Президент рф обсудил вопросы обеспечения безопасности на транспорте. Медведев на Киевском вокзале: ни милиции, ни полиции. Полномочия сотрудников транспортной полиции

Оборжешься с нашей власти. Президент указы раздает направо и налево, только дальше его кабинета их никто не выполняет

Глава государства лично проверил меры безопасности на столичных объектах транспорта. Во время своего внезапного визита на Киевский вокзал президент не обнаружил у входа не только металлоискателей, но даже ни одного милиционера. Итогом стало срочное совещание в Кремле и поручение в три дня навести порядок.

На Киевский вокзал Медведев прибыл в сопровождении главы МВД Рашида Нургалиева, руководителя ФСБ Александра Бортникова и генпрокурора Юрия Чайки. В здании вокзала президент, к своему неудовольствию, не обнаружил ни рамок металлоискателей, ни даже сотрудников милиции.

Тогда Медведев и сопровождающие его чиновники зашли к директору вокзала и поинтересовались, как обстоят дела с обеспечением безопасности. Директор, которого визит столь представительной делегации явно застал врасплох, сказал, что в здании установлены три поста охраны и 64 камеры видеонаблюдения, а о необходимости установки металлоискателей он писал в вышестоящие инстанции. Находившийся в кабинете сотрудник милиции припомнил, что вопрос об установке рамок последний раз ставился 10 дней назад. Эти ответы президента нисколько не удовлетворили.

«Где милиция, как контроль осуществляется? В зале никого нет, они обязаны ходить», - сказал Медведев директору, имея в виду милиционеров.

Затем глава государства пошел в комнату дежурного милиционера и попросил находившегося там сотрудника объяснить, где его коллеги. Тот начал звонить по телефону, но в итоге президент внятного ответа так и не получил. Затем он проследовал на перрон, где милиционеров тоже не обнаружил.

Начальник сообщил президенту, что помимо четырех сотрудников милиции в зале работает и сотрудник ФСБ в штатском. «Нужно еще уточнить, чем они занимались», - ответил на это президент.

Меры безопасности в аэропорту (нажмите, чтобы увеличить)

Директор вокзала подробно рассказывал главе государства об усилении контроля на вокзале и соответствующем распоряжении, которое было выпущено на этот счет. «Через каждые два часа дежурные вместе с ОВД проводят проверки, осматривают подвальные учреждения», - сообщил он.

«Это такой же объект транспортной инфраструктуры, как метро и аэропорты. Чтобы завтра все было сделано», - приказал президент РФ.

«Надо разобраться с РЖД», - сказал Медведев, обращаясь к генеральному прокурору. Фамилии конкретных чиновников, которые должны ответить за обнаруженный непорядок, президент не назвал, однако потребовал немедленно навести порядок и обеспечить безопасность вокзала.

Совещание по безопасности на транспорте президент продолжил уже в Кремле. О результатах своей инспекции Киевского вокзала президент сообщил главе РЖД Владимиру Якунину. «Оценка за обеспечение безопасности неудовлетворительная», - сказал он под объективами телекамер во время телефонного разговора с Якуниным.

«У меня все уже на ушах стоят», - ответил его собеседник.

«Можно особенно не радоваться, нас еще журналисты слушают», - предупредил Якунина Медведев. По его выражению, ситуация с безопасностью на Киевском вокзале выглядит «абсолютно неприглядно». Он поручил навести порядок и в три дня доложить об этом.

«Не прогуливаться и чай не пить»

«К сожалению, даже самые трагические происшествия нас ничему не учат, поэтому если руководители государственных подразделений не способны воспринимать информацию, не способны принимать нужные решения, придется принимать кадровые решения. Часть решений по транспортному комплексу уже последует», - заявил президент.

«Нужно проверить соблюдение транспортного законодательства на железнодорожных узлах, потому что у нас, к сожалению, коллеги воспринимают все буквально. Если теракт произошел на авиационном транспорте, начинают все бегать в аэропортах, а в других местах ничего не происходит», - сказал Медведев.

Президент также велел шире использовать для предотвращения терактов не только технику, но и служебных собак: «Нужно организовать современную кинологическую службу. Собак никто не заменит»

Медведев повторил, что на вокзале нет ни одной рамки металлодетектора, а численность сотрудников МВД, обеспечивающих безопасность на вокзале, «ниже низшего», входы не охраняются. «Несмотря на все те решения, которые были, к сожалению, ничего не сделано», - подчеркнул президент. Он поручил навести порядок и в три дня доложить об этом.

«Общую координацию работы по купированию опасности мы возлагаем на ФСБ. Я хотел бы, чтобы вы проанализировали ситуацию на крупных транспортных подразделениях с тем, чтобы методическая поддержка была оказана», - сказал Медведев.

Глава государства отметил, что на вокзалах работают в том числе сотрудники ФСБ. «Они должны не прогуливаться и не чай пить, а работать как следует», - подчеркнул глава государства.

«Он (руководитель транспортного подразделения) не может ни на кого ничего перекладывать, - заметил президент. - Это касается и органов транспортного управления, и, соответственно, правоохранительных структур, и структур, обеспечивающих безопасность. Все должны отвечать за результат».

«В линейном подразделении (на Киевском вокзале) - четыре человека. Мы с вами проводим реорганизацию МВД, но это не значит, что мы должны ослаблять транспортное подразделение. Это наиболее уязвимые, критически важные места, поэтому проведите перегруппировку, сделайте таким образом, чтобы те, кто работает на транспорте, присутствовали в необходимых количествах на всех вокзалах, на крупных транспортных узлах, в тех местах, которые наиболее уязвимы с точки зрения угрозы терроризма», - подытожил президент.

Тем временем после ухода Медведева милиция и ведомственная служба охраны ОАО «РЖД» усилили меры безопасности на Киевском вокзале, передал корреспондент «Интерфакса». В частности, сотрудники службы безопасности ОАО «РЖД» выборочно требовали у входящих в здание вокзала предъявить билеты на поезд и лишь тогда пропускали внутрь. У части входящих билеты с документами проверяют два сотрудника ППС.

Помимо центрального входа в вокзал по одному сотруднику милиции и охраннику РЖД дежурили на выходах из здания вокзала к железнодорожным путям. Они также выборочно проверяли документы у пассажиров.

Между тем в самом здании вокзала корреспондент «Интерфакса» милицейских патрулей не видит, нет их и у железнодорожных путей. Несмотря на усиленные меры безопасности, остается открытым доступ в здание вокзала через терминал «Аэроэкспресса» - ни на входе, ни на выходе сотрудников службы безопасности ОАО «РЖД» нет. Рамки металлоискателей на входе и выходе из здания также не были установлены.

Напомним, что Медведев уже совершил инспекционную поездку на один из транспортных объектов - в московское метро. 27 января он побывал на станции «Охотный ряд». Здесь он лично ознакомился с системой обнаружения взрывчатых веществ, действующей в московском метро. Хотя признаков неудовольствия тем, что он увидел, президент не обнаружил, вскоре после визита Медведева начальник государственного унитарного предприятия «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев написал заявление о добровольном уходе со своего поста.

Генпрокурор и директор ФСБ написали президенту по поводу ликвидации транспортной полиции. Похоже, Владимир Путин прочитал, так как сразу заболел замминистра МВД Михаил Ваничкин. «Фонтанка» видит в этом битву за контроль

В официальных документах за подписями генпрокурора Чайки и директора ФСБ Бортникова на имя президента России ликвидация транспортной полиции названа "принципиально недопустимой" с указанием на руководство МВД (имеется в распоряжении "Фонтанки"). Между строками этих писем скрыта активная фаза устранения органов внутренних дел на транспорте. Так недавно от этого ведомства уже отрезали самые нужные подразделения для ведения оперативной деятельности. Но по данным "Фонтанки", теперь все придется вернуть.

«В Министерстве внутренних дел Российской Федерации обсуждается вопрос о ликвидации органов внутренних дел на транспорте и передачи объектов речного, морского и авиационного транспорта для оперативного обслуживания территориальным подразделениям полиции.

Указанная позиция принципиально недопустима ….», - так начинается письмо генерального прокурора России Юрия Чайки от 2 декабря этого года на имя президента Владимира Путина.

Для детального ознакомления с документом «Фонтанка» выложила его в открытый доступ. Кратко же можно так сформулировать тезисы Юрия Чайки: работа транспортных полицейских является не просто эффективной, а превышает показатели территориальных органов; принцип линейности, на котором основана работа этого ведомства, должен остаться незыблемым, так как линии транспорта одновременно пронизывают многие субъекты, и не понятно, как это все делить.

И дело даже не в том, что генпрокурор называет такое упразднение "неконструктивным". В последней строчке Чайка буквально обвиняет высшие должностные лица: «… фактически направленную на ослабление транспортной безопасности страны». В былинные времена после такого вечером брали, а к утру признавались. Но мы живем здесь и сейчас, поэтому и реакции на стратегические мнения ощущаются в России подковерно.

К тому же «Фонтанке» известно, что аналогичное письмо пошло на имя президента и от директора ФСБ Александра Бортникова. Журналисту «Фонтанки» не дали этот документ в руки, ссылаясь на его секретность. Но сказали, что в нем, в отличии от прокурорского, указаны истинные причины данной позиции МВД по отношению к своей транспортной структуре.

Если учесть, что генпрокурор отправил письмо 2 декабря, в пятницу, а директор ФСБ вначале следующей недели, то президент ознакомился с ними где-то к 9 декабря. Практика принятия решений на высшем уровне предполагает паузы. Что-то вроде неформальной служебной проверки. Поэтому, как подсказали автору статьи в центральном аппарате МВД, «похоже, за это все ответит заместитель министра Ваничкин».

Действительно, 14 декабря в российских СМИ мелькнула информация о том, что будущий год не порадует МВД кадровыми перестановками. В частности, заместитель министра МВД, курирующий блок криминальной милиции, Михаил Ваничкин (кстати, с 2002 по 2006 год он был начальников нашего ГУВД) внезапно ушел на больничный, после чего возьмет отпуск и станет пенсионером. Наши коллеги связывают это с его сыном Максимом, полковником, претендующим на пост начальника легендарного МУРа. Однако собеседники «Фонтанки» посоветовали нам посмотреть в другую сторону. По их мнению, фамилия Ваничкина-старшего как раз была указана в письме директора Бортникова.

«Фонтанка» уверена, что такие необычные письма появились не вдруг и не из-за расхождения во взглядах на проблему пару недель назад. Просто в транспортной полиции уже проходили те структурные события, что не видны журналистам. Так, например, в конце осени этого года из состава Управления на транспорте МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу были выведены две самые секретные службы. Это Бюро специальных технических мероприятий (для простоты - те, кто прослушивают телефоны) и Оперативно-поисковое бюро, то есть наружное наблюдение. Они введены в состав таких же подразделений в ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти и, соответственно, на 15 декабря этого года уже подчиняются начальнику регионального ГУ, Сергею Умнову.

Не надо быть оперативником, чтобы понять странность. После которой уголовный розыск и экономическая полиция на транспорте должны просить о проведении специальных мероприятий у своих коллег. Это как бы журналист одного издания просил у товарища из другого СМИ компьютер на часик, чтобы самому напечатать материал.

Активные обсуждения о ликвидации транспортной полиции вспыхнули в МВД в сентябре этого года. Да с такой силой, что на Лубянке решили отслеживать ход этой карты. Внешне такие совещания проходят под эгидой конструктивных диалогов высших должностных лиц, прикрытых многочисленными справками и статистикой. Но как нам заявил один из сотрудников МВД в столице, «системный человек должен понимать - бьются за контроль над транспортным комплексом».

Если же убрать колоссальную экономику в этой сфере и незримо следующие за ней интересы, то для обывателя транспорт с точки зрения безопасности ассоциируется только с терактами или их отсутствием. Так что вряд ли кто-то сможет опровергнуть, что в Пулково, в Морском порту или на других точках входа - железнодорожных вокзалах, к примеру - случались беды. По большому счету, это и есть главный критерий оценки. В связи с этим вспоминается, как еще при царской власти дороги охранял особый корпус жандармов, а в войну эта служба подчинялась МГБ. Действительно, так уж устроены новости, что когда в Домодедово в январе 2011 года произошел взрыв, то снесли всех силовиков аэропорта, несмотря на то, что еще за пару дней до катастрофы они были признаны передовиками производства.

Заодно «Фонтанка» услышала от подчиненных нынешнего начальника СЗУВДТ Сергея Кострыкина, что на одном совещании он предупреждал: «Вы можете быть самыми лучшими, но если в Пулково жахнет, то и вы, и я с вами побредем по длинному коридору с заложенными за спиной руками».

Закругляя тему, подчеркнем - скорее всего, ликвидация транспортной полиции отменяется. А если это так, то те же важные технические подразделения, отобранные у нее ранее, придется поставить туда, откуда их взяли.

И еще есть интересный нюанс. В Москве уже заговорили о назначении на уровень заместителей министра МВД сотрудников ФСБ. Игра в России идет по-крупному, и, возможно, органам госбезопасности даже на руку такие попытки реорганизации структур внутренних дел. Это ведь повод брать под контроль огромное ведомство.

Так уже было. Вспомним, как в конце 1983 года после смерти генсека Брежнева и власти председателя КГБ СССР Андропова, при которой была снесена вся верхушка советской милиции, а министр Щелоков застрелился, была образована Третья служба КГБ. Она и начала курировать органы (сегодня это служба «М» ФСБ). И именно в те годы на руководящие посты в милицию начали бросать полковников и генералов КГБ. Чтобы уже не контролировать, а руководить.

Евгений Вышенков

Глава государства потребовал ужесточить меры безопасности и контроль за исполнением требований законодательства в этой сфере. Контроль должен быть ежедневным и даже навязчивым, иначе цели, которые мы ставим перед собой, не будут достигнуты, заявил Президент.

В последнее время был издан целый ряд документов, регулирующий вопросы безопасности в транспортной сфере, в частности Федеральный закон «О транспортной безопасности», Указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», принято множество подзаконных актов, Правительством России утверждена соответствующая программа, субъектам транспортной инфраструктуры было поручено разработать планы обеспечения безопасности. Это вполне достаточная нормативная основа для оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и введения соответствующих уровней безопасности, отметил Дмитрий Медведев. Однако, по данным Генпрокуратуры и Контрольного управления Президента, не все положения законодательства исполняются, растёт количество нарушений. Президент поручил Генпрокурору Юрию Чайке провести проверку крупнейших транспортных объектов на предмет соблюдения ими норм законодательства.

Вопросами безопасности необходимо заниматься каждый день, а не от случая к случаю; только тогда будет эффект, подчеркнул Президент.

Глава государства сообщил, что подписал Указ об освобождении от должности начальника Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу, и потребовал от Министра внутренних дел Рашида Нургалиева навести порядок в рядах транспортной милиции. Кроме того, Правительству поручено в двухнедельный срок разработать предложения по обеспечению безопасности на транспорте.

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, я собрал вас, для того чтобы более подробно оценить ситуацию с обеспечением безопасности на транспорте.

Вчера я выступал на [расширенном заседании] коллегии Федеральной службы безопасности, определённые вещи мной уже были сказаны. Считаю, что в целом обеспечение безопасности на транспорте (и даже не только из-за случившегося террористического акта) является неудовлетворительным. Нам нужно проанализировать причины, которые привели к трагедии в Домодедово, но самое главное сейчас - сделать так, чтобы подобного рода трагедии не повторялись, предпринять всё от нас зависящее, потому что, конечно, охрана транспортных объектов - очень сложное дело. В странах, где существует терроризм, а это огромное количество стран, это самые уязвимые объекты, одни из самых уязвимых. Но в то же время есть субъективные вещи, на которые следует обратить внимание.

Хотел бы услышать также, как исполняются требования транспортного законодательства, какие дополнительные меры нам следует принять, чтобы нарушения транспортного законодательства свести к минимуму и тем самым минимизировать террористическую угрозу на транспортных объектах, защитить людей.

«Самое главное сейчас - сделать так, чтобы подобного рода трагедии не повторялись, предпринять всё от нас зависящее, потому что охрана транспортных объектов - очень сложное дело».

В марте прошлого года я издал Указ, которым ставилась задача оснастить наиболее уязвимые объекты, транспортные средства специализированными техническими устройствами, устройствами для поддержания безопасности, средствами оповещения, информирования населения. До 2014 года должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения чрезвычайных ситуаций, терактов, принят ряд других мер. Это не однодневная программа. Я хотел бы, чтобы сейчас мне доложили, как идёт работа по Указу, что уже сделано, в чём проблемы. Один из пунктов касался комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. В июле прошлого года эта программа была утверждена Правительством. Минфин выделил под неё средства. Что сделано?

Я напомню ещё одну вещь. В 2007 году (это было после терактов на рейсах, которые вылетели из Домодедово) был принят федеральный закон о транспортной безопасности. Я помню, как мы его готовили (я в Администрации Президента работал, потом в Правительство перешёл), несколько позже вступил в силу целый ряд подзаконных актов. Это в общем вполне достаточная нормативная основа, для того чтобы оценивать уязвимость объектов транспортной инфраструктуры. В законе устанавливаются категории и критерии соответствующих объектов, вводятся различные уровни безопасности. Кроме того, субъектами транспортной инфраструктуры должны быть разработаны планы обеспечения безопасности. Я хотел бы понять, что было сделано. Юрий Яковлевич [Чайка], нужно проверить крупнейшие транспортные объекты на предмет соблюдения соответствующего закона о транспортной безопасности. Я допускаю даже, что соответствующие планы разработаны, но вопрос в их реальном исполнении. Об этом я вчера говорил.

По данным Генеральной прокуратуры, Контрольного управления Президента, не все положения законодательства, скажем мягко, исполняются. Количество общих нарушений растёт, растёт практически на всех видах транспорта. Сейчас я говорю не только про авиаузлы, я говорю и про железнодорожный транспорт, про автомобильные вокзалы. Это, к сожалению, происходит повсеместно. С кем бы я ни общался, люди говорят следующее: после терактов в ряде случаев на транспортных объектах были включены рамки, они работали, и всех через них прогоняли, а потом бросили это делать - ходить можно как угодно. Милиция, которая находится на крупных транспортных узлах и в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, занимает абсолютно пассивную позицию. В лучшем случае - трясут мигрантов для того, чтобы проверить их регистрацию и соответствующим образом распорядиться своими полномочиями.

«Все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувства, а те, кто не работал, соответствующим образом наказаны».

Нужно заниматься этим повседневно, каждый день - так, как это делается в странах, в которых очень существенна террористическая угроза (я вчера об этом говорил), а не от случая к случаю. Только тогда будет эффект.

Я не хотел бы предвосхищать результаты масштабной прокурорской проверки, она уже начата, но могу сказать, что должностные лица (здесь я обращаюсь к Министру транспорта, вообще к Правительству, к нашей акционерной компании «Российские железные дороги», естественно, к Министру внутренних дел), все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувства, а те, кто не работал, соответствующим образом наказаны.

Хотел бы вас проинформировать, что в соответствии с теми поручениями, которые я давал вчера на коллегии ФСБ, мною только что подписан Указ об освобождении начальника Управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу [Андрея] Алексеева от должности. Но на этом всё закончиться не должно. Это верхние начальники. Рашид Гумарович, что ещё предлагается?

Р.НУРГАЛИЕВ: Из-за просчётов в организации охраны общественного порядка, отсутствия контроля за несением службы, слабой оперативной осведомлённости о возможных актах незаконного вмешательства в деятельность авиакомплекса мною уже тоже приняты организационные меры: уволены начальник линейного управления внутренних дел в Домодедово и два его заместителя.

Д.МЕДВЕДЕВ: Тряхните вообще всю транспортную милицию. Если люди не понимают, как надо работать, мы найдём других людей.

«Контроль должен быть ежедневным. Он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе просто мы не добьёмся тех целей, которые ставим перед собой».

Контроль должен быть ежедневным. Он должен быть, к сожалению, навязчивым, иначе просто мы не добьёмся тех целей, которые ставим перед собой. Каждый из нас знает, как происходит общение с полицией и транспортными службами в некоторых иностранных аэропортах и вокзалах. У нас, как у людей свободного мышления, это иногда вызывает злость и раздражение: заставляют переворачивать все чемоданы, заставляют раздеваться. Но только таким образом можно достигнуть результата. Придётся поменять правила, о чём я вчера сказал: Правительство в двухнедельный срок должно подготовить предложения.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что речь идёт о безопасности на всех видах транспорта. При этом безопасность авиаузлов - один из самых непростых вопросов. Действительно, теракты происходили не только у нас, и в других странах происходили, в крупных аэропортах, но это не повод для того, чтобы складывать руки и говорить о том, что такого рода действия не поддаются полному контролю.

Нельзя забывать о входах на аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, об автотранспортных стоянках, территориях, которые прилегают к аэропорту. Всё это места массового скопления людей, и безопасность на них должна быть предметом пристального внимания как правоохранительных органов, так и транспортных властей. И чтобы я не слышал больше этих слов со стороны руководства крупных транспортных предприятий: «Мы за это не отвечаем, за это отвечает милиция или ещё кто-то». Если люди, берущие в свои руки организацию транспортного процесса, рассуждают таким образом, это в высшей степени безнравственно. Более того, это предмет для работы правоохранительных органов. Вчера Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело, пусть проверят, кто как работал в этот период.

«Безопасность в местах массового скопления людей должна быть предметом пристального внимания как правоохранительных органов, так и транспортных властей».

Последнее, что хотел бы сейчас сказать. Самое главное, чтобы и транспортные предприятия, и правоохранительные органы не расслаблялись. Я говорил уже об этом вчера на коллегии, ещё раз хотел бы об этом сказать здесь. К сожалению, меры безопасности срабатывают первое время, после этого происходит тотальное расслабление и руководителей транспортных компаний, всех кто там работает, отчасти и граждан тоже. Поэтому перед лицом террористической угрозы мы просто обязаны сплотиться и действовать консолидированно. На это также необходимо обратить внимание.

Поэтому нужно продумать гораздо более активную систему оповещения в аэропортах, в метро, на железнодорожных вокзалах. Это неприятные вещи. Люди хотят получать положительные эмоции, в том числе находясь в дороге. Но говорить об этом надо и с экранов мониторов, которые висят, и по радиосвязи - говорить о террористической угрозе, о том, чтобы все были бдительными. Надо подготовить современную программу работы. Планировали это сделать в метро, насколько я понимаю, даже там пока ничего не получилось. Сделайте это.

Утверждён перечень поручений по вопросам обеспечения транспортной безопасности

Полный текст документа:

«1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Подготовить предложения по изменению правил контроля в транспортных узлах, предусмотрев сплошной досмотр граждан и багажа в наиболее уязвимых для безопасности пассажиров местах транспортной инфраструктуры.

1.2. Подготовить предложения по созданию эффективной системы оповещения пассажиров в транспортных узлах о возникновении чрезвычайных ситуаций и угроз безопасности.

1.3. Провести экспертизу действующего законодательства на предмет его полноты и достаточности для нейтрализации угроз безопасности на объектах транспорта, а также подготовить предложения, направленные на обеспечение его надлежащего исполнения, включая вопросы усиления ответственности.

1.4. Представить предложения об изменении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, направленные на финансирование модернизации прежде всего уязвимых объектов транспортной инфраструктуры.

1.5. Совместно с органами исполнительной власти г.Москвы и Московской области оказать материальную и иную поддержку российским и иностранным гражданам, пострадавшим в результате террористического акта 24 января 2011г., а также семьям погибших.

Ответственный: Путин В.В.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

провести проверку исполнения законодательства о транспортной безопасности федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами различных форм собственности, занимающимися перевозкой пассажиров и грузов, а также владеющими объектами транспортной инфраструктуры,

Ответственный: Чайка Ю.Я.

3. Администрации Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, МВД России, ФСБ России:

рассмотреть вопрос о целесообразности создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за обеспечение безопасности на транспорте.

Ответственные: Нарышкин С.Е., Путин В.В., Нургалиев Р.Г., Бортников А.В.

4. Следственному комитету Российской Федерации, МВД России, ФСБ России:

провести следственные и оперативно-разыскные мероприятия по выявлению исполнителей, организаторов и пособников террористического акта в аэропорту Домодедово.

Доклад - ежемесячно.

Ответственные: Бастрыкин А.И., Нургалиев Р.Г., Бортников А.В.

5. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

в рамках осуществления надзора за расследованием уголовных дел, возбуждённых по факту террористического акта в аэропорту Домодедово, обеспечить ежемесячный доклад Президенту Российской Федерации.

Ответственный: Чайка Ю.Я.

6. ФСБ России, МВД России: подготовить и внести предложения об ответственности должностных лиц ФСБ России, МВД России, в чьи обязанности входят вопросы борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности на объектах транспорта.

Ответственные: Бортников А.В., Нургалиев Р.Г.

7. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, в чьи обязанности входят вопросы обеспечения безопасности на транспорте.

Ответственный: Путин В.В.»

Президент поручил главам силовых ведомств выработать согласованные решения по фигурантам «лондонского списка» Бориса Титова до 23 июня, рассказали источники РБК. После поручения на свободу вышел второй бизнесмен из списка.

23 мая уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов встретился с президентом Владимиром Путиным для обсуждения проблем бизнесменов. По итогам встречи глава государства распорядился до 23 июня 2018 года выработать «согласованные решения» по всем фигурантам «лондонского списка».

Резолюция была направлена в адрес генерального прокурора Юрия Чайки, председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, директора ФСБ Александра Бортникова и министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Об этом рассказал РБК источник в окружении Титова и подтвердил собеседник, близкий к Кремлю. О том, что такая резолюция существует, РБК рассказали и в аппарате омбудсмена.

«Список Титова» был составлен и передан Путину по результатам встречи омбудсмена со скрывающимися от российского правосудия предпринимателями в Лондоне 3 февраля. На встрече присутствовали в том числе бывший совладелец банка «Траст» Илья Юров, основатель холдинга «Марта» Георгий Трефилов, бывший первый вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов, экс-управделами ЮКОС-ЭП Рамиль Бурганов, соратник Алексея Навального и предприниматель Владимир Ашурков, бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин. «Чаще всего уголовное преследование этих людей совершенно необоснованно, его цель — надавить или отнять бизнес, — комментировал РБК Титов свою поездку в Лондон. — Все они хотят вернуться на родину, работать и не чувствовать себя в опасности. И они обратились ко мне за помощью и юридической защитой».

Список желающих вернуться в Россию беглых бизнесменов был обнародован в феврале. В общей сложности заявки подали 34 бизнесмена, которые скрываются в Великобритании, США, Испании, Греции и на Украине. По предварительной оценке, в этом году в Россию могут прилететь от трех до пяти человек. Первым вернувшимся в Россию бизнесменом из «списка Титова» в марте стал ростовский коммерсант Андрей Каковкин, находившийся в международном розыске по обвинению в мошенничестве и неправомерном обороте средств и платежей. После прилета в Россию он провел несколько часов в полиции, но вышел на свободу после того, как дал обязательство о явке, которая не ограничивает его в перемещении.

После встречи омбудсмена с президентом 26 мая на свободу вышел второй фигурант «списка Титова» — бывший гендиректор компании «Спецстройжилье-Групп» Эрнест Ким, экстрадированный в начале мая из Греции в Россию. Он был выпущен из СИЗО № 4 в Москве под подписку о невыезде, сообщил РБК Дмитрий Григориади, представитель уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

Специалисты отфильтровали обращения бизнесменов из списка, чтобы в делах обратившихся не было криминала, и доводы бизнесменов заслуживали внимания, прокомментировал РБК Григориади. Механизм, предложенный Титовым президенту, подразумевает снятие заочного ареста, когда следователь может вынести постановление об изменении меры пресечения на подписку о невыезде или обязательной явке, добавил он. Для этого заявители дают следователю свой адрес местонахождения и выражают готовность сотрудничать со следствием.

«Они могут отвечать на вопросы через Skype, например. После того как адрес будет установлен, бизнесмен допрошен, то основания для розыска отпадают, и после этого следователь уже может менять меру пресечения <…> Президент посчитал эту концепцию заслуживающей внимания», — объяснил Григориади.

Кима, как рассказывали РБК в аппарате Титова, подозревают в мошенничестве в связи с заключением договора о предварительной продаже квартиры в 2008 году. По данным следствия, в 2008 году Ким заключил договор долевого участия с ипотечной корпорацией «Икмо», которой он обязался передать 31 квартиру. Но через год Ким продал одну из квартир за 4,5 млн руб. вопреки договоренностям, в то же время указав ее в акте передачи.

Позже стороны разрешили спор в Арбитражном суде, и компания Кима вернула покупателю деньги в полном объеме, а пострадавший отказался от претензий. Но примирение сторон не позволило закрыть расследование из-за тяжести обвинения, которое к тому моменту уже было начато. В итоге Ким сбежал в Грецию, где его задержали, там он провел в тюрьме год в ожидании экстрадиции. В начале 2018 года он подал заявку на включение в «лондонский список Титова». После возвращения в Россию Кима поместили в СИЗО-4.

В ответе Генпрокуратуры на обращение омбудсмена говорилось, что в деле не был выявлен «ряд существенных доказательств, подлежащих доказыванию», поэтому материалы вновь направлены для дальнейшего расследования в управление МВД по городу Химки.

Параллельно в понедельник, 28 мая, стало известно о заочном аресте предпринимателя из Уфы Азамата Кильдигушева — также фигуранта «списка Титова». Экс-руководителя национальной библиотеки Башкортостана, совладельца Урало-Поволжской строительной компании ООО «Ак ойл» обвиняют в трех эпизодах хищений на общую сумму порядка 15 млн руб. Ранее он обратился к бизнес-омбудсмену за содействием в возвращении в Россию.

Создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

История транспорта в нашей стране долгая и сложная. Развивался он неравномерно. Прообраз транспортной полиции в России был создан еще в 1809 году, опубликованным Манифестом от 20 ноября "Об управлении водяными и сухопутными сообщениями". С тех пор ведомство периодически меняло свое название, а его деятельность только расширялась в связи с появлением новых видов транспорта.

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

С началом строительства железных дорог появилась необходимость в создании специализированного органа по защите грузов и пассажиров поездов, а также расследования преступлений, совершаемых на железной дороге. Помимо уголовных дел: грабежей, краж, убийств, избиения и пр. действий насильственного характера, транспортная полиция чем занималась в основном, так это тем, что выполняла функции по выявлению взяточничества и казнокрадства со стороны железнодорожных чиновников. Они также отвечали за состояние мостов, и в случае наводнения или разрушения обязаны были обеспечить их ремонт и надлежащее содержание. Появление транспортной полиции на железной дороге было положено указом Николая 1, принятого 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург-Царское село».

С ростом протяженности железных дорог также увеличивалось количество совершаемых на ней преступлений. Так как с развитием железнодорожного транспорта шло освоение ранее не заселенных территорий, то в такой местности чаще всего происходили беспорядки. Для обеспечения безопасности Николаем 1 было принято решение привлечь к этой работе жандармерию, так как в отдаленных местностях не всегда была возможность привлечь местную полицию, поскольку во многих населенных пунктах она просто отсутствовала. Жандармы подчинялись Министерству путей сообщения.

Особенности работы железнодорожной полиции

К сожалению, тот факт, что транспортная полиция являлась ведомственным силовым органом Министерства путей сообщения, а начальник транспортной полиции подчинялся непосредственно руководителю железной дороги, не привел ни к чему хорошему. По сути, жандармы находились в денежной и служебной зависимости от чиновников-железнодорожников. Поэтому их работа был крайне не эффективна, а в некоторых случаях даже пагубна для ведомства. Не виновные несли наказание, а виновным удавалось, благодаря занимаемым высоким должностям, избежать санкций.

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

После Великой октябрьской революции, несмотря на негативное отношение революционеров к жандармерии и полиции вообще, для наведения порядка был создан специальный орган власти - транспортная милиция. Она была узаконена декретом «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» 18 февраля 1919 года. С этой даты официально отсчитывается история создания и развития транспортной полиции.

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт - совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

Проблемы на и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте - нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра - неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция - это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют. Управление Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: