Зачем головоногие выпускают чернила. Зачем каракатицам чернила? Чернила из орешков-галлов

Вконтакте

Одноклассники

Прародителями чернил для струйной печати были обычные чернила для письма и рисования. Их история уходит своими корнями в глубокую древность.

В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.

При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.

Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.

До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.

Каштан Черника
Бузина чёрная Грецкий орех

Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил

Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.

Виноградные косточки – сырьё для производства чернил

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.


Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие чернила имели приятный блеск и выглядели так, словно они только что вышли из-под пера писца. Ореховые чернила имели один недостаток: первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.

Наросты – галлы на листьях дуба

Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.

Библия, написанная серебряными чернилами

В Греции и древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса, которые извлекали из раковин, помещали в солёную воду, затем вялили на солнце и варили. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил. По приблизительным расчётам 1 кг пурпурных чернил должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Красные чернила под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора. К ним была приставлена специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.

Болинус брандарис, из которого в Древней Греции и Древнем Риме изготавливали пурпурные чернила

На Руси подобных строгостей, связанных с пурпурными чернилами, не было. Их научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие.

Личинки червеца карминоносного, из которого на Руси изготавливались красные чернила

До сих пор не разгадана загадка рубиновых, сапфировых и перламутровых чернил, которые получили название «чернил драгоценных камней». Рецепт изготовления таких чернил в строгой тайне хранили монгольские монахи.

Считается, что первым печатающим устройством, в котором были использованы черные чернила, стал пресс Иоганна Гутенберга, изобретённый в 1456 году. Пресс оборудован съёмными литерами с изображением букв. Из таких букв можно было составлять слова, фразы и целые предложения. Литеры можно было использовать многократно. Их помещали под пресс на бумажный лист и таким образом получали оттиски.

Пресс Иоганна Гутенберга

Изобретение пресса Иоганна Гутенберга значительно ускорило процесс развития чернил для струйной печати.

В 1460 году была изобретена технология печати при помощи льняного масла , которая позволила наносить изображения на металлические поверхности. Достоверного рецепта льняных чернил до наших дней не дошло. Известно лишь, что основными компонентами таких чернил были многооксиды и растительные пигменты.

Спустя несколько столетий овощные и льняные масла стали основными компонентами чернил. Такие чернила были жидкими и медленно сохли. Тогда же были изготовлены первые чернила с добавлением нефтяного дистиллята.

В XVI веке появились железные чернила , которые изготавливали из корня ольхи, ореховой или дубовой коры и чернильных орешков, настроенных в сосуде с обломками железа. При варке ольховой коры из неё выделялись дубильные кислоты, которые, взаимодействуя с обломками железа, продуцировали закисные железные соли. Свежие чернила имели бледную окраску, но при высыхании железо окислялось и темнело. Полученные отпечатки были устойчивыми к свету и не растворялись в воде. Для придания чернилам необходимой вязкости и прочности в их состав вводили вишнёвый клей (камедь), имбирь, гвоздику и квасцы.

В XVII веке вместо обломков железа при изготовлении железных чернил стали использовать медный купорос. Это позволило ускорить процесс изготовления чернил. Черные чернила, полученные таким способом, стали называть на Руси «чернила добрыя».

В 1847 году немецкий химик-органик, профессор Рунге изготовил чернила из экстракта тропического сандалового дерева. Сок этого дерева содержит гематоксилин, который при окислении вырабатывает пигмент фиолетово-чёрного цвета. Поэтому чернила, разработанные профессором Рунге, имели фиолетовый оттенок.

Профессор Рунге – изобретатель чернил из экстракта сандалового дерева

В 1870 году, спустя 414 лет после изобретения печатного пресса Иоганна Гутенберга, чернила стали использоваться в первых печатных машинках. Такие машинки были оснащены ударным механизмом с буквенными литерами и чернильной красящей лентой. Ударяя по ленте, литеры переносили на бумагу соответствующие чернильные буквы и знаки. Одна из первых моделей печатных машинок показана на рисунке ниже.

Одна из первых моделей печатных машинок

Следующим этапом в развитии чернил стало появление ализариновых чернил, которые в 1885 году изобрёл саксонский педагог Христиан Августан Леонгарди. Чернила Леонгарди изготавливались из сока орешков-галлов с добавлением краппа из корней восточного растения марены. Мареновый крап обеспечил бесцветно-мутным галловым чернилам насыщенный сине-зелёный оттенок. Позже крапп заменили на синтетический краситель, а галловые орешки – на галловую кислоту. Так ализариновые чернила стали полностью синтетическими и более дешёвыми в изготовлении. Ещё позднее был найден синтетический краситель прекрасного ярко-фиолетового цвета. Чернила, изготовленные с использованием такого красителя, получили название анилиновых.

Спустя век после изобретения ализариновых и анилиновых чернил в конце 70-х годов ХХ века были разработаны первые системы струйной печати. В 1976 году свет увидел первый струйный принтер компании IBM – Model 6640, в 1977 году первый струйник сошёл с конвейера компании Siemens, в 1978 году о разработке новой технологии струйной печати BubbleJet заявила корпорация Canon, немного позже инновационную технологию струйной печати drop-on-demand представила компания Hewlett Packard.

В первом поколении струйных принтеров использовались водные чернила, состоящие из красящей жидкости и воды. Водные чернила за счёт своей однородной консистенции и отсутствия твёрдых частиц пропитывают не только поверхностные, но и глубинные слои бумаги. Они дают очень яркие и сочные отпечатки, гораздо более красочные, чем пигментные чернила. Преимуществом водных чернил является их экономичность, недостатком – неустойчивость к солнечным лучам и влаге. Такие чернила быстро выгорают на солнце и смываются обычной водой. Отпечатки, сделанные водными чернилами, следует хранить в сухом затемнённом месте, лучше всего – в фотоальбоме.

Развитие технологии струйной печати привело к появлению фотопринтеров, предназначенных для печати качественных фотографий. В таких фотопринтерах используются пигментные чернила, в состав которых входят вода, пигменты и специальные добавки. Пигменты – это микроскопические частицы твёрдого вещества органического или не органического происхождения. Размер таких частиц в 500 раз меньше толщины человеческого волоса, поэтому они свободно проходят сквозь сопла печатающей головки. Преимуществом пигментных чернил является их устойчивость к воздействию солнечного света и влаги, недочётом – недостаточная яркость по сравнению с водными чернилами.

Изготовив первые пигментные чернила, производители тут же приступили к улучшению их состава. Сегодня химическая отрасль работает над повышением реалистичности и разнообразия оттенков струйных чернил, уменьшением размера выбрасываемых капель, повышением светостойкости и влагостойкости и т.д.

Расширяются цветовые схемы струйной печати. Если в первых струйных принтерах были установлены четырёхцветные картриджи со стандартным набором цветов CMYK (чёрный, жёлтый, пурпурный и голубой), то сегодня выпускают расширенные схемы CMYK, состоящие из шести, восьми и даже одиннадцати цветов.

К инновационным разработкам в сфере струйной печати следует отнести симпатические чернила , которые проявляются под действием ультрафиолета, исчезающие чернила , которые обесцвечиваются при нагревании, флуоресцентные чернила , которые светятся в темноте, серебряные чернила , проводящие электрические импульсы, текстильные чернила , которые превосходно печатают на ткани, латексные , в состав которых входят полимеры из искусственного латекса и некоторые другие виды чернил. За этими видами чернил стоит будущее струйной печати.

Вконтакте

Каракатица - это моллюск, относящийся к классу головоногих. В понятии людей она ассоциируется с чем-то невзрачным и бесформенным. На самом деле каракатицы очень красивые.

Внешний вид животных

Каракатица имеет овальное, немного приплюснутое тело. Мантия (кожно-мускульный мешок) образует главную его часть. Внутренняя раковина осуществляет роль скелета, причем эта отличительная черта свойственна только лишь каракатицам. Она состоит из пластины с внутренними полостями, которые обеспечивают каракатице плавучесть. Раковина находится внутри туловища и оберегает внутренние органы.

Голова и тело у моллюска сросшиеся. Глаза каракатицы очень большие и могут увеличивать масштаб изображения, при этом зрачок контролирует интенсивность света. На голове каракатицы есть нечто, похожее на клюв, им моллюск добывает и раздробляет пищу. А также, как и у многочисленных головоногих моллюсков, у каракатицы есть мешочек чернильный. Это особенный орган, который представляет собой плотную капсулу, разделенную на две части. В одной части находятся уже готовые чернила, а в другой - специальные клетки, насыщенные особыми зернами с краской. При созревании клетки разрушаются, и образуются чернила. Чернильный мешочек производит огромное количество чернил. Опустошенный мешок восстанавливается в среднем за полчаса.

Наиболее известные виды:

  • фараонова;
  • распиная (самая красивая и ядовитая);
  • широкорукая (самая крупная);
  • полосатая (очень ядовитая).

У моллюска восемь щупальцев и два передних щупа. На каждом из них находятся небольшие присоски. Передние щупальца скрыты в карманах под глазами и используются при атаках на жертву. Вытянутые плавники расположены по бокам туловища и помогают каракатице при передвижении.

Описание каракатицы, окраска

Характерной чертой этих моллюсков является умение изменять окраску своего туловища. Цвет каракатиц необычайно многообразен. Это возможно благодаря кожным клеткам-хроматофорам. Изменение окраски тела происходит осознанно, хроматофоры подчиняются головному мозгу. Этот процесс происходит мгновенно, и формируется впечатление, что все происходит автоматически. Клетки каракатиц наполнены специальными пигментами разного цвета.

По многообразию расцветок, сложности узора и быстроте смены окраски моллюску нет равных. Определенные виды каракатиц способны люминесцировать. Изменения цвета применяется при маскировке. Узоры разных форм несут определенную информацию для сородичей. Каракатица - это один из наиболее разумных видов беспозвоночных.

Размеры моллюсков

Каракатицы обладают относительно малыми размерами по сравнению с другими головоногими. Широкорукая сепия - самая крупная среди каракатиц. Вместе со щупальцами длина тела составляет 1,5 м, а вес - примерно 10 кг. Однако большинство особей имеют меньшие размеры, их длина - не больше 20-30 см. А также существует несколько видов совсем маленького размера - до 2 см, которые считаются самыми мелкими головоногими моллюсками в мире.

Ареал

Где живет каракатица? А обитает она только на мелководье, в тропических и субтропических морях, которые омывают берега Африки и Евразии. Тем не менее полосатая каракатица была обнаружена и у берегов Австралии. Моллюски предпочитают жить поодиночке, изредка маленькими группами, и только лишь в период размножения формируются крупные скопления каракатиц. В брачный период они могут осуществлять передвижения, но, как правило, ведут оседлую жизнь.

Плавают моллюски неглубоко, придерживаются береговой линии. Увидев добычу, каракатицы на секунду замирают, а далее быстрым скачком настигают жертву. При возникновении опасности моллюски залегают на дно и стараются плавниками засыпать себя песком. Каракатица - очень осторожный и пугливый моллюск.

Питание каракатицы

Время от времени крупные особи способны съесть более мелких собратьев. Это происходит не из-за агрессивного характера, а в большей степени из-за пищевой неразборчивости.

Едят моллюски практически все, что движется и не превышает их собственные размеры. Питаются рыбами, крабами, креветками, моллюсками. Каракатица выдувает из сифона струю воды в песок, тем самым он поднимается, а моллюск в это время заглатывает мелкую живность, а более крупную разделывает клювом. Каракатице не составит труда раскусить панцирь краба или череп небольшой рыбы.

Размножение

Каракатица — это животное, которое размножается только один раз. Моллюски мигрируют к комфортным местам для кладки яиц, по пути образуя стаи из нескольких тысяч особей. Общение происходит путем изменения окраски тела. При взаимной симпатии оба моллюска светятся яркими красками. Яйца каракатиц в основном черные и напоминают виноград. После кладки яиц взрослые каракатицы погибают. Головоногие рождаются уже сформированными. С самого рождения маленькие каракатицы способны пользоваться чернилами. Живут каракатицы в среднем 1-2 года.

Пищевая ценность мяса моллюсков

Каракатица - это источник превосходного мяса, которое содержит ценные ненасыщенные кислоты - эйкозапентаеновую и докозагексаеновую, предохраняющие от многих заболеваний сердечно-сосудистой системы. А также эти элементы снижают уровень триглицеридов в крови, предотвращают образование тромбов и закупорки артерий.

В мясе каракатицы присутствуют витамины В2, В12, А, никотиновая и фолиевая кислоты. Кроме того, мясо моллюсков богато минералами. Помимо полезных веществ в мясе присутствуют такие примеси, как кадмий и ртуть. Диетологи рекомендуют съедать не более двух порций в неделю.

Полезные свойства чернил

  • Улучшают настроение и борются с эмоциональными проблемами.
  • Помогают при лечении болезней репродуктивного характера.
  • Устраняют симптомы нарушений пищеварения.
  • Помогают при терапии кожных заболеваний.

В древние времена чернильная жидкость использовалась для письма. Чернила каракатицы входят в состав лекарств. Это вещество обладает успокаивающим действием.

Чернила применяются при производстве пищевых красителей и приправ. Они придают блюдам особый черный цвет и превосходный солоноватый вкус. Готовые к употреблению чернила продаются в магазинах. А также на основе чернил изготавливают соусы, которые отличаются ярким и неповторимым вкусом. Чернила каракатицы содержат элементы, помогающие обмену веществ и обладающие противовоспалительным действием.

Интересные факты о головоногих моллюсках

  1. Каракатица имеет три сердца. Два сердца используются для перекачивания крови к жабрам, а третье применяется для циркуляции оксигенированной крови к остальным частям тела.
  2. В крови каракатицы есть белок гемоцианин, который используется для переноса кислорода. Поэтому кровь у нее сине-зеленого цвета.
  3. Каракатица - это моллюск, способный имитировать форму и фактуру окружающих предметов. Моллюск изменяет свою окраску за счет расширения или втягивания маленьких бугорков, расположенных по всему телу, благодаря этому он практически сливается с песком, булыжниками и другими поверхностями.
  4. Самцы, чтобы ухаживать за самкой и не привлекать внимание остальных, перекрашиваются в интересный камуфляж. Одну половину тела они окрашивают красочной краской, а другую маскируют под самок, имитируя приглушенные тона.
  5. Каракатицы хорошо видят в условиях низкой освещенности, а также то, что находится у них за спиной.
  6. Каракатицы способны имитировать динамичные движения водорослей по своему телу, чтобы стать незаметными. Либо устраивают цветовое шоу для ловли добычи.
  7. Моллюски искусно защищаются от врагов, но сравнительно невысокий темп передвижения делает их уязвимыми перед преследователями: дельфинами, акулами.

Каракатица - это занимательный объект и для аквариумистов. Однако содержать их непросто из-за того, что моллюски очень пугливы, часто выпускают чернила в воду, и она становится непрозрачной. По истечении определенного количества времени каракатица привыкает к хозяину и прекращает опасаться его.

Издавна известно умение головоногих моллюсков — каракатиц, осьминогов, кальмаров — «пускать пыль в глаза». В минуту опасности эти животные выбрасывают из себя струю черной жидкости. «Чернила» расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюски стараются уйти от погони.

«Чернила» у головоногих вырабатывает особый орган — грушевидный вырост прямой кишки — его называют чернильным мешком. Это плотный пузырек, разделенный перегородкой на две части. В нижней половине находится специальная железа, которая и вырабатывает черную краску. После этого она поступает на «склад» — перекачивается в верхнюю часть, где хранится до первой тревоги.

Оттенок «чернил» не у всех головоногих одинаков: у каракатиц он сине-черного цвета, у осьминогов — черный, у кальмаров — коричневый. Каракатицы известны людям с незапамятных времен, и можно сказать, что эти животные оставили след в человеческой культуре ведь в течение многих веков люди писали их «чернилами».

Не все содержимое чернильного мешка выбрасывается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас «чернил».

Красящая способность чернильной жидкости необыкновенно велика. Каракатица за 5 секунд окрашивает извергнутыми «чернилами» всю воду в баке вместимостью в 5,5 тысяч литров. А гигантские кальмары извергают столько чернильной жидкости, что морские волны мутнеют на пространстве в сотню метров.

Сравнительно недавно биологи сделали неожиданное открытие. Наблюдения показали, что выброшенная головоногими жидкость растворяется не сразу, а долго — до десяти минут и больше — висит в воде темной и компактной каплей. Самое поразительное, что форма этой капли напоминает очертания выбросившего ее животного. Хищник вместо убегающей жертвы хватает ее бесплотного двойника. Вот тогда она взрывается и окутывает врага темным облаком.

Интересно наблюдать, как агрессивная акула приходит в полное замешательство, когда стайка кальмаров одновременно, как из многоствольного миномета, выбрасывает целую серию «чернильных бомб». Хищница мечется во все стороны, хватает одного мнимого кальмара за другим и вскоре вся исчезает в густом облаке рассеянных чернил.

Некоторые каракатицы, живущие в вечном мраке глубин, напротив, извергают яркое, светящееся облако, приводящее врагов в такое же замешательство.

Много неприятностей осьминогам доставляет мурена. Когда хищница, прорвавшись сквозь «дымовую завесу», пытается схватить беглеца, тот камнем падает на дно. Но странное дело, мурена несколько раз тычется в окаменевшего осьминога и затем... уплывает дальше. Что случилось с кровожадной муреной, почему она не схватила жертву? Оказывается, «чернила» осьминогов обладают свойствами наркотика и парализуют обонятельные нервы мурены! Побывав в чернильном облаке, она утрачивает способность распознавать запах притаившегося беглеца. Больше часа длится парализующее действие осьминожьего наркотика!

Как движется каракатица?

Вам странно будет услышать, что есть немало живых существ, для которых «поднятие самого себя за волосы» является обычным способом их перемещения в воде. Каракатица движется в воде именно таким образом: забирает воду в жаберную полость через боковую щель и особую воронку впереди тела, а затем энергично выбрасывает струю воды через упомянутую воронку; при этом она - по закону противодействия - получает обратный толчок, достаточный для того, чтобы довольно быстро плавать задней стороной тела. Каракатица может, впрочем, направить трубку воронки вбок или назад и, стремительно выдавливая из нее воду, двигаться в любом направлении.

На том же основано и движение медузы: сокращением мускулов она выталкивает из-под своего колоколообразного тела воду, получая толчок в обратном направлении. Сходным примером пользуются при движении личинки стрекоз и другие водные животные.

Каждый день мы пользуемся шариковыми ручками, на рабочих столах есть принтеры, которые работают практически без перерыва. Мы уже настолько привыкли к этому, что не задумываемся, как это работает. А первым шагом к изобретению всех этих удобных приспособлений стал рецепт удивительного состава, который может оставлять стойкие следы на бумаге и ткани. Однако мы сегодня хотим поговорить о том, из чего делают чернила. Краткий экскурс в историю и современные технологии будут интересны для взрослых и детей.

Старинные фолианты

Тончайший пергамент, строчки, выведенные на выделанной коже, древние манускрипты всегда поражают тем, что до сих пор можно легко разобрать написанное. Первые чернила делали очень просто - смешивали сажу с чем-то клейким. Это, по сути, была тушь, которая высыхала и растрескивалась. Кроме того, она была достаточно вязкой, нужно было наловчиться, чтобы вывести красивую строчку. Тогда рецептура была строго засекречена. Из чего делают чернила, знали только священнослужители. Кстати, вариаций было много. Брали в качестве основы мед и добавляли в нее золотой порошок. Широко использовали состав из ягод бузины и грецкого ореха. Но все это уже кануло в Лету. Сегодня производство чернил стало простым и доступным. Давайте проследим цепочку дальше.

Чернила из орешков-галлов

Продолжая рассматривать, нельзя забыть знаменитое открытие, а именно особые наросты на листах дуба. Называются они галлы, а живут в них личинки насекомого - орехотворки. Именно поэтому наросты называют чернильными орешками. Из них выжимали сок, затем смешивали его с железным купоросом и добавляли клей. Получался стойкий состав с красивым блеском. Даже сегодня сохранившиеся рукописи выглядят очень свежими. Однако был один важный нюанс. Эти чернила были бесцветными, прочесть написанное можно было только тогда, когда буквы высыхали.

Переворот в истории

В XIX веке люди стали более образованными, уже многие знали, из чего делают чернила. В 1885 году был произведен очередной переворот. Учитель изобрел ализариновые чернила. Они тоже были галловыми, однако обладали интенсивной окраской благодаря уникальной добавке. Сине-зеленые во флаконе, они становились черными при нанесении на бумагу. Достигалось это за счет добавления краппа, то есть вытяжки из корней марены.

Раскрашиваем стекла

Чернила для гладкой поверхности готовят из двух рабочих растворов. Первый - это 100 мл воды и растворенные в ней 1 г сульфида калия и 7 г Готовится простым смешиванием. Второй содержит аналогично 100 г воды, 3 г и 13 мл соляной кислоты. Смесь можно сразу использовать в качестве чернил. Можно смело наносить на стекло и получать после высыхания матовые надписи.

Составы для металла

Назвать чернилами их можно лишь условно. Писать на металле следует смесью из азотной и соляной кислоты. Для этого поверхность покрывают воском, затем делают надпись острым предметом, а затем сверху наносится состав. Через пять минут можно опустить сосуд в теплую воду. Чтобы получить аналог чернильной надписи синего цвета, требуется приготовить другой состав.

Его готовят, смешивая 3.5 г буры с 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл раствора метиленового синего. В результате остается надпись синего цвета.

Чернила для ткани

Мы уже рассмотрели составы и ориентируемся, из чего сделаны чернила. Однако все эти составы не обладают большой устойчивостью к стирке и многократному кипячению. Для этого следует немного изменить рецептуру. Для этого в колбе нагревают 42 г анилина и 2.5 г бертолетовой соли и 13 мл воды. Затем добавляют 15 мл соляной кислоты (25%-й) и продолжают нагревать смесь, пока она не потемнеет. Остается дело за малым. В колбу вливают хлорид меди, на этом процесс можно считать практически завершенным.

Полученный раствор нагревают до красно-фиолетового цвета. После этого под воздействием красителя, окислителя и катализатора реакции мы можем получить конечный результат. Чернила, выполненные по этому рецепту, являются очень стойкими. Они не выцветают в процессе стирки и могут использоваться в легкой промышленности.

Вместо заключения

Как видите, есть достаточно много способов, чтобы приготовить чернила. Современная промышленность позволяет выпускать начиная от черных и заканчивая разноцветными чернилами. В последнее время отработана технология предотвращения появления плесени. Есть специальные составы, которые при добавлении в чернила полностью нейтрализуют роль грибка. Это креозот и формалин, салициловая кислота.

Как видите, состав чернил совсем не сложный. Если вы увлекаетесь химией, то вполне сможете повторить это и в домашних условиях. Однако большой вопрос, стоит ли это временных затрат, особенно учитывая стоимость продукта в магазине канцелярских товаров и его расход.


Осьминог действительно может вырабатывать чернила?

Издавна известно умение головоногих «пускать пыль в глаза». В минуту крайней опасности они выбрасывают из воронки струю чёрной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск более или менее благополучно уходит от погони. Ныряет в какую-нибудь расщелину или удирает, оставляя врага блуждать в потёмках.

В чернилах содержится органическая краска из группы меланинов, близкая по составу к пигменту, которым окрашены наши волосы. Оттенок чернил не у всех головоногих одинаков: у каракатиц он сине-чёрного тона (в сильном разведении цвета «сепии»), у осьминогов - чёрный, у кальмаров - коричневый.

Чернила вырабатывает особый орган - грушевидный вырост прямой кишки. Его называют чернильным мешком. Это плотный пузырёк, разделённый перегородкой на две части. Верхняя половина отведена под запасной резервуар, в нём хранятся чернила, нижняя - заполнена тканями самой железы. Её клетки набиты зёрнами чёрной краски. Старые клетки постепенно разрушаются, их краска растворяется в соках железы - получаются чернила. Они поступают на «склад» - перекачиваются в верхний пузырёк, где хранятся до первой тревоги.

Не всё содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через пол-часа уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Красящая способность чернильной жидкости необычайно велика. Каракатица за пять секунд окрашивает извергнутыми чернилами всю воду в баке вместимостью в пять с половиной тысяч литров.

А гигантские кальмары извергают из воронки столько чернильной жидкости, что морские волны мутнеют на пространстве в сотню метров!

Головоногие моллюски рождаются с мешком, наполненным чернилами. Одна почти микроскопическая крошка-каракатица, едва выбравшись из оболочки яйца, тут же окрасила воду пятью чернильными залпами.

И вот какое неожиданное открытие было сделано биологами в последнее десятилетие. Оказалось, что традиционное представление о «дымовой завесе» головоногих моллюсков следует основательно пересмотреть. Наблюдения показали, что выброшенные головоногими чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся. Они долго, до десяти минут и больше, висят в воде тёмной и компактной каплей. Но самое поразительное, что форма капли напоминает очертания выбросившего её животного. Хищник вместо убегающей жертвы хватает эту каплю. Вот тогда она «взрывается» и окутывает врага темным облаком. Акула приходит в полное замешательство, когда стайка кальмаров одновременно, как из многоствольного миномета, выбрасывает целую серию «чернильных бомб». Она мечется туда-сюда, хватает одного мнимого кальмара за другим, и вскоре вся скрывается в густом облаке рассеянных ею чернил.

Зоолог посадил кальмара в кадку и попытался поймать его рукой. Когда его пальцы были уже в нескольких дюймах от цели, кальмар внезапно потемнел и, как показалось Хэлу, замер на месте. В следующее мгновение Хэл схватил... чернильный макет, который развалился у него в руках. Обманщик плавал в другом конце кадки. Хэл повторил свою попытку, но теперь внимательно следил за кальмаром. Когда его рука вновь приблизилась, кальмар снова потемнел, выбросил «бомбу» и тут же стал мертвенно бледным, затем невидимкой метнулся в дальний конец кадки.

До чего тонкий маневр! Кальмар ведь не просто оставил вместо себя своё изображение. Нет, это сцена с переодеванием. Сначала он резкой сменой окраски привлекает внимание противника. Затем тут же подменяет себя другим темным пятном - хищник автоматически фиксирует на нем свой взгляд - и исчезает со сцены, переменив наряд. Обратите внимание: теперь у него окраска не чёрная, а белая.

Хитра на выдумки природа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: