Общение с природой дает мне. Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности. Волшебные средства оздоровления это

Вариант 1. Своеобразна и неописуемо красива природа осенью . Не смотря на то, что дождь и туман достаточно частые явления, выдаются и ясные тихие дни для прогулки в ближайший лес. Присядешь, полюбуешься золотым одеянием леса , вслушаешься в и пение птиц, проводишь взглядом улетающих птиц. Где-то вдалеке прогремел гром. Капля за каплей начался дождь. Спрятавшись под деревом, оглянулся по сторонам. Как же красиво вокруг, нравится мне осенняя природа . Воздух такой свежий! Домой идти совсем не хочется.

Вариант 2. Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии. Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. Интерес человека к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе леса, моря. Очень многое мы еще не знаем о природе . Чтобы наслаждаться красотой природы не нужно ехать далеко, достаточно сходить в парк или лес. Особенно красива природа осенью, когда хочется сидеть на лавочки и впитывать в себя всю ее красоту, наслаждаться ею. Именно тогда чувствуешь, как твоя душу наполняется новыми красками, как она насыщается красотой окружающего мира. В эти моменты осознаешь, как тесно связаны люди с природой.

  • Категория: Сочинения на свободную тему

Человек и природа всегда были вместе, но со времен начала индустриализации, роста технического прогресса и перехода на нанотехнологии, человек забыл свое место в природе, посадив себя в бетонные клетки, напичканные микроклиматом кондиционеров. Современный мир железа и бетона мало чем напоминает существование человека в прошлом. Еще каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, мы стремились хоть как-то наполнить жизнь зеленью, не разрывая связей с природой.

Сегодня человек окружен только полезными и нужными вещами: автомобили и всевозможные электронные устройства, кирпичные дома, металлические конструкции, асфальт, бетон. Неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы. Тем не менее, человек не должен забывать о своих корнях. Все мы являемся частью живой системы на планете Земля, наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день. Мы же отгородились от этого мира пластиком, сталью и бетоном, и эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику.

Далеко не у каждого современного обывателя имеется возможность окунуться в мир растений и животных, почувствовать единение с природой. Мы часто не замечаем, как тянемся к этому утраченного корням, стараясь время от времени прогуляться в парке, выбраться на отдых в лес или, даже, купить себе небольшой домик за городом. Человеку трудно бороться с естественным желанием видеть вокруг себя настоящую, а не синтетическую жизнь. Да и зачем это делать?

Да, ритм нашей жизни ускорился, и рутина ежедневных обязанностей поглощает нас, заставляет забывать о простых радостях и желаниях. Тем не менее, не стоит ограничивать себя в общении с природой, пусть даже это будут элементарные поступки и события. Стоит другими глазами взглянуть на окружение, лишний раз порадоваться весенней зелени в парке или лесу, покормить голубей, выбраться на праздничный пикник к реке или отправиться всей семьей за грибами. Даже традиционный отпуск можно организовать иначе – забыть на время о комфортных отелях и курортах, выбрав более дикие туристические маршруты.

Нетронутых уголков на нашей планете остается с каждым годом все меньше, и мы не отдаем себе отчет в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам еще есть что вспомнить, то возможно наши дети станут принимать такой железобетонный мир за норму. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой Земли, пока у нас есть такая возможность.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Научный сотрудник кафедры психологии Мадридского университета Хосе Антонио Корралиса длительное время занимался изучением взаимосвязи между окружающим миром и стрессом. Пронаблюдав за группами детей, проживающих в сельской и городской местности, учёный установил, что деревенские малыши более стрессоустойчивы, чем их ровесники, не имеющие постоянного контакта с природой.

Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Вслед за этим выводом испанские психологи доказали, что для городского ребёнка, бывающего на улице меньше двух часов в день, стресс зачастую является знакомым явлением. Такие дети имеют слабое здоровье, несамостоятельны, неусидчивы и плохо социализируются. Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Как же всё-таки стоит родителям организовать детское общение с внешним миром? Мария Монтессори в книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» даёт ряд полезных советов на этот счет.

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

Постоянное общение с природой у дошкольников развивает сенсорное восприятие, у школьников до 12 лет помогает находить взаимосвязь между разными явлениями в жизни, а у подростков формирует чувство ответственности и общественного сознания.

Первое, с чего начинается познание мира ребенком, – это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Малыш растет. По мере того, как развивается его мышление, он начинает постигать факт существования двух миров – «мира внутри меня и мира вокруг». Именно из осознания этого факта (существование внешнего мира и его внутреннего образа) у ребенка впервые рождается ощущение себя как индивида, а противоречие между этими двумя мирами побуждает его расширить свои знания об окружающей действительности путем общения. «Годы чудес» – так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Формирование представлений детей о природе происходит при непосредственном соприкосновении с ней. Поэтому я, как педагог, поставила перед собой цель – создание условий для формирования осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, умения любить, беречь и восхищаться красотой родной природы, воспитания ее защитников. А чтобы любить и беречь природу, надо ее знать, поэтому, для достижения поставленной мною цели, я решаю следующие задачи:

– формирование у детей представлений о природе, об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними;

– воспитание трудовых умений и навыков учащихся по уходу за растениями и животными;

– воспитание в детях любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Для достижения этой цели я использую экологическое пространство, которое включает в себя уголок природы, территорию подразделения, близлежащие водоем и парк. Организованный в кабинете природный уголок дает дошкольникам возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Постоянные жители природного уголка – это комнатные растения, обитатели аквариума, попугайчики, черепаха, хомячок, а также присутствуют и временные обитатели: дождевые черви, мальки рыб, птицы и т.д. Для работы мною собраны детские книги писателей-природоведов и богатый иллюстративный материал, который малыши имеют возможность просматривать. Также, я организовала мини–лабораторию (пробирки, лупы, почва, песок, дренаж и другое) для проведения опытов, экспериментов и наблюдений. Начиная с 4-х лет, дети отмечают состояние погоды, фиксируют рост и развитие растений в дневниках наблюдений, наблюдают за посадками овощных культур.

Наше подразделение расположено вдали от города в озелененном месте. На его территории разбиты клумбы и рабатки, вазоны с цветами. Рассаду цветов дети выращивают самостоятельно.

В процессе работы я не только знакомлю детей с экологическими объектами, явлениями природы, но и формирую обобщенные представления о классах животных, о связях и взаимосвязях между объектами природы.

В работе по экологическому воспитанию я опираюсь на методическое пособие С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Кроме того, я использую учебное пособие Н.А.Рыжовой «Не просто сказки», которые в занимательной форме знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу, а также произведениями писателей-природоведов: М. Пришвина, К. Паустовского, И. Токмаковой, В. Бианки, Е. Чарушина и многих других. Обязательно рассматриваю с детьми картины таких художников, как И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. Ф. Юон и многих других.

В течение последних лет особое внимание уделяю проведению элементарных опытов и экспериментов с явлениями природы (опыт с водой и снегом, опыт с фасолью, опыт с рыбками), что позволяет детям обогащать и пополнять их знания новыми открытиями, развивать наблюдательность, логическое мышление, речь ребенка, воспитывать интерес и любовь к природе. Во время проведения наблюдений я заметила, что ребята стали больше рассуждать, спорить, делать выводы, задавать вопросы. Как радуются дети, когда закопанная в землю горошинка дала росток, сколько чувств в ожидании, когда же (завтра, послезавтра), из цветка завяжется огурчик, а сколько эмоций и восторга на лицах детей. Разве может заменить самая прекрасная книга с картинками, самый занимательный рассказ педагога, той радости общения с природой. Оно дает ребенку более яркие представления, рождает незабываемые впечатления от чувства удовлетворения. С первых шагов сознательной жизни ребенка надо обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, добиваясь того, чтобы маленький человек умел видеть. Сухомлинский говорил, что умение видеть, умение замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным – это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья мысли, и первоисточник разума, мысли, мышления – в окружающем мире, в тех явлениях, которые вызывают у него интерес. Стоит выйти с ребенком на прогулку, обратить его внимание на деревья большие и маленькие, на зеленый мох, растущий с одной стороны, подальше от солнышка. Ребенок начинает задавать вопросы: «Почему это так?». У него еще нет запаса знаний, но у него появился интерес и желание узнать, открыть для себя новое. Множество вопросов задает ребенок и большинство их на познание окружающего мира и самого себя. «Почему мы дышим? Зачем нужен воздух? Есть ли сердце у рыб? Больно ли цветочку, когда его срываешь? И множество других вопросов». Чем больше открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного и загадочного. А чем больше он поставил вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он будет, тем зорче будет его глаз и острее память.

Труд в природе – это наиболее доступный и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. Включая детей в трудовую деятельность, развивается познание и применение полученных знаний. На территории нашего подразделения разбиты красивые клумбы и сохранено разнообразие деревьев. И все это благодаря трудолюбию детей и взрослых. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М.М.Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять, такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были». Нужно искать и находить с детьми это новое в уже известном, виденном. В биографии известного детского писателя и художника Е. И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как полозья скрипят на морозе, – все это я с детства полюбил и пережил. Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу.

Для себя я отметила: очень важно помочь ребенку добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания его будут крепче, и чувство радости подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям. Показывая опыты дошкольникам, я объясняю им, как важно не нанести вред и ущерб растениям и животным. Особое внимание я уделяю развитию умений целенаправленно вести наблюдения и анализировать природные явления.

Свою педагогическую деятельность по методической теме «Общение ребенка с природой – эффективное средство воспитания личности» продолжаю и с младшими школьниками. Для этого мною разработана новая адаптированная образовательная программа «Юный эколог».

Каждое занятие образовательной программы «Юный эколог» построено с учетом теории познания. Кроме того, девизом каждого занятия и всей программы являются слова Джозефа Корнелла: «Познание Природы должно быть пронизано радостью!» Познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение организовано мною в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

В работе с детьми мною используются самые разнообразные методы и формы обучения : лекции с элементами беседы, работа с натуральными объектами, эксперименты, экскурсии, акции, мини–спектакли, викторины, анкеты, практические занятия, просмотры фильмов.

Для развития познавательных творческих способностей детей (концентрации внимания, наблюдательности, мышления, воображения) мною совместно с ребятами организуются: рейды по району нашего проживания и его окрестностям в целях знакомства с растительным и животным миром, экскурсия на ближайший водоём, экскурсии в лес и парк; выставки поделок из природного материала, конкурсы осеннего и зимнего букетов, конкурсы рисунков, плакатов, экологических сказок, стихотворений и т. д.

Организованные мною практические занятия (такие как озеленение природной среды, мероприятия по благоустройству прилегающей территории и др.) помогают формировать у учащихся такие качества характера, как воля, трудолюбие, стремление к познавательным трудностям.

Я твёрдо убеждена, что главное условие формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде – это общение с природой. Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к природе мною регулярно проводятся тематические беседы о рациональном использовании природных ресурсов.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача для всех. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально, поэтому я усилила гигиеническое и физическое обучение и воспитание детей, способствующего сохранению здоровья. В рамках образовательной программы «Юный эколог» мною разработаны занятия, на которых дети играют в подвижные игры, что способствует их двигательной активности.

Так как детям школьного возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, им интересен широкий круг явлений социальной и природной действительности. Они стремятся к общению с природой. Для удовлетворения этих потребностей мною в образовательный процесс был введён экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда». В рамках этого курса проводятся экологические акции, экологические игры, экологические вечера, осенние балы, праздники, посвященные датам экологического календаря: День Птиц, День Земли и т.д. Например, для того, чтобы повысить интерес воспитанников к явлениям природы и эстетического восприятия окружающего мира мною была задумана и проведена экологическая акция «Просыпайся, Земля!», посвященная Дню Земли. Дети вместе со мной трудились по очистке территории от мусора, оставшегося после зимы, окапывали деревья, организовывали цветники, причем делали это с огромным желанием и без принуждения.

В течение учебного года с учащимися проводятся экологические десанты по очистке окружающей территории «Живи и радуйся». Приняли участие в городской экологической акции по очистке территории дендропарка «Чистая территория». В совместной деятельности у детей закладываются и развиваются такие качества как самостоятельность и ответственность, дети учатся принимать решение и нести за него ответ.

Организованная мною совместная деятельность педагогов и учащихся по благоустройству и озеленению позволяет воспитывать у детей младшего и среднего школьного возраста любовь к своей малой Родине. Проявляя заботу и организуя совместный труд, я как педагог, не только передаю опыт и знания, но своим практическим примером и своим отношением показываю свою гражданскую позицию, что, несомненно, формирует новый уровень самосознания у детей. Мне кажется, что такая педагогическая позиция способствует формированию стремления оказания помощи близким людям.

Природа своего рода абсолют для человека, без нее жизнь человека попросту невозможна, эта истина не для всех является очевидной, судя по тому, как люди заботятся о природе. Человек получает все необходимое для жизнедеятельности из окружающей среды, природа обеспечивает условия для процветания всех форм жизни на земле. Роль природы в жизни человека основополагающая. Стоит упомянуть безапелляционные факты и посмотреть на конкретных примерах, что дает человеку природа. В природе все взаимосвязано, исчезнет один элемент, даст сбой вся цепочка.

Что дает человеку природа

Воздух, земля, вода, огонь – четыре стихии, вечные проявления природы. Не стоит объяснять, что без воздуха жизнь человека попросту невозможна. Почему же люди выруливая леса не беспокоятся о новых насаждениях, чтобы деревья дальше работали во благо очищения воздуха. Земля дает человеку столько благ, что сложно пересчитать: это полезные ископаемые, возможность выращивать с помощью сельского хозяйства разнообразные культуры, жить на земле. Еду мы получаем из лона природы, будь то растительная пища (овощи, фрукты, злаки) или пища животного происхождения (мясо, молочные продукты). Материальные блага имеют источником сырья блага природы. Одежда шьется из тканей основой, которых выступают природные материалы. Мебель в домах производиться из дерева, бумага изготовляется из дерева. Косметические средства, бытовая химия имеют в основе растительные компоненты. Вода воплощается в океанах, морях, реках, озерах, подземных водах, ледниках. Питьевая вода удовлетворяет потребности людей по всему миру, люди состоят из воды, от чего прожить без воды человек не может и дня. Без воды невозможно представить жизнь в бытовых реалиях: при помощи воды люди моются, стирают, моют все что угодно, вода незаменима на производстве. Природа дает человеку тепло в виде огня, дерево, уголь, нефть и газ тоже источники энергии.

Природа заряжает человека энергией, вдохновляет на новые свершения, наполняет силой. Чего стоят закаты и рассветы, моменты наполнены огромным смыслом, конца дня и начало нового, когда все становится возможным, несмотря на день прошедший. Солнце источник радости, счастья, вспомните в солнечную погоду, как-то особенно прекрасно все вокруг. Солнце дает жить и развиваться всему живому на земле. Есть люди, которые отказались от привычной пищи и питаются солнечной энергией.

Природа способна восстанавливать человеческие силы после изматывающей работы умственной или физической, неспроста многие люди едут отдыхать в горы, в лес, к океану, к морю, реке или озеру. Гармония природы вносит баланс и в бешеный ритм человеческого существования.

Пребывание на природе в одном из выше перечисленных ареалов благоприятно влияет на здоровье человека, проходят головные боли, улучшается общее состояние, самочувствие человека. Неспроста многие люди стремятся проводить время на природе. В эти формы досуга входят: кемпинг, пикник, просто поездка за город на пару часов. В местах удаленных от городской суеты, можно обновиться, разобраться в мыслях, чувствах, эмоциях, заглянуть внутрь себя. Множество уникальных трав, цветов деревьев окружают человека, даря благоухание и пользу, находите время насладиться, полюбоваться ими.

Люди неразрывно связаны с природой, она на протяжении всего существования человека заботиться о нем, почему же человек только берет и ничего не дает взамен. Люди загрязняют экологию ежедневно, бездумно обращаются с дарами природы. Возможно, стоит остановиться, подумать, раз природа столько дает человеку, разве не стоит ответить ей взаимностью и заботиться о ней так же трепетно, как она заботиться о нас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: