Советские клоуны: список, биография, творческий путь, фото. Юрий никулин бросался на карандаша с топором, а эмиль кио исцелял зрителей от алкоголизма "фейерверк типа салют"

- Олег Константинович, в прошлом году замдиректора «Росгосцирка» Александр Калмыков сообщал, что юбилей вы будете праздновать в Москве. Но до торжества всего несколько дней, а вы у себя дома, в Германии. Обида на Родину так и не прошла?

Про юбилей в Москве - это просто слухи. А обида никуда не делась. Столько замечательных артистов в России живут в нищете! И я бы жил на 3 тысячи рублей (750 грн. - Авт.). 40 лет собирал на старость - и все пропало с развалом СССР. Вот, например, Георгий Вицин, я его любил и люблю, а он умер в Москве в нищете, даже лекарств купить не мог. Никакое министерство культуры ему помочь не пожелало.

- Много говорили о вашей дружбе или, точнее, войне с Никулиным...

Его уже нет, и комментировать наши отношения я не хочу.

- Давайте тогда вернемся к хорошему. Какой день рождения вам больше всего запомнился?

Случалось и в самолете отмечать, и в поездах, и даже на подводной лодке. Сложно сказать, люблю ли я этот день. У него есть две стороны: черная и светлая. Черная - потому что детство все больше отдаляется, а светлая - я нашел любимую профессию, и она меня радует, несмотря на годы.

- Есть ли у вас время следить за событиями в России?

Да, а как же. Это ж моя родина, у меня там друзья. Например, я очень порадовался за Россию, когда выбрали Медведева. Молодой парень, а не старик, какие у нас были, - только кашляли и чихали, вместо того, чтобы руководить страной. Это раньше в Союзе был ориентир - непонятное светлое будущее, а нынче - сегодняшним жить надо, работать. Вот это по мне.

Лучшие дня

- А про новую украинскую власть что думаете?

Мне о ней рассказывает херсонский партнер Володя Фесенко. Помню такую историю: у него было кафе. Вроде бы и разрешили его открыть, но столько справок сделать надо и каждого «угостить», что прикрыл он это дело. Я так думаю, что вот примерно то же самое и в остальных сферах творится.

- Кстати, об украинцах. С братьями Кличко знакомы как с соседями «по Германии»?

О, да! Как же, мы большие друзья, на стене большой портрет наш совместный висит. Правда, в боксе я мало разбираюсь, но когда смотрю поединки, мне аж жалко иногда становится - славно им достается.

- А каково это - 60 лет подряд заниматься одним делом? Как заставить глаза гореть из года в год так же, как и в молодости?

Ой, ну вы меня прямо обижаете! Почему это «одним делом»? Я каждый раз выхожу на арену, вижу других зрителей - и играю всегда чуть-чуть по-другому. Хоть и даю по два выступления в день, не позволяю себе «заштамповываться». Нужно быть лучистым, как ребенок, - ну и что, что я прадедушка уже? Здесь много русских живет, подходят после представлений: «Ой, Олег Константиныч! Какая вам благодарность. Вы вернули наше детство». Вот для этого в репризах (их у меня около 200) постоянно меняем свет, музыку. Только так можно достичь совершенства. Это и называется «шлифовка».

- А отличаются ли как-то номера, созданные для советского зрителя, от тех, что делались уже здесь, в Германии, - для западного?

Нет, совсем ничем. У цирка нет языка и нет времени. Тут главное - трюк, а слов совсем мало - только когда тебя представляют. Но и этих слов конферансье ты можешь не понимать - просто услышишь свое имя, натянешь улыбку - и вперед. В нашем деле главное - здоровье, а остальное, как говорил Марк Местечкин (бывший главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре. - Авт.), купим в ларьке!

- У вас сейчас полугодичный отпуск. Чем занимаетесь?

Не поверите - работаю. Много езжу по мастерским, выбираю реквизит. Я ведь его привык сам делать, такое разве кому-то доверишь? Езжу по базарам (так Олег Константинович упрямо называет «фломаркты» - немецкие блошиные рынки. - Авт.) - это для меня истинное наслаждение. Я их «музеями» называю: ходишь, удивляешься, только там что-то купить можно, и это замечательно. Вот сейчас мне для номера нужна тоненькая тросточка, такая, чтоб сгибалась. Где найти? Только на барахолках. Или лампочки 3-вольтовые, или пропеллер… Таких, как мне нужно, и не выпускают уже нигде.

- Спустя 20 лет жизни в Германии по-немецки уже бойко разговариваете?

Габи с моей помощью выучила русский, так что дома мы на «могучем» говорим. А я на базары с собой такую книжку с переводами беру, знаете? Короче, голодным не останусь, а если надо - на пальцах объясню. Не зря же я столько лет пантомимой занимаюсь (смеется).

- А к чему чужеземному привыкнуть не можете?

Закон тут такой… ух! Один для всех. Знаменитый ты или простой человек, если нарушил правила движения - плати штраф. Водители, если уступишь дорогу, еще и ручкой помашут в благодарность. А дороги (мечтательно) - красота, как стеклянный пол. А вот ко вкусному пиву я привык очень быстро!

- Ностальгия по Москве не накатывает?

Ко мне в Канаде подошла женщина. Поздоровалась, говорит, что сама из Гомеля. И рассказывает, что в Канаде уже 15 лет живет, а ностальгия прямо, не поверите, замучила. Так она даже домой к семье ездила - ностальгия не унимается. Так вот, я считаю, что скучать можно тогда, когда все родные-знакомые - там, когда работы нет. Это не про меня - хандрить времени нет.

- А дочь ваша по стопам отца не пошла?

Очень хотел, чтобы Оля со мной выступала. Но я вечно в разъездах, ее бабушка воспитывала. А моя первая жена (Александра. - Авт.) была отличной скрипачкой, и дочь записывала в музыкальные школы. Оля аж пищала, так не хотела играть. Говорю ей, мол, вырастет, что-то не так в жизни пойдет, а ты, жена, виновата останешься. Так что сам никогда дочку на манеж не подталкивал. Как-то мы уехали на гастроли в Америку, Оля сама записалась в училище, и через четыре года начала танцевать на проволоке. Мы, как в моих мечтах, выступали в одной программе. Правда, сейчас она уже свое оттанцевала, живет тут же, в Германии, во Франкфурте с дочкой.

- Внук Евгений к цирку так же неравнодушен?

Нет, он упрямый. Когда был маленьким, несколько раз со мной выступил. А потом посмотрел, сколько клоунам платят, и не пошел в цирковое училище. Стал менеджером и сейчас живет в Москве.

- Кстати, об училищах. Если бы вы, сидя в жюри, увидели свою репризу в блестящем исполнении новичка, вы бы дали ему первое место?

Я бы сказал: «Отличный номер, потрясающий. Но это копия, а копия - это не достижение. На вас же никто ходить не будет!». Правда, иногда плагиат можно немножечко простить. Когда начинает работать творческий человек, он волей-неволей повторяет того, кого любит. Даже рука поднимается так, как поднимает кумир. Но со своими подражателями я пока не был знаком.

- Вы сейчас работаете в цирке, который называется «Великим русским государственным цирком». А какое на самом деле отношение к России он имеет?

Он не принадлежит стране, это точно. Просто собрана труппа именно российских артистов. Я ведь много с кем работал - и с французами, и с ирландцами, но они… не такие бесшабашные.

- У вас в шапито русский дух царит?

Нет, русский дух - это когда перепил. А у нас такого почти не бывает. Вот по молодости было, и это смотря в какую компанию попадешь. А то начнут: «Что ты, как маленький»... Попробуй откажись.

- В общем, вы в своей тарелке.

Да. Так и летаем…

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КЛОУНА: 30 КЕПОК И НОЖ ДЛЯ ХАРАКИРИ

Свою знаменитую кепку Олег Попов... нашел случайно в куче реквизита в 1953-м году. «Смотрю, она лежит». Популярной несколько десятилетий остается реприза «Луч». «Когда я выхожу на арену цирка, и солнечный луч светит на меня, то я в нем греюсь. Затем я его собираю в корзинку. А, уходя с манежа, я поворачиваюсь к зрителям и отдаю этот луч им», - пересказывает сценку юбиляр.

ПЕРВЫЙ. Олег Попова был первым советским клоуном, который поехал в заграничное турне. Его выступление в Лондоне произвело фурор, и именно там он получил прозвище Солнечный клоун. Гастроли в Японии запомнились курьезом: «Зашел в магазин, чтобы куртку на крупной молнии купить. Знаками показываю: нужна куртка, вжик-вжик, крупная молния! Наконец, до продавца-японца вроде дошло, сел на мотороллер и укатил. Через полчаса прилетает, улыбка до ушей. Протягивает коробку какую-то. Мы радостные открываем, а там... нож для харакири». А еще Олег Попов - первый клоун, в честь которого в СССР выпустили игрушки. Сейчас на аукционе такую фигурку можно купить минимум за 20 грн. А вот в Германии «Олега Попова» стали изготавливать уже после 1990-го года. Тут до сих пор продаются маски, статуэтки и даже куски мыла в форме юбиляра! К слову, немецким зрителям Олег Попов известен как Счастливый Ганс - псевдоним взят из сказок братьев Гримм.

НИКУЛИН. В одном из интервью Попов приоткрыл завесу над конфликтом с Юрием Никулиным: «Мое мнение: Никулин очень ко мне ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку, не нахожу (Никулин руководил Московским цирком на Цветном бульваре с 1983 года. Попов эту должность получить не мог, так как был беспартийным. - Авт.). Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в сибирские цирки. Хотел на Цветном бульваре отметить 60-летний юбилей. Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок».

ПЕНСИЯ В ПОДАРОК. Уже после нашего разговора с артистом появилось сообщение о том, что в гости к Попову отправилась российская делегация. Она везет подарки: открытки, теплые варежки, клоунские - с задранными вверх носами - валенки и даже сертификат на владение 40 акрами земли на Луне. Но главное, ему везут новую цифру пенсии, но какова именно эта цифра, пока неизвестно.

ЖЕНА ГАБИ: «ОЛЕГ ГОВОРИТ, ЧТО ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО СТАР ДЛЯ ГОЛЬФА»

До знакомства с Олегом Поповым Габриелла Леманн работала в аптеке, но цирк обожала: «У меня было хобби, большое, - с акцентом говорит она. - Жонглировать! Использовала все, что под руку попадется, даже пузырьки с лекарствами». В 1990 году она приехала из Германии в Австрию на гастроли Попова, подошла за автографом, а клоун у нее почему-то попросил телефон. «Я ту бумажку случайно потерял, но потом нашел в мусорной корзине, очень обрадовался, и позвонил», - вспоминает юбиляр. Через два года они сыграли свадьбу, ей было 30, ему - 62.

Сейчас, спустя 18 лет, они коллеги по цеху: «У нас есть несколько совместных реприз с животными. Правда, не с дикими, а с домашними, - смеется Габи. - Есть собачка и ручная крыса, лошади и пони. Я их дрессирую. А еще, если нужен костюм, помогаю с эскизами». А иногда помогает и с сюжетами: «Но его, как и всех мужчин, надо хвалить. Не важно, моя это идея, или его, нужно быть дипломатичной и сказать: «Молодец, здорово придумал!» - кокетничает Габи. - Вот ему уже 80, а он очень в форме. Я, например, очень люблю оперу. Зову его: «Идем, послушаем». А он отвечает лукаво: «Не-е-ет, туда ходят старые люди». Или приглашают нас друзья в гольф поиграть, а Олег вертит головой: «Я еще не слишком стар».

В доме Поповых под Нюрнбергом сейчас полным ходом идет подготовка к юбилею: «Это будет маленький уютненький праздник. Только коллеги и семья - всего человек 40. На стол поставлю русские блюда, да еще, может быть, «айсбан» - немецкое национальное мясо с капустой - Олег его очень любит. И обязательно фрукты: в нашей деревне много вишен и яблок».

Советские клоуны считались одними из лучших на планете. Цирк в Советском Союзе был отдельным видом искусства, который пользовался огромной популярностью. Многих клоунов и сейчас вспоминают те, кто лично застал их на первых выступлениях. О самых известных из них расскажем в этой статье.

Среди советских клоунов один из самых известных - народный артист СССР, кумир нескольких поколений советских любителей юмора и смеха Юрий Никулин. Он родился еще в Смоленской губернии в 1921 году. Его родители были артистами, так что судьба Юрия оказалось во многом предопределена.

В 1939 году сразу после окончания школы его призвали в армию. Во время Великой Отечественной войны воевал под Ленинградом. В 1943-м подхватил воспаление легких, долго лежал в госпитале, после выписки практически сразу получил контузию во время одного из авианалетов на Ленинград.

После войны пытался поступить во ВГИК, но его не приняли, не обнаружив в нем актерских способностей. Поэтому Никулин отправился в школу-студию клоунады, которая работала при столичном цирке на Цветном бульваре. Это стало его пристанищем на несколько десятилетий.

В 1948 году знаменитый советский клоун дебютировал в паре с Борисом Романовым в номере под названием "Натурщик и халтурщик", которым сразу покорил зрителей. Какое-то время работал ассистентом у Карандаша. Познакомился с Михаилом Шуйдиным, с которыми отправился в гастроли по всей стране набираться опыта работы в цирке.

С Карандашом Никулин проработал два с половиной года, после этого ушел вместе с Шуйдиным из-за конфликта. Начав выступать самостоятельно, они составили знаменитый на всю страну дуэт, хотя были совершенно разными по типу и характеру артистами.

Среди клоунов Советского Союза Никулин был одним из самых популярных. В родном цирке он проработал полвека, став его символом, сейчас на Цветном бульваре даже установлен памятник знаменитому артисту.

При этом блестящую карьеру он параллельно сделал в кино, сыграв в популярных комедиях "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука".

В цирке он перестал выступать, только когда ему исполнилось 60 лет. В 1981 году он официально ушел со сцены, начав работать главным режиссером цирка на Цветном бульваре. В 1982 году занял пост директора цирка. При этом известном советском клоуне цирк расцвел, было построено новое здание, открытие которого состоялось в 1989 году.

Юрий Никулин был популярен не только в большом кино, но и на отечественном телевидении. В 90-е годы выходила его передача под названием "Белый попугай". Она собирала вместе известных и заслуженных артистов, которые рассказывали свои самые любимые анекдоты и забавные истории из собственной карьеры. Коронными всегда были анекдоты, которые травил сам Юрий Никулин.

Никулин умер в 1997 году в возрасте 76 лет после осложнений, возникших из-за операции на сердце.

Михаил Шуйдин

Михаил Шуйдин - клоун из советского комедийного трио. Он выступал с Никулиным и Карандашом, нисколько не теряясь на фоне знаменитых коллег по сцене. Шуйдин родился в Тульской губернии в 1922 году. Был акробатом-эксцентриком.

Как и Никулин, прошел Великую Отечественную войну, они были практически ровесниками. Шуйдин участвовал в Сталинградской и Курской битвах, отличился в боях на Украине, получив орден Красной звезды. Был даже приставлен к званию Героя Советского Союза, которое затем было заменено командованием на орден Красного Знамени.

Сразу после войны поступил в училище циркового искусства. Вместе с Никулиным работал помощником у Карандаша. Удачным вышел его дебют, когда знаменитый советский клоун изображал важного директора, будучи сам полным и небольшого роста. Его появление неизменно вызывало смех в зале.

Уйдя с Никулиным от Карандаша, они проработали вместе до 1983 года, практически до смерти советского клоуна после продолжительной и тяжелой болезни в возрасте 60 лет. Его - это рубаха-парень, который все знает и умеет, в отличие от Никулина, который играл меланхоличного неумеху. Свою совместную работу эти советские клоуны построили на противоречии характеров.

Интересно, что в обычной жизни Шуйдин и Никулин практически не общались между собой. Они сильно отличались характерами и образом жизни, но как партнеры на сцене были неподражаемы. Зрители специально приходили в цирк на Цветном бульваре, чтобы увидеть эту удивительную пару артистов.

Известный советский клоун Шуйдин блистал в сатирических скетчах и пантомимах "Маленький Пьер", "Трубка мира", "Карнавал на Кубе", "Розы и шипы".

Михаил Румянцев

Михаила Румянцева большинство знает как Карандаша. Это одно из самых известных сценических имен клоунов СССР. Он родился в Санкт-Петербурге в 1901 году. Румянцев решил стать артистом, когда встретился в Москве с легендарными артистами американского немого кино Дугласом Фербенксом и Мэри Пикфорд.

Румянцев отправляется на курсы сценического мастерства, а потом в школу циркового искусства, учится у главного режиссера цирка на Цветном бульваре Марка Местечкина.

В 1928 году он начинает появляться на публике в образе легендарного в то время Чарли Чаплина. Окончив школу циркового искусства, работает в Казани, Смоленске и Сталинграде. В 1932 году один из самых известных в будущем советских клоунов, список которых он возглавляет по праву, решает отказаться от образа заокеанского артиста. В 1935 году он начинает работать в цирке Ленинграда под псевдонимом Каран Д’Аш. Постепенно он формирует свой собственный уникальный сценический образ, определяется с костюмом и программой выступления.

В 1936 году он перебирается в Москву, где берет в себе напарники небольшого скотч-терьера по кличке Клякса, так начинается карьера советского клоуна Карандаша. Столичная публика была в восторге от нового артиста.

Уникальной особенностью Карандаша были шутки на политические мотивы. К примеру, во времена брежневского застоя он выходил на сцену с большой авоськой, набитой муляжами дефицитных продуктов: красной икрой, ананасами, сырокопченой колбасой. Оказавшись на сцене, он застывал перед зрителями в молчании. Зрители в нетерпении ждали, что же скажет клоун. Через какое-то время он громко объявлял: "Я молчу потому, что у меня все есть. А вы почему?!" При этом сам Румянцев отмечал, что его сценический персонаж никогда не позволял себе ничего лишнего.

На протяжении своей карьеры он выступал не только сольно, но и был клоуном из советского комедийного трио вместе с Никулиным и Шуйдиновым. Его известность была такова, что считалось, что своим появлением на сцене он способен спасти любой спектакль. Гарантированно собирался полный зал. Советский клоун, фото которого можно найти в этой статье, очень добросовестно относился к своей работе, всегда требовал полной самоотдачи от всех помощников, униформистов, осветителей.

Он проработал в цирке практически всю свою сознательную жизнь, целых 55 лет. В последний раз он появился на сцене всего за две недели до своей смерти. В марте 1983 года его не стало. Михаилу Румянцеву был 81 год.

Пожалуй, его знают все. Советский клоун Олег Попов родился в 1930 году в Подмосковье. Карьеру он начал в качестве эквилибриста, выступая на проволоке. В 1951 году он впервые появился на сцене в амплуа коверного клоуна в цирке Саратова, затем перебрался в Ригу. Окончательно он закрепился в этом амплуа, работая под руководством легендарного Карандаша в начале 50-х годов.

Советский клоун Попов создал знаменитый образ Солнечного клоуна. Это был не унывающий ни в каких ситуациях молодой паренек с яркой копной соломенных волос, который появлялся на сцене в клетчатой кепке и полосатых штанах. В своих номерах он часто использовал разнообразные цирковые приемы: жонглирование, акробатику, эквилибристику, пародии, но ключевое место в его выступлениях занимали антре, которые он ставил средствами классической буффонады и эксцентрики. Среди его самых знаменитых номеров "Свисток", "Повар", "Луч".

Отечественные зрители сразу запомнили фамилию знаменитого советского клоуна в клетчатой фуражке. Он выступал не только на сцене, часто появлялся в телевизионных передачах, например, в детской утренней программе "Будильник", часто снимался в кино, обычно в камео, ставил цирковые спектакли в качестве режиссера.

Артист часто отправлялся на гастроли по странам Западной Европы, они в результате принесли ему мировую славу. Советского клоуна в клетчатой фуражке знали во всех странах мира.

После распада Советского Союза Попов отправился в Германию. В 1991 году он поселился в небольшом городке Эглофштайне, начал выступать в собственной цирковой программе под новым сценическим именем Счастливый Ганс.

В Россию он вернулся только в 2015 году, проведя в Германии 24 года. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер".

В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове. В октябре он приехал в Ростов-на-Дону, где планировал выступить н е менее 15 раз. После этого он собирался отправиться с гастролями в Самару и Екатеринбург.

Его знакомые вспоминают, что еще 2 ноября он был весел, сходил на центральный рынок, планировал отправиться на рыбалку, на местную речку Маныч, чтобы поймать окуней. Вечером он смотрел в гостиничном номере телевизор. Около 23.20 ему стало плохо, сотрудники гостиницы вызвали скорую помощь, но спасти актера не удалось. Как стало известно, он заснул в своем гостиничном номере в глубоком кресле и больше не проснулся.

По решению его жены и дочери он был похоронен в немецком Эглофштайне, где живет его семья. Причем, согласно завещанию артиста, его положили в гроб в клоунском костюме.

Асисяй

Вспоминая знаменитых советских клоунов, фото которых можно обнаружить в этой статье, обязательно необходимо рассказать о Вячеславе Полунине, больше известном по сценическому имени Асисяй.

Этот народный родился в Орловской области в 1950 году. Высшее образование получил в институте культуры в Ленинграде, потом окончил эстрадное отделение в ГИТИСе. Это был знаменитый на всю страну советский клоун Асисяй, актер-мим, автор и постановщик клоунских номеров, масок, реприз и спектаклей.

Именно он стал основоположников известного который с успехом выступал по всей стране. На пик популярности "Лицедеи" вышли в 80-е годы. Асисяй был главным героем этого театра. Самыми популярными стали номера "Асисяй", "Грустная канарейка", "Низзя".

С 1989 году Полунин инициировал в Москве караван бродячих комедиантов, который, выступив из Москвы, с выступлениями прошел по всей Европе, объединив множество сценических площадок в разных странах в единое театральное пространство. С 1989 году фестиваль "Караван мира" проводится ежегодно.

Примечательно, что с 1988 года Полунин живет и работает преимущественно за границей. В 1993 году собрал новую труппу, с которой поставил десяток премьерных спектаклей.

Рассказывая о принципах своей работы, Полунин всегда отмечал, что для него клоунада - новый способ мировидения, это особое восприятие действительности, в рамках которого клоун лечит души зрителей.

Дрессировщик и цирковой артист Владимир Дуров родился в Москве в 1863 году. Еще в молодости он бросил военную гимназию, потому что увлекся цирком. Выступать начал с 1879 года.

В 1883-м обосновался в цирке-зверинце Винклера в Москве. Свою артистическую карьеру начал в качестве силача, затем опробовал амплуа иллюзиониста, звукоподражателя, клоуна, куплетиста. С 1887 году начал специализироваться исключительно как сатирик и клоун-дрессировщик.

Обучение животных целиком построил на принципе кормления, вырабатывая у них условные рефлексы при помощи поощрения, за каждый успешно выполненный трюк животное получало лакомство. Дуров изучал труды Сеченова и Павлова, положив в основу своего метода дрессировки научные достижения.

В собственном доме в Москве он проводил психологические эксперименты над животными, привлекая знаменитых психиатров и психологов, например, Павлова и Бехтерева. Чтобы начать зарабатывать деньги, открыл прямо в своем доме живой уголок, который со временем стали называть Уголком Дурова". В нем он давал платные представления вместе с животными. Например, придумал уникальный знаменитый номер под названием "Мышиная железная дорога".

Эта работа была приостановлена Октябрьской революцией и последовавшей за ней разрухой. Вновь двери "Уголка Дурова" открылись в 1919 году, но уже как не частный, а государственный театр. Самому Дурову разрешили проживать в его бывшем доме, который к тому времени был национализирован.

Уже в Советском Союзе Дуров продолжил опыты по телепатии вместе с известным советским биофизиком Бернардом Кажинским. В 1927 году, уже в статусе советского клоуна, Дуров издал книгу "Мои звери", которые со временем неоднократно переиздавалась и пользовалась большой популярностью.

В 1934 году Владимир Дуров умер в возрасте 71 года. После его смерти дело продолжила дочь Анна, в 1977 году "Уголок Дурова" перешел к ее племяннику Юрию. Сейчас им заведует правнук Владимира Леонидовича - Юрий Юрьевич, продолжая традицию советских и российских клоунов, работающих с животными.

Вспоминая имена клоунов СССР, фото которых представлены в этой статье, обязательно нужно вспомнить про Леонида Енгибарова. который практически всю карьеру выступал в образе "грустного клоуна".

Он родился в Москве в 1935 году. В 20 лет поступил в цирковое училище на отделение клоунады. С 1959 года начал выступать на манеже Новосибирского цирка. Затем появлялся на сцене цирков Тбилиси, Харькова, Минска, Воронежа. Собирая полные залы в Советском Союзе, отправился на заграничные гастроли в Польшу, где его тоже ждал успех.

В 1962 году Енгибарову вручили медаль в Ленинграде за лучший номер, там же он познакомился с Роланом Быковым и Марселем Марсо. Эти встречи сыграли важную роль в его карьере, с Быковым они остались друзьями до конца жизни.

В 1963 году Енгибаров стал известен и как киноартист. Он снялся в кинокомедии Левона Исаакяна и Генриха Маляна "Путь на арену" - в главной роли клоуна Лени, который решает работать в цирке, несмотря на протесты родителей, которые желают ему другого будущего.

Через год Енгибаров появляется в классической исторической мелодраме Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Он играет роль немого пастуха, доказав, что способен не только на юмористические, но и на трагические роли.

В 1964 году "грустный клоун" уезжает в Прагу, где побеждает на профессиональном конкурсе. Там же впервые публикуются его новеллы, оказывается, Енгибаров еще и талантливый писатель. В Праге у него рождается дочь Барбара, ее мать - чешская журналистка и художница, которую зовут Ярмила Галамкова.

В 1966 году на советские экраны выходит документальный фильм, посвященный артисту, "Леонид Енгибаров, знакомьтесь!".

К концу 70-х он объезжает с гастролями весь Советский Союз, больше всего его ценят зрители в Киеве, Одессе, Ленинграде и Ереване. В 1971 году Енгибаров в соавторстве с коллегой Беловым выпускает спектакль под названием "Звездный дождь". Его демонстрируют в столичном театре эстрады. После Енгибаров покидает цирк, чтобы основать свой собственный театр с моноспектаклями, наполненными клоунадами, репризами и разнообразными трюками. Так появляется постановка "Причуды клоуна".

В Ереване издается книга новелл Енгибарова "Первый раунд". Тогда же он снимается у Тенгиза Абуладзе в комедии-притче "Ожерелье для моей любимой" в образе клоуна Сугури. В начале 70-х он гастролирует со своим театром по всей стране, сыграв за 240 дней 210 спектаклей.

Закончилась яркая карьера Енгибарова внезапно и трагически. Летом 1972 года он приезжает в отпуск в Москву. Начинает работать над новым спектаклем. Июль в том году выдался невероятно жарким и сухим. К тому же под Москвой горят торфяные болота, в отдельные дни в столице смог такой, что человека нельзя разглядеть с расстояния в несколько метров.

24 июля Енгибаров возвращается домой после концерта в Он плохо себя чувствует из-за подхваченной ангины, которую переносит на ногах. Его мать Антонина Андриановна готовит ужин и уходит к подруге ночевать. Наутро она обнаруживает, что Леонид еще не вставал.

К вечеру ему становится плохо, он просит вызвать ему бригаду скорой помощи. Когда врачи приезжают, артисту становится лучше, он даже начинает отпускать комплименты в адрес медсестры. Но еще через два часа его состояние снова ухудшается. Мать снова вызывает скорую. Енгибаров просит бокал холодного шампанского, от которого у него сужаются сосуды, состояние только ухудшается. Прибывшие во второй раз врачи не в силах ему помочь, клоун умирает от хронической ишемической болезни сердца.

По мнению докторов, причиной стал тромб, который образовался из-за того, что сын вернулся уже больным с гастролей и репетировал спектакли с ангиной. В момент смерти Енгибарову было только 37 лет. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Многие восприняли его гибель как личную трагедию.

Народный артист РСФСР получил известность как дрессировщик кошек. Он родился в Подмосковье в 1949 году. Стать клоуном мечтал с самого детства. Но в цирковое училище его не брали семь лет подряд.

Наконец, в 1963 году он поступает в профессионально-техническое училище на печатника, но в свое месте не отчаивается. Работая в типографии "Молодая гвардия", вечерами занимается в народном цирке при ДК "Красный Октябрь". В 1967 году становится лауреатом конкурса художественной самодеятельности.

На заключительном концерте конкурса его замечают артисты цирка на Цветном бульваре, Куклачева все-таки приглашают в цирковое училище. В 1971 году он становится дипломированным артистом Союзгосцирка, в котором работает до 1990 года. Его образ - это простодушный, но в тоже время немного лукавый скоморох из народа в стилизованной русской рубахе. Изначально работает под псевдонимом Василек.

В поисках своей собственной изюминки Куклачев еще в середине 70-х решает, что в его выступлениях должна появиться кошка. Считается, что они сложно поддаются дрессировке, но Куклачеву удается успешно с ними работать. Со временем труппа животных стала пополняться все новыми хвостатыми артистами, это позволило сделать уже несколько номеров с животными.

Именно номера с кошками принесли Куклачеву всесоюзную популярность, он имел успех и на зарубежных гастролях.

В 1990 году артист цирка получает в свое распоряжение здание бывшего театра "Призыв", расположенного на Кутузовском проспекте. Вскоре на его базе он открывает один из первых частных театров в стране, который со временем получает названием "Театр кошек Куклачева". Оказывается, что это первый кошачий театр в мире, немедленно он становится известным далеко за пределами России.

В 2005 году театр получает статус государственного, а помимо кошек в репризах появляются собаки.

Сейчас Куклачеву 69 лет, он продолжает свою работу в кошачьем театре.

Эвелина Бледанс

Российская актриса латышского происхождения начинала в качестве клоунессы. Она родилась в Ялте в 1969 году. Окончила актерский факультет института сценических искусств в Ленинграде.

Первая известность к ней пришла в 1999 года, когда она засветилась в составе комик-труппы "Маски", выпускавшей популярные телешоу, основанные на клоунаде, пантомиме и эксцентрике. Артисты выделялись тем, что работали в жанре немого кино. Придумывал и реализовывал все проекты художественный руководитель Георгий Делиев, который сам был одним из артистов комик-труппы.

В 90-е годы на экраны выходил знаменитый телесериал "Маски-шоу", всего удалось отснять пять сезонов, которые насчитывают практически двести эпизодов.

После этого Эвелина Бледанс получила известность как телевизионная и киноактриса.

Клоун стал настолько популярным образом в Советском Союзе, что его можно часто встретить и за пределами цирковой арены. Например, большим спросом в СССР пользовалась советская игрушка клоун, которая считалась особенным подарком на любой праздник, а особенно на день рождения.

В юмористической программе эстрадного артиста Евгения Петросяна, которая была популярна в 90-е годы, игрушка клоуна стала символом, ее можно всегда увидеть на заставке проекта.

Советский мультик про клоуна "Кот и клоун" тоже демонстрирует, насколько эти артисты были популярны. Он вышел на экраны в 1988 году, режиссер - Наталия Голованова.

Мультфильм снят в духе классической буффонады, в которой рассказывается история старого клоуна, который много лет посвятил работе в цирке. На своем веку он повидал многое, его уже сложно чем-то удивить. Но это удается волшебному коту, который способен превращаться во всевозможные предметы.

В этом 10-минутном мультфильме демонстрируется напряженная и непримиримая борьба между героями, каждый из которых обладает сильным и непокладистым характером. С одной стороны оказывается пожилой клоун, а с другой - задиристый, наивный и временами откровенно грубоватый кот. Заканчивается это необычное произведение очень неожиданно: кот в самом конце превращается в мальчика.

Юрий Владимирович Никулин (1921 – 1997) - великий советский клоун и актер. Его не приняли во ВГИК, заявив, что в нем «что-то есть», но играть в кино он не сможет. Никулин не верил ни в какие приметы, но не любил, когда в его присутствии свистели. Не обладая красивой внешностью и будучи ленивым от природы (так он сам о себе говорил), Никулин многого добился в жизни. Возможно, потому, что он был фантастически обязательный человек. В автобиографической книге «Почти серьезно» он сказал: «В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле» .

Родился великий клоун в городке Димитрове. Его мама была актрисой в драматическом театре, куда после демобилизации из Красной Армии устроился работать отец, Владимир Андреевич. Который вскоре организовал передвижной театр революционного юмора и был в нем главным постановщиком и артистом.

В 1921 году родился Юрий, и вскоре Никулины перебралась в Москву. Юрий уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. Его отец занимался кипучей деятельностью: писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка, вел театральный кружок в школе, где учился сын. Несмотря на то, что мать нигде не работала, родители постоянно обсуждали спектакли и игру актеров.

Под руководством Владимира Андреевича Юра принимал участие в школьных постановках, но вот учился средне. В престижной школе его продержали до 8 класса, а потом перевели в обычную школу. Чему он был несказанно рад, так как в ней учились ребята из его двора, и теперь можно было перелезать через забор, сокращая путь от дома.

В 1939 году, сразу после 9-го класса Юрий был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Он вспоминал: «Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…». Его дразнили – «Глиста в стакане». Но у Никулина-младшего было хорошее чувство юмора, и он не обижался, а смеялся вместе со всеми.

Когда началась война с Финляндией, Юрий Никулин написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Бои шли совсем рядом, но зенитная батарея Никулина стояла в обороне Ленинграда, поэтому ему не удалось участвовать в боевых столкновениях. Как говорится, всю финскую войну «из-под пушек выгонял лягушек». Возможно, именно поэтому он не любил вспоминать годы войны, которую начал сержантом и закончил старшим сержантом. В апреле 1941 года его должны были демобилизовать, но 22 июня 1941 года началась война с немцами…

Никулин воевал в составе зенитной батарей, был контужен. Несмотря на то, что ему иногда было страшно, он переносил это внешне спокойно, но один случай долго не мог забыть. Это был первый убитый при нем человек. «Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...». Победу Никулин встретил в Прибалтике, но был демобилизован лишь в мае 1946 года.

Служа в армии, он был незаменимым участником художественной самодеятельности и однополчане считали, что у него - талант комика. Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но экзаменационная комиссия вынесла вердикт, что Никулин не пригоден для кино, но, может быть, сгодится в театре. Тогда Юрий решил попытать счастье сразу в двух театральных заведениях: ГИТИСе и училище им. Щепкина при Малом театре, но его не приняли.

Помыкавшись по творческим училищам и студиям, Никулин в отчаянье пришел в студию при Ногинском театре, куда его приняли, но учиться в ней ему пришлось недолго. В сентябре 1946 года Никулин узнал, что производится набор в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Его там приняли с распростертыми объятьями, отобрав из нескольких сот человек. В 1948 году он уже выступал на манеже.

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Покровской, которая училась в Тимирязевской академии и увлекалась конным спортом. Однажды ей пришлось помогать клоуну Карандашу осваивать езду на смешном жеребенке-карлике по кличке Лапоть. Тогда в цирке она познакомилась с Никулиным. Однажды Юрий пригласил ее прийти на спектакль. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала зрителя и учил его ездить на лошади. Случайного зрителя играл Никулин. В тот день случилось непредвиденное - Никулин попал под лошадь и его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Татьяна чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода они поженились, в 1956 году родился из сын- Максим.

А в 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в музыкальной комедии «Девушка с гитарой». Сценки с его участием были самыми смешными. Затем последовала роль в фильме «Неподдающиеся», который задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи. Но в процессе съемок Никулин создал столько комических эпизодов, что фильм превратился в комедию.

В начале 60-х Леонид Гайдай задумал комедию «Пес Барбос и необычный кросс». При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Весь фильм был построен на веселых трюках и снимался, как говорится, «на одном дыхании». Никулина практически не гримировали, так как, по словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы. Короткометражка принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и трем актерам: Никулину, Вицину и Моргунову. После фильма «Самогонщики» троица превратилась в культовый символ советского кинематографа.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в первой своей драматической роли опустившегося Иорданова в фильме «Когда деревья были большими». Юрий Никулин вспоминал, что режиссер Кулиджанов просил его: «Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов». Чтобы вжиться в роль, Никулин действительно ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался... Однажды он приехал на съемочную площадку в гриме и хотел войти в магазин, где должен был сниматься эпизод фильма. Директор магазина не хотел пускать его. «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Иди прочь, пока я милицию не позвал!». Лишь заступничество режиссера помогло попасть на площадку.

Лучшей в творческой биографии Никулина стали драматическая роль в фильме «20 дней без войны» (1977 год), в которой он снялся с Людмилой Гурченко. Съемки проходили очень тяжело. Режиссер Алексей Герман порой доводил актеров до отчаяния, так как постоянно психовал и нервничал. Никулин несколько раз говорил с режиссером на повышенных тонах. Несмотря на то, что фильм стал настоящим шедевром, чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Фильм прокатывали малым экраном.

По словам биографа Шахназарова, Гурченко во время съемок влюбилась в Юрия Никулина. Она смотрела на него с обожанием. Несмотря на то, что Никулин преклонялся перед Гурченко - артисткой, он не хотел оставаться с горячей женщиной наедине и попросил Шахназарова пожить с ним в номере.

Единственный человек, с которым у Никулина были отношения «не очень», был клоун Олег Попов. Они никогда не были врагами, но, как считает Шахназаров, Попов иногда завидовал Никулину и другим клоунам. Кроме того, некоторые пытались их стравить, передавая нечаянные фразы. Как в театре говорят: «Против кого дружите».

Однажды на 50-летие Попова, которое отмечалось в ресторане «Узбекистан», Агаджанов решил сблизить Попова и Никулина. Никулин согласился пойти на примирение и поехал на юбилей. Бывшие недруги пили, произносили здравицы и в конце концов остались вместе. Потом, увидев, что все разъехались, взяли такси и поехали в Попову. Утром, проснувшись на огромной кровати Попова, Никулин даже не сразу понял, почему рядом с ним мирно похрапывает Олег. Встав кое-как, они позавтракали яичницей и разъехались по делам.

Сам Никулин также иногда мирил людей. Долгие годы Никулин жил в уникальном доме, который сейчас весь увешан досками. Однажды Борис Ровенских, режиссер Валентин Плучек, актер Андрей Гончаров, которые друг друга терпеть не могли, ехали в одном лифте с Шахназаровым и Никулиным. Вдруг – стоп: погас свет! Вначале все напряженно молчали, и тогда Никулин стал рассказывать анекдоты и смешные истории. Все стали хохотать и вышли из лифта друзьями.

Немало о личной жизни комика поведала книга Владимира Шахназарова, которую он написал практически под диктовку артиста. Эта книга далась нелегко. Вначале пришлось долго уговаривать Никулина, потом - больше 2 лет работы над главами, потом - издание.

Шахназаров возмущался, когда редакторы пытались исправить отдельные фразы и главы, искажая действительность и здравый смысл. В первой главе была такая фраза – «Я сажусь в свою машину и еду к своим теткам». Редактор исправил – «Сажусь в старенький «Москвич» и еду к своим тетушкам». Никулин возмутился: «Какой к черту старенький «Москвич», у меня - «Волга»! «Никакого исправления», - заявил Никулин, увидев, что Шахназаров снял очки. Это по их договору означало: на правки не соглашаться.

Первый раз книжка вышла в издательстве «Молодая гвардия» и несколько раз переиздавалась. После каждого издания Шахназаров с Никулиным пили по рюмочке коньяка из заветной бутылки, купленной при первом издании. Когда Юрия Владимировича не стало, то на дне бутылки оставалась еще коньяка на одну рюмку...

Никулина хоронили несколько дней. Тысячи людей хотели прийти попрощаться с любимым клоуном. В Москве стояли огромные очереди, как когда-то в Мавзолей. Практически это был уникальный случай,до этого такого прощания были удостоены лишь два человека - Ленин и Сталин.

На днях в Киеве завершились гастроли Театра кошек Юрия Куклачева

В 1988 году артист «Союзгосцирка» Юрий Куклачев заключил с Израилем контракт на проведение своих гастролей. Тогда за поездку в сионистскую страну клоуна пытались исключить из рядов КПСС, но ему удалось отстоять свой партбилет. А вот увольнения Юрий Дмитриевич избежать не смог -- ему дали понять, что советский цирк обойдется без Куклачева.

Как говорится, нет худа без добра. Вскоре после развода с «Союзгосцирком» вы открыли первый в мире частный Театр кошек…

Да, времечко было еще то, -- улыбается кавалер ордена «Надежда нации» Юрий Куклачев. -- Начало 90-х! Я вынужден был выходить в зрительный зал и говорить: «Товарищи, вы заплатили за билет пять рублей. Столько стоил килограмм мяса вчера, а сегодня оно стоит 100! (Мы же билеты продавали за месяц вперед.) Поймите, за эти деньги мясо не купишь». Люди открывали свои кошельки и несли деньги в «кассу взаимопомощи», складывая их кучкой возле сцены.

Я рассуждал так: если я нужен народу, не уеду в Лаг-Вегас, куда меня приглашали. И вы знаете, на наших представлениях всегда аншлаг. Правительству, конечно, я безразличен, а народ меня не отпустил.

А вот мой коллега Олег Попов не выдержал перестроечных веяний. В былые времена он, как и большинство выездных артистов, привозил из-за рубежа натуральные шубы, японские магнитофоны, другой дефицит… Копил всю жизнь и собрал на сберкнижке 300 тысяч рублей, которые со временем превратились в три рубля. Можете себе представить, сколько Олег Константинович потерял, если тогда «Жигули» стоили пять тысяч! Народный артист СССР обиделся и уехал лет 15 назад на ПМЖ в Германию.

Как ваши подопечные доехали в Киев? Бытует мнение, что эти животные привыкают к дому и переезды у них вызывают стресс.

Это домашние кошки, когда их везут на дачу, волнуются и переживают, а наши-то профессионалы! Спят себе спокойно всю дорогу. Я сам люблю поезд -- ура! -- наконец-то можно отоспаться… Даю проводникам свою фотографию и прошу: «Ребята, Куклачева не будите!» И нет проблем. А на эти гастроли в Украину мы приехали автобусом. Правда, на границе нас продержали восемь часов -- выясняли, почему на документах не хватает какой-то голограммы. А мы откуда знаем? Нам в Министерстве сельского хозяйства России выдали такое разрешение…

На Украину из-за этого не обиделись?

Нет, что вы! В Украине я нашел своего первого котенка. В 1971 году мы работали в черкасском шапито. После выступления я шел по парку и услышал в кустах жалобный писк. Маленький рыжий котенок пищал от голода. Принес его в гостиницу, постирал в умывальнике, промыл чаем глаза, накормил… Кутька у меня прижился. Но когда я таким же образом подобрал Стрелку, Кутька, не выдержав моего «предательства», исчез.

В 1981 году мы с женой (Елена и их старший сын Дмитрий сегодня работают в Театре кошек. Младший Владимир -- танцовщик, звезда израильского балета, дочь Екатерина -- студентка Московского текстильного университета. -- Авт.) были в Израиле. Во время одной из экскурсий вдруг словил на себе внимательный взгляд такого же рыженького и худого, как мой Кутька, кота. Вижу, знакомое лицо: «Кутя?» -- «Мя-яу… » Я дал звук, который мы знаем, кот подошел. Я его погладил: «Поехали домой?» «Мя-яу, -- ответил Кутька. -- Здесь останусь».

«Защищая свое потомство, кошка загнала медведя на башенный кран»

А в Харькове у меня был вообще уникальный случай, -- продолжает Юрий Дмитриевич. -- Ночью цирковой медведь Гоша вышел из клетки. Это очень внимательные животные, вот Гоша и заметил, что клетка закрывается ключом. Взял и открыл замочек своим коготком. Прогуливаясь по цирку, медведь услышал в моей гримерке попискивание. Отломал дверную ручку, зашел в комнату и добродушно засунул морду в коробку, откуда раздавался интересовавший его звук. А там как раз окотилась моя кошка Белка…

Защищая свое потомство, Белка с воем вцепилась Гоше в физиономию. Не поняв, в чем дело, медведь (между прочим, ростом 3,5 метра и весом около полутонны) только глаза зажмурил. Когда же кошка разорвала ему нос, рванул из комнаты, проломил выходные двери, цирковые ворота и выскочил на улицу. А кошка -- за ним, да еще завывает и кусает за задние лапы.

Гоша забежал на соседнюю стройку, на которой стоял башенный кран. Забрался по лестнице наверх и сидит. Собрались люди, милиция у них спрашивает: «В чем дело?» -- «Да кошка медведя загнала на кран». Только дрессировщику, которого тут же вызвали, удалось снять Гошу.

Кстати, с этим же Гошей интересная история приключилась в Японии. Увидев, как медведь ездит по арене на мотоцикле, представители «Хонды» решили сделать рекламный трюк и привезли на следующее выступление свой мотоцикл: «Садитесь!»

Гошка сел и поехал -- медведи хорошо рулят, но останавливаться не умеют. Японский оператор, ведущий съемку в цирке, попросил ассистентов дрессировщика: «Отойдите немного, а то в кадр попадаете!» Ребята отошли от прохода, а медведь, откатав положенные три круга, мимо них и проехал. А дальше через открытые ворота -- как раз в цирк мороженое завозили -- выехал на улицу. Гуляющие в парке обмерли: огромный медведь едет на мотицикле. Кто на своем велосипеде заехал в воду, кто -- забрался на дерево.

Гоша, не обращая внимания на переполох, въехал против движения на хайвэй -- скоростную трассу. Обалдевшие японцы тормозят, а медведь их, как горнолыжник, объезжает. Вот была умора! Рядом ехали киношники и все это снимали. До тех пор, пока у «Хонды» бензин не кончился. До Йокогамы доехал, между прочим, а это 50 километров…

Значит, кошка даже перед медведем не спасует. А вас защитить может?

Когда у меня были «Жигули», кошка Стрелка ездила в них и никого, кроме домашних, в машину не пускала. И вот однажды на даче перепутала чужую машину с нашей, залезла в нее и сидит. Хозяева собрались ехать, а кошка на них бросается: «Мя-яу! Жулики пришли воровать!» Люди привели дога: «Фас!» А Стрелка как бросится!.. Кошки собак не очень-то боятся… В общем, до моего прихода владельцы так и не смогли сесть в свою машину.

«Мне кажется, Юрий Никулин не любил клоунов»

Об особой энергетике кошек ходят легенды…

Одна моя кошка терпеть не могла моего друга, -- отвечает Юрий Куклачев. -- Когда он приходил, шипела, а однажды даже пописала ему в ботинок… Потом жизнь показала, что этот человек действительно бессердечный. У него вместо сердца мышца, качающая кровь.

Почему кошку первой пускают в новую квартиру? Потому что она все обнюхает и поглотит энергетический негатив. Не зря, по православной религии, жилье надо освятить -- пройти по нему со свечой и кадилом. Ладан-то имеет полезную силу. И кошка тоже безошибочно определит неблагоприятные точки…

Между прочим, кошки чувствуют энергетику церкви. Они никогда не нагадят в храме. Не то что собака -- забежала и сразу лапу подняла. Оскверненный храм надо переосвящать. Кошка такого никогда не сделает. Мне рассказывал один батюшка: «Представляешь, сплю и в три часа ночи слышу кошачий крик -- я случайно закрыл кошку в церкви. Выхожу, открываю. Животное выбежало, ямку выкопало, присело и успокоилось».

Один из мусульманских священников настолько обожал кошек, что однажды во время богослужения, когда кошка заснула на его мантии, попросил отрезать кусок ткани, чтобы ее не беспокоить.

Почему у фотомодели, с которой все фотографируются, совсем не кошачья кличка Банан?

Кот бананы обожает. Кошка Морковка морковки жрет, хрумает прямо… Кот Шнурок -- со шнурками играет. Простокваша так любит простоквашу, что отличит ее от кефира. Кота, который любит катать монетки, мы назвали Бакс.

А чем примечателен Наполеон?

Расцветкой. Как у шапки Бонапарта. К тому же он очистил один французский ресторан от крыс. Когда директор этого заведения узнал, что наш кот -- крысолов, попросил оставить его на ночь: «Что мы ни делаем, на нашем складе просто катастрофа!» Утром в ресторане показал нам четыре тушки, уложенные крысоловом в ряд.

С крысами вообще бороться очень сложно. Сейчас в Москве появились устройства, отпугивающие крыс ультразвуком. И все стали их покупать. В нашем районе старые брежневские дома. Когда хозяева включили эти приборы, все крысы побежали к нам в театр. Конец света! Прямо по зрительному залу бегали. Мы выпустили своих кошек, но они разбежались -- большинство из них боятся крыс. Только одна Дуська отчаянно дралась с ними и всех уложила. Теперь у нас в театре крысы не появляются, потому что их племя передает друг другу информацию о ждущей здесь опасности.

Вы долгое время работали со знаменитым Карандашом. Говорят, он был большим занудой?

Михаил Николаевич Румянцев был огромной души человек! Мы с ним сначала на ножах были -- он молодежи не очень-то доверял. Вам про Карандаша что-то говорили? -- обращается Юрий Куклачев к группе учащихся Киевского циркового училища, пришедших на его выступление. -- И про меня тоже скажут: за-ну-да! Уж если Михаил Николаевич начинал говорить, все думали: «Когда же он прекратит?» А я понял болезнь старых творческих людей, которые волнуются, переживают, что, по их мнению, молодежь делает все не так.

Однажды Карандаш мне сказал: «Смотри, ты делаешь репризу (за шариком я лез. Этого я сейчас уже не сделаю!), но ты врешь, обманываешь» -- и сделал по моей работе 24 замечания. Когда я их учел, после обновленного номера зрители не отпускали меня с манежа в течение 15 минут.

С Юрием Никулиным встречаться не приходилось?

Будучи очень добрым человеком, Юрий Владимирович всем помогал. Придешь к нему, попросишь -- он и тебе поможет. Пенсионерам всегда большие пенсии пробивал, о старичках заботился, всех обеспечивал квартирами. Но мне кажется, Никулин не любил клоунов. Когда Юрий Владимирович стал директором, только два клоуна работали в его цирке или программа шла вообще без клоунов. Толик Марчевский, Юрий Куклачев никогда не работали в цирке Никулина. Даже если бы Леня Енгибаров был жив, тоже, наверное, не работал бы. А с Олегом Поповым вообще получился конфликт.

Олег Попов и Юрий Никулин вместе сидели в ресторане, вместе пришли к министру выбивать 12 миллионов рублей на новый цирк. Юрий Владимирович пообещал коллеге: «Ты у меня открываешь цирк». Когда здание построили, Никулин сказал: «Олег, у меня сейчас другие планы… » Это тоже сыграло определенную роль в отъезде Олега Попова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: