Урок физкультуры. Индивидуальный подход. Дифференцированный подход на уроке физической культуры как метод повышения физической подготовленности обучающихся

Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки.

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик - гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

  • 1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
  • 2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
  • 3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры.

Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшеклассникам

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.

Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

  • 1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
  • 2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
  • 3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
  • 4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
  • 5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
    • - создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
    • - методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.

В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

индивидуальный ребенок обучаемость баскетбол

Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Различают дифференциацию:

· по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);

· по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

· по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

· по уровню умственного развития (уровню достижений);

· по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

· по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Если обобщать все лучшее, что было сделано в педагогике XVIII - XIX вв. по проблеме дифференцированного подхода, можно утверждать, что многие педагоги и ученые того времени творчески подходили к решению этого вопроса. В их трудах высказывались следующие положения: весь процесс воспитания и обучения детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; выводы об особенностях и индивидуальных качествах детей делать на основе систематических наблюдений; исправление недостатков телосложения начинать в раннем возрасте; разрабатывать классификацию индивидуальных особенностей детей на основе анализа различных способностей и отношения к учению; совершенствовать методы и прие-мы обучения в соответствии с вышеизложенными положениями.

Так, А.А. Менг определил, что метод разучивания по частям более эффективен для обучения упражнениям учащихся со слабой нервной системой, а метод разучивания в целом - для формирования навыков у учащихся с сильной нервной системой.

Б.А. Вяткин пришел к выводу, что у школьников младшего школьного возраста с сильной нервной системой в условиях игры физические качества развиваются лучше, чем у их сверстников со слабой нервной системой. Разрабатывая практические вопросы дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, З.И. Кузнецова считает, что в первую очередь необходимо опираться на данные врачебного контроля за состоянием здоровья школьников.

В.В. Маркелов при изучении влияния общепринятых методов педагогического воздействия (оценка, похвала, порицание) на обучаемость физическим упражнениям обнаружил, что они неодинаково влияют на успешность формирования навыка у школьников с различными типологическими свойствами. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой наиболее эффективно действует порицание и оценка, а на учащихся со слабой нервной системой наиболее положительное влияние оказывает обычная учебная мотивация и похвала.

Анализ исследований многих педагогов не-посредственно по проблеме дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания показывает, что его решение имеет свои этапы и особенности, обусловленные задачами, стоящими перед обществом и школой в каждый конкретный период.

Однако методика организации дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения на уроках физического воспитания разработана и изучена еще недостаточно.

Основная цель технологии уровневой дифференциации:

· развитие личности обучающихся на уровне его возможностей и способностей;

· освоение различных способов физкультурной деятельности.

Задачи:

· обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;

· создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.

В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии использования единообразных требований и методов работы со всеми учащимися. Применяя современную обучающую технологию дифференцированного обучения, в школе мной проводятся следующие мероприятия на уроках физической культуры и во внеурочное время:

1. Работа с одаренными учащимися и привлечение их к спортивным мероприятиям районного и городского значения.

2. Распределение учащихся на медицинские группы и организация занятий с ними согласно разработанному положению об оценивании и аттестации по состоянию здоровья к различным группам.

3. Тестирование учащихся 2-3 классов для определения уровня физических способностей по 5 упражнениям-тестам в начале учебного года (входной контроль).

4. Работа с учащимися среднего уровня физического развития на дополнительных занятиях и привлечение их к школьным спортивным мероприятиям.

5. Повторное тестирование учащихся 2-3 классов и мониторинг роста физической подготовленности учащегося в конце учебного года.

6. Разработка и подбор специальных упражнений для учеников специальной медицинской группы.

7. Тематический опрос для учеников, освобожденных от занятий физкультуры по состоянию здоровья на продолжительный период.

Стабильность опыта характеризуется совершенствованием физических навыков школьников, которые в свою очередь, являются катализатором процессов формирования физической подготовленности учащихся.

Вывод: считаю, что обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, способствует повышению физической подготовленности учащихся.

Однако, необходима система работы на протяжении, как минимум, 4-5 лет, а не эпизодически. Достижения учащихся в значительной мере зависят от творчества самого педагога, его умения организовать школьников на уроках и внеклассных мероприятиях.

1. Особенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям

2. Обучение двигательным действиям.

3. Развитие физических качеств.

4. Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями

5. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.

6. Заключение

7. Результативность опыта

8. Библиографический список

Введение

В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

· совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;

· дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

· плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

· хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Особенности дифференцированного подхода

к организации занятий по обучению двигательным действиям

С целью осуществления дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся школы по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную медицинскую.

Занятия в этих группах различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.

В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами.

В старших классах пропадает интерес к урокам физкультуры. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда - не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя. Исходя из этого, стало необходимым:

· создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;

· найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Большая роль отводится планированию подготовительной и заключительной части урока, так как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.

Поэтому работа должна основываться на дифференцированном подходе к учащимся. В начале прохождения программного материала по разделам, учащихся необходимо разделить по отделениям, в каждом из которых были бы дети разного уровня подготовленности и организовать работу следующим образом:

а) комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребёнка;

б) выбирался командир отделения, причём в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

в) задачей командира отделения была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

г) уровень заданий (комбинаций) подбирался с учётом индивидуальных способностей детей;

д) если у занимающегося слабой группы комбинации на снарядах получались, то ему предлагалось выполнить упражнения следующей - средней группы, и т. д. в отношении других групп.

Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приёмом, стимулирующим учеников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях.

В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но и думать.

Также при проведении уроков физической культурой, необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика.

В программу прохождения учебного материала конкретно взятого раздела включено три вида гимнастических упражнений: акробатика, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок. Составляются комбинации не только для девочек и мальчиков, но и для слабых, средних и сильных учеников.

На основе теории учебной деятельности, разработанной в 1974 г. Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности было то, что положения этой теории предполагают строить обучение "от общего к частному". В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Сначала были выделены главные для данного вида двигательных действий (локомоций) двигательные способности; для создания предпосылок обучения эти двигательные способности (скоростно-силовые, скоростные, выносливость) определенное время развивались, что подготавливало общую базу для освоения данного класса движений. Затем ученики обучались общим для всех локомоций закономерностям. Для развития интереса к изучаемым движениям учащиеся с помощью учителя исследовали генезис определенных видов локомоций (ходьбы, бега, ходьбы на лыжах). Происходило обращение к истокам двигательного действия, и, чтобы вызвать интерес к изучаемым движениям, полнее понять их основы, дети в игре повторяли путь становления этих движений. Далее учащиеся с помощью учителя выделяли общие биомеханические основы техники движений (при этом применялось моделирование и использовались схемы), после чего овладевали этими узловыми моментами.

Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми.

1. Формирование учебно-познавательных мотивов:

а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;

б) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;

в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;

г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).

2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:

а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);

б) формирование знаний об общих биомеханических основах движений;

в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движений рук и ног);

г) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (учащиеся контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их).

В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Каким же образом решаются вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре при использовании технологии дифференцированного физкультурного образования.

3. Обучение двигательным действиям

Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся, сильных групп внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответственных координационных способностей на уроке необходимо многократно использовать специально-подготовительные упражнения, целенаправленно и часто изменять отдельные параметры движения, их сочетания, условия выполнения этих упражнений.

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап - ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап - усвоение и закрепление учебного материала.

Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной - подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой - усложнённые подводящие упражнения; третьей - действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Например, кувырок вперёд : слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегчённых условиях, а хорошо подготовленные - на гимнастических матах в обычных условиях. Прыжки в высоту : на стойках устанавливаются планки разной высоты, поэтому работать могут одновременно 4 группы разной подготовленности, планки повышаются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения.

Третий этап - совершенствование двигательного действия.

Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет - они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.

На занятиях по гимнастике можно разрешить детям добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда и расстояние до мостика. Каждый вид может содержать как базовый компонент, так и вариативную часть, в которой предусмотрено углубленное изучение техники акробатических и других упражнений.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

4. Дифференцированное развитие физических качеств

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.

Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.

На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравнивать величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживать быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставить на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).

В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков.

Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

5. Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

1) выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностического теста (проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности);

2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;

3) "разведение" содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, проектная деятельность (презентации), составление комплекса утренней гимнастики или разминки, упражнений с предметами.

Достаточно времени на уроках в 1-4 классах уделять профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, разработке комплексов утренней гимнастики. В ходе выполнения упражнений знакомить обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращать внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений; давать общий анализ выполнения упражнений и обращать внимание на технические ошибки. На каждом уроке проводить инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и правилам поведения обучающихся в спортивных залах.

6. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других - сдержать от излишнего рвения; третьих - заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, могут выполнять упражнения рекомендованные врачом. Данная работа обучающихся также может оцениваться.

Постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

При оценивании деятельности обучающихся, ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения в реализации усвоенных знаний и представлений.

Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

Работа во внеурочное время занимает важное место в системе дифференцированного подхода к учащимся. Именно после основных уроков детей можно объединить в группы соответствующие их возможностям и заниматься с каждой группой отдельно. Кроме того, во время таких дополнительных занятий психологический климат внутри группы гораздо комфортней. Как сказал один из современных педагогов Ю.Г. Коджаспиров: «Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждая себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!» , стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь возможность учится и учить с удовольствием, а не по принуждению». Учитывая, что на дополнительные занятия дети приходят добровольно, а не по обязанности и имеют свободу выбора группы (секции, кружка), результативность таких занятий гораздо выше.

Основной акцент на работе во внеурочное время делается на создании трех направлений:

· работа с физически сильными (одаренными) детьми

· работа с физически слабыми детьми

· работа с детьми отнесенными по состоянию здоровья к СМГ.

При работе с физически сильными (в т.ч. одаренными) детьми основной акцент делается на определении направления их способностей, с последующим привлечением их к занятиям в спортивных школах на отделениях соответствующих их данным. Это направление является наиболее приоритетным, т.к. возможности для работы с такими детьми в ДЮСШ несомненно выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Но это не значит, что направлением в спортивную школу работа с такими детьми заканчивается. Кроме того не все дети достаточно мотивированы для занятий в ДЮСШ, т.к. несмотря на лучшие условия, которые им могут предоставить, от детей требуется и значительное время для этих занятий (как правило ежедневные тренировки, частые соревнования и т.п.). Для некоторых учащихся это неприемлемо (например: далеко живут, приоритетом служат занятия другим видом деятельности - рисование, музыка и т.д.). И тогда дополнительные занятия в школе дают им возможность активно развивать их таланты. Для физически подготовленных детей является актуальным посещение специализированных секций и кружков (например: секция волейбола, баскетбола, гимнастики). Так как в таких секциях делается акцент на развитие определенных двигательных качеств, которые у ребенка наиболее выражены. Физически сильные дети систематически привлекаются к соревнованиям, спортивно-оздоровительным мероприятиям, как в качестве участника, так и в качестве судьи, контролера, организатора, а при возможности и для показательных выступлений. Не всегда способности или интересы ребенка определяются быстро. Часто с ним приходится несколько лет работать развивая его природные таланты во всех направлениях, прежде чем он сможет определится в своих предпочтениях.

Одним из вариантов работы с физически сильными (одаренными) детьми является организация летнего лагеря дневного пребывания при гимназии в июне месяце. Длительное пребывание рядом с ребенком, возможность наблюдать за ним во время тренировок, соревнований, праздников и культурно-массовых мероприятий, дают прекрасную возможность лучше узнать его особенности и подобрать наиболее удачный вариант индивидуального подхода к нему.

Работа со слабыми детьми как правило полностью ложится на плечи школы. Организация дополнительных занятий с такими детьми крайне важна. Среди других учащихся, равных им по силам и подготовке, многие смогут работать более продуктивно. Как правило наиболее актуально для таких детей посещение секций по ОФП. Так как программа таких секций включает наиболее разнообразный материал, выбор упражнений и дает возможность ребенку наиболее полно повысить свою успеваемость во всех видах школьной программы.

Работа с родителями во внеурочной работе занимает важное место. Ведь дети - это отражение своей семьи. Физически подготовленные дети, в основном, приходят из семей, где физические упражнения тесно вплетаются в повседневную жизнь. И не любовь к активным движениям, у детей слабых, прививается им родителями, хотя и не всегда осознано. Работа с родителями включает в себя:

· выступления учителя по физической культуре на родительских собраниях с беседами, лекциями по различным темам, информативными сообщениями об успехах их детей на уроках физической культуры;

· индивидуальные беседы с родителями;

· совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, где родители могут участвовать как в роли зрителя, так и участника, организатора (например: «День здоровья», «Папа, мама, я - спортивная семья» и т.п.);

· открытые уроки по физической культуре.

Заключительный этап : работа по дифференцированному подходу к учащимся заканчивается, как правило, только после того, как ученик покинет стены школы после ее окончания. Но в конце каждого учебного года необходимо подвести итог проделанной работе. Для этого в мае месяце проводится повторное тестирование учащихся по тем же упражнениям, что и в начале года. Это необходимо для выявления изменений, которые произошли в уровне развития физических способностей каждого ученика. На основании полученных данных учащимся формулируется домашнее задание по физической культуре на лето. Учащиеся, наиболее значимо улучшившие свои результаты за учебный год обязательно поощряются.

ВЫВОД. Значимость опыта.

Государственная политика в соответствии с законом РФ «Об образовании»» основывается прежде всего на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Дифференцированный подход к учащимся на уроке физкультуры полностью согласуется с принципами вышеназванного закона.

Дифференцированный подход к учащимся несомненно повышает мотивированность к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.

Список литературы:

1. Вяткин, Б.А. Обучая, помните о типе нервной деятельности [Текст] // Физическая культура в школе. - 1965. - № 1.

2. Кузнецова, З.И. Об основных проблемах физического воспитания школьников [Текст] // Новое в теории и практике физического воспитания детей и подростков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1976.

3. Маркелов, В.В. О влиянии мотивов деятельности на формирование двигательных навыков у школьников с различными свойствами нервной системы [Текст] // Материалы IV конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1968.

4. Атропова М.В., Мойке Г.Г., Кузова Л.И., Бородина Г.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогия, 1996 № 5.

5. Бабинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 1981.

6. Д.Б.Эльнонина, В.В. Давыдова «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности» 1999г., статья

7. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференцированного обучения в средней школе. - М., 1990.

Стандарт основного общего образования по физической культ

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 30 человек с разным уровнем физической подготовленности?

Если у ребенка подготовительная группа

Сейчас очень многие школьники по состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для таких учащихся следует обязательно систематически организовывать дополнительные занятия. Уроки с ними следует проводить по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль.

Роль учителя

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Хорошее отношение к учителю физкультуры способствует появлению у многих школьников интереса к занятиям физическими упражнениями. Это особенно касается девушек-старшеклассниц, если учитель – молодой мужчина.
Для того чтобы сформировать у учащихся такой интерес и поддерживать его, необходимо:

1) стимулировать любознательность учащихся;
2) повысить качество обучения, приучая школьников к серьезному и упорному труду, а не превращать учебный процесс в забаву;
3) организовать самоподготовку учащихся, чтобы они, окончив школу, умели без посторонней помощи находить пути и средства для поддержания хорошей физической формы.

Когда физическая нагрузка – в радость

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
Объяснение и показ новых упражнений следует проводить со всем классом в начале основной части урока. Это даст учителю возможность сразу увидеть качество выполнения учениками упражнений и личные особенности каждого.

Индивидуальная круговая тренировка

Когда школьники достаточно хорошо освоили материал, можно строить занятия в группах в основной части урока по принципу круговой тренировки. Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия, давать консультации и своевременно оказывать индивидуальную помощь.
Данная методика обучения в основном заключается:

– в распределении учащихся по группам и отделениям с учетом уровня их физической подготовленности и состояния здоровья;
– в выполнении упражнений на гимнастических снарядах с учетом уровня развития физических качеств каждого учащегося;
– в возможности применения сразу нескольких педагогических приемов.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет учителю планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.

Педагогические приемы

Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из одного отделения в другое по мере их успехов, чтобы сформировать у них интерес.

Обучение по карточкам

Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу.

Учитель на протяжении урока консультирует детей, помогает им выполнять сложные задания, обучает новым движениям, страхует их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Координация движений

Существенное значение для повышения успеваемости школьников на уроках физической культуры играет координация движений. Для ее улучшения необходимо:

– постепенно увеличивать дозировку упражнений;
– постоянно корректировать технику их выполнения;
– широко применять подводящие упражнения.

Психологический тип школьника

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшеклассникам

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Технологии дифференцированного обучения на уроках физической культуры

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Обучение проводилось целостным методом с последующей дифференциацией (выделяются детали техники и разделяются их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, дети условно делятся на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе предлагаются подготовительные или подводящие упражнения в облегченных условиях, другой – усложненные подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях .

В процессе обучения двигательным действиям, человек должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами.

К 5-7-му классу, пропадает интерес к урокам физкультурой. Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод: слабые учащиеся

испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям физической культурой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком легкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными под воздействием общего настроя. Исходя из этого, возникла необходимость:

- 1 создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причем с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;

- 2 найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Большая роль отводится планированию подготовительной и заключительной части урока, так как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.

Ю.Г. Коджаспиров сказал: « Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через « Не хочу!», стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению».

Поэтому работа должна основываться на дифференцированном подходе к учащимся. В начале прохождения программного материала по разделам, учащихся необходимо разделить по отделениям, в каждом из которых были бы дети разного уровня подготовленности и организовать работу следующим образом:

а) комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребенка;

б) выбирался командир отделения, причем в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

в) задачей командира отделения была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

г) уровень заданий (комбинаций) подбирался с учетом индивидуальных способностей детей;

д) если у занимающегося слабой группы комбинации на снарядах получались, то ему предлагалось выполнить упражнения следующей – средней группы, и т. д. в отношении других групп.

Разминка начинается с бега – самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить. Хорошим приемом, стимулирующим учеников, является игры, направленные на решение задач в беговых упражнениях.

В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но и думать.

Также при проведении уроков физической культурой, необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика.

На основе теории учебной деятельности, разработанной в 1974 г.

Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, главными особенностями экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности было то, что положения этой теории предполагают строить обучение «от общего к частному».

В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Сначала были выделены главные для данного вида двигательных действий (локомоций) двигательные способности; для создания предпосылок обучения эти двигательные способности (скоростно-силовые, скоростные, выносливость) определенное время развивались, что подготавливало общую базу для освоения данного класса движений. Затем ученики обучались общим для всех локомоций закономерностям. Для развития интереса к изучаемым движениям учащиеся с помощью учителя исследовали генезис определенных видов локомоций (ходьбы, бега, ходьбы на лыжах). Происходило обращение к истокам двигательного действия, и, чтобы вызвать интерес к изучаемым движениям, полнее понять их основы, дети в игре повторяли путь становления этих движений. Далее учащиеся с помощью учителя выделяли общие биомеханические основы техники движений (при этом применялось моделирование и использовались схемы), после чего овладевали этими узловыми моментами .

Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается технология, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта технология включает следующие основные этапы учебной работы с детьми:

1. Формирование учебно-познавательных мотивов:

а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;

б) выделение детьми с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;

в) изучение детьми происхождения каждого вида движений;

г) повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).

2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:

а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);

б) формирование знаний об общих биомеханических основах движений;

в) совершенствование техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движений рук и ног);

г) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (учащиеся контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их);

В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Исследования авторов показали, что способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточно специфичны. Это – способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов (В.С.Фарфель, 1975; Е.П. Ильин, 1976). Проприоцепторы – концевые образования нервных волокон в скелетных мышцах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напряжении или растягивании мышц.

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию параметров основаны преимущественно на точности двигательных ощущений, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и восприятия занимающегося еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. В результате этого они допускают существенные ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временных, пространственно-временных и силовых признаков движений.

По мере приобретения опыта ощущения и восприятия о параметрах выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять движения с точностью по амплитуде до 0,3°, по длительности – до 0,1 с, по интенсивности усилий – до 0,5 кг.

В каждом виде спорта и физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называются чувствами. Наиболее известны чувства: дистанции – у фехтовальщиков и боксеров; времени – у бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев, пловцов; льда – у конькобежцев; мяча – у волейболистов, баскетболистов, футболистов; снега – у лыжников и биатлонистов; снаряда – у гимнастов; ковра – у борцов; воды – у пловцов и т. д. Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений, действий или деятельности в целом, весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта .

Вместе с тем данные способности, хотя и можно представить как самостоятельно существующие простые способности, все же изолированно они встречаются крайне редко. Кроме этого, эти способности находятся в определенных отношениях и связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психическими способностями. Эти связи обусловлены тем, что в реальной двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс.

Способности точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развиваются, прежде всего при систематическом применении общеподготовительных и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Эффективность педагогического воздействия можно повысить, если использовать методические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Эти подходы основаны главным образом на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Их можно представить в двух основных вариантах: аналитические (избирательные) задания на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движений (пространственного, временного или силового) и синтетические - на точность управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение условно, так как точность, скажем, пространственного параметра изолированно от точности временного или силового признака движений не встречается. В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в органическом единстве.

Поэтому, хотя и возможно преимущественное, дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого-либо параметра движений, но обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом. Задания на точность воспроизведения эталонных пространственных, временных, пространственно-временных и силовых параметров шире представлены в физических упражнениях с относительно стандартной кинематической структурой (акробатические, гимнастические, общеразвивающие упражнения и др.).

Примерами их могут быть: задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений без предметов, ходьба или бег по разметкам и (или) за заданное время. А также повторные передачи или броски мяча (снаряда) по одной и той же траектории на одинаковое расстояние и т. п. .

В тесной связи с заданиями на точность воспроизведения параметров движений следует систематически использовать задания, которые требуют точности оценки и отмеривания этих параметров. Например, при выполнении общеразвивающих упражнений школьника просят самостоятельно и по возможности точно оценить амплитуду движений, выполняемых руками, ногами или туловищем; при легкоатлетическом беге, прыжка с места или разбега, дальность метания или скорость бега и т. п. Самооценку ученика сверяют с результатом, зафиксированным преподавателем.

Задания на точность дифференцирования параметров движений, как правило, наиболее трудные для исполнителя. Они должны выполняться либо по методике «контрастных заданий», требующих относительно грубых дифференцировок, либо по методике «сближаемых заданий», где необходимы тонкие дифференцировки. Эти методики впервые описал и применил коллектив исследователей, возглавляемый В. С. Фарфелем. Суть методики «контрастных заданий» состоит в чередовании выполнения определенных упражнений, резко различающихся по какому-либо параметру. Например: а) чередование бросков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; б) чередование передач мяча на точность в футболе с 25 и 15 м, 30 и 20 м; в) прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; г) толкание ядра на 8 и 5 м, 6 и 4 м; д) чередование бега на 30-60 м с максимальной скоростью и половиной ее; поочередные броски мяча в кольцо с линии штрафного броска и с расстояния на 10-20 м ближе или дальше от этой линии.

Важная роль в совершенствовании способностей, основанных главным образом на проприорецептивной чувствительности, принадлежит координационным упражнениям, специально направленным на повышение отчетливости мышечно-двигательных восприятии или чувств: мяча, планки, дистанции, воды, снаряда и др. Например, для повышения чувства мяча при бросках, передачах, ударах используют мячи разной массы и формы, изменяя силу удара и дальность полета мяча.

Эффективность методических подходов, приемов и условий, направленных на совершенствование способностей точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений, неодинакова в каждом конкретном случае. Однако, зная основные из них, учитель или тренер всегда отберет наиболее адекватные, учитывая задачи

координационного совершенствования детей на каждом возрастном этапе, сложность двигательных действий, которые требуется освоить, индивидуальные особенности занимающегося и другие обстоятельства.

Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигательный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в пространстве и во времени.

В процессе обучения двигательным действиям человек должен овладеть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами.

Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах характеристик его техники и вариантах ее выполнения.

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности.

В процессе обучения занимающиеся приобретают различные знания. К ним можно отнести следующие:

О социальной сущности и роли физического воспитания и спорта;

Об организме человека и влиянии занятий физическими упражнениями на него;

О режиме дня, отдыха, питания, сна, гигиене одежды, обуви при занятиях физическими упражнениями;

О технике и тактике, о требованиях к ним в различных видах спорта;

О методике обучения двигательным действиям и развития физических способностей;

О правилах поведения на занятиях, страховке, мерах предупреждения травматизма:

О правилах и судействе соревнований, об оборудовании, уходе за инвентарем, подготовке мест занятий;

О методике и организации самостоятельных занятий, о самоконтроле и т.д.

Знания являются важным инструментом познавательной и практической деятельности в области физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации. Расширение объема и повышение качества знании содействует: реализации принципа сознательности в обучении; воспитанию познавательной активности занимающихся, их творческого отношения к выполнению учебных заданий .

Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остается больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, используются карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки).

В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.

Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

Выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности);

Деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;

Учащимся предлагают задания разные по сложности, содержанию, объему. Это могут быть: небольшие сообщения, более развернутые доклады,

рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки и т.д.

В ходе выполнения упражнений идет ознакомление обучающихся с тем, на что влияет то или иное физическое упражнение (осанка, сила, ловкость и т.д.), обращается внимание на технику выполнения и технику безопасности при выполнении упражнений, дается общий анализ выполнения упражнения и обращается внимание на технические ошибки.

Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности учащихся.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяются методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Все это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создает основу для общественной активности.

«Дифференцированный подход на уроке физической культуры как метод повышения физической подготовленности обучающихся»

ВВЕДЕНИЕ.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих пользоваться полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

Задача каждого учителя заключается в необходимости уметь грамотно отбирать методики, приемы и формы обучения для организации ситуации успеха каждого обучающегося в любом классе в соответствии с его физическим развитием и потенциалом.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.

Важнейшим требованием современного урока физической культуры является обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их половой принадлежности, медицинских групп, физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий.

В каждой школе метод дифференцированного обучения применяется по-разному, исходя из конкретных условий.

Мой контингент обучающихся – средний и старший школьный возраст. Период среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

Важность этой работы обусловливается тем, что обучающиеся даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития обучающихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования .

В классах всегда обучаются ребята с различным уровнем физической подготовки, здоровья и психологическими качествами. Если использовать единообразные требования и общий методический подход ко всем обучающимся, то эффективность уроков физической культуры значительно снижается. Особенно это касается одаренных обучающихся, заниженные требования к которым могут вызвать потерю интереса к занятиям, т. к. у них появляется ощущение, что они «все могут». Также это затрагивает и ослабленных различными факторами обучающихся. Отсутствие необходимой физической подготовленности, частые пропуски уроков по болезни приводят к тому, что обучающиеся не могут справиться с упражнениями, не вызывающих затруднений у большинства других. Это вызывает у некоторых из них «комплекс неполноценности», который дети пытаются скрыть, отказываясь от выполнения упражнений, что приводит к еще большим проблемам. Соответственно, все это снижает у части детей мотивацию к занятиям физической культурой.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬЮ педагогической деятельности является

формирование осознанной потребности в укреплении здоровья и повышения уровня физического развития, посредством создания «ситуации успешности» для каждого обучающегося.

ЗАДАЧИ, которые необходимо решить для достижения этой цели можно сформулировать так:

· Диагностировать уровень физической подготовленности обучающихся для планирования дифференцированного процесса учебной деятельности и воспитания здорового образа жизни.

· Организовать учебную деятельность обучающихся для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

· Создать и внедрить систему индивидуальных упражнений для каждой дифференцированной группы, способствующую гармоничному физическому развитию каждого обучающегося.

· Использовать дифференцированный подход для развития координационных и кондиционных способностей до максимально возможного уровня.

· Подобрать и включить в процесс обучения систему упражнений, направленную на укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма обучающихся.

· Распределить роли обучающихся в рамках класса и разновозрастных группах по видам спорта во внеурочной деятельности.

· Консультировать всех субъектов образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей-предметников) в вопросах здорового образа жизни для повышения уровня сопротивляемости организма детей к неблагоприятным факторам воздействиям окружающей среды и гиподинамии.

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится дифференциация по группам: по физическому развитию, по медицинским группам, по половому отличию, по типам телосложения. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям обучающихся: явно выделяется уровень базовой подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень должен быть посилен и доступен каждому школьнику. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Обучающиеся получают право, учась в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.

Практическое осуществление уровней дифференциации не должно означать, что одним ученикам предлагается больший объём материала, а другим меньший. Каждый проходит через полноценный учебный процесс, который не может быть ограничен требованиями минимума. Иначе и уровень базовой подготовки не будет достигнут, и обучающиеся, потенциально способные на большее, могут быть «потеряны».

В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся. Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. В своей работе я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т. е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по половым признакам (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и обучающемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых обучающихся. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности обучающиеся - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т. д..

Для них мною разработаны системы упражнений, задач по различным темам: индивидуальные упражнения по видам спорта, на развитие двигательных способностей, гибкости и т. д. Задания, подготовленные мною по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке обучающийся пребывал в ситуации успеха.

Провожу работу по внедрению занятий физическими упражнениями с учетом личностного отношения обучающегося к физкультуре. И в зависимости от этого задаю домашние задания. Особенно внимательно веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих одноклассников. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, предлагаю социальные роли, с которыми они могут справиться, доверяю им руководить отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений, разминок в группах. Кроме того, для слабых обучающихся основной группы, но с низким уровнем физической подготовленности имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний». При оценке успеваемости в первую очередь я учитываю особенности физического развития и типы телосложения школьников. Низкие показатели у этих обучающихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально.

Школьники подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, как правило, занимаются с обучающимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются (уменьшается количество упражнений, объем выполнения упражнений).

В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня обучающиеся, с точки зрения физиологии, ведут малоподвижный образ жизни: сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Вот почему встал вопрос об увеличении объема движений детей в школе. В связи с тем, что у учителей - предметников вызывает затруднения вопрос о проведении физкультминуток, мною были подобраны виды упражнений, предложены и включены урочные комплексы гимнастик для глаз и органов дыхания.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого обучающегося. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, учителю надо иметь сведения о состоянии обучающегося, об усвоении им учебных заданий. Но более перспективный путь решения этой проблемы – формирование регулятивных универсальных учебных действий, необходимых для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у обучающихся умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, выяснив причину ее возникновения, учитель должен своевременно оказать помощь обучающемуся. Я делаю это с учетом свойств характера ребенка: например, одни обучающиеся не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей; у других наоборот, опускаются руки, если их вовремя не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; иных надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, и они не были бы для них чрезмерными. И по этим признакам выделяю в классе соответствующие группы обучающихся и осуществляю дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка. Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к организации уроков и внеурочной деятельности.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Использование дифференцированного подхода

во внеурочной деятельности обучающихся


Дифференцированный подход занимает важное место во внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность логически продолжает осуществление дифференцированного подхода. И после основных уроков детей можно объединить в группы, соответствующие их возможностям и заниматься с каждой группой отдельно. Кроме того, во время таких дополнительных занятий психологический климат внутри группы гораздо комфортней, так как одновременное нахождение обучающихся в зале уменьшается, исчезает категория отметки, а организация деятельности становится узконаправленной в соответствии со способностями и склонностями к различным видам спорта. Учитывая, что на дополнительные занятия дети приходят добровольно, а не по обязанности и имеют свободу выбора группы (секции, кружка), результативность таких занятий гораздо выше.

Основной акцент на работе во внеурочное время я делаю на создании двух направлений:

· работа с физически сильными (одаренными) детьми;

· работа с физически слабыми детьми.

При работе с физически сильными (в т. ч. одаренными) детьми основной акцент делаю на определении направления их способностей, с последующим привлечением их к занятиям в спортивных школах на отделениях, соответствующих их данным. Это направление является наиболее приоритетным, т. к. возможности для работы с такими детьми в ДЮСШ несомненно выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Но это не значит, что направлением в спортивную школу работа с такими детьми заканчивается. Кроме того, не все дети достаточно мотивированы для занятий в ДЮСШ, т. к. несмотря на лучшие условия, которые им могут предоставить, от детей требуется и значительное время для этих занятий (как правило ежедневные тренировки, частые соревнования и т. п.). Для некоторых обучающихся это неприемлемо (например: далеко живут, приоритетом служат занятия другим видом деятельности – рисование, музыка и т. д.). И тогда дополнительные занятия в школе дают им возможность активно использовать свои способности в избранных видах спорта. Для физически подготовленных детей является актуальным посещение специализированных секций и кружков (например: секция волейбола, баскетбола , футбола). Так как в таких секциях делается акцент на развитие определенных двигательных качеств, которые у ребенка наиболее выражены. Физически сильные дети систематически привлекаются к соревнованиям, спортивно-оздоровительным мероприятиям, как в качестве участника, так и в качестве судьи, организатора, а при возможности и для показательных выступлений. Не всегда способности или интересы ребенка определяются быстро. Часто с ним приходится несколько лет работать, развивая его природные способности во всех направлениях, прежде чем он сможет определиться в своих предпочтениях.

Работа со слабыми детьми, как правило, полностью ложится на плечи школы. Организация дополнительных занятий с такими детьми крайне важна. Среди других обучающихся, равных им по силам и подготовке, многие смогут работать более продуктивно. Как правило, наиболее актуально для таких детей посещение секций по ОФП, так как программа таких секций включает наиболее разнообразный материал, выбор упражнений и дает возможность ребенку наиболее полно повысить свою успеваемость во всех видах школьной программы.

Работа с родителями во внеурочной работе занимает важное место. Ведь дети - это отражение своей семьи. Физически подготовленные дети, в основном, приходят из семей, где физические упражнения тесно вплетаются в повседневную жизнь. И не любовь к активным движениям, у детей слабых, прививается им родителями, хотя и не всегда осознанно. Работа с родителями включает в себя:

· выступления учителя физической культуры на родительских собраниях с беседами, лекциями по различным темам, информативными сообщениями об успехах их детей на уроках физической культуры;

· индивидуальные беседы с родителями;

· совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия, где родители могут участвовать как в роли зрителя, так и участника, организатора (например: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т. п.);

· открытые занятия по физической культуре.

ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА.

Дифференцированный подход к обучающимся позволяет мне выполнять требования к современному уроку физической культуры, успешно достигать цели моей педагогической деятельности таким образом, чтобы диагностировать уровень физической подготовленности для планирования дифференцированного процесса обучения; организовывать учебную деятельность обучающихся для формирования регулятивных универсальных учебных действий; внедрять систему индивидуальных упражнений для каждой дифференцированной группы; включать в процесс обучения систему упражнений, направленных на укрепление здоровья с учетом индивидуальных особенностей организма; распределять роли обучающихся в рамках класса и разновозрастных группах по отдельным видам спорта во внеурочной деятельности; консультировать всех субъектов образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей-предметников) в вопросах здорового образа жизни, для повышения уровня сопротивляемости организма детей к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и по вопросам гиподинамии.

Список литературы:

1. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 191 с.

3. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.

4. , Фирсов дифференцированного обучения в средней школе . – М., 1990 г.

5. , «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности» 1999г., статья

6. , Корнелюк подводящих подвижных игр на уроках физической культуры// Физическая культура в школе. – 1998. - №4. – с. 19-24.

7. Физическая культура.1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время/авт.-сост. , .- Волгоград: Учитель,2008.-92 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: