Молитва «Живый в помощи»: когда читать, от чего помогает. Когда читается молитва живые помощи

Сегодня хочется напомнить и рассказать о защитных свойствах Псалма 90. Текст его часто используется как молитва оберег. Причем мощные защитные свойства псалма проявляются не только при его чтении. Если написать от руки на листе бумаги текст Псалом 90 и держать эту бумагу при теле, то он превращается в мощнейший оберег от бед, несчастных случаев, врагов, магов, любого энергетического и другого вредоносного воздействия со стороны. Ниже читайте пример из жизни, как работает данный оберег.

Молитва оберег: Псалом 90

Перепишите текст на бумагу, кожу или ткань — любой натуральный материал. Полученный оберег нужно носить при теле — в кармане нижней одежды, в нижнем белье (например, в бюстгальтерах часто есть кармашки для пуш-апа — можно запихнуть туда), можно пришить к подкладке. В общем, придумайте сами, как сделать так, чтобы текст Псалма всегда был при вас, желательно при теле. (То есть не в сумке где-то поблизости. Хотя даже такой вариант лучше, чем никак не защищаться).
Оригинальный текст:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Адаптированный, на русском:

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

История из жизни: Нина перешла в другой отдел магазина подменить подругу. Подруга ушла на больничный, поэтому Нине нужно было отработать в новом коллективе как минимум пару недель. В первый же день у девушки сильно разболелась голова, и под вечер она чувствовала себя невероятно разбитой. Хотя работает в подобном режиме всегда, просто в другом отделе.

Разъяснение живый в помощи Псалом 90.

Молитва – Божий Дар человеку, который своей силой помогает восстановить духовную связь с Всевышним. С помощью молитвы человек обращается к Господу Богу, прося о спасении своей души. Читая божественные строки, верующий человек пытается получить спокойствие и поддержку, найти выход из непростой жизненной ситуации, защитить близких от болезней или невзгод.

Такими силами обладают молитвы «Отче наш», о здравии младенцев, беременных, молитвы отца и матери за детей своих, молитва с просьбой к всемогущим святым: Николаю Чудотворцу, Божьей Матери. Особое внимание заслуживает Псалом 90, который имеет и другое название «Живый в помощи». Именно об этой молитве сегодня и пойдет речь.

Охранительная молитва: «Живый в помощи» от чего защищает?

Православная молитва «Живый в помощи Вышняго» или Псалом 90 достаточно загадочная, но востребованная молитва, имеет большую силу и энергетику, направленная на защиту.

Верующие знают, что чтение текста святой молитвы защищает от многих невзгод и неприятностей:

  • Нападения нечистой силы. Церковь верит в то, что именно эта молитва способна отогнать нечистую силу и лишить ее возможности делать свои греховные дела.
  • Защищает от вреда, от злых и завистливых людей: колдунов, магов, ведьм. Помимо этого молитву полезно читать и тогда, когда кто-то прямо в глаза сказал вам гадость или пожелал вам что-то плохое.
  • Защита от бед и несчастий, даже смерти. Слова молитвы способны уберечь человека от опасных ситуаций, в которых возможен летальный исход.
  • Исцеление от тяжелых болезней. Миру известно немало случаев, когда именно молитва «Живый в помощи» помогала людям победить серьезнейшие недуги.
  • Кто верит в силу молитвы, получает успех и решение многих жизненный вопросов.
  • Человек, который искренне и всем сердцем верит в Бога, получает его благословение и защиту от опасностей, которые встречаются на жизненном пути.

Псалом 90 сильная: слова, текст на русском языке

Сейчас текст Псалма 90 переведен на современный русский язык и читается в православных храмах. Считается, что это сильная молитва и защищает она русский народ.



Почему все-таки молитва была переведена на понятный для всех людей язык? Потому что так Псалом 90 легче воспринимается и запоминается. Содержание молитвы говорит, что верующий в Бога защищен от злого глаза, ему не страшны ни дикие животные, ни ядовитые змеи. Господь Бог слышит нас, слышит, как мы читаем духовный текст, как обращаемся к нему, просим благословения на помощь, благодарим его.

Молитва «Живый в помощи вышняго» толкование, сила молитвы, как помогает молитва

История возникновения этой молитвы идет от библейской книги, которую мы знаем как «Ветхий Завет» – где ей присвоен номер 90 (так возникло это название). У христиан молитва определена первыми словами – «Живый в помощи».

Мнения о происхождении молитвы немного разделились. Согласно одним сведениям написана она была иудейским царем Давидом. Эту молитву он написал в надежде исцелить свой народ от страшной болезни, которая убивала его. Историки пишут, что эта эпидемия продолжалась всего три дня, и пророк Давид написал Псалом, как благодарность за великую Божью силу – исцеление. Еще молитву можно встретить под названием «Хвалебная песня Давида».

Другие же сведения говорят, что написана молитва пророком Моисеем. Несмотря на разногласия и отсутствие единого мнения о происхождении молитвы, в силе ее не сомневается никто. Толкование Псалма построено на том, что вера в Спасителя имеет особую силу.

  • Бог-Защитник – каждый, кто живет с надеждой и верой в Бога, может найти убежище и пристанище, спасение от трудностей в жизни
  • Бог-Спаситель – главный защитник православных
  • Молитва указывает на пророчество – приход на Землю Христа, призванного спасать и защищать человека


Молитва «Живый в помощи вышняго»

В чем же выражен смысл каждого стиха молитвы? Давайте разберемся:

  • У кого есть помощь Божья, тот будет храним его силой. Помощь, нужно понимать, как закон заповедей, которые Спаситель давал в помощь человеку от невзгод и бед
  • Кто имеет сильную веру, тот почитает Господа своего. Верующий человек находит в Боге надежное убежище, защиту, на которую он может надеяться
  • Бог оградит от физического насилия, проявления греха, страсти, защитит от клеветы, упокоит душу верующего
  • В стихе об истине речь идет о том, что нужно быть чистым перед Богом в своих мыслях
  • Тот, кто живет в согласии с Господом, получает благословение и помощь, тому не страшны плохие люди (грабители, воры), физические и умственные удары судьбы
  • У кого есть помощь Господня, тот перестает бояться вещей, которые искушают: лени, беспечности
  • С Божьей помощью можно научиться видеть того, кто желает зла
  • Если человек глубокой веры сильно нуждается в помощи Спасителя своего, видит в нем заступника, то сможет получить огромную защиту со стороны Господа
  • Человек, уповающий на Бога, будет огражден от зла телесного, будет защищен от болезней и проблем
  • Бог в помощь нуждающемуся в нем человеку, присылает Ангелов-Хранителей
  • Ангелы будут держать верующего на руках, чтобы он не споткнулся о камень. Символ силы защиты – Руки Ангелов, которые будут оберегать от искушения и греха, тяжелых обстоятельств в жизни. Камень – символ порока, который выступает препятствием в проявлении добра
  • Бог защитит от страшных змей и хищников. Здесь подаются названия ядовитых змей, таких как аспиды и василиски, которые символизируют недопустимые качества, присущие человеку: клевету и зависть (как свою собственную, так и от других людей). Крупные хищники Лев и Дракон – символ жестокости и бессердечности. Человек с честной и праведной душой будет в силах преодолеть такие отрицательные черты
  • Человек надеется на Бога, ведь Господь все время защищает его, ограждает от опасностей окружающего мира. Имя Господа Бога сможет узнать тот человек, который преодолеет все греховные пороки, сможет быть выше глупости и трусости, тот, кто искренне живет по законам и заповедям, предписанным Защитником
  • Бог всегда услышит человека, который нуждается в нем, если тот позовет его. Бог будет рядом в печали, в жизни, в душе
  • Высшей наградой для истинно верующего человека будет вечная жизнь, а также спокойная и долгая земная

Бог слышит всех, кто зовет его, кто просит его, кто уповает на него, Бог как заботливый «отец», который всем сердцем хочет помочь своему ребенку, обрести покой и мир. Милость Господа может получить и большой грешник, который в момент обращения проявит свою веру и надежду на помощь.

«Живый в помощи» в жизни, творит чудеса: примеры из жизни

Как известно, существует много историй, в которых огромную роль сыграло знание и чтение молитв, вера в то, что они помогают в моменты опасностей и всевозможных трудностей. Актуальной молитва «Живый в помощи» стала во времена Великой Отечественной Войны.

  • Так, очевидцы, рассказывают о том, как выполняет свою охранную функцию Псалом 90. Во время войны текст молитвы пришивали в пояс формы военнослужащего, а потом отправляли в бой. Учитывая отношение тогдашней власти к православной церкви, все это, конечно же, делали тайно и по собственной инициативе. Возможно, так матери пытались защитить своих сыновей, мужей, родных от разрушительной силы врага. Может быть, именно так верующие женщины спасли много жизней. Подшитый в шинель лист бумаги с молитвой «Живый в помощи», охранял солдата от быстрой пули захватчика и был надеждой на спасение во время боевых действий.
  • Из послевоенных воспоминаний простого человека Леонида Мозгового до нас дошла история детства героя. Будучи ребенком, потерявшим отца на войне в 1941 г., мальчик остался на попечении дедушки и сестры. В память от мамы у него осталась лишь одна фотография и листок бумаги с молитвой «Живый в помощи Вышняго». Сестра бережно вшила этот листочек в безрукавку, в годы детства усердно следила за ним и хранила его, позже, заставила выучить на память. В те времена дети находили гранаты, патроны, снаряды, хвалились своими трофеями, были несчастные случаи, но очевидно Бог хранил нашего героя.


  • Случались уличные драки с ножами и кастетами, многие ребята стали воровать, молитва, по-прежнему была вместе с мальчиком и хранила его. Был момент, когда заветный листок потерялся, а нашелся лишь в день отъезда нашего героя. Казалось бы, ну и что в этом необычного и сверхъестественного? Вот только в тот роковой день Леня отравился в командировку, где случилась авария, в которой погибли двое товарищей, и только он остался цел. Позже, с возрастом, когда у Леонида появились дети и внуки, он вспоминал мать, которая в память о себе оставила оберег, что хранил ее сына всю жизнь.
  • Еще есть примеры того, как чудесная сила молитвы может исцелять недуги. В церковь очень часто приходят люди, от которых отказывается медицина, которые остаются один на один со своей болезнью. В таком случае священник выслушивает человека и обычно рекомендует читать молитву, обязательно веря в скорейшее выздоровление. Перед этим, конечно же, нужно исповедоваться, причаститься и уж после приступать к прочтению охраняющей молитвы. Псалом читают каждый день. Известны случаи исцеления от слепоты, глухоты, психологических расстройств, опухолей и прочих тяжелых болезней. Главное правильно, усердно читать слова и текст молитвы, чтобы Господь Бог услышал, вселил веру в душу на исцеление и выздоровление.

Молитва «Живый в помощи» на старославянском языке с ударением

Чтение и использование молитвы «Живый в помощи» берет свое начало из старославянских времен. В те времена узел на ленте или поясе считался магическим звеном, который нес в себе фантастическую силу и защиту.

Славяне думали, что молитва защищает именно тогда, когда человек носит ее на себе. Однако в том время молитва, конечно же, использовалась на старославянском языке.

С первого раза слушать и читать Псалом в таком виде сложно, так как на сегодняшний день мало кто может похвастаться знанием старославянского языка. Именно по этой причине, текст охранительной молитвы так же можно найти и на русском языке.

Когда читать молитву «Живый в помощи»?

  • Физическая (война, преследования властью или врагом, ущемление со стороны начальства)
  • Душевная (злые помыслы, грехи, желания)
  • Для охранения ребенка. Если ребенок будет постоянно носить с собой текст Псалма, то его чудотворные слова будут все время защищать малыша от больших неприятностей, включая болезни и даже гибель
  • Когда приступаешь к выполнению нового ответственного задания или дела, нужно читать слова молитвы, тогда воплощение задуманного не будет вызывать трудностей


Также стоит сказать и о некоторых молитвенных правилах, которые священники и глубоко верующие люди рекомендуют соблюдать:

  • Читать текст нужно с чистой душой и искренне
  • Проникать в смысл каждого сказанного слова
  • Честно просить Бога о благословении и милости
  • Каждый свой день стоит начинать с молитвы
  • Молитву следует читать несколько раз в день

Молитва «Живый в помощи» обладает поистине огромной силой, которая способна творить чудеса. Хочется обратить ваше внимание лишь на один факт: для того, чтобы Бог услышал вашу молитву и ваши просьбы о помощи, необходимо в первую очередь быть честным с самим собой. Лишь тот, кто искренне верит – получит благословение Господа и его помощь.

Видео: Охранительная молитва 90 Псалом

Молитва – дар человечеству от Всевышнего. Устанавливая духовную связь с Господом, она помогает разобраться с проблемами: найти единственное правильное решение или оптимальный выход из трудной ситуации. Очевидно главное – человек ищет поддержку, защиту на духовном уровне. Такой силой обладает псалом 90, по-другому называемый «живые помощи».

Живы̀й в по̀мощи Вы̀шняго, в кро̀ве Бо̀га Небѐснаго водворѝтся.
Речѐт Го̀сподеви: Засту̀пник мой есѝ и Прибѐжище моѐ, Бог мой, и упова̀ю на Него̀.
Яко Той изба̀вит тя от сѐти ло̀вчи, и от словесѐ мятѐжна,
плещма ̀ Своѝма осенѝт тя, и под крилѐ Его надѐешися: ору̀жием обы̀дет тя ѝстина Его.
Не убоѝшися от стра̀ха нощна̀го, от стрелы̀ летя̀щия во дни,
от вѐщи во тме преходя̀щия, от сря̀ща, и бѐса полу̀деннаго.
Падѐт от страны̀ твоея̀ ты̀сяща, и тма одесну̀ю тебѐ,
к тебѐ же не приблѝжится, оба̀че очѝма твоѝма смо̀триши, и воздая̀ние грѐшников у̀зриши.
Яко Ты Го̀споди, упова̀ние моѐ, Вы̀шняго положѝл есѝ прибѐжище твоѐ.
Не приѝдет к тебѐ зло, и ра̀на не приблѝжится телесѝ твоему̀,
я̀ко Ангелом Своѝм заповѐсть о тебѐ, сохранѝти тя во всех путѐх твоѝх.
На рука̀х во̀змут тя, да не когда̀ преткнѐши о ка̀мень но̀гу твою̀, на а̀спида и василѝска насту̀пиши,
и поперѐши льва и змѝя.
Яко на Мя упова̀, и изба̀влю ѝ: покры̀ю ѝ, я̀ко позна̀ ѝмя Моѐ.
Воззовѐт ко Мне, и услы̀шу его: с ним есмь в ско̀рби, изму̀ его и просла̀влю его,
долгото̀ю дней испо̀лню его, и явлю̀ ему спасѐние Моѐ.

Выше приведен исходный священный текст на старорусском языке, читаемый священниками или истово верующими людьми.

Впрочем, существует облегченная версия, переведенная на русский современный язык, согласно православным церковным канонам. Смысл переведенного текста воспринимается яснее, нежели первоисточник, отчего запоминается значительно легче. Звучит он так:

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Происхождение молитвы вышняго непростое. Придумана и записана царем Давидом израильским в XI-X вв. до н. э. по случаю избавления страны от мора.

Псалом особенно хорошо зарекомендовал себя от проявления негативных сил, их последствий, а также влияний на окружающую среду, бедствий и напасти – врагов и трудноизлечимых болезней. Из-за чего текст молитвы вышивался на поясе, которым человек затем подпоясывался. В современной церковной лавке сейчас можно приобрести подобный товар, называемый иконный складень.

Практические навыки предков

Некогда христиане воспользовались старославянскими методиками обережной вышивки, перенеся их на православные атрибуты собственной веры. Что ж опыт полезный, а главное – правильный, да и традиция насчитывает вот уже более 1000 лет. Зачем придумывать новое, если отлично работает уже когда-то зарекомендовавшее себя?

Впрочем, церковь всегда по-разному относилась к подобным вещам. С одной стороны, языческие обереги, амулеты, кроме, нательного крестика, находились под запретом. Осуждались официальными церковными властями, но смягчающим обстоятельством – суть коего, оберег – является молитва, позволяющая существовать ей в таком виде, приносить неоценимую пользу и облегчение для верующего человека.

Деяния вышняго

Народ настолько уверовал в силу молитвы к вышняму, что использует ее почти во всех практических методиках, в том числе при снятии порчи, руководствуясь при этом базовым каноническим материалом, одобренным церковью.

Случай из жизни

Любопытный факт, рассказанный очевидцами событий произошедший в годы Второй мировой войны: женщины – работницы ткацкой фабрики – вшивали в поясную часть военной формы псалом 90, а потом отправляли одежду на фронт. Безусловно, происходило это по личной инициативе ткачих, ведь в стране Советов православная церковь находилась под запретом.

Возможно, действия сердобольных женщин уберегли от смерти множество жизней , поскольку, наверняка, зашитая в шинель или гимнастерку бумажка с текстом молитвы к вышняму хранила владельца от шальной пули, ведь именно псалом 90 является наиболее мощной защитой при подобных случаях.

Правила чтения

Справедливо замечание, что чтение тех или иных псалмов пригодно для определенных случаев, создавая некое молитвенное правило для каждодневного молебна:

  • Благодарственные, оказание поддержки в каком-либо деле;
  • Обращение за помощью к вышняму;
  • Благословение: перед принятием пищи, дорогой, экзаменом, сном;
  • и т д.

Выработанные, одобренные христианской религией молитвенные правила читаются с определенной последовательностью. Однако возникает вопрос: если по каким-то причинам (незнанию, например) нарушается установленной церковью порядок чтения то, разве, не услышит нас Господь? Конечно, услышит!

На видео ниже можно прослушать текст молитвы.

90-й псалом из книги Псалтырь известен по первым словам «Живы́й в помощи Вышня́го». Зачастую используется как молитва в опасной ситуации.

Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина . Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах.

Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.

Этот псалом был написан пророком Давидом . В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида» . Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

Главная тема псалма - Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Псалом дан в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Вера и надежда на Бога с молитвой и жизнью по заповедям имеют непреодолимую силу.

В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. Псалом можно условно разделить на три части (Пс. 90:1-2, Пс. 90:3-13, Пс. 90:14-16). Главная композиционная особенность – это диалог - быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства.

Здесь или пророк Давид выражает свои мысли о праведнике , живущем полною надеждою на Бога (Пс. 90:1-2), или, обращаясь к праведнику , успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (Пс. 90:3-8, Пс. 90:13), или говорит от лица этого праведника , вполне преданного воле Божией (Пс. 90:2,9), или же от лица Самого Бога , выражающего Свое благоволение праведнику (Пс. 90:16).

Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.

Одни богословы видят в этом Псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем Давидом совершенно произвольно, без всякого исторического отношения , и который может быть отнесен как к самому Давиду, так и любому другому праведнику.

Другие же толкователи этого Псалма усматривают в нём указание на пророчество царя Давида о благочестивом царе Иудейском Езекии и к обстоятельствам его времени (о том, как Езекия, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство) . Кто знаком с историей иудейского царя Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений этой истории.

СПРАВКА

Езеки́я (ок. 752 до н. э - 697 до н.э.)- царь Иудеи, из династии дома Давида. Сын иудейского царя Ахаза. Воспитывался под влиянием пророка Исайи. Воцарился на трон в 727 до н.э. в возрасте 25 лет и правил Иудеей на протяжении 29 лет.

Во время правления Езекия было полностью истреблено идолопоклонство, в которое впал народ Иудейский в царствование Ахаза. Был уничтожен даже медный змей Моисея, находившийся в то время в Иерусалиме и сделавшийся предметом суеверного поклонения (4 Цар 18:3-5). В Иерусалимском Храме было восстановлено служение единому Богу и традиционные обряды храмового богослужения. В этот период в Иудее стал ощутим подъем национального сознания. В этих реформах Библия видит благочестие царя.

В первые годы правления Езекия Иудея ещё находилась в вассальной зависимости от Ассирии (4 Цар. 18:14) и продолжала платить дань Ассирии по договору, заключенному в царствование Ахаза. Но Езекия не желал признавать над собою власть Ассирии, стремился объединить всех иудеев и достичь политической независимости. Он тщательно готовил восстание, укрепляя внутреннюю обороноспособность страны и заключая антиассирийские союзы.

На 14-й год правления, несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия отказался платить дань, вследствие чего, ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею, где, согласно ассирийским анналам, он захватил 46 укрепленных городов и бессчетное количество селений. Из Иудеи было уведено более 200 тыс. пленников, захваченные иудейские города были отданы под власть филистимских царей, а Иерусалим был осажден. Это событие подробно описано в 4-й Книге Царств (4 Цар. 19) и в книге пророка Исайи (Ис. 36:1-22). Согласно библейскому повествованию, Исайя призывал царя и народ не сдаваться и предвещал спасение Иерусалима и поражение ассирийцев. Предсказание сбылось: грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить осаждавшие Иерусалим войска неизвестной эпидемией: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые». (4 Цар. 19:35). Вслед за этим ассирийский царь Сеннахерим, сняв осаду, бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха.

Вскоре после своего чудесного избавления от Ассирии, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис. 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением. Рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни описывается в 20-й главе 4-й Книге Царств: «возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень которая прошла по ступеням Ахазовым. Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел» (4 Цар 20:7-11).

Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р.Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2 Пар. 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей Иудейских. Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1 Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2 Пар 32:23-30).

Толкование псалма

Проанализируем псалом с Божьей помощью.

Стихи 1 и 2. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».

«Живый в помощи Вышняго» - живущий под покровом (помощью) Всевышнего Бога. Верующий человек и есть «живущий под кровом Всевышнего».

«В крове Бога Небеснаго водворится» - в жилище (буквально, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится). Т.е. человеку, надеющемуся на Бога, обещается помощь от «Вышняго Бога».

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего («в крове Бога Небесного» ) в тени Всемогущего почивает» ; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него».

Здесь выражается , с одной стороны - полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой - полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою.

То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и надежда на Него.

Стихи 3 и 4. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его».

Здесь псалмопевец, обращая речь к праведнику, говорит, что Господь Бог избавит его от сетей врагов («от сети ловчи» ) и от всякого враждебного слова, от всякой клеветы и заговора против его («от словесе мятежна» ). Он прикроет его, будет охранять как бы плечами своими («плещма Своима осенит тя» ), подобно тому, как воины, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, и он будет иметь надежду, что под покровительством Бога будет в безопасности («и под криле его надеешися» ). Здесь подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. «Оружием обыдет» – значит «щитом оградит».

Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: «всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием». Под «истиною Божией» нужно разуметь верность Бога Своим обетованиям: Он (Бог) обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Стихи 5 и 6. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго».

«От страха нощнаго» означает скрытную опасность. Различные страхи часто приходят ночью по причине окружающей тьмы (бесы, убийцы, воры), но ты молись и ничего не бойся.

«Стрела, летящая во дни» – образ имеет символический смысл. Стрела здесь – выражает какую-либо опасность, болезнь, злую силу. По другим толкованиям, «стрелою, летящею днем» называют явный злой умысел (в противоположность скрытой опасности).

«Вещь, во тме преходящия» есть блуд, прелюбодейство, демоны страсти, невоздержания, гнусных и плотских помыслов, т.к. все таковые демоны воюют против людей.

«От сряща» здесь можно перевести как «от нападения». «Срящ» с церковнославянского языка - неприятная неожиданная встреча, внезапная беда, несчастье или бедствие, нападение, недуг, зараза.

«Бес полуденный» – по толкованию св. Афанасия Великого, это символ лености и беспечности. Демон лености располагает людей лежать в беспечности, особенно в полуденное время, когда чрево насытится и обременится яствами (так демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею). Другие толкователи, под именем «беса полуденного» разумеют злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода явный и открытый вред, болезни, например, моровую язву и заразу.

Псалмопевец, как бы представляя все подобные страхи, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: «охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всяких страхов («во тме преходящия» ), от всякой опасности и случайности, («от сряща» ), т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно, и от злого духа, нападающего в полдень».

Стихи 7 и 8. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши».

«От страны твоея» - значит «возле тебя», с одной стороны (слева).

«Одесную тебе» - справа.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. Цифры ­тысяча («тысяща» ) и десятки тысяч («тьма» ) символически означают необыкновенно бесчисленное количество нападающих на человека врагов, враждебных помыслов и желаний. Т. е.мысль данного стиха можно выразить так: «тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя («и тма одесную тебе» ), но тебя не коснется («к тебе же не приближится» . Или же так: «если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой - десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа («обаче (только) очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши» )». Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян.

Стих 9. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое».

Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя надежда и опора («яко ты, Господи, упование мое» )» , и сказав так «одного Всевышнего избрал ты («положил еси» ) прибежищем твоим» , говорит псалмопевец.

Стихи 10. «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Здесь псалмопевец Давид, отвечает уповающему на Бога: «ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».

«Раной» может быть и зло, и всякая болезнь.

«Телеси́» означает тело, плоть человека. Однако в данном случае, вместо слов: «телеси́ твоему» , согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селение», «жилище» ), - нужно читать: «жилищу твоему» , как и исправлено это место в подстрочном примечании в современных изданиях Библии и Псалтири. Но и в другом значении, «жилище» души есть тело, т.е. «к телу твоему не приблизится болезнь за то, что ты сделал Бога прибежищем своим».

Таким образом, в этом стихе Давид продолжает речь о Божием покровительстве человеку, всецело Ему преданному, говоря так: «после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакая беда не достигнет жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему» )».

Иоанн Златоуст объясняет это место так, что если праведнику приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами.

Стихи 11-12. «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».

Далее псалмопевец указывает, что к верующим в Бога в помощь посылается Ангел: «Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и заповедает (прикажет) им («ангелам Своим заповесть о тебе» ), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих («сохранити тя во всех путех твоих» ). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень («да не когда преткнеши о камень ногу твою» ), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн». Слово «нога» , по изъяснению святителя Афанасия Великого, означает «душу» , а слово «камень» - «грех».

Стихи 13. «на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».

По словам Великого Афанасия, под «львом, змием, аспидом и василиском» можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов. «Аспиды и василиски» вместе – различные образы нечистой силы - бесов, «лев и змий» – диавол.

Но и в буквальном смысле под «аспидом и василиском, львом и змием» могут подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов.

Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, не может быть опасным : «ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над Злом.

Стихи 14, 15 и 16. «Яко на Мя упова, и избавлю и (т.е. его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое».

Завершается псалом словами Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова» ), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое» ), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его («услышу его» ). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби («с ним есмь в скорби» ), избавлю его («изму его» ) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю жизнь на земле («Долготою дний исполню его» ) и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».

«Долготою дний» Господь называет вечную жизнь.

Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение . А наше спасение , по толкованию св. Афанасия Великого, - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.

Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под «покров Всевышнего», который будет с любовью оберегать его от всяких зол.

90-й Псалом имеет великую силу. Как сильное оружие на демонов, он испытан многими поколениями христиан. Эта молитва - мощное ограждение от любого зла, от недобрых людей и от бесов. «Живый в помощи Вышняго...» издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Существует даже благочестивый обычай носить текст «Псалома 90» в кармане на груди или на поясе.


"ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО" - ГЛАВНАЯ
ОХРАНИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

(Православная газета (39) 1996г.)

Такой молитвой является псалом 90. В прежние времена каждый русский человек знал наизусть этот псалом и читал его при возникновении любой опасности и угрозы. И сегодня многие знают наизусть эту охранительную молитву, а еще больше носят ее текст при себе - в кармане или сумочке и при необходимости читают или имеют освященный пояс со словами псалма и т.д. Очень многих она спасла и спасает сегодня. Иначе не была бы она так почитаема в народе. В настоящее время, когда жизнь человека становится все более трудной и опасной, молитва "Живый в помощи" еще более нам нужна. К сожалению, некоторые знают и имеют псалом в переводе с церковнославянского на современный русский язык. Существуют разные переводы, значительно искажающие и обедняющие смысл текста. Приведем здесь текст молитвы на церковнославянском языке, на котором рекомендуется ее читать.
Псалом 90
1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.














16. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.




















Но и люди, старающиеся жить по Божиим заповедям, тоже не имеют гарантии в Божией защите при обращениях в опасности. Господь для вразумления может попустить темным силам нападение на них за грехи, которые они вполне могли бы избежать. Такое вразумление человеку становится понятным, и он выпрямляет свой кривой путь. А также попустить нападение на тех праведных, кому беды и скорби являются испытаниями для укрепления и возрастания духа. Эти испытания даются по силам человека и ему во благо. В каждом конкретном случае Божий промысел заранее неизвестен, и его не дано знать людям. Пути Господни поистине неисповедимы, но человеколюбивы.

А. ОВЧИННИКОВ
"Православное слово"
Волгоград

Рубрики:

Процитировано
Понравилось: 5 пользователям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: