Что он богат природой и. Уникальная и неповторимая природа россии. Другие полезные ископаемые


Термин «природа» включает в себя все вокруг: деревья, озера, горы, моря, животные, цветы и т. Д. Таким образом, природа - это нечто особенное, не контролируемое людьми. Как чудесная и богатая природа!

Люди с течением времени тесно связаны с природой. В период язычества люди пугались таких природных источников, как шторм, гром, землетрясение и ливень. Вот почему они принесли некоторые жертвы материнской природе, потому что древние люди считали, что могут получить благосклонность природы и сделать их жизнь проще и лучше.

В нашем столетии отношение к нему изменилось. Люди научились читать небо, избегать опасных результатов «гнева природы» и объяснять все явления с научной точки зрения. Теперь люди знают, как обращаться с природой для личного использования - они создали гидроэлектростанции, солнечные батареи, проводники освещения, успешные системы сельского хозяйства и другие интересные вещи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Мы постоянно используем природные ресурсы, и это помогает нам выжить, но они не бесконечны, и мы не должны забывать заботиться об этом.

Иногда мы забываем о красоте и богатстве природы вокруг нас, потому что мы просто привыкли думать о себе и об интересах. Вы можете заметить много чудес, если обратить на них внимание: щебет птиц, звуки дождя и ветра, великие горы, зеленые холмы и яркий солнечный свет.

Я предполагаю, что природу можно сравнить с изображением искусства или даже с мастером, который создает все эти прекрасные и фантастические вещи вокруг нас. Природа несет ответственность за наше настроение и может сделать нас счастливыми, вдохновленными или печальными и подавленными. Вероятно, неописуемые водопады, захватывающие луга луга с цветами, таинственные горы привлекают внимание людей, потому что человек - это лишь небольшая часть природы и не может существовать отдельно от него.
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства )

В своё царство приглашает нас.

Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы )

Чему будет посвящен наш урок?

При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите?(показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы )

Что объединяет их? (Сельское хозяйство )

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы ) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия )

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный ). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт ).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учител ь ). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания )

Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам... (показ - лист бумаги, карандаши, стул )? (Деревом, лес. Лесные богатства )

Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без...(ВОДЫ )

Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Как человек использует течение реки? (показ электростанции )

-(показ ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

О какой силе природы сказано: “... ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли )

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества )

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции . Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце ) - показ

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

Показ - Как человек стал использовать солнечный свет ?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи , которые меньше всего загрязняют природу.

Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака ).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза ).

Назовите группу. Растения.

Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка (двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31 ) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса ) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1 .

Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

Что такое природные богатства?

Что случится, если природные богатства исчезнут?

Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон ) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором . Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

В чем ценность этих растений? (лекарственные ).

Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и... (показ вырубок и пожара ).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины , от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат.... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество”

Посетив Крым, чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда восторженно написал: «Крым – это орден на груди планеты Земля!» И действительно, если посмотреть на него с высоты птичьего полета, вы увидите, что ромбовидной формы Крымский полуостров и впрямь напоминает орден, прицепленный к европейскому материку узкой цепочкой Перекопского перешейка и Арабатской косы. Историк Нил Ашерсон именовал Крым «большим коричневым алмазом»; климатом и природой полуострова восхищались все посетившие Тавриду ученые, писатели, поэты и художники. Попытаемся в нескольких словах рассказать о богатстве крымской природы и ее особенностях.

Положение: между географией и геополитикой

Географически находящийся на стыке Европы и Азии, Крым взял понемногу от каждой из этих частей света: на севере полуострова находятся азиатские степи, а на юге – горы и субтропики, напоминающие собой курортные зоны Греции и Италии. Степная зона, захватывающая бóльшую часть центрального, западного и восточного Крыма, начинается в Крыму – и тянется далеко на восток, вплоть до Монголии и Северного Китая. Недаром в Среднике Века эту гигантскую территорию называли Диким Полем – именно оттуда в Европу приходили бесчисленные орды скифов, сарматов, гуннов, хазар, монголов и прочих кочевников. С континентом Крым соединяется лишь несколькими узкими полосками перешейков и песчаных отмелей, водными путями сквозь сивашские соляные озера на севере и востоке, а также длинной полоской Арабатской стрелки. Нил Ашерсон делил Крым на три исторические зоны: степной север, заселенный кочевниками (зону тела); юг, с его городами и цивилизациями (зону разума); находящиеся между ними горы – зону духа, где находились горные княжества и монастыри. По его мнению, степная зона тела всегда атаковала южнобережную цивилизационную зону разума, а буферной территорией между ними была горная зона духа. С мая 2018 года на востоке Крым с континентом соединила знаменитая «стройка ХХI века» – Керченский (или Крымский) мост.

Горы

От теплого и влажного Южного берега Крыма степную зону отражают три гряды Крымских гор: Внешняя, Внутренняя и Главная. Каждая из них выглядит типологически одинаково: пологие с севера, эти гряды круты с южной стороны. Внешняя (северная) гряда – самая низкая (до 350 м); Внутренняя (иначе – вторая) гряда – высотой до 750 м. Самой живописной является Главная (третья, или южная) гряда с вершинами, высотой более километра: Чатыр-Даг (1527 м), Демерджи (1356 м) и Роман-кош (1545 м). Еще одной любопытной чертой крымских гор является тот факт, что практически все из них завершаются не острыми пиками, а, напротив, волнистыми плато, называемыми тюркским термином «яйла» (в переводе – «летнее пастбище для скота»). Общая площадь зон яйлы – 1565 км². В советское время выдвигались различные прожекты мелиорации этих высокогорных плато для последующего использования в сельскохозяйственных целях. По разным причинам, они не были реализованы, и сейчас большая часть яйл представляет собой природные заповедники.

Водные ресурсы

Крымский полуостров омывается водами двух морей – Черного и Азовского. Продолжительность береговой линии Крыма достаточно велика – 2500 км, однако, около половины этого пространства приходится на зону Присивашья, практически не годного для отдыха и купания. Вообще, водные ресурсы Тавриды более чем разнообразны: здесь есть и горные реки, и озера, и лиманы, и водопады, и водохранилища, и многое другое. К сожалению, всего этого многообразия совершенно недостаточно для обеспечения жителей и посетителей полуострова пресной водой. Ситуация стала вдвойне напряженной в 2014 году в связи с прекращением работы Северо-крымского канала, отрезанного от Крыма по указу властей Украины. Самой продолжительной рекой полуострова является Салгир, протянувшийся на 232 км от горы Чатырдаг до Сиваша, однако, самыми полноводными реками являются Черная и Бельбек. В летнее время многие крымские реки практически полностью пересыхают. Еще одной любопытной специфической чертой Крыма является обилие соляных озер с лечебной грязью; особенно много их на севере Крыма. Несмотря на то, что здесь можно развить лечебную и туристическую индустрию, подобную израильской, пока этот ресурс используется недостаточно.

Флора

Удивительна и разнообразна флора Крыма: всего здесь произрастает около 2500 видов дикорастущих высших растений, многие их которых занесены в Красную книгу. Чем особенно выделяется и отличается крымская растительность? Во-первых, в Крыму произрастает около 250 видов так называемых эндемиков – т.е. растений, которые встречаются только в Крыму и более нигде. Во-вторых, в Крыму также немало реликтов, т.е. видов растительности, не изменявшихся в течение многих миллионов лет и сохранившихся в своем первоначальном виде. В-третьих, крымская растительность имеет аналоги среди растений других причерноморских и средиземноморских регионов – из-за схожего климата, а также по той причине, что около 1000 видов растений были завезены в Крым колонистами с места их проживания. Именно по этой причине флора Крыма имеет свой нынешний, разнообразный и удивительный характер. Из наиболее примечательных растений Крыма стоит выделить клен Стевена, сосну Станкевича, тис ягодный, можжевельник, кипарис пирамидальный, чабрец крымский, боярышник Поярковой, полынь, ковыль и многие другие.

Крымскую флору, равно как и фауну, также можно подразделить на степную, горную и южнобережную. В северном Крыму и на Керченском полуострове преобладает степная растительность и чахлые кустарники. Далее, в предгорьях, степи сменяет лесостепь: здесь уже появляются не только кустарники, но и такие деревья как дуб, можжевельник, грабинник и груша. Еще южнее, в зоне Внутренней гряды, древесное разнообразие становится более богатым, появляются дубовые и буковые леса, боярышник, скумпия, кизил, ясень и липа. На высоте 1000 м, уже в районе Главной гряды, деревья сходят на нет: величественные пространства яйлы практически безлесы и напоминают собой высокогорные степные просторы. Именно там растет около 25% крымских эндемиков. На Южном берегу Крыма можно встретить пояс сосновых лесов, что, в целом, не слишком характерно для полуострова. Помимо естественных лесов, значительную часть Крыма занимают также искусственные посадки, парки и ботанические сады. Самые известные из них – Алупкинский и Массандровский парки, а также основанный Х.Х. Стевеном еще в XIX веке Никитский ботанический сад.

Фауна

Не менее уникален и животный мир Крыма. Так как полуостров фактически изолирован от материка, на нем сформировался уникальный комплекс видов животных, отличный от видового состава близлежащей Украины и материковой России. Специфической чертой крымской фауны является высокий уровень эндемизма, т.е. наличие видов, присущих только Крыму. С другой стороны, крайне любопытно, что в Крыму нет многих животных, живущих на соседних территориях. В общем, в Крыму обитает более 60 видов млекопитающих. Самые крупные из них – крымский олень благородный, лань и кабан. В течение длительного времени в Крыму вообще не было волков, однако, в последние годы наблюдается перемещение серых хищников в Крым с территории южной Украины. Как животное политически неграмотное, волк не обращает внимания на проведенную между Крымом и Украиной в 2014 году государственную границу. В Черном и Азовском море встречаются три вида дельфинов и – крайне редко – тюлень-монах. Птиц в Крыму более 300 видов. Самыми крупными являются журавль, дрофа, лебеди, гуси и крупные хищники: степной орел, черный гриф, беркут, сапсан и филин. Лучшим местом для наблюдения за птицами в Крыму является заповедник «Лебяжьи острова» на северо-западе полуострова.

Насекомые

Энтомофауна (насекомые) Крыма насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч видов. Одних только бабочек в Крыму около 2000 видов! Недаром в Крыму так хорошо чувствовал себя любитель чешуекрылых – Владимир Набоков – первая статья которого на английском языке как раз и была посвящена крымским бабочкам. Из наиболее примечательных эндемичных видов насекомых стоит выделить жужелицу крымскую, бабочку бархатницу черноморскую, стрекозу блестящую красотку и слепня Смирнова. Особенно приятно, что как среди животных, так и среди насекомых Крыма практически нет ядовитых, а те из них, которые обитают там (например, сколопендра, скорпион, тарантул, сольпуга, гадюка степная), настолько редки, что случаи нападения на людей единичны.

Так вкратце выглядят природные красоты Крымского полуострова. Тут есть все для самого взыскательного путешественника: горы, море, бухты, водопады, степи, соляные и пресные озера, естественные и искусственные пещеры, заповедники и парки, уникальные эндемичные растения, деревья, животные и насекомые. Чтобы убедиться в этом – собирайте багаж, откладывайте дела, покупайте билеты – и исследуйте наш полуостров сокровищ самостоятельно. Крым ждет вас!

Россия – по-настоящему необъятная страна. Чтобы хорошо узнать ее, необходимо многие годы посвятить путешествиям в различные места. Ее необыкновенная природа не перестанет удивлять никогда. Это действительно так, поскольку Россия объединяет множество разных природных и климатических зон. Множество регионов очень сильно отличаются друг от друга. Природное богатство нашей страны также велико и достаточно разнообразно. В статье пойдет речь о том, какими же ресурсами обладает Россия, будет рассказано об их видах и особенностях.

Природное богатство – что это такое?

Для начала стоит разобраться непосредственно с этим термином. В широком смысле природное богатство – это те ресурсы, которые можно получить в определенном месте. Таким образом, можно сказать, что это все вещи и блага, которые человек может получить от природы. Все они являются составляющими частями окружающей среды, откуда их и получает человек. Эти ресурсы уже на протяжении многих лет используются человеком в различных целях, без них невозможно было бы развитие общества и появление новых технологий во всех отраслях.

Наверное, многие заинтересуются, что же включают природные богатства России. Ответ на этот вопрос может быть очень обширен. Среди таких ресурсов можно отдельно выделить лесные, водные, биологические, рекреационные, полезные ископаемые, плодородные почвы и многое другое. Все эти компоненты люди активно используют для различных целей. Таким образом, становится понятно, что богатство природных ресурсов в нашей стране по-настоящему велико. Оно активно осваивается уже на протяжении многих веков.

Нефтяные, газовые и угольные запасы

Конечно же, первое, о чем стоит рассказать, – это сырьевые и топливно-энергетические запасы нашей страны. Природные богатства России включают большое количество месторождений таких важных ресурсов, как нефть, каменный уголь, природный газ. Также активно добывается олово, алюминий, золото, никель, платина, слюда и множество других материалов.

Интересно, что в нашей стране уже известно более 20 тыс. различных месторождений. Если сравнивать Россию с другими государствами по запасам полезных ископаемых, то можно увидеть по-настоящему интересные данные. Наша страна находится на 1 месте в мире по количеству природного газа и на 6 месте по количеству нефтяных запасов. В основном их месторождения находятся в северной части России.

Нужно рассказать и о таком важном ресурсе, как уголь. Россия находится на 3 месте в мире по количеству его запасов. Существует несколько районов, где ведется активная добыча угля. Основные – это Кузнецкий, Южно-Якутский и Печорский угольные бассейны.

Другие полезные ископаемые

Важно отметить и другие запасы различного сырья в нашей стране. Россия богата не только нефтью и газом, но также и торфом, сланцами, железными рудами.

Торф в России добывается во многих регионах, как в европейской части, так и в азиатской. Самые крупные месторождения этого материала находятся на Северном Урале и в Западной Сибири.

Источники сланца также активно разрабатываются. В основном они расположены на территории европейской части страны. Наиболее крупный из них находится в районе Санкт-Петербурга. Помимо него, в России существует еще 3 крупных сланцевых бассейна.

Еще одно природное богатство нашей страны – это железная руда. На территории России имеется множество источников, по большей части они залегают глубоко. Крупные месторождения расположены в европейской части, самое известное из них носит название Курской магнитной аномалии.

Лесные ресурсы

Мы познакомились с полезными ископаемыми России. Теперь стоит поговорить и о лесных ресурсах, которые также составляют природное богатство нашей страны.

Если говорить о крупных зеленых массивах, то они составляют более 40% территорий Российской Федерации. Более распространены хвойные леса. Их встречается около 80%. Остальные леса – широколиственные. Чаще всего они располагаются в европейской части России. Хвойные леса в основном представлены елями, пихтами, кедрами, соснами. Многие породы дерева имеют большое значение для промышленности и производства. Имеется и одна особенность – это неравномерность распределения лесов на территории страны. Большая часть зеленых насаждений приходится на Дальний Восток и Сибирь.

Конечно же, промышленное значение лесных ресурсов довольно большое. Однако они используются и для других целей. Некоторые леса играют важную роль в охране природы. Они являются водоохранными и санитарными зонами. Некоторые из них имеют статус национальных парков или заповедников.

Другая группа лесов – это средообразующие и защитные. Они позволяют поддерживать нужный экологический баланс в местах, где это особенно необходимо, например в крупных городах и других местах с большим числом населения, плотной застройкой и развитыми транспортными сетями.

Водные ресурсы

Итак, мы обсудили полезные ископаемые и лесные ресурсы России. Конечно же, на этом их список не заканчивается. Основные природные богатства включают и водные ресурсы, которых в нашей стране также очень много. К ним относятся все водоемы, которые используются в народном хозяйстве. Сюда можно отнести озера, реки, водохранилища, каналы, моря, подземные воды и некоторые другие источники. Наиболее важными издавна считались реки, поскольку они выполняли функции торговых путей. Основные поселения располагались вдоль рек, около них и начали возникать крупные города.

Сейчас по большей части водные ресурсы используются для получения электроэнергии. Множество гидроэлектростанций функционирует на территории России. Они обеспечивают электричеством большую долю страны. Помимо этих целей, водные ресурсы также используются для водоснабжения, перевозки грузов, судоходства, отдыха и другого.

Биологические ресурсы

Конечно, необходимо обратить внимание и на такую важную составляющую, как биологические ресурсы. Это еще один элемент, который составляет природные богатства. Человека издавна интересовал животный и растительный мир. Затем биологические ресурсы начали использоваться на благо общества. К ним относятся различные виды растений и животных, которые участвуют в хозяйственной деятельности человека. Можно сказать, что они равномерно рассредоточены по всей территории страны. В эту же группу включаются угодья. Самыми эффективными из них являются луга, поскольку они используются в животноводстве в качестве пастбищ и занимают большую долю территории нашей страны.

Ни одна страна в мире не сравнится с Советским Союзом по размерам природных богатств - по площадям земель, пригодных для сельского хозяйства, обилию полезных ископаемых, по источникам энергии.

Величайшее сокровище нашей природы - это обширная плодородная земля, на которой выращивают пшеницу и рис, лен и хлопчатник, сахарную свеклу и сахарный тростник, кукурузу и виноград, чай и субтропические культуры. Огромные пастбища во всех зонах Советской страны - в тундре, в полосе лесов, в степях, в полупустынях, на горных альпийских лугах - и развитое полевое кормодобывание дают возможность разводить разнообразный скот и получать мясо, сало, шерсть, кожу, молоко, масло и другие продукты. Земледелие и животноводство - поставщики сырья для пищевой и легкой промышленности. Недаром говорится, что земледелие и животноводство кормят и одевают нас…

Все живое и мертвое на нашей планете, как известно, состоит из элементов, представленных в таблице Менделеева, и из их сочетаний. У любой страны всегда есть нужда в каком-то элементе - в железе, цинке, меди, олове или уране, в марганце, титане, молибдене или ниобии.

Многие страны вынуждены ввозить из-за рубежа недостающие им полезные ископаемые. Наша Родина является исключением: в ее недрах есть все, чтобы заполнить все клетки менделеевской таблицы. Причем все необходимое народному хозяйству есть у нас в промышленных количествах.

В этом, пожалуй, нет ничего удивительного: ведь наша Родина - шестая часть мира. Следовательно, она должна обладать и шестой частью всех природных богатств.

Но тут-хо как раз и начинается самое удивительное! Оказывается, не одна шестая часть лесов земного шара растет на советской земле, а одна четвертая. Канада занимает по площади лесов второе место в мире после Советского Союза, но лесов у нее втрое меньше, чем у нас. Общий запас древесины в наших лесах определяется астрономической цифрой - 50 млрд, м 3 .

Самые ценные деревья представляют собой богатство, лишь в том случае, если они приносят людям пользу, а не бесцельно гниют на корню. Самые плодородные земли становятся ценными, лишь когда они заняты наиболее полезными растениями. И любое ископаемое, будь то железная руда, нефть, уголь или торф, становится действительно полезным, только когда оно служит людям.

Ни в одной стране мира нет таких больших посевных площадей зерновых и технических культур, как в Советском Союзе. И с этих площадей мы собираем не одну шестую, а около трети мирового урожая пшеницы и свеклы; не одну шестую, а две трети всей конопли, четыре пятых всего льна и девять десятых всего подсолнечника, выращиваемых на земле.

Продуктивно используются в нашей стране и залежи полезных ископаемых. Их нам тоже щедро отпустила природа. Двумя третями мировых залежей торфа обладает наша страна. А железных руд в недрах СССР больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Наша страна владеет одной пятой мировых запасов угля, и геологические разведки с каждым годом находят все новые залежи. Больше половины марганца, имеющегося в земной коре, хранится в наших недрах.

Медь, свинец, цинк, олово, никель, хром, вольфрам, молибден, титан, тантал, ниобий, бериллий, уран, серебро, золото - все цветные и редкие металлы есть в нашей стране. Любое богатство обычно пересчитывают на золото. Но и по запасам этого драгоценного металла нет страны, равной Советскому Союзу.

Однако наши богатства не исчерпываются металлами, нефтью, торфом, углем или лесом…

Такого месторождения камня плодородия - апатитов, как в хибинской тундре, нет нигде на земном шаре. Из апатитов получают фосфорные удобрения, а из их «отходов», нефелина, - алюминий. Сырье для фосфатных удобрений есть у нас и в других местах страны, особенно много его в Казахстане.

СССР обладает и гигантскими запасами калийных солей. Они составляют девять десятых

мировых запасов. Грандиозны залежи и поваренной соли, мирабилита, асбеста, слюды, серы, графита, мрамора, плавикового пшата, асфальта, цементного сырья… На весь мир славятся якутские месторождения алмазов.

Все эти ископаемые надо добыть из глубоких недр, поднять на-гора, извлечь из руд металлы, переработать их… Для этого нужны машины и механизмы. Нужны они и для того, чтобы освоить сотни миллионов гектаров плодородных земель, засеять их, собрать урожай. Множество машин и механизмов необходимо и для переработки наших лесных богатств, для освоения гигантских торфяных болот, для прокладки железных и шоссейных дорог, для строительства заводов и фабрик, новых жилых и общественных зданий, новых городов… Без машин невозможно перевозить грузы и людей по нашей огромной стране. Множество машин и механизмов требует промышленность.

И чтобы все эти механизмы и машины работали, нужна энергия, очень много энергии. По запасам ее, заключенным в угле, нефти, торфе, горючих сланцах, газе, и по гидроресурсам наша Родина занимает ведущее место среди всех стран мира.

А ведь есть еще один вид энергии - ветер, или, как его называют, «голубой уголь». Энергия воздушных потоков над нашей страной фантастически велика, она превосходит всю энергию наших текучих вод и топливных месторождений. Ученые подсчитали, что «на территории СССР с помощью густой сети ветродвигателей технически можно производить ежегодно около 20 триллионов квт-ч дешевой электроэнергии». Столько энергии могли бы дать две тысячи таких гигантских гидростанций, как волжские ГЭС - им. В. И. Ленина и им. XXII съезда КПСС.

Одно из важнейших сокровищ природы - вода. Это главный рычаг жизни, основа благосостояния страны. Недаром знаменитый геолог А. П. Карпинский, с первых лет революции возглавлявший Академию наук, Говорил: «Нет в мире более драгоценного ископаемого, чем вода». И этим сокровищем наша Родина тоже обладает с избытком. По советской земле текут 150 тыс. рек, среди которых такие могучие, как Енисей, Лена, Обь, Амур, Волга… Свыше 250 тыс. озер насчитывается в нашей стране. Среди них самое глубокое озеро мира - Байкал и величайшее озеро земного шара - Каспийское, которое так огромно, что его с незапамятных времен называют морем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: