70 тонный танк. Самый массовый из легких. Сборка и испытания

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя Требовалось иное решение.

В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с., что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона. Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60.

В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7×3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200×200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.

1 - ведущее колесо, 2 - 45-мм пушка, 3 - пулемет ДТ, 4 - прибор наблюдения МК-4, 5 - заглушка отверстия для стрельбы из личного оружия. 6 - поддерживающий каток, 7 - направляющее колесо, 8 - опорный каток, 9 - люк доступа к трансмиссии, 10 - бронировка люка воздухопритока, 11 - крышка люка над заливной горловиной системы охлаждения, 12 - жалюзи воздуховывода, 13 - запасной опорный каюк, 14 - крышки люков над заливными горловинами топливных баков, 15 - крышка люка командира, 16 - глушители, 17 - крышка люка для установки переносной паяльной лампы для запуска двигателя в зимнее время, 18 - фара, 19 - крышка люка механика-водителя, 20 - лючок для ручного запуска двигателей, 21 - крышка люка аварийного выхода, 22 - буксирный прибор

В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего - до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70 Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60 Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15,25,35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную. Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная. Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 м. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34 В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток» По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности. Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным оружием Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру»1. Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях

М. БАРЯТИНСКИЙ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Если "тридцатьчетверка" считается лучшим средним танком СССР во Второй Мировой Войне, то этот танк по праву занимает первое место среди легких боевых машин. Начав свой боевой путь летом 1942 года, эти танки прошли всю войну и использовались на многих участках советско-германского фронта. "Т-70" стал самым массовым танком СССР после "Т-34". Советская промышленность за годы войны выпустила 8231 танк "Т-70", дав фронту отличную вспомогательную машину.

Описание

"Т-70" начали проектировать в октябре 1941 года, а уже к январю 1942 года он прошел испытания и началась подготовка к массовому производству. В результате столь быстрых работ с апреля по октябрь 1942 года советским военным заводам удалось произвести уже 5000 легких танков Т-70. Красная Армия получила быстрый, маневренный и удобный легкий танк с хорошим запасом хода, но довольно слабым орудием - знаменитой 45мм пушкой 20-К, которая в конце 1942 года уже плохо справлялась с усиленным бронированием немецкой техники. Она могла поражать в лоб только легкие немецкие танки и бронемашины, но к тому времени немцы уже в больших количествах обзавелись более совершенной техникой, а бронирование старых машин было увеличено. Таким образом, "Т-70" еще мог показать себя в боях скажем с "Pz.II" или "Pz.35(t)" и более старыми танками, но таковых к 1942-му году в германской армии уже почти не осталось, а вот с танками более поздних моделей возникали проблемы. К тому времени германские войска уже были вооружены мощными 75мм противотанковыми орудиями Pak40, которые поражали "Т-70" в любую проекцию первым же выстрелом. Правда попасть в "Т-70" было крайне непросто - маленькие размеры танка и низкий силует осложняли ведение прицельного огня по нему, а хорошая подвижность позволяла быстро отступить или уйти с линии огня, сменив позицию. Правда стоит отметить, что "Т-70" и не являлся боевой машиной, предназначенной для боя на переднем крае с вражескими танками. Он предназначался для различных вспомогательных задач, с которыми справлялся прекрасно. Лучшими вариантами применения для "Т-70" стала разведка местности, сопровождение колонн, а также огневая поддержка пехотных частей при отсутствии сильного противотанкового огня противника. А в лесисто-болотистой местности "Т-70" действовал даже удачнее "тридцатьчетверки": маленькая масса боевой машины, хорошие ходовые качества и низкий силует обеспечивали наилучшую выживаемость танка, ведь точно попасть по нему в таких условиях было очень тяжело. Скорость "Т-70" позволяла ему при острой необходимости вести бой с хорошо бронированной техникой врага, заходить во фланг тяжелым немецким танкам и САУ, навязывая им ближний бой, а борта немецких боевых машин часто не спасали их от огня 45-мм орудия "Т-70" при стрельбе с близких дистанций. И всё же это лишь теория, реально в функции этого танка борьба с тяжелой техникой врага не входила. В знаменитой битве на Курской Дуге, более 20% советского танкового парка составляли именно эти боевые машины. Хотя танк не обладал такой внушительной огневой мощью, какой обладали "тридцатьчетверки" или тяжелые танки "ИС-2", он был нужен Красной Армии как вспомогательная боевая машина. Несомненно этот внёс свой посильный вклад в разгром фашизма. Именно универсальность "Т-70", возможность использования в различных ситуациях и большое количество этих танков на фронте, сделало его лучшим советским легким танком Второй Мировой Войны.

Советский легкий танк Т-70

В начале 1942 года коллектив Н.А. Астрова разработал легкий танк, явившийся развитием Т-60. Он был лучше бронирован, вооружен 45-мм пушкой. Корпус и башня – с рациональными углами наклона броневых листов, соединенных сваркой или клепкой. Позднее стали устанавливать литые башни.

Компоновку Т-70 унаследовал у Т-60. Отделение управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение спереди справа. Ввиду того, что силовой агрегат – два спаренных автомобильных шестицилиндровых двигателя-размещался вдоль правого борта, боевое отделение с башней сместили влево. Главный фрикцион и коробка передач были справа в блоке с моторами, а главная передача и бортовые фрикционы – в передней части.

С сентября 1942 года Т-70 выпускались с усиленной ходовой частью, детали которой не были взаимозаменяемы с предыдущей моделью. Были увеличены ширина трака (с 260 до 300 мм), катков, ленивцев и поддерживающих роликов. Некоторые изменения внесели в конструкцию ведущего колеса, главной и бортовых передач.

Была предпринята попытка установить механизм автоматизированного заряжания пушки. Это вызывалось низкой прицельной скорострельностью, поскольку командиру приходилось совмещать функции наводчика и заряжающего. Это обстоятельство вынудило в начале 1943 года снять Т-70 с производства и заменить его Т-80 с увеличенной башней, в которой размещались два танкиста. Бронирование борта корпуса усилили до 25 мм, двигатели форсировали до 85 л.с., масса выросла до 11,6 т, а высота танка – до 217 см, Боекомплект теперь составлял 94 выстрела. Ходовая часть, трансмиссия, агрегаты управления и прочее оставались, как у Т-70, Т-80 был своего рода «зенитным»: угол возвышения пушки и пулемета составлял 60 , оснащался зенитным коллиматорным прицелом и мог вести огонь по самолетам и по верхним этажам зданий.

Производство Т-80 длилось недолго – до осени 1943 года. Это было связано с недостаточно сильным вооружением и бронированием, И все же Т-70 и Т-80 были лучшими легкими танками второй мировой войны, Выпущено соответственно 8226 и 75 машин.

На удлиненной базе Т-70 созданы самоходные установки СУ-76 и ЗСУ-37.

Советский танк Т-44

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60 Состояние принят на вооружение в 1941г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель. з-ды NN 37,38,264,ГАЗПроизводство. серия 1941-42гг.Боевая масса, т 5,8-6,4Длина, мм:– с пушкой вперед 4100– корпуса 4100Ширина, мм 2392Высота по крышу башни, мм 1750Клиренс, мм 300Ср. уд. давление на грунт,

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

Советский тяжелый танк КВ В феврале 1939 года группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов») с харьковским дизель-мотором. В сентябре его прототип

Из книги автора

Советский легкий танк Т-40 В 30-е годы советская промышленность создала ряд неплохих легких и малых танков. Наиболее удачным был плавающий Т-38. Когда в Европе началась война, Красная Армия получила новый плавающий Т-40.Как и Т-38, он был создан конструкторским коллективом во

Из книги автора

Советский легкий танк Т-50 В начале 1940 года было решено заменить уже устаревший Т-26 подобным Т-126 СП (СП – сопровождения пехоты).Разработку танка (позднее переименованного в Т-50) возглавляли талантливые конструкторы завода №174 -Лев Сергеевич Троянов (1903 – 1984), а на Кировском

Из книги автора

Советский легкий танк Т-70 В начале 1942 года коллектив Н.А. Астрова разработал легкий танк, явившийся развитием Т-60. Он был лучше бронирован, вооружен 45-мм пушкой. Корпус и башня – с рациональными углами наклона броневых листов, соединенных сваркой или клепкой. Позднее стали

Из книги автора

Советский средний танк Т-44 В октябре 1944 года из цехов харьковского завода №75 вышли первые танки Т-44 (до конца года – 25 машин), И хотя по апрель 1945 года изготовили 180 машин, в боевых действиях они участия не приняли, а в 1947 году их выпуск (всего более 1800 машин) прекратили.Т-44

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-2 Потребность в более мощном, чем КВ, танке была вызвана возросшей эффективностью немецкой противотанковой обороны и ожидаемым появлением «Тигра» и «Пантеры». Работы над новой моделью с весны 1942 года вела специальная группа конструкторов

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-3 Несмотря на производство танка ИС-2, работали над более мощным тяжелым танком, уделяя особенное внимание усилению броневой защиты. В конце 1944 года специалисты во главе с Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи спроектировали ИС-3 с корпусом совершенно новой

Из книги автора

Советский средний танк Т-54 В 1945 году был изготовлен опытный образец нового танка (объект 137), отличающийся от Т-44 в основном более мощным вооружением (100-мм пушка Д-10Т). На нем применили движитель Т-44 еще с гребневым зацеплением. Затем началась доработка машины: изменили

Из книги автора

Советский средний танк Т-55 С 1958 года в войска начал поступать новый танк Т-55, созданный в 1955 году на базе Т-54Б. Боевая масса, вооружение и бронирование его не изменились, но, внедрив баки-стеллажи, увеличили боекомплект пушки и запас топлива. Зенитного пулемета не было.

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-4 Одновременно с разработкой ИС-3 на челябинском и Кировском заводах проектировали тяжелый танк ИС-4. Задание на машину, значительно превосходившую ИС-2, было дано еще в 1943 году. Для этого танка весом около 60 т создавался мощный дизель-мотор В-12.

Из книги автора

Советский тяжелый танк Т-10 Масса ИС-4 оказалась превышенной, поэтому решили создать новый тяжелый танк весом не более 50 т. Его разработка как развитие ИС-3, ИС-4 и ИС-7 была осуществлена в 1949- 1950 годах, а с 1953 года он под маркой Т-10 (ранее ИС-8) пошел в производство. Как и у ИС-3, его

Из книги автора

Советский плавающий танк ПТ-76 В конце 40-х годов несколько конструкторских бюро трудились над созданием легкого разведывательного танка, способного без подготовки преодолевать водные преграды. В качестве движителя на воде предлагали постоянные и откидные гребные винты

Из книги автора

Советский средний танк Т-62 В 1960 году арсенал бронетанковой техники Советской Армии пополнился Т-62. И хотя при его создании использовали агрегаты танка Т-55, в определенном отношении это была революционная машина, потому что впервые в истории мирового танкостроения на ней

Из книги автора

Советский основной боевой танк Т-64 Эту машину, созданную на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В.А. Малышева под руководством генерального конструктора А.А. Морозова, приняли на вооружение в декабре 1966 года, она стала первым танком второго поколения,

Из книги автора

Советский основной боевой танк Т-72 Создан коллективом танкового КБ вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле (главный конструктор В.Н. Венедиктов) и принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Серийное производство Т-72 началось в следующем году и продолжается и

Вторым по массовости после Т-34 советским танком периода Великой Отечественной войны был легкий танк Т-70.

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.

СОЗДАНИЕ

К проектированию нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В. Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и, по ряду причин, шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась расположением в башне одного человека — на все руки мастера, одновременно наводящего и заряжающего, — командира. Главный конструктор Н. А. Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки. Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего — до 35 мм. В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

ПРОИЗВОДСТВО

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены и ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице было сокращено с 91 до 80 единиц. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная с 1943 года, легкие танки для Красной армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями. С 5 по 14 июня завод подвергся сосредоточенным ударам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 — непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или серьезно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился — только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен — 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942-1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Описание конструкции

Компоновка легкого танка Т-70 повторяла компоновочные схемы практически всех танков-предшественников легкого класса и принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60.

Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

КОРПУС БАШНЯ, БРОНИРОВАНИЕ

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор. Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке Т-70 устанавливались 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. и слева от нее спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня — 1540 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная — 4800 м.

При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия составляла 12 выстр/мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки — справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета — на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг — 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л. с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата был соединен тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо); четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором; двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили: ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска — индивидуальная торсионная.

ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-70

Боевая масса, т: 9,2
Экипаж, чел.: 2
Габаритные размеры, мм:
длина: 4285
ширина: 2420
высота: 2035
клиренс: 300
Вооружение: 1 х 45-мм пушка 20К и 1 х 7,62-мм пулемет ДТ
Бронирование, мм:
лоб корпуса (верх): 35 мм
лоб корпуса (низ): 45 мм
борт корпуса: 15 мм
корма корпуса: 25 мм
башня: 35 мм
крыша: 10 мм
днище: 10 мм
Двигатель: 2 х ГАЗ-202, бензиновые, 6-цилиндровые, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 140 л. с.
Скорость макс, км/ч: 45
Запас хода, км: 250

Привет всем любителям повоевать в песочнице, с вами сайт! Танкисты и танкистки, сейчас речь у нас пойдет о действительно стоящей маленькой машинке, советском легком танке третьего уровня, перед вами Т-70 гайд .

Без преувеличений спешу вам сообщить, что среди огромного многообразия легкой техники на третьем уровне, данный аппарат действительно может порадовать своего владельца. Т-70 WoT имеет внушительное количество преимуществ, которые позволят игроку «нагибать» в песочнице и получать массу удовольствия, но для этого, вы должны хорошо знать свой танк.

ТТХ Т-70

По уже сложившейся традиции начинать мы будем с того, что у нашего легкого танка есть стандартный по меркам одноклассников обзор, а еще советская слабая дальность обзора в 310 метров.

Примечательно, что в отличие от большинства одноклассников, выживаемость у нас весьма неплохая, но с нюансами. Прежде всего, у Т-70 характеристики лобового бронирования впечатляют.

Если говорить о лобовой проекции корпуса, то благодаря отличному наклону бронеплит верхняя лобовая деталь Т-70 World of Tanks по всей площади имеет 72 миллиметра брони, а небольшой красный квадрат на колижн модели еще и усилен, тут толщина металла доходит до 113 миллиметров. При этом НЛД лучше скрывать, ведь это всего лишь 51-миллиметровый участок, который может рикошетить, но в целом пробивается легко.

Башня со лба защищена большой 50-миллиметровой маской орудия, за которой легкий танк Т-70 имеет еще порядка 86 миллиметров приведенной брони, а небольшая «полочка» над маской может похвастаться 98 миллиметрами приведенки, а вот щеки пробиваются легко, но к счастью они совсем небольшие.

Абсолютно другая картина открывается при осмотре бортовой проекции, так как борта у Т-70 World of Tanks еще тоньше, чем корма, ведь тут имеются жалкие 15 миллиметров броня без наклонов, что пробивается не только фугасами, но и пулеметами малого калибра. Впрочем, это не значит, что корму можно подставлять, обе эти проекции уязвимы и их нужно прятать.

В плане подвижности все относительно, ведь максимальную скорость Т-70 танк развивает приличную, а также обладает превосходными показателями маневренность. Но в динамике мы уступаем многим одноклассником, хотя, назвать машину медлительной или тугой нельзя, в этом плане мы скорее походим на динамичный средний танк.

Орудие

Ни для кого не секрет, что вооружение является главной составляющей любого танка и в нашем случае пушка действительно хороша, она заслуживает не только внимания, но и уважения.

В первую очередь вы должны знать, что у Т-70 орудие альфастрайк имеет усредненный по уровню, но кроме этого обладает высокой скорострельностью, благодаря чему у нас есть возможность наносить достойный урон в минуту, который равен примерно 1320 единицам.

По показателям пробития наша пушка действительно хорошая, даже бронебойным снарядом Т-70 WoT способен уверенно наносить урон одноклассникам и большинству четвертых уровней. С пятерками тоже можно справиться, но для стычек с тяжелыми танками стоит иметь при себе порядка 15 голдовых подкалибров.

Точность нас тоже не подвела, хотя, не все тут так гладко, как хотелось бы. Советский легкий танк Т-70 имеет в своем распоряжении неплохой разброс на 100 метров, но стабилизация у нашей пушки плохая и сводиться она довольно долго, то есть с этим нужно что-то делать.

В целом все показатели вооружения Т-70 танк получил хорошие, но есть один серьезный изъян – углы вертикальной наводки. Вниз наш ствол опускается всего на 4 градуса, это очень печально и играть от рельефа будет действительно сложно.

Преимущества и недостатки

Как все вы прекрасно понимаете, от знания сильных и слабых сторон машины, на которой выходишь в бой, зависит очень многое. Прежде всего вы будете лучше понимать, на какие модули и умения следует сделать ставку, но и в построении тактики данный вопрос способен существенно помочь, так что сейчас мы выделим главные плюсы и минусы Т-70 World of Tanks .
Плюсы:
Хорошая лобовая броня;
Достойная подвижность (максималка и маневренность);
Внушительный урон в минуту;
Высокие показатели пробития;
Приятный разброс на 100 метров.
Минусы:
Маленькая базовая дальность обзора;
Плохое бронирование бортов и кормы;
Невысокий разовый урон;
Посредственное сведение и стабилизация;
Плохие углы вертикальной наводки.

Оборудование для Т-70

Несмотря на то что на третьем уровне выбор дополнительных модулей сильно ограничен, усиливать танк можно и нужно, тем более что все необходимое для этого аппарата, в принципе, доступно. Для достижения максимальных результатов на танк Т-70 оборудование лучше ставить следующее:
1. – как видно из списка недостатков, данному аппарату нужно улучшить скорость сведения, чем мы и займемся в первую очередь.
2. – хороший и продуманный выбор, который даст 5-процентный буст к наиболее важным параметрам, улучшив урон, точность и слегка повысив обзор.
3. – нет смысла что-то выдумывать, ведь радикально повысить дальность обзора и получить преимущество над противником можно, только выбрав этот модуль.

Обучение экипажа

Правильно обученный экипаж с достаточным количеством умений на третьем уровне – это колоссальное преимущество, к которому вы должны стремиться, если действительно хотите покорить песочницу. Проблема в то, что экипаж у нас состоит всего из двух человек, но даже в таких обстоятельствах для Т-70 перки лучше учить в такой последовательности:
Командир (наводчик, радист, заряжающий) – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для Т-70

Как и всегда, процесс закупки расходников остается стандартным, а потому, простым и понятным. Если у вас в запасе мало серебра или вы копите на какой-либо танк, берите , , . Однако в бою вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, если купите для Т-70 снаряжение в виде , , , особенно понимая проблемы при контузии столь многофункционального командира. Кстати, горит советский танк нечасто, так что заменить огнетушитель на тоже можно.

Тактика игры на Т-70

Из всего вышесказанного вы могли составить мнение о данном аппарате и надо сказать, что машинка в наших руках действительно стоящая, способная крушить врагов в песочнице, но для этого нужно действовать правильно.

Сразу хочу сказать, что комфортнее всего наш советский легкий танк Т-70 чувствует себя вверху списка, ведь тут наша броня показывает себя с наилучшей стороны. Чтобы уверенно расправляться с врагом вы всегда должны быть повернуты к нему лбом и корпус можно довернуть совсем немного, дабы не подставить уязвимый борт, но увеличить приведенную броню ВЛД.

Разумеется, сражаясь вверху списка для Т-70 тактика ведения боя заключается в занятии позиции на передовой, где скрыв свой НЛД и укрывшись от вражеской артиллерии, вы сможете уверенно танковать, сдерживая или продавливая направление вместе с союзниками.

Однако, когда речь идет о боях против четвертых и тем более пятых уровней, на свою броню Т-70 World of Tanks уже не может полагаться столь слепо. В таких случаях мы превращаемся в хороший танк поддержки, который способен отлично наносить урон из-за спин более крепких товарищей по команде.

Не менее уверенно Т-70 танк чувствует себя стоя на второй линии, ведь такая тактика гораздо более безопасна и дает возможность безнаказанно наносить урон. Благо для дистанционного ведения огня у нас есть приятная точность и хорошее пробитие, остается только поменьше светиться и выцеливать уязвимые зоны в броне врага.

В качестве итога хотелось бы сказать, что Т-70 WoT – это одна из немногих машин на третьем уровне, играть на которой комфортно и приятно. В остальном, старайтесь следить за мини-картой, берегитесь артиллерии и грозной техники пятого уровня, а также не подставляйте врагам борта и корму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: