Как сберечь деревья. Все в лес! Как сохранить деревья на участке. Защита от механических повреждений

Ежедневно люди используют в офисах, домах, на общественных мероприятиях множество бумажной продукции, которая после употребления идёт на утилизацию, попросту выбрасывается.

А ведь это вторсырье, которое при правильном обращении, со стороны населения, может приносить финансовую прибыль, а, главное, экологическую пользу. Если кто не знает, сколькими килограммами макулатуры спасают дерево , то достаточно всего лишь 100 килограмм.

Соотношение количества природных ресурсов к 1 кг макулатуры

К примеру, всего лишь один обычный офис, в котором работает 10 человек, за год может вырабатывать не менее тонны бумажных отходов, если это вторсырье сдать на переработку и вторичное производство, то можно:

  • сохранить 10 деревьев;
  • сэкономить 20 000 литров запасов воды;
  • получить 1000 кВт электроэнергии;
  • а, главное, уменьшить опасные для природной среды выбросы СО2 на 1700 кг.

В последние пару десятков лет, жители не только России, но и всего мира слишком не рационально распоряжались природными ресурсами, и если не изменить отношение к природе, то экологическая катастрофа практически неизбежна.

Важность в сохранении деревьев и зелёных насаждений для экологии

Для предотвращения нежелательного исхода, а также для спасения зелёных насаждений, в России действует акция, по сбору макулатуры, которая относится к каждому жителю. Её суть, заключается в том, чтобы:

  • убедить людей бережно относится к природным материалам и ресурсам, в том числе и бумаге;
  • не выбрасывать ее в мусор, а проводить регулярный сбор и сдачу в соответствующие службы;
  • заниматься переработкой и производством из вторичного сырья;
  • уменьшить вырубку деревьев.
В данный момент в стране существует множество , так как это не только помогает сберечь леса, но и приносит прибыль. Ведь вторсырье имеет намного меньшую стоимость, чем затраты на добычу первичного сырья, а именно вырубку леса.

Акция, позволяющая сдать макулатуру и сохранить дерево , призывает людей к ответственности, в обращении с бумагой, а также помочь в сборе вторсырья, для чего существуют специальные инструкции, информирующие каждого заинтересовавшегося гражданина. С чего начать и как помочь, можно узнать в этой статье.

Внести свой вклад, в спасение деревьев и экологии в целом это уже практически долг каждого жителя. Любого человека, желающего, чтобы его дети росли здоровыми. Дышали чистым воздухом, и пили не загрязнённую отходами промышленных предприятий воду. направлена на решение именно этой задачи.

Это интересно — как проходит акция по сдаче макулатуры

В лесу каждое дерево тянется вверх, к свету. Отставшие в росте экземпляры оказываются в тени. Не всякое растение выдерживает световое голодание, рост его сначала замедляется, потом прекращается, и деревце засыхает. Чем светолюбивее дерево, тем быстрее оно растет в высоту, тем выше поднята его крона. Поэтому деревья, выросшие в лесу, бывают высокими, стволы у них довольно ровные, кора гладкая, а крона неширокая и почти у всех высоко поднята.

Когда на участке есть одно или несколько таких деревьев, обычно их стараются сохранить. Они украшают участок. Их небольшая тень движется по большому кругу, так что не мешает развитию растущим на участке растениям. Обычно единичные деревья не мешают благоустройству участка. Они прекрасно смотрятся на газоне, хотя, как показывает практика, лучше, если газон не приближен к стволу. Косилка не может срезать траву около штамба, и приходится дополнительно тратить время по ее уборке. Конечно, под деревом грядок не сделаешь, да и газон не так хорош, как на открытом месте. Зато как прекрасно смотрятся среди стволов миксбордеры из декоративных кустов, многолетних и однолетних цветов. У некоторых деревьев, например у березы, корни очень иссушают поверхность земли, здесь газон получается некачественный. Можно приствольные круги оформлять без какой-либо растительности. Вокруг ствола снять несколько сантиметров земли, расстелить черный плотный нетканый материал, пропускающий воду. Его можно закрепить скобами. На материал поместить слой мульчи. Это могут быть окрашенная древесная щепа, дробленая сосновая кора, скорлупа орехов, каменная крошка. Такое оформление не только нарядно, оно не дает прорастать сорнякам. Еще очень удачным оказалось размещение под березой полянки с ремонтантной мелкоплодной земляникой. Все лето ее украшают белые цветочки и красные ягодки. Около приствольных кругов ели, пихты и липы, особенно если не очищать штамб от сучьев, ягодную полянку не устроить. Здесь целесообразно около деревьев устраивать миксбордеры или создавать композиции из декоративных кустов.

Сохранить при застройке

Если под застройку отвели площадь в лесу, то предстоят определенные сложности. Часть деревьев вырубают, освобождая место под строения. Роют фундамент, лишая деревья корней, бывает, что засыпают часть стволов перемещаемым грунтом. Складирование стройматериалов, хождение людей и особенно работа технических средств уплотняют почву. А сколько разного мусора строители закапывают в землю! От хозяйственной деятельности изменяются водный режим почвы и ее химический состав. Деревья, как и люди, испытывают стресс при таком неблагоприятном изменении условий обитания.

Приступая к обустройству участка, в первую очередь необходимо сделать обследование деревьев, т.е. посмотреть, как чувствует себя каждое растение: не ослаблен ли его рост, есть ли на стволах механические повреждения, не растут ли на них плодовые тела грибов, нет ли на стволах сосен и елей потеков смолы, летных отверстий жуков-вредителей. О заселении ваших деревьев жуками говорит также частое посещение их дятлами. При обнаружении на коре деревьев маленьких дырочек (летных отверстий жуков) надо немедленно вызывать энтомолога. Насекомые очень быстро размножаются, заселяясь на соседние древесные растения. Ослабление деревьев, их заболевания могут стать причиной гибели, у них может ослабнуть сопротивляемость порывам ветра, а непроизвольное падение дерева, особенно растущего рядом со строениями, может принести значительный ущерб. Если вы сами спилили заселенное жуками дерево, его необходимо сразу сжечь. Если решили использовать его как дрова, то немедленно надо ошкурить, распилить и расколоть, после просушки убрать в сарай. Оставленные окоренные бревна станут очагом размножения таких жуков, чьи личинки могут повредить все деревянные постройки.

Безусловно, оценку жизнеспособности деревьев лучше поручить специалисту. При необходимости он сделает анализ физических и химических свойств почвы, на основе которого можно определить причины ухудшения роста деревьев и понять, как улучшить условия их существования. Как часто, обследуя деревья на участке, обнаруживаешь многочисленные механические повреждения, через которые в древесину проникли споры грибов, началось ее разрушение. В результате появляется серьезная угроза ветровала и бурелома при сильном ветре. Кроме того, насекомые предпочитают заселять больные и ослабленные деревья.

Лесные деревья не любят, когда почвой засыпают у них корневую шейку, то есть расширенное место у основания ствола, где корни соединены со стволом. Это надо учитывать как при посадке, так и в дальнейшем при изменении планировки участка. Были случаи, когда при земляных работах засыпали основания стволов. Ель и лиственница могут погибнуть даже в течение месяца. Без доступа воздуха у них быстро отмирают кора и камбий у корневой шейки. Другие деревья некоторое время выдерживают засыпание, но чувствуют себя плохо и со временем могут совсем засохнуть. Однажды нас пригласили с просьбой помочь реанимировать ели. Когда мы приехали на участок, то увидели жуткую картину: на склоне в еловом лесу построен красивый кирпичный домик-теремок с цокольным этажом и подвалом. Землю, вынутую при рытье котлована, использовали для того, чтобы уменьшить крутизну склона, то есть засыпали землей весь ельник, внизу слоем потолще, вверху - потоньше. Лишь в самой верхней части остались нетронутыми дуб и одна елка. Очень красиво разровняли землю, посеяли газон (его косили, поливали) и только через год спохватились, когда хвоя с елей осыпалась. Пригласили для консультации специалиста с вопросом, как восстановить у деревьев хвою. Огорчению хозяев не было предела, когда они узнали, что деревья погибли. Ведь они купили этот участок именно из-за леса.

Видели мы и другие «облагороженные» лесные участки - такие, где углубления между деревьями были засыпаны грунтом и засеяны газонной травой. Но если в пологе леса сомкнутость крон высокая, т.е. на поверхность земли не попадают солнечные лучи, то даже из смеси семян теневыносливых злаков не получится хорошего газона. Можно расстелить между деревьями, не затрагивая их основания, рулонный газон из теневыносливых злаков, но он будет радовать 1-2 года, постепенно злаки на нем исчезнут. Такой газон можно использовать лишь в тех случаях, когда полог леса разрежен и пятна от солнечных лучей «гуляют» по лесу.

Некоторые действия по «облагораживанию» иногда приносят большой вред лесному уголку сада. Например, спилена всего пара деревьев, на их месте построена беседка. Так приятно в жаркий летний день отдохнуть в таком уютном местечке. А ведь это нарушило и полог леса, и корневые системы. В еловом лесу появилась опасность ветровала, особенно если участок имеет даже небольшой уклон.

Если вам достался кусочек леса под дачу, посмотрите, как в нем все гармонично. Постарайтесь сохранить сообщество растений - оно создавалось природой годами. Постарайтесь как можно меньше навредить ему. Кстати, чаще всего в почве нарушается воздушно-водный режим из-за обустройства заборов на капитальном фундаменте, при этом перекрываются естественные перемещения почвенных вод, образуется застой воды, что ведет к резкому изменению экологических условий. При обустройстве территории обязательно следует позаботиться о дренаже.

Своими руками

Если вы сами решили посадить на участке лесные деревья, то предусмотрите, чтобы они хорошо вписались на территории. При этом необходимо учитывать, что березы и ели вырастут такими же высокими, как в лесу, но кроны их будут более широкими. Сосна и дуб на открытом месте широко раскидывают свои ветви, захватывая большие пространства. Высоко вверх, как в лесу, они не растут, зато образуют толстые сучья, растущие почти горизонтально по несколько метров. Такие деревья занимают много места. Я видела участок, на котором одна посаженная когда-то родителями сосна затенила и вывела из плодоносящего строя пять яблонь. Надо учитывать также то, что у многих деревьев хорошо развиваются поверхностные корни, например, у ели и каштана конского. Крону каштана можно регулярной обрезкой удерживать в определенных размерах, а корневую систему не обрежешь.

Прежде чем посадить около дома лесное дерево или оставить самосев, появившийся на участке, надо подумать, будет ли это дерево здесь уместно. Вспомните, что растущие на свободе деревья широко разбрасывают свою крону, если это, конечно, не пирамидальная форма. Не сажайте деревья ближе 4 м к строениям. Согласуйте их присутствие с ближайшим соседом. По уставу садовых товариществ, плодовые деревья не положено сажать ближе 4 м к забору, а ведь лесные деревья значительно перерастут плодовые. При наличии очень высокого дерева надо позаботиться об укреплении громоотвода. Молния выбирает самые высокие объекты, и мокрое дерево может послужить проводником электрического разряда.

Если есть достаточно места, только тогда посадите самые любимые деревья, чтобы своим присутствием они очищали воздух, постоянно радовали взгляд, особенно при встрече и расставании.

Тонкости ухода

В каком внимании нуждаются лесные сообщества? Значительно осветляется еловое насаждение, если деревья освободить от засохших сучьев. Воздушный режим в уплотненной почве можно улучшить штыковкой. Для этого сделать проколы вилами, стараясь не повреждать корни деревьев. Наметить тропинки для прогулок: их можно обозначить, положив плоские камни на расстоянии шага друг от друга. Если света достаточно для роста травы, то ее можно посеять между камнями и в дальнейшем прокашивать на ширину косилки. Этого вполне будет достаточно для того, чтобы лес выглядел ухоженным. К естественной растительности можно добавить теневыносливые декоративные травы: папоротники, барвинок, бадан, пахизандру, ландыши, майник двулистный, кислицу, зеленчук, черемшу, лесную герань, сныть пестролистную, сочевичник весенний, звездчатку и т.п. Можно создать композиции из хост и астильб. Из кустарников хорошо выносят затенение и украсят лесной уголок магония падуболистная, гортензии древовидная и метельчатая, можжевельники. Украсьте свои лесные уголки весенним цветением мелколуковичных растений (особенно хорошо чувствует себя в лесу пролеска). Можно посадить ягодники - землянику, чернику, бруснику, костянику, княженику.

За самими деревьями тоже необходимо ухаживать. Осмотрите, нет ли на них механических повреждений. Если есть, то очистите их до здоровой древесины, обработайте медным купоросом и покрасьте в два слоя масляной краской. Если на коре (в том числе у усохших деревьев) обнаружите маленькие дырочки - летные отверстия жуков, немедленно вызывайте специалиста, он определит вредителя, даст рекомендации по борьбе с ним. Плодовые тела грибов, особенно трутовиков, на стволе дерева говорят о том, что древесина разрушена, такие деревья опасны своим непредсказуемым падением. Также опасными следует считать деревья, на которых «работает» дятел. Их лучше убрать заблаговременно, не дожидаясь их внезапного падения.

Дом из клееного бруса в окружении деревьев, что может быть прекраснее, реально ли сохранить деревья при строительстве в первозданном виде, давайте разберемся в статье.

В первую очередь необходимо сделать топографическую съемку местности , существует даже специальное понятие «подеревная съемка», то есть на карте участка отмечаются все имеющие растения, которые необходимо сохранить. Это касается тех растений, которые достигли высоты не менее 1,3 метров и имеют диаметр не менее восьми сантиметров. Все остальные саженцы можно пересадить в другое место, где они не помешают строительству.

Не стоит также забывать, что снимать необходимо даже те деревья, которые растут на расстоянии пяти метров от границы участка строительства. Это обусловлено тем, что данные деревья нужно учесть при прокладке коммуникаций дома (водопроводные трубы, канализация).

Второй пункт плана по сохранению деревьев - обратится к фитопотологу.

Фитопатолог - это специалист по деревьям, его можно сравнить с ветеринаром, только он работает с деревьями.

Он исследует карту участка, а также осмотрит деревья. На основании осмотра, он сообщит, какие деревья можно с легкостью убрать в силу его возраста или заболеваний. А также сообщит строителей, к каким деревьям нужно проявить внимание, а владельцам будущего дома даст рекомендации по пересадке деревьев и кустарников на участке.

Зная, какие деревья можно удалить с участка, а какие нужно сберечь, строители выбирают площадь под застройку на максимально свободной территории участка.

Для деревьев самый большой урон, как правило, наносит возведение фундамента. В этом случае, чтобы уберечь деревья от повреждений предпочтительнее выбирать свайно-винтовой фундамент. Он подходит не для всех строений, но для домов из клееного бруса - это идеальный вариант. Свайно-винтовой фундамент наносит меньше повреждений плодородному слою земли, а значит, меньше шансов повредить корни деревьев или лишить их питания.

Чтобы не повредить стволы и выступающие над поверхностью земли корни деревьев, необходимо установить деревянные щиты высотой не менее двух метров, отступив от деревьев на расстояние 50 сантиметров. Вокруг деревья также выкладываются настилы в радиусе полутора метров, чтобы закрыть корни растений.

Прокладывая тропинки, коммуникации, строя хозяйственные постройки отступите от деревьев не менее чем на два метра.

А также договоритесь с работниками, где вы будете хранить строительный мусор, чтобы не испортить почву. Поскольку во время строительства, бригада может использовать цемент, растворители и прочие вещества, которые негативно отразятся от почве.

О хранении стройматериалов также нужно задуматься заранее, определите место, где будут складироваться материалы.

Главное правило, всегда отступайте от зеленого насаждения как минимум на два метра.

Если все-таки во время строительных работ корневой системе деревьев был нанесен ущерб, постарайтесь сразу же нейтрализовать урон. Чтобы в древесину не проникли грибки и микроорганизмы, закройте повреждение землей. А также, особенно важно удобрить растение и полить, чтобы у него было достаточно подпитки для восстановления.

Чрезмерное засыпание грунтом корневой системы дерева, тоже приводит к негативным последствиям. Земля не дошла перекрывать шейку корней. Для этого лучше всего вырыть вокруг открытый или закрытый колодец высотой от 30 до 80 сантиметров, стенки колодца можно выложить кирпичом, радиус такого колодца должен быть не менее 50 сантиметров, это предотвратит засыпание.

Если вы сомневаетесь во время прокладки коммуникаций, ориентируйтесь по кроне дерева. Чтобы предотвратить нарушение корневой системы, сделайте проекцию кроны растения на землю прибавит один метр.

Проект «Сохрани дерево» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 месяц (краткосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Данный проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Материал может быть использован родителями и воспитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип проекта: краткосрочный, групповой

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители).

Руководитель проекта: воспитатель Лядская Елена Александровна.

Срок реализации: 1 месяц (октябрь)

Актуальность проекта: Вопрос взаимоотношения человека с природой остается по-прежнему актуальным. Дети мало общаются с природой. Зачастую наблюдается небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности к деревьям. Деревья окружают нас везде, но дети, как правило, не обращают на них внимание. В свою очередь, деревья являются лучшими объектами для наблюдения, так как наделены ярко выраженными сезонными изменениями. Таким образом, следует, что необходимо систематично знакомить детей с деревьями, растительным миром и формировать бережное и сознательное отношение к природе.

Цель проекта: формировать у детей представления о деревьях, как о живых организмах, к которым нужно относиться бережно.

Задачи проекта:

  1. Углубление знаний о деревьях.
  2. Формирование представлений о необходимости бережного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

Методы: наглядные; словесные; практические; игровые, информационно-коммуникационные.

Приёмы: наблюдения; моделирование; проблемная ситуация; системно-деятельностный подход; развивающие игры, ИКТ и др.

Объект проекта : деревья на участке детского сада

Предмет проекта: процесс включения детей и их родителей при ознакомлении с деревьями, как средство воспитания любви и бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Уметь применять осознанно-правильное поведение к природе.

2. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям в различных формах: рисунках, рассказах, сказках и т.п.

3. Обобщить знания о деревьях и их пользе для человека.

Родители:

  1. Повысить интерес к расширению экологических знаний.
  2. Привлечь к участию в жизни ребёнка в детском саду.

Деревья бывают разные, их можно сажать в

Землю, зимой у дерева нет листьев, птицы

На деревьях вьют гнёзда.

Формы:

Изучение художественной и познавательной литературы;

Наглядный материал.

Почему нужно беречь и охранять деревья?

Каково значение деревьев для человека?

Формы:

Беседы;

Чтение художественной литературы;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры и др.

Изучение деревьев на участке детского сада во

Время прогулки

Формы:

Наблюдения;

- целевая прогулка, экскурсии по экологической тропинке ДОУ;

Рассматривание иллюстраций.

Информирование родителей о проекте (целях и задачах)

Формы:

Индивидуальные беседы, консультации;

Совместные прогулки, акции, конкурсы.

Создание ППРС, необходимые материалы для реализации данного этапа: подготовка методического обеспечения, фотоматериал, ИКТ, литературный материал.

  1. МОТИВАЦИЯ ПРОЕКТА

(моделирование проблемной ситуации)

Цель для мотивации детей: введение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемной ситуации. Поиск решений проблемной ситуации с последующим определением плана выполнения действий.

Формы: игровая ситуация «Рябинка просит помощи у ребят». Во время прогулки на участке детского сада воспитатель замечает, что рябина плачет (заранее на стволе дерева развешены капельки слёз). Воспитатель, вместе с детьми расспрашивает у рябины, что случилось. Рябина рассказывает, что некоторые её ветки сломаны. Дети выясняют, по каким причинам произошла такая беда. Дерево поясняет детям, что ветки сломались не только от воздействия погодных условий (ветер, сильный дождь, гроза), но и от небрежного отношения человека к природе.

Мотив: небрежное, порой жестокое отношение людей к природе, в частности к деревьям несёт большой вред окружающему миру.

Воспитатель нацеливает детей на поиск решения данной проблемы: как можно помочь рябине? Что дети могут сделать, чтобы сохранить деревья?

Исходя из поиска решений, дети под руководством воспитателя, должны прийти к выводу, что они недостаточно знают о жизни деревьев и бережном отношении к ним.

Цель для мотивации родителей: знакомство с проблемной ситуацией, конечной целью распределения видов деятельности.

Формы: индивидуальные беседы

Создание ППРС, необходимый материал для реализации данного этапа: участок детского сада, дерево (рябина), информационный материал в родительском уголке, капельки слёз.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Период

Работа с детьми

Цель

Формы

1-2 неделя октября

Знакомство с жизнью дерева

Беседы: «Здравствуй, дерево!», «Как деревья помогают человеку?»

Чтение х/л:

И. Семенова «Берёза»

М. Ивенсен «Ёлочка»

И.Э. Грабарь «Рябинка»

И.И. Шишкин «Дубовая роща»

Экскурсия: рассматривание деревьев на территории детского сада

Образовательные ситуации: «Знакомство с деревом»

Дидактические игры: «Что нужно деревьям?», «Какие разные эти ветки»

Наблюдения: «Как деревья готовятся к холодам?»

Трудовая деятельность: сгребание сухих листьев и веток в определённое место

Продуктивная деятельность: КТД «Осенняя ветка»

Опыты: «Деревянный брусочек»

3-4 неделя октября

Беседа: «Как сберечь деревья?»

Чтение х/л:

О. Высоцкая «Наш сад»

А. Прокофьев «Наш лесок»

Рассматривание репродукций с изображениями деревьев:

И. Левитан «Цветущие яблони»

Экскурсия: посещение экологической тропинки

Образовательные ситуации : «Поможем дереву выжить»

Дидактические игры: «Цветут ли деревья?»

Наблюдения: «Падают, падают листья»

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев

Продуктивная деятельность: лепка «Моё любимое дерево», рисование «Осенние листья»

Опыты: «Ветка дерева в воде»

Период

Работа с родителями

Цель

Формы

1-2 неделя октября

Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности

Конкурс: «Возьми природу за руку…»

Выставка рисунков : «Деревья осенью»

Памятка : «Деревья – какие они?»

Изготовление макета: «Чудо – дерево»

Совместный просмотр видеофильма: «Как сберечь деревья?»

3-4 неделя октября

Акция: «Собери макулатуру - сохрани дерево!»

Практикум: «Прогулки с детьми на природе»

Папка-передвижка: «Радость общения с природой»

Создание мини-галереи: «Такие разные деревья»

Создание ППРС

Изготовление дидактического, демонстрационного, раздаточного, выносного материала. Подготовка видеофильма «Как сберечь природу?» для совместного с родителями просмотра.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Дети

Цель: представление результатов продуктивной деятельности в форме мини-галереи. Постановка новой проблемной ситуации.

Формы: организация мини-галереи «Такие разные деревья».

Родители

Цель: участие в подготовке мини-галереи.

Формы: мини-галерея «Такие разные деревья».

Продукты проекта:

Разработанные памятки, папки-передвижки для родителей;

Макет «Чудо-дерево»;

Систематизированный литературный и демонстрационный материал по теме «Деревья»;

Коллективная работа «Осенняя ветка»;

Видеофильм «Как сберечь деревья?»;

Участие в акции «Собери макулатуру - сохрани дерево!»

Игра-викторина «Деревья».

Выводы проекта:

  1. Систематизированы и расширены знания детей о деревьях.
  2. Сформированы грамотные и безопасные модели поведения людей в природе, осознанного отношения детей к окружающим деревьям и растительному миру.
  3. Активизированы познавательные интересы: наблюдательность, сравнительный анализ, мышление.

План на перспективу: в весенний период запланировать посадку молодых саженцев на территории детского сада с осуществлением систематичного процесса ухаживания за ними.

Используемая литература:

1. Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г.

2. В. Степанов «Учебник для малышей «Родная природа»», М.: «Фламинго», 2007г.

3. И. Ерофеева «Времена года», М.: «Линг-книга»,2008г.

4. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», М.: «Просвещение», 2005г.

5. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М.: «Просвещение», 1981г.

6. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду». Издательство: Учитель, 2016г.

Информационные и электронные ресурсы :

1. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

2. http://www.edu.ru - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов.

«Сохрани дерево!»

Воробьева Анастасия,

Ганжа Игорь

МБОУ Рассветовская СОШ, 6 класс.

Руководитель: Андреева Ольга Тимофеевна,

учитель географии МБОУ Рассветовской СОШ

Ежегодно в конце каждой четверти ученики, учителя и работники нашей школы делают генеральную уборку кабинетов, занимаются благоустройством школы. В шкафах накапливается много использованной бумаги. Кроме того в течение года мы наблюдали, что в конце учебного дня в школьных урнах оказывается до 4 кг бумажного мусора. Обследовав другие кабинеты школы, домашние шкафы и столы мы пришли к выводу, что ситуация везде одинакова. Невольно возник вопрос: «Неужели всю эту бумагу надо нести в мусорный контейнер, где и без того достаточно много брошенной бумажной упаковки, газет, журналов, картонных коробок и даже книг? Можно ли так легкомысленно относиться к использованной бумаге?»

Сопоставив объем выбрасываемой бумаги, потребность общества в бумаге и затраты на ее производство, мы поняли, что существует проблема: количество природных ресурсов, используемых для производства бумаги, сокращается, а такой ценный ресурс как макулатура выбрасывается на свалку! Что же с бумажными отходами можно сделать? Ученики нашего 6а класса решили разобраться в этом вопросе. Так появилась идея проекта «Сохрани дерево!».

Цель проекта: привлечение внимания к проблеме неэффективного использования бумаги и выявление способов сохранения бумаги с целью сохранения окружающей среды. Для реализации данной цели необходимо было решить несколько задач:

    изучить экологические проблемы современного мира, связанные с бытовыми отходами;

    провести работу по изучению состава образующихся в школе и дома отходов и проанализировать источники их образования;

    разработать план мероприятий по сбору макулатуры учащимися школы.

На первом этапе выполнения проекта мы теоретически обосновали его важность, раскрыв историю и технологию производства бумаги. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину и уменьшать вырубку лесов. При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз. По оценкам экспертов, россияне ежегодно выбрасывают более 100 млн. тонн бумаги, которая отправляется на свалки, увеличивая количество мусора вокруг городов. Нами были разработаны рекомендации «Что мы можем сделать для экономии бумаги?»(Приложение 1).


Практическая часть реализации проекта – сбор макулатуры. Один из самых эффективных способов организовать масштабный сбор макулатуры - привлечь к этому процессу школьников. Что бы собрать больше макулатуры, надо привлечь как можно больше людей школы, а ещё лучше поселка. Для их активизации участия в акции «Сохрани дерево!» нами была разработаны агитационные материалы (Приложение 2) «Значение леса и его сохранение»- листовка, презентация и материал для радиогазеты (Приложение 3). С содержанием материалов мы ознакомили учащихся школы на классных часах. А так же были проведена радиогазета по данной тематике. В итоге было собрано 1500 кг макулатуры.


В нем приняли участие 18 классов. А в начале текущего учебного года, уже сами учащиеся и учителя обратились к нам с просьбой организовать сбор макулатуры в сентябре, а не ждать мая. В акции принимали участия не только учащиеся 23 классов школы, но и все работники во главе с директором Алексеевой Верой Яковлевной. В ходе осеннего сбора макулатуры мы собрали 1400 кг.

Отправленная на переработку макулатура сохранит жизнь 51 дереву, т.е. одну пятую часть деревьев нашего школьного парка. Мы сэкономили около 700 кубометров воды, т.е. половину её месячного использования в нашей школе и 4500 кВт/ч электроэнергии, т.е. три месяца использования энергии в нашей школе.

План нашего проекта можно реализовывать и в других школах. Рекомендации по экономии бумаги можно представить за пределами школы.


Акцию «Сохрани дерево!» знают и поддерживают жители нашего поселка. О ней был опубликованы материалы в ежемесячной рекламно-информационно-развлекательной газете «Рассвет» и районной газете «Диалог».

Приложение 1.

Что мы можем сделать для экономии бумаги?

    Заполнять тетради в соответствии с требованиями по предмету; использовать тетрадь до последней страницы.

    Использовать для черновиков и творческих работ чистые листы из старых тетрадей, а также заполненные с одной стороны листы для печати А-4.

    Учебники беречь для последующих поколений учеников.

    Уменьшить количество покупаемых журналов и делитесь ими.

    Ненужные журналы, газеты, книги использовать для творчества.

    Распечатывать на принтере те документы, которые действительно нам необходимы.

    При возможности использовать принтер, автоматически печатающий с двух сторон бумаги.

    Применять новые технологии в передаче и представлении информации: использовать электронную почту, презентации, слайды и т.п.

    Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья.

    Завести коробку для бумажных отходов .

Приложение 2.

«Значение леса и его сохранение»

Приложение 3.

Материал для радиогазеты.

Оглянитесь вокруг: газеты, журналы, реклама в почтовых ящиках, документы на рабочем столе, обои на стенах - это все сделано из бумаги, на производство которой идут разные породы древесины или бумажные отходы - "макулатура".

Потребность в бумажных изделиях возрастает с каждым днем, и с каждым же днем возрастает вырубка лесов. Например, площади лесов Америки, в недалеком прошлом составлявшие 900 миллионов гектаров, в настоящее время сократились до 262 миллионов гектаров. Многие наводнения, пыльные бури и засухи, загрязнение атмосферного воздуха и внутренних водоемов, утрата биологического разнообразия - все это печальные последствия вырубки леса. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6! Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле!

Эту ситуацию необходимо исправлять!

Все говорят об экологическом кризисе, но реально почти никто ничего не делает! Чем можем помочь мы? Например, собирать макулатуру! Ведь использование макулатуры позволяет экономить древесину. Хотите сделать доброе дело? Давайте приберем в своих квартирах - соберем старые газеты, журналы, книги и принесем их в школу. Соберите макулатуру и сдайте ее!

Сколько леса вы можете спасти таким образом? Одна тонна макулатуры, сданной на переработку - это 10.000 тетрадей, 230 кубометров воды и 1500 кВт/ч электроэнергии, сбереженной при производстве бумаги. Ребята, мы с вами должны спасти от гибели хотя бы одно дерево!

Объявляем в нашей школе акцию «Сохрани дерево!»

Все на сбор макулатуры!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: