Повесть Куприна "Гранатовый браслет". Смысл названия. Символический аспект в изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.
Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восклицать – значит восхищаться искренне, от всей души.
На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает именно такое мировосприятие писателя, является “Гранатовый браслет”. В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, что была возможность так любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа.
Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви.
Особое значение имеет образ “тучного, высокого, серебряного старца” – генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.
Символична так же и сам гранатовый браслет: “Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …, каждый величиной с горошину”.
Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества, даже смерть неспособна успокоить человека. Вера Николаевна, к сожалению, очень поздно поняла, как сильно это чувство. Она мучается от своей “слепоты”. Желтков принимает свое чувство как божий дар: “Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. Он винит свою судьбу за все испытания, которые выпали на его долю. Желтков любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен.
Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: “Да святится имя Твое!” Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и… память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. “Гранатовый браслет” – прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая “повторяется только один раз в тысячу лет”.
Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей начала 20 века. Стиль писателя уникален. Многие темы Куприн воспринимал по-особому, только по-своему. Так, у этого писателя было свое уникальное восприятие любви, своя философия этого человеческого чувства. Он считал, что Read More ......
  2. В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью “Суламифь” (1908) – нарядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом “Гранатовый браслет”. Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Семейная Read More ......
  3. браслет” Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. “Человек пришел в мир для Read More ......
  4. Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу Гранатовый браслет)У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. К. Паустовский. Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает Гранатовый браслет. Паустовский называл Read More ......
  5. Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно Read More ......
  6. Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присуща огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает Read More ......
  7. Теме любви посвящено, пожалуй, наибольшее количество произведений мировой литературы. И это не удивительно, ведь любовь – самое сильное чувство, которое испытывает человек за всю свою жизнь. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему, руководствуясь своим жизненным опытом, моральными принципами, внутренними идеалами. Read More ......
  8. Александр Иванович Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души, натурой сильной, кипучей. Для него были характерны громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему Read More ......
Значение символов в рассказе “Гранатовый браслет”

Как известно, писатель Александр Иванович Куприн был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал “Гранатовый браслет” - прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
В рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.
“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря” - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.
Символичен и образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей, “святой” любви.
Немалое значение придает А. И. Куприн образу “тучного, высокого, серебряного старца” - генерала Аносова. Именно ему “поручено” заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Еще один символ - главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на именины серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой – недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне - гранатовый браслет. Кстати, а почему гранатовый? «Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о камне гранате.
Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти мужчин... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков - мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “... Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви - гранатовый браслет...



Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все умет^, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

« Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья»-эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря» - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шейну, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Где эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн «тучному, высокому, серебряному старцу» - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «.. .Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было - любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ак-Довурака

Секция: литература

Исследовательская работа на городскую Научно-практическую конференцию учащихся «Шаг в будущее» на тему: «Символика в повести «Гранатовый браслет»

Выполнила ученица 6 «вкласса

Аракчаа Алиана

МБОУ СОШ № 1

Научный руководитель:

Саая Снежана Эрес-ооловна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1

Введение… …………………………………………………………………….. 2

Глава I . Символика в характеристике образов-персонажей повестей

А. И. Куприна……………………………………………………………...….. 5

1. 1 Символическая деталь в характеристике героя…………………. 6

1.2 Использование символики в характеристике героини………….. 8

Глава II . Функции цветовой символики в повестях А. И. Куприна………. 11

2.1 Частотность цвет употребление в повестях А. И. Куприна…….. 12

    1. Символические функции цвета …………………………………... 13

Заключение ............................................................................................... .16

Список использованной литературы .………………………………....... 18

Введение.

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и мужчины в их отношении к любви в повести "Гранатовый браслет". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и любви, верной до смерти. Для А. И. Куприна любовь - самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

"Большой писательский дар А. Куприна высоко ценили Антон Чехов и Максим Горький. О Куприне с неизменно искренней теплотой писал скупой на похвалу, сурово требовательный Иван Бунин. Сам Лев Толстой восхищался им, считая Куприна наиболее талантливым из молодых литераторов: "У него настоящий, прекрасный, настоящий талант. Разумеется, всеобщее признание и слава пришли к Александру Ивановичу Куприну не сразу. В большую литературу он входил трудно и медленно, творческий путь его был неровен и нелегок" .

В учебных пособиях, журнальных статьях и монографиях рассматривается жизнь Куприна, его вхождение в большую литературу, основные произведения и темы этих произведений, частично затронута символика.

Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали Ф. Д. Батюшков, Паустовкий.

Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Крутиковой Л.В., Кулешова В.И., Смирновой Л.А. В настоящее время о жизни и творчестве А. И. Куприна существуют монографии Афанасьева В. Н., Михайлова О. Из последних работ можно отметить статьи Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: Символика в повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Выбор темы определяется актуальностью ее в настоящее время. Творчеству Куприна посвящено много работ (Астафьева В. Н., Волкова А. А., Воровского В. В., Крутиковой Л. В., Михайлова О. и ряда других), но символику рассматривают лишь некоторые ученые (Н. Н. Старыгина, Волков А. А., Кулешовой В. И.).

" Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему" .

Предметом исследования является символика в лирической повести о любви. Цель данной работы – выявить использование символики в лирической повести. Цель исследования определила постановку следующих задач :

1.Изучение доступной научной литературы по творчеству А. И. Куприна.

2. Анализ лирической повести.

3. Выявление символов в повести.

4. Попытаться систематизировать символы с точки зрения любовной концепции А. И. Куприна.

Материалом для исследования послужила повесть А. И. Куприна "Гранатовый браслет" . В ходе исследования были использованы следующие методы : статистический и сравнительно-сопоставительный.

Новизна работы заключается в попытке представить функционирование символов в прозе А. И. Куприна на примере лирической повести о любви.

Результаты работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества А. И. Куприна, на факультативных занятиях по литературе конца 19- начала 20 века.

Структура работы предполагает: введение, где определены актуальность работы, цель, задачи исследования; основная часть представлена двумя главами, которые состоят из двух параграфов каждая, в которых последовательно рассматриваются символика в образах-персонажах (героев и героинь), функции цветовой символики (частотность цвето употребления и символические функции) заключение, содержащее основной вывод работы; библиографического списка, который состоит из 8 источников, и приложений № 1, состоящего из 166 карточек, № 2, № 3, где приведены таблицы по цвету, и № 4, где подробно анализируются программы по литературе.

Глава I . Символика в характеристике образов - персонажей.

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель, признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца девятнадцатого века и начала двадцатого.

Куприн А. И. - человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

А. И. Куприн верил в то, что человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья. Эти слова можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Любовь у Куприна различна: она прекрасная и чистая, осторожная и всепоглощающая, но одно неизменно - она есть и должна быть.

Куприн посвятил теме любви достаточно много произведений, в каждом из которых он рассматривает любовь различных, неравных людей.

В повести "Гранатовый браслет" Вера Николаевна Шейн имеет высокий титул и положение в обществе. Желтков - мелкий служащий, у которого нет ничего, кроме любви к Вере.

Таким образом, любить способны все, невзирая на титул и состояние, национальность и веру.

1.1 Символическая деталь в характеристике героя.

В повести “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро гаснет, или приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы к мужу, как у княгини Веры. И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: "любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть" . Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией - Желтков. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, "каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас..." .

Близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: "Я сразу угадал в вас благородного человека" ; муж князь Василий Львович: "этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо" .

Главный герой благороден. Желтков, лишившись возможности "хотя бы изредка видеть её" , выполнил её просьбу "прекратить всю эту историю" единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – "Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!.." .

По мнению многих исследователей, "мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом" .

По мнению критика Афанасьева В. Н. , «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви» .

Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный - повесть “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Beethoven .2 Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя Твое!”

Желтков - человек страстно влюбленный в княгиню Шейн.

Портретная характеристика Желткова восходит к портрету молодого мальчика. Его лицо девичье, подбородок упрям, что должно быть свидетельством сильного и стойкого мужчины, но Куприн добавляет словосочетание "с ямочкой посередине" и перед нами уже совсем другой человек. Создается ощущение нежности, наивности, хотя главному герою уже не восемнадцать лет. Желтков - человек не уверенный в себе, о чем свидетельствуют его нервно бегающие пальцы по пиджаку и то, что "говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого" .

Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

При характеристике любви Желткова к Вере автор использует символический образ - "письма с целующимися голубками на заголовке" . Голубь - символ "мира, чистоты, любви, безмятежности, надежды. Традиционный христианский символ Духа Святого и крещения. Существует легенда, в которой утверждается, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы. <…>

1.2 Использование символики в характеристике героини.

Александр Иванович Куприн, как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями.

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом.

На светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка о любви. Холодноватый, осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему можно предугадать ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем" «начинает давить своей плоской пустотой..." . Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, отвечала жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.

У самой княгини Веры прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья – она бездетна и страстно мечтает о детях.

Княгиня Вера Николаевна Шейн - главная героиня повести. Куприн довольно подробно описывает ее внешность, привычки, но цветовая гамма отсутствует. Из уст Веры мы слышим: "Я люблю лес. <…> Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером " . Это позволяет судить о княгине как о личности. Вера молодая женщина, которая поглощена домашним хозяйством. Она забыла что такое страсть, но это не означает, что женщине она не нужна.

В рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

Начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина.

Куприн описывает свою героиню - Веру Николаевну - как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Княгиня благородная, удивительная женщина, достойного настоящей, "святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины " . Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Ко дню рождения Желтков посылает Вере в подарок браслет. В повести браслет является символом любви. Автор неоднократно подчеркивает то, что он был покрыт гранатами. Гранат - символ "здоровья, преданности, постоянства. Рождает сильные страсти в сочетании с дружбой и верностью. Приносит счастье. Египтяне считали этот камень символом жизни" .

Желтков ушел из жизни. Вера Николаевна решается на встречу с ним.

Вера "вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок" . Появился еще один образ-символ. "Роза - самый популярный, но очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека.

Роза имеет одновременно два противоположных значения. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. <…>

Красная роза символизирует желание, страсть, радость, чувственную красоту, завершенность" .

Вера поняла и оценила любовь Желткова. Она сумела ее признать. Теперь она оплакивает любовь, так как та прошла мимо.

Последним и очень значимым символом в повести является белая акация. "Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала" . Акация благодаря своей стойкости и жизнеспособности является символом бессмертия. "Общий символизм акации: эмблема весеннего равноденствия; символ чистоты и невинности; символ человеческого бессмертия и возрождения" .

Княгиня всегда будет помнить Желткова и его любовь к ней. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

Глава 2 Функции цвета в повести

А. И. Куприна.

Цвет играет важную роль в любом произведении. Писатели во все времена интересовались цветописью. Произведения многих писателей по цветовой гамме красочные и запоминающиеся. Активно использовали цвет как символ А. Белый, И. Бунин и А. Куприн.

Иногда цвет помогает понять характер героя, его чувства, мысли и прочее. Он делает героев личностями, так как портретные характеристики являются штампованными.

2.1 Частотность цветоупотребления в повести А. И. Куприна.

В результате использования статистического метода было установлено, что доминирующими цветами в повести стали:

красный цвет - 13;

белый цвет - 11;

желтый цвет - 8.

В повести А. И. Куприн использует как основные цвета, так и полутона.

Красный : пурпур, алый, розовый, багровый, кровавый, густо-красный, смугло-розовый, пламенный, огненно-красный, кроваво-красный, темно-красный, глубоко-красный, пенно-розовый, темно-рыжий, темно-огненный, огненный, рыжий, бурый (18 оттенков).

Желтый : солнечный, бронзовый, золотой, лунный, коричневый (5 оттенков).

Белый : светлый, бледный, серебряный, чистый, ослепительно-белый, ясный, снежно-белый (7 оттенков).

Черный : темный, серый, мрачный, смуглый (4 оттенка).

Синий : голубой, фиолетовый, лиловый, иссиня-бледный, густо-сини, нежно-голубой (6 оттенков).

Зеленый : темно-зеленый (один оттенок).

Ряд можно продолжать, но очевидно, что повесть окрашена теплыми тонами. Основными цветами стали: белый, красный, розовый, голубой, золотой.

Мир главных героев этой повести окрашен всего лишь несколькими цветами. Основное место по цвету занимает браслет, так как именно он в повести является символом любви и развязки восьмилетней истории. Он дорогой и яркий, красиво упакован.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр, но очень весел: он радует глаз.

Таким образом, по частотности употребления цвета создается следующая картина:

повесть "Гранатовый браслет" - красный, белый, желтый.

Функции цветовой символики будут рассмотрены во втором параграфе.

2.2 Символические функции цвета.

А. И. Куприн использует цвета не только как символы, но и для того, чтобы придать предметам красочность, индивидуальность.

Иногда бывает сложно определить функцию цвета: символ или просто цвет. Это сложно сделать в том случае, если цвет встречается в предложении или абзаце однократно. Бывают случаи, когда цвет без сомнения относится к символу - это случаи нагнетания цветовой гаммы, неоднократное повторение.

На уровне подсознания белый цвет ассоциируется именно с этими качествами. У человека от природы заложено архитипическое сознание цветовой символики.

Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, надеждой, непорочностью, свободой, ожиданием лучшего, благом, "источником силы и здоровья, отсутствия смерти, главенством или властью, жизнью, зачатием или рождением, очищением, светом" .

Красный цвет ассоциируется с любовью, страстью, отзывчивостью, решительностью, уверенностью, восторженностью, а также с кровью, болью, страданиями, злом, агрессивностью.

Видя зеленый цвет, мы думаем о жизни, о весне, о возрождении, о пробуждении, спокойствии и уравновешенности, невозмутимости и самостоятельности.

Желтый цвет входит в ассоциативный ряд с теплом, уютом, светом, радостью, великолепием, общительностью, открытостью, энергичностью.

Черный цвет - цвет надвигающегося несчастья, боли, страдания, страха и разочарования, непривлекательности, молчаливости, упрямства, замкнутости, эгоистичности, враждебности, нелюдимости, зла.

Белый цвет - цвет чистоты, надежды, свободы. Белый цвет всегда ассоциируется с чистотой, невинностью, с ожиданием лучшего.

В повести "Гранатовый браслет" мир Желткова и Веры не многоцветны. Мир Желткова окрашен теплыми тонами (коричневый, рыжий). О цветах, которые предпочитает Вера Николаевна, мы слышим из ее уст: "Я люблю лес. <…> Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером" .

Лес ассоциируется с зеленым цветом, а зеленый - это цвет жизни, молодости, расцвета, свежести. Красный цвет - любовь, страсть; белый - чистота, надежда.

Цвет характерен для браслета - символа любви.

Футляр из красного плюша. Красный цвет - символ любви и страсти. Крышечка футляра подбита бледно-голубым шелком. Бледно-голубой - цвет надежды и нежности. Золотой браслет на черном бархате. Золотой цвет - символ уважения и величия, а на черном фоне для того, чтобы подчеркнуть цвет золота.

Таким образом, цвета, используемые в тексте, имеют традиционную символику.

Красный цвет выступает как символ любви и страсти во всех трех повестях, но его можно расценивать и как символ боли, так как финал повестей печален.

Белый цвет - символ чистоты, надежды, веры в лучшее. Это характерно для лирической трилогии.

Черный цвет - боль, скорбь, тоска и страх. Боль и одиночество - вот исход всех трех повестей.

Желтый цвет - цвет радости и веселья. Любовь - это радость, поэтому в каждой повести есть этот красивый и жизнерадостный цвет.

Заключение.

Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценность человеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание» и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательные повести «Гранатовый браслет».

Любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена. Прославление большой любви и беззаветной преданности любимому и поныне волнует читателя в повести Куприна. Тема большой, всепоглощающей любви состоялась в повести "Гранатовый браслет", являющейся одной из самых трогательных, самых печальных рассказов о безответной любви.

Создавая образ главной героини А. И. Куприн активно использовал символику:

1. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

2. В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

В соответствии купринской концепции о любви, любить и быть любимым может лишь естественный человек.

По преобладанию какого-либо оттенка цветовой гаммы, каждую повесть можно определить одним только цветом:

"Гранатовый браслет" - кроваво-красный.

На примере купринских произведений мы можем хорошо усвоить такое понятие как символ, и понять роль символа в создании образа-персонажа. Повести А. И. Куприна, в плане цветописи, очень богаты. К сожалению, в программах по литературе творчеству Куприна уделено не достаточно внимания.

Повесть была гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто этот человек - бедный Желтков, княгиня Вера Николаевна.

Список использованной литературы.

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие. / Под ред. Л. В. Чернец. - М., 2000 г.

2. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. Для школ гуманитар. Профиля / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Дрофа,2001.

3. Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды. / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. – М., 2004.

4. Полная энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. - М., 2003. - 528с., илл.

5. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В двух частях. / Под ред. Г. Н. Ионина. - 5-е изд. - М., 2003.

6. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л. П. Кременцова. - М.: 2002.

7. Хрестоматия по литературе. 10 -11 классы: В 2 кн. - Сост. Н. Е. Кутейникова, Г. В. Пранцова. - М., 1999.

8. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара, 1996.

Организация: Читинское суворовское военное училище МВД России

Населенный пункт: Забайкальский край, город Чита

Символический аспект в изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - одно из самых загадочных и, пожалуй, самое притягательное произведение школьной литературы, неизменно вызывающее интерес даже у мало читающих учеников, поскольку затрагивает темы, очень чувствительные для них. Это обстоятельство требует от учителя особого внимания и деликатности в подходе к интерпретации текста. Нельзя в общении со старшеклассниками, чьё мировоззрение окончательно не сформировалось, допускать романтизацию смерти, делать её привлекательной в глазах учеников, оправдывать добровольный уход из жизни. Но как же этого избежать, если самый любящий, самый чистый и светлый персонаж повести самостоятельно обрывает собственную жизнь, и автор не осуждает его за это?

Если воспринимать повесть Куприна на событийном, фабульном уровне, то всё описанное в произведении довольно незамысловато и заурядно: история несчастного молодого человека, безнадёжно влюблённого в замужнюю даму не его круга и не его социального положения, не нова, однако даже не самый опытный читатель чувствует, что в основе сюжета лежит некая тайна, выводящая произведение на более сложный, более глубокий уровень. Если же при анализе художественного текста учитывать не только предметно-событийное содержание, но и смысловые переходы на уровень знаков и символов, это даёт возможность постигать иные смыслы и духовный подтекст художественной мысли. Повесть «Гранатовый браслет», как все классические произведения, рассказывает не о частном, а о вечном, о непреходящих, надвременных ценностях, и задача учителя раскрыть это содержание, сделать его доступным для осмысления, научить школьников таким методам анализа, которые помогут им «раскодировать» текст.

Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.

Обращение к символическому уровню повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» выводит читателя на новый уровень его восприятия.

Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.

Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?

Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.

Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.

Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.

В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая - Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».

Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.

И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.

Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.

На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.

Таким образом, Желтков – вестник, посланный в этот мир, чтобы пробудить в нём любовь, дать надежду на неё, но людские сердца остаются глухи, мир живёт по своим законам, по правилам, и любовь оказывается вне этих правил. Угрозы «принять меры», пожаловаться властям вызывают у Желткова смех, потому что любовь закону неподвластна, она проходит по другому «ведомству», чего не может понять прокурор Николай Николаевич, брат Веры. Поэтому он и Василий Львович, Верин муж, люди в принципе не жестокие, но придерживающиеся во всём строгих рамок, светских приличий, как библейские фарисеи, требуют «казнить» любовь. Лучшие представители аристократического общества не кричат: «Распни!», и тем не менее, они предугадывают, предполагают «трагический исход» и соглашаются с ним. Смерть Желткова – это не каприз отвергнутого влюблённого, не попытка кому-то что-то доказать, это искупительная жертва, которой он спасает мир от нелюбви. Он умирает, чтобы родилась любовь. Христианские мотивы страдания, жертвенности, смерти и воскресения особенно сильно звучат в конце произведения: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: „Да святится имя Твое“. Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь».

В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.

В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.

Это преображение можно пронаблюдать через знаки, в которых финал повести смыкается с началом. Вместо легкомысленной безделушки, пустого блокнота, переделанного из старинного молитвенника, в финале звучит живое слово молитвы, пробуждающее и наполняющее всё новым смыслом. Жемчужные серьги «грушевидной формы», а лучше сказать, формы капель, «сбываются» потоком слёз, которыми умывается, обновляется душа Веры Николаевны. День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в который Вера праздновала свои именины, в самом деле напомнил о почти утраченных чувствах любви и веры, дал надежду и открыл путь к новым, высшим смыслам, божественной премудрости - Софии. Да и сама Вера преображается, «воскрешается» к новой жизни. Вместо строгой и аристократичной светской дамы с красотой античной статуи, вся жизнь которой, включая взаимоотношения с людьми и благотворительность, диктовалась видным положением в обществе, мы видим растроганную женщину блестящими от слез глазами, взволнованную, трепетную, живую. Этим преображением объясняется звучащая в финале фраза: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

Литература

  1. Куприн А.И. Гранатовый браслет: повести и рассказы. – М. : Дет. Лит., 2010.
  2. Камедина Л.В. Текст в диалоге с читателем: учебное пособие – Чита. : Забайкал.гос.-гум. пед. ун-т., 2009.
  3. Наделяева О.Е. Знаковая система русской культуры: сборник материалов к спецкурсу. – Чита: ЧИПКРО, 2007.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: