Поминальные дни в июне. Родительская суббота: что нельзя делать

Христианские традиции, основанные на вечной жизни, призывают помнить о предках, молиться за их успокоение. Лучшее место для поминовения – это церковь, но есть 8 дней в году общего поклонения, основной из них — Родительский день 2017, который отмечается на 9-й день после , выпадает он на вторник.

Традиции Родительского дня

В день поминовения даже неверующие люди идут на могилку навестить своих родителей и других умерших близких. На Родительский день в 2017 году с утра необходимо посетить храм божий, помолиться об успокоении души усопшего, оставить поминальную записку и поставить свечку. На кладбище обычно идут всей семьей, вспоминают все хорошее, что связано с покойным, грустить и плакать не принято – даже название говорит о радости, в которой покоится душа усопшего. А вот пригласить священника и заказать литию – это значит позаботиться о прощении грехов и спокойном пребывании родственника на том свете. Вести себя следует сдержанно, говорить на пониженных тонах, дабы соблюсти уважение к покоящимся душам. Если вы решили причаститься у могилки родственников, в основном это пасхальные угощения, нужно разложить рушник, выставить снедь, и с добрым словом выпить рюмку вина или водки за упокой души близкого. Остатки еды раздают нищим на кладбище или оставляют на могильной плите, здесь же ставят поминальную зажженную лампадку или церковную свечку.

Когда отмечают Родительский день и другие поминальные даты

На протяжении всего года поминают ушедших родственников и друзей, это индивидуальные даты – рождения и смерти, и общие. Следить за праздниками поможет церковный календарь, так как только главный поминальный день особо чтится среди народа, практически каждый знает, какого числа Родительский день в 2017 году – это 25 апреля. А вот другие дни особого поминовения:

  • 18 февраля – Вселенская родительская суббота. Поминают всех без исключения почивших, это день единения всех душ и общения с ушедшими;
  • 11, 18, 25 марта – 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста, при котором не проводятся иные церковные массовые службы;
  • 9 мая – торжественная служба посвящена павшим за освобождение страны в годы Великой Отечественной войны;
  • 3 июня – Троицкая родительская суббота, поминают всех родственников, но главное внимание посвящено именно памяти родителей;
  • 4 ноября – Димитровская родительская суббота – установлена по инициативе Дмитрия Донского во славу павшим на Куликовом поле в битве с Мамаем.

Во все вышеперечисленные даты в церквях проходят торжественные богослужения, но именно Родительский день в 2017 году, какого числа совершается большая литургия, особо чтят христиане. На церковные службы принято приносить с собой продукты и выкладывать их на канун (панихидный стол). Подношения, после окончания богослужения, раздаются бедным и убогим, передаются в приюты.

Родительские дни посещения кладбища в 2017 году – любые из вышеперечисленного списка, но обычно это всеобщий праздник Радоница и, по желанию родных, дни рождения и смерти ушедших близких людей. Если же родственники живут в другом городе или стране, они просто идут в храм, молятся и ставят свечку за упокой. Молитвы, обращенные к Богу, помогают душам обрести вечный покой, избавляют их от совершенных при жизни грехов.

Языческие поверья, сопровождающие Родительский день

До возникновения христианства также существовал праздник Радоница, в котором прославлялись языческие божества Радуницы, оберегающие души и покой усопших. Приносились дары, оставлялись на пригорке с целью задобрить божество. Родительский день 2017 православные отмечают с некоторыми традициями, пришедшими из языческих времен, стараются не грустить, а напротив – радоваться за родных, переместившихся в вечное царствие покоя. Воскрешение Христа, как победа над смертью, помогает превозмочь печаль утраты. Но древние, дохристианские обычаи — веселиться на кладбище, распивать спиртное и поливать могилку водкой, к счастью, ушли из нашей жизни. Церковные каноны категорически против распития горячительного на кладбище и распевания там мирских песен – это является оскорблением памяти усопших. Родительский день 2017 года, какого числа православные чествуют родственников, должен проходить сдержанно, с молитвой и почтением. Прибрать могилку, молча постоять и раздать милостыню и еду обездоленным – вот те действия, которые приличествуют истинному верующему человеку.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

В 2019 году в марте месяце три родительских субботы:

  • 2 марта – Вселенская родительская (мясопустная) суббота;
  • 23 марта – родительская суббота 2-й седмицы Великого поста;
  • 30 марта – родительская суббота 3-й седмицы Великого поста.

Родительские субботу – традиционные дни поминовения умерших. Жив и сегодня обычай в эти дни посещать родные могилы, ставить поминальные свечи, служить молебны.

В родительские субботы Православная церковь призывает всех верующих молиться за усопших родственников и знакомых. Скорбь о людях, покинувших этот мир, – святое и светлое чувство, присущее каждому из нас. Молитвы являются поддержкой для умерших. Во время всеобщей молитвы отпускаются грехи и души могут попасть в Царство Небесное.

Как правильно поминать в родительскую субботу?

В эти дни в церквях проводится специальная литургия: за усопших читаются молитвы и покаянные каноны. Прихожане ставят в церкви за упокой свечи, передают записки с именами близких, которые потом упоминаются во время молебна.

Молитвы за упокой людей, ушедших в иной мир, можно читать и дома. Искренние слова, сказанный от самого сердца, помогут усопшим облегчить боль и обрести вечный покой. Начинать молитву нужно с покаянного канона. Попросите Господа простить усопшим все грехи и ввести их в Царство Небесное. Молиться можно своими словами.

В родительские субботы принято посещать кладбища. Сначала идут в церковь, а потом едут на погост, где наводят порядок после зимы. На могилах оставляют гостинцы. Молитвы и поминовение усопших в родительские субботы важны. В эти дни можно наладить тонкую связь с покойными. После посещения кладбища принято устраивать поминальную трапезу. Обязательным блюдом на столах наших предках в эти дни была постная кутья.

Родительская суббота: что нельзя делать

Многие интересуются: можно ли работать в родительскую субботу? Священники однозначно отвечают, что никакого запрета на работу нет.

Накануне Вселенской родительской (мясопустной) субботы (2 марта) наши предки устраивали общие поминки: во дворах и на кладбищах жгли свечи по числу усопших родственников, готовили кутью и специальные хлебцы, которые раздавали на кладбище на помин души. На могилы несли первые весенние цветы и зелень. Существовал запрет подметать в этот день пол, «чтобы не засорить глаза умершим».

Родительские субботы 23 и 30 марта выпадают на дни Великого поста, поэтому не разрешается употреблять мясную пищу, яйца и молочные блюда. На столе должна быть постная пища, заправленная растительным маслом. Можно выпить немного виноградного вина, но злоупотреблять алкогольными напитками не стоит.

В родительские субботы нельзя сквернословить, осуждать других людей, конфликтовать. Желательно настроится на умиротворенный лад, по возможности помочь нуждающимся, например, раздать милостыню или перечислить деньги на благотворительность. Родителям лучше воздержаться от наказания детей.

Видео: что такое Родительская Суббота?

Дмитриевская родительская суббота - день, в который православные верующие отдают дань памяти своим предкам.
Поминовение усопших традиционно совершается в первую субботу ноября, это 3 ноября 2018 года.
Очень старая и вероятно многие и не помнят, почему именно в это время православный люд поминает своих усопших. Родительских суббот несколько в течении года, а эта особая…

Суббота в Святом Писании – день особый. В Ветхом завете – день покоя, а в Новом – день прощения, отпущения грехов. И не случайно субботний день был выбран Церковью для соборного поминовения героев Куликовского сражения. Накануне праздничного дня – воскресения, когда по обычаю все христиане должны быть в храме, верующие собирались для молитвы об упокоении душ братьев по вере.

…Тот день был днем великой радости и великой печали. Гонец князя Димитрия достиг ворот Москвы в считанные дни, и к моменту возвращения ополчения жители – священники, монахи и миряне, стар и млад – с иконами и хоругвями вышли на окраину города, к тому месту, пониже Егорьевской горки, откуда начиналась улица, ведущая к Кремлю и большому торгу.

Теперь она носит название Варварка (в честь храма св. Великомученицы Варвары, построенного позднее, в самом ее начале).

От Кулишек были видны купола храма в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия – «Егория», как его называли в народе. По этой самой улице, испрашивая благословение у святого покровителя Москвы, выступило на Куликовскую битву русское ополчение. По этой же улице было решено и возвращаться назад. Дорога надежды, молитвы, благодарения и слез – вот, чем стала она для ополченцев и горожан.

Жены, матери, дети и старцы с нетерпением ожидали своих. – Гонец привез весть, что потери огромные. – Они вышли навстречу князю и дружине, зная, что за ними следует великое множество подвод с раненными и убитыми. Возгласы радости, плач, прославление Бога, и над всем этим морем – сердечная молитва об упокоении душ убитых на Куликовом поле православных воинов.


Никогда еще русское воинство не знало такой победы. Она была подобна священным войнам из истории Ветхого Завета, когда на стороне древнего Израиля сражался Сам Бог, когда победа давалась не числом и военным искусством, а верой в Его несомненную и близкую помощь.

Как царь Давид, еще отрок, вышел навстречу великану с пращей в руке, и с призыванием Имени Божия сокрушил нечествица, так и на этот раз из оробевшего стана навстречу Челубею, одетому в тяжелые доспехи, выехал монах Александр Пересвет с одним лишь копьем в руках.

8 сентября 1380 г. подобное чудо видело многотысячное русское войско. Поразив противника с одного удара, инок упал замертво и предал душу Богу, но этого было достаточно для того, чтобы русские полки с молитвой выступили вперед.

В тот день исполнилось слово преподобного Сергия Радонежского, предвозвестившего князю Димитрию Иоанновичу победу, но победу дорогой ценой. Из 150 000 ополченцев в Москву вернулось лишь 40 000. Однако с этого момента Русь начала жить надеждой на освобождение от ордынского ига.

Сразу по возвращении князь Димитрий приказал служить панихиды по убиенным во всех храмах и монастырях. Тут же составлялись и рассылались по приходам и обителям списки погибших. Многие ратники так и остались навсегда неизвестными, и в те дни Православная Церковь соборно молилась о даровании прощения грехов и об упокоении всех русских воинов знаемых и не знаемых, за Русь, за веру православную живот свой положивших.

Город жил одним молитвенным воздыханием. Перед алтарями в свете паникадил и под сводами монашеских келий, в боярских палатах и в тесных избах при огоньках грошовых свечей читались Евангение и Псалтирь с поминовением погибших воевод, тысяцких и сотников и всех православных ополченцев. Люди, не знавшие грамоты, молились от сердца со слезами и с земными поклонами перед темными образами и на папертях храмов. Каждый год в один и тот же осенний субботний день князем Димитрием было установлено служить панихиды в память по убиенным.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то «Димитровская суббота» - так ее называли в память о князе Димитрии Донском – стала называться «родительской».

С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды на милосердие Божие. Обычай, установленный в Церкви со времен князя Димитрия Иоанновича, оказался той «связующей нитью», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей.


Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие.

Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться.

Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Как поминать: Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников.

Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Приметы на Дмитриевскую родительскую субботу и поговорки

Инновационный стимулятор роста растений!

Увеличение всхожести семян на 50% всего за одно применение. Отзывы покупателей: Светлана, 52 года. Просто невероятное удобрение. Много слышали о нем, но когда попробовали, удивились сами и удивили соседей. На помидорных кустах выросло от 90 до 140 штук помидор. О цукини и огурцах говорить не стоит: урожай собирали тачками. Дачей занимаемся всю жизнь, и никогда не было такого урожая....

Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители - почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром - как хочешь.

  • Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином.
  • Без пива, да без вина - и не поминки.
  • Человек рождается на смерть, умирает на жизнь.
  • Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом - всё полегчает.
  • Добром поминай, зло забывай.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое.
  • Дмитриева суббота - кутейникам работа.
  • Пей, не жалей - поминай веселей.
  • С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее.
  • На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда).
  • С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель - всей зимушке-зиме быть с теплинами.
  • На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.

Почитание памяти усопших – постоянный процесс, который происходит в душе каждого человека. Но существуют особенные дни в году, когда все люди, потерявшие близких, сливаются в единой молитве за умерших. Такие мероприятия носят название «родительская суббота православная» и зависят от религиозных праздников, а также сопутствующих им постов. Поминание усопших дает им вечную жизнь в сердцах живых людей, которые в свою очередь через поминальную молитву надеются на воскрешение души.

Уважаемые посетители сайта, поминальные дни 2018 года вы найдёте в новой статье: Родительские субботы 2018 года

Уважаемые посетители сайта, поминальные дни 2019 года вы найдёте в новой статье: Родительские субботы 2019 года

Родительская суббота 2017 год, в календаре не всегда выпадает на соответствующий день недели. Довольно часто поминальные дни могут быть и в любой другой день. Важность таких мероприятий несет в себе не только почитание близких. В эти дни почитается память о тех, кто отдал жизнь в полном одиночестве и о душе такого человека некому молиться в мире живых. Такие вселенские поминки отдают энергетический долг всем почившим, вне зависимости от родственных связей. Хотя название на первый взгляд выглядит как почитание именно самых близких и родных людей – родителей, это не совсем так. Формулировка такого образца наделена смыслом поминания всех, кто имеет отношение к роду, причем не определенному семейству, а к роду человеческому.

Православный календарь 2017 (родительские субботы)

Основываясь на самых великих религиозных праздниках, всеобщие поминальные дни не имеют четко установленной даты, но, тем не менее, приходятся практически на каждый месяц первой половины года. Смещение основных поминок может иметь двухнедельный срок. Родительские субботы в 2017 году (православные календарь) распределяет таким образом:

Конечно, каждый человек вправе почитать память своих близких любым удобным для него способом. Но, как показывает практика, мы все чаще делаем ошибки, которые несут в себе больше вреда, чем пользы даже в таком деле, как поминание умершей души.

Если адаптировать свое поведение к такому дню, как родительская суббота (православный календарь) требует выполнения всех канонов, соответствующих определенному религиозному празднику. Хотя правила имеют несколько общих пунктов, исполнение которых обогатит такой день и сделает его более продуктивным:

  • Стоит посетить храм, помолиться под церковным куполом, зажечь заупокойную свечу и оставить поминальные продукты для всех нуждающихся.
  • При близком расположении кладбища можно проведать могилы умерших, понести им «гостинец» в виде хлеба, печенья или конфет. При благоприятных погодных условиях не запрещается прибраться на месте захоронения: вырвать бурьян, убрать сухую траву и прочее.
  • Не стоит устраивать из поминального ужина пьяный загул. Ведь употребление алкоголя по православным меркам является грехом, а чтить память и грешить одновременно – это как минимум не логично.
  • Также на кладбище не следует разговаривать на повышенных тонах и сквернословить.

Хорошо было бы помнить, что родительская суббота в 2017 году, как и всегда – это не обязательно день скорби и плача, но время переосмысления своих поступков и жизни в целом.

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: