Организация подвижной игры. Организация подвижных игр в младших отрядах

Опыт работы на тему

« русские народные игры»

«Маленькие дети… играют, как птица поет». Эти слова емко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н.К.Крупской, взгляды которой на сущность игры легли в основу дошкольной педагогики.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.

Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижные игры:

Собственно подвижные: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, хоккей.

Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка русских народных подвижных игр.

Я поставила перед собой задачи:

1.Провести анализ литературы.

2.Определить взаимосвязь физического воспитания с возможностями народных традиций.

3.Изучить имеющийся опыт.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с изучением методических новинок изучила подвижные игры, их организацию. Моей настольной книгой стали «Русские народные подвижные игры» М.Ф.Литвиновой.

Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой целью были переоборудованы игровые уголки в группах, продумано их эстетическое оформление, рациональность расположения игрового материала.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказываю им об истории ее создания.

Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для этого я старалась побольше рассказывать о повадках животных - персонажах игр, таких, как «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д. Воспитатели читали вслух сказки, народные потешки, вместе с детьми мастерили все необходимые атрибуты.

В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных народах населяющих Россию, знакомила с историей и традициями этих народов.

Народные подвижные игры выбирала в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работала в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Только после этого начал работу кружок «Русские народные подвижные игры». Я поставила перед собой задачу:

Вызвать у детей интерес к народным играм. Научить самостоятельно их организовывать.

Т.к. игра является основным видом деятельности детей, то при составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание, подлезание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений.

В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве (игра «Пятнашки обыкновенные»).

В дальнейшем я старалась подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывала, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру я старалась эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями детей. Все это помогло активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, я не только подсказывала, как нужно двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений.

Так в игре « Петушиный бой» показывала, как нужно прыгать на одной ноге и толкать друг друга плечом, поощряя при этом детей, наиболее удачно выполняющих движение.

Учитывая, что двигательные возможности старших детей большие, в игре предлагала каждому поупражняться в движениях. Старалась не ограничивать пространство для движений. Не сокращать время активных действий, увеличила дозировку бега и подпрыгиваний в играх.

Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.

Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять движения и т.д. Различные варианты проведения подвижной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Например, всем знакома игра «Хитрая лиса». А варианты у нее могут быть такие:

    Ведущий дотрагивается до 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими.

    Вводится ограничение для лисы: салить левой рукой.

    В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и так далее, - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с образами.

Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини - сказки мной был позаимствован у преподавателя МПГУ Э.Я.Степаненковой. Основными требованиями к таким мини - сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия.

Например, для игры «Совушка» сказка может быть такая.

« На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки: зайчата, медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили - кто, как умел, и всем было весело. А в дупле дерева жила совушка - сова. Днем она спала, а по ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» - и летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорей бегут в домики. А когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами: поручить кому-то роль, выбрать считалкой и др. Чтобы дети не использовали случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы разучиваем считалки на занятии в кружке. Кроме этого используем считалки с вопросом, сговорки, жребий, угадывание. Провожу конкурс на лучшую считалку к игре. Такие конкурсы позволяют обогащать знания детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивают чувство ритма, столь необходимое в народных подвижных играх. Был оформлен альбом с самыми любимыми и интересными считалками.

Большое внимание уделяю использованию в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек. Поощряю использование народных игр и в свободной деятельности.

Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.

Как организовать подвижную игру. Функции педагога в организации игры. Выбор игры. Подбор инвентаря и определение функций и назначения игры.

Функции педагога, руководителя игры . Важнейшими обязанностями педагога-профессионала, применяющего подвижные игры как средство целенаправленного организованного физического воспитания, являются: выполнение комплекса организационных действий; проведение подвижной игры с реализацией комплекса воздействий общеразви- вающего телесно-двигательного и воспитательного характера. К общеорганизационным действиям педагога относятся: выбор игры и факторы эффективности ее проведения; анализ системной и структурной сущности игры; подготовка места проведения игры, инвентаря и вспомогательного оборудования. К организации детей для осуществления игры относятся: объяснение содержания игры; размещение играющих с уточнением индивидуальных функций и правил; определение водящих (если необходимо); формирование команд; выбор капитанов; назначение помощников педагога и объяснение их обязанностей, назначение судей, если необходимо. Проведение игры включает в себя непосредственное управление игровым процессом, в том числе: наблюдение за ходом игры, соблюдением правил; личное осуществление судейства; корректировка нагрузки; завершение игры; подведение итогов игры.

Выбор игры и условия успешного ее проведения. Содержание избранной подвижной игры определяется фактором цели и основными задачами урока, или другой формой занятий, в рамках которой предполагается ее проведение. Для педагога важно то обстоятельство, что проведение игры только ради игры — это достаточно расточительное времяпрепровождение исходя из стратегической цели физического воспитания — формирования физической культуры личности ребенка . Как отмечалось ранее, подбор игры основывается, прежде всего, на основных задачах занятия и психофизиологических особенностях возраста участников игры, обобщенном уровне их физического развития и двигательной подготовленности, количественного соотношения мальчиков и девочек в командах.

Организационная форма занятий, или мероприятие, в рамках которых предполагается проведение игры, оказывает определяющее влияние на ее подготовку и проведение. Наиболее приемлема в образовательном и воспитательном аспектах форма академического урока, одним из элементов которого планируется подвижная игра. Именно в регламент урока можно планировать и целенаправленно решать поставленные задачи, поскольку урочная форма определяет и возраст, и пол, и время, отводимое на занятие.

Другие формы, к примеру занятия в летнем лагере, в условиях перерыва между занятиями, накладывают на педагога, проводящего игру дополнительную профессиональную ответственность в связи с возможным разным возрастом участников, разной исходной физической подготовленностью, лимитом времени проведения игры и другими привходящими факторами.

Наиболее приемлемым местом проведения подвижных игр является летняя спортивная площадка или спортивный зал, что позволяет в полной мере проявлять детям их двигательную активность. Проведение игр в условиях школьной рекреации требует от проводящего проявления творчества, неординарных организационных решений, в целом — достаточно высокого профессионализма.

Время года и погодные условия, безусловно, влияют на выбор игры и ее содержание. В летнее теплое время и при жаркой погоде необходимо планировать проведение игр с небольшой двигательной активностью во избежание перегрева организма ребенка. И наоборот, в зимних погодных условиях избранная игра должна быть насыщена активными движениями, перемещениями.

В содержание выбранной игры можно вносить изменения в соответствии с возникшими организационными ситуациями (большое и слишком малое количество участников, нехватка инвентаря и др.). Достаточно эмоциональной положительно воспринимаются детьми изменения в игре, правилах по их предложению, тем более если это приводит к лучшей организации игры и качеству ее проведения.

Анализ системности и структурности игры осуществляется педагогом в процессе личной подготовки к ее проведению. Создание представления об игре как системе позволяет выделить ее главные элементы, их функции в ходе игры, продумать особенности непосредственных и опосредованных связей между элементами. Процесс игры есть нечто иное как реализация связей между ее составляющими, например взаимодействие педагога и команды, капитана и команды, реализация функций помощников и участие в этом педагога, влияние судей на управление игрой.

В процессе подготовки к игре педагог должен представить игру в структурном аспекте, то есть определить для себя место, роль и значение каждого из компонентов игры в качестве системы. Руководитель игры должен представить себе все возможные ситуации, вызванные ходом игры, продумать возможные решения. Важно предусмотреть вероятные негативные проявления и представлять себе пути их устранения. В системе подвижной игры главными элементами являются игроки и педагог-руководитель. Каждый участник игры есть индивидуальность, по-разному относящийся к игре и проявляющий себя в ней. Задача педагога — создать условия, при которых все игроки, включая пассивных, слабо подготовленных, в конечном счете, активно участвовали бы в ней.

Предварительный анализ игры предполагает выбор педагогом и назначение помощников, наделение их функциями, соответствующими содержанию и условиям игры. При этом помощники должны по возможности подробно ознакомиться с игрой, правилами ее проведения.

Предварительная подготовка места проведения игры является непременным условием ее успешного проведения. Важно знать, что участники игры тонко чувствуют наличие предварительной подготовки, что проявляется в их положительных эмоциях, желании играть, а в ином случае — в безразличии к предстоящей игре.

Примерами подготовки места проведения игры могут быть соответствующая разметка площадки с применением различного рода ориентиров; нанесение ограничительных линий, размещение инвентаря и вспомогательных средств в связи с содержанием игры; расчистка площадки от снега, устранение дождевых луж и др.

При подготовке места проведения игры следует убрать все посторонние предметы, препятствующие ходу игры. Необходимо учесть при играх с мячом в помещении возможные его удары по стеклам, а с этим и травмы, и материальные траты. Окна должны быть защищены упругой или жесткой сеткой. Если условия игры достаточно просты, то подготовительные действия целесообразно проводить вместе с участниками игры, что повышает их организационный и эмоциональный настрой на игровые действия.

Подготовка инвентаря и вспомогательного оборудования может осуществляться самим педагогом и его помощниками. Но особо ценна та созданная ситуация, при которой в подготовке активно участвуют все игроки. Наиболее востребованным инвентарем в подвижных играх являются мячи, гимнастические палки и скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки и повязки. В качестве вспомогательного оборудования могут использоваться гимнастические снаряды, особенно в эстафетах, кубы из дерева.

Инвентарь и вспомогательное оборудование подбирается, а если необходимо, то и специально создается учащимися- активистами в соответствии с содержанием и условиями игры. Вес и размер инвентаря должен соответствовать физическим возможностям игроков. Хранение инвентаря, как правило, осуществляется в специально отведенном месте. Но перед игрой его целесообразно расположить в местах, удобных для их быстрого размещения в соответствии с условиями игры.

Объяснение сущности игры целесообразно проводить в том построении или ролевом расположении учеников, с которого начинается игра. Успех объяснения и восприятия сути и условий игры зависит от того, насколько сам педагог ясно, точно и профессионально представляет ее себе сам. Объяснение должно быть последовательным, логичным, кратким, за исключением случая с играми детей дошкольников и младших школьников. В этом возрасте требуется подробное, без спешки объяснение в связи со спецификой восприятия информации детьми этого возраста.

В теории, методике и практике подвижных игр сложилась и действует достаточно простая и надежная схема объяснения сути игры. Она состоит: из названия игры, ее главной отличительной особенности; содержания игры; роли играющих и их расположения на площадке; функций помощников; правил игры; условий определения победителей; ответов на вопросы участников игры, которые адресуются всем детям. Особое внимание следует обращать на правила игры с тем, чтобы не делать вынужденные остановки по ходу игры на их уточнение. Объяснение должно быть четким, с ясной дикцией, с умеренными эмоциями, но не монотонно, на доступном для детей языке. В редких случаях в качестве обострения внимания к содержанию игры, правилам и условиям педагог может применить прием краткого выборочного опроса слушателей.

Целесообразно использовать каждую возможность для одновременного рассказа и показа двигательных фрагментов игры. Объяснение сущности игры и правил следует осуществлять при достижении максимального внимания учеников к действиям учителя. Объяснение содержания игры и условий должно быть последовательным, логичным, стройным. При этом целесообразно руководствоваться следующим планом рассказа: название игры; роль играющих и места их расположения; последовательность игровых действий; правила и другие условия игры. При объяснении игры следует учитывать общее настроение детей, общий психологический фон коллектива. При снижении внимания детей во время рассказа необходимо сократить объяснение, по возможности без ущерба для его смысла и эмоциональной стороны предстоящей игры. Завершается объяснение ответами на вопросы учеников, если они появились, при этом ответ следует адресовать всем играющим. В случаях повторного проведения игры, как правило, обращается внимание на ее ключевые моменты и на уточнение правил. Эффективным педагогическим приемом является выборочный опрос учеников о смысле и содержании игры, об особенностях правил ее проведения.

Размещение играющих с определением индивидуальных функций и правил игры . Объяснение сущности игры может осуществляться в организованном построении детей, реже при произвольном, но сгруппированном их размещении. Наиболее рациональным способом объяснения является рассказ, осуществляемый в том расположении играющих, в котором начинается игра. Важно при разных вариантах размещения играющих, чтобы преподаватель видел всех детей, а они, в свою очередь, видели бы преподавателя.

Если игра начинается с перемещения детей бегом врассыпную, то для объяснения игры и стартовых действий дети размещаются в шеренге или группируются возле учителя, но с условием хорошего взаимного обзора. При проведении игры в круге учитель занимает место для объяснения в ряду играющих, что обеспечивает хороший обзор для всех и такое же восприятие рассказа. Учителю не следует располагаться в центре круга и даже в некотором отдалении от него, поскольку для большого числа играющих смысл объяснения сути игры и правил может быть не услышен. Если игра носит командный характер, и стартовое расположение предполагает шеренгу или колонну, то преподаватель должен для объяснения сблизить участников команд, расположиться в середине между играющими, обязательно повернуть их лицом к себе. При объяснении учитель должен без излишних акцентов поочередно обращаться к игрокам одной и другой команды.

При стартовом размещении важно учитывать направление лучей солнца и предвосхищать их действие на слушающих. В ином случае внимание детей будет рассеяно лучами солнца. Это же относится и к учителю при его расположении перед учениками.

Определение индивидуальных функций играющих может заключаться: в распределении детей на команды; выборе водящих; назначении помощников.

Создание команды играющих может осуществляться рядом способов. Если необходимо создать равносильные команды, то это организует сам учитель как наиболее ориентированный в подготовленности детей. Такой способ приемлем в тех случаях, когда проводятся достаточно сложные по содержанию подвижные игры, как правило, с элементами спортивных игр, что соответствует возрасту старших классов.

Существует гимнастический способ распределения на команды по расчету. При этом дети сначала выстраиваются в шеренгу построением «мальчики-девочки», и путем заданного расчета «на первый-второй», или «первый-второй-третий» и т.д. каждый играющий получает номер своей команды. Такой способ позволяет быстро, чаще всего в условиях урока по физической культуре, подготовиться к игре.

Распределение на команды может происходить и путем применения приемов фигурной маршировки, например дроблением. Но такой способ, как и любой другой, применим при условии, если учащиеся владеют элементами фигурной маршировки и общее количество играющих составляет четное число с равным количеством девочек и мальчиков.

Для распределения на команды возможно применение организационного способа «по договоренности». Он заключается в том, что дети выбирают капитанов в парах, в которые они объединились предварительно и желательно по примерно равной подготовленности. При этом дети в парах договариваются о том, в команде какого капитана они будут играть. Капитан путем вызова игрока определяет его в свою команду. Этот способ эмоционален, учитывает индивидуальность ребенка, носит еще до игры характер игры и достаточно популярен среди детей и организаторов.

Существует способ создания команд «по выбору капитанами». Выбранные игроками капитаны по очереди выбирают детей в свою команду. Такой способ отличается быстротой создания достаточно равноценных команд. Однако капитаны должны быть готовы к тому, что среди детей имеются и слабоподготовленные, чтобы не оставить их без внимания, а лучше — специально пригласить такого ребенка в команду, тем самым оказав ему доверие и предоставив возможность полноценно проявить себя в коллективных действиях. В реализации этого способа несомненна роль учителя в подготовке детей к роли капитана. Такой способ также наиболее приемлем для старшеклассников, уже способных не только определять сторонников по уровню подготовленности, но и совершать личностные поступки, проявляя внимание к недостаточно подготовленным детям.

Выделение водящих, капитанов является действием, достаточно тонким с психологической и педагогической точек зрения. Поскольку существует авторитарный способ, когда водящего назначает педагог или руководитель игры, а также коллективный способ — самими игроками, то имеется ряд особенностей, которые важно учитывать при организации игры. Так, если капитанов назначает только учитель, а зачастую одних и тех же учеников, то есть опасность выделения таких детей в приближенные, любимые учителем, что, безусловно, неприемлемо. С другой стороны, также малоприемлем постоянный выбор детьми самого подготовленного капитана, поскольку таким образом не создаются условия для проявления лидерских качеств у менее подготовленных детей. Поэтому учитель должен иметь в своем арсенале ряд способов выбора капитанов, водящих, учитывающих психологические особенности детей определенного возраста и возможности проявления и формирования качеств лидера.

Капитана или водящего может назначить и сам учитель. В этом способе имеется одно достоинство — быстрая организация игры, но не принимается во внимание воля коллектива детей. Этот недостаток может быть снивелирован при объяснении учителем мотивов своего решения, и таким образом будет ослаблен негатив волевого (неигрового) решения.

Распространенным способом выбора лидера игры является жребий. Выбор по жребию может осуществляться путем расчета, срочного разгадывания загадки, быстрой викторины и самым простым способом — метанием монетки. Таким же способом можно определять и составы команд. В качестве жребия можно применять гимнастическую палку, которую конкуренты перехватывают снизу доверху кистью, с определением победителя по полному, всей кистью последнему хвату сверху.

Эмоциональным способом определения капитана или водящего является жребий, основанный на вытаскивании соломинок, зажатых в руке учителя. Вытащивший самую короткую соломинку становится лидером игры.

При организации игры применяют способ выделения водящего по лучшему, дальнему метанию доступного снаряда. Наряду с определенными достоинствами этот способ может не позволить слабо подготовленному ребенку почувствовать себя в роли лидера.

Существует способ назначения водящим игроком победителя в предыдущей игре. Такой подход стимулирует игровую активность детей, но и в этом случае вне зоны лидерского внимания могут остаться средне и слабо подготовленные дети.

Самым справедливым способом назначения выбора капитанов или водящих является установленная очередность выполнения таких функций. Во избежание самоотказов учителю следует разъяснять функции водящего или капитана, значимость этой роли в определении жизненной позиции каждого ученика, в формировании организаторских и управленческих умений.

Выделение помощников осуществляется учителем для наблюдения за соблюдением правил игры, определения ее результата, размещения инвентаря, обусловленного содержанием игры. Роль помощника важна и для формирования его социальной активности. Поэтому весьма целесообразно, чтобы в роли помощников побывали все играющие и возможно чаще в течение учебного года.

Учитель объявляет участникам игры о назначенных помощниках без объяснения причин своего выбора. Помощники могут быть назначены и по их собственной инициативе, по желанию ребенка. Количество помощников зависит от содержания игры, условий ее проведения и сложности правил. Помощники назначаются, как правило, после объяснения сущности игры и выбора капитанов или водящих. На роль помощников могут быть назначены дети с ослабленным физическим развитием или освобожденные врачом от двигательной активности. Если подвижная игра проводится на открытой площадке, на местности, то помощников следует назначить заблаговременно, с тем, чтобы осуществить добротную подготовку к игре в усложненных условиях.

Подвижные игры – уникальный и эффективный прием, позволяющий решить многие образовательные и воспитательные задачи.

Но чтобы подвижные игры не превратились в бесцельное времяпрепровождение, следует внимательно изучить методику организации подвижных игр.

Проведение подвижных игр

В методике преподавания принято классифицировать подвижные игры для школьников по содержанию, по количеству участников, по месту проведения и по времени, которое тратится на игру.

                • сюжетные. Эти игры подходят для применения как на уроках (в качестве приема закрепления пройденного материала), так и вне уроков (в качестве воспитания развития творческих способностей и личностных особенностей ребенка). Сюжетные игры должны быть обязательно включены в программу обучения и воспитания школьников и детей дошкольного возраста.
                • бессюжетные. В таких играх удобно оттачивать физическое мастерство. С другой стороны, бессюжетные игры способствуют развитию логического мышления и коллективного духа.

В зависимости от количества участников выделяют следующие подвижные игры:

                • коллективные. В таких играх принимает участие большое количество человек. Это особенно характерно для народных подвижных игр. Примером могут служить "Чехарда", "Куча-мала", "Семь камней".

Коллективные игры в большей степени способствуют развитию физических способностей, так как они нацелены на совершенствование физических данных: ловкости, скорости, силы.

                • командные. В данном случае игроки делятся на 2 команды и противостоят друг другу в соревновании.
                • с водящим. Именно роль водящего позволяет выделить эти игры в отдельную категорию. В таких играх каждый участник поочередно примеряет на себя роль лидера. Из народных подвижных игр примером могут служить "Гуси-лебеди", "Кошки-мышки".

По месту проведения следует различать игры:

  • в помещении. В данном случае ограничение территории привносит свои определенные критерии в правила игры. Особенно это относится к спортивным подвижным играм, для которых характерно очерчивание площадки. Примером может служить игра "Лапта".
  • вне помещения. Если пространство для игры никак не огорожено, то это дает возможность привлечь как можно больше участников.

Подвижные игры на свежем воздухе еще больше способствуют физическому развитию. Можно даже во время прогулки организовать забавную игру, чтобы увлечь ребят.

И, наконец, по времени проведения подвижные игры делятся на:

  • ограниченные. Такие игры можно эффективно вплетать в канву любого урока. Они помогут переключить внимание, а также способствуют лучшему усвоению и запоминанию новой темы.
  • без ограничения времени. Игра продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель игры.

Методика подвижных игр

Методика организации подвижных игр включает в себя неограниченные возможности по влиянию на формирование личностного восприятия и на психическое и физическое развитие.

Теория методики предлагает следующие положения:

  • Знать название игры и ее правила. Очень часто на этом этапе можно ввести новую информацию для участников. Например, рассказать о стране, где эта игра была придумана, привязать ее к традициям и культуре.
  • Руководство игрой. Важно четко организовать действия участников, иначе игра может затянуться и потерять свою актуальность.

С другой стороны, перспективный план занятий должен предусматривать вариативность и постепенное повышение трудности заданий.

  • Оборудование. Если игра требует наличие специального оборудования, то необходимо заранее запастись нужным инвентарем.

План проведения подвижной игры

Следует учитывать, что педагогу (наставнику, лидеру группы) недостаточно просто предложить игру. Нужно правильно ее организовать, чтобы привлечь участников, вызвать их заинтересованность.

  1. Выбор игры
  2. Создание интереса и постановка цели
  3. Объяснение правил и распределение ролей
  4. Подведение итогов

Правильно спланированная и организованная игра способна стать не только интересной забавой, но и по-настоящему действенным приемом воспитания.

Подвижные игры являются средством физического воспитания в системе среднего образования и внешкольного воспитания. Занятия подвижными играми, имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.

Подбор игр и методика их проведения зависит от конкретных задач, стоящих перед руководителем и формы организации занятия.

Формы организации подвижных игр:

  • 1. Игры на уроках в школе;
  • 2. Игры во внеурочное время в школе;
  • 3. Игры во внешкольной работе с детьми.

Методика проведения подвижных игр в дошкольных учреждениях

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.

Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а так же с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры во многой мере обусловлена следующим: формирование положительных взаимоотношений у детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций носят активный, деятельностный характер. Именно этим определяется многоплановость влияния подвижной игры, целесообразность ее использования для оптимизации повседневного двигательного режима ребенка, как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях среди сверстников.

Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Участие в разнообразных подвижных играх способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческой активности, воспитанию ловкости и быстроты движений, самостоятельности и настойчивости, сообразительности и инициативы.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий. Эмоциональные переживания в игре мобилизуют все силы при достижении поставленной цели. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ.

Подвижная игра, как любая дидактическая, направлена на достижение на определенных целей воспитания и обучения.

В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения.

В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий. Однако даже в младшем дошкольном возрасте благоприятные условия, складывающиеся в игре, не могут обеспечить развития одновременно всех видов основных движений. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазанье, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании игр младших дошкольников и поэтому не могут быть достаточно хорошо освоены. Поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и опосредованное (игра) обучение движениям.

Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений детей становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи - овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов.

В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения упражнений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все чаще переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этанах обучения старших дошкольников.

Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр 5-7 летних детей. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры в дошкольном возрасте могут применяться не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы бега, ходьбы, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствуют быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

Организуя игры, воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников. В этой возрастной группе особенно велико значение подвижных игр для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развития физических качеств.

Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств более всего способствует участие ребенка в играх, где общий результат зависит от взаимодействия участников («Горелки»). Особое место занимают игры-эстафеты. Такие игры требуют от каждого участника напряженного внимания. Чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди в эстафете, команды должны состоять не более чем из5-6 человек.

Требование точного выполнения правил способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Однако необходимость следовать правилам нисколько не ограничивает возможности проявления детьми активности, инициативы, сообразительности и находчивости. В старшем дошкольном возрасте организацию и проведение подвижных игр можно поручать самим детям.

Подготовку помещения, площадки для игры также можно поручить самим играющим, но под руководством воспитателя. Помещение должно быть проветренным, предварительно необходимо сделать влажную уборку. На улице площадка для игры должна быть ровной, без опасных предметов на ней и желательно ограниченной естественными или искусственными заграждениями.

Распределение ролей в игре должно проходить при активном участии самих детей. Для выбора водящего можно использовать считалки, выбор самих играющих и т.д. Существует большое разнообразие таких приемов, например, дети становятся в круг, а воспитатель в центре круга с обручем, на котором есть специальная метка; воспитатель раскручивает обруч и когда обруч падает, метка на нем указывает на водящего. Педагог должен уметь пользоваться всеми способами выделения водящих и распределения на команды.

Объясняя игру, педагог добивается, чтобы дети представляли себе весь ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение сложной игры сопровождается показом наиболее трудных ее моментов, предварительным проведением элементов игры. При повторном проведении игры воспитатель либо сам напоминает ее содержание, правила, либо поручает сделать это кому-нибудь из играющих.

По ходу игры руководитель должен делать указания: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость. Он старается довести до сознания детей, что каждый может добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю и упорство, что от личных результатов будет зависеть успех всей команды. Чтобы предупредить возможные случаи недоброжелательного отношения детей к менее ловким сверстникам, необходима объективная оценка руководителем игры возможностей каждого ребенка.

Распределять детей нужно так, чтобы команды были равны по силам. Очередность в выполнении заданий дети могут устанавливать самостоятельно. Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и определение победителей. Для этого необходимо строгое судейство и наказание за нарушение правил игры. Значительными нарушениями считаются такие, которые могут существенно повлиять на ход и итог игры, например, начало действий до сигнала, умышленная задержка действий соперника, грубость и т.п. За нарушение правил можно начислять штрафные очки и учитывать их при подведении итогов. При подведении итогов руководитель должен серьезно и обоснованно аргументировать свое отношение к тем или иным поступкам детей.

Примерные игры для дошкольников.

Методическая разработка

Тема: Методика и организация подвижных игр в детско-оздоровительном лагере

Составила:

тренер-преподаватель по волейболу

МБУДО СДЮСШОР № 2 «Красные Крылья»

Мирлачева Т.Н.

Тольятти – 2015

Введение 3

Основная часть

1. Подготовка к проведению игры 4

2. Организация подвижных игр 4

3. Заинтересованность игроков 6

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные .

Опыт Н.Н.Кильпио, Н.Г.Кожевниковой, В.И.Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и
торможения .

Методика обучения играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества; укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию; содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Подготовка к проведению игры

Выбор игр зависит от поставленной задачи. Определяя ее, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, условия и количество детей. Выбор игры зависит также от места ее проведения, погоды и температуры воздуха, от наличия пособия и инвентаря.

Подготовка места для игры

Для проведения игр на воздухе надо снять терн (если требуется точная разметка и ровная площадка) или подобрать ровную зеленую площадку (особенно для детей младшего школьного возраста). Перед проведением игры на местности руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Подготовка инвентаря к играм

Для проведения подвижных игр нужны флажки, цветные повязки, палки, мячи, кегли, вожжи и т.п. Желательно, чтобы инвентарь был красочным, ярким, заметным в игре (это особенно важно для малышей). По размеру и весу инвентарь должен соответствовать силам игроков. Количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее.

Предварительный анализ игры

Руководитель должен предварительно продумать весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления .

Организация подвижных игр

Объяснение игры

Успех игры в значительной мере зависит от объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен представить себе всю игру Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии игры (исключение составляют игры с малышами, которые можно объяснить в сказочной, увлекательной форме). Рассказ должен быть логичным, последовательным. Рекомендуется следующий план изложения: название игры, роль играющих и их места расположения, ход игры, цель и правила. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом.

Выделение водящих

Выделять водящих можно разными способами:

    По назначении руководителя. Преимущество этого способа – быстро выбран наиболее подходящий водящий. Но при этом подавляется инициатива игроков.

    По жребию. Определение водящего по жребию не всегда удачно. Однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

    По выбору играющих. Этот способ позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных-водящих.

    По результатам предыдущих игр. В качестве поощрения водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым и т.д.

Распределение на команды

Распределение на команды производится различными способами: по усмотрению руководителя, путем расчета в шеренге, по сговору, по назначению капитанов. Руководство процессом игры. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в игре, увлекая детей своим поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила игры. Необходимо добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры следует развивать творчество играющих.

Судейство

Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Судья следит за правильным выполнением приемов в игре, что способствует улучшению техники игры и в целом повышает интерес к ней .

Дозировка в процессе игры

В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Во время занятий следует чередовать игры интенсивные с малоподвижными. Не надо допускать, чтобы водящие длительное время находились в движении без отдыха.

Длительность игры

Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Очень важно закончить игру своевременно. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать.

Подведение итогов

По окончании игры руководитель должен объявить ее результат, разобрать игру, указав на ошибки в технических приемах и в тактике, отметить детей, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.

Заинтересованность игроков

Чтоб дети стали играть в вашу игру, надо, чтоб им стало интересно. Тут важно всё, вплоть до интонации вашего голоса , когда вы объявляете им о предстоящем мероприятии (кстати, «мероприятие» это вожатский технический термин).

Вы начинаете заинтересовывать детей заранее , интригуя их. Составьте план на день на отрядном уголке в необычной форме, придумайте яркие названия для всех мероприятий. Например, можно вставить в план на день загадочный пункт: «БУМ». Что это такое? Оказалось «Большая Уборка Мусора».

Вести игру надо тоже эмоционально, с задором . Придумайте себе какой-нибудь оригинальный образ. И опять же, вам самим должно нравиться то, что вы делаете.

Не ленитесь создавать антураж . Это способно превратить обычный набор стандартных конкурсов в захватывающее действо . Можно просто разбить отряд на 2 команды и провести пять конкурсов, выставляя от 1 до 5 баллов за каждый, но это никому не интересно. А можно сказать, что это не команды вовсе, а экспедиции по исследованию древних гробниц, все те же конкурсы привязать к этому сюжету, притушить в холле свет, поставить свечки, самому одеться в костюм мумии - и вот уже совсем другая игра! Яркая, запоминающаяся .

    Интересно должно быть всем. Продумывая своё мероприятие, делайте так, чтобы было интересно и мальчикам и девочкам.

    Важно заинтересовать (задействуйте всё, вплоть до интонации голоса)

    Не обращайте внимания на отговорки! Часто дети преждевременно негативно настроены к игре, не стоит расстраиваться, втягивайте их в игру и сделайте её максимально интересной, так как если будет не очень, то они лишь утвердятся в своей правоте. Следовательно, все мероприятия должны быть хорошо продуманы и проведены

    Ведение мероприятий. Вы сами должны быть настроены оптимистично, в противном случае эффект будет не лучшим. Это относится к любому мероприятию, начиная с зарядки.

    Должна быть заинтересованность. Обязательно заинтересовать в игре, походе, огоньке (должна быть какая-то интрига, история, загадка). Выписывайте план на целый день, по часам – организует вас и интригует их!

    Не перегружайте! Каждые 20 минут лучше делать разрядку (пошутить, дать посмеяться, переключиться на что-нибудь другое)

    Поддерживайте идеи. Подхватывайте любую инициативу.

Детские отговорки

Бывает, что некоторые дети заранее негативно настроены к предстоящей игре. «Мы не хотим играть», «Да это скучно, мы лучше в палате посидим». Что с такими делать? Не расстраивайтесь. Втягивайте их в игру. Предложите им начать , а потом, если им не понравится, уйти. Скорее всего, им понравится, и они будут увлечённо играть до конца. Сделайте игру действительно интересной. Не стоит давать детям лишней возможности покапризничать.

Подхватывать инициативу

Не стоит механически придерживаться заготовленного плана. Надо смотреть, что детям интересно и подхватывать инициативу. Допустим, ваши дети всё время проводят у стола для настольного тенниса. В таком случае можно провести блицтурнир – вот вам и мероприятие.

Вожатый должен уметь придумывать игры на ходу.

Разрядка

Детям трудно бывает долго сидеть на месте (чем младше, тем труднее). Продумывайте игру так, чтоб была физическая разрядка (ну скажем, раз в 20 – 30 минут).

Планируя проведение игр, ответьте для себя на следующие вопросы: подходит ли площадка для проведения игры? Достаточно ли места? Достаточно ли освещения, чтобы игра прошла хорошо и безопасно? Все ли будут участвовать, и соответствует ли выбранная игра количеству детей в отряде?

Важные моменты для проведения игр

    Тщательная подготовка и тренировка. Хорошо изучите игру. Запомните правила и научитесь объяснять их ясно и простыми словами.

    Для первой игры лучше подобрать ту, в которой будут участвовать все, не делясь на группы, а всем отрядом. Это задаст хороший настрой на последующие игры.

    Заранее подготовьте необходимый реквизит и принесите к месту проведения.

    Позаботьтесь о дисциплине до и вовремя объяснения правил игры.

    Лучше, если после объяснения несколько ребят покажут, что предстоит делать. Зрительное восприятие всегда лучше, чем словесное описание.

    В основном используйте массовые игры. Планируйте особые задания для тех, кто по какой-то причине не может принимать активное участие в игре.

    Проводите игру оживлённо и не затягивая. Завершить игру нужно до того, как пропадёт к ней интерес.

    Всегда имейте «в запасе» ещё несколько игр на всякий непредвиденный случай, например, дождь, поломанный реквизит, отсутствие интереса у детей и другое.

    Ознакомьтесь с различными формами проведения игр: в кругу, эстафета по кругу и т.д. Заранее продумайте, как отряд будет перестраиваться из одной формы организации игры в другую.

    Учитывайте обстановку, когда инструктируете детей. Они не должны испытывать дискомфорт, чтобы полностью сосредоточиться на подготовке к игре.

    Если в игре предполагаются победители, обязательно уделите внимание их объявлению и поздравлению. Всегда приятны признание и похвала. Нет необходимости слишком на этом концентрироваться. Ребята должны учиться и побеждать и проигрывать.

    Будьте сами увлечены происходящим!

    Не стоит обучать более, чем одной игре за один раз.

    Всегда имейте одну или две новые игры как сюрприз, особенно во время лагерных мероприятий.

    Пополняйте ваш личный запас игр и других развлекательных программ. Делайте сборники. Всегда ищите новые игры.

    Чтобы не терять время на лагерных мероприятиях заранее объясните, и нарисуйте на доске условия и правила игр, приготовьте набор знаков (жесты, таблички и др.), таких как «стоп», «иди», «замри».

    Следите, чтобы игровая площадка и снаряжение всегда были готовы к игре. Сделайте постоянную разметку на площадке в виде квадратов, кругов, линий, точек и т.д. Следите за исправностью снаряжения, особенно за мячами.

    Создавайте больше команд, групп и вовлекайте их в игры. Поощряйте всех присутствующих к активной деятельности, чтобы они не стояли в стороне.

Заключение

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей. Застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Так, в игре «Пожарные на учении» дети представляют себя смелыми, ловкими, отважными людьми, не боящимися трудностей, готовыми пожертвовать собой ради спасения других.

Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений.
Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира.

Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Список использованной литературы

    1. 1. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. – М.: Феникс, 2006.- 251 с.
  1. 2. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в ВУЗе и в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Академия,2005. - 40 с.

3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Н. Спортивные игры.- М.Академия, 2001.-310 с.

4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.Н. Теория и методика обучения предмету

«Физическая культура» - М.: Академия, 2004.-272 с.

5. Лях В.И., Виленский М.Я. Методика физического воспитания учащихся

10-11 классов. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.

6. Миняева С., Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208с.

7. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М., Подвижные игры на прогулке. - М.: Сфера, 2011. – 96 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: