Развитие детского общественного движения в школе. В развитии детского общественного движения. Виды государственной поддержки

Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных организаций. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку .

Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям негативной направленности. Детская молодежная организация - форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности: разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам; эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.

Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственными законами. Детские организации имеют большие воспитательные возможности, включаясь в деятельность молодежных организаций как общественных, так и политических .

Характерным признаком современного развития детского и молодежного общественного движения является добровольность вступления в организации. Это должно оставаться безусловной нормой их деятельности. Однако свобода выбора молодым человеком своей организации на данном этапе проявляется для большинства молодежи как свобода не выбирать ни одной из них, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с подрастающим поколением. Лишь немногие из молодежных объединений предусматривают массовое членство в них молодых людей. Характерно, что из молодежных и детских объединений федерального уровня только 30 организаций, предусматривают фиксированное членство, 27 организаций представляют из себя ассоциации объединений, движения, союзы организаций, не предусматривающие фиксированное членство. По экспертным оценкам, зарегистрированными органами юстиции общественными объединениями охвачены от 46% до 87% подростков и школьников, и 12-44 % молодых людей. Наиболее слабо объединительные процессы в молодежной среде представлены в малых городах и в сельской местности.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, на начало 2012 года зарегистрировано 89 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений. По состоянию на 1 января 2012 года, в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, который ведется в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», включены 58 организаций: 14 детские, 44 молодежные; 28 общероссийских, 28 межрегиональных, 2 международных .

Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

В середине 90-х годов прошлого века началось оформление молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), являющихся добровольными, самоуправляемыми формированиями, созданными по инициативе молодых людей, действующих с соблюдением принципов выборности и легитимности. На начальном этапе двигателем движения была спонтанная инициатива снизу, которая далеко не всегда находила поддержку власти и широких молодежных кругов.

Сегодня уже в более чем трети субъектов Российской Федерации на региональном уровне существуют молодежные парламентские структуры. В ряде российских регионов консультативно-совещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики. Молодежный парламентаризм активно развивается и на международном уровне .

Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это - отражение позиции государства на федеральном уровне по вопросу развития молодежного парламентаризма . молодежный движение организация воспитание

Сегодня молодежное парламентское движение представлено различными формами: молодежное правительство; молодежный парламент, имеющий статус общественного объединения; молодежные парламенты, созданные при органах законодательной власти, имеющие разные статусы: научно - консультативного, совещательно - консультативного, совещательно - исполнительного органа .

Таким образом, этап формирования молодежного и детского общественного движения, основанного на многообразии форм и широте возможностей для выбора молодым человеком своей организации, начавшийся в 90-е годы, в основном завершен. Возврат к модели единого и единственного союза молодежи или детей (каким долгое время были пионерская организация и комсомол) и в обозримой перспективе невозможен: эта идея не популярна среди молодежи и молодежных организаций и противоречит изменившимся общественным условиям

«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве» . Так же создавались ученические организации, «Артели тружениц», товарищества. «На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус. В России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елизаветино Псковской губернии, вернувшейся из Великого княжества Финляндского, помещицей Е.Е. Вагановой. Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9-11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов)» . В начале XX века в ряде Российских городов начало действовать международное движение «сетлемент» - посёлков культурных людей среди бедного населения. В Москве его организовал в 1906 году педагог Станислав Теофилович Шацкий. «В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» .

Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов. Один из первых скаутов А.М. Вязьмитинов вспоминает, что ещё до официального появления детского движения в Российской Империи, «подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному» .

«В 1906 г. полковник Р. Баден - Пауль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный разведчик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи» . И 30 апреля 1909 года в Павловске под Петербургом штабс-капитан О.И. Пантюхов организовал первое скаутское звено из 7 мальчиков. Этот день официально считается датой основания первого скаутского движения в Российской Империи. «На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее - «Будь готов» . В 1910 году в Москве Г.А. Захарченко, написавший первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик», основал «Московскую дружину юных разведчиков». В 1911 году в Петербурге Янчевицкий организовал «Легион юных разведчиков». Дружины скаутов стали возникать во многих городах Российской Империи: в Киеве и Анапе, Астрахани и Архангельске, Воронеже и Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске и др.

«Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории» . Скаутмастером (руководителем отряда) мог быть только человек, достойный подражания. День для скаута не должен был проходить в праздности: он должен был оказывать нуждающимся помощь. Так же отряды организовывали праздники для детей из бедных семей. «Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы» . В 1915-16 годах проходили Всероссийские съезды скаутов. Так же они выезжали на летние сельскохозяйственные работы отрядом до 200 человек.

«После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга» . «В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров» . «В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение было разгромлено» .

«Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации» . «В Москве появились первые отряды юных пионеров. В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Так возникла пионерская организация, носившая до 1924 года имя Спартака» . Были созданы первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». Весной 1923 года в Москве, а летом-осенью и в других регионах страны, при пионерских отрядах стали возникать группы младших детей - октябрят. «В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров)» . «Пионерская организация заимствовала многое у скаутов - организацию по отрядам, институт вожатых, церемониал, клятву, сборы у костра, элементы символики. С 1934 года начался переход пионерской организации в школу. Были введены должности старших вожатых - руководителей пионерских дружин. С тех пор пионерия строилась по принципу «класс - отряд», «школа - пионерская дружина».

В 1930-х годах повсеместно открывались детские спортивные школы и стадионы, появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома детской книги, картинные галереи, киностудии» .

По мнению Грибанова В.В. и Теплова Э.П. «Тимуровское движение» в развитии детского движения в Советском Союзе стоит особняком. «Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации. В военные годы пионерская организация был активным помощником государству в тылу и на фронте. Так в 1942 году пионеры Москвы передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 танков), построенную на заработанные пионерами Москвы деньги. Известны имена пионеров-героев, удостоенных звания Героев Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне: Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.» .

«В стенах школы пионерская организация постепенно потеряла свою специфику и со временем стала частью советской государственно-бюрократической системы, в её работе появился формализм. Основные принципы деятельности детского сообщества - добровольное вхождение в организацию, самодеятельность и активное участие - сохраняли внешкольные разновозрастные коллективы, создававшиеся в домах пионеров, пионерских лагерях, ученических производственных бригадах, школах пионерского актива» . Но она, «тем не менее, оставалась для многих школьников школой социализации, умением жить и трудиться в коллективе, получить навыки управления, местом общения сверстников по интересам, местом формирования романтических идеалов» . «После «перестройки» пионерия отказалась от политической окраски и взяла новый девиз: «За Родину, добро и справедливость». На десятом Всесоюзном слёте пионеров осенью 1990 года преемником пионерской организации стал Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО-ФДО), независимый от политических партий и движений. За всё время существования Всесоюзной пионерской организации в её рядах побывало более 210 млн человек» .

«На пороге 80-х - 90-х годов получили развитие следующие тенденции:

· Развитие вариативности в детском движении (коммунары, скауты). В ноябре 1990 г. в Институте молодёжи был проведён учредительный съезд Ассоциации возрождения российского скаутинга. 65 делегатов из разных городов России, а также Украины и Молдовы приняли в нём участие.

· Демократизация и обогащение деятельности пионерской организации; создание перспективных и содержательных новых программ, форм и видов деятельности; проведение на демократической основе слета Всесоюзной пионерской организации в Артеке (сентябрь 1990 г.), создание программы обновления пионерской организации;

· Создание национальных детских организаций в Прибалтике и на Украине, ознаменовавших собой начало распада единой Всесоюзной пионерской организации;

· Начало процесса деполитизации пионерской организации, придание её деятельности гуманистического характера, обращение не к интересам партии и государства, как главной цели, а к интересам личностей членов организации» .

«Коренным образом изменилось законодательство: на смену партийным постановлениям, регулирующим и регламентирующим деятельность организаций, пришли государственные акты о поддержке детского движения в России. Отказ от жёсткого общественно-государственного контроля способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. С 1990-х годов в России создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения» .

«В современных условиях в России число детских и молодёжных общественных организаций и объединений возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми» . Но вовлечение молодёжи и детей в общественные объединения является минимальным. «По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83% учащихся 4-11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7% детей являются участниками туристических объединений, 5% - члены детских общественных организаций, а ещё 5% входят в неформальные движения» .

«Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов» . Между тем, деятельность около половины детских общественных формирований характеризуется как разнонаправленная. «Деятельность большинства объединений направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.» . Объединения «берут на себя «защиту прав и интересов своих членов», «заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив», «обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности». Каждое десятое объединение важнейшей целью считает формирование национального самосознания своих членов» .

Исходя из вышеизложенного, развитие детских объединений в нашей стране можно условно разделить на четыре этапа:

«1 этап - 10-е годы ХХ века - возникновение детского движения как специфической социальной реальности;

2 этап - 20-е - начало 30-х годов ХХ века - становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания;

3 этап - 30-е - 80-е годы - развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации - специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап - 90-е годы ХХ века - саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в многообразии форм, видов, целевой и содержательной направленности в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества как субъекта социализации детей и юношества» .

«В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.» .

Участники слушаний единодушно констатировали, что по ряду причин, в том числе по причине недостаточности внимания со стороны государства, в настоящее время социально-педагогический потенциал детских общественных объединений не востребован значительной частью детей. Речь шла и о проблемах самих организаторов детских общественных движений – подготовке кадров, взаимодействии с образовательными учреждениями, выслуге лет и ставках для вожатых, чья работа является для ребят альтернативой «уличному» времяпрепровождению.

Рассмотрев вопрос "О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают актуальность и значимость проблемы для расширения возможностей активного включения подрастающего поколения в инновационное развитие Российской Федерации, выражают уверенность, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой, кадровой, информационно-методической базы детского движения будет способствовать активизации его деятельности как субъекта гражданского общества.

Общественное движение детей объективно выполняет заказ общества и государства на становление социально активной личности. Оно охватывает как официально зарегистрированные, имеющие соответствующий правовой статус детские общественные объединения, так и формирования, не носящие четко определенного характера. Его структура представлена совокупностью объединений, функционирующих на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, на базе учреждений образования, клубов.

Характеристикой современного детского движения, во многом определяющей его перспективы, является невостребованность в должной мере социально-педагогического потенциала общественных объединений значительной частью общества и государства.

В то же время детские объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность, являются для подрастающих граждан первой школой демократии, и органы власти, общественные структуры могут и должны рассматривать их как значимый и перспективный ресурс в формировании российского гражданского общества. Изменение сложившегося стереотипного отношения к развитию детского движения требует решения ряда проблем, сдерживающих развитие детских общественных объединений.

Снижают эффективность деятельности детских общественных объединений следующие проблемы: состояние материальной базы, отсутствие постоянных источников финансирования, низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Комплексное решение проблем должно быть направлено на формирование модели детского движения, функционирующего на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки, которая предполагает формирование государственно-социального заказа детскому движению, программно-технологическое обеспечение его реализации, развитие кадрового потенциала общественных объединений детей. В данном случае участники детских общественных объединений значительно увеличат вклад в решение вопросов социально-экономического развития страны.

В целях решения задачи развития детского общественного движения, участники слушаний просят Президента Российской ФедерацииД.А. Медведевапри выделении средств на поддержку проектов неправительственных некоммерческих организаций одним из приоритетов определить поддержку проектов и программ детских общественных объединений.

Федеральному Собранию Российской Федерации

Рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство:

В Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» в части создания реальных механизмов и мер поддержки детских и молодежных общественных объединений;

В Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления возможности получения молодежными и детскими общественными объединениями помещений в безвозмездное пользование на ведение уставной деятельности;

В законодательство об образовании в части установления обязанности органов и учреждений образования содействовать деятельности детских и молодежных общественных объединений, направленной на развитие социальной активности детей и молодежи, их гражданско-патриотического воспитания;

В Налоговый Кодекс Российской Федерации в части установления налоговых льгот детским общественным объединениям;

В Семейный кодекс Российской Федерации в части определения понятий "дети" и "подростки", а также возрастных групповых категорий.

Совету Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации

Поручить Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству, Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества и Правовому управлению Аппарата Совета Федерации провести мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" в субъектах Российской Федерации и соответствия законов субъектов Российской Федерации по вопросу поддержки деятельности детских общественных объединений.

Правительству Российской Федерации

1. Разработать новые механизмы государственной поддержки детских общественных организаций и объединений, определить их роль, конкретизировать позицию и ответственность органов образования и молодёжной политики.

2. Поручить:

2.1. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации:

2.1.1. Организовать при Министерстве Консультативный совет по вопросам государственной поддержки развития детского движения, включив в его состав представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, неправительственных и других организаций.

2.1.2. Организовать в 2009-2011 годы цикл информационных и консультационных мероприятий по изучению состояния и перспектив развития детского движения для специалистов, ответственных за принятие решений по осуществлению государственной поддержки деятельности общественных объединений детей.

2.1.3.Разработать стратегию развития детского движения в Российской Федерации.

2.1.4. Провести конкурс проектов (социальных, научных, творческих и др.) общественных объединений "Детское движение: от интересов детей к интересам государства и общества".

2.2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.2.1. Предусмотреть подготовку кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования по вопросам детского и молодежного общественного движения. Включить в содержание психолого-педагогической подготовки студентов спецкурс по проблемам развития современного детского движения.

2.2.2. Решить вопрос выделения в штате учреждения дополнительного образования детей или общеобразовательного учреждения ставки для куратора детских и юношеских общественных объединений.

2.2.3. Создать общероссийскую информационно-методическую службу по оказанию помощи региональным детским общественным объединениям и педагогам, работающим с ними, с целью разработки учебно-методических материалов по использованию лучшего опыта созидательной деятельности общественных объединений детей.

2.2.4. Рассмотреть вопросы открытия школ подготовки старших вожатых общеобразовательных учреждений федерального и регионального уровня, разработки и реализации программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов-организаторов для работы с детскими и молодежными общественными, предоставления вожатым сельских школ базовой ставки, независимо от комплектации школы (в сельских районах большинство вожатых имеет половину или четверть ставки), введения коэффициентов за количество детей, достижения и педагогический стаж вожатых.

2.3. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации:

2.3.1. В целях развития сотрудничества ученых и специалистов, работающих в детских общественных объединениях, создать Межведомственный научно-образовательный центр проблем детского движения.

2.3.2. Организовать Всероссийский кадровый клуб детского движения с сетью экспериментальных площадок по отработке моделей работы детских общественных организаций.

2.3.3. Создать сеть ресурсных центров детских общественных объединений в федеральных округах с главным центром в г. Москве. Разработать и внедрить программу подготовки менеджеров детских общественных объединений на базе ресурсных центров.

2.3.4. Ежегодно обобщать опыт работы детских общественных объединений, разрабатывать методические рекомендации в помощь организаторам детского движения.

2.4. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации.

2.4.1. Уделять особое внимание развитию международного сотрудничества детских общественных объединений с зарубежными партнерами для преодоления ксенофобии, расовых, национальных и социальных предрассудков в детской среде, формирования принципов толерантности в совместной деятельности.

2.4.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности ежегодного проведения во всероссийский детских центрах «Орлёнок» и «Океан» международных смен детей-лидеров детских общественных объединений и Международного фестиваля «Детство без границ», способствующих установлению более тесных связей и контактов представителей детских общественных объединений.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Развивать и совершенствовать нормативную правовую базу в сфере поддержки детских общественных объединений.

2. Рассмотреть возможность создания целевых бюджетных фондов развития детского движения.

3. Предусмотреть в проектах соответствующих бюджетов расходы на финансирование мероприятий детских общественных объединений, с учетом предложений межведомственных комиссий по координации деятельности детских общественных объединений.

4. Шире использовать механизм государственного заказа оказания социальных услуг детскими общественными объединениями.

5. Оказывать содействие инициативным группам в создании консультативно-совещательных структур на муниципальных и региональных уровнях, а также участию лидеров детских общественных объединений в муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.

6. Разработать комплекс дополнительных организационно-правовых мер, обеспечивающих эффективную деятельность детских общественных объединений в муниципальных образованиях.

7. Рассмотреть возможность введения в структуру администраций муниципальных районов и городских округов ставки специалиста координатора детского движения, предоставления государственного имущества в пользование молодежным и детским общественным объединениям.

8. Совершенствовать взаимодействие органов государственной власти и детских общественных организаций через практику развития договорных отношений детских общественных объединений с органами государственной молодежной политики и органами образования.

9. Предоставлять помещения учебных заведений, подростковых клубов, учреждений дополнительного образования для деятельности детских общественных объединений в рамках договоров о реализации совместных программ дополнительного образования, воспитания, государственной молодёжной политики на безвозмездной основе.

10. Предусмотреть включение клубных формирований в перечень форм общественной самоорганизации населения, предложить органам местного самоуправления, создать условия для усиления роли детских общественных объединений в организации повседневной работы с детьми и подростками по месту жительства, в том числе и на базе подростково-молодежных клубов.

Руководителям и лидерам детских общественных объединений, региональных круглых столов молодежных и детских общественных объединений

1. Шире использовать инновационные подходы в деятельности детских общественных объединений, создавать и реализовывать программы, направленные на включение подрастающего поколения в созидательную деятельность на благо общества.

2. Развивать единое информационное пространство детского движения в Российской Федерации.

Участники парламентских слушаний заявляют о своей готовности и далее действовать интересам детского движения Российской Федерации и продолжить активное сотрудничество с различными социальными институтами гражданского общества по развитию и популяризации идей детского движения в Российской Федерации.

  • 5. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект социализации.
  • 6. Агенты социализации. Механизмы социализации человека.
  • 7. Факторы социализации.
  • 9. Социально-педагогическая помощь семье.
  • 10. Социальное воспитание. Цель, задачи, объект социального воспитания. Личность как субъект социального воспитания.
  • 13. Социальная адаптация и дезадаптация. Виды дезадаптации, причины и проявление дезадаптации.
  • 14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
  • Причины девиантного поведения
  • 15. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Виды социальных норм, типы отклонения.
  • 16. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей. Категории детей без попечения родителей, выявление этих детей. Формы устройства этих детей.
  • 18. Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов. Детское социальное проектирование.
  • 19. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
  • Особенности технологий социальной работы
  • 20. Основные международные документы по защите детства. Социальная защита детства в рф. Объекты, субъекты социальной защиты. Формы и методы социальной защиты.
  • 21. Диагностический инструментарий социального педагога.
  • 22. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе.
  • Школьный социальный педагог:
  • Обязанности школьного социального педагога:
  • Социальный педагог имеет следующие права:
  • Основные методы и направления работы школьного социального педагога:
  • 23. Самоопределение и профориентация школьников.
  • 24. Табакокурение, наркотиколизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности.
  • Причины табакокурения
  • 2. Наркотизация
  • Причины наркотизации подростков
  • 3. Алкоголизация
  • Причины подросткового алкоголизма
  • Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности
  • 25. Одаренный ребенок, виды и признаки одаренности. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми.
  • 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.
  • 27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.
  • 28. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.
  • 29. Общение как фактор социализации. Его виды, функции, структура. Пути формирования коммуникативной компетентности (детей).
  • 31. Проблема цели педагогики. Технология постановки цели. Классификация целей и задач. Таксономия целей.
  • 32. Деятельность как способ существования человека. Ее виды и уровни сформированности. Деятеностный подход к развитию личности.
  • 26. Детское движение. Детские общественные организации и объединения как фактор развития личности ребенка. Виды детских объединений.

    Де́тское обще́ственное объедине́ние - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

    Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ.

    Виды детских общественных объединений :

    Пионерское движение. Скаутское движение. Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Военно-патриотические движения Экологические объединения Социально-реабилитационные и волонтёрские организации

    Объединения профессиональной подготовки Религиозные детские объединения.

    Что и как развивает личность в детском объединении?

      Развитие личности в нем есть качественные изменения, происходящие в ее структуре в процессе освоения роли члена общественного объединения , отражающей принадлежность к общественному формированию, наделенность определенными правами и обязанностями, заданность стиля поведения и отношений.

      Освоение роли члена общественного объединения связано прежде всего с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места, роли и образа жизни в нем (и за его пределами); возможностей, предоставленных ей объединением; добровольно принимаемой меры ответственности за себя и за других. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет выполнение роли субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.

      В результате целенаправленного воздействия в рамках объединений и вне их актуализируются потребности (в общении, совместных действиях, заботе, признании, достижении, самовыражении и др.), способности к их разнообразной деятельности и системе отношений, стимулируется саморазвитие и самосовершенствование на основе самопознания и социальной активности.

    27. Дополнительное образование в современной системе образования в России. Цели и задачи педагогических программ в сфере педагогического образования. Работа социального педагога в микрорайоне.

    Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования.

    Работа социального педагога в микрорайоне.

    Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014.) Реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг в учреждениях дополнительного образования детей. Система дополнительного образования входит в общую систему образования.

    Основная цель :развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

    Основные функции дополнительного образования:

    Образовательная (получение дополнительных знаний, умений и навыков, выходящих за рамки учебных программ)

    Ценностно - мотивационная

    Развивающая

    Досуговая (организация и создание условий для содержательного досуга детей)

    Оздоровительная (использование здоровьесберегающих технологий, занятия ориентированы на отдых и оздоровление)

    Социально-адаптационная (формирование социально-адекватных норм поведения детей)

    Профориентационная (ориентация по профилю выбранной деятельности)

    Коммуникативная;

    Культурообразующая.

    Принципы:

    Доступности и добровольности

    Системности, последовательности

    Ориентации на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

    Гуманизма;

    Практической направленности;

    Единство обучения, воспитания, развития

    Развивающаяся система дополнительного образования детей, ориентируется на деятельностный характер образовательного процесса,Дополнительное образование можно считать личностно ориентированным образованием.

    Через предоставление свободы выбора направленности деятельности, коллектива, педагога, образовательного маршрута;

    Через разнообразие возможностей для коммуникации, самореализации и саморазвития;

    Через диалоговый характер взаимоотношений педагогов и обучающихся;

    Через взаимодействие детей разного возраста в образовательном процессе.

    В учреждениях дополнительного образования детей выделяются следующие направленности:1.Художественно-эстетическая; 2.Эколого-биологическая; 3.Туристско-краеведческая; 4.Социально-педагогическая; 5.Военно-патриотическая; 6.Физкультурно-спортивная; 7.Техническая; 8.Культурологическая; 9.Естественно-научная.

    Основной уставной деятельностью Учреждений является реализация дополнительных образовательных программ, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

    Образовательная программа учебной группы или детского коллектива - это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.Программы должны реализовывать следующиецели :

      развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;

      развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;

      создание возможностей для творческого развития детей;

      приобщение детей к культурным ценностям.

      воспитание общественно-активной творческой личности

    Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач: обучающих, развивающих, воспитательных(выявить, учесть, развить, приобщить и т.п.)

    Работа социального педагога в микрорайоне на закрепленном за ним участке (район, дом, подъезд) должна начинаться с организации свободного времени детей, развития их задатков и способностей в силу следующих обстоятельств:

    ✓ формирование личности, воспитание ребенка происходят не только в семье, школе, но и во дворе, среди сверстников;

    ✓ в школе и семье ребенок подчиняется установленным правилам поведения, а на улице, во дворе находится вне такого контроля и этот неуправляемый процесс развития может играть приоритетную роль.Социальный педагог:

    ✓ инициирует создание по месту жительства на базе прежних клубов спортивных баз, культурных и реабилитационных центров, различных объединений для совместного времяпрепровождения детей и родителей в выходные дни;

    ✓ организует походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых; создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, домовой библиотеки.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 октября 2015 года был подписан Указ Президента Российской Федерации "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ).

    19 мая 2016 года в Москве прошел первый съезд РДШ. Открывается новая страница в истории детского движения нашей страны.

    В этом году детскому движению исполняется 108 лет.

    Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

    Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков.

    Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

    Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи - «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств, голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

    Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

    Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе».

    В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

      1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

    Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г. Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

    Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

    Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

    С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

    1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

    Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе.

    Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

    Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

    В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

    Только факты:

    Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д.

    15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда».

    4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

    Впервые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом.

    50 – 60 гг. ХХ века – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года.

    Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

    Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

      60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

    Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

    Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

    X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!».

    На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

    Новые исторические вызовы требуют новых ответов от современного государства. Формирующееся гражданское общество России предполагает наличие различных форм самоорганизации граждан. И, создавая Российское движение школьников, государство начинает новый период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества.

    И эту новую историю мы пишем вместе!

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ

    ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ

    В современных условиях в России количество детских и молодежных общественных объединений возросло в несколько десятков раз по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Эти объединения характеризуются многоликостью, разноплановостью, разномасштабностью; тем не менее, для каждого из них справедлива главная задача социального воспитания: научение и оказание помощи в самоопределении каждого подростка в ситуации выбора.

    Историю детских общественных объединений в России можно рассматривать как организацию социального воспитания, понимая под ним процесс социального становления, осуществляемый в условиях воспитательных организаций.

    Мысль о том, что коллектив – важнейшее средство социального воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины 19 века.

    В начале 20 века появляются различные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения для детей рабочих (1906-1917),основателями которых были Шацкий С.Т., Венцель К.Н., Зеленко А.У. Первые клубы по месту жительства для детей рабочих существовали в 1906-1917 г.г., одним из основателей был Шацкий С.Т1910-1920гг. Самым многочисленным и получившим наибольшее распространение в России в начале прошлого века можно назвать скаутское движение. Первые отряды скаутов, идеологом которых был скульптор Жуков И.Н., появились в России в 1909 году, хотя Россия – не родина скаутинга. Жуков И.Н. подчеркивал, что с самого раннего возраста необходимо прививать детям социальные «альтруистические привычки». Он был убежден, что «в этом и заключается социальное воспитание». Главное в социальном воспитании он видел в «воспитании альтруистического характера» в процессе длительной заботы о людях и помощи им. Скаутинг – это стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному.

    Взрослые, по мнению Жукова И.Н., «общающиеся со скаутами», должны занимать по отношению к детям позицию «на равных», т.е. вместе с детьми участвовать во всех делах и направлять деятельность детей таким образом, чтобы развить у них инициативу, находчивость, смелость и другие положительные качества.

    После Октябрьской революции, в 20-х годах 20 века скаутинг, как детская организация, давшая толчок к возникновению и развитию пионерской организации, оказался на грани распада. Причины распада были объективные и субъективные. Во-первых, в насквозь пропитанном идеологией обществе, невозможно было оставаться нейтральными. Во-вторых, работа организации, практически в подполье, не давала возможности выхода общественной энергии ребят. Это, в свою очередь, затруднило приток новых сил в скаутские отряды. В-третьих, не было поддержки со стороны государства. В-четвертых, существенным для организации ударом стали откровенные преследования лидеров скаутинга со стороны пионерской организации.

    В итоге, скаутская детская организация, временно действовавшая в подпольных условиях, перестала существовать вообще. Перерыв длился до 90-х годов.

    20-ые гг. Заявившая о себе в первые годы советской власти, пионерская организация стала активно развиваться в 24-30-е годы. Первые пионерские отряды появились во дворах, при фабриках и заводах. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодавшим Поволжья, сбор металлолома, участие в программе ликвидации безграмотности.

    За несколько десятков лет своего существования Всесоюзная Пионерская Организация им. В.И.Ленина сложилась как массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков. Вместе с тем за весь период своей деятельности наиболее яркими являются первые 10-15 лет, когда организация была самоуправляемой, проявляющей большую работоспособность. Постепенно из организации детей и подростков она превратилась в организацию для детей и подростков – средство в руках взрослых для воздействия на подрастающее поколение. Можно проследить следующие изменения в занимаемой педагогом позиции по отношению к детям в процессе развития пионерской организации. В только сформировавшейся пионерской организации, взрослый отводил себе роль организатора и инициатора всех детских дел, но не находился «над детьми», а был рядом с ними. Позже в 30-е годы такая позиция стала сменяться на авторитарную, в которой воспитатель становился диктатором, руководящим делами детей. Смена позиций объективно вытекала из сложившейся в то время социально-политической ситуации в стране.

    30-ые гг. В отличие от первых детских объединений, созданная единая пионерская организация потеряла статус института самореализации, оставаясь лишь институтом социализации. Пионерские отряды прикрепляются к школам, класс становится отрядом, школа – дружиной. Вследствие привязанности к школьной системе, врастания и слияния со школьными структурами, пионерская организация стала деградировать, становиться более формализованной, что повлекло за собой резкий спад интереса детей к организации.

    В дальнейшем, время от времени, внутри нее стали появляться неформальные течения, являющиеся подлинно самоуправляемыми и социально активными.

    К числу таких течений можно отнести движение тимуровских отрядов, возникшее как институт самореализации детей и подростов в 30-е годы.

    Это движение являло собой неосознанный протест против формализации пионерии. Оно принесло в детское движение игру, романтику тайны, общественно полезную деятельность, заботу о людях, стремление любить и защищать свою страну.

    Нельзя не отметить опыт создания трудовой коммуны А.С.Макаренко, который продолжил традиции С.Т. Шацкого, с одной стороны, а с другой – и в этом его главная заслуга – создал коммуны из социально дезадаптированных детей.

    Кроме этого, следует назвать коммунарское движение, возникшее в 50-60-х годах. Коммунарское движение - это создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация свободного творчества личности; это попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. В основе коммунарской методики лежала мысль о гуманистических отношениях между воспитателем и воспитанниками, деятельность коммуны носила характер коллективного творчества. В основе всех дел, их планировании и организации – забота об окружающей жизни.

    Тимуровские, коммунарские движения и другие им подобные были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания. Подобные клубы и объединения не просто готовили детей к будущей жизни, а непосредственно включали их в окружающую жизнь, наполняли ее общественно полезной деятельностью, посильной для подростков. Названные выше объединения способствовали самоопределению детей и подростков, свободному проявлению их интересов и дарований, возможности отстаивать свою собственную позицию в ситуациях необходимости выбор дела, линии поведения, оценки поступка и т.п.

    Воспитатели, педагоги-организаторы выше названных детских объединений занимали по отношению к ним позицию «не над детьми, не рядом, а вместе» (О.С.Газман), при которой детям предоставлялась свобода выбора действий, возможность проявления инициативы, творчества, самостоятельности.

    Начиная с 90-х годов, идет перерождение и активизация всех детских, юношеских и молодежных организаций и объединений, во многом благодаря деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Во-первых, происходит возрождение пионерской организации, ее качественное изменение; во-вторых, оформляется скаутское движение в различных его формах; в-третьих, в качественно новом статусе возродились тимуровцы и коммунары. Они представлены такими организациями, как «Орден милосердия», ДИМСИ и др.; в-четвертых, наблюдается устойчивый рост числа досуговых, а также различного типа профильных объединений. В целом изменилась направленность организаций.

    На современном этапе развития детских общественных объединений они представлены множеством форм, разнообразием содержания деятельности. Поддержанные нормативно - правовыми государственными законами «Об общественных объединениях» (1990г.), «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.), «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), а также региональными правовыми актами, детские общественные объединения возникают, оформляются, действуют, реализуя свои огромные воспитательные возможности, а именно:

    Предоставляя возможность получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций. А также возможность формирования гражданской позиции в рамках разумно организованного досуга детей и микросоциума, в котором ребенок реально может проявить себя (не случайно во многих объединениях дети подражают взрослому обществу, играя в «президентов», «республики» и т.д.);

    Формирование основ жизненного самоопределения, способностей к рефлексии, самостоятельному выбору, готовности брать ответственности на себя, поскольку данные формы социального воспитания детей, включили в себя важнейшее условие целостного развития личности (что достигается за счет сочетания средств обучения, воспитания, самовоспитания, самообразования, социализации, самореализации).

    Предоставляя в процессе работы объединения доступ к знаниям и опыту, более разнообразным и зачастую опережающим школьные. Предоставляя возможность получить опыт лидерства, руководства, сотрудничества, осознанного подчинения определенным нормам поведения. Является эффективным средством приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также средством эмоционально-нравственного развития в кругу единомышленников, людей увлеченных.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: