Презентация по повести В.Распутина "Прощание с Матерой". Анализ «Прощание с матерой» Распутин

Валентин Григорьевич Распутин - замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие.
В повести “Прощание с Матерой” писатель пишет о “малой” родине, без которой не может быть настоящего человека. В книге “Что в слове, что за словом?” Распутин так объясняет это понятие: “Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль...”
Повесть “Прощание с Матерой” - это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.
Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать “на материк”. Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. “Кто же старое дерево пересаживает?!”, “Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя...”
Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. “Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут - так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует...”
Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой “высшей цели” надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное - могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?
Дарья да листвень - хранители традиций и самой Матеры - матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. “Царственный листвень” назвали пожогщики “неповалимым”. “Один выстоявший непокорный... продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто”.
На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: “Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни”. Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.
Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и воюет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.
Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, которое творится под маской рациональности и законности.
Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.
Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если, в своей жизни не могут разобраться?

Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.

Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина - образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.

История создания повести

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров - строительство мощной электростанции, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Эти события не могли не затронуть душу писателя, чьи детство и юность прошли в глубинке, в прямой связи со сложившимися традициями и устоями. Поэтому повесть Распутина «Прощание с Матерой» - это еще и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому.

Сюжетная основа

Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.

В центре повести - трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея - внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».

За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.

Содержание последних месяцев пребывания на острове старожилов дополняется рядом жутких событий. Сожжение дома Катерины родным сыном-пьяницей. Нежеланный переезд в поселок Настасьи и наблюдение за тем, как изба без хозяйки сразу же превратилась в сироту. Наконец, бесчинства «официальных лиц», направленных СЭС для уничтожения кладбища, и решительное противостояние им старух - откуда только силы взялись при защите родных могилок!

И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них - сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними - ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный - ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила - листвень как доказательство вечной жизни.

«Прощание с Матерой»: проблемы

Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них:

  • Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни?
  • Как сохранить взаимопонимание между поколениями?
  • В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»?
  • Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)?
  • Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа?

А также чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом к трагическому финалу его существования?

Вопросы, изначально довольно сложные и не подразумевающие однозначного ответа, затрагивает Распутин. «Прощание с Матерой» - это его видение проблем, а также попытка привлечь к ним внимание всех живущих на Земле.

Дарья Пинигина - старейшая жительница деревни

Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, - такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость - их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.

С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой». Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини - без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.

Сцена прощания с домом

Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжен, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матерой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой - все, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своем доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын ее подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.

Защита кладбища

Еще одна ключевая сцена, без которой невозможен анализ произведения «Прощание с Матерой», - это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась еще одна - увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели.

Куда совесть делась? А еще - простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задается Распутин («Прощание с Матерой», кстати, не единственное произведение писателя на эту тему) и его герои. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное - прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений - довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота - перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории - слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Малая родина - что она значит для человека?

Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матера - это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых - беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодежь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матерой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому - Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.

Взаимоотношения человека и природы

Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матерой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство - несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.

Значение повести «Прощание с Матерой»

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого - быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

«Прощание с Матерой» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой » лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей

— ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «...Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не"поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю...».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Очень важно название острова, где раскинулась деревня. Матёра — матерь — мать. Материнское начало жизни, основа — всё это соединяется с названием той части земли-матушки, которая должна уйти под воду, потому что строится гигантская плотина, разольётся великое рукотворное море. Какая же здесь трагедия, всего-то деревню переселяют, и не в чистое поле, не в дикий лес — в заранее выстроенный, современный посёлок, где и вода горячая из крана, и газовая плита на кухне — ведь радоваться нужно! Почему же так тревожно на душе матёринцев, почему событие воспринимается трагически? Возникает образ очень конкретный (с деревушкой вот что случилось) и обобщенный, философский (с миром что-то случилось!). Матёра — это и реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом и непутёвым Петрухой, с бабами и детьми) но одновременно это образ того многовекового уклада, который теперь уходит — навсегда? Но это и символ того исчезающего мира, где был остров Буян (недаром его вспоминает старуха Дарья), и тёмный лес, без которого русская жизнь невозможна, и болото с лягушками, да и сама Дарья не та ли Василиса Премудрая, постаревшая в тяготах жизни? Распутин явно готовит нас к чему- то очень важному, неспешно разворачивая историю Матёры. Так возникает очень важная для Распутина и традиционная ключевая в его творчестве тема вечного и естественного хода событий, течения жизни, той великой природной, исторической цепи, где каждый лишь одно из звеньев. А дальше — неожиданный слом естественного хода жизни, катастрофа для этого мира, причём Распутин ясно сознаёт трагичность происходящего: жизнь не остановилась, ГЭС строить надо, но продолжение новой жизни — гибель старой, воздвижение ГЭС — смерть Матёры. —

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Старуха Дарья знает, что её избу сjжгут — разбирать и перевозить ещё отцом поставленную избу немыслимо, да и посёлок новый сложен из кирпича, но когда зашёл к ней поджогщик, он застал её с кистью, потому что с утра Дарья белила печь.

— Ты, бабка, в своём уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?

— Завтра и поджигай, поджигатель, — остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. — И завтри, слышишь, и завтри придёшь поджигать — чтоб в избу не заходил. Избу чтоб мне не поганил. И выйдет оторопевший мужик, услышав этот голос сверху. Сверху, потому что на столе стоит Дарья, печь добеливая, но ещё потому, что неизмеримо выше она этого мужика, который вечное мужское — создавать, возводить, строить, совершать — сменил на разрушение, на уничтожение. Это мать, Матёра, судит блудного сына, забывшего, для чего предназначен на земле человек. А сама Дарья вымоет полы, добелив печь, занавески новые повесит, а потом, заметив, как быстро сохнет побелка, подумает горько: «Чует, чё к чему, торопится. Ох, чует, чует, не иначе». И в этот вечер она прощается с избой, с домом, как с живым существом, с родным.

В сознании детей Матёры ничто не дрогнет при мысли, что обречен родной уголок. Рвётся связь с землёй, с Матёрой, но рвётся и связь с матерью, и особенно ярко это видим мы в образе Петрухи, деревенского лоботряса, который и имя-то своё — Никита — потерял, откликаясь на прозвище. Сам этот Петруха сожжёт свою избу, чтобы получить страховку, и загорится материнский дом, а он матери отсчитает 15 рублей, чтобы пропить остальное.

Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи, и страшно, что и порубщики, и пожогщики — это дети Матёры, дети деревни, как внук Дарьи Андрей, уезжающий строить ту плотину, которая погубит и Матёру, и дом, где он родился. Так опять, как в повести «Последний срок», рождается в «Прощании с Матерой» тема распадающейся связи поколений. Рвётся та вечная цепочка жизни, где каждый человек является звеном. Павел, сын Дарьи, жалеет мать, понимает её горе, но нет времени, нет сил что-то сделать. А Андрей, его сын, уже и понять не может чувств своей бабки. Автор использует приём параллелизма в раскрытии характеров и нравственных основ героев. Вот Дарья убирает огород, собирает картошку, хотя Павел твердит ей, что не нужна «эта картоха». Бросить посаженное, посеянное, не довести начатое до конца для Дарьи невозможно. А Андрей, отправившись на покос, вешает косу на берёзу и бежит ягоду брать, а потом уедет, и с горечью отметит Дарья, что внук даже Матёру не обошёл, не попрощался, в дом родной не заглянул. Порвалась великая цепь, и то, что было естественно для Дарьи, кажется глупостью, деревенской дичью для Андрея.

Переехала Матёра, осталась в бараке до утра Дарья, старухи и мальчик. Утром приедет катер. Финальная сцена явно становится символической: Матёра, окутанная туманом, уходит, исчезает. Если до этого мы видели контраст: твердь — хлябь, земля — вода, то теперь -всё сгинуло в кромешной тьме тумана». Матёра окружена злом, и когда из этого тумана доносится голос Павла, сына Дарьи, потом голос Петрухи, на катере разыскивающих остров, не откликается ни мать, ни Матёра. «Кругом были только вода и туман. И ничего, кроме воды и тумана». 3ло затопило, захлестнуло добрый, тёплый мир Матёры, скрыло навсегда, как ушёл прежде от нашествия злых сил на дно святого озера Китеж-град. И точно так же, как Китеж является душам светлым и чистым, Матёра живет в сердце.

Последние строчки повести не просто символичны, они рождают необычные ассоциации. « … Сильнее запестрило в окне, сильнее засвистел ветер, и откуда-то будто с под низу донёсся слабый, едва различимый шум мотора». Мотор там, внизу, значит Матёра не потонула, а вознеслась? Или нет её больше на этой земле, которая забыла заветы предков, живёт лишь суетными заботами дня и о вечном не думает? Распутин создаёт финал- притчу, которая никогда не знает одного толкования, однозначного ответа, но ведёт прежде всего к осмыслению нравственных основ жизни. Если жить принципом «после нас хоть потоп», то этот потоп обязательно наступит, причём он сначала смоет в душах что-то очень важное. Если дед Егор ещё может сказать: «Я здесь хозяин. Я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед», — то покорителям при роды это ощущение корней, живой связи с миром просто неведомо. Притчевая, символическая основа повести имеет философскую, мировоззренческую почву: рушатся естественные связи поколений, нарастает ощущение утраты вечных ценностей, уходят старики — носители тех традиций, которые воспринимались и как главные, и как бесконечные. Принять те новые принципы жизни, которые предлагает ход событий, герои Распутина не могут. И не потому, что не хотят жить в кирпичном доме, мыться в ванне и покупать хлеб в магазине, а прежде всего потому, что за эти удобства от них требуют отдать Матёру. Эти герои Распутина не могут словами сформулировать свои чувства, но мы ощущаем, что гибель Матёры — это разрушение не просто патриархального, старого уклада, а крушение некой cсистемы, целого мироустройства, Старухе Дарье просто некому передать всё то, что несёт она в душе. Так возникает тема почвы и поросли, и она материализуется в образе вечного дерева — лиственницы, которую никто не называл так, но только «царь-дерево», «царский листвень». С каких пор жило поверье, что как раз им, царским лиственем, и крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра-. Строители сносят деревню, срубают кресты на кладбище, но жителям Матёры нечего им противопоставить, кроме вспышки бессильной злости. А дальше

пожогщики выйдут с топором на листвень.

Распутин увидел трагедию, он очень убедителен, когда, художественно осмысливая происходящее, доказывает, что социалистическая идеология неминуемо ведёт к формированию в людях сознания архаровцев, чей принцип прост: делать всё, за что платят деньги и дают премии. Для себя они давно сделали вывод: не нужны никакие глупые и бесполезные разговоры о почве, корнях, доме, нужно урвать и бежать дальше, страна большая, на наш век хватит, а после нас … Что противостоит этой нехитрой и подлой, бесчеловечной идейке? Распутин выстраивает в ситуации исчезновения (или, по крайней мере, размывания) системы ценностей свой особый нравственный мир, противостоящий и начальству, задумывающему великие преобразования, и архаровцам, их осуществляющим. Лишившись нравственных корней своих предков, не принимая новые представления о жизни, старуха Дарья и другие герои Распутина создают в противовес, в противопоставление новой цивилизации языческую по своей сути систему мироздания и мировоззрения. Входят в душу древние, из сказок, из песен, преданий образы, мысли, идеи, и листвень становится символом деревни, он держит её. Больше Дарье опереться не на что, поэтому этот мир обречён. Нет той идеи, которая объединит поколения, нет тех вечных ценностей, которые дадут нравственную силу и стойкость …

Я пишу о деревне, потому что я вырос там, Она вскормила меня, И рассказать правду о ней теперь мой долг. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер. Отсюда и такое признание В. Распутин


Воспоминания М.Сергеева – писателя, земляка Распутина «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её- лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазинами… В 1937 году, когда родился В.Распутин, река была поуже, а улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных областных газетах, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, простых обстоятельств жизни, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров.»


Воспоминания В.Распутина «Детство моё пришлось на войну и на голодные послевоенные годы. Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки, ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни.»


Биография Валентину Распутину На родине, как в космосе, не счесть огня и леса, камня и простора, всё не вместишь, не потому ли есть у каждого из нас своя Матёра, своя Ока, где тянет холодок в предзимний день от влаги загустевшей, где под ногой еще хрустит песок, крупнозернистый и заиндевевший... Прощай, Матёра! Быть или не быть тебе в грядущей жизни человечьей - нам не решить, но нам не разлюбить. Стихотворение С. Куняева Родился в крестьянской семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой, в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Родных мест не покидал до поступления в университет. В 1959 году окончил историко- филологический факультет Иркутского университета. Начинал работать в газете, на телестудии. Затем работал журналистом. Был депутатом Верховного Совета СССР, членом президентского совета России.




Художественный мир писателя Действие у Распутина почти всегда происходит в деревне, и главные герои, «старинные старухи», и симпатии его отданы древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Его интересует место личности в истории. Сюжет каждой повести связан с испытанием, выбором, смертью.


«Живи и помни» Действие переносится в 1945 год, когда не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову. И он дезертировал. В центре внимания нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его Настёной. Настёна укрыла бежавшего после госпиталя мужа, приняла его вину на себя. Находятся охотники выследить Настёну. И она, искупая вину и Андрея, и выслеживателей, вину жестокого времени, бросается в Ангару.


«Уроки французского» Рассказ вырос из вполне реальной истории, героиня которой однажды случайно наткнулась на книгу своего ученика. Автор угадывает нашу «вину перед учителями…и не за то вовсе, что было в школе.., а за то, что сталось с нами после». Но откуда же вина-то? Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница, играющая с ним в пристенок, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему переживать трудные дни? Он поймёт это позже, но вина станет только острее, потому что поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизни, быть «после» по росту тем жертвам, которыми выкупили нашу жизнь родители и учителя. Специально, не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости, но мы подчас слишком поздно обнаруживаем в себе эти семена, чтобы напоить их своим сердцем.


«Последний срок» В книге говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери её детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и, в первую очередь, самой старухи. Сыновья Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали ожидания и крепко выпили. Дочери Мося и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Всё это та «младая жизнь», что у гробового входа способна играть. Старуха Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному, смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Мироникой, научила дочь Варвару, как следует ей «обвыть», оплакать мать. И какой-то странной и загадочной тревоги полно последнее неисполненное ожидание старухи: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. Почему душевный зов не дошёл до неё? Это загадка чудесной повести.


Высказывания писателя: Каким предстаёт писатель из своих высказываний? Я далёк от мысли, что как писатель пишу на все вкусы.. Но я другим быть не могу. Гражданская, идейная убеждённость и есть, в конечном счёте, то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убеждённости неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты.


Сила настоящего художника такова, что он даёт нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Вот о событиях, которые нас трогают, мы и поговорим, анализируя произведение «Прощание с Матёрой» Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, хозяина острова


Какой же запомнили распутинскую Матёру? Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нём с тем же названием Матёра, жила она, «встречая и провожая годы». Остров надёжно, утюгом стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать»,- решил тот, кто первый открыл для людей Матёру… Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим как на ладони Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров – Подмогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, а за ним лес, ближе леса, у дороги, царь- дерево, могучий в три обхвата листвень. При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой землёй намеченная земля…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не поэтому ли называлась громким именем – Матёрой?


Какой видим Матёру в ночное время? Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В тиши слышится журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение хозяина. А в этих избах ещё «теплится» жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжёлых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.


Но правы ли будем мы, если скажем, что ветры истории, судьбы страны не задели Матёры? Нет. В судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создала «коммунию»-колхоз. Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и, так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала двоих сыновей война у Дарьи. Течёт жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные замыслы наших дней – всё это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению. Мы видим деревню в последнее лето её существования.


Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы читатели, должны об этом знать? Хотел сказать, что научно- техническая революция связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Но ведь это прогресс. Автору жалко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Прощание с Матёрой- о памяти. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры- это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний для человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Поэтому и заинтересовал писателя этот момент в жизни Матёры.


Необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается? А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? Это необходимо. ГЭС возводят ради блага людей. Ради тех же матёринцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят. Автор тоже не очень это одобряет. Людей сорвать с насиженных мест, душу им перевернуть – это что, так просто? Надо было это делать по- человечески. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые достижения благородной цели? Как вы считаете?


Разговор о земле, о малой родине, о силе привязанности к ней, о духовном единении людей, преемственности поколений. Работа над эпизодами I группа Отъезд Настасьи и Егора II группа Сенокос III группа Прощание Дарьи с родной землёй IV группа Разорение кладбища


Мои воспоминания о малой Родине Как известно, на стыке XIX-XX веков на наших, тогда ещё мало заселённых дальневосточных территориях, ежегодно сменяя друг друга, трудилось множество научных экспедиций, которые чаще всего возглавляли специалисты военных ведомств – географы, гидрологи, картографы, этнографы, геодезисты. Многие из этих первых исследователей оставили на карте нашего края свои имена. Одним из таких учёных и исследователей был И.П.Надаров, в честь которого в самом начале века было названо одно из сёл в теперешнем Пожарском районе. Надаровку основали первопоселенцы с Черниговщины и Херсонщины, в 30-х годах к ним подселились выходцы из Пензы, Рязани, Мордовии. Это замечательное село Надаровка весной благоухало запахами цветущих садов. Это был прекрасный уголок, где жили мои предки: дедушки, бабушки (семьи Гуз и Трегубовых), родители(Николай Антонович и Тамара Сергеевна), где родилась и я(Гуз Любовь Николаевна). Дома стояли добротные, люди строились надолго. Жили дружно и не думали покидать свои дома. Без малого это село просуществовало 60 лет. А за селом, прямо за огородами каждое лето происходило самовозгорание залежей угля. Изредка животные, оставленные без присмотра или отставшие от стада, тонули в этой жиже. В 1960 году было обнаружено, что село стоит на огромных запасах угля. Власти решили переселить всех жителей этого села на новые места. Кто был помоложе переехал в строящийся Лучегорск, но, а пожилым хотелось жить на земле, вот и перебрались они вблизь лежащие сёла: Федосьевку, Игнатьевку, Нагорное и т.д.Многие жители ещё долго ездили в село, где родились, где прожили большую часть жизни, собирали урожаи со своих садов.Некоторые, как и герои повести «Прощание с Матёрой», сжигали свои дома (мой дед (Гуз А.А.)сжёг свой дом), перевозили на новое место жительства, разбирали.За селом находилось кладбище, где похоронены мои дедушка и бабушка, родственники, в настоящее время остался небольшой клочок земли, не перекопанный экскаваторами, который напоминает старожилам о кладбище.Всё забыто, и не все помнят сейчас, что первыми строителями нашего вечно юного города были жители этого села, и только изредка об этом селе вспоминают жители Лучегорска, когда празднуется день города.


Высказывания учащихся Всё, что я прочла у Распутина, пронизано любовью к простым людям с их порой нелёгкой судьбой Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я уважаю в людях. Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует её глубины, будит мысль, заставляет работать душу. Распутин пишет просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. Он прекрасный психолог, художник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: