Cочинение «Женский образ в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

/ / / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Многочисленные творческие работы Николая Некрасова были посвящены простому русскому народу, который подвергался сильнейшему угнетению. Поэт неоднократно пытался раскрыть тему жизни обычного крестьянина, осветить все тонкости существования.

Особое отношение автора чувствуется именно к женщине, к обычной крестьянке, которая брала на себя неподъемную ношу и достойно несла ее. Ведь как можно было сохранить семью, вырастить и воспитать детей в такое сложное время?

Уважительно Некрасов относится и к женским персонажам в своей грандиозной поэме « ». Уже в начале произведения, читатель может ознакомиться с обобщенным описанием простой женщины – труженицы, обычной крестьянки. Перед нами появляются образы и молоденьких девиц, и завистливых баб, которые всегда были и будут среди людей.

Затем, в одной из частей поэмы под названием «Пьяная ночь» автор знакомит нас с худенькой и обессиленной от работы Дарьюшкой. И днем и ночью она находится на службе у богатых людей, выполняя все поручения и приказы.

Продолжая вчитываться в текст поэмы, читатель знакомится с самым ярким женским образом. Перед нами . В главе «Крестьянка» Некрасов описывает судьбу и жизнь этой женщины еще с юных лет и по сей день. На ее примере, можно проследить жизненный путь любой крестьянки, наполненный трудностями и тягостями. Однако ее стойкий характер и желание жить показывает читателю, насколько сильным и волевым был русский человек.

Матрена Тимофеевна необычайно красива. Она обладательница настоящей русской внешности – черные брови, густые волосы, большие глаза. Поведав душевную жизненную историю, Матрена рассказала странникам обо всем, что ей пришлось пережить. У нее было счастливое детство, которое закончилось после замужества. Тяжкий труд свалился на ее плечи. Она должна была угождать хозяевам усадьбы, в которой работала, выполняя любые прихоти.

Могла героиня поплакаться только лишь старику Савелию. Однако и он нехотя обидел женщине, причинив ей сильнейшую боль. Не уследил старый за маленьким сынишкой Матрены, «скормив свиньям». А затем, обвинили Матрену в продуманном убийстве младенца и назначили вскрытие. И ничего не поделаешь, не попрешь против судей. Савелий приказал Матрене только лишь терпеть.

Далее, выдержала героиня и голодные годы, и жестокие обиды окружающих. И мужа своего отстоять смогла, вымоливши у губернаторши его избавление от солдатчины. За такие старания, за силу воли и прозвали Матрену Корчагину самою счастливою. Однако героиня так не считала. По ее словам, не может быть женщина счастливою, ведь ей судьба велела за всех беспокоиться и сопереживать, брать на себя работу чужую и достойно выполнять ее.

Николай Алексеевич, создавая в поэме образ русской женщины, пытался описать, насколько тяжкой была ее доля, какую трудную работу она должна была выполнять. Однако, несмотря на это, простая крестьянка сохраняла свою женственность, красоту и доброту, желание быть любимой, рожать и растить детишек своих.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» пол-нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ-ной герой творчества великого поэта — народ. Здесь Не-красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по-казывает их жизнь — и в горе, и в «счастии».

Одним из самых ярких в поэме является образ Мат-рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об-раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо-вым в произведениях, написанных до поэмы «Кому на Руси жить хорошо», несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую («ты вся — воплощенный испуг, ты вся — вековая истома»), покорную («до гроба рабу покоряться»), то теперь он стремится показать за-рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер-дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие...»

Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную-щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю-била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери. Успокоилась Матрена: «Что ни велят — работаю, как ни бранят — молчу».

Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий — человек, духовно близкий Мат-рене, мужа чуть не забрали в армию.

Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу...» Материал с сайта

Матрена Тимофеевна — достойная внучка деда Саве-лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы-ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи-ны — новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет-ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.

Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро-той, лаской, самоотверженностью.

Образ Матрены Тимофеевны — это во многом новый тип русской крестьянки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ русской женщины в поэме некрасова кому на руси жить хорошо
  • peizaj_v_poeme_n_a__nekrasova_komu_na_rusi_jit-_horosho
  • черты характера матрены тимофеевны цитаты
  • кому на руси жить хорошо.судьбы русских женщин
  • женские образы в поэме кому на руси жить хорошо

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Н.А. Некрасов

Н.А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим

трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение “женского вопроса” должно связываться “не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем

экономическом и общественном устройстве!”. И не случайно “певцом печальной женской

доли, высоких подвигов и жен, и дочерей” именовали русские женщины своего поэта в

многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила

радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество,

читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене:

А роденька-то

Как набросится!

Деверек ее -

Расточихою,

А золовушка-

Щеголихою,

Свекор-батюшка-

Тот медведицей,

А свекровушка -

Людоедицей.

Кто неряхою,

Кто непряхою...

Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что

родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: “семья

была большущая”, в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости

управляющего.

Что год, то дети: некогда

Ни думать, ни печалиться.

Дай Бог с работой справиться

Да лоб перекрестить, -

Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:

ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все

горести и лишения, растила детей.

Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: “За них горой стояла я...” И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии:

Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту

И сбила невзначай.

Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание

сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных

сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших

родителях.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. -

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и

страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное

равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье - в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила Сила в ней скажется Несокрушимая! Убогого и темного Душа, что туча черная, Быть...

    Большое счастье выпадает на долю тех, которые еще в ранней молодости находят самих себя и свои основные целевые устремления. Г. Кржижановский Николай Алексеевич Некрасов - замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу....

    Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий – дворянства, купечества, мещанства....

    Притча «О двух великих грешниках» - одно из самых острых в политическом отношении. Герой некрасовской легенды - разбойник Кудеяр - кающийся грешник. Он получил прощение, лишь убив угнетателя. Дело здесь не во внешней форме. Художник поэтизирует новую...

Не дело между бабами счастливого искать.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Значительная часть творчества Н. А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.
Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.
Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Произведение “населено” довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на “сельскую ярмонку”: “На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!” Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что “бабы начали Рядиться в ситцы красные…”
Более детально женские судьбы прорисованы в главе “Пьяная ночь”. Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: “Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…” Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: “А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!”
И, наконец, кульминацией “женской темы” в поэме становится часть “Крестьянка”, главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, “сокровищницы” русской души.
В “Крестьянке” описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.
Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну – “губернаторшу” – считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это “чудо”.
Перед ними предстает красивая русская женщина лет “тридцати осьми”:
…волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – “У нас была хорошая, Непьющая семья”, в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж – “чужанин” любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала “в подневолье с волюшки” – в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.
Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не “досмотрел” за маленьким сыном Матрены, “скормил свиньям Демидушку”. А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.
Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти.
Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки “нашла правду” – “вымолила” мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, – и прозвали Матрену счастливой.
Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:
А женщин вы не трогайте,
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!
В подтверждение этой мысли автор приводит притчу о ключах “от счастья женского”, которые никто не может найти – даже сам Бог позабыл об их существовании.
Таким образом, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о Read More ......
  2. Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, Read More ......
  3. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
  4. 1. Семеро странников, ищущих счастливого человека. 2. Ермил Гирин. 3. “Крепостная женщина” Матрена Тимофеевна. 4. Григорий Добросклонов. Тема поиска счастливой доли и “правды-матушки” занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму “Кому на Руси Read More ......
  5. Сюжетной основой поэмы являются поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни Read More ......
  6. Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает Read More ......
  7. В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, Read More ......
Женские образы в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Образ русской женщины. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в “счастии”.

Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, - образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасовым в произведениях, написанных до поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую (“ты вся - воплощенный испуг, ты вся - вековая истома”), покорную (“до гроба рабу покоряться”), то теперь он стремится показать зарождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она “сурова и смугла”, “осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми”. Некрасов с сердечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: “…волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие…”
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волнующую повесть своей жизни. Семья у нее “была хорошая”, непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.
Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлюбила, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал “весь гнев с души” матери. Успокоилась Матрена: “Что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу”.
Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий - человек, духовно близкий Матрене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу…”
Матрена Тимофеевна - достойная внучка деда Савелия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит выход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщины - новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляется тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добротой, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны - это во многом новый тип русской крестьянки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: