Модернизированная самоходная противотанковая пушка "Спрут-СДМ1". «Спрут» летает и стреляет: новую самоходку для ВДВ уже называют «истребителем танков Система управления огнём

Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» в экспозиции Международного военно-технического форума "Армия-2015" в подмосковной Кубинке впервые публично представила первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1", являющейся глубокой модернизацией системы 2С25 "Спрут-СД" ("Объект 952"), разработанной КБ Волгоградского тракторного завода и выпущенной в 2005-2010 годах на этом предприятии в небольших количествах для Воздушно-десантных войск России.

Первый

В отличие от 2С25 "Спрут-СД", использовавшей ходовую часть, близкую к БМД-3/БМД-4, новая САУ 2С25М "Спрут-СДМ1" по узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению (с дизельным двигателем УТД-29) унифицирована с боевой машиной десанта БМД-4М, начатой серийным производством на ОАО "Курганский машиностроительный завод" (входящем в Концерн «Тракторные заводы»). На "Спрут-СДМ1" установлена современная система управления огнем, примерно аналогичная применяемой на танке Т-90М (Т-90СМ) и включающая панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и новый прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оборудованы автоматом сопровождения цели. Также сообщается, что "м ашина оснащена программно-техническим комплексом, который позволяет интегрировать машину в единую систему тактическим управлением звеном".

Кроме того на "Спрут-СДМ1" установлен аналогичный используемому на танке Т-90М (Т-90СМ) дистанционно-управляемый боевой модуль с 7,62-мм пулемётом с боекомплектом в 1000 выстрелов.

Представитель Концерна «Тракторные заводы » заявлял, что серийное производство 2С25М "Спрут-СДМ1" для ВДВ планируется начать в 2018 году.



Первый опытный образец 125-мм самоходной авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М "Спрут-СДМ1" разработки Машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы». Кубинка, 19.06.2015 (с) bmpd

Нас пригласили на полигон 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии в первой половине аномально теплого марта — на вспаханном гусеницами поле на Псковщине снега уже не осталось. Песчаная почва высохла, и колонна бронетехники, с громким гулом несущаяся по грунтовой дороге, поднимает за собой клубы пыли. В колонне два типа машин. Один тип — приземистые бронетранспортеры. Это гусеничные БТР-РД «Робот» с противотанковым ракетным комплексом «Фагот». При взгляде на машину второго типа человек неискушенный первым делом вспомнит слово «танк». Но это не танк. Или все-таки танк?

Родом из СССР

Давно прошли времена, когда танки делились на легкие (например, Т-26, если вспомнить Великую Отечественную), средние (например, Т-34) и тяжелые (ИС-2). Однако еще в 1950—1960-х в СССР производилась боевая машина ПТ-76. ПТ — «плавающий танк» — относился к категории легких (14,5 т). 76 — калибр орудия. В 1970-х ПТ-76 был признан морально устаревшим, а его функции должны были перейти к БМП. Но идея легкобронируемой машины с серьезным вооружением не умерла. На Волгоградском тракторном заводе разрабатывался проект нового легкого плавающего авиадесантируемого танка под кодовым названием «Объект 934». К концу 1980-х тему закрыли, однако о проделанной работе вспомнили в 1983 году, когда оборонной промышленности было поручено создать легкую самоходную противотанковую артиллерийскую установку с 125-мм орудием. В 1990—1991 годах прошли государственные испытания СПТП «Спрут-СД», в ходе которых был выявлен ряд конструктивных недостатков машины. Фактически тема новой самоходки для десанта оказалась замороженной на десятилетие. К новым испытаниям вернулись в 2001 году, а в 2006-м пушка поступила на вооружение Российской армии, а точнее говоря, ВДВ.

«Спрут» и «Нона»

На десантном полигоне машины свернули с дороги и заняли позиции для стрельб. Цель виднеется где-то в 1,5 км через поле — полуразрушенный блиндаж. Огонь осколочно-фугасными снарядами ведут СПТП противотанковой батареи 234-го десантно-штурмового полка. В батарею входят один взвод БТР-РД «Робот» и два взвода СПТП «Спрут-СД». «Противотанковый резерв вводится в бой, — рассказывает начальник артиллерии 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии гвардии полковник Андрей Кероль, — по решению командира полка для уничтожения вклинившихся или прорвавшихся в глубину обороны танков, других бронеобъектов. В качестве целей могут выступать и долговременные огневые точки противника, а также другие неподвижные или движущиеся бронированные объекты. Также «Спрут-СД» может обеспечивать развертывание десантных подразделений при выходе на рубеж контратаки».

При конструировании орудия «Ноны» был принят стандарт французского миномета MO-120-RT-61. Поэтому САУ вполне может вести огонь с помощью натовских 120-мм мин. По замыслу конструкторов, эта возможность могла бы пригодиться при высадке десанта в тылу вероятного противника с последующим захватом базы МТС или артиллерийских ДШП (десантно-штурмовых полков).

Таким образом, в определенных ситуациях СПТП способна оказывать непосредственную огневую поддержку десантникам на поле боя, что фактически делает «Спрут-СД» аналогом легкого танка. Интересно вспомнить о том, что у ВДВ России на вооружении находится легкая САУ 2С9 «Нона». Она построена на том же гусеничном шасси, что и уже упомянутый БТР-РД. Плавающая, авиадесантируемая «Нона» весит всего 8 т. Орудие намного короче «спрутовского» — это нарезная 120-мм пушка-гаубица-миномет, способная стрелять как артиллерийскими снарядами, так и минами. В Псковской дивизии «Ноны» входят в состав артиллерийского полка и предназначены для стрельбы по крутой траектории только с закрытых позиций. «Спрут-СД» весит 18 т (на 10 т больше «Ноны»), и орудие его — это гладкоствольная пушка 2А75, которая есть не что иное, как слегка модифицированная версия пушки 2А46, устанавливаемая на российские основные боевые танки (ОБТ) типа Т-90, Т-72 или Т-80. Хотя, конечно, в дуэли с ОБТ «Спрут-СД» будет выглядеть бледно — у машины имеется только противопулевое бронирование, и лишь лобовая броня башни способна противостоять 23-мм снаряду. «Необходимо использовать противотанковые возможности машины таким образом, чтобы она осталась неуязвимой для танков и артиллерии противника, — говорит полковник Кероль. — «Спрут» может уничтожать бронеобъекты не только подкалиберными и кумулятивными снарядами, но и с помощью управляемых ракет комплекса «Рефлекс-М». Эффективная дальность стрельбы танка — около 2500 м, ракета, которую «Спрут» запускает через ствол, может поражать цели в радиусе 5 км».


Подбить танк и уцелеть

«Сейчас мы ведем учебные стрельбы, находясь на возвышенности, — говорит заместитель командира взвода САУ старший сержант Кулик, — но на тактических учениях мы выполняем задачи в условиях, когда необходимо максимально скрыть машину от наблюдения со стороны противника. «Спрут» может менять клиренс от 190 до 600 мм, что дает возможность машине слегка «"приседать», обеспечивая большую скрытность. Для обеспечения маскировки при отходе с позиции, с которой велась стрельба, на кормовом листе башни смонтированы шесть гранатометов, использующих дымовые гранаты калибра 81 мм».

От звука выстрела мощного танкового орудия непроизвольно вздрагиваешь, ствол выплевывает молочно-белое облачко дыма, и вот уже в районе блиндажа на том конце поля поднялась маленькая песчаная буря. Цель поражена. Платформа, на которой построен «Спрут», заимствована у легкой бронетехники, по сути это БМД-3. Управление СПТП аналогично управлению боевой машиной десанта — вместо танковых рычагов здесь штурвал. Однако без серьезной доработки платформы обойтись не удалось. У танковой пушки велика длина отката (740 мм), из-за чего вписать орудие массой 2350 кг в габариты БМД оказалось затруднительным. Сначала думали об интеграции в систему дульного тормоза, но потом решили просто удлинить базу машины, добавив еще две пары катков. Кроме того, частично отдачу орудия компенсировала гидропневматическая подвеска БМД.


В два раза легче «Абрамса»

Когда-то легкие танки ушли с исторической арены, но сейчас, похоже, в мире нарастает интерес к не столь массивным, как ОБТ, бронемашинам с мощным вооружением. Возможно, это связано с изменившимся характером современных конфликтов. Примерно пять лет назад в России всерьез обсуждался вопрос о производстве по лицензии итальянского броневика Centauro с танковой (105 и 120 мм) пушкой. Эта машина на восьмиколесной базе позиционировалась как «истребитель танков». По массе она превосходила не только «Нону», но и «Спрут» — 25 т, при этом ее броня обеспечивала экипажу защиту от пулеметных пуль калибра 12,7 мм. Противоснарядного бронирования машина не имела.

США, где в роли основного боевого танка выступает тяжело бронированный M1 Abrams, в разных модификациях имеющий массу 54−63 т, также работают над танками более легкого класса. На базе британской бронемашины AJAX корпорацией General Dynamics построен опытный образец легкого танка Griffin. При том, что машина оснащена башней от «Абрамса» и перспективным 120-мм танковым орудием XM360, масса танка останется в пределах 28 т, и может быть как увеличена за счет дополнительного бронирования, так и уменьшена.


Цель поражена! После выстрела гильза снаряда отбрасывается через специальный круглый лючок в орудийной башне.

Смена идет

Из этого можно заключить, что и «Спрут-СД» способен оказаться вполне актуальной и востребованной машиной, несмотря на то что ведет свою родословную еще из СССР. Сейчас в ВДВ ждут модернизированный «Спрут-СДМ1», существующий пока лишь в виде заводских опытных образцов, проходящих испытания. Центральным моментом в модернизации можно считать переход с платформы БМД-3 на более современную БМД-4М — от этой машины обновленный «Спрут» получит ходовую часть и трансмиссию. Также САУ оснастят более мощным дизельным двигателем. Вооружение в целом останется прежним, только вдобавок к существующему спаренному с пушкой 7,62 мм пулемету ПКТ добавится еще один точно такой же, который будет располагаться в отдельном боевом модуле и управляться дистанционно.

В версии М1 существенно доработана система управления огнем. Машину оснастят прицелом наводчика-оператора «Сосна-У» (сейчас его ставят на модернизированные версии российских ОБТ) с тепловизионным и телевизионным каналами, а также панорамным прицелом командира. Также ожидается, что новый «Спрут» станет полноценным участником «сетецентрической войны» и благодаря новой аппаратуре сможет работать в рамках единой системы управления тактического звена, получать целеуказания и обмениваться данными с другими боевыми машинами.


При сохранении существующей (фактически танковой) номенклатуры боеприпасов (осколочно-фугасные, кумулятивные, подкалиберные снаряды, а также запускаемые через ствол орудия управляемые ракеты) обновленная САУ сможет вести огонь и боеприпасами нового поколения с программируемыми взрывателями, которые приводят в действие заряд на заданном участке траектории.

Когда модернизированный «Спрут» будет принят на вооружение, возможно, благодаря уникальному сочетанию огневой мощи с современными системами управления, легкостью и аэромобильностью он окажется широко востребованным не только в ВДВ, но и в других родах войск в качестве легкого танка.


Мы подготовили статью о российском прогрессионном истребителе танков 8-го уровня, который скоро появится в игре.

«Спрут-СД» — это российская авиадесантная самоходная противотанковая пушка, разработанная в 80-е годы специально для Воздушно-десантных войск СССР. В процессе ее создания возникало множество проблем, что привело к значительным задержкам и сокращенному серийному производству. Впрочем, такая участь постигла многие машины, предназначенные для ВДВ.

Идея «Спрута» зародилась в то же время и под давлением тех же нужд, что и БМД-1. Любые авиадесантные войска действуют агрессивными методами и высаживаются в глубине позиций противника. Во время подобных операций десант обычно встречает и пехоту, и бронетехнику, и долговременные укрепления. Для противодействия вражеской мотопехоте предназначались БМД, огневая мощь и боевые задачи которых были в целом те же, что и у БМП.

Однако гладкоствольная 73-мм пушка «Гром» обладала рядом недостатков, и на машину стали устанавливать принципиально другое вооружение. Так появились БМД-2 и БМД-3.

Для борьбы с вражеской бронетехникой предлагалось создать плавающую десантируемую машину. По сути, речь шла о легком танке.

СССР обладал достаточным опытом в производстве легких танков: вспомнить хотя бы технику военного времени или более поздний ПТ-76. Однако этот класс постепенно уходил в прошлое, сменяясь БМП: ведь все считали, что 73-мм гладкоствольное орудие и ПТРК «Малютка» сделают любой легкий танк устаревшим. В какой-то мере они были правы, но все же мысль о создании подобной техники не покидала умы влиятельных военных деятелей того времени, например маршала А. А. Гречко. К тому же, такой выход из положения повлек бы меньшие затраты: один снаряд стоит куда дешевле управляемой ракеты.

Пожалуй, попытки создания настоящего легкого танка закончились на прототипе ПТ-85, созданном на замену ПТ-76. Тем не менее полностью от идеи не отказались, хоть фокус разработки подобных машин и сместился на обеспечение огневой поддержки. Классическая роль легкого танка частично изменилась, но эти перемены были скорее тактическими. В реальности же разрабатываемая легкая гусеничная машина «Объект 934 "Судья"», оснащённая крупнокалиберным орудием, могла сойти как за легкий танк, так и за истребитель танков.

Причина такой неоднозначности заключалась в том, что даже СССР тогда не знал, каких именно результатов хочет добиться. Разработка «Объекта 934» закончилась неудачей из-за разногласий между различными государственными структурами: они не могли прийти к единому мнению об облике следующей машины. В итоге проект закрыли, а ресурсы советской армии пустили на создание «Объекта 688», впоследствии ставшего БМП-3.

Несмотря на неудачу, «Объект 934» задал новое направление в разработке легких танков: огневая поддержка. К середине 80-х вооруженные силы НАТО имели в своем распоряжении грозные ОБТ: Leopard 2, Challenger и ранние Abrams, которые стали опасными противниками для легких БМД.

Однако луч надежды все же забрезжил. Ситуацию изменило появление нового самолета Ил-76, обладавшего повышенной грузоподъемностью, что дало армии СССР возможность транспортировки достаточно тяжелых машин. В результате в 1982 году была предложена идея базового шасси, подходившего к некоторым машинам — в том числе и к самоходным противотанковым пушкам, способным уничтожать самые защищенные вражеские ОБТ.

Концепт одобрили. В том же году запустили разработку самоходной пушки со 125-мм гладкоствольным орудием, тем же, что с 60-х годов устанавливалось на советские танки. 29 июля 1983 года проект получил одобрение. Его целью стало создание комплекса вооружения на базовом шасси, который был бы пригоден к использованию на БМД-3.

В работе над проектом принимали участие:

  • Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИточмаш);
  • Артиллерийский завод №9 в Свердловске (ныне Екатеринбург);
  • Волгоградский тракторный завод.

Конструкторы из ЦНИИточмаш были ответственны за начальную стадию проекта, на которой производился поиск базового шасси. Вскоре выяснилось, что для использования пригодно шасси от «Объекта 934». Институт запросил один из трех прототипов этой машины для дальнейших модификаций. В 1983 году запрос был удовлетворен, и уже в 1983-1984 годах на основе «Объекта 934» был создан полноразмерный макет самоходной 125-мм пушки. Изначально рассматривались варианты ИТ полузакрытого типа или вообще открытой установки орудия, но в итоге остановились на классической башенной схеме. В ходе предварительных испытаний модель на легком шасси показала точность стрельбы, сравнимую с ОБТ. Такие положительные результаты дали толчок для дальнейших разработок и тестов, а сам проект получил название «Спрут-СД» (индекс ГРАУ — 2С25).

В 1984 году утвердили окончательные требования к проекту, и он был передан главным конструкторам. Официальной целью работы стало создание «новой 125-мм самоходной противотанковой пушки для военно-воздушных сил».

Масса машины оказалась совсем небольшой, всего 18 тонн. Малым весом она обязана особой конструкции: шасси, созданное на основе «Объекта 934», выполнено из алюминия. Лишь некоторые части машины укреплены стальными накладками, чтобы лишний раз не утяжелять конструкцию. Подобное бронирование обеспечивало:

  • защиту от пуль калибра 12,7 мм в секторе ±40 градусов;
  • круговую защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков артиллерийских снарядов.

Показатели не слишком высокие, но для машины этого типа большего и не требовалось. Дополнительно она была оснащена системой защиты от оружия массового поражения и системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами 3Д6.

В одном эта машина стала поистине впечатляющей: в точности стрельбы из 125-мм гладкоствольной пушки 2A75 (длина в калибрах — L/48), представляющей собой модификацию советской гладкоствольной танковой пушки 2A46. Установка танкового орудия на машину с таким легким шасси была очень смелым решением. Отдача подобной пушки могла повредить станок и уничтожить подвеску. Изначально проблему планировалось решить установкой дульного тормоза, но в итоге предприняли иные меры:

  • длину отката ствола увеличили до 740 мм (чтобы пушка откатывалась дальше после выстрела);
  • установили гидропневматическую подвеску, что помогло компенсировать силу отдачи.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях и оснащена автоматом заряжания, позволяющим производить до 7 выстрелов в минуту. Заряжание происходит с помощью конвейерного механизма, располагающегося под башней (как и в других советских танках, боеприпасы хранятся отдельно). Для орудия подходят любые стандартные 125-мм боеприпасы, в том числе и управляемые противотанковые снаряды «Рефлекс». Возимый боекомплект составляет 40 выстрелов, 22 из которых загружались в АЗ. В штатный боекомплект входят 20 осколочно-фугасных, 14 бронебойно-подкалиберных и 6 кумулятивных (или управляемых) снарядов.

Орудие наводится в диапазоне от −5 до +15 градусов при стрельбе вперёд и от −3 до +17 градусов — при стрельбе назад. Не стоит забывать о том, что «Спрут-СД» — амфибия, поэтому вести огонь можно и на плаву (в пределах ±35 градусов по фронту).

Экипаж машины состоит из трех человек: механика-водителя (в корпусе), командира и наводчика (оба сидят в башне). Для наведения и стрельбы используется прицел 1A40M-1 со встроенным дальномером и баллистическим вычислителем. Для ночных операций установлен оптико-электронный комплекс ТО1-КО1Р с ночным прицелом наводчика ТПН-4Р, позволяющий распознать цель на расстоянии 1,5 км. Место командира оборудовано прибором наблюдения командира 1К13-3С для работы как в дневных, так и в ночных условиях.

«Спрут-СД» приводится в движение 6-цилиндровым дизельным двигателем 2В-06-2С мощностью в 510 л. с., позволяющим разгоняться до 70 км/ч (45-50 км/ч по бездорожью). Кроме того, машина плавает со скоростью 9 км/ч без дополнительной подготовки.

Активный процесс разработки шел с 1984 по 1991 год, когда были проведены государственные испытания. Проект приняли положительно, несмотря на то, что оставалась нерешенной проблема с системой воздушной доставки, типичная для десантируемых машин. Дальнейшую разработку осложнил и распад Советского союза.

По состоянию разработки в 90-е информации не так много. Ее не отменили, однако и далеко она не продвинулась из-за сложностей с системой десантирования П260, которая базировалась на П235 (использовалась для десантирования БМД-3). В 1994 году конструкторы наконец сдались и стали разрабатывать новую бесплатформенную систему десантирования П260М, работа над которой завершилась только в 2001 году.

Примерно через 10 лет после первых государственных испытаний были проведены еще одни, и 2С25 «Спрут-СД» наконец приняли на вооружение. Произошло это 9 января 2006 года. В 2005-2010 годах началось серийное производство машины, в ходе которого было выпущено всего 36-40 единиц. К 2010 году производство остановили и развернули программу модернизации: к этому моменту машине уже исполнилось два десятка лет. В результате был создан прототип «Спрут-СДМ», производство которого планируется в будущем.

На данный момент «Спрут-СД» не экспортировался и не участвовал в боях.

В завершение хотелось бы кратко рассказать о двух модификациях «Спрут-СД», достойных упоминания. «Спрут-ССВ» — модификация для сухопутных войск. Если «Д» в названии обозначала «десант», то «СВ» — сухопутные войска. Модификация отличалась новым шасси «Планер», созданным в Харькове. Проект так и остался на стадии прототипа.

«Спрут-К» — модификация с использованием шасси БТР-90. Разработка также не продвинулась дальше создания прототипа, потому что это легкое шасси было неспособно обеспечить достаточную огневую мощь.

В Armored Warfare: Проект Армата «Спрут-СД» займет место среди истребителей танков 8-го уровня. Среди машин своего класса и уровня «Спрут-СД» выделяется лучшей огневой мощью. Кроме того, у игроков будет возможность вести огонь управляемыми ракетами. По сравнению с легким танком «Драгун» машина более подвижна, мощна и точна, а обнаружить ее куда сложнее. Однако уровень защиты «Спрута» ниже. Тем, кто выберет эту технику для игры, необходимо продумывать тактику наперед, чтобы успешно достичь места назначения, невзирая на низкую максимальную скорость. Однако, будучи уже на месте, менять позиции будет легко — благодаря отличной мобильности.

Надеемся, вам понравится новая машина. Следите за новостями и до встречи на поле боя!

Https://сайт/forums/showthread.php?t=71020


ПСП “ СПРУТ-СД “

В начале 90-х годов акционерным обществом “Волгоградский тракторный завод” на удлиненной базе боевой машины десанта БМД-3 была создана новая противотанковая самоходная пушка 2С25. Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге специалисты артиллерийского завода № 9, производящего как танковые пушки, так и артиллерийские системы калибра до 152 мм.

Хотя первоначально самоходка предназначалась для российских воздушно-десантных войск, (она рассчитана на парашютное десантирование с экипажем на борту из военно-транспортного самолета Ил-76) в настоящее время ее предлагают также морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки во время проведения десантных операций. К сожалению, в настоящее время российская армия не располагает достаточными средствами для закупки самоходной артиллерийской установки 2С25, зато интерес к ней проявили представители вооруженных сил Республики Корея и Индии.


В передней части корпуса самоходки расположено отделение управления, боевое отделение с башней занимает среднюю часть машины, в ее корме находится моторно-трансмиссионное отделение.

В походном положении командир машины сидит справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика стабилизирован в вертикальной плоскости и включает в себя лазерный дальномер, который обеспечивает баллистический вычислитель постоянно меняющимися данными о цели.


Основное вооружение CAУ 2C25 состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90. Учитывая необходимость установки пушки на более легкое шасси, специалисты артиллерийского завода № 9 оснастили пушку противооткатным устройством нового типа.

Пушка 2А75 оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом, но не имеет дульного тормоза. Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46. Кроме того, в состав боекомплекта пушки 2А75 входит снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Максимальная скорострельность составляет 7 выстрелов в минуту.

Заряжание пушки осуществляется с помощью горизонтального автомата заряжания, смонтированного за башней самоходки. В нем помещаются 22 выстрела, снаряженных и готовых к немедленному использованию. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.


В качестве вспомогательного вооружения на противотанковой самоходке установлен спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Поскольку САУ 2С25 разрабатывалась на базе БМД-3, в ее конструкции использовано много узлов и агрегатов ходовой части и силовой установки базовой машины. В моторно-трансмиссионном отделении САУ 2С25 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, развивающий максимальную мощностью 331 кВт. С ним сблокирована гидромеханическая трансмиссия, имеющая гидрообъемный механизм поворота. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя, Кроме того, гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят семь одинарных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная, двухгребневая, цевочного зацепления.


При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 65— 68 км/ч, а на сухих грунтовых дорогах показывает среднюю скорость 45 км/ч.

Стандартное оборудование машины включает компьютеризованную систему управления огнем, систему защиты от оружия массового поражения и комплект приборов ночного видения.

Как и другие российские легкобронированные боевые машины, самоходка 2С25 является плавающей и передвигается в воде с помощью двух водометных движителей, которые позволяют ей развивать скорость 8—10 км/ч. Для повышения плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и, находясь на плаву, может эффективно действовать при волнении в 3 балла, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном 70°.


Технические характеристики:

Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры: клиренс, мм 190-590 длина полная, м 7.07 (с пушкой - 9.771)
ширина полная, м 3.152 высота, м 2.72 (с датчиком ветра - 2.98)
Бронирование противопульное
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2А75, 7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект: 22 выстрела, 2000 патронов Скорострельность, выстр/мин 7
Двигатель 2В-06-2, многотопливный дизель, мощность 331 кВт
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 65-71 по грунту 49 на плаву 10
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м 0,7 ширина рва, м 2,5 глубина брода, м плавает
Запас хода, км: по шоссе500 по грунту - 250 на плаву - до 100

Создания

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х гг. на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная", "десантируемая").

Изначально предназначенная для ВДВ и рассчитанная на парашютное десантирование с экипажем из военно-транспортного самолета Ил-76, в настоящее время пушка предлагается и морской пехоте с целью оказания противотанковой и огневой поддержки в ходе десантных операций.

Одно из первых ее представлений состоялось 8 мая 2001 г. на танковом полигоне «Прудбой» Северо-Кавказского военного округа для представителей силовых министерств России и зарубежного военно-дипломатического корпуса из 14 иностранных государств Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

Назначение

125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" предназначена для поражения техники, в том числе бронированной, и живой силы противника при действии в составе подразделений сухопутных и воздушно-десантных войск, а также морской пехоты.

Внешне она похожа на обычный танк и объединяет в себе возможности десантируемой плавающей боевой машины десанта с основным боевым танком. Внешне «Спрут-СД» ничем не отличается от обычного танка и не имеет аналогов за рубежом.

Основные особенности

По мнению специалистов, новая САУ, по внешнему виду и огневой мощи сравнима с танком, характеризуется маневренными возможностями десантируемой БМД-3 и не имеет аналогов за рубежом. Кроме того, "Спрут-СД" оснащена уникальным гидропневматическим шасси, позволяющим боевой машине плавно и быстро передвигаться в условиях бездорожья со скоростью до 70 км в час, что существенно улучшает условия ведения огня в движении.

Кроме того, "Спрут-СД" способна преодолевать водные преграды со скоростью на плаву до 10 км в час. Это подтвердили испытания в Северном море, когда при шторме до 3 баллов БМ уверенно вела огонь по назначенным целям. Машина может десантироваться с грузовых кораблей на водную поверхность и самостоятельно возвращается на судно. Отмеченные и другие качества в совокупности с круговым вращением башни и стабилизацией вооружения в двух плоскостях позволяют использовать "Спрут-СД" в качестве легкого плавающего танка.

Общее устройство

Корпус БМ разделен на отделение управления (передняя часть), боевое отделение с башней (средняя часть) и моторно-трансмиссионное отделение (кормовая часть).

В походном положении командир машины находится справа от механика-водителя, а наводчик слева. Каждый член экипажа располагает встроенными в крышу наблюдательными приборами с дневным и ночным каналами. Комбинированный прицел командира стабилизирован в двух плоскостях и совмещен с лазерным прицелом для наведения 125-мм снарядов по лазерному лучу. Прицел наводчика с лазерным дальномером стабилизирован в вертикальной плоскости.

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ "Спрут-СД". Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90, При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

В качестве вспомогательного вооружения САУ "Спрут-СД" оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. «Спрут-СД» может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до 3 баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность - 7 выстрелов в минуту.

Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины. Он представляет собой совокупность узлов и механизмов - вращающийся конвейер с 22 готовыми к немедленному использованию выстрелами, цепной механизм подъема кассеты с выстрелом, механизм удаления стреляных поддонов с улавливателем, цепной досылатель выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса гильзы и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания, блок управления. Кассеты, с раздельно размещенными в них снарядами и зарядами, установлены в конвейере автомата заряжания под углом, равным углу заряжания пушки. При заряжании в казенную часть орудия сначала подается снаряд, затем метательный заряд в полусгораемой гильзе-картузе. В случае выхода из строя автомата заряжания, возможно заряжание пушки вручную.

Для обеспечения увеличенного отката автомат заряжания имеет расширенную раму подъемника кассеты. Механизм улавливания и удаления стреляных поддонов обеспечивает возможность при прохождении в нем стреляного поддона временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки. Это позволяет при последующем движении стреляного поддона системе очистки продуть воздухом зону казенника пушки и рабочие места экипажа с использованием вращающегося устройства. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся вокруг вертикальной оси конвейер автомата заряжания, позволяющий членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно вдоль бортов корпуса.

Система управления огнём включает прицельный комплекс наводчика (ночной и дневной прицелы с вертикальной стабилизацией поля зрения, цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер); прицел командира комбинированный с функцией дневного/ночного прицела с лазерным дальномером и стабилизированным полем зрения в двух плоскостях, а также прибор наведения на цель управляемых ракет комплекса 9К119М; комплект датчиков для автоматического ввода поправок с учетом параметров атмосферы, температуры заряда, износа и кривизны ствола и др.

Компьютеризированная система управления огнем с рабочего места командира обеспечивает наблюдение за местностью при стабилизированном поле зрения, поиск цели и целеуказание с помощью оптической системы командирского прицела; совмещение в командирском прицеле функций пуска и управления ракетой с прицельной стрельбой артиллерийскими снарядами; дублирование баллистического вычислительного устройства приборного комплекса наводчика; автономное включение и управление приводами наведения и автоматом заряжания пушки; оперативную передачу управления комплексом от наводчика к командиру и наоборот.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 "Спрут-СД". Установленный на ней многотопливный дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 кВт сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движетелей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода. Ходовая часть по каждому борту включает семь односкатных обрезиненных опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. Имеется гидравлический механизм натяжения стальных, двухгребневых, цевочного зацепления гусениц с резино-металлическим шарниром, которые могут оснащаться асфальтоходными башмаками.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по сухим грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

Два водометных движителя позволяют передвижение САУ 2С25 по воде со скоростью до 10 км/ч. Для повышения плавучести на машине установлены опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы, откачивающие воду из корпуса. Машина обладает хорошими мореходными качествами и может эффективно действовать на плаву, в том числе вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела в 70 град., при волнении в 3 балла.

Кроме указанного стандартное оборудование машины включает систему защиты от массового поражения и комплект приборов ночного видения.

САУ "Спрут-СД" может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

Интересно

Армии многих стран мира в последнее время особое внимание уделяют легкобронированной боевой технике как основе сил быстрого реагирования. Борьба с международным терроризмом и проведение операций по поддержанию мира в зонах локальных конфликтов потребовали создания высокомобильных и функционально гибких "боевых систем будущего".

В этом плане, по оценке зарубежных специалистов, именно Россия имеет наибольшие возможности в области создания легкобронированной десантируемой техники. Вооруженные силы РФ уже оснащены эффективными образцами легкой (до 18 тонн), высокопроходимой, авиатранспортабельной бронетехники, способной выполнять задачи автономно, в отрыве от основных сил и тыловых частей, а также в любых условиях (в том числе в труднодоступных и удаленных районах, в горной местности, в условиях пустыни и на побережье).

Кроме того, по мнению специалистов, данный класс боевых машин обладает значительным экспортным потенциалом. Именно эти машины могут использоваться в качестве основы для оснащения мобильного компонента вооруженных сил и спецслужб любого государства.

Правомерность этого мнения подтверждает САУ "Спрут-СД". После ее демонстрации на полигоне многие военные атташе признали, что по боевым и эксплуатационным возможностям она превосходит все существующие зарубежные аналоги. Так, ни одна машина в мире не может использоваться в горах на высоте до 4000 метров, изменять клиренс на 400 мм, плавать при волнении моря до 3 баллов, сходить и заходить из воды на десантный корабль и десантироваться вместе с экипажем.

К самоходной артиллерийской установке 2С25 "Спрут-СД" большой интерес проявили представители вооруженных сил Республики Корея, Индии и других стран.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: