Троичная суббота. Что нужно делать в троицкую родительскую субботу. Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу

Троицкая Родительская суббота – ежегодный день поминовения усопших в конце мая и начале июня. Название происходит от церковного праздника – День Святой Троицы, который отмечают в воскресенье после родительской субботы, когда принято возносить молитвы за всех покойных православных христиан.

Троицкая суббота – один из двух «больших» поминальных дней в году

Название «родительская» происходит оттого, что молящиеся сначала поминают своих умерших родных и лишь потом других верующих. Троицкая суббота – это один из двух «больших» поминальных дней, известных как Вселенские родительские субботы. В отличие от частных родительских суббот Вселенские проводятся во всех православных церквях.

Какого числа Троицкая родительская суббота?

Проводится ежегодно, обычно в июне, реже в мае, в субботу перед Днем Святой Троицы. Как и многие другие дни церковного календаря, это плавающая дата. Дата проведения Троицкой Родительской субботы меняется каждый год:

  • Троицкая родительская суббота в 2019 году будет отмечаться 15 июня;
  • в 2018 г. день отмечали 26 мая;
  • в 2020 году день Троицкой субботы падает на 6 июня.

Смысл Троицкой Родительской субботы

Согласно традициям русского православия, в этот день молятся за покойных. Родственникам следует заранее подать записки об упокоении (панихида), а в сам день прийти в храм, поставить свечи и вознести молитвы. Принято посещать кладбища и проводить поминки. Слово «родительский» в названии поминального дня означает, что христианин молится за упокоение родных и близких.

Почему Троицкая Родительская суббота так называется?

Суббота названа так в честь Дня Святой Троицы, который проводится следующим днем. День Святой Троицы – это большое церковное празднество, посвященное евангельскому преданию о Сошествии Святого Духа. Считается, что Сошествие Святого Духа ознаменовало создание апостольской церкви. Этот день также важен тем, что он ознаменовал домостроительство спасения человеческой души.

Считается, что обычай поминовения усопших к словам святого апостола Петра, который, обращаясь к иудеям, произнес: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Василий Кесарийский, один из отцов церкви, писал, что в день сей Господь примет молитвы даже за грешников, что находятся в аду. По этой причине за день до Святой Троицы православные молятся за упокой всех умерших христиан.

Что делать в Троицкую Родительскую субботу?

В день родительской субботы верующему христианину следует прийти в храм и вознести молитву за умерших братьев и сестер по вере. Следует молиться об упокоении на могилах своих близких, почтить их память и ухаживать за могилами. Это специальный день, чтобы почистить надгробие, обновить крест, подстричь траву на участке и вокруг могилы, возложить на неё цветы.

Поминальный обед в Троицкую Родительскую субботу

Традиция устраивать в этот день поминальный обед восходит к дохристианским тризнам. Долгие века во многих деревнях было принято устраивать большой и шумный пир на десятки людей. Такие мероприятия устраивались в духе языческих тризн, но имели мало отношения к христианской этике и обычаям.

Поминальная трапеза – почтить память усопших

Поминальная трапеза проводится не ради пиршества, а ради почитания памяти усопших – чтобы поговорить о них и помянуть добрым словом. Это день семейного поминовения, воспитания и передачи традиции, поэтому на Троицкую субботу собираются всей семьей и приглашают родню.

Хотя многие люди приносят угощения на могилы своих покойных близких, с точки зрения православной веры – это не более чем обычай, оставшийся в практике народной жизни со времен язычества. Поэтому с позиций православного канона этот обычай предосудителен. Вместо этого лучше принести в храм постные продукты, которые священники передадут нуждающимся. Считается благим делом принести в церковь кагор (вино), которое будет использовано в ходе литургии.

Служба в Троицкую субботу

В пятницу накануне дня поминовения в храмах проводится великая панихида (греч. парастас). На саму родительскую субботу проводятся заупокойная Божественная литургия и общая панихида, священники выступают с проповедями, посвященными усопшим и их поминовению.

Перед Троицей всегда отмечается родительская суббота (26 мая 2018 года, 15 июня 2019 года и т.д.). В этот день принято поминать всех покойных христиан, вне зависимости от конкретной конфессии. Поэтому полностью эта поминальная суббота перед Святой Пятидесятницей называется – Вселенская Троицкая родительская суббота.

В храме проходит особое богослужение – вселенская панихида, на которой следует обязательно побывать. Это помогает справиться с грустными мыслями и помогает настроиться на светлые волны.

Традиции Троицкой родительской субботы

Утро родительской Троицкой субботы для христиан начинается с того, что люди отправляются на могилы своих родственников, наводят там порядок, украшают надгробия живыми и искусственными цветами и оставляют какое-либо угощение, обычно – сладости.

Любому человеку, находящемуся на кладбище в родительскую субботу, можно брать с могил угощение, но съедаться оно должно в пределах кладбища, домой его не несут, а тем более не пытаются продать – хоть цветы, хоть сладости.

Поминать умерших в родительскую субботу принято сначала на кладбище, а потом дома за трапезой, на которую собираются все члены семейства. Среди прочих блюд на столе в такой день обязательно должна присутствовать кутья.

Что нельзя делать в поминальный день:

Нельзя не молиться и не поминать умерших.

Многие думают, что нельзя работать по дому. Нельзя делать только грязную работу, а также шить, вышивать, а остальное, например, мыть посуду, немного прибраться в доме - можно.

Нельзя браниться, пить алкогольные напитки, воровать, злиться, желать зла другим людям, совершать любые греховные поступки.

Не стоит купаться в реках или озерах – это опасно. Еще с языческих времен люди считали, что русалки выходят на берег, что не сулит людям ничего хорошего.

Что нужно делать в Троицкую родительскую субботу?

Как уже говорилось, Троицка родительская суббота – это день, когда все православные поминают своих родных и близких. Поэтому, почтить памятью усопших родственников – это основное занятие этого дня.

Родительские субботы позволяют всей родне собраться вместе, вспомнить тех, кого уже нет на этом свете.

Обязательно в этот день нужно сходить в церковь. Веряне приходят в храм на вселенскую панихиду. В храм нудно идти с утра, а после этого посетить могилы усопших родственников и знакомых.

В этот день, на предварительно убранных могилах, ставят цветы, украшают их зеленью, а также устраивают поминальные обеды.

Зачем нужно молиться за тех людей, которые умерли? При жизни каждый сам выбирает, как будет идти его жизнь, будет он праведником или всю жизнь будет грешить, считая, что время покаяться еще будет. Но никто не может с уверенностью сказать, какой день будет для него последним. В большинстве случаев человек вовсе не готов покинуть этот мир, смерть настигает его внезапно, ломая все планы. Поэтому помочь ему могут только его близкие люди, которые продолжают жить. А сделать они это могут через молитвы, которые необходимы даже тем людям, которые никогда не грешили.

Именно для этого церковью было установлено специальные поминальные дни.

Придя в храм в этот день, нужно написать записку, на которой следует написать «О упокоении» и далее имя усопшего. Желательно писать церковное имя человека, но не больше 10 имен на одной записке. Она должна быть написана разборчиво.

Нужно знать, что в записках можно писать имена только тех усопших, которые отпевались священников, а вот те, которые покончили жизнь самоубийством, не упоминаются. Это большой грех, и священник просто не имеет права молиться за них.

Если же возникают какие-либо сомнения по написанию такой записки, нужно обязательно посоветоваться со священником. Он с радостью подскажет, как это лучше сделать.

В этом году 26 мая в субботу перед воскресеньем, в которое мы празднуем День Святой Троицы, проходят в храмах заупокойные богослужения Троицкой вселенской родительской субботы.

Таких вселенских родительских поминальных суббот всего две в году. Первая из них – мясопустная. Празднуется всегда перед Неделей о Страшном суде. Церковью положены в субботу перед этим днем заупокойные поминовения потому, что мы знаем, что окончательно до Второго пришествия Христова участь наших усопших не определена. Это случится только тогда, когда Спаситель явится судить мир и души усопших снова войдут в тела. И человек в целостности своего духовно-телесного естества встанет на Страшный суд, за которым либо рай, либо ад на веки вечные. Но до этого момента молиться об усопших наш святой долг. Ведь по нашим молитвам им даруется Божественная благодать, и Господь прощает их грехи.

Протоиерей Олег Давыденков в учебнике «Догматическое богословие» пишет об этом: «Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например, посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души и помогают им в достижении блаженного воскресения. В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю… (Ин. 14:13); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:22). Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1:18)».

О том же пишет и святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие. У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: ‟Помоги!” – вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней. Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…»

И церковная история изобилует такими примерами. Можно вспомнить пример из Ветхого Завета, когда Иуда Маккавей молился Богу о прощении греха умерших воинов, взявших идоложертвенные вещи, принадлежащие капищу (2 Макк. 12:38–45). В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть следующие стихи: «Благодать даяния пред всяким живым (да будет), и над мертвецем не возбрани благодати» (Сир. 7:36).

Также известен диалог преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Последний благодарит святого за молитву, повествуя о том, что по его молитве угашается адское пламя. А святитель Марк Эфесский пишет: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».

Из отечественной церковной истории известен случай разговора святителя Феодосия Черниговского, который явился во сне преподобному Алексию Голосеевскому, на тот момент дежурившему у раки с его мощами. Произошел следующий диалог… Святитель попросил у преподобного Алексия: «‟Прошу тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”. Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию. Позже, разбирали архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария. Иеромонах Алексий сказал: ‟Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?”. Св. Феодосий ответил: ‟приношение на Литургии сильнее моих молитв”».

Троицкая родительская поминальная суббота также названа Вселенской, так как в виду предстоящего праздника Пятидесятницы – этого Дня Рождения Церкви, Дух Святой сошел на апостолов и сотворил из них Церковь. В ближайшую субботу мы вспоминаем всех умерших православных христиан, членов Церкви – этого Тела Христова – и молимся об упокоении их душ и о прощении их грехов. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) в своей замечательной книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе, что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво, что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо по слову Христову «Бог… несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» (Лк. 20:38). Поэтому умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое действительное, реальное, живое общение. Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения».

Вступим же, дорогие братья и сестры, в это общение с Богом и с нашими усопшими близкими для их и нашего спасения, ведь молитвенное ходатайство за наших почивших сродников не останется напрасным и не замеченным Господом, потому что в основе этой молитвы любовь. И так в этом Соборе любви, Которым есть Православная Церковь, происходит великое и пасхальное таинство, когда Христос побеждает личный грех каждого из нас, освобождает от мучащего нас беса, упраздняет смерть не общей философской идеей, но предметно, конкретно индивидуально и действенно. Лишь бы только наши парастас-ходатайство друг за друга и панихида-всенощная не ослабевали. Лишь бы только мы нуждались в молитве, как рыба нуждается в воде. И в глубине ее и мы, и наши усопшие обретем милосердного Бога, для Которого живы все…

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (298) раз

Последним двунадесятым праздником, завершающим Триодь Цветную (богослужебный период, связанный с Пасхой), является День Святой Троицы, который еще очень метко назван Днем рождения Церкви, так как в этот день на Пресвятую Богородицу и апостолов сошел Святой Дух.

Бог утверждает не только Церковь земную, воинствующую с диаволом, бесами да грехами, но и Церковь небесную – торжествующую, Церковь-Победительницу. Господь и Бог, и Спас наш Иисус Христос Своим Искупительным подвигом соединяет Церковь небесную и Церковь земную в единое целое. Эта гармония соборности и вечного неразрывного союза завершается Утешителем – Святым Духом – в день Пятидесятницы.

Поэтому нам, дорогие братья и сестры, нужно всегда помнить, что Церковь – это не просто общественная организация, которую можно закрыть, видоизменить, трансформировать в угоду моде или политическим интересам. Нет. Церковь – это единый живой организм, который составляем здесь, на Земле, мы – живущие и небожители, Ангелы, святые подвижники Божии и все умершие православные христиане. Этот организм прикован к Престолу Бога Отца, имеет Своим Главой Бога Сына и скрепляется благодатью Святого Духа. И мы должны вполне осознавать это. Как Бог говорил святому пророку Моисею о том, чтобы тот снял обувь, ибо земля, на которой он стоит, свята. Входя в православные храмы и совершая богослужения, мы вторгаемся в некую совершенно неизведанную и таинственную область, где наши души и тела, словно целебной водичкой, омывает-окутывает благодать Святого Духа, исцеляя наши, нанесенные грехом и жизнью, раны.

Церковь – это область и царство Бога. И это всегда нужно очень четко понимать, приходя в храм с величайшим благоговением и любовью. Ведь начало Церкви, скажем образно, у порога врат Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, а конец – у Престола Божия в Царствии Небесном. И именно в небо входим мы, входя в храм православный. Это тоже всегда с Божьей помощью важно осознавать.

Именно потому что Церковь земная и Церковь небесная – единое целое, мы празднуем центральный конечный праздник Триоди Цветной – День Святой Троицы, который имеет вокруг себя целый ряд праздников-сателлитов, спутников, вращающихся вокруг Его «планеты».

Это и Неделя отцев Первого Вселенского Собора, и Неделя Всех святых, и Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших, и Троицкая родительская суббота. Всеми этими праздниками мы чествуем жителей Церкви небесной, а именно в Троицкой поминальной субботе молитвенно ходатайствуем перед Богом за своих усопших сродников и всех почивших православных христиан. Ведь вечернее богослужение в пятницу накануне субботней заупокойной Литургии получило название «парастас», т. е. с греческого – «ходатайство». Они – усопшие – не могут изменить свою загробную участь, но мы с Божьей помощью можем для них ее улучшить, если будем ходатайствовать за них перед Всевышним и стоять на молитвенной пламенной сердечной молитве.

Обычно в Троицкую родительскую субботу богослужения проходят следующим образом. Накануне, вечером в пятницу, служится «парастас»: вечерня с утреней, соединенная с девятым и первым часом. На утрене священнослужителем на середине храма читается заупокойная 17-я кафизма Псалтири, соединяемая с ектениями об усопших. Также заупокойная ектения произносится и после шестой песни канона. В этих молитвословиях читаются записочки с именами ваших усопших сродников, дорогие братья и сестры, и возносится молитва обо всех от ныне и до века усопших православных христианах. В саму субботу служится Литургия, в которую вставляется также заупокойная сугубая ектения. А после Божественной литургии служится панихида (слово обозначает в переводе с греческого «всенощное бдение; раньше в древности первые христиане молились ночью из-за опасности быть казненными римскими властями).

Хочется напомнить, дорогие братья и сестры, что ни на Святую Троицу, ни в иной день самоубийцы и некрещеные не поминаются в храме во время общественной молитвы. Потому не вводите ни священника, ни своих братьев и сестер во грех. Уповайте на милость Божью и по благословению священника о таких людях молитесь дома.

Особенно хочется подчеркнуть: желательно деточек также водить на заупокойные службы, чтобы они привыкали молиться не только о себе, но и об усопших, чтобы в будущем было кому помолиться и о нас, грешных. Ведь именно на их плечи ляжет обязанность быть нашими ходатаями перед Богом и отмаливателями наших грехов.

Пусть же нас никогда не покидает уверенность в том, что наши усопшие не канули в небытие, но уехали в короткую командировку, из которой обязательно вернутся. Смерть – это тоненькая стеночка. Ей суждено быть разрушенной, и мы, дай Бог, войдем в золотой небесный град – новый Иерусалим.

Иерей Андрей Чиженко

По утверждению православной Церкви традиция поминовения усопших благотворно сказывается как на тех, кого поминают, так и на оставшихся в живых людях, ведь для последних поминовение умерших является свидетельством любви к почившим сродникам. Именно поэтому Церковь установила определенные дни, в которые человек должен сугубо молитвенно поминать умерших близких.


Во всех православных храмах цикл суточного богослужения начинается с вечера, поэтому заупокойное помнальное богослужение на Троицкую начинается в пятницу вечером (в 2015 году - 29-го мая). Вечером в пятницу совершается особое заупокойное богослужение вечерни и утрени с первым часом, во время которых читаются 17-я кафисма, заупокойный канон, а также звучат и иные заупокойные песнопения из общего последования панихиды. В пятницу вечером священнослужитель неоднократно читает записки с именами умерших православных христиан.



Также в храме в пятницу вечером и в субботу утром можно поставить свечи в память об усопших родственниках. Заупокойные свечи ставятся на канун - специальный , на котором находится крест с распятым Спасителем и предстоящими перед Христом Богородицей и апостолами.


Кроме молитвенного поминовения усопших в храме, верующие люди на Троицкую родительскую субботу стараются делать больше дел милосердия в память об умерших родственниках. В частности, может раздаваться милостыня нуждающимся или оказываться какая-либо другая полезная и посильная помощь.


Необходимо сказать и о домашней практике молитвенного поминовения усопших. Кроме посещения богослужения, некоторые православные христиане еще поминают (молятся) за умерших и дома, читая, например, акафист за единоумершего или каноны.


В традиции поминовения усопших на Троицкую родительскую субботу особое место занимает посещения мест захоронений почивших близких. Такая практика имеет место даже среди тех людей, которые не считают себя в полном смысле верующими или и вовсе придерживаются иного вероисповедания. Стоит отметить, что содержание могил усопших в чистоте это нравственный долг и обязанность каждого человека. В этом смысле православные люди не являются исключением. Поэтому существует практика после утреннего богослужения в храме отправляться на кладбища с целью уборки на месте захоронения.


Православному человеку необходимо помнить о том, что место захоронений усопших свято, поэтому необходимо стараться вести себя на кладбище соответствующим образом. В частности, православный человек, придя на кладбище, должен и там вознести молитву к Богу об упокоении души усопшего. Затем можно начать совершать уборку. Стоит помнить, что для православного человека не приемлемы традиции распития алкоголя на местах захоронений, или поливания могил водкой - это не является христианскими традициями поминовения усопших. Нельзя оставлять на могилах сигареты или емкости с алкоголем, ведь и это является чуждым христианскому сознанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: