Как поступить в театральный вуз на актера или режиссера? Что необходимо знать, чтобы поступить в театральный

Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?

  • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
  • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
  • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
  • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?

Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов. Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом. Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

Критерии отбора на актерский факультет

Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.

  • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
  • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
  • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
  • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

Подготовка к поступлению

Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:

  • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
  • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
  • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.

Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.

Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним. Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу. Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д.

Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях, участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра.

В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.

Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа. На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже. Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.

Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.

Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей. Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда. Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

В какой ВУЗ в Москве легче поступить

В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года. Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы. Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.

Щукинское: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О Театральном институте им. Б.Щукина. Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, — «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Факультеты Театрального института им. Б.Щукина: актерский, режиссерский

Актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина. Актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете составляет 4 года с очной формой обучения.
Обучение на актерском факультете Щукинского может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.
Особенность Театрального института им. Б.Щукина заключается в том, что здесь нет системы мастерских. На каждом курсе работают не «мастер» и его помощники, а вся кафедра мастерства актера. Художественный руководитель курса организует всю учебно-творческую работу на своём курсе и несёт за неё ответственность.

Международные связи ТИ им Б.Щукина: поддерживается международный обмен, в институте обучаются студенты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии и стран СНГ

Известные актеры, окончившие ТИ им. Б.Щукина: Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Юрий Чурсин, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Никита Михалков (отчислен с 4 курса за съемки кино, перевелся на режиссерский во )

Правила приема на актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина:

Требования Театрального института им. Б.Щукина к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет.
Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе

1.Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Чтение наизусть программы из ряда литературных произведений различных жанров: рассказ, повесть, роман, пьеса. Также проводится проверка музыкальных и пластических способностей.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. I тур. Мастерство (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале.. Предполагает чтение наизусть стихотворения, басни (обязательно И.А.Крылова), прозаического отрывка, желательно подготовить несколько произведений каждого жанра). Исполнение несложных сценических этюдов на темы, предложенные комиссией по ходу экзамена. Проверку музыкальности, ритмических и речеголосовых данных — нужно быть готовым исполнить песню и танец, участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности; иметь спортивный костюм и обувь
На практическом экзамене по мастерству артиста Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: творческие, вокальные способности поступающего, их соответствие выбранной специальности и квалификации, наработанная техника абитуриента.

3. Устный коллоквиум. Билеты по предложенному списку литературы. Оценивается по 100-балльной шкале. Собеседование по профессиональной ориентации. Выявляет: общий культурный уровень поступающего, знания в области драматургии, театра. Проводится индивидуально с каждым студентом.
На устном коллоквиуме Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: культурный уровень, знания, эстетические взгляды абитуриента.

4.Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2017-2018 гг.
Порог положительной отметки 41 балл. В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в Театральный институт им. Б.Щукина: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию Театрального института им. Б.Щукина для абитуриентов очного отделения актерского факультета Щукинского:
Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.
1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
3. Аттестат или диплом (подлинник);
4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
5. Медицинскую справку (форма 086/у), датированную текущим годом;
6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:
1. Справку с места работы;
2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.
Театральый институт им. Б.Щукина стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 210 000 рублей в год

Темы и список литературы Театральый институт им. Б.Щукина:
Темы к экзамену по литературе.
1.Человек и история в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
3.Смысл названия романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»
5. Обломов — «самый обобщенный русский национальный тип» (В.Соловьев)
6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
7.Образ «маленького человека» в русской литературе Х1Х века
8.»Вечные вопросы» в романах Ф.Достоевского
9. Что вы знаете о Серебряном веке?
10. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
12. Каких современных писателей вы знаете?

Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.
Объясните свой выбор.
1. Н.Фонвизин «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»
4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»
6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»
7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»
8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»
9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»
10. М.Горький «На дне»
11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»
12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»
13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»
14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»
15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»
16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»
17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»
18. Б.Шоу «Пигмалион»
19. А.Н. Островский «Бесприданница»
20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?
21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?
22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?
23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?
24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?
25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?
26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?
27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?
28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?
29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.
30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.
31. Ваш любимый актер-актриса.
32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?
33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.
34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?
35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).
36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?
37. Оперный театр. Назовите известные Вам оперы.
38. Балетный театр. Назовите известные Вам балеты.

В последние 10 лет наша система образования претерпела большие изменения. Практически все экзамены теперь сдаются в форме тестирования, и чтобы поступить на исторический или математический факультеты, достаточно сдать ЕГЭ и отнести результаты в приемную комиссию выбранного университета.

К счастью, отбор в творческие вузы до сих пор проводится «вживую». Абитуриенты театральных ВУЗов, консерватории, литературного института по-прежнему сдают творческие экзамены, проходят несколько туров отборочных испытаний, в ходе которых в полной мере раскрываются их способности.

Среди абитуриентов бытует мнение, что главное – быть одаренным от природы, а все остальное вторично. На вступительных экзаменах очень много заранее зазнавшихся девочек модельной внешности, считающих себя уже готовыми актрисами. Правда на первом же экзамене оказывается, что кроме модельной внешности у этих девочек ничего нет…

Конечно, природные данные очень важны. Вернее, важны не столько данные, сколько их соответствие характеру и темпераменту. Ведь далеко не все мастера сцены – писаные красавцы со спортивной фигурой.

Поступающий в театральный ВУЗ должен быть раскованным, выразительным, способным к перевоплощению, владеющим своим голосом и телом. Эти свои умения он покажет на вступительных экзаменах при чтении программы, исполнении танца, выполнении этюдов. Однако, помимо творческих экзаменов, абитуриентам творческого учебного заведения придется пройти собеседование. Подготовкой к этому экзамену многие почему-то пренебрегают, считая его чем-то второстепенным, а зря. В ходе собеседования преподаватели стараются выявить культурный уровень потенциального студента, степень его эрудиции и заинтересованности в выбранной профессии.

Нужно сказать, что в полной мере подготовиться к собеседованию невозможно. Никто не может предугадать, какой вопрос будет задан на экзамене. Даже сами преподаватели этого не знают И все же мы попробуем выделить основные направления, по которым задаются вопросы.

Театр

Вы должны ориентироваться в театральных направлениях, знать историю возникновения и становления театра, быть знакомым с театральной жизнью столицы и вашего родного города.

Будьте готовы к тому, что вас попросят перечислить театры Москвы, которые вы знаете, рассказать, в каких из них вы были, что смотрели, и понравилось ли вам. Часто спрашивают имена любимых актеров и актрис, в каких ролях вы видели их, почему именно они нравятся вам больше других. Хорошо, если вы будете знать биографии любимых актеров и режиссеров. Многие из них являются авторами книг воспоминаний – знакомство с ними пойдет вам на пользу, оно не только повысит ваш культурный уровень, но и даст вам возможность блеснуть эрудицией на экзамене.

Поступающие на специальность «музыкально-театральное искусство» должны быть знакомыми с историей мировой оперы, основными произведениями русских и зарубежных композиторов, знать выдающихся оперных певцов, уметь рассказать о них и их творческой деятельности.

Кино

Вы должны представлять себе этапы развития кинематографа: от немого кино до наших дней. Знать имена выдающихся актеров прошлого и современности, уметь перечислить фильмы, в которых они снимались. Быть знакомыми с творчеством известных режиссеров, представлять себе их фильмографию. Будьте готовы назвать своих любимых режиссеров и актеров, перечислить их работы, наиболее понравившиеся вам, аргументировать свой выбор. Экзаменаторы могут спросить и напрямую: «какой фильм вы посмотрели последним?». На этот вопрос совсем не обязательно отвечать честно (особенно если накануне вы решили расслабиться, включив американскую комедию). Назовите фильм, который вы смотрели недавно и который еще свеж в ваших воспоминаниях, расскажите, что вам запомнилось, что понравилось, что показалось неуместным.

Литература

Для того, чтобы успешно пройти собеседование в театральный ВУЗ , вы должны хорошо Знать направления развития русской и зарубежной литературы, быть знакомы с крупнейшими произведениями в рамках каждого из направлений. Вас могут попросить рассказать о ваших любимых авторах: прозаиках, поэтах, драматургах, перечислить их произведения, высказать свои суждения о них. Не бойтесь озвучивать собственное мнение: поверьте, комиссия будет рада услышать от вас не только «мне понравилось», но и что-нибудь более развернутое. Будьте готовы прочитать наизусть несколько стихотворений любимых вами авторов.

Вас могут попросить перечислить пьесы какого-либо автора, назвать те, которые вы видели на сцене, в каком театре это было, кто режиссер.

Почти все театральные ВУЗы вывешивают на сайтах списки литературы, обязательной к прочтению. В них входят известнейшие образцы мировой классики, многие из которых вам наверняка пришлось прочитать в рамках школьной программы.

Обратите внимание, что, кроме художественной литературы вы должны прочитать некоторые книги о театральном искусстве. Списки этих книг могут быть на сайте выбранного вами вуза. На всякий случай перечислим несколько трудов, знакомство с которыми совершенно необходимо будущему актеру.

К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве », «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения » «Этика»;

В.И.Немирович-Данченко «Театральное наследие» ;

М.Чехов «Путь актера», «Уроки профессионального актера»;

Г.А.Товстоногов «Зеркало сцены»;

Б.А.Покровский «Ступени профессии».

Все эти книги написаны выдающимися деятелями театрального искусства. В них они обобщают весь свой жизненный и сценический опыт, рассказывают о людях, с которыми их сводила жизнь, о трудностях и радостях своей работы, о сделанных ошибках, о найденных решениях. Такую литературу не просто интересно читать – через нее можно приобщиться к удивительному миру искусства, дорога в который для вас начнется с поступления в институт.

Все же самые вопросы вам могут задать и о живописи . Кроме того, часто спрашивают что-либо из географии (например, перечислить материки, океаны, моря, назвать столицу какого-либо государства) и истории .

Как видите, пройти собеседование в театральный ВУЗ не так уж просто. Подготовкой к нему должна быть вся ваша предшествующая культурная жизнь. Если вы искренне любите искусство, ходите в театры и на концерты, смотрите фильмы, читаете книги, посещаете выставки и музеи – бояться вам нечего. Комиссия обязательно разглядит в вас культурного, эрудированного, заинтересованного, творческого человека. Если же вам все это неинтересно, подумайте: правильно ли вы выбрали будущую профессию?

Ошибка №1: «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки…»

В коридорах часто слышится: « Говорят , что…». Мол, говорят , надо заходить в аудиторию первым, нет - последним. Стоп. Дело в другом , чтобы понравиться комиссии, нужно читать такого-то автора… Или совсем про другое : «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки …». Это все слухи ! Никогда , пожалуйста, никогда не слушайте подобные бредни и уж тем более не ориентируйтесь на них при подготовке. Задачи понравиться мастеру или комиссии нет. Факультет так же заинтересован в поступлении, как и вы. Цель - показать то, что нравится вам, так, как вы считаете правильным! Представьте себя на месте мастера.

Что нужно делать на самом деле: как одеться

Одежда должна быть нейтральной. Это не свидание, поэтому короткие юбки и глубоко декольтированные или прозрачные варианты приберегите для другого случая . Аккуратнее с яркими цветами, никаких надписей и пайеток, одежду oversize лучше оставить дома: вашу фигуру должны видеть.

Ошибка №2: «Надо страдать и быть пооригинальнее»

В комнате мальчик 7 лет, смотрит в пол и на полном серьезе цитирует: «Как же я устал от жизни, мудрость сострадания состоит в осознании бренности всего сущего и кривотолки бытия разбивают мою душу о скалы непонимания. Сегвер Фуратилор». Странно, правда? Желание так рассуждать в 7 лет вызывает много вопросов , ведь « репертуар не по возрасту ». Автор - вообще загадка уровня «это еще кто?». Часто подобные ошибки совершают абитуриенты, выбирая несоответствующий репертуар : чужой , чуждый , слишком банальный или слишком оригинальный .

Что нужно делать на самом деле: как выбрать героя для программы

Герой должен быть близок вашему игровому возрасту с поправкой на то, как вы выглядите. Например, по паспорту вам 22, а на вид 18 или наоборот. Это необходимо учитывать. Идеально, если пол героя истории совпадает с вашим. Если вы чувствуете себя девочкой, берите истории , где главный герой женского рода: Светлана, кошка, береза , пылинка… И наоборот: Пьер, пес, дуб, электрон, если вы чувствуете себя парнем. Не выбирайте «странных авторов», которые мало кому известны. Не рискуйте! Толстой, Чехов, Достоевский, Шукшин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Вознесенский, Пришвин - не враги, а ваши помощники. С классиками не прогадаете - будь то отрывок из школьной программы или из «списка для летнего чтения».

Ошибка №3: «Войди в персонажа »

Профессия актера сильно мистифицирована и окружена огромным количеством формулировок, которые сбивают с толку и не помогают. «Входить в персонажа », «отыгрывать эмоцию» - вам точно делать этого не нужно. Хорошие артисты ничем таким не занимаются. Да и вообще, требования к профессиональному актеру и абитуриенту разные. Актер умеет создавать образ, он владеет всеми элементами актерской техники, поэтому в состоянии сконструировать персонажа. У нас с вами совершенно другая задача. Какая же?

Что нужно делать на самом деле: как изобразить персонажа

Поступающим необходимо представить себя на месте героя и попытаться действовать так, как «если бы» в их собственной жизни происходили описываемые события. Это необходимо продемонстрировать на поступлении, признаки именно такой способности комиссия пытается в вас отыскать. У Станиславского это называется магическим «если бы», в институте мы называем это - «я в предлагаемых обстоятельствах (персонажа)».

Наблюдайте! Вы ежедневно проделываете этот трюк с «если бы». Когда вы рассказываете другу о встрече с грубияном, ваши брови сдвигаются, голос становится жестче, у слов появляется несвойственная вам интонация… Сделать 100% как «тот человек» у вас не получится, и вы показываете его так, как «если бы» были на его месте. Видите, это совсем не сложно!

Ошибка №4: «Я хочу в ГИТИС»

Поступать «в здание» абсолютно неверно. Я в свое время совершил эту ошибку , и мне повезло с педагогами, а к кому-то удача не была так благосклонна.

Что нужно делать на самом деле: как правильно поставить цель

Каждым курсом руководит определенный мастер, поступать нужно к нему. Есть очень разные преподаватели и вам необходимо их подробно изучить : фильмы, спектакли, интервью обязательны к просмотру, чтобы понять будущего педагога . Человек может вас научить только тому , что хорошо умеет делать сам. Узнать больше о курсе и педагогах помогут социальные сети: найдите бывших студентов, расспросите их подробно, большинство с удовольствием откликнется.

Ошибка №5: Отказ от поступления

Страх провала останавливает многих. Испытывать страх - абсолютно естественно, так же, как и радость, и воодушевление, тревогу или любовь, а вот отказ от попытки чреват угрызениями совести.

Что нужно делать на самом деле: почему не стоит бояться

Нужно сделать все, чтобы доехать хотя бы до первого тура. Ваши внутренние оценки себя имеют мало общего с тем, на что обращают внимание окружающие. Уверяю, приемная комиссия будет смотреть совсем на другое (см. пункт 3). Заранее готовить себя к провалу или предугадывать, за что именно вас «не взяли » - это неблагодарное и утомительное занятие. Помните, причин «почему не взяли » может быть сотня: мастер уже выбрал несколько человек вашего типажа или, например, вы внешне похожи на его бывшую тещу. Предугадать это невозможно. Поэтому просто отпустите ситуацию.

Как поступить в театральный вуз или высшее училище - вопрос, мучащий тысячи талантливых людей, стремящихся реализовать свой творческий потенциал на сценах великих театров и в кинематографе. Однако, это весьма сложная задача, требующая полной самоотдачи и осознания того, что с первого раза конкурс не проходили даже самые знаменитые артисты. Поступление в театральный институт совершенно отличается от поступления в любой другой вуз. Баллы по ЕГЭ здесь играют самую последнюю роль, поскольку основное внимание уделяется результатам творческих экзаменов. Чем же должен поразить абитуриент своих экзаменаторов?

Критерии отбора кандидатов в театральный вуз

Что нужно, чтобы поступить в театральный и какими качествами должен обладать поступающий? Во время проведения творческого конкурса педагоги оценивают абитуриентов по ряду основных параметров, среди которых:

  1. Образование . В театральный вуз могут поступить только абитуриенты, окончившие 11 классов либо выпускники техникумов и колледжей.
  2. Возраст . Как правило, возраст не имеет значения, но все-таки чаще всего экзаменаторы отдают предпочтение более молодому поколению.
  3. Внешние данные . Это один из самых важных критериев, который никак не подразумевает красивое лицо. Будущий актер должен обладать яркой, запоминающейся внешностью, иметь свою изюминку, способную поразить сердца зрителей. Это может быть и своеобразная мимика, или глубинный проникновенный взгляд, или же смешные черты, присущие комику.
  4. Сценическое обаяние . Также не следует путать с внешностью и красотой. Под этим понятием подразумевается та харизма и талант, благодаря которым людям интересно наблюдать за артистом, любоваться им. Именно за счет этих качеств абитуриент может зарекомендовать себя в качестве перспективного актера.
  5. Чувство ритма . Известно, что актер должен быть талантлив абсолютно в любом направлении. На сцене ему приходится и петь, и участвовать в танцевальных номерах, поэтому будущий артист немыслим без чувства ритма, которое также очень важно для постановки правильной дикции.
  6. Внутренняя эмоциональность . Здесь педагоги оценивают способность поступающего задеть своей игрой зрителя, вызвать в нем эмоциональный всплеск и смешанные чувства, заставить поверить его в действительность происходящего.

Если вы отвечаете данным критериям, то ваши шансы поступить на актерский в театральный вуз значительно возрастают. Однако, важно помнить, что на творческих конкурсах отсеивается множество талантливых личностей, поэтому будьте готовы к тому, что вам не раз придется доказывать свое мастерство.

Отборочные туры при поступлении

Чтобы понять, как поступить в театральное высшее училище, необходимо проанализировать экзаменационную процедуру, которая состоит из трех этапов.

Первый этап

Вам необходимо сдать ЕГЭ и предоставить его результаты в приемную комиссию вуза. Для поступления в театральный обязательными предметами являются русский язык и литература.

Второй этап

На этом этапе предстоит пройти внутреннее испытание коллоквиум, представляющий собой собеседование, на котором вам будут задавать различные вопросы, например, такие как:

  1. Почему вы хотите поступить в театральный вуз?
  2. Понимаете ли вы суть профессии?
  3. Почему вы решили стать артистом?
  4. Каким актером вы себя видите?

Необходимо вкратце рассказать о себе, о своем детстве и отрочестве, о том, как вы осознали свою потребность в творчестве. Основной целью такой процедуры является раскрытие не столько культурологических и искусствоведческих познаний, сколько нравственных и этических сторон абитуриента.

Третий этап

Вам будет предложено пройти три творческих испытания, которые являются наиважнейшим этапом при поступлении в театральный. При вынесении своего вердикта экзаменаторы в первую очередь руководствуются результатами именно этого испытания, которое включает в себя три задания:

  • речь,
  • актерское мастерство,
  • танцы и вокал.

Рассмотрим каждый из творческих экзаменов подробнее:

  1. Речь . К данному испытанию абитуриент должен подготовить и заучить несколько отрывков из прозы, басни, пьесы или стихотворения. Во время экзамена вас попросят рассказать отрывок на ваш выбор, но при этом педагогам может не приглянуться зачитываемый вами фрагмент. Именно для этого стоить подготовить сразу несколько произведений, чтобы при необходимости зачитать другой кусок. Здесь проверяется ваша дикция, голос, умение подать материал зрителю.
  2. Актерское мастерство . Данное испытание предполагает постановку этюда: обычно в нем принимают участие 2-3 человека. Комиссия допускает любые темы для зарисовок, то есть можно использовать как сюжет из известного произведения, так и ситуацию из повседневной жизни.
  3. Танцы и вокал . Поступающие заранее должны подготовить вокальные и танцевальные номера. Для песенного экзамена лучше всего выбрать классический романс либо знаменитое произведение из советского кино. Опыт бывших абитуриентов показывает, что комиссия скептически относится к современному репертуару. Также вам необходимо заблаговременно придумать танцевальный номер.

Итак, ЕГЭ, собеседование и три творческих экзамена, это то, что нужно для поступления в театральный на актерское искусство.

Как поступить на режиссера

Процесс поступления на режиссерский факультет несколько отличается от актерского отделения. Будущим режиссерам предлагается пройти пять этапов:

Экзамены по таким дисциплинам, как литература и русский язык (формат ЕГЭ).

  1. Актерское мастерство (практическое испытание). На данном этапе поступающий должен зачитать несколько произведений различной направленности. Здесь также проверяются импровизационные способности к игре в сценических этюдах, ощущение ритма и музыкальность.
  2. Практическая режиссура . Абитуриенты должны поставить этюд на предлагаемую тему. В качестве темы может выступать классическое произведение или музыкальная зарисовка. В импровизированной постановке принимают участие абитуриенты-актеры. На этом испытании комиссия проверяет изобретательность, инициативность, вкус и фантазию будущих режиссеров.
  3. Письменная работа . Темой данного задания может стать план постановки определенной сцены или пьесы. Могут потребовать составить указания актерскому составу, композитору и художнику.
  4. Коллоквиум . Предполагает оценку знаний абитуриента в области режиссуры, культуры, театральной критики и мировой драматургии. Здесь проверяются интеллектуальные способности абитуриентов и их навыки к образному мышлению.

Если вы уж твердо решили поступать в театральный, то начинайте готовиться за год или за два до предполагаемой попытки. Готовиться к поступлению можно как с репетитором, так и самостоятельно. Обязательно много читайте одной школьной литературной программы недостаточно.

Помните, что заниматься театральной деятельностью по расписанию нельзя. Театром занимаются всегда или не занимаются вовсе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: