Бронетехника после второй мировой войны. Рабочие места экипажа танка Pz.III Чертежи pz 3

Средний танк Pz Kpfw III
и его модификации

Всего за период с 1937 г. по август 1943 г. было произведено 5 922 танка Pz Kpfw III различных модификаций, из них с 75-мм пушкой было выпущено 700 единиц и с 50-мм пушкой – более 2600. На базе Pz Kpfw III производились и другие боевые машины: штурмовые орудия, огнеметные и командирские танки. Часть танков в 1943-1944 гг. была переделана в бронированные машины наблюдателей и БРЭМ.

Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с Pz Kpfw III, стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках. Этим количеством определялось функциональное разделение обязанностей членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, водитель, радист.

Все линейные танки Pz Kpfw III оснащались радиостанцией FuG5.

Средние танки Pz Kpfw III Ausf A, B, C, D (Sd Kfz 141)


Pz Kpfw III Ausf B Pz Kpfw III Ausf D

Боевая масса - 15,4–16 т. Длина - 5,67…5,92 м. Ширина - 2,81…2,82 м. Высота - 2,34…2,42 м.
Броня 15 мм.
Двигатель - «Майбах» HL 108TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км по шоссе и до – 95 км на местности.
Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG 34 (два – в башне).

Pz Kpfw III Ausf A : выпущено 10 машин в 1937 году.

Pz Kpfw III Ausf B : выпущено 15 машин в 1937 году.

Pz Kpfw III Ausf C : выпущено 15 машин в конце 1937 года и январе 1938 года.

Pz Kpfw III Ausf D : выпущено 30 машин с января по июнь 1938 года.

Танки Pz Kpfw III Ausf A имели пять опорных катков большого диаметра. В следующих модификациях В и С ходовая часть полностью отличалась. У этих танков было 8 малых опорных катков и 3 поддерживающих ролика. На танках Pz Kpfw III Ausf D была изменена форма командирской башенки, имевшей пять смотровых щелей, и ее бронирование было увеличено до 30 мм.

Танки Pz Kpfw III Ausf A, B, C, D участвовали в Польской кампании. Pz Kpfw III Ausf A и Ausf B в феврале 1940 года были выведены из боевого состава. Танки Pz Kpfw III Ausf D в апреле 1940 года участвовали в оккупации Норвегии, затем были выведены из состава.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf Е (Sd Kfz 141)

Выпущено 96 танков с декабря 1938 года по октябрь 1939 года.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf E

Pz Kpfw III Ausf Е - первая массовая серия. На них был применен новый 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) мощностью 300 л. с. и новая коробка передач. Лобовая и бортовая броня была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 тонн, а давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см 2 . Корпус производился из цельных броневых листов вместо составных, как на предыдущих моделях. Аварийные люки были сделаны на обоих бортах, установлен смотровой прибор радиста на правом борту корпуса. Ходовая часть танка этой модификации имела шесть обрезиненных опорных катков и индивидуальную торсионную подвеску с гидроамортизаторами, которая в последующих модификациях не подвергалась существенным изменениям.

Боевая масса - 19,5 т. Длина -5,38 м. Ширина - 2,94 м. Высота - 2,44 м.



Многие машины были перевооружены на 50-мм пушку с августа 1940 г. до 1942 г. При этом выполнялось экранирование 30-мм бронелистами лобовых и кормовых деталей корпуса.

Производство осуществлялось на заводах трех фирм - «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf F (Sd Kfz 141)

Выпущено 435 машин с сентября 1939 г. по июль 1940 г.

Танк Pz Kpfw III Ausf F имел те же габариты и бронирование, что и Pz Kpfw III Ausf E и незначительные улучшения конструкции, включая командирскую башенку нового типа. Добавлены воздухозаборники на крыше.

Боевая масса – 19,8 т.
Броня: башня, лоб и борта надстройки и корпуса – 30 мм, корма надстройки и корпуса – 21 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км.
Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG 34 (два – в башне).
Боекомплект пушки – 131 выстрел.

Последние 100 танков вооружались 50-мм пушкой KwK38 L/42, а позже большая часть ранее выпущенных танков этой серии также была перевооружена этими пушками. Одновременно устанавливались дополнительные броневые листы толщиной 30 мм.

Последние Pz Kpfw III Ausf F состояли в штатном составе в июне 1944 г.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf G (Sd Kfz 141)

Выпущены 600 машин с апреля 1940 г. по февраль 1941 г.

Танки модификации Pz Kpfw III Ausf G в качестве основного вооружения получили 50-мм танковую пушку KwK38 L/42, разработанную фирмой «Крупп» в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков модификаций Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов. Была увеличена толщина брони кормовой части корпуса до 30 мм. Масса танка достигла 20,3 т. Изменена конструкция башни: установлены вытяжной вентилятор на крыше и новая командирская башенка. Применен поворотный смотровой прибор водителя.

Боевая масса – 20,3 т. Длина - 5,41 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,44 м.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf H (Sd Kfz 141)

Выпущено 308 машин с октября 1940 г. по апрель 1941 г.

Pz Kpfw III Ausf H получил новую трансмиссию, улучшенную башню, новую командирскую башенку, дополнительные 30-мм броневые лобовые и кормовые экраны корпуса и лобовые – надстройки (30+30 мм). В 1941 г. лобовая броня танка Pz Kpfw III Ausf H не пробивалась снарядами советских 45-мм противотанковых пушек образца 1937 г., американских 37-мм пушек М5 и английских 40-мм пушек.

Боевая масса – 21,8 т. Габариты те же.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм, дополнительные броневые листы на лоб и корму корпуса и на лоб надстройки – 30 мм.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf J (Sd Kfz 141)

Выпущено 1549 машин с марта 1941 г. по июль 1942 г.


Pz Kpfw III Ausf J с короткоствольной пушкой 5cm KwK38 L/42




Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Танк Pz Kpfw III Ausf J был защищен еще более толстой броней – 50 мм. Введен новый тип установки пулемета радиста – шаровой. Первые 1549 танков вооружались 50-мм короткоствольной пушкой KwK38 L/42. Начиная с декабря 1941 г., на танки Pz III Ausf J впервые начали устанавливать новую 50-мм длинноствольную пушку KwK39 L/60.

Первые танки Pz Kpfw III Ausf J c короткоствольной пушкой поступили на вооружение и и отдельного танкового полка, направленных в сентябре 1941 года на Восточный фронт. Остальные шли на восполнение потерь на Восточном фронте и в Северной Африке.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf J (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 1067 машин с декабря 1941 г. по июль 1942 г.


Pz Kpfw III Ausf J с длинноствольной пушкой 5cm KwK39 L/60

На этих танках устанавливалась более мощная 50-мм длинноствольная пушка KwK39 L/60. Необходимость в этом возникла по опыту боев на Восточном фронте. В танках с новой пушкой L/60 уменьшился боекомплект из-за новой длины патрона (выстрела) с 99 до 84 штук.

Боевая масса – 21,5 т. Длина - 5,52 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,50 м.
Броня: лоб и корма надстройки и корпуса – 50 мм, башня и борта – 30 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 155 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK39 L/60 и два 7,92-мм пулемета MG 34.
Боекомплект пушки – 84 выстрела.

Танки Pz Kpfw III J с 50-мм длинноствольной пушкой L/60 поступили на вооружение пяти новых танковых батальонов, сформированных для и . Остальные поступали на восполнение высоких потерь на Восточном фронте. Танки с пушкой L/60 весьма успешно сражались в Северной Африке с английскими танками, но были малоэффективными в бою с советскими Т-34 и КВ.

В июне 1942 г. на фронтах и в резерве имелось около 500 танков Pz Kpfw III Ausf J с 50-мм пушкой. Перед началом наступления под Курском в составе групп армий «Центр» и «Юг» находился 141 Pz Kpfw III Ausf J.

Средний танк Pz Kpfw III Ausf L (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 653 машины с июня по декабрь 1942 г.


Средний танк Pz Kpfw III Ausf L

Боевая масса - 22,7 т. Длина - 6,28 м. Ширина - 2,95 м. Высота, м - 2,50 м.
Лобовая броня башни – 57 мм, надстройки – 50+20 мм, корпуса – 50 мм. Броня бортов и кормы башни и бортов надстройки и корпуса – 30 мм. Броня кормы надстройки и корпуса – 50 мм.
Двигатель - «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 155 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK39 L/60 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Первые танки Pz Kpfw III Ausf L поступали на вооружение , и и .

Средний танк Pz Kpfw III Ausf M (Sd Kfz 141/1)

Выпущено 250 машин с октября 1942 г. по февраль 1943 г.

ТТХ как у Pz Kpfw III Ausf L.

По бортам башни устанавливались по три гранатомета для дымовых гранат. Ширина машины с восточной гусеницей увеличилась до 3,27 м. При установке экранов по бортам корпуса ширина танка достигала 3,41 м.

Средний танк поддержки Pz Kpfw III Ausf N (Sd Kfz 141/2)

Выпущено 663 машины с июня 1942 г. по август 1943 года. Переделаны еще 37 машин из Pz Kpfw III J.

ТТХ как у модификаций L, M.

Вооружение: 75-мм пушка 7,5cm KwK L/24 и два 7,92-мм пулемета MG 34.

Предназначались для обеспечения поддержки «Тиграм» либо для выполнения в танковых полках функций, которые выполняли танки Pz Kpfw IV с короткоствольной 75-мм пушкой.

Средний огнеметный танк Pz Kpfw III (F1) (Sd Kfz 141/3)

Выпущено 100 машин с февраля по апрель 1943 года. Создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf M.

Экипаж – 3 чел.
Боевая масса – 23 т.
Вооружение: огнемет (1000 л огнесмеси) и 7,92-мм пулемет MG 34.
Дальность огнеметания – до 60 м.

Командирские танки на базе Pz Kpfw III

Средний командирский танк Pz Bef Wg (Sd Kfz 141)

Выпущено 81 машина с августа по ноябрь 1942 г.

Этот танк создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf J . Снят лобовой пулемет и уменьшен боекомплект к пушке до 75 выстрелов.

Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK L/42 и 7,92-мм пулемет MG 34 в башне.
Радиостанции – FuG5 и FuG7 (или FuG 8).

Средний командирский танк Pz Bef Wg Ausf K

Выпущено 50 машин с декабря 1942 года по февраль 1943 года. Этот командирский танк создан на базе танка Pz Kpfw III Ausf M.

Вооружение: 50-мм длинноствольная пушка 5cm KwK39 L/60 и 7,92-мм пулемет MG 34 в башне.
Радиостанции – FuG 5 и FuG 8 (или FuG7).

В период с июня 1938 г. по сентябрь 1941 г. выпускались также командирские танки серий D, E, H с одним пулеметом в башне (вместо пушки - макет). Всего было построено 220 машин этих серий с различными радиостанциями.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw III

К началу вторжения в СССР в вермахте и войсках СС насчитывалось около 1550 танков Pz Kpfw III. В войсках, предназначенных для нападения на СССР, насчитывалось 960 танков Pz Kpfw III Ausf E, F, G, H, J.

Выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка размещена сзади, боевое отделение и отделение управления - в средней части корпуса, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Относительно низкий корпус танка сварен из катаных броневых листов. На модификациях А-Е лобовая броня имела толщину 15-мм, на модификациях F и G она составляла 30-мм, на модификации Н она усилена дополнительными листами до 30-мм+20-мм, а на модификациях J-О она уже составляла 50-мм+20-мм. Башня многогранной формы располагалась в центре корпуса. Пушка без дульного тормоза устанавливалась в башне с помощью широкой цилиндрической маски.

Выпускались следующие модификации танка:

  • А-Е - танк с 37-мм пушкой;
  • F-Н - танк с 50-мм пушкой;
  • М-О - штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • самоходный огнемет;
  • бронированная командирская машина;
  • бронированная наблюдательная машина.

С 1940 по 1942 год танки Pz-III были основным вооружением танковых дивизий. В связи со слабостью вооружения и бронирования с 1943 года они использовались лишь в качестве специальных машин. Всего немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций.

К 1936 году на вооружении германских танковых войск находился легкий танк PzKpfw I, вооруженный всего лишь парой пулеметов и имевший легкое противопульное бронирование. Этот танк невозможно было всерьез рассматривать в качестве боевой машины, его уделом была служба в учебных частях, а их роль на поле боя в лучшем случае ограничивалась разведкой и связью. Придя к власти, Гитлер отказался соблюдать ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, и включился в начавшуюся в Европе технологическую гонку. В течение трех лет, предшествовавших Второй Мировой войне, германская техника совершила скачок, перейдя от легких танков PzKpfw I к средним PzKpfw III и PzKpfw IV, которым и суждено было стать основными немецкими танками, во многом предопределившими успехи и неудачи III Рейха.

Танки проектировались с расчетом на то, чтобы выдержать прямое попадание бронебойного снаряда.
Лобовая броня танка могла выдержать попадание фугасного снаряда. Для борьбы с танками применялись особые противотанковые пушки, имевшие небольшой калибр, но выпускавшие снаряд с большой скоростью. Состоявшая на вооружении вермахта 37-мм противотанковая пушка могла пробить броню практически любого танка.

При бое с пехотой противника требовались осколочно-фугасные снаряды с невысокой начальной скоростью, но более крупного калибра. Поэтому, по мысли Гейнца Гудериана, на вооружении танковых частей следовало принять два типа танков с принципиально разным вооружением. Один танк для борьбы с танками противника, другой - для борьбы с пехотой.

В качестве танка с противотанковым вооружением выступил PzKpfw III, вооруженный сперва 37-мм, а позднее 50-мм пушкой. Для борьбы с пехотой выбрали PzKpfw IV, вооружив его короткоствольной 75-мм пушкой.

В конкурсе по созданию 15-тонного танка участвовали компании "MAN", "Daimler-Benz AG","Rheinmetall-Borsing" и "Krupp". По соображениям секретности танку присвоили условное обозначение "машина командира взвода" ("Zugfuehrerwagen", ZW). Испытания прототипов прошли в 1936-1937 гг. на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. В сравнительных испытаниях победила модель, представленная компанией "Daimler-Benz", которую и решено было развивать.

Из истории создания танка PzKpfw III

Танк PzKpfw III, модификации A, B, C, D

Танк PzKpfw III состоял из четырех главных элементов: корпуса, башни, передней части надстройки с погоном башни и кормовой части надстройки с надмоторной бронеплитой. Главные элементы соединялись между собой сваркой, а детали каждого элемента соединялись заклепками и болтами. Внутри корпус машины делила переборка.

В переднем отсеке находилась коробка передач с рулевым механизмом, в заднем - боевое и двигательное отделение. Форма корпуса, башни и надстройки, а также схема размещения всех пятерых членов экипажа оставались неизменными на протяжении всего периода серийного выпуска PzKpfw III.

Первый вариант танка PzKpfw III Ausf.А выпускался в мае 1937 года. Было построено 15 машин, из которых только восемь получили вооружение и до 1939 года находились в составе 1-й, 2-й и 3-й танковых дивизий. Остальные танки использовались для испытаний.

Сравнительные тактико-технические характеристики танков

Марка танка

Год
создания

Масса,
т

Экипаж,
чел.

Лобовая
броня,
мм

Калибр
пушки, мм

Скорость
движения
км/ч

Т-26
обр.1938г.
БТ-7
обр.1937 г.
LT-35
LT-38
Cruiser
Mk III
Pz.III
Ausf.A

В том же 1937 год в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.В. Эта серия также ограничилась 15 машинам. Несколько из них поучаствовали в сентябрьской кампании 1939 года. В октябре 1940 года пять машин этой серии использовали для создания прототипов штурмовых орудий "Sturmgeschuetz III".

В июле 1937 года в серию пошел танк PzKpfw III Ausf.C. До января 1938 года выпустили всего 15 штук. Несколько танков этой модификации также участвовали в сентябрьских боях в Польше.

В январе 1938 года начался выпуск танков PzKpfw III Ausf.D. До 1939 года построили 55 машин этого типа. Только 30 из них получили вооружение, остальные использовались для тестирования подвески, вооружения и двигателей. Несколько танков Ausf.D участвовало в боях в Польше и Норвегии.

Первые четыре модификации PzKpfw III (Ausf.А, В, С и D) фактически представляли собой прототипы, выпускаемые компанией "Daimler-Benz". Они не предназначались для крупносерийного производства, и каждая следующая модификация представляла собой доработанный вариант модификации предыдущей. На всех танках этих четырех модификаций стояли двигатели "Maybach" HL108TR мощностью 250 л.с. и 5 - или 6-скоростная коробка передач "Zahnradfabrik". Те танки, что были вооружены, несли 37-мм пушку KwK35/ 36 L/46,5 и три пулемета MG-34 (два в башне и один в надстройке). Толщина брони составляла всего 5-мм-15-мм. Такая толщина защищала только от ружейного огня, зато масса танка не превышала 15 тонн. На танках Ausf.А, В и С стояла простая барабанная башенка командира машины, тогда как на Ausf.D появилась литая башенка, аналогичная той, что стояла на PzKpfw IV Ausf.В.

В польской кампании 1939 года участвовало всего несколько танков PzKpfw III. Остальные машины использовались для испытаний и обучения экипажей. Несколько PzKpfw III Ausf.D совместно с PzAbt zb V 40 (NbFz VI) в апреле-мае 1940 года участвовали в боях на территории Норвегии. Позднее эти же машины попали в Финляндию, где служили в 1941-1942 гг.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.

Боевая масса, т
Экипаж, чел.
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед
ширина
высота
клиренс
Толщина брони, мм
лоб корпуса
борт
корма
крыша
днище
лоб башни
борт и корма
Макс, скорость движ., км/ч:
по шоссе
по местности
Запас хода, км:
по шоссе
по местности
Преодолев, препятствия:
угол подъема, град.
ширина рва, м
высота стенки, м
глубина брода, м
Длина опорной
поверхности, мм
Удельное давление, кг/см 2
Удельная мощность, л.с./т

* Часть машин Ausf.D имела броневую защиту, аналогичную Ausf.A - С, и, соответственно, меньшую боевую массу.



Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в С конечным итогом в 9000 единиц она стала наиболее массовым танком, выпускавшимся когда-либо в Германии, объемы производства которого, несмотря на нехватку материалов, росли до самых последних дней Второй мировой войны в Европе.

Рабочая лошадь вермахта

Несмотря на то что появились боевые машины, более современные, чем немецкий танк Т-4 - «Тигр», «Пантера» и «Королевский тигр», он не только составлял большую часть вооружения вермахта, но также входил в состав многих элитных дивизионов СС. Рецепт успеха заключался, вероятно, в большом корпусе и башне, простоте обслуживания, надежности и надежном шасси, что позволило расширить массив вооружений, по сравнению с Panzer III. Начиная с модели A до F1 ранние модификации, использовавшие короткий 75-мм ствол, постепенно были заменены на «длинные», с F2 по Н, с очень эффективной высокоскоростной пушкой, унаследованной от Pak 40, которая могла справиться с советскими КВ-1 и Т-34. В конце концов Т-4 (фото представлено в статье) полностью превзошел Panzer III как по численности, так и своим возможностям.

Дизайн прототипа «Круппа»

Первоначально предполагалось, что немецкий танк Т-4, технические характеристики которого были определены в 1934 году ваффенамтом, будет выполнять функции «сопровождающего транспортного средства», чтобы скрыть его истинную роль, запрещенную условиями Версальского договора.

Участие в разработке концепции принимал Хайнц Гудериан. Эта новая модель должна была стать танком поддержки пехоты и размещаться в арьергарде Планировалось, что на уровне батальона одна такая машина должна приходиться на каждые три Panzer III. В отличие от Т-3, оснащенного вариантом стандартной 37-мм пушки Pak 36 с хорошими противотанковыми характеристиками, короткий ствол гаубицы Panzer IV мог быть использован против всех видов укреплений, блокгаузов, дотов, противотанковых пушек и артиллерийских позиций.

Вначале лимит веса боевой машины составлял 24 тонны. Компании MAN, Krupp и Rheinmetall-Borsig создали три прототипа, и Krupp получил главный контракт. Подвеска сперва была совершенно новой, с шестью чередующимися колесами. Позже армия потребовала установить стержневые рессоры, обеспечивавшие лучшее вертикальное отклонение. По сравнению с предыдущей системой, это делало ход более плавным, но необходимость в новом танке остановила дальнейшие разработки. Krupp вернулся к более традиционной системе с четырьмя сдвоенными колесными тележками и листовыми рессорами, облегчающими обслуживание. Планировался экипаж из пяти человек - трое находилось в башне (командир, заряжающий и наводчик), а водитель с радистом - в корпусе. Боевое отделение было относительно просторным, с улучшенной звукоизоляцией заднего моторного отсека. Немецкий танк Т-4 внутри (фото в материале это иллюстрируют) оснащался системой бортовой связи и радио.

Хотя это не очень заметно, но корпус Panzer IV асимметричный, башня смещена на 6,5 см влево, а двигатель - на 15 см вправо. Это было сделано для того, чтобы непосредственно соединить кольцо башни с трансмиссией для более быстрого ее поворачивания. Ящики с боеприпасами вследствие этого располагались справа.

Прототип, разработанный и построенный в 1936 году на заводе Krupp AG в Магдебурге, был обозначен Управлением вооружений сухопутных сил как Versuchskraftfahrzeug 622. Тем не менее в новой довоенной номенклатуре он быстро стал известен как Pz.Kpfw.IV (Sd.Kfz. 161).

Танк имел бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., и коробку SGR 75 c пятью передними и одной задней передачами. Максимальная скорость на испытаниях на ровной поверхности составляла 31 км/ч.

75-мм пушка - низкоскоростная Kampfwagenkanone (KwK) 37 L/24. Это орудие предназначалось для стрельбы по бетонным укреплениям. Тем не менее некоторую противотанковую способность обеспечивал бронебойный снаряд ​​Panzergranate, скорость которого достигала 440 м/с. Он мог пробить 43-мм лист стали на расстоянии 700 м. Два пулемета МГ-34 завершали вооружение, один соосный и другой в передней части машины.

В первой партии танков типа A толщина брони корпуса не превышала 15 мм и башни - 20 мм. Хотя это и была закаленная сталь, такая защита могла противостоять только легкому огнестрельному оружию, легкой артиллерии и осколкам гранатометов.

Ранние «короткие» предварительные серии

Немецкий танк Т-4 A являлся своего рода предварительной серией из 35 единиц, произведенных в 1936 г. Следующим стал Ausf. B с модифицированным командирским куполом, новым двигателем Maybach HL 120TR, развивающим мощность 300 л. с., а также новой передачей SSG75.

Несмотря на дополнительный вес, максимальная скорость возросла до 39 км/ч, и была усилена защита. Толщина брони достигла 30 мм в фронтальной наклонной части корпуса и 15 мм в других местах. Кроме того, пулемет был защищен новым люком.

После выпуска 42 машин производство переключилось на танк немецкий Т-4 C. Толщина брони на башне возросла до 30 мм. Общий вес составил 18,15 тонны. После поставки 40 единиц в 1938 г. танк был улучшен за счет установки нового двигателя Maybach HL 120TRM для следующей сотни машин. Вполне логично, что последовала модификация D. «Дору» можно отличить по вновь установленному на корпусе пулемету и выведенной наружу амбразуре. Толщина боковой брони увеличилась до 20 мм. Всего было изготовлено 243 машины данной модели, последняя из которых - в начале 1940 года. Модификация D стала последней предсерийной, после которой командование приняло решение о наращивании масштабов производства.

Стандартизация

Немецкий танк Т-4 E стал первой крупномасштабной серией, которую начали производить во время войны. Хотя многие исследования и доклады говорят о недостаточной проникающей способности 37-мм орудия Panzer III, его замена была невозможной. В поисках решения для проведения испытаний на один прототип Panzer IV Ausf. D была установлена модификация среднескоростной 50-мм пушки Pak 38. Первоначальный заказ на 80 единиц отменили после окончания французской кампании. В танковых сражениях, в частности, против британской «Матильды» и французского «Б1 бис», окончательно выяснилось, что толщина брони является недостаточной, а пробивная сила пушки слабая. В Ausf. E осталось короткоствольное орудие KwK 37L/24, но толщина передней брони была увеличена до 50 мм, с 30-мм стальными накладками пластин в качестве временной меры. К апрелю 1941 года, когда эта модификация была заменена Ausf. F, ее производство достигло 280 единиц.

Последняя «короткая» модель

Очередная модификация существенно изменила немецкий танк Т-4. Характеристики ранней модели F, переименованной в F1 при появлении следующей, изменились по причине замены передней накладной пластины 50-мм плитой и увеличения толщины боковых частей корпуса и башни до 30 мм. Общий вес танка вырос до более 22 тонн, что вызвало другие изменения, такие как увеличение ширины гусениц с 380 до 400 мм для уменьшения давления на грунт с соответствующей заменой двух натяжных и ведущих колес. F1 был произведен в количестве 464 единиц до его замены в марте 1942 г.

Первая «длинная»

Даже с бронебойным снарядом Panzergranate низкоскоростная пушка Panzer IV не могла противостоять хорошо бронированным танкам. В контексте предстоящей кампании в СССР должно было быть принято решение по крупному обновлению танка Т-3. Доступное теперь орудие Pak 38L/60, эффективность которого подтвердилась, предназначалось для установки в башне Panzer IV. В ноябре 1941 года создание прототипа завершилось, и было запланировано производство. Но при первых боях с советскими КВ-1 и Т-34 изготовление 50-мм пушки, также используемой в Panzer III, было прекращено в пользу новой, более мощной модели компании Rheinmetall на основе орудия калибром 75 мм Pak 40L/46. Это привело к появлению KwK 40L/43, относительно длинного калибра, оснащенного что позволило снизить отдачу. Начальная скорость снаряда Panzergranade 39 превысила 990 м/с. Он мог пробить 77-мм броню на расстоянии до 1850 м. После создания в феврале 1942 года первого прототипа началось серийное производство F2. К июлю их было изготовлено 175 единиц. В июне танк немецкий Т-4 F2 был переименован на Т-4 G, но для ваффенамта оба типа обозначались как Sd.Kfz.161/1. В некоторых документах модель именуется F2/G.

Переходная модель

Танк немецкий Т-4 G являлся улучшенным вариантом F2 с изменениями, касавшимися экономии металла путем использования прогрессивной лобовой брони, утолщенной у основания. Лобный гласис был усилен новой 30-мм пластиной, что в сумме увеличивало толщину до 80 мм. Этого оказалось достаточно для успешного противостояния советскому 76-мм орудию и 76,2-мм противотанковой пушке. Вначале решили привести к этому стандарту только половину производства, но в январе 1943 года Адольф Гитлер лично отдал приказ о полном переходе. Однако вес машины вырос до 23,6 тонны, выявив ограниченные возможности шасси и трансмиссии.

Немецкий танк Т-4 внутри претерпел значительные изменения. Башенные смотровые щели были устранены, вентиляция двигателя и зажигание при низких температурах улучшены, установлены дополнительные держатели для запасных колес и скобы для гусеничных звеньев на гласисе. Они служили и в качестве временной защиты. Были обновлены фары, проведено укрепление и видоизменение бронекупола.

В более поздних версиях весной 1943 г. появилась боковая броня на корпусе и на башне, а также дымовые гранатометы. Но самое главное, появилась новая, более мощная пушка KwK 40L/48. После выпуска 1275 стандартных и 412 улучшенных танков производство сместилось в сторону модели Ausf.H.

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства - были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях - до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

Модификации


Немецкий танк Т-4: тактико-технические характеристики

Параметр

Высота, м

Ширина, м

Броня корпус/лоб, мм

Башня корпус/лоб, мм

Пулеметы

Выстр./патр.

Макс. скор., км/ч

Макс. расст., км

Преод. рва, м

Преод. стены, м

Преод. брода, м

Надо сказать, что большое число сохранившихся после Второй мировой танков Panzer IV не было утеряно или отдано на слом, а использовалось по назначению в таких странах, как Болгария и Сирия. Некоторые из них были оснащены новым советским тяжелым пулеметом. Они приняли участие в боях за Голанские высоты во время войны 1965 года и в 1967 г. Сегодня немецкие танки Т-4 являются частью музейных экспозиций и частных коллекций по всему миру, и десятки из них до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Танк т-3 (Pz.3) - первый по-настоящему боевой танк Вермахта. Разрабатывался на конкурсной основе четырьмя фирмами в качестве ма - шины для командиров рот "ZW" (Zugfuhrerwagen). К производству был принят образец фирмы Daimler-Benz. С 1940 до начала 1943 г. был основным средним танком германской армии .

Танк т-3 Pz.3 -первое боевое танковое оружие немецкой армии Второй мировой войны

КОНСТРУКЦИЯ И Модификации бронетехники

Pz.3A - предсерийный вариант массой 15,4 т. Корпус и башня - сварные. Двига -

тель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.е., пятискоростная синхронизированная коробка передач, планетарный механизм поворота. Ходовая часть с пятью опорны - ми катками большого диаметра, подвеска типа Кристи. Скорость 32 км/ч. Экипаж 5 чел. Габариты: 5690x2810x2340 мм. Во - оружение: 37-мм пушка KwK L46,5 и три пулемета MG 34 - два в башне справа от пушки, а один - в лобовом листе корпуса. Макс. Толщина брони - 14,5 мм. Изготов - лено 10 единиц.

Pz.3B - новая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и блокированной балансирной подвеской наполуэллиптических листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz.lVA. Изготовлено 15 единиц.

Pz.3C - незначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменены подвеска, система выхлопа и планетарный механизм поворота. Масса 16 т. Изготов - лено 15 единиц.

Pz.3 D - толщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Переделаны кормовая часть корпуса и крыша моторно - го отделения. Усовершенствована подвес - ка и введена новая командирская башенка с пятью смотровыми щелями. Запас хода увеличен до 165 км. Боевая масса 19,8 т. Изготовлено 30 единиц.

Pz.3 E - ходовая часть с шестью опор - ными катками и торсионной подвеской. Двигатель Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с., десятискоростная коробка пере - дач. Введены двухстворчатые бортовые люки в башне, установка курсового пуле - мета Kugelblende 30, комбинированный прибор наблюдения механика-водителя, эвакуационные люки в бортах корпуса. Из - менениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса 19,8 т. Скорость 35 км/ч. Изготовлено 96 единиц.

Pz.3 F - незначительно модернизиро - ванный Pz.lllE. С июня 1940 г. - 50-мм пушка KwK 38. Изготовлено 435 единиц.

В последующем все танки варианта Pz.lllF и большинство Pz.lllE были перево - оружены 50-мм пушкой. При этом число пулеметов сократилось до двух.

Pz.3G - незначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская ба -

шенка с пятью смотровыми приборами, унифицированная с башенкой Pz.IV. Ящик для снаряжения на корме башни. Воору - жение: 50-мм пушка KwK 38 и два пулеме - та MG 34 Изготовлено 600 единиц (из них 54 в тропическом исполнении Pz.lllG (trop).

Pz.3 H - новая конструкция направляю - щего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы шириной 400 мм. Изменена кор - мовая часть башни. Боевая масса 21,6 т. Вооружение и двигатель без изменений,

шестискоростная коробка передач. Изго - товлено 310 единиц.

Pz.lll J - лобовая броня толщиной 50 мм, шаровая установка курсового пулеме - та Kugelblende 50. С января 1942 года - 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Боевая масса 21,5 т. Габариты с пушкой L/60: 6280x2950x2500 мм. Изго - товлено 2616 единиц (из них 1067 с длин - ноствольной пушкой).

Pz.lllL (Sd.Kfz. 141/1) - увеличенная тол - щина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Двига - тель и вооружение как у Pz.lIIJ поздних вы - пусков. Изготовлено 653 единицы.

Pz.lllM (Sd.Kfz. 141/1) - последний ва - риант Pz.lll в качестве линейного танка, вооруженного 50-мм пушкой. Незначи - тельные отличия от Pz.lllL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоле - ния без подготовки брода глубиной до 1,3 м. Установлены дымовые гранатометы, кронштейны для крепления противокуму- лятивных экранов, зенитный пулемет на командирской башенке. Боекомплект пуш - ки возрос до 98 выстрелов. Изготовлено 250 единиц.

Pz.lllN (Sd.Kfz. 141/2) - штурмовой танк, вооруженный 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня как у Pz.lllL и Pz.lllM. Командирская башенка как у поздних Pz.IV. Боевая масса 23 т. Изготовлено 663 единицы.

В строевые части Панцерваффе первые 10 танков Рz.lll были переданы весной 1939 г. Их боевое крещение состоялось во время Польской кампании. На 1 сентября 1939 г. в немецких танковых частях име - лось всего 98 Rz.lll из 120, выпущенных к этому времени. Непосредственное учас - тие в боевых действиях приняли лишь 69 машин. Большинство из них (37 единиц) было сосредоточено в 6-м учебном танко - вом батальоне (6. Panzer Lehr Battalion), приданном 3-й танковой дивизии, входив - шей в состав 19-го танкового корпуса ге - нерала Г.Гудериана. Несколько машин имелось и в 1-й танковой дивизии. Безво - звратные потери боевых машин этого типа в ходе боев в Польше составили 8 единиц (по другим данным - 26 единиц!).

К началу французского похода Панцер - ваффе располагали уже 381 танком Pz.lll и 60 - 70 командирскими танками на их ба - зе. При этом недокомплект составлял при - мерно 100 боевых машин. Поэтому нем - цам пришлось сосредоточивать дефицит - ные средние танки в соединениях, действовавших на направлениях главных ударов. 135 танков Pz.lll были безвозврат - но потеряны в ходе боевых действий.

После поражения Франции, в рамках подготовки к вторжению на Британские острова, в конце лета 1940 г. 168 танков моделей F, G и Н были переоборудованы в танки подводного хода. Для частей Афри - канского корпуса был разработан тропи - ческий вариант танка, с более производи - тельными системами охлаждения и очист - ки воздуха.

Как и другие типы немецких танков "тройки" принимали участие в операции на Балканах весной 1941 года. На этом те - атре главной опасностью для немецких танков были не малочисленные югославе-

БОЕВАЯ МАССА, т: 19,5- ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм* длина 5380 ширина - 2910, высота - 2440, клиренс - 385.

ВООРУЖЕНИЕ" 1 пуш^а Kw«4 L/45 калибра 37 мм и 3 пулемета MG 34 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 131 артвыстрел и 4425 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: монокулярный телескопический прицел

TZE 5а.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 30: борт 30, корма - 21: дни - ще - 16; крыша - 17; башня - 30,

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120TR, 12-цилиндровый карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 300 л с (22^ кВт) при 3000 об/мин., рабочий объем 11 867 см 3 ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион, десятискооост ная безвальная механическая коробка передач с предварительным выбором и пневматическим переключением (10 вперед. 4 назад), планетарные механизмы поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных сдвоенных обрезиненных катков на боот, три обрезиненных поддеоживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами, зацепление цевочное; подвеска - индивиду - альная, торсионная: в каждой гусенице 94 грака шириной 360 мм, шаг трака 130 мм.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ км/ч: 40. ЗАПАС ХОДА, км-165.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, угол подъема град 30; шири - на рва м - 2,0; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 0,8 СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

кие и греческие танки и противотанковые пушки, а горные, подчас не мощеные, до - роги и плохие мосты. Серьезные столкно - вения, приведшие к потерям, пусть и нез - начительным, произошли у немцев с анг - лийскими войсками, прибывшими в Грецию в марте 1941 года. Огнем 25-фун - товых орудий было подбито несколько Pz.lll.

Весной 1941 г. Pz.lll прибыли в Север - ную Африку. 11 марта в Триполи начали разгружаться подразделения 5-й легкой дивизии Вермахта, насчитывавшие в сво - ем составе до 80 Pz.lll. В основном это были машины модификации G в тропичес -

ком исполнении с усиленными воздушны - ми фильтрами и системой охлаждения. Спустя пару месяцев, к ним присоедини - лись боевые машины 15-й танковой диви - зии. На момент прибытия, Pz.lll превосхо - дил любой английский танк в Африке, за исключением "Матильды"

Первым крупным боем в ливийской пустыне с участием Pz.lll стала атака си-лами 5-го танкового полка 5-й легкой ди - визии английских позиций у Тобрука 30 апреля 1941 г. В дальнейшем танки Pz.lll принимали участие практически во всех боевых операциях немецких войск на этом театре. Осенью 1941 и весной 1942 гг. количество Pz.lll в Африканском корпу - се было максимальным. Например, в но - ябре 1941 г. немецкие войска располага -

ли 249 танками, из них - 139 Pz.lll. В ян - варе 1942 г. прибыла еще одна крупная партия машин этого типа - несколько де - сятков Pz.lllJ, правда еще с короткой 50- мм пушкой. Первые 19 Pz.lllJ с длинност - вольными пушками прибыли в Африку в мае 1942 г. Накануне сражения у Эль-Га- залы немцы располагали всего 332 танка - ми, 223 из них были Pz.lll различных мо-

дификаций. Большинство этих машин принимали участие и в сражении у Эль- Аламейна, в котором немецкие войска потерпели поражение и отступили в Ту - нис, бросив всю технику.

В 1943 г.некоторое количество танков Pz.lll главным образом модификаций L и N приняло участие в завершающих боях Аф - риканской кампании. В частности танки Ausf.L 15-й танковой дивизии участвовали в разгроме американских войск в проходе Кассерин 14 февраля 1943 г. Танки Ausf.N

входили в состав 501-го тяжелого танково - го батальона. Их задачей была охрана по - зиций "тигров" от атак неприятельской пе - хоты. После капитуляции немецких войск в Северной Африке 12 мая 1943 г. все эти танки стали трофеями союзников.

Накануне войны с Советским Союзом Вермахт располагал 235 танками Pz.lll с 37-мм пушками (еще 81 машина находи - лась в ремонте). Танков с 50-мм пушка - ми было значительно больше - 1090! Еще 23 машины находились в стадии пе - ревооружения. В течение июня от про - мышленности ожидалось поступление еще 133 боевых машин. Из этого количе - ства непосредственно для вторжения в Советский Союз предназначалось 965 танков Pz.lll, которые были распределены более или менее равномерно по 16 не - мецким танковым дивизиям из 19, участ - вовавших в операции "Барбаросса" (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии имели на во - оружении танки чехословацкого произво - дства). Так, например, в 1-й танковой ди - визии имелось 73 Pz.lll и 5 командирских Pz.Bf.Wg.Ill, в 4-й танковой - 105 боевых машин этого типа. Причем, абсолютное большинство танков было вооружено 50- мм пушками L/42.

По трем основным оценочным парамет - рам - вооружению, маневренности и бро - невой защите - Pz.lll существенно пре - восходил только Т-26. Над БТ-7 немецкая машина имела преимущество в броневой защите, над Т-28 и KB - в маневренности. По всем трем параметрам немецкий сред - ний танк уступал только Т-34. Вместе с тем Pz.lll имел неоспоримое превосход - ство над всеми советскими танками в ко - личестве и качестве приборов наблюде - ния, качестве прицелов, надежности дви - гателя, трансмиссии и ходовой части. Немаловажным преимуществом было стопроцентное разделение труда членов экипажа, чего не было на большинстве со - ветских танков. Последние обстоятель - ства, при отсутствии ярко выраженного превосходства в ТТХ в целом, позволяли Pz.lll в большинстве случаев выходить по - бедителем из танковых дуэлей. Впрочем, при встречах с Т-34, а тем более с KB, до - биться этого было весьма трудно: пробить их броню немецкая 50-мм пушка могла

только с очень малой дистанции - не бо - лее 300 м.

К концу 1941 г. потери в машинах этого типа на Восточном фронте составили 660 единиц, а за первые два месяца 1942-го -еще 338! Тем не менее, в течение всего 1942 г. Pz.lll оставались основной ударной силой Панцерваффе, в том числе и в ходе масштабных наступательных операций на южном фланге Восточного фронта. 23 ав - густа 1942 г. Pz.lll Ausf.J из 14-го танково - го корпуса первыми вышли к Волге север - нее Сталинграда. В Сталинградской битве и битве за Кавказ Pz.lll понесли наиболее серьезные потери. В этих сражениях участвовали танки, вооруженные обоими типами пушек - в 42 и 60 калибров. Ис - пользование длинноствольной 50-мм пуш - ки позволило отодвинуть дистанцию огне - вого боя, например, с Т-34 почти до 500 м.

- борстве с советскими танками перешла к Pz.IV с длинноствольными 75-мм пушками, a Pz.lll все чаще играли вспомогательную роль. Тем не менее, они еще составляли примерно половину танкового парка Вер - махта на Восточном фронте. К лету 1943 г. в штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава В первом батальоне "тройками" вооружа - лась одна рота, во втором - две. Всего в дивизии полагалось иметь 66 линейных танков этого типа.

В последний раз в значительных количе - ствах Pz.lll применялись в ходе операции "Цитадель". В танковых и моторизова этой операции насчитывалось 109 танков с короткоствольными 50-мм пушками, 528 - с длинноствольными и 172 - с 75-мм ору - диями Кроме этих танков еще 56 машин имелось в 503-м и 505-м тяжелых танко - вых батальонах, 656-м полку истребителей танков и других частях. По немецким дан - ным, в течение июля и августа 1943 г. бы - ло потеряно 385 Pz.lll . Всего же в течение года потери составили 2719 единиц, из которых 178 после ремонта вернули в строй.

К концу 1943 г. в связи с прекращением производства число Pz.lll в частях первой линии резко сократилось. Значительное количество танков этого типа передали в различные учебные и резервные части. Они несли службу на второстепенных те - атрах военных действий, например, в Ита - лии и на Балканах.

К марту 1945 г. в боевых частях Вермах - та осталось только 164 Pz.lll, еще 328 име - лось в армии резерва, а 105 использова - лись в качестве учебных.

Незначительное количество Pz.lll раз - личных модификаций было поставлено со - юзникам Германии. В сентябре 1942 г. 10 танков модификации М получила Венгрия. Еще 10-12 машин было передано венг - рам в 1944 г. В конце 1942 г. 11 машин Ausf.N было поставлено в Румынию. В 1943 г. 10 таких танков заказала Болгария, но в итоге немцы заменили "тройки" на Pz.38(t). Словакия получила 7 Ausf.N в 1943 г Несколько машин модификаций N и L состояли на вооружении хорватских войск. Турция планировала приобрести 56

машин вариантов L и М, но планы эти реа - лизовать не удалось. Таким образом, в ар - мии союзных Германии государств посту - пило всего не более 50 Pz.lll.

На базе Pz.lll строились разнообразные самоходно-артиллерийские установки, включая знаменитые штурмовые орудия StuG III, пять типов командирских танков, огнеметные танки, машины передовых ар - тиллерийских наблюдателей, ремонтно-эва- куационные машины. Были выпущены не - большие партии машин для перевозки бо - еприпасов и амуниции и саперных танков.

В1936 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала средний танк Т-3, который в 1938 году пошёл в серию (боевая масса 19,5 т, скорость 40 км/ч, вооружение – 37мм полуавтоматическая пушка, 3 пулемёта, броня корпуса и башни – 30 мм).

После кампании 1940 года Гитлер потребовал перевооружить танки Т-3 длинноствольной 50-мм пушкой. Это явилось данью признания толстой брони английских «Матильд». Но управление вооружения самовольно установило на танк пушку длиной 42 калибра с низкой начальной скоростью снаряда (модификации F, G и H – основные танки немецкой армии в 1941 г.).

В боях на советско-германском фронте выявилась слабость вооружения и бронирования Т-3. Предпринятые попытки модернизировать Т-3 с целью уравнять его боевые качества с Т-34 желаемых результатов не дали. Методом экранировки в 1941 году толщина лобовых деталей корпуса была доведена до 60 – 70 мм.

Танки модификации J (с декабря 1941 г.) наконец-то получили 50-мм пушку длиной 60 калибров. Её бронебойный снаряд (начальная скорость 835 м/с) пробивал 75-мм, а подкалиберный (1130 м/с) 115-мм броню на дальности 500 м.

Последние машины модификаций M и N были вооружены тем же короткоствольным 75-мм орудием, которое имел раньше танк Т-4 (в 1942-1943 гг. их выпущено 660 штук). В 1943 году на базе Т-3 было выпущено 100 огнемётных танков, участвовавших в Курской битве.

Танк Т-3 был неплохой с технической точки зрения машиной. На нём нашли применение многие новшества: индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, управление с помощью сервоприводов и планетарных механизмов поворота и т.д. Однако высокое удельное давление на грунт и малая удельная мощность явились причиной недостаточной подвижности и низкой проходимости.

Эти характеристики при модернизации танка улучшены не были, так как на танки ставился всё тот же 300-сильный двигатель, а масса от модификации к модификации росла. Поскольку конструктивных резервов для серьёзной модификации танк не имел, в августе 1943года его производство (после выпуска 5700 машин двенадцати модификаций) прекратилось. Освободившиеся заводские мощности переключились на выпуск штурмовых орудий на базе Т-3.

Бородинское сражение
Историческому дню 26 августа (7 сентября) 1812 г. посвящена обширная литература. О Бородине писали историки и писатели, стратеги и тактики. В течение долгого времени в литературе существовало мнение о якобы стихийном возникновении Бородинского сражения. Иностранные историки настойчиво утверждали, что Наполеон, владея стратегической ини...

Характеристика работ А.И.Маркевича посвященные археологическому и историческому прошлому Тавриды. Анализ работы А.И.Маркевича "Памятники древности Крыма, их изучение и судьбы"
Огромное значение для истории и краеведения Крыма имеет работа А.И. Маркевича "Судьбы памятников древности в Тавриде". Структурно данная работа А.И. Маркевича состоит из трех разделов, которые рассматривают степени сохранности древних сооружений Крыма в различные исторические периоды. В данной работе А.И. Маркевича дается хара...

Советское государство в первой половине 20-х годов XX в.. Внутреннее положение РСФСР в 1920-1921 гг.
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу. Экономический и социальный кризис конца 1920 - начала 1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экон...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: