Примерный перечень вопросов при допросе подозреваемого. Примерный перечень вопросов для допроса свидетеля

Неотъемлемой составной частью привлечения в качестве обвиняемого является допрос обвиняемого, который имеет большое значение как для следователя, так и для самого обвиняемого. Допрос обвиняемого возможен лишь после предъявления обвинения, сформулированного на основе достаточности доказательств. Допрашивая обвиняемого, следователь устанавливает его отношение к предъявленному обвинению, проверяет правильность сделанных выводов в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, получает сведения об иных обстоятельствах, свидетельствующих о дополнительных фактах преступной деятельности обвиняемых или же лиц, не привлеченных к ответственности.

  • Какой у вас был опыт работы в команде?
  • Вы когда-нибудь организовывали что-то?
  • Что вы в самом деле злились в недавнем прошлом?
  • Вы когда-нибудь помогали хорошему другу из сложной ситуации?
  • Что вы сделали, чтобы урегулировать спор между двумя вашими друзьями?
Такие вопросы связаны с поведением, которое представляет определенные черты характера. Примером этого могут служить настойчивость, искренность, приверженность, радость общения или командный дух. Для вас важно, чтобы вы как можно точнее описали и оправдали свое поведение.

Одновременно объяснения обвиняемого, отрицающего свою вину или указывающего на обстоятельства, смягчающие его ответственность, дают возможность следователю тщательно проверить эти объяснения, а также в совокупности с собранными по делу доказательствами дать им объективную оценку. Это означает, что допрос обвиняемого является одним из средств реализации им конституционного права на защиту. Но, поскольку давать показания (объяснения) – право обвиняемого, а не его обязанность, допрос его может и не состояться. При этом обвиняемый не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний.

Кроме того, вы должны описывать свое поведение в конкретной ситуации, а не как вести себя в целом. Что касается примера, вам не нужно много думать о том, какой пример будет работать лучше всего. Возьмите пример, который приходит на ум спонтанно. Ситуационные вопросы - это вопросы, связанные с фиктивными ситуациями. Вы должны представить себе определенную ситуацию в своей профессиональной жизни и объяснить, что вы будете делать в этой ситуации. Вопросы обычно вводятся следующим образом.

Представьте, что вы полицейский и патрулируете со своим коллегой. . Также, как и поведенческие вопросы, ситуационные вопросы также направлены на оценку определенных личностных качеств и характеристик. Опять же, важно, чтобы вы точно описали, что вы будете делать, когда, как и почему. Ответьте на эти вопросы спонтанно и честно. Не пытайтесь придумать особенно умный ответ. Вы не пользуетесь им, если у экзаменаторов создается впечатление, что вы притворяетесь.

После предъявления обвинения обвиняемый подлежит немед­ленному допросу (ст. 173 УПК). Этот срок не может быть продлен или перенесен. Целью допроса является проверка достоверности данных, на которых основано обвинение, представление обвиняемому возможности осуществить свое право на защиту, получение дополнительных сведений об обстоятельствах совершения преступления.

Не сойди с ума! Интервью на собеседование - это знакомство с вами как с человеком. Структурированное интервью может показаться жестким, но это не допрос! Эта стандартная процедура необходима для объективной оценки разговора. Когда вы готовитесь к интервью, изучите типичные стандартные вопросы интервью и подумайте о том, как им реагировать. И оставайтесь естественными и подлинными в противном случае. Если полицейский - это ваша мечта, то это будет с экзаменаторами.

«Самопрофилирование и повышение рыночной стоимости»

Тон и стиль Армина Вольфа на самом деле очень дружелюбны. Его собеседники должны скорее проявлять меньше энтузиазма по поводу содержания некоторых из его вопросов. Они «часто будут служить большей частью самопрофилирования и повышения рыночной стоимости, чем корпоративный интерес».

Допрос обвиняемого имеет важное значение для обеспечения полноты и объективности расследования. Посредством допроса следователь устанавливает отношение обвиняемого к предъявленному обвинению, проверяет правильность сделанных выводов в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, получает сведения об иных обстоятельствах, свидетельствующих о дополнительных фактах преступной деятельности обвиняемых или же лиц, не привлеченных к ответственности5.

Что касается области онлайн, этот принцип работает очень хорошо, поэтому вряд ли существует какая-либо критика. Это решение было и остается правильным до сих пор. Праннер: «Я босс онлайн». Военные уголовные дела и допрос в конце расследования. Защита утверждала, что они больше не будут военными членами и поэтому должны подчиняться обычным уголовным правосудием. Что касается вопроса о компетенции, то Коллегиат указал, что во время этого факта были бы солдаты активного. Таким образом, во избежание возможной нестабильности и пересмотра дел, судимых в соответствии с правилом, установленным в соответствии с принципом специальности, установленный здесь тезис должен соблюдаться со дня опубликования протокола судебного разбирательства. Аналогичная интеграция будет выполняться только тогда, когда Закон военных криминальных обрядов умалчивает по конкретной проблеме, чего нет в материале дела. То же самое можно сказать и о справедливости выборов. . С другой стороны, вторая палата, в процессе работы Докладчика министра Кармен Лусии и Гильмара Мендеса, приняла тезис в обратном направлении.



Одновременно объяснения обвиняемого, отрицающего свою вину или указавшего на смягчающие его ответственность обстоятельства, дают возможность следователю тщательно проверить эти объяснения, в совокупности с собранными по делу доказательствами дать им объективную оценку. Это означает, что допрос обвиняемого также служит одним из средств реализации им своего конституционного права на защиту.

Нет, справедливо, министр Селсу ди Меллу и, по этому мнению, министр Диас Тоффоли. Суд проходил под председательством министра Рикардо Левандовски. Норберто Боббио уже объяснил в своей классической работе «Теория правового порядка», которая. Одним из последствий нормативной иерархии является то, что более высокие нормы могут отменить более низкие, но более низкие не могут отменить более высокие. Понижение одной нормы по отношению к другой заключается в меньшей силе ее нормативной власти; эта меньшая сила проявляется именно в неспособности установить правила, которые противоречат регулированию иерархически превосходящей нормы. В итальянском законодательстве принцип иерархии между нормами выражается несколькими способами. Превосходство конституционных норм над обычными санкционировано ст. 134 Конституции. Именно в этот момент ответчик может осуществить свою положительную или отрицательную самооборону, будучи обязательным присутствием защитника.

Существуют два вида допроса обвиняемого - допрос после предъявления обвинения и дополнительные допросы. Во время дополнительных допросов обвинение не предъявляется, но выясняются различные обстоятельства совершенного преступления.

Допрос обвиняемого, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, производится в дневное время. Как исключение дополнительный допрос может быть проведен в ночное время, но эти исключения должны иметь существенные причины (ч.3 ст.164). Среди них возможны:

Для Эуджио Пачелли де Оливейра: противоречивая и достаточная защита является основой структуры надлежащего процесса, в которой наряду с принципом невинности они санкционируют утверждение о том, что уголовный процесс является инструментом гарантии личности государства.

Поэтому нет необходимости говорить о критериях специальности, когда существует конституционное правило, применимое к делу, и, следовательно, критерий, который должен быть принят, является критерием иерархии! В настоящем исследовании предлагается иметь дело с уголовно-процессуальным институтом, который назывался судебным допросом, с самого начала его происхождения, до его использования в любознательной системе, в которой концентрация всех действий этого процесса была сосредоточена в руках одного органа, в котором оно рассматривалось только как свидетельство; пока не начнут допрашиваться относительно формы, которая использовалась, чтобы быть включенной в обвинительную систему и, таким образом, считаться средством защиты.

Необходимость срочно получить сведения для спасения жизни человека или предотвращения особо тяжких преступлений;

Необходимость получения сведений для задержания преступников;

Необходимость получения сведений для устранения утраты важных доказательств или хищения документов, содержащих государственную тайну.

Опасения следователя относительно вероятности наступления таких событий должны быть основательными.

Из исторических соображений о допросе мы приступим к анализу концепции и характеристик допроса в юридическом ядре, отметив, что это должно быть устно, очень личное и некоторые частные случаи для его реализации, как это происходит с глухими, тупой и чужой, среди многих других соображений, которые будут сделаны.

Допрос - это момент, когда обвиняемый заслушивается Судьей в ходе разбирательства. Это так и всегда было, но ценилось и понималось по-разному на протяжении всей своей истории, в двух системах, любознательных и обвинительных. В любознательной системе, в которой была сосредоточена все действия процесса в руках одного органа, допрос рассматривался как еще один способ доказательства. Основное различие заключается в том, что в инквизиционной системе ответчик не был стороной, а объектом этого процесса, а в системе обвинения это является частью процесса.

Допрос обвиняемого производится по правилам ст. 187-189 УПК с изъятиями, указанными в ст. 173 УПК. Обвиняемому разъясняются права, предусмотренные ч. 6 ст. 47 УПК6.

Обвиняемый допрашивается по месту производства предварительного следствия либо по месту его нахождения. Арестованного допрашивают в месте его содержания. Обвиняемый, не лишенный свободы, допрашивается в кабинете следователя. Заболевший обвиняемый допрашивается в месте его нахождения и с согласия лечащих врачей. Дополнительные допросы возможны в месте производства следственных действий, реализуемых с участием обвиняемого, - обыска, выемки, следственного эксперимента и в любой иной ситуации при появлении явной необходимости выполнить следственные действия, поводом к которым могут служить показания обвиняемого.

Ярким примером того, что допрос рассматривался только как средство доказательства, можно увидеть путем валоризации признания, так называемой Королевы Свидетельств. Всегда помня, что средства, доступные государству для получения этого признания, были как можно более разнообразными, всегда чреватыми насилием.

С течением времени и после многих излишеств, практикуемых государствами, которые приняли пытливую систему, были некоторые реакции со стороны различных групп населения. Вследствие этого была принята Обвинительная система, в которой произошло разделение функций обвинения, суждения и защиты, являясь тремя разными персонажами: автором, судьей и ответчиком. С преобладанием либерального и индивидуалистического идеала, в этом возвращении к обвинительной системе, допрос меняет свой облик.

Обвиняемые, вызванные для допроса по одному и тому же делу, не должны общаться друг с другом.

Если при допросе обвиняемого в деле участвует защитник, он вправе с разрешения следователя задавать обвиняемому вопросы. Следователь может отвести вопрос защитника, но при этом обязан занести отведенный вопрос в протокол. Если допрос производится с участием переводчика, в протоколе отмечается разъяснение переводчику его обязанностей, а также предупреждение об ответственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверяется подписью переводчика. В протоколе должно быть отмечено, а обвиняемому разъяснено его право на отвод переводчика и поступившие в связи с этим ходатайства.

С этого момента обвиняемый мог определить «если» и «как» ответы. Будучи способным противостоять истине, своим отказом ответить, для него возникает право, которое существенно стремится ограничить поиск истины. После всей этой эволюции допрос рассматривается как средство доказательства и главным образом как средство защиты подсудимого. С этой мерой законодатель явно трансформировал допрос в защиту обвиняемого, потому что после наблюдения за всем процессом ответчик будет иметь лучшие условия для подготовки своей защиты в суде.

Но в ходе всей этой эволюции допрос начал представлять некоторые свои характеристики, которых не может быть недостает для его полной реализации, что мы продемонстрируем в следующей теме. На слушаниях по делу о расследовании и судебном разбирательстве, которое должно быть проведено в течение максимального периода в 60 дней, заявления должны быть поданы оскорбленным лицом, допросом свидетелей, перечисленных в обвинительном заключении и в защите, в указанном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 222 настоящего Кодекса, а также разъяснения экспертов, конфронтации и признания лиц и вещей, а затем обвиняемого подвергают сомнению.

При допросе обвиняемого может присутствовать его защитник, прокурор, начальник следственного отдела, переводчик, специалист. Защитник, прокурор, начальник следственного отдела могут задавать вопросы, подлежащие занесению в протокол, специалист и переводчик знакомятся с протоколом и могут высказать замечания, вносимые в протокол (ст.37, 39, 53, 58, 59).

Допрос: юридический характер, понятия и характеристики. Юридический характер допроса является причиной большого расхождения в доктрине, поскольку обсуждается, является ли это средством доказательства или средством защиты, и есть еще ток, который гласит, что допрос носит смешанный характер, то есть он будет таким же временную половину испытания и средства защиты.

Учение, защищающее допрос как средство доказательства, имеет некоторые аргументы в этом смысле, во-первых, потому что этот акт помещен в Кодекс среди доказательств; то, потому что вопросы можно задавать свободно, в-третьих, потому что они могут действовать как против обвиняемого в случае признания и в свою пользу, так и, наконец, потому что считают, что молчание может действовать как процессуальное бремя.

В начале допроса следователь удостоверяется в личности обвиняемого и выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке. В случае отказа обвиняемого от дачи показаний следователь делает соответствующую запись в протоколе его допроса. Перед этим обвиняемому следует разъяснить отрицательные последствия таких действий для его защиты.

Уже доктрина, защищающая допрос, является лишь средством защиты, она считает, что именно в этом акте конкретизация одного из моментов права на достаточную защиту, конституционность гарантирована, то есть право на самооборону, в форме права на слушание, поскольку в допросе обвиняемый имеет возможность делать заявления и приводить факты, которые могут его извинить. Существует доктрина, которая предписывает, что допрос носит смешанный правовой характер, то есть средства доказательства и половины защиты.

Это означает, что обвиняемый не может полагаться на него, чтобы защищаться. Тем не менее, это не та цель, при которой допрос конституционно предрасположен, а его квалификация как просто средство доказательства недостаточна, поэтому, чтобы наделить его характером, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, а также большей частью доктрины, поскольку в тот момент, когда обвиняемый предлагает свою версию фактов, используя свое право на защиту, он наблюдает судья, который может собирать другие элементы, необходимые для оценки его ответственности, и взвешивать наказание, которое в конечном итоге применяется.

При желании давать показания обвиняемому задают вопрос о том, признает ли он себя виновным и предлагают дать объяснения по существу предъявленного обвинения. Рассказ обвиняемого следователь должен выслушать и занести в протокол.

По окончании свободного рассказа следователь в случае необходимости задает обвиняемому вопросы о любых обстоятельствах дела, об отношениях с потерпевшим и свидетелями, другими лицами. Показания обвиняемого могут сопровождаться чертежами, схемами, рисунками, обращениями к документам, в том числе и следственным, к вещественным доказательствам.

При допросе обвиняемого могут по решению следователя или по просьбе обвиняемого использоваться техника, киносъемка, видеосъемка, звукозапись, участвовать специалисты, ее применяющие (ч.4 ст.189).

Обвиняемый вправе в своих объяснениях (показаниях) опровергать обвинение, критиковать обосновывающие его доказательства, давать собственное истолкование обстоятельств дела, отказываться от дачи показаний, представлять доказательства. Дача показаний - право, а не обязанность обвиняемого. Он не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

Право представлять доказательства означает, что обвиняемый вправе представить любые вещественные и письменные доказательства в свое оправдание. Эти доказательства он может передавать как лично, так и с помощью своего защитника. Представлять доказательства это право, а не обязанность обвиняемого и поэтому он не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Закон запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ст. 9 УПК).

Показания обвиняемого имеют, таким образом, двойственную природу, являясь, с одной стороны, источником доказательственной информации, а с другой - средством защиты от предъявленного обвинения.

Поэтому основным содержанием показаний обвиняемого являются обстоятельства, образующие содержание предъявленного ему обвинения. Однако этим предмет показаний обвиняемого не исчерпывается. Обвиняемый, если он признается в совершении преступления, не только излагает ход событий, но и, как их непосредственный участник и лицо, заинтересованное в исходе дела, дает им объяснение, свою интерпретацию, в частности излагает мотивы своих действий, их причину.

Он может дать какую-либо свою версию событий, какое-то иное их объяснение, может привести какие-то смягчающие или оправдывающие обстоятельства. Кроме того, обвиняемый вправе давать в своих показаниях оценку имеющихся в деле доказательств, может отвергать их или ставить под сомнение, приводить контраргументы, которые подлежат тщательной и всесторонней проверке.

В показаниях обвиняемого могут содержаться сведения о его личности, в частности биографические данные (состояние здоровья, наличие наград, семейное положение и др.), которые не входят в содержание обвинения, но могут иметь значение при оценке судом его личности и назначении наказания. Таким образом, предмет показаний обвиняемого шире предмета свидетельских показаний.

Обвиняемый может давать показания и о действиях других лиц, в частности уличать их в совершении преступления.

Обвиняемый допрашивается по поводу всех обстоятельств предъявленного обвинения. Оставление без проверки показания обвиняемого о том или ином обстоятельстве, указанном в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, неизбежно приводит к неполноте, односторонности следствия.

Следователь самостоятелен в выборе тактики допроса (ч.2 ст.189). Запрещены насилие, угрозы, обман. Не допускаются наводящие вопросы. Но следователь вправе добиваться от обвиняемого правдивых показаний законными способами, включая разъяснение обстоятельств, смягчающих наказание, или применяя методы, рекомендованные криминалистикой.

Показания обвиняемого заносятся в протокол допроса от первого лица и по возможности дословно: в случае необходимости записываются заданные обвиняемому вопросы и его ответы.

Закончив допрос, следователь обязан ознакомить обвиняемого с протоколом. Обвиняемый имеет право требовать дополнения и внесения в протокол поправок. По желанию обвиняемого он может собственноручно записать свои показания.

Поскольку обвиняемый - участник уголовного процесса, имеющий в нем свои интересы, он может во время допроса обращаться с заявлениями, жалобами, ходатайствами, с требованиями об отводе должностных лиц.

Презумпция невиновности - это одна из важнейших гарантий права обвиняемого на защиту и установления истины в уголовном процессе. Следователь, исполняя возложенную на него задачу изобличать виновных в совершении преступления, собирает доказательства, необходимые и достаточные для признания судом данного лица виновным. Он по своему внутреннему убеждению оценивает собранные доказательства под углом зрения их достаточности для признания лица виновным и приходит к убеждению в виновности данного лица, но следователь не вправе своим постановлением признать лицо виновным в совершении преступления.

Допрашивая обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, следователю необходимо помнить о сложности своего процессуального положения.

Следователь входит в состав должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование. Он обязан принимать меры к изобличению лиц, совершивших преступление (ч.1 и 2 ст.21 УПК). Вместе с тем обвиняемый не должен доказывать невиновности (ст.49 Конституции РФ и ч.2 ст.14 УПК). При расследовании уголовного дела следователь нередко испытывает сомнения, подлежащие толкованию, природа которых различна. В соответствии со ст.49 Конституции РФ в пользу обвиняемого толкуются не любые сомнения, а неустранимые сомнения. Их неустранимость должна быть объективной. Не устраненные в результате недоработки следователя или других лиц сомнения подлежат устранению, а не толкованию (ч.3 ст.14 УПК). Задачам уголовного судопроизводства в равной степени соответствует справедливое наказание виновного и справедливое, а не любое, освобождение невиновного от наказания (ч.2 ст.6 УПК).

При допросе обвиняемого, отрицающего свою вину, не следует ограничиваться фиксацией общих заявлений о невиновности. Следователь вправе задавать вопросы в целях получения конкретных сведений об обстоятельствах, показывающих невиновность, с тем, чтобы в дальнейшем их проверить. Эти намерения следователя следует разъяснить обвиняемому и показать ему, что неосновательные отрицания вмененных в вину обстоятельств не усиливают, а ослабляют защиту.

Этим следователь выполнит требования ст.11 и ч.5 ст.164 УПК, обязывающих разъяснять лицам, участвующим по тем или иным причинам в уголовно-процессуальной деятельности, их права, обязанности и ответственность и обеспечивать осуществление предусмотренных законом прав, в том числе и права на защиту.

Свои особенности есть в допросе обвиняемого, признающего себя виновным полностью или частично. Они также получают разъяснения, указанные в ст.11 и ч.5 ст.164 УПК. Но следователь должен помнить, что показания о признании своей вины подлежат проверке и подтверждению совокупностью всех доказательств, собранных при расследовании уголовного дела. Не подтвержденные объективно показания о признании своей вины не могут лечь в основу обвинительного приговора (ч.2 ст.77). И в данном случае в ходе допроса предпочтение надо отдавать сбору сведений о данных, подтверждающих выдвинутое обвинение. Не следует также уклоняться и в этом случае от сбора информации, показывающей обстоятельства, смягчающие ответственность.

Повторный допрос обвиняемого по предъявленному обвинению производится только по просьбе самого обвиняемого в том случае, если на первом допросе он отказался отдачи показаний (п. 4 ст. 173). Просьба может быть письменной, в виде заявления, или устной. В последнем случае она заносится в протокол допроса первой и отдельно подписывается обвиняемым.

О проведенном допросе составляется протокол с соблюдением требований ст. 166, 164, 174, 190 УПК.

Протокол допроса составляется либо в ходе допроса или сразу же после его окончания. Последующее редактирование протокола не допускается. Протокол записывается от руки или с помощью технических средств, среди которых может быть компьютер. Ходатайство обвиняемого о собственноручной записи протокола удовлетворяется.

Протокол допроса начинается с указания места допроса, его даты, часов и минут, показывающих как начало, так и конец допроса, с названия должности, звания должностного лица, его фамилии. Если в допросе участвовали другие лица - защитник, прокурор, начальник следственного отдела, специалист, переводчик или иные лица по разрешению следователя (эксперт, педагог), то в протоколе перечисляются их фамилии, звания и делается отметка о том, что переводчику, специалисту, эксперту разъяснены их права и обязанности. Переводчик дополнительно предупреждается об уголовной ответственности за умышленно ложный перевод.

Об обвиняемом сообщаются сведения о его личности. Сведения о личности обвиняемого входят в предмет доказывания по уголовному делу. Перечень данных, предусмотренных ч.2 ст.174, следует обосновать материалами уголовного дела и общегражданскими документами. Возможно изменение сведений.

Протокол составляется от первого лица и по возможности дословно. В него вносятся ответ на вопрос о признании или непризнании вины, показания обвиняемого обо всех обстоятельствах дела в тех пределах, в каких они даны, вопросы следователя и ответы на них. Лица, присутствующие при допросе, задают вопросы после следователя. Вопросы прокурора и начальника следственного отдела не снимаются - они заданы в порядке надзора и контроля за действиями следователя. Вопросы остальных лиц могут следователем сниматься, но они должны записываться в протокол.

Длительность допроса обвиняемого не может превышать 4 часов. Если он длится свыше 4 часов, то должны делаться перерывы для отдыха и приема пищи не менее чем на час. Общая продолжительность допроса не может превышать 8 часов. При нездоровье обвиняемого продолжительность допроса устанавливается по медицинским показателям (ст.187 УПК). По просьбе обвиняемого могут назначаться более частые перерывы, в том числе для встречи наедине с защитником во время допроса. О каждом перерыве производится отметка в протоколе и указываются его длительность и причины. В том случае, когда первый допрос обвиняемого начат без защитника и обвиняемый отказался давать показания без участия защитника, допрос приостанавливается и возобновляется после появления защитника. После прибытия защитника протокол составляется с самого начала.

По окончании допроса обвиняемый знакомится с протоколом. Обвиняемый читает его лично или, по просьбе обвиняемого, следователь читает протокол вслух. Порядок ознакомления - личное прочтение или прочтение протокола вслух следователем - и просьба о прочтении вслух со стороны обвиняемого заносятся в протокол. Переводчик переводит протокол устно.

После ознакомления с протоколом обвиняемый вправе дополнить его или высказать замечания. Эти ходатайства удовлетворяются обязательно.

Обвиняемый подписывает каждую страницу протокола и протокол в целом. Также подписывает протокол и переводчик.

Существуют дополнительные условия оформления протокола (ст.167 УПК). Отказ обвиняемого подписать протокол удостоверяется записью следователя и защитника, если он участвует в допросе. Обвиняемому дается возможность сделать заявление о причинах, побудивших его отказаться от подписания протокола. Заявление заносится в протокол, но может быть подписано обвиняемым и отдельно. Обвиняемый, не имеющий возможности подписать протокол лично ввиду физических недостатков или состояния здоровья, знакомится с протоколом в присутствии других лиц.

Они своими подписями подтверждают факт ознакомления с протоколом и подписывают его. Такими лицами могут быть защитник, законный представитель, иной представитель или понятые.

Лица, участвовавшие в допросе, выслушивают оглашение протокола или могут его прочитать сами. Их замечания заносятся в протокол обязательно. Подписывается ими протокол в целом на его последней странице. После их подписи следует подпись следователя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессуальное значение акта привлечения в качестве обвиняемого состоит в том, что с этого момента в уголовном процессе появляется человек, изобличенный в совершении конкретного преступления, и, кроме того, устанавливаются границы ответственности данного лица.

Привлечение лица в качестве обвиняемого и последующее предъявление ему обвинения имеют большое значение не только для предварительного расследования, но и для судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечивает охрану их прав и законных интересов. Состоявшееся привлечение лица в качестве обвиняемого имеет существенное значение для самого гражданина, в отношении которого проводится предварительное расследование. Объясняется это тем, что у обвиняемого появляется больше возможностей для осуществления своего права на защиту. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого, предоставляются предусмотренные законом права, в том числе право знать, в совершении какого преступления он обвиняется. Несвоевременное привлечение лица в качестве обвиняемого, промедление с предъявлением обвинения, а также перенос данного действия на конец предварительного расследования, как это иногда случается на практике, являются разновидностями ограничения законного права обвиняемого на защиту.

Значение института привлечения лица в качестве обвиняемого в большой степени зависит от точности выполнения следователем положений уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок предъявления обвинения и проведения допроса обвиняемого, а также разъяснения последнему его прав. Соблюдение следователем норм, установленных законом, является необходимой гарантией полноты, объективности и всесторонности предварительного расследования, а в последующем - и судебного разбирательства.

В то же время ошибочное, преждевременное принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого способно нанести невиновному гражданину не только моральные страдания, но и материальный вред;

Допрос обвиняемого имеет большое значение потому, что в ходе него выясняется отношении допрашиваемого к деянию, в совершении которого он обвиняется. Также становится очевидным, признается ли обвиняемый в совершении преступления или нет, оказывает ли помощь органам следствия. В зависимости от поведения допрашиваемого и его показаний суд определяет меру наказания за совершенное преступление.

В целом предъявление обвинения и допрос обвиняемого имеют большое значение для предварительного расследования.

1. В связи с какими обстоятельствами свидетель оказался на месте происшествия и что он там делал?
2. Где, когда и что произошло на месте происшествия?
3. Что предшествовало противоправному деянию?
4.Кто, где конкретно находился в это время на месте происшествия?

5. Кто, какие действия и против кого совершал на месте преступления?

6.Как преступники оказались на месте происшествия и как удалились с него?
7.Сколько преступников, потерпевших находилось на месте происшествия, как они выглядели (признаки внешности)?
8. Как общались между собой преступники до совершения преступления, в момент противоправного деяния и после него?
9. Общались ли преступники с потерпевшим? Если общались, то какой характер носило это общение?
10.Знаком ли свидетель с потерпевшими, подозреваемыми и в каких отношениях с ними находится?
11. Было ли у преступников оружие, кем и когда оно применялось, при каких обстоятельствах, его индивидуальные признаки?

12. Располагали ли преступники транспортными средствами (если располагали, то какимиконкретно, их марка, государственный номер,
индивидуальные признаки, где они находились)?
13. Какие защитные действия совершали потерпевшие и находящиеся с ними лица во время и после совершения преступления?
15. Какие телесные повреждения (следы-наслоения) могли остаться на потерпевших, преступниках? Какие повреждения могли остаться
на одежде потерпевших, преступников?
16. Предпринимал ли кто-либо действия, направленные на пресечение преступления? Каков характер этих действий и их последствия?
17. Что сделал сам свидетель для пресечения преступления, преследовал ли преступника?
18. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент преступления?
19. На каком расстоянии воспринималось преступное событие?
20. Нет ли у свидетеля дефектов зрения, слуха?
21. Сможет ли он опознать преступников, оружие, предметы преступного посягательства и по каким приметам?

2.3. Примерный перечень вопросов для допроса потерпевшего .

1. Где, когда и при каких обстоятельствах совершено преступление?

2. Какие телесные повреждения (их характер, локализация и т.п.) получил потерпевший?
З. Когда и в какое медицинское учреждение обращался за помощью?

4. Кто конкретно оказывал медицинскую помощь (характер этой помощи)?
5. Когда и в связи с чем оказался потерпевший на месте происшествия?

6. Какие обстоятельства (виктимное поведение и т.п.) предшествовали совершению противоправного деяния?
7. Как преступники прибыли на место происшествия, каким путем удалились с него?
8. Кто еще мог наблюдать за событиями (с какого расстояния), происходящими на месте происшествия?
9. Сколько нападавших находилось на месте происшествия, каковы их приметы?

10. Какие конкретно действия (угрозы) и в какой последовательности были совершены каждым из преступников?
11. Какое оружие (предметы нападения) находилось у преступников, его внешний вид и приметы? Кто и при каких обстоятельствах применял оружие?
12. Располагали ли преступники транспортными средствами (если располагали, то какими именно: марка, государственный номер, индивидуальные признаки, место парковки и т.п.)?
13. Каков характер защитных действий потерпевшего и лиц из его окружения?
14. Какие следы, орудия совершения преступления могли остаться на месте происшествия?
15. Какие следы на теле преступников, их одежде могут свидетельствовать о совершении противоправного деяния и пребывании на месте происшествия?
16. Какова стоимость, наименование, индивидуальные признаки похищенных ценностей, поврежденных предметов и вещей?
17. Кто мог знать о наличии у потерпевшего тех или иных ценностей, украшений и т.п.?
18. Кому первому он сообщил о случившемся и какие действия предпринял для преследования преступников?
19. Кого (и в связи с какими обстоятельствами) подозревает в совершении преступления?
20. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступлений?
21. Может ли опознать преступников, похищенное имущество, автомобильный транспорт и по каким признакам?
22. Каково его физическоё и психическое состояние? Не употреблял ли накануне спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
23. В чем причины несвоевременного обращения в органы внутренних дел?

2.4. Примерный перечень вопросов для допроса подозреваемого.

1. Когда, с кем, в связи с какими обстоятельствами он оказался на месте происшествия?
2. Когда, где, по чьей инициативе и при каких обстоятельствах были совершены преступные действия по конкретному эпизоду?
3. Кто может подтвердить его показания по поводу изложенных обстоятельств?

4. Сколько лиц находилось на месте происшествия (их установочные данные, сведения о внешних признаках, приметы одежды, обуви), какие действия они совершали?
5 . Какова последовательность и каков характер насильственных действий и угроз со стороны подозреваемых в отношении каждого из потерпевших?
6. Каким путем прибыли на место. происшествия и удалились с него?
7. Какое оружие и какие предметы применялись при совершении преступления, обстоятельства его применения, индивидуальные признаки, места приобретения, изготовления, хранения до совершения преступления и последующего сокрытия?
8. Каким образом общались между собой допрашиваемые до совершения, при совершении преступных действий и после них?
9. Какие транспортные средства использовались до и после совершения преступления (марка, государственный номер, индивидуальные признаки, места парковки и
10. Как потерпевший вел себя до и в момент совершения преступления, какие действия совершали лица, находившиеся с ним?
11. Какие повреждения и при каких обстоятельствах причинен подозреваемому и потерпевшему в момент совершения преступления
12. Что и в каких количествах было похищено, признаки и приметы похищенного?
13. Где подозреваемый спрятал или через кого, на каких условиях реализовал похищенное имущество? .
14. Знал ли подозреваемый потерпевшего ранее, имел ли сведения о наличии имущества у него?
15. Кто и почему был инициатором совершения преступленвя?
16. Какие подготовительные действия осуществлялись для совершения преступления?
17. Не совершал ли он ранее каких-либо противоправных действий, если совершал, то какие именно, где, когда, с кем и в отношении кого?
18. Привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то когда, где и за что; вид наказания, где и как долго его отбывал9 . . .
19. Какие погодные условия (освещенность, слышимость) были в момент совершения преступления? . .
20. Каково его физическое и психическое состояние? Не употреблял ли накануне (перед совершением преступления) спиртные напитки (какие, сколько) или наркотические средства?
21. Кому принадлежат предметы ценности, вещи, обнаруженные при обыске?

1. В ситуациях, когда к уголовной ответственности привлекается несколько лиц, возникает необходимость правильно решить вопрос, в какой последовательности предъявлять обвинение, так как успех первого допроса во многом предопределяет результативность последующих. Скорее всего можно рассчитывать на получение правдивых показаний от того лица, в отношении которого собрано наибольшее количество изобличающих доказательств, а также от совершившего преступление впервые, под влиянием других лиц и дававшего более правдивые показания, нежели его соучастники. Вместе с этим при решении данного вопроса необходимо учитывать;
а) находятся ли привлекаемые лица под стражей (задержаны или им избрана такая мера пресечения до предъявления обвинения) или на свободе. Обвинение в первую очередь следует предъявлять лицам, лишенным свободы, поскольку их права ущемлены наиболее существенно, а срок на предъявление обвинения ограничен законом;
б) значимость выясняемых у каждого из лиц, подлежащих допросу, обстоятельств и возможность их использования в допросах других обвиняемых;
в) индивидуальные особенности каждого из допрашиваемых;
г) степень участия каждого из них в совершении преступления;
д)взаимоотношения между участниками преступления.
2. На первом допросе лица в качестве обвиняемого следователь должен -убедиться, понятно ли ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого, а также выяснить, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на- каком языке (ч. 2 ст. 173 УПК). Если обвиняемый не признает вину, то выясняет почему. В тех ситуациях, когда вина признается частично в максимальной конкретизации выясняет, что признается обвиняемым. Такой подход следователя дает возможность уже в ходе первого допроса и в последующем проверить достоверность показаний, подтвердить или опровергнуть их доказательствами.
Право обвиняемого давать показания, дополненное обязанностью следователя выявлять и исследовать обстоятельства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину, способствует достижению объективности, полноты, всесторонности расследования.

ТАКТИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

§ 1. Теоретические основы

1.1. Понятие, цель, сущность и виды предъявления для опознания

Предъявление для опознания - это самостоятельное следственное действие, в ходе которого опознающий сравнивает предъявленный объект с мысленным образом ранее воспринятого и на этой основе делает вывод о его тождестве или различии.
Являясь самостоятельным следственным действием, предъявление для опознания служит эффективным способом как проверки собранных доказательств, так и сбора новых доказательств, ранее не фигурировавших в материалах уголовного дела.
Предъявление для опознания является одним из видов идентификации - по мысленному образу, сохранившемуся в памяти. Рассматриваемое следственное действие имеет цель: отождествление объекта (человека, предмета), ранее виденного, с тем, который в данный момент предъявляется опознающему. Этому предшествует установление групповой принадлежности, которое можно рассматривать как этап идентификации. Как правило, принимая решение о предъявлении для опознания, следователь решил вопрос о групповой принадлежности объекта опознания: он уже предъявляет искомый объект в группе однородных. Это правило вытекает из уголовно-процессуального законодательства (ч. 4, 5, 6 ст. 193 УИК).
Лицо, выступающее в качестве опознающего, может выразить свое суждение об однородности предъявленного объекта, т.е. определить объект как такой же, но такое суждение не является целью предъявления для опознания. Подтверждение групповой принадлежности предъявленного объекта с ранее воспринятьтм имеет значение для расследования преступления, однако оно менее эффективно, чем установление тождества.
Сущность предъявления для опознания состоит в психологическом механизме мысленного сопоставления (сличения) образа ранее воспринятого объекта с образом (индивидуализирующими признаками) представляемого.
В основе психологической деятельности опознающего лежат четыре последовательно сменяющие друг друга стадии: 1) восприятие объекта; 2) запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта; З) вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе; 4) вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии.
1. Ученые считают, что восприятие всегда тесно связано с прошлым опытом человека вообще и опытом восприятий в частности. Исходя из этого, восприятие носит осмысленный характер. Человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в целостный образ, но и осмысливает этот образ, относит его к определенной группе объектов. Доказано, что окружающие нас предметы и явления органами чувств человека отражаются адекватно, т.е. тождественно.
Восприятие всякий раз предполагает узнавание. Без последнего не может быть и восприятия. Это связано с тем, что человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образы предыдущих восприятий, сохранившихся в памяти. При совпадении образов человек и узнает объект.
Следует иметь в виду, что на деятельность органов чувств существенно влияет прошлый опыт восприятий человека, его склонности, интересы, профессия и т.п. Применительно к навыкам, умениям в конкретной области знаний каждый специалист воспринимает в предметах то, что его интересует, что он изучает, что знает.
При восприятии человека обращается внимание на анатомические, функциональные, сопутствующие и социальные признаки внешнего облика. Каждая совокупность признаков несет свою нагрузку и по-разному сохраняется в памяти. На формирование мысленного образа воспринимаемого объекта, его сохранность в памяти опознающего существенное влияние оказывают пол, профессия, время наблюдения и время, прошедшее с момента события.
2. Следующая стадия формирования психологической деятельности опознающего - запоминание и сохранение в памяти образа воспринятого объекта. Устойчивость запоминания зависит от равновидн9стей самого восприятия. В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности,
прилагал определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.
Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (Их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.
События, факты, объекты пассивного взаимодействия и те, которые хотя и часто повторяются, но имеют второстепенное значение для субъекта восприятия, недолга сохраняются в памяти. На длительность сохранения в памяти существенно влияют эмоции и чувства, переживаемые опознающим в момент восприятия. Однако следует иметь в виду, что эмоции и чувства отрицательно сказываются на запоминании, если они были вызваны посторонними причинами (обстоятельствами, не связанными с содержанием воспринимаемого события), и наоборот, если эти психические состояния были непосредственно связаны (или вызваны) с самим воспринимаемым событием
З. Вспоминание и передача индивидуализирующих сведений об объекте на допросе следующая стадия психологической деятельности опознающего. Воспроизведение информации рассматривается психологами как один из процессов памяти, протекающий в форме вспоминания или узнавания.
Вспоминание - это локализованное во времени и пространстве воспроизведение образов прошлого, отнесение их к определенному времени, месту, установление связи с определенными событиями. В своих показаниях во время допроса опознающий воспроизводит образ воспринятого объекта (события, обстоятельства, при которых происходило восприятие, его приметы и особенности) в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта мобилизует скрытые возможности памяти, систематизирует запомненное, делает его более четким. При этом надо иметь в виду, что страх, напряжение, утомление затрудняют вспоминание, и поэтому важное значение приобретает создание обстановки, способствующей мыслительной деятельности опознающего. Принимая решение о проведении допроса, необходимо знать о том, что опознающему сложнее передать вербальную информацию, Чем решить мыслительный процесс узнавания при непосредственном восприятии объекта во время его предъявления.
В целях наибольшего получения информации от опознающего следует соблюдать требование уголовно-процессуального законодательства о свободном рассказе, показе, избегая при этом психического давления и элементов внушения, ведущих к искажению информации о ранее воспринятом объекте.
4. Вспоминание и мысленное сопоставление образа ранее воспринятого объекта с образом представленного в целях решения вопроса о его тождестве или различии.
При повторном восприятии опоэнающий оживляет сохранившийся в памяти образ объекта, сопоставляет его с образом предъявленного и делает вывод о их тождестве или различии.
В психологии различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное. Симультанное (синтетическое) узнавание- это одномоментное воспроизведение увиденного объекта, узнавание с первого взгляда, в результате мгновенного совпадения образа воспринимаемого объекта с мысленной моделью этого объекта, сохранившейся в памяти опознающего. Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцированно, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявляемого объекта с чертами мысленного образа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: