бытовой план после лирической встречи Вакулы и Оксаны.

А затем вновь переплетаются картины комедийно-бытовые с лирическими. Сначала дана сцена с Чубом, который ищет свою хату:

«Черт между тем, когда еще влетел в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешехода. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 208..

Это снова дается лирический план повествование с описанием сильной метели. Этот лирический план продолжается далее в описании народного гуляния:

«Все осветилось. Метели как небывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.

Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивается сзади» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 215..

Это опять идет лирическое описание зимней ночи с использованием эпитетов «хрустальные звезды», «смеющаяся ночь». Затем развернута картина, в которой вновь выступают Оксана и Вакула, которая также дается в лирическом ключе.

Непосредственно за этим следует комедийная сцена «приема» Солохой своих обожателей, завершающаяся появлением Вакулы, который уносит мешки со спрятанными в них обожателями. Эта сцена переводит повествование в бытовой план.

Сразу же за ней следует широкое лирическим описание гуляния парубков и девиц:

«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кiльце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. и ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще более казался свет месяца от блеска снега» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 220..

Это лирическое описание народного праздника, включающее в себя народно-поэтические элементы. В этой новой картине Оксана еще раз бросает «вызов» Вакуле.

««Так, это она! стоит, как царица, и блестит черными очами! Ей рассказывает что-то видный парубок; верно, забавное, потому что она смеется. Но она всегда смеется». Как будто невольно, сам не понимая как, протерся кузнец сквозь толпу и стал около нее» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 221..

В дальнейшем развитии повествования действие из лирического плана вновь переключается в сферу бытовой фантастики - сцены с Пацюком и с чертом.

«Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на большой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 223..

Это эпическая картина с использованием традиционных для эпоса гипербол. В этом описании указывается на невероятные размеры Пацюка, вспоминается историческая местность Запорожье.

Завершаются эти сцены диалогом: «„Куда?" -- произнес печальный черт. „В Петембург, прямо к царице!" -- и кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух». Но прежде чем описать путешествие Вакулы, писатель возвращается к Оксане:

«Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. Уже внутри ее что-то говорило, что она слишком жестоко поступила с ним. Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное?» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 226..

Повествование опять переходит в лирическое. А затем идут сцены, изображающие комическое положение обожателей Солохи, что снова переводит повествование в бытовой план. В эпическом ключе дается описание хаты кума:

«Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы. Плетня видны были одни остатки, потому что всякий выходивший из дому никогда не брал палки для собак, в надежде, что будет проходить мимо кумова огорода и выдернет любую из его плетня. Печь не топилась дня по три» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 225..

«Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма… много еще дряни встречали они» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 227..

Сразу же после этого лирического описания картины полета следует эпическое описание Петербурга:

«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 235..

Петербург в этом описании выступает как огромный эпический город. Картины, которые видит Вакула, даются в эпическом масштабе. Петербург представлен в образе некоего Мирового Города.

После этого следует эпическое описание посещение царского дворца Вакулой вместе с запорожцами. В этом описании присутствуют и конкретные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II. Вспоминаются реальные исторические события из жизни Запорожской Сечи: уничтожение Запорожской Сечи, война с турками, переход через Перекоп.

Петербургские картины кончаются словами: «„Выноси меня отсюда скорее!" -- и вдруг очутился за шлагбаумом», а следующие за ними сцены в Диканьке начинаются словами: «„Утонул! ей-богу, утонул! вот: чтобы я не сошла с этого места, если не утонул!" -- лепетала толстая ткачиха...» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 238 - 339...

«Оксана смутилась, когда до нее дошли такие вести. Она мало верила глазам Переперчихи и толкам баб; она знала, что кузнец довольно набожен, чтобы решиться погубить свою душу. Но что, если он в самом деле ушел с намерением никогда не возвращаться в село? А вряд ли в другом месте где найдется такой молодец, как кузнец! Он же так любит ее! Он долее всех выносил ее капризы! Красавица всю ночь под своим одеялом поворачивалась с правого бока на левый, с левого на правый - и не могла заснуть. То, разметавшись в обворожительной наготе, которую ночной мрак скрывал даже от нее самой, она почти вслух бранила себя; то, приутихнув, решалась ни о чем не думать - и все думала. И вся горела; и к утру влюбилась по уши в кузнеца» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 240..

Это лирическое описание, подчеркивающее необычную красоту Оксаны, сразу же переходит в эпическую картину в церкви:

«Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впереди их. Дивчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. Но впереди всех были дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частию в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 241..

Это эпическое описание всеобщего праздника.

Описание счастливого сватовства Вакулы завершает основную линию развития действия. Завершается это описание лирической струей, описывающей необычайную красоту Оксаны:

«Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 243..

Однако писатель дает еще эпилог повести, который интересен тем, что здесь находит свое завершение линия фантастики, с которой начинается произведение:

«Но еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами. Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» - и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 244..

Так находят свое завершение лирическое и эпическое начала в этой повести.

Ход урока.

I. Орг.момент.

Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы отправились в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены цитаты из Интернета. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Цитаты из Интернета на слайде:

Тот, кто не верит в волшебство, никогда его не найдёт.

Волшебство всегда можно найти в самых удивительных местах.

Некоторые люди говорят, что не осталось в мире красоты и волшебства. Тогда как вы объясните то, что весь мир в одну ночь празднует Новый год.

Волшебство, оно доброе или злое? Всё равно, какое. Было бы такое, что может остановить слёзы.

Волшебство приходит из книг.

(Учащиеся после знакомства с цитатами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о волшебстве.)

Учитель: Я вас приглашаю провести один из волшебных вечеров на хуторе близ Диканьки. Какие ассоциации у вас возникают в связи с волшебным вечером близ Диканьки? (высказывания учащихся)

- Диканька – это вымышленное или конкретное географическое место?

/- В то время, о котором рассказывает Гоголь, Диканька была небольшой деревенькой с побелёнными хатами, мазанками, крытыми соломой, во дворе у каждого колодец с журавлём, сады. Много всякой живности, вокруг усадьбы - плетёный забор.

Сейчас Диканька - посёлок городского типа (с 1957 года) на Украине в 29 км от железнодорожной станции Полтава./

- В какое время суток обычно случается волшебство?

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «волшебства» и «фантастики».СЛАЙД

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

Волшебство – колдовство, ворожба. Волшебный – действующий волшебством, обладающий чудодейственной силой.

Фантастика – то, что основано на творческом воображении, художественном вымысле./ Фантастика народных сказок.

Учитель: Ребята, совпали ваши представления о волшебстве с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о волшебном и фантастическом в ходе анализа повести? (учащиеся должны ответить утвердительно)

III. Целеполагание.

Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Волшебное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь) СЛАЙД

А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

Проследить, как выделено волшебное и фантастическое на страницах повести;

Какие сказочные элементы прослеживаются в произведении Н.В. Гоголя;

Какие черты объединяют с волшебной сказкой?

IV. Актуализация темы.

«Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечерах, куда собирались парубки и девушки. Какая сила! Какое одухотворение! Какая радость чтения!» Такую оценку сборнику повестей дал величайший поэт России А.С.Пушкин . ВИДЕО

Гоголь боготворил Пушкина, и мнение поэта было очень важным для начинающего писателя. Что же поразило Пушкина в сборнике Н.В.Гоголя?

Словарная работа. Викторина .

В своем произведении “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголь использует “…слова, которые в книжке этой не всякому понятны”. Дома вы должны были поработать с текстом повести и постараться определить значения некоторых слов. Проведем небольшую викторину. Примеры из текста, по которым вы должны определить значения слов. ГРУППОВАЯ РАБОТА (выдать отр. из викторины)

1. “Он знал, что богатый казак Чуб приглашен дьячком на кутью”

/Кутья – каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества./

2. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки” /Паляница – небольшой хлеб несколько плоский./

3. “У тебя новые черевички” /Черевички – башмаки /

4. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки” /Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани /

5. « Это я, человек добрый! Пришёл вам на забаву поколядовать немного под окнами.» колядовать - петь под окнами в канун Рождества;
6. « В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него …ладунка, в которую он спрятал украденный месяц … растворилась…» ладунка (ладанка) - Сумочка или мешочек с ладаном или к.-л. иным амулетом, талисманом, святыней, снадобьем, записочкой, содержащей заговор.

Эти слова связаны с жизнью украинского народа, который простодушно верил в существование темных и светлых сил, и надеялся, что добро всегда побеждает зло. Гоголь в своем произведении сразу же погружает нас в атмосферу украинского хутора, чтобы мы ясно представили себе беленые хаты-мазанки, чтобы очаровались песенным укладом украинской речи, познакомились с обычаями украинцев.

V . Беседа по вопросам.

Когда, в какое время происходит действие?

– Что это за праздник – Рождество? /Христианский праздник, День рождения

Иисуса Христа. СЛАЙД

А как вы думаете, почему самые интересные события в повести происходят ночью?

(Все чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило).

Ребята, эта ночь не совсем обычная, она особенная. Хотите узнать, почему она особенная? Тогда давайте послушаем сообщение об этом (выступает ученик с заранее подготовленным индивидуальным заданием на тему

« Сочельник. Колядование. Народные традиции»).

ВИДЕО Рожд.колядки

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, КОЛЯДА- СЛАЙД.

У нас сегодня мудрецы-фольклористы, попросим их выйти и прочитать колядки в тетради,стр.29.

VI . Анализ повести.

- Наступает время и нам с вами окунуться в волшебную ночь . Учебник, стр.139.

1. Выразительное чтение описания ночи. Описание ночи перед Рождеством.

Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить

добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

2. Беседа по вопросам.

- Какие фантастические черты несет пейзаж?

(Пейзаж одушевлен: « Глянули звезды», «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…», «месяц заглядывал в окна», ведьма собирает звёзды в рукав, «черт спрятал в свой карман месяц»)

Олицетворение - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия.

- Давайте подробнее рассмотрим те события, в которых участвуют фантастические герои.

ВИДЕО отр. из фильма.

- Что мы просмотрели? (фрагмент)

- Как называется самостоятельный и законченный отрывок в художественном произведении? (Эпизод)

Давайте проанализируем самые яркие эпизоды с участием фантастических героев. Перед вами план анализа эпизода .

План анализа эпизода.

Что необычно, неожиданно в этом отрывке?

Кто участвует в событии?

Как реагируют обыкновенные герои на волшебство?

Какие герои в повести являются фантастическими?

(Солоха, черт и Пацюк)

Творческие группы для работы с эпизодами.

Группа 1-2. Черт ворует месяц.Стр.140-141.

/…можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее. /

После анализа:

Каким нам рисуют черта в сказках? В сказках – это существо с рогами и хвостом.

Как его изображает Гоголь?

- Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»? (Нет, поскольку он во всём похож на человека: «…спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды»; он ухаживал за ведьмой совсем как человек: Чёрт предстаёт перед читателем как часть балаганного народного действа, один из персонажей украинской народно-праздничной и ярмарочной жизни).

- Почему чёрт поклялся отомстить кузнецу? (Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта – со смешной или уродливой стороны – значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт – ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.)

Слово учителя.

Такой взгляд на чёрта – чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный.

В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».

- Что ещё помогло герою одолеть чёрта? Имеет ли значение тот факт, что Вакула – человек верующий? (Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого.

За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо»).

- Почему Вакула оказался сильнее чёрта?

-Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта? (Солоха). Послушаем, что ребята расскажут об этой героине.

Группа 3-4 . Образ Солохи. Эпизод стр.149-151 . Анализ. (Солоха ничем, кажется, не отличается от обычной крестьянки, ведет себя как другие люди, она женщина «приятная во всех отношениях», но она ведьма летает на метле и собирает звёзды.)

После анализа:

Какой нам рисуют ведьму в сказках?

(Старой, немощной, неопрятной, злой.)

Какая Солоха?

- Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие? Какую сказочную героиню напоминает она? (Солоха похожа на сказочную Бабу Ягу. Она собирает в рукав звёзды, чтобы насолить православным христианам. Она владеет приворотными колдовскими чарами, не испытывает материнских чувств к сыну Вакуле, хочет поссорить его с Чубом, поскольку мечтает выйти за Чуба замуж и прибрать к рукам всё его имущество).

- Отличается ли внешне Солоха от таких же, как она, «сорокалетних кумушек»? (Ведьма хлопочет о выгодном муже, прибегая при этом вовсе не к колдовству, а «к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек». Ведьма не отличается от обычных женщин, что даже ходит в церковь. К ней испытывают симпатию многие. Героиня умна, обходительна, и любуясь на неё, принарядившуюся, казаки думают: «Эх, добрая баба! Чёрт-баба!» Делая Солохе комплимент, казаки, сами того не зная, называют её суть).

- В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи? (Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение).

Учитель: - Так удается Черту и Солохе добиться задуманного? Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно вы немного отдохнете.

Физкультминутка (учитель предлагает ученикам вопросы-утверждения по тексту повести, ученики отвечают, при этом если они согласны с утверждением, то хлопают в ладоши, если нет, то приседают).

Солоха вышла замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

Месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет).

Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);

(Да, ведь он знается с чертями и в его доме происходят чудеса.)

Группа 5-6. Пацюк ест вареники. Стр.160-162.

После анализа:

Образ Пузатого Пацюка.

- Что мы узнаём о прошлом Пацюка?

- Какова внешность Пацюка?

- Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк?

Сообщение подготовленного ученика об Идолище Поганом.

Поганое Идолище - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них Илья Муромец убил "шляпою земли греческой" Поганое Идолище, "отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную", и тем спас от него Киев (по другим - Царьград). Поганое Идолище, называемое также "нечестивым", "некрещеным", "проклятым татарином", "проклятым", "обжорой" и сравниваемое с Тугарином Змиевичем, говорит о себе:

Хлеба я кушаю по печи,

И мяса я ем по целому стягу,

И пива я пью по три яндовы (до 40 ведер).

По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши Поповича -

Голова у него с пивной котел,

А глазищи у проклятого с пивны чаши,

А носище быв колена стрела,

В плечах косая сажень,

А туловье будто куча сена несметная.

Лошадь его ведут 20 человек.

- Чем отличается герой Гоголя от Идолища? (Пацюк, в отличие от Идолища, делает добро жителям Диканьки: лечит их заговорами. Многие обращались в Пацюку за помощью, потому что уже через несколько дней после прибытия бывшего запорожца в село «все…узнали, что он знахарь»).

- Почему Вакула не решился принять помощь из рук Пацюка?

- Как изображена нечистая сила (ведьма, чёрт, колдун) в повести? (Герои «Ночи перед Рождеством» не столь страшны, сколь комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор и Солоху, и чёрта ставит именно в комические ситуации: ловко хватает за хвост Вакула растерявшегося чёрта, больше всего на свете боящегося «страшного креста»; Пацюк, поедающий в пост галушки и вареники со сметаной, выглядит скорее смешно, чем страшно).

- Итак, мы доказали, что в повести есть герои, напоминающие персонажей волшебных сказок.

VII . Литературоведческая работа (жанр, герой).

У вас на столе лежит ТАБЛИЦА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.

Заполните её, напишите, каких героев Н.В.Гоголя вы знаете по другим сказкам.

Таблица исследователя

Сходство с волшебной сказкой

Поганое Идолище

Серый волк-конь

Невеста сказочного героя

Вакула обладает физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице),

Фольклорный богатырь

– Скажите, ребята, фантастические события, представленные в этих эпизодах, противостоят реальности, или между ними нет границ? Как они соотносятся между собой? /Фантастическое событие представлено Н.В. Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело/.

А сейчас давайте определим, какие признаки сказки и повести совмещаются в этом удивительном произведении.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГРУППАМ. КТО БЫСТРЕЙ?

Групповое задание 1 ученик у доски.

Признаки волшебной сказки

Признаки повести

Борьба добра со злом. Победа добра. (Добро олицетворяют люди, верующие в Бога, богопослушные, а зло - нечистая сила.) Волшебное число “три” (три победы Вакулы). Элементы сюжета волшебной сказки (условие, путешествие героя, свадьба). Сказочные герои (чёрт, ведьма; но нет Кощея или Змея Горыныча). Чёрт изображён как человек; смешение сказочного и реального (описание чёрта, Пацюка, Солохи). Название настраивает на волшебный лад.

Охватывает большой промежуток времени, но благодаря сказке все события происходят за одну ночь. Описаны реальные события (жизнь украинского села в Рождественскую ночь, историческое событие - поездка запорожцев к царице). Много героев. Главная сюжетная линия: Вакула–Оксана и много ответвлений от неё: Вакула–Чуб, Вакула–чёрт, Солоха–Чуб. Характеры главных героев даны в развитии (Оксана - в начале и конце повести). Роль пейзажа - настраивает на сказочный, волшебный лад.

VIII . Литература в музыке.

Как вы знаете, знаменитые произведения вдохновляют художников, композиторов. Сюжет повести Гоголя волновал известных композиторов, о чём сейчас и расскажет …

Сообщение подготовленного ученика об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Сюжет повести Гоголя волновал известного композитора Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». И всё-таки он исполнил свой замысел и написал свою оперу иначе, чем Чайковский - не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.

Опера была представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре.

«Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед Рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами.

Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни)

.Отр. из либретто (детей на партах).

К опере Римского-Корсакова.

Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане - кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных женихов.

- В чём сходство в звучании оперы и повести ? (Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере.).

Заключение урока. Выводы. Рефлексия. СЛАЙД .

– Итак, добро, как и положено, победило зло. Однако эти силы существуют не сами по себе, а воплощены в конкретных героях. Именно они – носители добра и зла – вступают в борьбу.

– Почему же хорошим людям удалось преодолеть все препятствия?

– Страшны ли персонажи, олицетворяющие нечистую силу?

Почему их смогли победить обычные люди?

/Причина победы – вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь. Да и зло в Рождественскую ночь не страшное, а какое-то домашнее. Без такого зла, пожалуй, и скучновато было бы. Оно не страшно, потому что смешно. Когда мы смеемся, нам не страшно/.

Подведение итогов.

ЗВЕЗДА

1. Сегодня на уроке я узнал, что ____________________________________________________.

2. Сегодня на уроке я научился _____________________________________________________.

3. Больше всего сегодня на уроке мне было интересно тогда, когда _______________________.

4. По теме урока я ещё хотел бы узнать ______________________________________________.

5. Дома я хотел бы по теме урока сделать ____________________________________________.

7. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к повести, выучить термины, печатная тетрадь, стр.29-30, зад. IX .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: