Боевая звезда. Сюрикэн: смертоносная звезда японских ниндзя Отражение в культуре

В записи Хиёри но Ки летописи Госаннэн но эки ("Второй трехлетней войны ", датируемой 1083-87 гг.) упоминается прицельный бросок лезвия, спрятанного в руке, "сюрикен ни уцу ". Возможно, отсюда и ведет свое происхождение сам термин "сюрикен ". Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду, бросая камни в живых существ, получили развитие идеи о технике броска.

Особенно "творчески" если можно так выразиться, к этому отнеслись в загадочной Японии, где техника использования в качестве оружия небольших метательных пластин, получила наибольшее развитие.И самые известные среди них, это конечно же метательные лезвия, которые по-японски называются "сюрикен".

Технически, искусство метания сюрикенов восходит к технике метания различных ножей - от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикенов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (ко-яри, тэ-яри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.

В общественном сознании сюрикены неразрывно связаны с образом "человека-тени". Поэтому их нередко называют "звездами ниндзя". Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы "визитной карточкой".

Причины этого как обычно чрезвычайно просты: звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что и предопределило их популярность в среде "невидимок". Зажав сюрикены подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикены использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.

В отличие от кино, на практике дистанция эффективного поражения сюрикеном была не так велика. В основном она зависела от физических кондиций и мастерства воина и только отчасти - от конструкции и веса самого оружия. В любом случае, она составляла не более двадцати метров. Да и на таком расстоянии он был эффективен, только если противник был без доспехов и не видел броска.

Устройство сюрикенов

Сюрикены состоят из оснований с отверстием или без него, зубцов с остриём как правило с односторонней заточкой.
Особенностью устройства сюрикенов является их плоская поверхность, обеспечивающая эффект "крыла" в полёте при броске с закруткой, что делает возможным его метание на большое расстояние. Наличие многочисленных зубцов, обеспечивающих практически 100% поражение в отличии от одноклинкового метательного холодного оружия. Относительная округлость в целом и симметрия элементов обеспечивает стабильность полёта гарантируя при наличии навыков в технике метания и неплохую прицельность броска.

Как и большинство других видов оружия, относящихся к метательному типу, сюрикены носились сразу по несколько штук. Чаще всего их было девять, так как это число считалось священным и приносящим удачу.
Во внешнем виде сюрикенов также проявилась тяга японцев к эзотерике и мистическому символизму. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить их форму с любым из многочисленных изданий, посвященных оккультным наукам, в котором показаны соответствующие символы. Помимо информации, заключенной в самой форме, мистические знаки наносились иногда на поверхность оружия. В этом нет никакой бравады, и делалось это не для красоты, ибо люди, изготовлявшие оружие и использовавшие его, свято верили в то, что с их помощью можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

По количеству разнообразных форм сюрикены уступают пожалуй только стрелам, однако даже в среде этого вида оружия можно выделить несколько общих групп признаков, по которым и принято их классифицировать:

  • а) по устройству в целом: цельные (цельнолитые) и складные состоящие из нескольких сборных элементов, приводящихся в боевое положение с помощью кнопочного пружинного механизма; с отверстием в основании и без них;
  • б) по конструкции: с классически выраженным основанием и зубцами и с невыраженным основанием и зубцами, где основание является прямым продолжением зубцов и наоборот без выраженной между ними границы;
  • в) по размеру: малые - до 6см в диаметре, средние - свыше 6см до 8см, большие - свыше 8см в диаметре до 12см и более;
  • г) по количеству зубцов: трехзубчатые, пятизубчатые, четырехзубчатые, шестизубчатые, восьмизубчатые;
  • д) по форме зубцов: треугольные, многоугольные, фигурные, серповидные;
  • е) по виду зубцов: игольчатые, клиновидные, ромбовидные, стреловидные;
  • ж) по форме оснований зубцов: прямые, изогнутые влево (вправо);
  • з) по наличию заточки: односторонняя и двусторонняя;
  • и) по наличию лезвий: однолезвенные зубцы и двухлезвенные зубцы.

Для всех вышеперечисленных видов, есть ряд общих требований, предъявляемых к ним: Для эффективного поражения цели, вес малых сюрикенов должен составлять не менее 60 г. С увеличением диаметра сюрикена на 1 см прямо пропорционально должен увеличиваться и вес на 10 г.

Некоторые в отличии от японцев (они изготавливали изначально из подручных средств) считают что большое значения имеет и материал изготовления. Непременное требование он должен быть достаточно жестким и твердым, чтоб не деформироваться и не разрушаться при встрече с относительно жесткой преградой при его броске с максимальным усилием взрослого мужчины с расстояния 3-4 метров, также обязательной, является проверка "на излом" Сюрикен брошеный с 3-4 метров в тренировочную мишень, в виде деревянной доски, должен войти в преграду на глубину не менее 5мм

Философия изготовления вашего собственного сюрикена.

В интернете имеется множество коммерческих сайтов, предлагающих красиво сделанные, дорогие лезвия. По разным признакам, я чувствую, что в них отсутствует истинный дух сюрикена. Если посмотреть на то, как лезвия изготовлялись исторически, можно обнаружить множество нововведений, что, как я думаю, зачастую пропускается большинством людей, посещающих эти сайты. На самом деле, сюрикены представляют собой не более чем металлические предметы, приспособленные чтобы стать метательным оружием, и они изготавливались из подручных материалов, которые были наиболее доступны и дешевы в то время в Японии. Например, сенбан сюрикены, которые являются квадратной формы лезвиями, делались из простой металлической пластины подкладывавшейся под шляпку гвоздя при строительстве зданий. Поскольку они обладали формой, которая была уже практически близка и удобна для броска, ее края просто затачивались, и она была готова к использованию. Точно так же квадратные и треугольные в сечении бо сюрикены имели такую форму потому, что делались из гвоздей и других подручных материалов. Это было выражением поиска того, что было бы функционально доступно для выполнения стоящей задачи с минимальным количеством переделки, и это было выражением боевого духа в большей степени, чем дорогая и эстетическая расточительность совершенно сделанных и красиво смотрящихся лезвий. Этот меркантилизм не соответствует японской идее о простоте, естественности и практичности, стремления делать только то, что является необходимым и без излишеств достигать наилучших результатов. Во-вторых, я думаю, что можно получить гораздо больше удовлетворения, изготавливая сюрикены самостоятельно. Я уверен, что древние ниндзя, ронины и буси скорее делали такое оружие собственными руками, чем покупали их в кузницах или где-то еще. Частью развития этого технического навыка является исследование свойств различных материалов и различных форм, для выяснения, какие из них лучше, и внесения соответствующих изменений в свои собственные изделия. Изготовление лезвий самостоятельно также позволяет вам развивать более глубокое понимание оружия и искусства. Смотря на невероятное разнообразие лезвий, которые использовались в сюрикен-дзютсу, мы можем видеть, что в действительности не существует никакой "идеальной формы", скорее использовалось то, что было легко доступно и могло быть путем простого затачивания превращено в острое, практичное и эффективное оружие, которое легко было научиться бросать при соответствующей тренировке.

ТЕХНИКА МЕТАНИЯ

В отличие от западной стрелки (дарта), центр тяжести которой размещался ближе к заостренному концу, и полет которой действительно был полетом, вес сюрикена был равномерно распределен по всей его площади. Следовательно, требовался особый способ хвата, чтобы обеспечить поражение с первого броска и не попасть в цель под тупым углом, что значительно снизило бы силу и эффективность удара.
Сюрикен держали (shuriken mochikata) в ладони, плотно прижав большим пальцем. Он лежал между вытянутыми указательным и средним пальцами. Чем больше было расстояние до цели, тем глубже в ладонь укладывался перед броском сюрикен.

Сюрикен метают (shuriken nagekata) рубящим движением, которое начинается от плеча и, проходя через предплечье, заканчивается в кончиках пальцев. Существует два основных типа хвата. При прямом (masugu) хвате острие сюрикена, лежащего в руке, обращено наружу. В варианте с обратным хватом (kaiten) острие развернуто от противника и покоится под большим пальцем.
Сюрикен можно метать бросками: верхним (omote) , боковым (уоко) и нижним (gyaku). Верхний наиболее простой и самый мощный. Боковой и нижний броски не столь мощны, но, поскольку их труднее заметить и предугадать, являются весьма неожиданными для противника. При любом способе сюрикен можно метнуть прямо или с полуоборотом.
Сюрикены метаются из различных позиций (ichi). Ниндзя практикуют броски стоя, на бегу, с колена, сидя, лежа на животе или на спине, а также метание двух сюрикенов одновременно в двух различных направлениях.

Эпилог

Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как например при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается и сам, а его владельцу только и остается, что научиться просто попадать туда, куда необходимо:).

При написании статьи использованы материалы (С) (С) а также выдержки из книги "Вооружение самураев" К.С. Носова

Благодаря этому мастер-классу вы узнаете, как сделать из бумаги сюрикен своими руками. Данная инструкция включает 9 вариантов изготовления звезд-ниндзя. Все они отличаются по степени сложности и технике изготовления. Такие поделки замечательно подойдут для активных детских игр!


Сюрикен или звезда-ниндзя (в пер. «лезвие, спрятанное в руке») – оружие японских ниндзя скрытого ношения. Представляет собой небольшой круглый клинок в виде обыденной вещицы: звезды, круга, монетки и т.д. У воинов ниндзя эти предметы использовались в качестве вспомогательного оружия.

Материалы и инструменты

Несмотря на различные техники изготовления, для всех мастер-классов потребуются одинаковые материалы и инструменты:

  1. Бумага. Лучше всего подойдет красочная для скрапбукинга или двухсторонняя цветная. При отсутствии такой, возьмите стандартные листы формата A4 или газеты.
  2. Линейка.
  3. Канцелярский нож или ножницы.
  4. Карандаш или ручка.
  5. Декоративные украшения (опционально).

Как сделать простой сюрикен из бумаги

Этот сюрикен очень просто сделать даже ребенку
Шаг 1: подготовьте квадрат
Вы можете изготовить его из стандартного листа формата A4 путем складывания его по диагонали и отрезания лишней части внизу.

Шаг 2: разрежьте квадрат
Полученный в предыдущем шаге квадрат разрезаем на две одинаковые секции.

Шаг 3: сложите секции
Складываем обе секции еще раз пополам.

Шаг 4: сформируйте загибы
Загните каждый уголок вниз по диагонали. Следите, чтобы в каждой секции углы были завернуты по противоположным диагоналям.

Шаг 5: соберите звезду
Теперь переверните первую заготовку и поместите ее сверху на вторую перпендикулярно (смотрите фотографию ниже).

Заверните верхний край нижней детали в углубление посередине верхней детали.

Затяните верхний уголок внутрь углубления до упора.

Сделайте то же самое внизу.

Теперь переверните звездочку.

И подверните в углубления остальные лопасти.

Теперь этот сюрикен можно бросать.

Сюрикен-трансформер

Посредством этой инструкции вы изготовите трансформирующуюся 8-лучевую звезду ниндзя. Создается такая вещица также очень просто.

Этап 1: подготовьте квадраты
Порежьте цветную бумагу на квадраты одинакового размера. Вы можете использовать один или два цвета. Очень красиво смотрятся звездочки с лучами различных оттенков.

Всего для изготовления этой поделки вам потребуется 8 квадратов. По 4 штуки каждого цвета.

Этап 2: изготовьте модуль
Возьмите один листик и сложите его два раза по диагоналям и два – по вертикалям (смотрите на картинке снизу).

Загните вниз два верхних уголка, используя вертикальную центральную линию в качестве ориентира.

Сложите листок загибами внутрь.

Используя ранее сделанные складки, заверните верхний прямой угол внутрь в форме двух сложенных треугольников.

Первый блок готов! Сложите остальные листы точно также. У вас в руках должно быть 8 одинаковых фигурок, 4 желтых и 4 синих.

Этап 3: соберите поделку
Вставьте модуль синего цвета нераскрывающимся краем в середину модуля желтого цвета. Зафиксируйте обе детали вместе.

Вставьте все детали друг в друга, чередуя цвета. Также их зафиксируйте.

Вы получите полный круг из деталей чередующихся оттенков.

Держа круг крепко одной рукой, вытяните спрятанные «лезвия» по одному вперед второй рукой.

Трансформирующаяся звезда ниндзя готова!

8-лучевая звезда-ниндзя

Для изготовления этой работы вам потребуется двухсторонняя бумага различных оттенков.

Шаг 1: подготовьте квадраты
Порежьте цветные листы на идентичные квадраты размерами 10 см х 10 см. Всего вам понадобится восемь квадратов.
Шаг 2: изготовьте модуль
С помощью нижеприведенной схемы соберите детали.

Шаг 3: соберите звезду
По следующей схеме аккуратно вставьте все блоки друг в друга по кругу.

Схема сборки

Как собрать:

  • Первоначально распределите все блоки по оттенкам.
  • Возьмите первую и вторую деталь. Нижний левый угол второй детали аккуратно вставьте во внутренний кармашек первой детали.
  • Повторяйте по кругу.

Видите, как просто!

Звезда ниндзя с 16 лучами

Эта звездочка в технике оригами также очень простая в изготовлении. Только учтите, что для ее создания вам потребуется сложить 16 блоков, поэтому запаситесь терпением.

Шаг 1: подготовьте листы
Для изготовления лучей вам потребуются квадраты. Вы можете взять как готовые листы размерами 10 см х 10 см, так и вырезать их из цветной двухсторонней бумаги. Всего для изготовления работы вам понадобится 16 квадратиков.

Шаг 2: сделайте модуль
Возьмите первый квадрат и загните его по обеим диагоналям.

Заверните все уголки к центру, как указано на фотографии ниже.

Теперь поместите заготовку перед собой так, чтобы ее внутренние загибы показывали крест. Сложите два верхних закрылка к вертикальной центральной линии.

Переверните работу. Загните более тупой край от левой крайней точки к правой крайней точке.

Согните фигуру пополам так, чтобы сложенные кромки треугольника были размещены снаружи.

Первый модуль готов.

В такой же технике сложите остальные 15 блоков.

Шаг 3: соберите сюрикен
Возьмите в руки два модуля разных цветов. Вставьте два острых уголка одного блока в небольшие пазы внутри другого блока (смотрите картинку ниже).

Совет: если у вас возникли трудности с вставкой уголков в кармашки, с помощью иголки или пинцета приоткройте закрылки несколько шире.

Продолжайте таким же образом добавлять остальные части.

Плотные листы достаточно хорошо держат форму и в фиксации не нуждаются, но если посчитаете нужным, скрепите детали дополнительно капельками клея.

Соединение блоков – это самая сложная часть работы. Они могут быть шаткими и выпадать, но после того, как вы добавите все 16 штук, поделка будет очень крепкой.

Красивый сюрикен из скрап-бумаги

С помощью этой инструкции вы изготовите красивую звезду с 8 лучами. Для её создания вам потребуются красочные листы для скрапбукинга: с рисунком, бархатные, однотонные, блестящие и т.д. Выбирайте любые на свой вкус.

Этап 1: подготовьте квадраты
Как и в предыдущих инструкциях, нарежьте листы на квадраты размерами 10 см х 10 см или используйте готовые в количестве 8 штук.
Этап 2: изготовьте детали
С помощью нижеприведенной схемы соберите 8 блоков.

Схема сборки модуля

Этап 3: соберите звезду
По следующей схеме соберите фигурку.

Схема сборки

Вставьте все модули друг в друга указанными уголками во внутренние клапаны. На этой схеме вы можете видеть процесс сборки как с верхней, так и с нижней стороны.

Такие звездочки очень красиво смотрятся с обеих сторон!

Видео как сделать сюрикен из бумаги с тремя лучами

Посредством этого видео вы узнаете, как собрать оригинальную звезду ниндзя с тремя «лезвиями».

Видео сюрикен с маленькими лучами

Эта поделка с маленькими лучами смотрится очень симпатично!

Видео сюрикен квадратной формы

Видео звезда-ниндзя с шестью лопастями

Разобравшись с нюансами, вы легко создадите такой сюрикен!

История холодного оружия специального назначения в России - воистину многогранна. Нож - неотъемлемая часть «гардероба» спецназа в России. Однако, удивителен тот факт, каким разнообразным может быть этот гардероб. Сами разведчики в беседах признаются, что если дело дошло до огневого контакта с противником, или что еще хуже - до рукопашной схватки, то операция смело может считаться раскрытой.

Однако, те же спецназовцы признаются, что иногда, в отдельных случаях и ситуациях, «поработать руками» всё же - самый лучший вариант. Именно тогда в игру идут спецсредства, без шума и пыли нейтрализующие любого противника.

Об истории

Само понятие «ножа» для советской армии не было новинкой - несмотря на то, что использовать холодное оружие в пылу сражений бойцов учили в основном вместе с винтовкой, оснащая огнестрельное оружие так называемыми «штык-ножами», опыт обращения с холодным оружием как с отдельным видом вооружения у советской армии имелся. Как самостоятельная боевая единица в руках солдата нож активно начал использоваться советскими солдатами в период Советско-Финской войны, а своего звёздного часа достиг в период Великой Отечественной.

В те годы ситуация на фронтах была такова, что довольно часто атаки с той или с другой стороны заканчивались самой настоящей кровавой рукопашной схваткой, в которой в ход шло всё что угодно - от прикладов винтовок и касок до палок и ножей. Не секрет, что некоторые виды вооружения, из-за отсутствия собственных наработок и по большей части, из-за нехватки времени, в Советском Союзе просто копировали с зарубежного.

Именно таким детищем и стал, изготовленный на базе форменного штык-ножа 1919 года один из первых советских ножей НА-40. Присваивать труднопроизносимое название ножу не стали и расшифровывалось название просто - Нож Армейский, а цифра 40 означала ничто иное, как год принятия на вооружение. Именно НА-40 стал основным рабочим инструментом советских солдат в ближних боях, а так же стал надёжным соратником для доброй сотни подразделений, задействованных в диверсионных операциях.

Эксперт в области холодного оружия и мастер по художественной ковке Олег Звонарёв в интервью «Звезде» рассказал несколько интересных фактов из истории советского ножа: «Что касается конкретно этого ножа, то он - типичный представитель хорошего копирования, а если быть еще точнее, то хорошего изготовления на основе уже существующих образцов.

Нож требовал минимального ухода, заточка довольно длительное время сохранялась даже в условиях весьма сурового использования, а в рукопашной схватке НА-40 мог дать фору самым хорошим немецким клинкам. Нередки были случаи, когда немцы забирали у убитых красноармейцев ножи и в последствии использовали их сами. Нельзя сказать, конечно, что нож был идеально изготовлен - рукоять, бывало, слетала в пылу схватки, но это самое серьёзное, что с ним могло тогда приключиться. Советские разведчики, например, называли этот нож «стрелой» из-за стремительных линий, и в рапортах о выполнении задания зачастую так и писали: Объект был поражен стрелой разведчика», - заявил эксперт.

«Сюрикэны» рядового Торсунжакова

Использование советским войсками и отрядами специального назначения холодного оружия было оправдано - приспособления для скрытной (бесшумной) стрельбы хоть и имелись, но в силу недостаточного развития технологий выстрел маскировали лишь частично, и, несмотря на значительно более низкий уровень шума, всё равно привлекали внимание к стрелявшему. Холодное оружие для передовых отрядов стало настоящей палочкой выручалочкой, но никто даже и подумать не мог, что помимо ножей и штыков, разведчики будут пользоваться... сюрикэнами.

Единого мнения, откуда же возникли экзотические японские метательные ножи в форме звёздочек - до сих пор не существует. Одни эксперты утверждают, что сюрикэны появились в распоряжении советских солдат сразу после русско-японской войны в качестве трофеев, другие утверждают, что маленькие японские убийцы появились лишь за год-два до войны. Так или иначе, массового применения в виду экзотичности самих «устройств» сюрикэны не получили.

Однако, в конце 1942 года из диверсионных отрядов всё чаще начали приходить донесения, в которых сюрикэны фигурировали как более смертоносное оружие, чем обычный советский нож. Историк и коллекционер холодного оружия, отставной офицер спецназа Виктор Красильников в интервью «Звезде» рассказал, где и кем использовались японские метательные ножи: «Первые сюрикэны, точнее, первые упоминания о их использовании, относятся к 1942-1943 году. Диверсионные группы во время Ржевско-Вяземской операции тогда их использовали. Говорят, что хира-сюрикэны (острые такие четырехконечные метательные «звездочки») были изготовлены кем-то из добровольцев еще в мирное время и просто лежали как диковинный сувенир, однако, с наступлением войны - очень пригодились».

«С помощью сюрикэнов, при должной сноровке, можно было запросто «снять» часовых без шума и пыли. Рядовой Красной Армии Торсунжаков во время Ржевско-Вяземской операции вообще отличился тем, что обладал уникальным умением: всаживал сюрикэн в район шейного позвонка фрицам и моментально мог нейтрализовать почти любого врага. О других случаях использования сюрикэнов я тоже слышал, но там уже были больше метательные ножи, нежели изготовленные по древним рисункам японские штуковины». - заявил эксперт.

Стреляющий друг разведчика

Послевоенные годы стали настоящим раздольем для оружейных изобретателей любого толка - пистолеты, винтовки и прочие смертоносные устройства изобретались десятками. Холодное оружие в свою очередь претерпевало лишь незначительные изменения - да и как развивать обычный с виду нож, в котором основным полем для работы является рукоять да лезвие? Однако, и на этот случай у советских оружейников были приготовлены сюрпризы.

Трудно сказать достоверно, как именно в голову тульского оружейника Хлынина пришла идея о создании стреляющего ножа. Историки и эксперты в области необычного стрелкового вооружения утверждают, что повлияло, скорее всего, изучение немецких трофеев: таких как стреляющая пряжка и прочих необычных стреляющих изделий. Так или иначе, нож разведчика специальный (или НРС), разработанный Хлыниным - до сих пор остается, пожалуй, самым необычным колюще-режущим и стреляющим одновременно предметом, принятым на вооружение.

Создание этого образца вооружения для нужд спецназа Минобороны и КГБ СССР позволило убить сразу двух зайцев: во-первых, появился эффективный предмет, с которым разведчик мог действовать даже без оружия, во-вторых появилась возможность по изучению практически неосвоенной ниши специального персонального оружия, в разработке которого были задействованы целые НИИ.

Руководитель студии художественной ковки и коллекционер-историк Виктор Новопольцев рассказал в интервью «Звезде» некоторые факты из истории самого необычного ножа в мире: «Поскольку этот нож - оружие комбинированное, то это подразумевает, что из него еще и пальнуть можно, если совсем прижмёт. Для того, чтобы не только резать, но еще и стрелять, в нож встроили небольшой ударно-спусковой механизм, а для самой стрельбы приспособили боеприпас СП-3, который кроме ножа используется в специальных бесшумных пистолетах».

«Это специальный патрон с отсечкой пороховых газов, стрельба из которого осуществляется в условиях естественной среды почти бесшумно. Патрон 7,62х38мм с близкого расстояния способен при удачном попадании убить, а при не совсем удачном - практически смертельно ранить противника. К тому же, помимо уникального спускового механизма, нож отлично годится для «полевой» работы - строгать дерево, перепиливать тонкие стальные прутья, «колючку» и прочие заградительные сооружения этим ножом можно без особого труда - для таких целей на обухе предусмотрена специальная пилка».

Мое мнение такое: этот инструмент создавался не столько как нож, сколько в качестве последнего шанса на выживание. Посудите сами: дульный срез ножа закрыть плотной резиновой шторкой, чтобы пыль и влага не скапливались, спуск максимально упростили. Всё указывает на то, что создатели сделали всё возможное, чтобы нож в критический момент на 100% сработал как по часам и не подвёл. Про режущие качества ножа я уже молчу. С ним можно спокойно выжить и в тайге некоторое время».

«Часто мне задают вопрос, а почему же всего один ствол то у ножа? Ну, ответ на этот вопрос простой: как оружию для последнего выстрела, который решает судьбу носителя, ножу ни к чему два ствола. Произвести второй выстрел в условиях активной стрельбы и вообще боя, я думаю, противник не даст. Поэтому тут либо пан, либо пропал. Хотя, на последующих стреляющих ножах боезапас всё же увеличили», - заявил эксперт.

Боевой «Хамелеон»

Тула - Родина необычного вооружения. От противотанкового до холодного - тульские оружейники делают всё. В 90-х годах, уже имея некоторые наработки в области специального оружия и снаряжения, в тульском Военно-артиллерийском училище разрабатывают специальный четырехзарядный стреляющий нож «Хамелеон». В разработке нового ножа туляки применяют весь свой багаж знаний - от использования передовых материалов для изготовления, до крайне простой и надёжной схемы спускового механизма.

Эксперт в области стрелкового вооружения и ветеран спецназа Виктор Снегирь в интервью «Звезде» делится интересными фактами из жизни тульского стреляющего ножа: «Работал с ним всего несколько раз, но тезисно могу охарактеризовать так: надёжен, удобен, не подведёт. Патроны 5,45мм брали от пистолета ПСМ. От ножа разведчиков «Хамелеон» отличается во-первых количеством носимых боеприпасов для выстрела. Их там четыре против одного у НРС. Ну, так сказать, шансы на выживание повышает. (смеется). А если серьёзно, помимо хороших качеств самого полотна ножа, которым можно пилить, строгать и довольно сильно резать, нож можно неплохо замаскировать под какое-нибудь ненужное приспособление и при необходимости быстро выхватить. Благо рукоять способствует хорошему хвату. Знаю, что есть еще модификация для подводных боевых пловцов. В ней уже используются патроны игольчатого типа - как у автомата АПС, например. Однако же, сухопутный вариант ножа получился таким, что после выстрела... с расстояния примерно метров в 25-27, боеприпас 5,45х18мм пробивал титановую пластину толщиной 1,5-2мм. Это, знаете ли, весьма недурственный показатель, который в боевых условиях гарантировал бы поражения цели». - заявил эксперт.

Эксперименты над созданием передового оружия в России, по сути, никогда не останавливались. Достоверно известно, что даже в непростые для страны 90-е годы разработка стреляющих, специальных, малогабаритных и тактических ножей для спецназа армии и флота шла полным ходом. С большой долей вероятности можно утверждать, что наработки и результаты, полученные именно в этот период, лягут в основу нового боевого холодного оружия для российского спецназа. И что-то подсказывает, что демонстрация передового холодного оружия специального назначения для российской армии - дело ближайшего будущего.


В Японии ручное метательное — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются .

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные . Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо ) и бросок без оборота (тTку-дахо ). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель , заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Способы ношения сюрикэнов

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн , то сначала делали крестообразный сюрикэн , а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: