Возможность привлечения свидетеля по административному делу. Допрос свидетеля в административном процессе

Согласно Кодексу административного судопроизводства Украины (далее по тексту — КАС) факты, полученные благодаря показаниям свидетелей, является разновидностью доказательств, если они имеют значение для правильного разрешения дела. Судья при этом оценивает принадлежность всех доказательств, опираясь на положения законодательства. Учитывается лицо свидетеля, источник информации и то, как его данные соотносятся с другими известными суду данными.

Поступления предоставляются и определяются судом. Они оплачиваются немедленно, и если это невозможно, оплата производится банковским переводом или почтовым переводом. Требования к оплате дебиторской задолженности истекают по истечении трех лет. Жалоба на судебное решение против появления постановления суда не допускается.

В соответствии с положениями Кодекса, в качестве доказательства, должно быть разрешено все, что может способствовать объяснению дела, и оно не противоречит закону. В частности, доказательства могут быть задокументированы, свидетельские показания, заключение экспертов и наблюдение. Если положение закона не требует официального подтверждения конкретных фактов или юридического статуса посредством свидетельства, выданного компетентным административным органом, орган публичной администрации по запросу представляет заявление, подписанное под страхом ответственности за ложные показания.

Рассмотрим подробнее процедуру допроса свидетелей, оценку судом их слов и ответственность лица, которое дает ложные показания.

Свидетельствовать в административном процессе может любое лицо, если ему известны обстоятельства, которые выясняются судом. Исключение составляют недееспособные лица (кто в силу своих психических или физических недостатков не может адекватно воспринимать значимые для дела обстоятельства). Ограничения существуют и в отношении представителей определенных профессий: священнослужителей, в том числе бывших, судей, народных заседателей и присяжных, которые не могут разглашать секретную информацию, полученную, например, на исповеди или при обсуждении в совещательной комнате вопросов, возникших при принятии решения, и т.п. (ст.65 КАС). Адвокаты и нотариусы не имеют права давать показания в отношении сведений, составляющих адвокатскую и нотариальную тайну (п.2 ч.1 ст.23 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», ст.8 закона «О нотариате»).

В этом случае ст. 83 § 3 кПа. В свете положений Кодекса официальные документы, оформленные в установленном виде властями, находящимися в их юрисдикции, являются доказательством того, что официально указано в них. Правила Кодекса позволяют получить доказательства против содержания перечисленных выше документов. Аутентифицированная копия документа.

Если документ содержится в акте органа или организации, упомянутых в ст. 76 § 1 или 2 Кодекса, достаточно представить копию или выписку из документа, официально заверенную органом или организацией. Орган государственного управления предоставит копию или выписку, если сама сторона не сможет ее получить. Когда власти сочтут необходимым пересмотреть оригинал документа, ему может быть предложено его предоставить. Вместо оригиналов документа сторона может подать копию документа, если его соответствие оригиналу было заверено нотариусом или полномочным представителем адвоката, патентного поверенного или налогового консультанта.

При этом законодательство не содержит ограничений, связанных с возрастом свидетеля, его родственными и близкими отношениями с участниками дела. Хотя допрос отдельных категорий лиц все же имеет свои особенности.

Если свидетель не может сказать, откуда и как получил данные об определенном обстоятельстве, его показания не будут считаться доказательством. Если же источником информации является сообщение другого лица, то такое лицо также опрашивается (ст.77 КАС).

Электронные копии документов составляются в форматах, указанных в правилах, изданных в соответствии со ст. 18 п. 1 этого закона. В копия документа включено заявление о соблюдении оригинала адвокатом, юридическим консультантом, патентным поверенным или налоговым консультантом. Если это оправдано обстоятельствами дела, орган публичного управления запросит копию оригинала документа этого документа.

Орган публичной администрации обязан всесторонне собирать и проверять все доказательства. Орган может на любой стадии процедуры изменить, дополнить или отменить его предоставление для доказательства. Орган, проводящий разбирательство по просьбе компетентного органа для разрешения дела, может в офисе или по просьбе стороны также заслушивать новых свидетелей и свидетелей об обстоятельствах разбирательства. Общие факты и факты, известные власти, не требуют доказательств. Факты, известные власти, должны быть доведены до сведения веб-сайта.

Может случиться так, что человек — первоисточник информации — имеет иммунитет свидетеля или умер, тогда показания свидетеля не лишаются статуса доказательства, однако степень доверия к ним может быть меньше (ч.2 и 3 ст.65 КАС).

Важно, что свидетель не может давать показания по собственной инициативе: его привлекают по ходатайству сторон или по инициативе суда. Каждый свидетель допрашивается отдельно, и пока с одним из них общаются, другие свидетели ждут вне зала судебного заседания. Кроме того, судебный распорядитель принимает меры, чтобы свидетели, которых допросили, не разговаривали с теми, кто еще не давал показаний. Однако если в показаниях свидетелей окажутся разногласия, их могут допросить одновременно.

Если предметом доказательства является обстоятельство, имеющее отношение к делу, рассматривается запрос на доказательство. Государственный орган не может принимать во внимание вышеуказанное требование, которое не было сообщено в ходе разбирательства или на слушании, если запрос касается обстоятельств, уже обнаруженных другими доказательствами, если они не имеют отношения к делу.

Стороны, участвующие в разбирательстве. Сторона должна быть уведомлена о месте и времени получения доказательств от свидетелей, свидетелей или виз по крайней мере за семь дней до крайнего срока. Кроме того, сайт имеет право участвовать в принятии доказательств, может запрашивать свидетелей, свидетелей и сторон и давать объяснения.

Перед началом допроса устанавливают личность свидетеля, его возраст, род занятий, место проживания, отношение к делу и отношения с участниками процесса. Лицу разъясняют его права и обязанности и предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные показания и за отказ давать показания. Если препятствий для допроса свидетеля не установлено, он дает и подписывает присягу.

Государственный орган оценивает на основе совокупности доказательств того, что это обстоятельство доказано. Следует помнить, что фактические обстоятельства могут считаться доказанными, если сторона имела возможность прокомментировать доказательства, если обстоятельства, упомянутые в ст. 10 § 2 кПа.

Положения Кодекса предусматривают, что никто не может отказывать в даче показаний в качестве свидетеля, за исключением супруга, правонарушителя, потомства и братьев и сестер стороны и его родственников первой степени, а также лиц в отношении усыновления, ухода или опекунов. Право отказаться от показаний также продолжается после прекращения брака, усыновления, ухода или опеки. Свидетель может отказаться отвечать на вопросы, если ответчик может подвергнуть его или ее одному из вышеуказанных нарушений ответственности, прямо или косвенно, или нарушить обязательство соблюдать охраняемую законом профессиональную тайну.

Свидетеля просят рассказать все, что ему известно по делу, после чего задают вопросы: сначала это делает лицо, по ходатайству которого вызвали свидетеля, потом — другие участники процесса. В любой момент допроса задать вопрос свидетелю может судья.

Кроме того, при необходимости свидетеля могут допросить повторно — в том же или следующем судебном заседании (ст.141 КАС).

До получения показаний орган государственного управления гарантирует право отказаться давать показания и отвечать на вопросы и брать на себя ответственность за ложные показания. Государственный орган может попросить эксперта или эксперта высказать свое мнение, если в деле требуются специальные сообщения. Бегун освобождается от правил и процедур, изложенных в ст. 24 кПа. Кроме того, закон применяется к свидетелям для заслушивания свидетелей.

Орган государственного управления может при необходимости проводить инспекции. Если субъект рассматривается третьими лицами, эти лица подлежат запросу органа власти представить предмет. Если после исчерпания доказательств или из-за отсутствия доказательств остальные факты не имеют отношения к делу, государственный орган может объяснить этот вопрос в государственную администрацию. Свидетели обращаются к слушанию сторон, за исключением положений о принудительных мерах.

Основная обязанность свидетеля — вовремя прибыть в суд по его вызову и дать правдивые показания. Если в назначенное время свидетель не может явиться в суд, он обязан об этом сообщить, и в случае необходимости суд перенесет заседание или допросит свидетеля по месту его нахождения.

Во время допроса свидетель может давать показания на родном языке или на любом другом, которым владеет (ст.65 КАС). Если его показания связаны с вычислениями или другой сложной для запоминания информацией, он может пользоваться записями, которые после допроса показываются суду и участникам процесса и могут быть приобщены к делу (ст.141 КАС).

Доказательства перед коллегиальным органом. Коллегиальный орган, компетентный для принятия решения по этому вопросу, может распорядиться о принятии доказательств или их части одному из своих членов или сотрудников при условии, что против него не будет принято никаких конкретных положений.

Нарушение обязанности личного облика. Штраф оштрафован. Орган, который оштрафовал штраф, может по просьбе наказуемого файла в течение семи дней с момента получения уведомления о штрафе объявить его оправданным отсутствием или отказом дать показания, дать заключение или показать предмет и освободить штраф. Отказ от освобождения от наказания используется для оплаты.

Кроме того, свидетель имеет право на оплату расходов на дорогу, если ему пришлось приезжать или переезжать в другой населенный пункт.

Как уже упоминалось, перед допросом лицо предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложные показания и за отказ давать показания.

Наказанием за ложные показания могут быть исправительные работы на срок до 2-х лет, до 6 месяцев ареста или до 2-х лет лишения свободы (ч.1 ст.384 Уголовного Кодекса (УК). Отказ же свидетельствовать (без уважительных причин) наказывается штрафом в размере от 50 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до 6 месяцев.

Прекрасные штрафы не исключают возможности обращения к неохотно свидетелю принудительных мер, предусмотренных в конкретном законодательстве. Дисциплинарная ответственность. В случае неудачи солдата в действительной военной службе обязательства, упомянутые в ст. Статья 88 Уголовно-процессуального кодекса, орган, проводящий расследование, вместо того, чтобы измерять штраф солдата, должен предстать перед офицером воинской части, в которой слушает служащий, требуя от него ответственности за дисциплинарное взыскание.

Свидетельством налоговых доказательств могут служить показания свидетелей, имеющих информацию, имеющую отношение к разрешению дела. Налогоплательщик имеет право участвовать в слушаниях. Должностные лица все чаще используют показания свидетелей по другим вопросам, особенно уголовным и фискальным наказаниям, отказываясь пересматривать их в налоговых процедурах.

Если лицо отказалось давать показания в отношении себя, членов своей семьи или близких родственников, оно не подлежит уголовной ответственности (ст.385 УК). Это касается дачи показаний в отношении мужа, жены, отца, матери, отчима, мачехи, сына, дочери, пасынка, падчерицы, брата, сестры, дедушки, бабушки, внука, внучки, усыновителя или усыновленного, опекуна или попечителя, лица, над которым установлена опека, членов семьи или близких родственников этих лиц (ч.3 ст.65 КАС). Если лицо согласилось давать такие показания, оно несет полную ответственность за их содержание, и в случае ложности показаний к нему применяется такое же наказание, что и ко всем остальным.

Налоговые должностные лица обязаны устанавливать все обстоятельства и аспекты дела до принятия решения. Это требует сбора надежных и полных доказательств. Свидетельства могут быть свидетельскими показаниями. Налоговые должностные лица могут призывать к слушанию в принципе любого, кто способен передавать свои речи, письма или подписи, а также из-за их знаний могут помочь прояснить проблему или определить определенные факты. Ограничения в передаче наблюдений должны быть объективно сформулированы, например, в виде заключения психиатра.

Право отказаться от дачи показаний предоставляется лицам, названным в качестве свидетелей, в случае члена их ближайшей семьи. Свидетельство не обязательно должно включать: супруга налогоплательщика, начальника, потомков, братьев и сестер, родство первой степени и лиц, которые являются участниками усыновления, опеки или попечительства.

Как правило, все расходы, связанные с привлечением свидетеля, несет лицо, по чьему ходатайству вызвали свидетеля. Иногда затраты компенсируются за счет государственного бюджета, если лицо — инициатор допроса — освобождено от их уплаты или свидетеля вызвал сам суд. Возможно и частичное покрытие расходов из бюджета. Тогда государство платит разницу, если инициатор имеет решение об уменьшении для него судебных расходов (ст.88, 92 КАС).

Свидетель может быть назначен по инициативе как налоговых чиновников, так и налогоплательщика. Однако не каждый человек, назначенный налогоплательщиком, будет допрошен. Налоговый орган будет учитывать это требование, если обстоятельства дела имеют отношение к делу, если обстоятельства не установлены достаточными доказательствами. Должностные лица оценивают, влияет ли обстоятельство, представленное в запросе на доказательства, на результат, на возможность получения доказательств, полученная информация поможет прояснить это дело.

Лицо, опрошенное как свидетель, имеет право не отвечать на вопрос, когда оно может подвергнуть его уголовной или уголовной ответственности. Ему также не нужно отвечать на вопросы, если ответ может привести к нарушению обязательства поддерживать законную профессиональную тайну.

Итак, свидетель — это очень важный участник административного процесса, поскольку его показания являются средством доказывания по административному делу. При этом следует отметить: суд использует показания свидетелей в административном судопроизводстве не так часто, как в гражданском. Это обусловлено тем, что значительная часть административных дел все же связана с обжалованием решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий. Среди самых распространенных категорий административных дел, в которых вызываются свидетели для дачи показаний, являются: дела о спорах относительно отношений публичной службы, в частности дела об увольнении с публичной службы и возобновлении на ней; дела о спорах физических лиц-предпринимателей (ФЛП) или юридических лиц с органами Государственной фискальной службы по обжалованию налоговых уведомлений-решений.

Лицо, которое исповедует ложь или скрывает правду, подлежит уголовной ответственности. За лжесвидетельство грозит тюремное заключение до 3 лет. Должностные лица должны предупредить свидетеля, прежде чем отбирать показания. Однако лицо, которое, не зная права отказаться давать показания или отвечать на вопросы, не наказывается, делает ложные показания, опасаясь уголовной ответственности перед ним или его ближайшей семьей.

Слушание обычно проводится в налоговой инспекции. В нем может участвовать налогоплательщик. Он имеет право присутствовать на слушании, задавать вопросы и давать объяснения. Налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о том, когда и когда слушание будет проведено не позднее, чем за 7 дней до истечения срока. Это искусство. 190 § 1 Налогового указ.

Материалы подготовлены экспертами Общественной организации «Объединение соотечественников «Мирные инициативы — развитие»

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Должностные лица казначейства все чаще используют свидетельства свидетелей для других процедур, прежде всего уголовных и фискальных штрафов, не ссылаясь на них снова в ходе налоговых процедур. Нет никаких препятствий для включения таких материалов в налоговые вопросы, когда они имеют важное значение для его решения. Доказательством может быть все, что поможет объяснить конкретный случай, и это не противоречит закону. Такая практика часто подвергается критике. Налогоплательщики получают их как лишение их участия в слушании лица, показания которого становятся частью доказательств.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Комментарий к статье 25.6 КоАП РФ

1. Указание ч. 1 данной статьи на то, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, подчеркивает незаменимость свидетеля. Обстоятельства, подлежащие выяснению, приведены в ст. 26.1 КоАП РФ (наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении этого правонарушения и т.п.). В качестве свидетеля может быть опрошен и потерпевший (ч. 4 ст. 25.2). Однако такой опрос не влечет каких-либо ограничений в правах потерпевшего или его законного представителя.

В качестве свидетеля могут быть также опрошены сотрудник милиции, народный дружинник или другие лица, которые пресекли правонарушение, производили задержание нарушителя либо личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Понятой может быть опрошен о факте совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержании и результатах (см. комментарий к ст. 25.7).

2. Вопрос о вызове свидетеля к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело, решается при подготовке дела к рассмотрению. При этом вызываемому лицу обязательно сообщается о времени и месте рассмотрения дела.

Свидетель вызывается повесткой, в которой указывается, куда и к кому он должен явиться, а также день и час явки. Повестка вручается под расписку свидетелю, а в случае его временного отсутствия - взрослым членам его семьи, администрации по месту работы, жилищным органам по месту его жительства либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Вызов несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется через их родителей или иных законных представителей.

В случае, указанном в ст. 27.15, допускается привод свидетеля на основании определения соответствующего субъекта административной юрисдикции.

3. В ч. 2 данной статьи указывается на обязанность свидетеля дать правдивые показания, сообщить обо всем известном ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Если свидетель сообщает об обстоятельствах, которые сам не воспринимал, он должен указать на источник полученной информации, лиц, которые видели или слышали об этих обстоятельствах, на соответствующие документы, из которых почерпнуты те или иные сведения.

4. В п. 1 ч. 3 данной статьи воспроизведено содержание положения ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В примечании к настоящей статье этот круг родственников определен.

5. Лицо может быть вызвано для опроса в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

6. О законных представителях несовершеннолетнего см. ст. 25.3.

7. Требование ч. 5 комментируемой статьи об ответственности свидетеля за дачу заведомо ложных показаний реализовано в ст. 17.9 Кодекса.

8. Возмещение расходов, понесенных свидетелем в связи с явкой к судье, в орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело, предусмотрено ст. 25.14 настоящего Кодекса.

Консультации и комментарии юристов по ст 25.6 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 25.6 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: