Определение принудительного труда. Принудительный труд: что должен помнить работодатель

СТ 4 ТК РФ .

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к Ст. 4 Трудового кодекса РФ

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) (см. ст. 10 ТК РФ и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК РФ тоже следует расценивать как показатель его особой значимости.

Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которого являются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две Конвенции МОТ: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК РФ определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде", в которой сказано, что термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК РФ это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд" данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - "принудительный труд". Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК РФ, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК РФ. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК РФ достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК РФ приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В этом аспекте нормы ТК РФ о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ "Об упразднении принудительного труда". В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК РФ принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК РФ, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК РФ и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. ст. 142 и 379 ТК РФ и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК РФ содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ "О принудительном или обязательном труде". Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК РФ. Дополнительно к ст. 4 ТК РФ в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК РФ формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической си­лой, устанавливает принципы и основные положения трудового законодатель­ства. К ним относятся:

Свобода выбора деятельности и сферы применения труда,

Право распоряжаться своими способностями к труду.

Принцип свободы труда, провозглашенный в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, полностью отвечает положениям ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и нашел отражение в действующем общефедеральном, региональном и местном законодательстве. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к про­изводительному и творческому труду.

Осуществить это право работник может путем заключения трудового дого­вора, при этом он приобретает право на оплату труда в соответствии с его ко­личеством и качеством и не ниже установленного федеральным законом мини­мального размера. Все граждане России имеют равное право доступа к любым должностям в государственных органах в соответствии со своей профессией и без какой-либо дискриминации.

Реализовать принцип, закрепленный в ст. 37 Конституции РФ, работник мо­жет на основании трудового договора в безопасных условиях, при этом обязан­ность обеспечения этих условий лежит на работодателе.

Конституционные нормы, касающиеся реализации принципа свободы труда на основе трудового договора, конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах. Трудовое законодательство России состоит из:

    международно-правовых актов, ратифицированных Российской Федера­цией (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об эко­номических, социальных и культурных правах; Декларация Междуна­родной организации труда (МОТ) 1998 г. «Об основополагающих прин­ципах и правах в сфере труда» и др.), Конвенций МОТ;

    действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ (с изм. от 28.02.2008 г.);

    других актов трудового законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовой договор есть распространенный способ реализации принципа сво­боды труда, когда каждый гражданин самостоятельно распоряжается своими способностями к труду, выбирая вести предпринимательскую деятельность са­мому или вступить в договорные отношения с хозяйствующими субъектами.При этом путем заключения трудового договора граждане реализуют не только свой принцип свободы труда в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, но иправо на выбор специальности, профессии, рода занятий, а также места работы.

Реализуя право на свободу труда, работник вправе расторгнуть трудовой до­говор по собственной инициативе в любое время, письменно предупредив ра­ботодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ).

Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительно- го т РУДа. Никто не должен привлекаться к принудительному труду (ст. 8 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах), под которым пони-

мается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг 21 .

Использование принудительного труда запрещено статьей 4 Трудового ко­декса РФ, которая к принудительному труду относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насиль­ственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК или иными феде­ральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

    нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или вы­платой ее не в полном размере;

    возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работ­ника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспече­ния его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Такой подход к определению понятия принудительного труда избран для усиления гарантий соблюдения трудовых прав работников, обеспечения реали­зации права на самозащиту (ст. 142,219, 220, 379, 380 ТК РФ).

Работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК РФ), что исклю­чает применение принудительного труда в целях поддержания трудовой дисци­плины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

Принудительный труд не включает в себя:

    работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной граждан­ской службе;

    работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституцион­ными законами;

    работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в слу­чае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части;

    работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу пригово­ра суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Свобода труда обеспечивается не только запрещением принудительного труда, но и соблюдением конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ). Конституционный Суд подчеркнул, что "...свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражда-

21 Ст. 2 Конвенции МОТ № 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде».

нами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отноше­ния, реализуя свои способности к труду". Применение принципа равенства ис­ключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняю­щим одинаковые по своему содержанию трудовые обязанности 22 .

Принудительный труд в России запрещен, что зачастую приводит к возникновению споров, ведь под определение попадают ситуации, с которыми нередко можно столкнуться на производстве. Что не обязаны делать сотрудники - читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Принудительный труд: определение термина

Принудительный труд включает в себя работу, которую заставляют выполнять сотрудника против его воли, опираясь на основания, запрещенные Конституцией и Трудовым кодексом. Несмотря на то, что такие ситуации часто возникают в организациях, они не относятся к числу широко обсуждаемых. Но в профессиональном сообществе сложилось четкое представление о данной проблеме.

Скачайте документы по теме:

Понятие принудительного труда несколько размыто, поэтому каждый его понимает по-своему. Существует множество определений, которые сгруппированы экспертами в зависимости от ключевых элементов. Исходя из этого можно судить о том, что данная ситуация воспринимается как реальная, а не выступает в роли теоретической концепции. Ключевое слово, характеризующее определение, - «насилие».

К принудительному труду относится:

  • работа под угрозой физического или психологического насилия, которая иногда связана с институциональными ограничениями (напр., изъятие документов);
  • ситуации, когда специалист не волен выбирать работу или ее условия;
  • принуждение к конкретным видам деятельности;
  • трудовая деятельность в заточении;
  • работа не по своей воле, а из-за похищения, обмана и т.п.

Другие условия трудового «соглашения» также могут вести к принудительному труду.

Взаимодействие сторон становится незаконным, если:

  1. нет оплаты труда , нарушаются сроки выплат, средства выдаются в неполном размере;
  2. не соблюдается техника безопасности труда;
  3. работа ведется с нарушением условий ранее составленного договора;
  4. деятельность сотрудника не подкреплена отметкой в трудовой книжке.

Существуют и комплексные понятия принудительного труда:

  • работа в условиях безысходности, которая не развивает интеллект и культуру;
  • когда сотрудник вынужден работать на этом месте из-за того, что его конституционные права и возможности ограничены;
  • если начальник заставляет делать чужую работу, например, выполнять обязанности другого работника на время его отсутствия против воли замещающего человека;
  • деятельность в условиях дискриминации;
  • рабский труд, когда людей обманывают, не выполняют обещанных условий.

Основные признаки, по которым отличается принудительный труд от добровольного: физическое или психологическое насилие, ограничение свободы человека, долговая кабала, зависимость от работодателя, различные виды отработок, работа под угрозой жизни и здоровью. Кроме того, можно выделить принуждение к дополнительным услугам, труд без социальных гарантий, отсутствие контракта или договора на выполнение работ.

Статья 37 Конституции РФ: добровольный и принудительный труд в РФ

По 37 статье Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право свободно распоряжаться личными способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию. Принудительный труд запрещен, а любые нарушения законодательства влекут за собой ответственность.

Все имеют право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности, гигиены. Сотрудник может рассчитывать на вознаграждение без дискриминации . При этом размер оплаты должен быть не ниже установленного законом минимального размера. Само государство обеспечивает защиту от безработицы.

Конституцией признается право на коллективные и индивидуальные трудовые споры с применением установленных законом способов разрешения, включая забастовку. Так как действует запрет принудительного труда, работодатель не может заставлять сотрудников выполнять должностные обязанности, если он сам нарушил условия трудового договора.

Каждый работающий человек имеет право на отдых. По трудовому договору сотруднику гарантируются установленные законом выходные, продолжительность рабочего времени, праздничные дни и оплачиваемый ежегодный отпуск. Если работодатель игнорирует запрещение принудительного труда , к нему будут применены санкции, в числе которых наложение штрафов, административная ответственность.

Что регулирует ТК РФ в сфере принудительного труда

Запрещение принудительного труда регулирует 4 статья ТК РФ. В ней говорится о том, что нельзя заставлять человека выполнять определенную работу или иные задачи в целях поддержания дисциплины, в качестве меры ответственности за забастовку, для экономического развития.

Труд против воли за выражение политических взглядов , идеологических убеждений строго запрещен. Кроме того, работодатель не может применять меры дискриминации по признакам социальной, национальной, расовой или религиозной принадлежности.

Принудительный труд не включает в себя:

работу, которая обусловлена и полностью регулируется законодательством о воинской обязанности, воинской и альтернативной службе;

трудовую деятельность человека, выполняемую в период чрезвычайных обстоятельств, а именно в случаях объявления чрезвычайного или же военного положения, бедствия или его угрозы, а также в иных ситуациях, ставящих под реальную угрозу нормальные условия или жизнь населения;

работу, которая выполняется вследствие вступившего в силу приговора суда под надзором госорганов, ответственных за соблюдение норм действующего законодательства.

В Трудовом кодексе есть и 60 статья. Она запрещает требовать выполнение работы, которая не обусловлена ранее составленным трудовым договором между специалистом и организацией. Исключение составляют случаи, предусмотренные настоящим Кодексом и прочими федеральными законами.

Учитывайте, что запрещение принудительного труда относится к конституционным положениям. Это означает, что нельзя обязать выполнять работу под угрозой наказания. Каждый человек может выбирать, чем ему заниматься. Если сотрудника что-то не устраивает, он может написать заявление на увольнение по собственному желанию. При этом работодатель не может задерживать его больше, чем на 14 дней.

Поправки к статьям, предусматривающим запрещение принудительного труда

Первая статья закона о занятости предусматривает, что незанятость населения не может быть основанием для привлечения к административной и прочей ответственности. При этом из УК была исключена статья об ответственности за уклонение от общественно-полезного труда. Ранее это считалось тунеядством.

Запрещение принудительного труда отражено в отдельной статье, а не в статье «Основные трудовые права и обязанности работников», как было ранее предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающую роль положения, направленного на регулирование трудовых отношений.

Чтобы понять принцип запрещения принудительного труда, необходимо изучить основные законы, которые действуют. Так как к ним периодически выходят поправки и комментарии, нужно их отслеживать. Например, в отличие от прежнего КЗоТ, теперь ТК не только запрещает труд по принуждению, но и дает полное определение, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ под N 29 «О принудительном или обязательном труде».

Нормы о запрете принудительного труда отражены и в международном гуманитарном праве, к источникам которого легко можно отнести акты общего, а также регионального действия. Ярким примером служит Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 8), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

Независимо от того, на какое понятие опираться, нужно учитывать, что если сотрудника на работе заставляют делать не свою работу, он может обратиться в трудовую инспекцию или суд. Так как в последние годы решение спорных ситуаций все чаще происходит в пользу сотрудников, работодатель должен строго соблюдать требования закона.

Меры ответственности за нарушения законодательства, которые устанавливаются КоАП в отношении принудительного труда , определяются в зависимости от категории нарушителей. В качестве них могут выступать должностные, юридические лица, предприниматели, ведущие деятельность без образования юрлица.

В качестве санкций за нарушения административного плана выступают штрафы. За более серьезные проступки, в том числе те, которые имели или могли иметь опасные последствия, применяются и более жесткие виды ответственности, включая приостановление деятельности или дисквалификацию.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 4. Запрещение принудительного труда. Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду относятся:
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Комментарий к ст. 4
1. В комментируемой статье полностью учтены положения Конституции Российской Федерации (ст. 37), конвенций МОТ "О принудительном или обязательном труде" от 28 июня 1930 г. N 29 (вступила в силу 1 мая 1932 г.) и "Об упразднении принудительного труда" от 25 июня 1957 г. N 105 (вступила в силу 17 января 1959 г.), ратифицированных соответственно Президиумом Верховного Совета СССР 4 июня 1956 г. и Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 35-ФЗ, а также Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.) о запрете принудительного труда. Установленный запрет вытекает из свободы труда граждан.
2. В ч. 2 комментируемой статьи приведено общее понятие принудительного труда, которое уточняется в последующих положениях статьи.
3. На основании ч. 3 комментируемой статьи следует расценивать как принудительный труд также противоправные действие или бездействие работодателя (его представителей), исключающие возможность реализации работниками установленных для них государственных гарантий в сфере труда. Причем эти гарантии связаны с наиболее существенными для них условиями труда - выплатой вознаграждения за труд и обеспечением его охраны.
В ТК РФ указаны два правонарушения, относящиеся к принудительному труду, а именно: задержка сроков выплаты работнику заработной платы или ее частичная выдача (ст. 136) и неправомерное требование от работника исполнения трудовых обязанностей в условиях, когда он не обеспечен средствами защиты либо порученная работа угрожает его жизни или здоровью (ст. ст. 219 и 220). В обоих случаях работник вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей, что не влечет для него неблагоприятных последствий (ст. ст. 142 и 220 ТК РФ).
4. В соответствии с международно-правовыми нормами (см. п. 1 комментария) всякая работа или служба, которая в силу законов об обязательной военной службе носит чисто военный характер, а также является частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны, не относится к принудительному труду. В связи с этим ТК РФ не причисляет к нему военную службу по контракту или призыву, осуществляемую на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, а также заменяющую военную службу по призыву альтернативную гражданскую службу. Трудовая деятельность граждан в период прохождения ими этой службы регулируется Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.
Обязательные работы, выполняемые в условиях чрезвычайных обстоятельств, также не относятся к принудительному труду. Эти работы допустимы в случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, в том числе при объявлении чрезвычайного или военного положения. Названные положения временно вводятся Президентом Российской Федерации на всей территории России или в ее отдельных местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ и "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ.
Чрезвычайное положение и военное положение являются временными мерами, применяемыми соответственно исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя России либо в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. При объявлении этих положений допускаются установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Например, производится мобилизация трудоспособного населения для проведения аварийно-спасательных работ, работ для нужд обороны, по ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
В период военного положения гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований и выполняющих задачи в области обороны органов) в составе воинских частей привлекается для обеспечения отражения или предотвращения агрессии против России в соответствии с федеральными законами, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в данной области.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

• в целях поддержания трудовой дисциплины;

• в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

• в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

• в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

• в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

• нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

• требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

• работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

• работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

• работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к статье 4

Запрещение принудительного труда является конституционным положением. В ст. 37 Конституции РФ указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать работать под угрозой наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах - федеральных и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности; из УК исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством).

Запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье "Основные трудовые права и обязанности работников", как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает его основополагающую роль для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международно - правовым актам - Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291), Конвенциям МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. (ВВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348).

В отличие от прежнего КЗоТ ТК не только запрещает принудительный труд, но и дает определение его понятия, которое идентично соответствующим формулировкам Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде".

Настоящий Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно - правовыми нормами. Впервые в базовом законе трудового права определено, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. Работа без оплаты - принуждение к труду, запрещенное Конвенцией МОТ N 95 от 08.06.49, ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. К такому выводу пришел ВС РФ, отменив решение ВС Республики Саха (Якутия) о признании незаконной забастовки работников ППТС "Якутскгортеплосеть", объявленной в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы. Нельзя обязывать работника выполнять трудовые обязанности без выплаты заработной платы (БВС РФ. 1998. N 10).

Нельзя требовать от лица выполнения работы, сопряженной с угрозой его жизни или здоровью. Такое требование комментируемая статья также относит к принудительному труду.

Запрещая принудительный труд, ст. 4 перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу лицо может быть направлено на альтернативную гражданскую службу. Работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, не может квалифицироваться как принудительный труд. Не считается принудительным трудом работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, пожары, наводнения, землетрясения и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения). Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно - спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособных граждан и привлечение их транспортных средств для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил охраны труда.

Все работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда, не считаются принудительным трудом. К ним относятся исправительные, обязательные работы, а также работы, выполняемые при осуждении к лишению свободы. Статья 103 УИК предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: