В чем смысл названия уроки французского распутин. О чем писал Распутин в автобиографическом произведении и почему называется рассказ «Уроки французского

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», - писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события - случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, - уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина - два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» - реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -- поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать - снимать квартиру.
Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная - род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать - похлебать.
Гольный кипяточек - чистый, без примесей.
Вякать - болтать, говорить.
Тюкать - несильно ударять.
Хлюзда - плут, обманщик, шулер.
Притайка - то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг - моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель - учитель жизни».

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое, какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).

Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)

Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)

Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

А как выглядел герой? (зачитать) стр.134.

Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком

б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143

Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)

На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна? зачитать стр.151

Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.

Словарь добрых качеств Директор

Доброта, понимание Черствость

Чуткость, справедливость Невнимательность

Отзывчивость Формализм

Уважительное отношение к детям Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)

А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику? (она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)

Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу, и также узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

Откроем стр. 113.

Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)

А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и,в этом вам поможет название предисловия.

И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи) Зачитать стр.113

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?

Мы справились с задачами урока:

Поговорили о душевном состоянии героя

Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна

Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».


Сочинение на тему «Смысл названия рассказа «Уроки французского»В.Распутина» 3.00 /5 (60.00%) 2 votes

«Уроки Французского» Значение названия рассказа В.Г.Распутина
Действие повести разворачивается в послевоенные годы. Именно поэтому, нам современным читателям тяжело понять насколько тяжелой была жизнь в то время, как тяжело приходилось людям. Главный герой повести – бедный, голодающий, больной мальчик. Образ этого героя собирательный, то есть он не единственный такой, таких множество – вся страна. Так жили многие: семьи остались после войны без мужчин-отцов, а помимо главного героя, в семье еще много детей. Мать измучена жизнью, она не может прокормить своих детей. Но, понимая, что у ее детей должно быть лучшее будущее, она отправляет своего сына учиться. Мать надеется, что ее сын отучится и сможет обеспечить себе лучшую жизнь. Ведь до этого ничего хорошего в жизни их семьи не происходило.


Герою повезло. Он талантливый и способный мальчик, это замечают все, поэтому именно его и отправили учиться в город. Мальчику на новом месте приходится очень нелегко: он никому не нужен, у него нет знакомых, о нем не кому позаботиться, к тому же, его постоянно били. Плюс ко всему постоянный голод, головокружения, его продукты часто крадут. Жизнь мальчика полна препятствий и сложностей. В это тяжелое послевоенное время, каждый старался выжить и спасти своих детей, поэтому помощи ждать было неоткуда. Но находчивый мальчик обретает способ выйти из создавшейся ситуации. Он начинает играть на деньги, игра на деньги дает ему возможность покупать молоко для лечения. Из-за частых выигрышей его начинают бить. На помощь главному герою приходит молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Она видит, как сильно желание мальчика учиться и жить, жить достойно, поэтому начинает помогать ему всем, чем может. Но мальчик, привыкший к суровым жизненным условиям, не мог принять помощи у совершенно постороннего человека. Тогда учительница решает схитрить и придумывает игру на деньги, делая все возможное, чтобы мальчик выигрывал.
Удивительный поступок молодой учительницы очень помог мальчику. В нем проявляется доброта, сострадание и желание помочь. Смысл названия рассказа в том, что каждый из нас должен задуматься о своей важности для другого человека, нуждающегося в помощи. Ведь именно эти «Уроки французского» сыграли в жизни мальчика главную роль, помогли ему встать на ноги, окрепнуть в тяжелом жестоком послевоенном мире, а также своим поступком учительница преподала мальчику урок гуманизма и сострадания. Она показала герою и всем прочитавшим этот рассказ, что даже в такие тяжелые годы, когда всем, абсолютно всем было тяжело жить, у человека есть возможность помочь другим, протянуть руку помощи и возможно своим поступком полностью изменить жизнь этого человека.

Воспитание души

Библиотечный урок по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:

Формировать умение анализировать художественное произведение;

Раскрыть духовные ценности. Нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

Способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Ход урока:

1.Вступительное слово библиотекаря

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок «Воспитание души» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». В качестве эпиграфа предлагаю вам слова Распутина: « Быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой души».

Творчество Валентина Распутина неизменно привлеает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев.

2. Биография писателя

Распутин Валентин Григорьевич родился в сибирском поселке Усть-Уда. Детство его частично совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 г. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5-й и последующие классы, находилась в районном центре, а это целых 50 километров от родной деревни, не наездишься каждый день, надо было перебираться и привыкать жить без родителей, одному. « Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь»,- писал Валентин Распутин. После окончания в 1959 году историко-филологического факультета Иркутского университета работал 7 лет собственным корреспондентом молодежных газет на стройках Сибири. В 1966 г. Изданы его первые книги очерков и рассказов. С 1970 года выходят одна за другой: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар».

Распутина считают писателем деревенским. Еще в конце 60-х-начале 70-х годов он поддержал других писателей, которые в полный голос говорили о корнях народного бытия, об исчезновении нравственных основ исконной деревенской жизни. В его произведениях слышится ностальгия по ушедшей цивилизации.

Большое внимание Распутин в своих произведениях уделяет теме детства. В повестях и рассказах дети существуют в контексте взрослой жизни. Отношение к ним взрослых является мерилом человечности или доказательством жестокого равнодушия. Писатель говорит о внезапном вторжении трагических событий в мир детства, о катастрофическом переживании неблагополучия в жизни близких, о преданном доверии. Он погружает своих героев в эмоциональное состояние, вызванное неожиданным открытием своего одиночества.

Книги, считает писатель, учат не жизни, а чувствам. Его юные герои чувством постигают мир, и важно, чтобы они нашли себя в меняющемся мире, не отчаиваясь, не потеряв веру, надежду и любовь.

Распутин верит и надеется на возрождение человеческой души, падшей, запутавшейся в противоречиях, идущей по неверной дороге. На это указывают открытые финалы его произведений.

Писатель убеждает всех писателей « быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой душ

3. Вопросы для обсуждения:

. Почему мама отправила его учиться в район?

(Он не мог в деревне получить достойное образование, а мальчик способный, «в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».)

. Какие чувства испытывал главный герой, оказавшись вдали от дома?

(Чувство одиночества, тоски по дому. По деревне, обиды, злости: продукты, которые мама привозила, странным образом исчезали, и мальчик голодал. « Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».)

Почему главный герой отказался возвращаться в деревню, когда мама позвала его с собой, ведь ему было плохо одному?

(Во-первых, главный герой хотел учиться, тем более, что он был успешным в учебе – по всем предметам, кроме французского, у него были пятерки, а во-вторых, он был первым, кого отправляли из деревни в район учиться, это было ответственно, в него верили, и он не мог подвести.)

. С чего началась драка? Как в ней были распределены силы?

(Главный герой играл лучше остальных ребят, в результате выигрывал больше денег. Старшие мальчики Вадик и Птаха не могли с этим смириться. Они чувствовали, что сила на их стороне, затеяли драку.)

. Какой урок получил главный герой, играя в «чику»?

(«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».)

. Какие чувства испытывал главный герой во время драки и после него?

(Чувство досады и обиды: « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово… Не было в этот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».)

. Почему же он после пережитых чувств опять пришел играть?

(«Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. Но больше всего подгонял голод».)

. Зачем учительница французского пригласила мальчика домой заниматься?

(Она видела, что он способный, но ему очень одиноко, ему приходится голодать и играть в «чику» на деньги, чтобы купить молоко(он болен малокровием). Она решила выручить его. После занятий Лидия Михайловна пригласила ученика вместе с ней отужинать, но он отказался.)

Учительница отправила на школу своему ученику посылку с продуктами, зачем? Почему мальчик не взял посылку, хотя был голоден, и как он догадался, что посылка не от мамы?

(Лидия Михайловна понимала, что по-другому она не сможет его поддержать – он не возьмет. «Я знаю, ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много… Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни?.. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя» ,- сетовала Лидия Михайловна. Кроме нее, мальчику некому было помочь. В посылке были макароны, сахар и гематоген – эти продукты в деревне не продавались, поэтому герой сразу понял, что отправляла посылку не мама. Главный герой не взял посылку, потому что считал это унизительным.)

Играть на деньги– некрасиво и неправильно. Но почему учительница приглашает сыграть в «пристенок» своего ученика? Что ею руководило?

(Возможно, она хотела ему доказать, что жалость не унижает человека, она пытается проявить участие в судьбе этого мальчика, уделить ему внимание; во время игры она мошенничала, чтобы мальчик мог выиграть деньги и купить себе продукты, он не взял бы деньги просто так, а игра эта позволяла это сделать.)

. Почему рассказ так называется – «Уроки французского»?

(Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.)

4.Заключение

Марк Твен сказал: « Быть добрым – благородно, но учить добру других – еще более благородно».

Так и книги Валентина Распутина учат простым и важным ценностям!

Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“...Я только рубль выиграю...

Покупаю молоко...”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка...

В ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения? уже в твоих закладках.
> Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения?
Дополнительные сочинения по данной теме

    Название рассказа "Уроки французского" как будто бы дает ответ на вопрос - Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так - она научила его состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. Герой Распутина, одиннадцатилетний мальчик, учился в райцентре, вдалеке от родного села, от матери. Однажды он получил посылку. В ней были макароны, а под ними - несколько больших кусков сахара и две плитки гематогена. Такую
    В рассказе "Уроки французского" писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика - способного, желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И
    Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. В рассказе
    Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой. Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги.
    Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как "деревенский" писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни. Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе "Уроки французского" Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать
    Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Г. Распутина В рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из Сибири. Случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни. Герой рассказа жил в трудное послевоенное время. Он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. Мама отправила мальчика в райцентр. На новом месте он продолжает старательно учиться. Подросток постоянно недоедал, очень тосковал по дому. Однако, когда
    Я прочитала произведение В. Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: