Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Образовательная область: “Познание”
Непосредственно образовательная деятельность: “Экологическое воспитание”
Тема: “Золотая осень”
Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы), музыкально творческие способности.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.
Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
- Образовательная область “Коммуникация”: уточнять, обогащать активизировать словарь по теме “Осень”, формировать навыки согласования, словоизменения, словообразования; умение отвечать полным распространенным предложением.
- Образовательная область “Социализация”: закреплять навыки поведения в игре, беседе.
- Образовательная область “Безопасность”: формировать навыки культуры в природе.
- Образовательная область “Здоровье”: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох.
- Образовательная область “Физическая культура”: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
- Образовательная область “Художественное творчество”: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Словарь:
- существительные : осень, листья, поляна, лес, гриб, мухомор, подберёзовик, подосиновик, птицы.
- прилагательные : белый, жёлтый, красный, коричневый, оранжевый, зелёный, съедобный, несъедобный.
- глаголы : высыхает, желтеет, улетают, сдул, сели, полетели,
Оборудование: нарисованные осенние листья, картины с изображением осени, цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, муляжи грибов, птицы (оригами), платок, гуашь, плакат с нарисованным деревом, влажные салфетки.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы экологического направления.
2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.
3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.
4. Разучивание загадок об осенних явлениях.
Дидактические игры и упражнения:
- “Подуй на листочек”,
- “Да или нет”,
- “Приметы осени”,
- “К грибочку подойди”,
- “Найди одинаковые листья”,
- “Чья птица улетит дальше”,
- “Назови ласково”.
Ход НОД
1. Организационный момент. (70 сек.)
Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
А кто я угадайте из моей загадки.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года...(ответы детей) зовётся.
Осень: Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне. А для этого я приглашаю вас ко мне в гости на осеннюю полянку. Посмотрите как красиво осенью в лесу, а как много листьев.
2. Упражнение “Подуй на листочек” (50 сек.)
Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.
Покажите мне левую ладошку, я вам положу по осеннему листочку на вашу ладошку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно.
Осень: А чтобы нам с вами было интересно, я должна узнать, знаете ли вы приметы осени? Присаживайтесь на пенёчки.
3. Дидактическая игра: “Да или нет” (2 мин.) (дайте правильный ответ)
Дидактическая задача: закреплять знания о характерных признаках осени, развивать слухоречевое внимание, восприятие.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?
Осень: Ребята, а какие еще приметы осени, вы можете мне назвать?
4. Дидактическая игра “Приметы осени” (2 мин.)
Дидактическая задача: активизация словаря по теме “Осень”
Дети: желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в тёплые края, листья опадают и желтеют.
Осень: Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью?
Дети: Грибы, ягоды.
Осень: А какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Осень: А какие съедобные грибы, вы знаете? (белый, подберёзовик.....)
А несъедобные? (мухомор)
Осень: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?
Дети: Нет!
Осень: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Осень: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.
Осень: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем
5. Дидактическая игра “К грибочку подойди”. (2 мин.)
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать грибы по заданным признакам.
(На полу разложены муляжи грибов, дети подходят к названному грибу)
Раз, два, три к белому грибу иди и.т.д.
Осень: Скажите мне, пожалуйста, как готовятся дикие животные к зиме? (Зайчик, медведь, ёжик)
Дети: звери собирают запасы, меняют шубки....
Осень: А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? А что делает медведь?
(ответы детей). Зачем ёжик собирает листья?
6. Дидактическая игра “Найди одинаковые листья” (2 мин.)
Дидактическая задача: развивать наблюдательность, память и внимание.
Посмотрите, какие красивые листья под нашими ногами.
Они все одинаковые? Вам нужно найти одинаковые листья.
Осень: Ребята, а почему такая тишина вокруг, и не слышно пения птиц в нашем лесу?
Дети: Птицы улетели в тёплые края.
Осень: А почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: насекомые спрятались, холодно стало.
Дидактическая задача: формировать точные координированные движения.
Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу.
Осень: Ребята, посмотрите, у нас на полянке растёт странный цветок, у него разный каждый лепесток. Что – то он мне напоминает? А давайте со мной вместе скажем скороговорку про осень.
Осень в гости к нам пришла
Осень краски принесла
Вот, теперь назовите цвета осени.
Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый.
Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени. Я поняла, как вам нравится это время года.
8. Рисование листьев на заготовленном силуэте дерева. (4 мин.)
Осень: Ребятки посмотрите на это деревце, на нём нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Помогите мне украсить их осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будите рисовать, а музыка будет вам помогать!
Дидактическая задача:
Осень: Ой, ребятки, а кисточек то нет, чем же мы будем рисовать листья? Я вам предлагаю. Сжать бумагу в комочки и ею рисовать.
(Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья).
Осень: Какое красивое осеннее дерево у нас получилось, а листочки словно золотые.
Осень: А сейчас на минутку, я вас превращу в осенние листочки, все в руки возьмите листья и становитесь в круг.
9. Физкультминутка “Мы - осенние листочки” (1 мин.)
Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Осень : Вам понравилось быть листочками? Все листья оказались на полу.
10. Дидактическая игра “Назови ласково” (дети становятся в круг и передают платочек Осени) (1 мин.)
Дидактическая задача. Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Осень: осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково: лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.
10. Итог НОД (3 мин.)
Осень: Ребята, вам понравилось на моей полянке? А что же интересного здесь было? (Ответы детей)
А вы знаете, как нужно себя вести на лесной полянке?
Дети: нельзя рвать цветы, разорять муравейник, топтать грибы, разводить костёр, ломать ветки деревьев, оставлять после себя мусор на полянке, нельзя животных забирать домой.
А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза, и наша красивая музыка перенесёт вас с опушки леса в детский сад.
Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.
Уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;
Познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;
Углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;
Познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);
Углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
Формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.
Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:
- Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
- Юрий Панцырев «Березовый лес»;
- Иван Шишкин «Корабельная роща»;
- Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
- Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
- Иван Шишкин «Еловый лес»;
- Михаил Кугач «Солнечный лес».
Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.
Ход занятия:
Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный … (олень).
Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)
Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)
Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.
Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)
Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)
Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)
- высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
- молодые деревья (подрост);
- подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
- полукустарники и травы;
- мхи, грибы, лишайники.
Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?
Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.
Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).
Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.
Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»
Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).
Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.
Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)
- Не разоряйте птичьи гнезда!
- Не разоряйте муравейники!
- Не забирайте из леса домой животных!
- Не обижайте лесных насекомых!
- Не рвите полевые цветы!
- Не рвите редкие цветы!
- Не ловите бабочек и стрекоз!
- Не шумите в лесу!
- Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
- Не оставляйте мусор в лесу!
- Не бейте стекло в лесу!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
- Не портите несъедобные грибы!
- Не вырывайте кустарники с корнем!
- Не обижай змей!
Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.
Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».
Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.
Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.
Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.
Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познания по экологическому воспитанию в старшей группе.
Тема: «Берегите природу, она – наш общий дом!»
Воспитатель: Е.В.Шипова.
Цель: Формировать представления о правилах и нормах поведения в природе. Программное содержание:
Познавательное: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы.
Речевое: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Социально- коммуникативное: формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.
Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.
Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, природа. Приучать отвечать полным ответом.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.
Материалы и оборудование: глобус, проектор, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Земля – наш общий дом», фантики, корзинки.
Ход занятия: Здравствуйте ребята! Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Всё называется - земля! Показ слайда №1
Воспитатель:
Показывает модель глобуса.
Что такое глобус? (Глобус – это модель земли уменьшенная во много тысяч раз, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом).
Показ слайда №2
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Правильно, синим цветом изображена - вода океаны, моря, озера, реки; зеленым - леса, равнины; коричневым - горы. Все это - наша земля. Сегодня мы с вами поговорим о том, как же мы должны жить на земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.
Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре, Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? Аудиозапись со звуками леса.
Дети отвечают, что попали в лес.
Правильно, а кто же живет в лесу? Ответы детей. Показ слайда №3
Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови домик для животного».
А каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица). Отгадайте про каких птиц эти загадки?
Загадки о птицах
Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)
Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)
Правильно, молодцы, а теперь посмотрим, сможете ли вы собрать птиц из разрезанных картинок. Проводится игра «Собери птицу».
Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.
А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.
Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветерок все тише – тише, а деревья выше – выше.
Воспитатель: отдохнули немного ребята?
Рассматривание запрещающих карточек и рассказ по ним. Работа с карточками.
Присаживайтесь все на стульчики и сейчас мы с вами рассмотрим на проекторе интересные иллюстрации, вы на них посмотрите и скажите все ли в порядке? Что же произошло? (на картинках изображены различные ситуации плохого поведения в лесу)
Чего же делать нельзя в лесу:
Не шумите в лесу!
Не разжигай костры в лесу!
Не оставляйте мусор в лесу!
Не забирайте домой лесных животных!
Не разоряйте птичьи гнезда!
Не разоряйте муравейники в лесу!
Не рвите, не топчите цветы в лесу!
Не ломайте деревья в лесу!
Не ловите бабочек в лесу! Показ слайдов № 4 - № 9
А теперь давайте проведем дыхательную гимнастику «Листочки деревьев».
Ребята, посмотрите вот сюда, что здесь случилось? Как вы думаете, кто мог это сделать?
Какие- то хулиганы приходили в лес развели здесь полный беспорядок. Можно так вести себя в лесу? Давайте мы с вами все это соберем, вы согласны? Возьмем корзинки для мусора и соберем весь мусор.
Молодцы ребята! Значит, о каких знаках мы сегодня говорили? Кто вспомнит и расскажет? Итог: Показ слайда № 10
Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом? (Ответы детей )
Дерево, животное, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы погибнем как они.
Воспитатель: Сегодня я решила посвятить вас в «Активные защитники природы» Друг природы – это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой: Береги свою планету - ведь другой на свете нету! Показ слайда №11
Нам этом наше интересное путешествие заканчивается. Ребята вам понравилось? (Ответы детей).
Куприянова Светлана Михайловна
МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск
Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»
Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.
Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.
Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.
Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.
Материал к занятию
Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации
Ход занятия:
Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.
Пальчиковая гимнастика.
Здравствуй красно солнышко - руки вверх,
Здравствуй, ветерок - покачивание рук,
Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук
Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек
Здравствуй, шумная листва - трут ладоши
Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата - прижки на месте
Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.
Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .
Сколько месяцев длится весна? (Три) .
Назовите их (Март, Апрель, Май)
Молодцы!
Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:
Должны всерьез все уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться там легко:
Уйти от дома далеко
И не найти назад пути…
И больше к маме не дойти…
Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!
А как можно добраться до леса?
Дети: На машине, на автобусе, пешком…
Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.
(Имитация дорожки) .
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой,
Кто в глуши твоей таится -
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!
Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.
Какие цветы появляются первыми?
Дети: Подснежники.
Задание Д\И: «собери цветок»
Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.
Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?
Дети: Нет
Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях
Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.
Ой смотрите какой зайчик поскакал!
А вы знаете что происходит с животными весной?
Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.
Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).
Игра: «Найди детеныша»
Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?
Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?
Послушай Мишка стихи:
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет. (М. Бычкова)
Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)
Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?
Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,
Опустеют все полянки, и не будет красоты.
Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.
В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
(Нельзя брать никого из леса домой) .
Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.
Оставим и тут знак.
Физминутка.
Маленькие птички, птички невелички
По лесу летают, песни распевают,
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.
Запомните еще одно правило:
Весна! В поход спешат ребята!
Но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы,
Природу портить не годится!
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костер в лесу не оставляйте
Песком, землею засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил.
Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)
Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.
Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.
До свидания медвежонок.
Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.
Тема: «Такие разные растения».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».
Задачи:
1. «Социализация»:
Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
2. «Познание»:
Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);
Ознакомление с функциями и видоизменениями листа;
Развитие экологических представлений.
3. «Коммуникация»:
Формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Обогащать словарный запас;
4. «Физическая культура»
Физминутка.
Материал.
Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.
Раздаточный. Тетради, карандаши.
Методические приемы : наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Бабушка-Загадушка загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответы детей (Комнатные растения)
Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.
Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:
с крупными листьями и с колючками.
Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:
1. У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные -
В них окошечки сквозные. (Монстера)
2. Всю зиму и все лето
В красное платье одета. (Бегония)
Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)
3. Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
4.На моем окошке поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может.
Где же его лапки? Где у него рожица?
Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)
Ответы детей. (К группе растений с колючками)
Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.
Ответы детей (мокро, холодно).
После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.
Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).
Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:
- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»
Ответы детей (много).
- «Жарко ли у нас?»
Ответы детей (нет).
- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»
Ответы детей (обычный).
- «Почему?»
Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).
Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой - маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.
Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).
Много воды, высокая температура - крупный лист.
Мало воды, высокая температура - лист - колючка.
Много воды, температура низкая - лист обычный.
Итог занятия.
Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».
Анализ ситуации изображенной на рисунке.
Объяснить её нелепость.
Придумать по картинке веселый рассказ.
Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».