Иеремия 3. Русский синодальный перевод

Иер. 3:1-5 . Обличением духовного блуда Иудеи заканчивает Иеремия свое первое послание. в стихе 1 он подразумевает положение о разводе, содержащееся в законе Моисея (Втор. 24:1-4). Жена, "отпущенная" своим мужем по той или иной причине и вышедшая замуж за другого, не могла впоследствии возвратиться к первому мужу: это объявлялось мерзостью перед Господом. Иудея же в сущности рассталась со своим Мужем и постоянно оскверняла себя связями со многими любовниками.

Последнюю фразу этого стиха правильнее читать так: "и можешь ли теперь возвратиться ко Мне?" Ответ как будто бы подразумевается отрицательный. Но Иегова, по неземному Своему милосердию, все-таки примет назад Свою неверную "жену". Нынешнее отвержение ее - временно. Позднее Иеремия запишет обещание Господа "восстановить" Израиль (и Иудею) как народ - под действием нового завета (3:18; 31:31-33).

На "высотах" (стих 2) чаще всего возводили языческие капища. У дороги обычно сидели блудницы в ожидании прохожих (Быт. 38:13-14,20-21). Сравнение с кочевником (аравитянином) здесь, вероятно, подразумевает, что тому свойственно было поджидать в пустынном месте одинокого путника, чтобы броситься на него и ограбить: так и "блудница-Иудея" кидается на потенциальных любовников (лжебогов), одержимая жаждой блуда с ними.

Никакими наказаниями (в частности, "удержанием дождей"; поздние дожди, необходимые для созревания урожая, идут в Палестине в марте-апреле) не удается образумить блудницу, отбросившую стыд. Первую фразу в стихе 4 правильнее читать так: "Не взывала ли ты ко Мне только что: Отец мой!" Иеремия мог иметь в виду эмоциональную реакцию иудеев на обнаружение в храме свитка закона Моисеева (4-Цар. 22:8,10-11; 23:2-3).

К сожалению, всплеск этого благочестия оказался поверхностным, и последовавшие за этим религиозные реформы царя Иосии не затронули народного сознания сколько-нибудь глубоко. Пророк подчеркивает, что Иудея ведет себя по отношению к небесному Супругу именно как блудодейная жена, которая молит мужа о снисхождении и прощении, обещает "исправиться", но продолжает творить привычное ей зло.

б. Призыв к раскаянию в свете грядущего суда (3:6 - 6:30)

Второе послание Иеремии было, по всей вероятности, составлено не в то же время, что первое. Но логически, по содержанию своему, оно примыкает к сказанному в 2:1 - 3:5 и воспринимается так, как если бы завершало первое послание. Устами Иеремии Бог призывает Иудею к раскаянию, сопоставляя греховное поведение и судьбу "двух сестер" - Израиля и Иудеи.

Заметим, что потомок первосвященника Илия, выходец из священнического рода, представители которого служили в древнем израильском святилище в Силоме и из поколения в поколение передавали связанные с этим традиции и воспоминания, Иеремия не мог не относиться с симпатией к Северному царству, в его время уже не существовавшему. Данное пророчество было произнесено "во дни Иосии царя" (стих 6), вероятно, где-то между 627 годом до Р. Х., когда началось служение Иеремии, и 621 годом, когда в храме был обнаружен свиток закона (сравните с 11:1-8).

1)Призывы к раскаянию (3:6 - 4:4).

Иер. 3:6-11 . Пророк начинает с описания духовных блудодеяний дочери Израиля в прошедшие века. Полагают, что "отступницей" она здесь названа потому, что именно в Северном царстве, в Вефиле, был учрежден центр неугодного Иегове поклонения Ему (3-Цар. 12:29; сравните Иер. 48:13). Господь, через пророков, неоднократно призывал Израиль "возвратиться" к Нему, пока, наконец, не дал ей разводное письмо, т. е. не отвратил от Израиля лица Своего, результатом чего и был разгром Северного царства Ассирией (в 722 г. до Р. Х.).

Иудея не вынесла урока из горькой судьбы своей сестры, она не убоялась, но продолжала блудодействовать по примеру ее. В стихе 9 речь идет об Израиле, а не об Иудее. "Камень и дерево" подразумевают высеченные из них идольские изображения. В стихе 10 Господь… говорит о притворном (внешнем, не глубоком) раскаянии Иудеи во дни царя Иосии. В стихе 11 имеется в виду большая вина Иудеи (по сравнению с Израилем) - в том смысле, что Иудея не захотела сделать выводы из происшедшего с "сестрой"; кроме того, Иеремия мог подразумевать, что Иудея не знала незаконных богослужений (как в Вефиле и Дане), что в ее истории было немало благочестивых царей (в отличие от Израиля), и что она не имела недостатка в истинных пророках. Потому и подчеркивает Господь ее вероломство.

Иер. 3:12-18 . Иегова повелевает пророку призвать к раскаянию потомков тех, кто составляли некогда Северное царство (провозгласи слова сии к северу) - да осознают они, сколь милостив… Господь, Который не вечно негодует и прощает возвратившихся к Нему (сравните 7:3; 26:13). Да прочувствует это (готовность Господа прощать кающихся) тем глубже вероломная Иудея.

Слова по одному… по два в стихе 14, очевидно, относятся к "благочестивому остатку". Если и не все дети-отступники "возвратятся" к Господу, то хотя бы малую часть их Он приведет на Сион, в Иерусалим. И даст им пастырей (т. е. вождей и священников) по сердцу Своему (Иер. 10:21; 23:1-2; сравните с Иер. 23:4). И разрастутся они в числе (стих 16). "Ковчег завета" в стихе 16 символизирует внешнее богослужение. Будущее не за ним, прозревает пророк, но за таким богослужением, в основе которого будет глубинная внутренняя связь между Богом и верными Ему людьми.

Выражением его станет Иерусалим Тысячелетнего царства (ибо именно картина царства Божия на земле рисуется Иеремией в этих стихах); духовный центр его, Иерусалим весь наймется престолом Господа. сравните с Иез. 43:7, где говорится о Иерусалимском храме Тысячелетнего царства. По всей видимости, Господь Иисус станет править из этого храма всеми народами, которые соберутся на территории Сиона (вероятно, в значении "объединятся вокруг него" как духовного и политического центра мира): они не будут более поступать по упорству злого сердца своего.

В стихе 18 - речь о будущем воссоединении дома Иудина с домом Израилевым (сравните с Иер 31:31-33; Иез. 37:15-28), представители которых вместе станут возвращаться из земли северной (очевидно, из земель их рассеяния) в землю, обетованную их отцам. Напомним, что Израиль разделился на два царства - Северное и Южное - в 931 г. до Р. Х., и с тех пор объединения 12 колен под Божиим правлением более не существовало; обещание, о котором говорит Иеремия, осуществится во второе пришествие Христа.

Иер. 3:19-20 . Стих 19 лучше перевести так: "и Я говорил (прежде, всегда): как хотелось Мне поставить тебя на место сына и дать тебе вожделенную землю, лучшее из наследий, которые наследуют народы! И говорил Я: ты станешь называть Меня отцом… и не отступишь от Меня." Горько сетует Иегова (стих 20), что до сих пор препятствием на пути к этому было поведение Израиля, подобное поведению вероломной жены.

Иер. 3:21-25 . Иеремии рисуется столь желанное ему раскаяние сынов Израиля: они плачут на высотах, где столь же долго, сколь и бесплодно, поклонялись идолам, о том, что… извратили путь свой, забыли Господа, Бога своего (стих 21). Сострадающий им Бог зовет их к Себе, мятежных Своих детей, и они, после горчайших испытаний, выражают искреннюю готовность возвратиться к Нему (стих 22). Дальнейшее повествование Иеремии свидетельствует, однако, что тогда этого не произошло. Произойти этому лишь предстоит, когда вновь придет на землю Мессия (Зах. 12:10 - 13:1).

В стихах 23-25 народ выражает сожаление, что напрасно исповедывал чуждые культы, волнуясь и шумя (так ближе к еврейскому тексту) на холмах и горах (очевидно, подразумеваются громкие моления и вопли к идолам, возносившиеся оттуда). Ибо поистине… спасение Израилево лишь в Господе!

От начала своего существования (от юности нашей) каются израильтяне о соучастии своем в мерзких языческих оргиях и о принесении в жертву языческим богам имущества, нажитого трудами отцов; в окончании стиха 24 - речь о человеческих жертвоприношениях. В завершение этой главы пророк описывает чувство стыда, охватывающее тех, кто кается искренне.

Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 13 августа – Иеремия 2, 3, 4 главы (пишу выборочно, сколько физически успеваю; с течением времени могут быть сделаны добавления)…

ИЕРЕМИЯ 2-я глава
2:1-37 Обличение от Господа, сказанное через пророка, народу израильскому, об отступлении от Господа и погружении в разного рода грехи.

2:8 «Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают».
Какая ужасная картина духовного состояния служителей Божиих! Священники, что более всего в настоящее время соответствует пастырям и подобным им служителям, не учили различать народ, где и в чем присутствует Господь Своим Святым Духом, а в чем Его нет; где духовное, а где душевное и плотское; где воздается слава Богу, а где стяжается слава себе; где исполнение воли Божией, а где исполнение своих желаний и похотей; где поклонение Богу, а где поклонение идолам; и многое другое тому подобное. Господь остается где-то вовне, далеко на небесах, а на земле верующие люди делают то, что сами себе знают и хотят.
Учителя закона не знают Господа. Знают теологию, имеют ученые степени, начитались множество книг, знают различные точки зрения по разным вопросам, - а личного познания Господа и Его путей не имеют.
Пастыри носят только название. Они не стадо пасут, а самих себя. Они стали хуже, чем наемники: ибо те хоть как-то пасут, естественно не в ущерб и не в опасность себе, а эти постоянно и ненасытимо берут от стада себе все, что можно, и сколько только можно. Они и близко не похожи на Того, кто оставил нам пример истинного пастырства.
Пророки и проповедники. Проповедовали и пророчествовали свои идеи, которые им полюбились, к которым они привязались сердцем, подтверждали и оправдывали их Писанием, «держали нос по ветру» и проповедовали и произносили пророчества на популярные темы, чтобы и самим быть популярными.
Разве и сейчас во многих частях христианства в целом не происходят те же явления?!

2:13 «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». Одно зло – оставили Господа, второе зло – высекли себе другие водоемы.
Водоемы – это то, где люди пьют духовную воду, восполняя духовную жажду. Живой Господь, в Духе Святом присутствующий на земле с нами, - Он для нас есть источником воды живой. Водоемы разбитые – это религиозные структуры, или даже что-то другое, что заменило собой Господа. Человеками созданные водоемы – это места для восполнения духовной жажды, где даже могут говорить о Господе, ссылаться на Него, стараться аккумулировать духовную воду, что текла в какой-то момент от Него через Его служителей. Но в них нет постоянно текущего источника воды живой – живого и постоянно актуального Слова Божия, действующего в силе Духа Святого. Любая церковь или христианская организация имеет оправдание для своего существования только тогда, когда в ней реально ощущается присутствие, действие и сила Божии. Если этого нет, если присутствия живого Господа Бога в Духе Святом нет, то все что делается на этом месте неприятно и даже отвратительно Ему, и уподобляется водоему разбитому (см. Исаии 1:10-15).

2:17,19 «Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?… Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф».
Причина проблем и несчастий верующих людей не в том, что существует сатана, и не в том, что есть люди, работающие на него, а в том, что они оставляют Господа и уходят с Его путей на свои дороги. Именно это Господь определяет как корень последующих негативных событий. Чтобы исправить ситуацию – нужно лечить в корне. Многие же люди стараются лечить извне, последствия, и прилагают к этому очень много усилий, даже и молитв. Но такой подход обречен на неуспех от самого начала. Итак, - «размысли и познай», почему в твоей жизни происходит такое, и найди правильные ответы для себя, нелицеприятные, от Господа, и будь готов их принять…

ИЕРЕМИЯ 3-я глава
3:1-13 Господь прямо и недвусмысленно говорит о том, что измена Ему в сердце и душе человека является таким же самым блудом и прелюбодеянием, как измена между супругами в случае физического совокупления-блуда с посторонним человеком. Господь Бог принимает такую измену также болезненно и ревниво, как верный супруг реагирует на измену неверной половины. Его Божественное сердце страдает не меньше нашего человеческого. Со Своей стороны Он всегда стопроцентно верен нам. Неверность во взаимоотношениях любви с Творцом, Вседержителем, Отцом и Спасителем нашим – всегда на человеческой стороне.
Господь, Который все видит и знает, говорит: ты не с одним, ты с многими блудодействовал. В одних случаях – с богатством, которое тебе так полюбилось, что ради приобретения его ты отступил от Моих заповедей, и тем самым совершил духовное блудодейство. В других случаях, ты погнался за человеческой славой и стал угождать людям не смотря, что в этом случае происходит в твоих отношениях с Господом, Которым ты явно пренебрегал, и это было духовное блудодеяние с другим по счету. А потом тебе представилась возможность познакомится и установить взаимоотношения с власть имущими этого мира, и ты так был восхищен этой возможностью, что сознательно отодвинул в сторону некоторые Божественные принципы и ценности, приглушил их, чтобы они не помешали так желаемым тебе взаимоотношениям, - и это было третье твое блудодеяние. Сколько же было раз, когда тебе вдруг захотелось испытать особенные чувства в своей плоти, и ты воспользовался некоторыми из многих предложений такового рода, постоянно присутствующими в этом мире, и вкусил соответствующих развлечений, - это были одноразовые духовные блудодеяния, как говорят: «случайные связи».
Что меня просто потрясает до глубины души – это огромнейшая, необъяснимая любовь Божия! «После того, как она все это делала, Я говорил: возвратись ко мне!». Как же Он любит нас!!! «Возвратись, отступница, и Я не изолью на вас гнева Моего». Именно Своей любовью Он настиг нас и обратил нас к Себе!

3:14-25 В этом отрывке дано пророчество о финальном и полном возвращении народа Израиля к Господу Богу. Как мы знаем из Слова Божия, это произойдет во время Тысячелетнего Царства, после почти двухтысячелетнего рассеяния по всем народам земли, после катастрофических событий семилетней Великой Скорби, при окончании которой произойдет известная многим битва Армагеддон, и тогда уцелевший остаток Израиля полностью и всем сердцем обратится к Господу и будет принят Им и по-особенному благословлен.
Несколько замечаний.
Евреи станут одним из самых многочисленных народов на земле во время Тысячелетнего Царства.
В новом храме, который будет стоять на своем месте, на горе Сион, в Тысячелетнем Царстве, не будет ковчега завета.
Все народы земли будут собираться в Иерусалим для поклонения Господу.
В Тысячелетнее Царство будет продолжаться выход евреев из разных земель мира в Обетованную землю.
В 22-25 стихах приводятся слова покаянной молитвы сынов израилевых, с которой они будут обращаться к Господу в то время, когда Он обратит Свое лицо к ним. Конечно, это не буквальные слова их молитвы, - хотя кто-то может и ими помолиться Господу, - но здесь передан смысл их молитвы покаяния и исповедания грехов, своих и всех прошлых поколений.

ИЕРЕМИЯ 4-я глава
4:1-31 Пророческое описание грядущего наказания от Господа, которое уже готовится полным ходом. Господь дает через пророка некоторые конкретные фрагменты того, что будет происходить. И вместе с тем, этому поколению, Господь предлагает в последний раз, объявляет последний шанс для того, чтобы они могли избежать этого наказания во время своей жизни. Вообще, в принципе, Израилю, как народу, этого наказания уже не избежать. Чаша грехов, беззаконий и мерзостей уже наполнена до краев, а потому возмездия, которое «обнулит» взаимоотношения народа с Господом Богом, уже никак не миновать и не отменить. Но именно этому поколению есть шанс для себя продлить время милости и долготерпения Божьего, если они обратятся к Господу от злых путей своих, смоют всякое зло с сердца своего, воззовут к Господу с молитвой покаяния, в плаче и рыдании, подобно Ниневии.
В первую очередь, пророчества этой главы относятся к Израилю, и исполнились во время жизни того поколения, которое слышало эти пророчества из уст Иеремии. Но также некоторые части этого пророчества имеют второго адресата: всю землю, весь мир, в самом начале Второго Пришествия Христа, во время семилетней Великой Скорби. Именно тогда будет происходить беда за бедою во время, когда будут трубить семь Ангелов и изливаться семь чаш Господнего гнева. Тогда земля, к концу всех бед, будет совершенно разорена и пуста, восплачет вся земля. Но Господь обещает, что совершенного, то есть полного истребления человечества на земле не будет. И некоторые другие слова из текста этого пророчества.

4:1 «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись». Удивительные, на первый взгляд, слова: кажется, ну к кому же другому можно обращаться, если обращаться? Но на деле так и происходит, как Господь говорит. Нередко люди, зайдя в тупик, навлекши на свою голову кучу проблем, испытав крушение своих призрачных надежд, - останавливаются и обращаются с прежних путей, которые их привели к таким результатам. Но… не к Господу обращаются, а выдумывают сами себе другие пути к счастью, «с учетом прошлого горького опыта». Если не обращаются к Господу, то их следующие дороги будут просто познанием следующего горького опыта, а так до бесконечности, пока всем сердцем не обратятся к Господу. Самое печальное в том, что время жизни уходит на познание таких уроков, жизнь проходит в суете и бесплодности, и потерянного времени и возможностей уже никак не вернуть. Стоит ли платить такую цену ради приобретения таких познаний?! Не лучше ли сразу обратиться именно к Господу?!

4:18 «ПУТИ ТВОИ и ДЕЯНИЯ ТВОИ причинили тебе это; от ТВОЕГО НЕЧЕСТИЯ тебе так горько, что доходит до сердца твоего». Как склонны люди винить всех и вся в своих бедах! Не вини никогда никого, обвини себя самого! «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что глаза Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И КТО СДЕЛАЕТ ВАМ ЗЛО, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ РЕВНИТЕЛЯМИ ДОБРОГО? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страхов их не бойтесь и не смущайтесь» (1-е Петра 3:10-14). «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» (Притчи 24:10).

4:22 «Они умны на зло, но добра делать не умеют». То же писал апостол Павел: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства… так что они… изобретательны на зло…» (Римлянам 1:28-31).
Умеют блестяще воровать, грабить, забирать чужое, вымогать, притеснять, брать взятки и многое другое тому подобное, но не умеют и не знают как честно зарабатывать и этим удовлетворяться. Создают законы и системы в жизни, которые соответствуют такому образу их жизни и подобным ценностям, а жить в праведной и справедливой системе ценностей не могут и не хотят. Умеют воевать и учатся делать это все лучше, хвалятся оружием и военными навыками, а не знают истинных путей мира, не умеют уступать, прощать, не искать своего, благословлять ближнего, если это благословение можно забрать себе. И другое тому подобное…

1–5. Трудность обращения Израиля на истинный путь. 6–10. Две сестры-отступницы. 11–18. Призыв к раскаянию. 19–25. Обращение Израиля к Богу.

Иер.3:1-5. Хотя, по закону, жена, оставившая своего мужа, чтобы выйти за другого, не может возвратиться к своему прежнему мужу, однако Иегова, по Своему неизреченному милосердию, призывает к Себе Свою супругу – Израиля, – которая блудодействовала со многими. Все-таки милосердие это требует со стороны Израиля обращения к Богу не на словах только, а на самом деле.

Иер.3:1. Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь.

Иеремия имеет здесь, очевидно, в виду закон о разводе, содержащийся в кн. Втор 24.1-4. – Вместо выражения: «страна та», некоторые переводчики, согласно с LXX, читают: эта женщина. – Вместо: «однако же возвратись ко Мне» новейшие переводчики переводят: и можешь ли возвратиться ко Мне?

Иер.3:2. Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.

«Высоты» – точнее с евр.: «голые, безлесные холмы», на которых обыкновенно совершалось служение идолам (3Цар 11.1). – «Как Аравитянин». Подобно арабу, бросающемуся стремительно на неосторожного путника, Израиль набрасывался на всякого проходящего, предлагая ему свою любовь (ср. Иер 2.24).

Иер.3:3. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.

Даже наказания Божии не обращали эту бесстыдную блудницу, Израильский народ, на истинный путь! – «Поздний дождь», необходимый для созревания хлебов, идет в Палестине в течении марта и апреля.

Иер.3:4. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!

Иер.3:5. Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем.

«Не будешь ли отныне» – правильнее: не взывала ли ты ко Мне только что: «Отец мой» и т. д. Пророк имеет в виду те благочестивые порывы, которые Израиль проявил при начале религиозных реформ царя Иосии (4Цар 23.3), но которые скоро сменились полнейшим равнодушием к этому святому делу. Поэтому-то пророк и говорит, что Израиль, как настоящая блудница, только обещает быть верной своему мужу, а на деле поступает совершенно противно своим обещаниям.

Иер.3:6-10. Чтобы обращение народа стало возможным, для этого народ должен сознать тяжесть своей вины пред Иеговою, и пророк говорит, что грех народа иудейского, т. е. южного Иудейского царства, его «вероломство» гораздо тяжелее, чем грех северного царства – «отступничество». Иудейское царство не убоялось даже судьбы, постигшей царство Израильское, и повторяло преступления последнего.

Иер.3:6. Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.

О блудодеянии или служении подданных северного Израильского царства идолам см. 3Цар 16.33; 4Цар 17.10. – «Отступница». Так называется северное царство потому, что там учреждено было особое, незаконное служение Иегове в Вефиле, которое затем скоро заменилось идолослужением.

Иер.3:7. И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея.

Иер.3:8. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.

Иер.3:9. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.

Господь однако и после этого неоднократно призывал – через пророков – северное царство к обращению на истинный путь, но Его призывы не были услышаны. Поэтому Господь формально расторгнул Свой союз с «отступницей» (Втор 24.1-4). Последствием этого расторжения было отведение подданных Израильского царства в плен ассирийский. Такая судьба однако не устрашала южное царство, которое в свою очередь также предалось идолослужению. Иудеи осквернили таким образом свою землю, везде наставив идолов ср. Иер 2.7.

Иер.3:10. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.

«При всем этом», т. е. несмотря на страшную судьбу, постигшую Израильское царство. – «Всем сердцем». Видимое, наружное раскаяние при Иосии принесено было иудеями (4Цар 23.3), но это не было раскаянием от всего сердца.

Иер.3:11-18 Чтобы яснее показать особенную виновность пред Богом подданных Иудейского царства, Господь повелевает пророку призвать снова царство Израильское, рассеянное по чужим странам, к общению с Богом. Если только Израиль раскается, то, не смотря на расторжение союза с ним, Иегова снова приведет его, но уже тогда Сион сделается общим религиозным центром для Иуды и Израиля. Пророк при этом рисует новую жизнь на Сионе в таких чертах, которые идут только к изображению Церкви Христовой в ее прославленном состоянии.

Иер.3:11. И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея.

Царство Израильское менее виновным является, чем Иудейское, конечно, во-первых, потому, что оно еще первое испытало тяжесть ответственности за отступление от Бога, а во-вторых, потому, что подданные Иудейского царства имели более средств к поддержанию в себе благочестивого настроения, чем подданные царства Израильского. В Иудейском царстве всегда совершалось законное богослужение, были законно-постановленные священники и не мало благочестивых царей и пророков. Хотя пророки выступали и в царстве Израильском, но зато всего прочего из вышеуказанного оно было лишено.

Иер.3:12. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать.

Иер.3:13. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.

Хотя уже сто лет прошло с тех пор, как жители царства Израильского были отведены в Ассирию, так что, казалось, Иегова уже совершенно забыл о них, однако, на самом деле, Он готов снова вернуть их к Себе, если только, конечно, они принесут искреннее раскаяние во грехах своих.

Иер.3:14. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.

Раз Господь сочетался с Израилем как с супругою, – то Он всегда готов принять ее к Себе снова. – «По одному…, по два». Здесь пророк хочет сказать, что если и не весь Израиль обратится, все-таки Господь хотя некоторых израильтян приведет в Свой святой город, Сион.

Иер.3:15. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием.

Пастыри – это цари и правители народа, а также священники и пророки. Это будут все люди, вполне отвечающие своему высокому назначению.

Иер.3:16. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет.

Иер.3:17. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.

От небольшого числа возвратившихся в Иерусалим евреев произойдет снова большой народ. Новое будущее поколение будет гораздо ближе к Богу, чем даже настоящие жители Сиона. Теперь Господь имеет Своим таинственным местопребыванием Кивот Завета, к которому имеет доступ, притом только раз в году, один первосвященник. Но тогда весь Иерусалим станет престолом Господа и, благодаря этому, установится, значит, теснейшее общению всего населения Сиона – с Иеговою. А увидя это, и прочие народы соберутся в Иерусалим и навсегда откажутся от своих пороков и страстей, (ср. Ис 66.1-3:19-20), Заметить нужно, что тон, каким Иеремия говорит о Кивоте Завета, дает мысль о том, что Кивот был где-то скрыт в то время. Вероятно, его скрыли во время гонения на истинное богослужение при царе Манассии (ср. 2Пар 35.3).

Иер.3:18. В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.

Пророк дополняет свое пророчество о новой жизни Израиля говоря, что не одно Израильское царство пришлет на Сион своих представителей, а вместе с израильтянами сюда же придут и иудеи. Эти последние сами предложат израильтянам идти в Палестину из страны пленения, в которой они, по представление пророка, очутятся так же, как и израильтяне.

Иер.3:19-25. Тогда исполнится первоначальное предназначение, какое Господь дал Израилю: Израиль не только получит лучший удел на земле, но удостоится Богосыновства. Это великое обетование возбуждает уже в «отступнице» раскаяние в своем отступлении от Иеговы. Израиль уже стремится снова к своему Богу.

Иер.3:19. И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня.

Этот стих яснее перевести так: «и Я говорил (раньше, всегда): как хотелось бы Мне поставить тебя на место сына и дать тебе вожделенную землю, лучшее наследие между наследиями народов! И говорил Я: ты станешь называть Меня «Отец мой» и не отступать от Меня»! Иегова таким образом объявляет здесь, что с Своей стороны Он всегда готов был дать северному Израильскому царству – жене «отступнице» все права сына Своего. По древне-израильскому частному праву дочери не имели таких прав на наследство, какие имели сыновья, и Господь, чтобы показать Свое особое расположение к Израилю, хочет уравнять дщерь Израилеву в правах с Своими сыновьями.

Иер.3:20. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь.

К сожалению Израиль с своей стороны оказался недостойным этого великого отличия.

Теперь, на тех самых местах, где прежде Израиль совершал беззаконное служение идолам, слышится его жалобный плач о своем отступлении. Но все-таки это – еще только бессильные слезы, а не определенное и формальное исповедание своих грехов. Только тогда, когда Иегова изречет Свое милостивое слово, когда Он снимет отлучение, тяготеющее на их сердца, они ясно и открыто выскажут свое решение обратиться к своему Богу-Благодетелю.

Иер.3:22. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш.

Этот призыв Иеговы теперь раздается. Бог хочет исцелить их от непокорности или упорства, в каком они доселе пребывали. Тогда-то, получив от Бога эту благодатную помощь, эту внутреннюю силу, Израиль воскликнет: мы идем к Тебе!

Иер.3:23. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!

Израиль тогда исповедает открыто, что все надежды его найти удовлетворение своим религиозным исканиям в чужих культах были совершенно тщетны. – Точнее перевести первую половину этого стиха нужно так: да, холмы – один обман и ложь, на горах – только пустой шум! Израиль, этими словами хочет сказать, что напрасны были те громкие моления, какие он воссылал на горах разным богам.

Иер.3:24. От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их.

От юности нашей, т. е. с самого начала существования отдельного десятиколенного Израильского царства. – «Эта мерзость» – т. е. идолы, в частности, бог Ваал, который так называется потому, что обряды, в честь его совершавшиеся, были крайне мерзки (ср. Ос 9.10). – «Труды отцов» – правильнее: имение отцов. Если в число этого имения включаются далее дети, то в этом нет ничего удивительного: по древне-израильскому обычному праву, отец имел право распоряжаться своими детьми наравне с имением, ему принадлежащим. Израиль только со временем поймет, скольких жертв стоило ему это увлечение идолами!

Иер.3:25. Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.

«Лежим в стыде». Кающиеся обыкновенно одевались во вретище и ложились в пепел (Иов 42.6). Израиль, очевидно, искренно будет каяться пред Иеговою во всех своих прежних прегрешениях.

Особые замечания . Некоторые критики Иер 3.6-16 стиха хотя и признают принадлежащими Иеремии, но полагают, что они редактором книги помещены не на том месте, где бы их нужно было поместить, стихи же 16 и 17 – считают позднейшим добавлением (Штадэ, Кьюнен, Корниль). Но для беспристрастного читателя отдел 19–25 и Иер 4.1 и сл. вовсе не представляются необходимым продолжением 5-го стиха III-й главы. Если Корниль указывает на неуместность особого надписания посреди главы, в 6-м стихе, то это обстоятельство нужно объяснить тем, что пророк, очевидно, хотел дать здесь понять своим читателям, что далее идет нечто особенно заслуживающее их внимания. И в самом деле, здесь мы имеем совершенно новое откровение об Израильском десятиколенном царстве, судьба которого, казалось, уже была решена однажды навсегда. Что касается того вопроса, насколько мысли, содержащаяся в 6–18 ст. могут быть признаны принадлежащими Иеремии, то этот вопрос должен быть разрешен не иначе как утвердительно. Никому более как именно Иеремии, происходившему из семьи Илия, которая служила в древнем центральном святилище десяти колен, Силоме, который и сам по месту жительства был ефремлянин, не было свойственно питать такую симпатию к десятиколенному царству, какая выражается в рассматриваемом отделе. Притом в книге Иеремии есть параллельное этому отделу место в Иер 31.2-22 ст., где также смиренно сознающему свою вину пред Иеговою Ефрему обещается возвращение в родную страну. Говорят (именно Корниль), что в XXXI-й гл. восстановление обещается целому Израилю, а здесь (ст. 14) только избранным членам Израильского государства. Но и в XXXI-й гл. (Иер 31.7) также сказано, что спасен будет остаток Израиля. Прочие недоумения критики, высказываемые по отношению к подлинности III-й главы, слишком субъективны, чтобы на них останавливаться.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Говорят: «если муж отпустит жену свою и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, - и, однако же, возвратись ко Мне, говорит Господь.
2. Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
3. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.
4. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
5. Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем.
6. Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.
7. И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея .
8. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.
9. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.
10. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11. И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея .
12. Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать.
13. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
14. Возвратитесь, дети‐отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
15. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием.
16. И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет.
17. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.
18. В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.
19. И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня.
20. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь.
21. Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего.
22. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш.
23. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!
24. От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их.
25. Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.

1 «Ты блудодействовала... однако же возвратись ко Мне, говорит Господь». 6 Израиль – блудница и также Иуда; обращение Иуды притворно. 13 Призыв к отступившим Израилю и Иуде возвратиться и идти вместе. 21 Ответ: вот мы идем... Ты – наш Бог.

1 Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, – и, однако же возвратись ко Мне, говорит Господь.

2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.

3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.

4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!

5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нём.

6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.

8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил её и дал ей разводное письмо, вероломная сестра её Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.

9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.

10 Но при всем этом вероломная сестра её Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.

11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея.

12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать.

13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.

14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.

15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием.

16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет.

17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.

18 В те дни придёт дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.

19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня.

20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь.

22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш.

23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!

24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их.

25 Мы лежим в стыде своём, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, – мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Книга пророка Иеремии, 3 глава

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: