Совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Хельсинкское совещание Заключительный акт хельсинкского совещания

Соглашение 35 государств Европы и Северной Америки, которое устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики «Разрядки».

Страны-участницы: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, США, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия.

3 июля 1973 г. в Хельсинки по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.

18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г. переговоры проходили в Женеве с участием Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.

1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.

Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

Важное положение, сохраняющее актуальность и сегодня, гласило: «границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»…

Государства-участники обещали воздерживаться в международных отношениях «от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией».

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Глава VII была специально посвящена уважению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека».

Между принципами невмешательства во внутренние дела друг друга и гарантиями гражданских прав имелось противоречие - ведь чтобы гарантировать права, нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают.

В тех странах, где гражданские права нарушались, они продолжали попираться и дальше, а попытки других государств критиковать внутреннюю политику правительств, нарушающих права человека, объявлялись вмешательством во внутренние дела.

Для наблюдения за соблюдением Хельсинкского соглашения была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В некоторых странах Восточной Европы, в том числе и СССР, возникли общественные Хельсинкские группы, которые разоблачали нарушения соглашения в области прав человека на территории социалистических стран. Участники этих групп подвергались преследованиям со стороны властей, и в начале 80-х гг. большинство из них было разгромлено.

Акт стал апогеем «Разрядки», после которого отношения СССР и США стали постепенно ухудшаться.

В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, «Разрядка» завершилась, возобновилась «Холодная война».

Исторические источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992;

Во имя безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. М., 1975;

Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1996;

Л.И. Брежнев. 1964-1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006;

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начав­шееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года Высокими Представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Да­нии, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святого Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Аме­рики, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии...

Высокие Представители государств-участников торжественно приняли следующее.

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе

Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе... приняли следующее.

1. а) Декларация принципов, которыми государства-участники бу­дут руководствоваться во взаимных отношениях

Государства-участники... заявляют о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государ­ствами-участниками, независимо от их политических, экономиче­ских и социальных систем, а также их размера, географического по­ложения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях:

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и свое­образие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждо­го государства на юридическое равенство, на территориальную целост­ность, на свободу и политическую независимость…

П. Неприменение силы или угрозы силой

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или по­литической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использо­ваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа…

III. Нерушимость границ



Государства-участники рассматривают как нерушимые все гра­ницы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэто­му они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посяга­тельств на эти границы…

IV. Территориальная целостность государств
Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников…

V. Мирное урегулирование споров

Государства-участники будут разрешать споры между ними мир­ными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе меж­дународный мир и безопасность и справедливость…

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства-участники будут воздерживаться от любого вмеша­тельства, прямого или косвенного, индивидуального или коллектив­ного, во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений…

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства-участники будут уважать права человека и основ­ные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убежде­ний, для всех, без различия расы, пола, языка и религии…

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой Государства-участники будут уважать равноправие и право на­родов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к
территориальной целостности государств…

IX. Сотрудничество между государствами
Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответ­ствии с целями и принципами Устава ООН…

X. Добросовестное выполнение обязательств по международно­му праву

Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, ко­торые вытекают из общепризнанных принципов и норм междуна­родного права, так и те обязательства, которые вытекают из соот­ветствующих международному праву договоров или других согла­шений, участниками которых они являются…



Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важ­ность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно при­меняться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Государства-участники заявляют о своем намерении осуществ­лять свои отношения со всеми другими государствами в духе прин­ципов, изложенных в настоящей Декларации... (27. С. 270-279)

12. Заявление генерального секретаря ЦК КПСС, председателя президиума Верховного совета СССР Ю.В.Андропова Москва. 24 ноября 1983 г.

Руководство Советского Союза уже доводило до сведения со­ветских людей и других народов свои оценки милитаристского курса нынешней американской администрации и предостерегало прави­тельства США и выступающих заодно с ними западных стран насчет опасных последствий такого курса.

Однако Вашингтон, Бонн, Лондон и Рим не прислушались к го­лосу разума - на территории ФРГ, Великобритании и Италии на­чинается размещение американских ракет средней дальности. Таким образом, появление на европейском континенте американских «Першингов» и крылатых ракет становится свершившимся фактом…

Развертывание американских ядерных ракет в Западной Европе - это отнюдь не шаг, вызванный реакцией на какую-то якобы су­ществующую на Западе озабоченность по поводу нынешнего соот­ношения сил сторон в Европе. Многократно, на конкретных цифрах было доказано - и с этим согласны многие политические деятели и специалисты на Западе, - что в настоящее время в Европе между НАТО и Варшавским Договором сохраняется примерное равенство в ядерных средствах средней дальности, а по ядерным зарядам су­щественный перевес на стороне НАТО. Так что если у кого и мо­жет быть озабоченность, то ее должны испытывать страны Варшав­ского Договора, которым угрожают военные машины государств НАТО...

Тщательно взвесив все стороны создавшейся обстановки, советское руководство приняло следующие решения.

Первое. Поскольку США своими действиями сорвали возмож­ность достижения взаимоприемлемой договоренности на перегово­рах по вопросам ограничения ядерных вооружений в Европе и их продолжение в этих условиях было бы лишь прикрытием для на­правленных на подрыв европейской и международной безопасности действий США и ряда других стран НАТО, Советский Союз счи­тает невозможным свое дальнейшее участие в этих переговорах.

Второе. Отменяются взятые на себя Советским Союзом в одно­стороннем порядке обязательства, имевшие своей целью создание более благоприятных условий для достижения успеха на переговорах. Тем самым отменяется мораторий на развертывание советских ядерных средств средней дальности в европейской части СССР.

Третье. По согласованию с правительствами ГДР и ЧССР бу­дут ускорены начатые некоторое время назад, о чем было объявле­но, подготовительные работы по размещению на территории этих стран оперативно-тактических ракет повышенной дальности.

Четвертое. Поскольку путем размещения своих ракет в Европе США повышают ядерную угрозу для Советского Союза, соответствующие советские средства будут развертываться с учетом этого обстоятель­ства в океанских районах и морях. Эти наши средства по своим характеристикам будут адекватны той угрозе, которую создают для нас и наших союзников американские ракеты, размещаемые в Европе.

Будут, разумеется, приняты и другие меры, направленные на обеспечение безопасности СССР и других стран социалистического содружества...

Если США и другие страны НАТО проявят готовность вер­нуться к положению, существовавшему до начала размещения в Ев­ропе американских ракет средней дальности. Советский Союз будет также готов сделать это, Тогда вновь обрели бы силу и внесенные нами ранее предложения по вопросам ограничения и сокращения ядерных вооружений в Европе... (27. С. 311-314)

13. Политический доклад Центрального комитета КПСС XXVII съезду КПСС Москва. 25 февраля 1986 г.

Сегодня как никогда важно найти пути более тесного и про­дуктивного сотрудничества с правительствами, партиями, общест­венными организациями и движениями, которые действительно оза­бочены судьбами мира на Земле, со всеми народами ради создания всеобъемлющей системы международной безопасности. Принципи­альные основы такой системы представляются следующим образом:

1. В военной области

Отказ ядерных держав от войны друг против друга или против третьих государств - как ядерной, так и обычной;

Недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация, запрет и уничтожение химического оружия, отказ от создания других средств массового истребления;

Строго контролируемое снижение уровней военных потенциалов государств до пределов разумной достаточности;

Роспуск военных группировок, а как ступень к этому - отказ от их расширения и образования новых;

Пропорциональное и соразмерное сокращение военных бюджетов.

2. В политической области

Безусловное уважение в международной практике права каждого народа суверенно избирать пути и формы своего развития;

Справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;

Разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения на них извне, неприкосновенности их границ;

Выработка эффективных методов предотвращения междуна­родного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями.

3. В экономической области

Исключение из международной практики всех форм дискриминации; отказ от политики экономических блокад и санкций, если это прямо не предусматривается рекомендациями мирового сообщества;

Совместный поиск путей справедливого урегулирования про­блемы задолженности;

Установление нового мирового экономического порядка, гарантирующего равную экономическую безопасность всех государств;

Разработка принципов использования на благо мирового сообщества, прежде всего развивающихся стран, части средств, которые будут высвобождаться в результате сокращения военных бюджетов;

Объединение усилий в исследовании и мирном использовании космоса, решении глобальных проблем, от которых зависят судьбы цивилизации.

4. В гуманитарной области

Сотрудничество в распространении идей мира, разоружения, международной безопасности; повышение уровня общей объектив­ной информированности, взаимного ознакомления народов с жизнью друг друга; укрепление в отношениях между ними духа взаимопонимания и согласия;

Искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма и вся­кой иной расовой, национальной или религиозной исключительно­сти, а также дискриминации людей на этой основе;

Расширение - при уважении законов каждой страны - международного сотрудничества в осуществлении политических, социальных и личных прав человека;

Решение в гуманном и позитивном духе вопросов воссоединения семей, заключения браков, развитие контактов между людьми, организациями;

Укрепление и поиски новых форм сотрудничества в сфере культуры, искусства, науки, образования и медицины... (27. С. 317-318)

Королевство Бельгии, Республика Болгария, Венгерская Рес­публика, Федеративная Республика Германия, Греческая Респуб­лика, Королевство Дания, Республика Исландия, Королевство Ис­пания, Итальянская Республика, Канада, Великое Герцогство Люк­сембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Рес­публика Польша, Португальская Республика, Румыния, Соединен­ное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соеди­ненные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Рес­публик, Турецкая Республика, Французская Республика и Чешская и Словацкая Федеративная Республика, ниже именуемые Государ­ствами-участниками...

будучи приверженными цели обеспечить, чтобы в пределах рай­она применения настоящего Договора количества обычных вооруже­ний и техники, ограничиваемых Договором, не превышали 40000 боевых танков, 60000 боевых бронированных машин, 40000 артил­лерийских единиц, 13600 боевых самолетов и 4000 ударных верто­летов;...

согласились о нижеследующем:

1 Статья IV . В пределах района применения, как он определен в статье II, каждое Государство-участник ограничивает и, при необходимости, сокращает свои боевые танки, боевые бронированные машины, ар­тиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу настоящего Дого­вора и в дальнейшем для группы Государств-участников, к которой оно принадлежит, как она определена в статье II, суммарные коли­чества не превышали:

(A) 20000 боевых танков, из которых не более 16500 в регу­лярных частях;

(B) 30000 боевых бронированных машин, из которых не более 27300 в регулярных частях. Из 30000 боевых бронированных ма­шин не более 18000 составляют боевые машины пехоты и боевые машины с тяжелым вооружением; из боевых машин пехоты и бое­вых машин с тяжелым вооружением не более 1500 составляют бое­вые машины с тяжелым вооружением;

(C) 20000 артиллерийских единиц, из которых не более 17000 в регулярных частях;

(D) 6800 боевых самолетов; и

(E) 2000 ударных вертолетов

Статья XIV

1. В целях обеспечения контроля за соблюдением положений на­стоящего Договора каждое Государство-участник имеет право про­водить и несет обязательство принимать в пределах района приме­нения инспекции в соответствии с положениями Протокола об ин­спекциях.

Статья XIX

1. Настоящий Договор является бессрочным. Он может быть дополнен последующим договором... (27. С. 352-353)

Новая эра демократии, мира и единства

Мы, главы государств и правительств государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, собрались в Париже в период глубоких перемен и исторических ожиданий. Эра конфронтации и раскола Европы закончилась. Мы заявляем, что отныне наши отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве.

Европа освобождается от наследия прошлого. Храбрость муж­чин и женщин, сила воли народов и мощь идей хельсинкского Заклю­чительного акта открыли новую эпоху демократии, мира и единства в Европе.

Наше время - это время осуществления тех надежд и ожида­ний, которые жили в сердцах наших народов на протяжении десяти­летий: твердая приверженность демократии, основанной на правах человека и основных свободах; процветание через экономическую свободу и социальную справедливость и равная безопасность для всех наших стран...

Права человека, демократия и верховенство закона

Мы обязуемся строить, консолидировать и укреплять демокра­тию как единственную систему правления в наших странах. В этом начинании мы будем руководствоваться следующим.

Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантируются законом. Их защита и содействие им - первейшая обязанность правительства. Их ува­жение - существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливости и мира.

Демократическое правление основывается на воле народа, вы­ражаемой регулярно в ходе свободных и справедливых выборов. В основе демократии лежит уважение человеческой личности и верхо­венства закона. Демократия является наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения, терпимости по отношению ко всем груп­пам в обществе и равенства возможностей для каждого человека.

Демократия, имеющая представительный и плюралистический характер, влечет за собой подотчетность избирателям, обязательст­во государственных властей соблюдать законы и беспристрастное отправление правосудия. Никто не должен стоять над законом...

Экономическая свобода и ответственность

Экономическая свобода, социальная справедливость и ответст­венное отношение к окружающей среде абсолютно необходимы для процветания…

Сохранение окружающей среды - совместная обязанность всех наших стран. Поддерживая усилия, предпринимаемые в этой облас­ти на национальном и региональном уровнях, мы также должны иметь в виду острую потребность в совместных действиях на более широкой основе.

Дружественные отношения между государствами-участниками

Теперь, когда над Европой занимается заря новой эры, мы ис­полнены решимости расширять и укреплять дружественные отноше­ния и сотрудничество между государствами Европы, Соединенными Штатами Америки и Канадой, а также способствовать дружбе меж­ду нашими народами...

Наши отношения будут покоиться на нашей общей привержен­ности демократическим ценностям, а также правам человека и основ­ным свободам. Мы убеждены, что для укрепления мира и безопас­ности наших государств абсолютно необходимы развитие демокра­тии и уважение и эффективное осуществление прав человека. Мы вновь подтверждаем равноправие народов и их право распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом Организации Объединен­ных Наций и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности госу­дарств...

Безопасность

Упрочение демократии и укрепление безопасности благоприятно скажутся на дружественных отношениях между нами.

Мы приветствуем подписание двадцатью двумя государствами-участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который приведет к снижению уровней вооруженных сил…

Ориентиры на будущее

Исходя из нашей твердой приверженности полному соблюдению всех принципов и положений СБСЕ, мы принимаем сейчас решение придать новый импульс сбалансированному и всестороннему разви­тию нашего сотрудничества в целях удовлетворения нужд и чаяний наших народов…

Новые структуры и институты процесса СБСЕ

Встречи государств-участников в рамках дальнейших шагов будут проводиться, как правило, раз в два года с тем, чтобы дать возможность государствам-участникам подводить итоги происшед­ших событий, делать обзор выполнения ими своих обязательств и рассматривать дальнейшие шаги в рамках процесса СБСЕ.

Мы принимаем решение создать в Вене центр по предотвраще­нию конфликтов для оказания Совету содействия в деле уменьше­ния опасности возникновения конфликтов.

Мы принимаем решение создать в Варшаве бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выбо­рах в государствах-участниках…

Подлинник Парижской хартии для новой Европы, составленный на английском, испанском, итальянском, немецком, русском и фран­цузском языках, будет передан правительству Французской Рес­публики, которое будет хранить его в своих архивах. Каждое из го­сударств-участников получит от правительства Французской Рес­публики заверенную копию Парижской хартии... (27. С. 353-358)

XXVII. Страны Запада в 1990-е гг. – начале XXI в.

1. Договор о Европейском Союзе. («Маастрихтский договор») Маастрихт. 7 февраля 1992 г.

Его Величество Король Бельгийцев, Ее Величество Королева Дании, Президент Федеративной Республики Германии, Прези­дент Греческой Республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской Республики, Президент Ирландии, Пре­зидент Итальянской Республики, Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембурга, Ее Величество Королева Нидерлан­дов, Президент Португальской Республики, Ее Величество Коро­лева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ир­ландии... договорились о следующем.

Раздел I. Общие условия

Согласно настоящему Договору Высокие Договаривающиеся Стороны учреждают Европейский союз, называемый в дальнейшем «Союз»…

Союз учреждается на базе Европейского сообщества, дополнен­ного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с настоящим Договором. Его задача состоит в том, чтобы организо­вать, с помощью методов, характеризуемых сплоченностью и соли­дарностью, отношения между государствами-членами и между их народами.

Союз ставит перед собой следующие цели:

Содействовать устойчивому и гармоничному экономическому и
социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и соз­дания экономического и валютного союза, в конечном счете, вклю­чающего введение единой валюты в соответствии с положениями на­стоящего Договора;

Способствовать утверждению его индивидуальности на меж­дународной арене, особенно путем осуществления общей внешней
политики и общей политики безопасности, включая возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая
могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны;

Усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов посредством введения гражданства Союза;

Развивать тесное сотрудничество в области правосудия и внут­ренних дел;

Полностью сохранять достигнутый уровень интеграции Сооб­щества (acquis communautaire) и опираться на него, чтобы опреде­лить посредством применения процедуры, изложенной в статье 2, в какой мере политика и формы сотрудничества, сформулированные
настоящим Договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообщества…

…Союз должен особо обеспечивать согласованность своих внешне­политических действий в общем контексте внешней политики, поли­тики в сферах безопасности, экономики и содействия развитию. Со­вет и Комиссия несут ответственность за обеспечение такой согласованности. Они обеспечивают осуществление этой политики в со­ответствии со своими полномочиями…

1. Союз уважает национальную индивидуальность государств-чле­нов, чьи политические системы основаны на принципах демократии.

2. Союз уважает основные права личности, как они гарантиро­ваны Европейской конвенцией по защите прав человека и основных
свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме, и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве
общих принципов права Сообщества.

3. Союз наделяет себя средствами, необходимыми для достиже­ния своих целей и осуществления своей политики...

Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности

Союз начинает проводить общую внешнюю политику и общую по­литику безопасности, которая регулируется следующими положениями.

Статья J.1

1.Союз и его государства-члены определяют и осуществляют общую внешнюю политику и политику безопасности, регулируемую
положениями данного раздела и охватывающую все области внеш­ней политики и политики безопасности.

2. Целями общей внешней политики и политики безопасности являются:

Защита общих ценностей, основных интересов и независимо­сти Союза;

Укрепление безопасности Союза и его государств-членов все­ми способами;

Сохранение мира и укрепление международной безопасности, в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных
Наций, так же как и с принципами Хельсинкского Заключитель­ного акта и целями Парижской хартии;

Содействие международному сотрудничеству;

Развитие и консолидация демократии и законности и уваже­ние прав человека и основных свобод…

Статья J.4

1.Общая внешняя политика и общая политика безопасности включают вопросы, относящиеся к безопасности Союза, в том чис­ле и формирования в конечном счете общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована со временем в общую обо­рону.

2. Союз обращается к Западноевропейскому союзу, который является неотъемлемой частью развития Союза, с целью разработки
и осуществления решений и действий Союза, имеющих оборонное значение. Совет, по соглашению с институтами Западноевропейско­го союза, принимает необходимые практические меры… (27. С. 422-429)

Североамериканское соглашение о свободной торговле. (НАФТА)

Преамбула

Правительство Канады, Правительство Соединенных Шта­тов Мексики и правительство Соединенных Штатов Америки... со­гласились со следующим…

Статья 102. Цели

1. Целями данного Соглашения, как то конкретизируется прин­ципами и правилами, установленными данным Соглашением, отно­сящимся к разделам о национальном режиме, режиме наибольшего благоприятствования и транспарентности, являются:

а) устранение барьеров в торговле и усовершенствование про­цессов свободного движения товаров и услуг на территории госу­дарств-участников Соглашения;

б) обеспечение условий честной конкуренции в зоне свободной торговли;

в) увеличение в значительной степени возможностей осуществ­ления инвестиций на территории государств-участников Соглашения;

г) обеспечение адекватных и эффективных мер по защите и
осуществлению на практике прав по интеллектуальной собствен­ности на территории государств-участников Соглашения;

д) создание эффективных процедур по введению в действие и
практическому применению данного Соглашения, для координиро­вания совместного управления данных процедур, а также для разре­шения споров;

е) установление основ для дальнейшего трехстороннего, региональ­ного и многостороннего сотрудничества, с целью увеличения приобре­тения выгод и преимуществ от использования данного Соглашения…

Статья 2001. Комиссия по свободной торговле

1.Государства-участники Соглашения учреждают Комиссию по
свободной торговле, включающую в себя представителей на уровне ми­нистерств государств-участников Договора или назначенных ими лиц.

2. Комиссия:

(а) осуществляет надзор по введению в действие (имплементации) данного Соглашения;

(б) осуществляет надзор по дальнейшей разработке положений данного Соглашения;

(в) разрешает спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе толкования или применения;

(г) осуществляет надзор за работой всех комитетов и рабочих групп, учрежденных в рамках данного Соглашения…

(д) рассматривает любые вопросы, которые могут каким-либо
образом оказать воздействие на исполнение положений данного Со­глашения.

Комиссия может:

(а) устанавливать и передавать обязанности временным или по­стоянным комитетам, рабочим или экспертным группам;

(б) прибегать к советам неправительственных групп или отдель­ных физических лиц;

(в) по взаимному согласию государств-участников Соглашения,
принимать любые действия по выполнению своих функций…

Статья 2204. Прием новых членов

1.Любая страна или группа стран могут быть допущены к участию
в этом соглашении на условиях, которые будут согласованы между
соответствующей страной или странами и Комиссией после и одобре­ны в соответствии с законодательными процедурами каждой страны.

2. Данное соглашение не будет применяться в отношениях меж­ду любой из стран-участниц и вновь присоединяющейся страной или
странами, если в момент присоединения одна из сторон будет про­тив его применения... (27. С. 429-431)

Введение

1. На проходившем в апреле 1999 года в Вашингтоне заседании на
высшем уровне главы государств и правительств стран НАТО одоб­рили новую Стратегическую концепцию Североатлантического союза.

НАТО успешно обеспечивала свободу своих членов и предотвращала возникновение войны в Европе на протяжении сорока лет
«холодной войны». Сочетая оборону и диалог, она сыграла незаменимую роль в мирном разрешении конфронтации между Востоком и
Западом…

С исчезновением опасности «холодной войны» открылись мно­гообещающие перспективы, но одновременно возникли и сложные
задачи, новые возможности и факторы риска. Идет процесс станов­ления новой, основанной на большей интеграции Европы, создается
структура евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет
главную роль. Североатлантический союз был средоточием усилий по
развитию новых форм сотрудничества и взаимопонимания в Евроатлантическом регионе, посвятив себя важным новым видам деятель­ности в интересах более широкого распространения стабильности...

Часть I. Цель и задачи Североатлантического союза

6. Основная и неизменная цель НАТО, сформулированная в Вашингтонском договоре, состоит в защите свободы и безопасности всех своих членов политическими и военными средствами...

7. Североатлантический союз является воплощением неразрывной трансатлантической связи между безопасностью Северной Аме­рики и безопасностью Европы. Она является практическим выраже­нием действенных коллективных усилий его членов, направленных на обеспечение их общих интересов.

8. Основополагающим руководящим принципом деятельности
Североатлантического союза являются совместные обязательства и сотрудничество суверенных стран по обеспечению неделимости без­опасности всех его членов...

10. Для достижения своей главной цели Североатлантический союз как союз государств, приверженных Вашингтонскому договору и Уставу Организации Объединенных Наций, осуществляет сле­дующие первостепенные задачи в сфере безопасности.

Безопасность: обеспечивать одну из жизненно важных основ ус­тойчивой безопасности в Евроатлантическом регионе, опирающейся на развитие демократических институтов и приверженность мирно­му разрешению споров, при котором ни одно из государств не смо­жет устрашать другое или оказывать на него давление путем угрозы силой или применения силы.

Консультации: в соответствии со статьей 4 Вашингтонского до­говора служить основным трансатлантическим форумом для консуль­таций между союзниками по вопросам, затрагивающим их жизнен­ные интересы, включая возможные события, представляющие риск для безопасности государств-членов, и для соответствующей коорди­нации их усилий по вопросам, вызывающим общую озабоченность.

Сдерживание и оборона: обеспечивать сдерживание и оборону про­тив любой угрозы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО в соответствии со статьями 5 и 6 Вашингтонского договора...

Вызовы в сфере обеспечения безопасности и факторы риска

20.Вопреки позитивным переменам в области безопасности и тому, что крупномасштабная агрессия против Североатлантического союза с применением обычных вооружений весьма маловероятна, возможность возникновения такой угрозы в далекой перспективе сохраняется. Безопасность Североатлантического союза по-прежне­му остается подверженной широкому диапазону военных и невоенных потенциальных угроз, проистекающих из разных источников и за­частую трудно предсказуемых…

21.Присутствие мощных ядерных сил за пределами Северо­атлантического союза также представляет собой серьезный фактор,
который следует принимать во внимание с тем, чтобы сохранить
безопасность и стабильность в Евроатлантическом регионе.

22.Распространение ядерного, химического и бактериологиче­ского оружия и средств его доставки остается предметом серьезной
озабоченности. Несмотря на позитивные результаты в деле укреп­ления международных режимов нераспространения, основные проб­лемы в отношении распространения остаются нерешенными...

Часть III. Подход к безопасности в XXI веке

26. Североатлантический союз стремится к сохранению ми­ра и укреплению евроатлантической безопасности и стабильности путем: сохранения трансатлантических связей; поддержания военно­го потенциала на уровне, достаточном для сдерживания и обороны и выполнения всего комплекса своих задач; создания европейской со­ставляющей в области безопасности и обороны в рамках союза; обеспечения полного потенциала средств для успешного урегулиро­вания кризисов; своей постоянной открытости для приема новых членов; продолжения линии на партнерство, сотрудничество и диа­лог с другими государствами как составной части его коллективного подхода к евроатлантической безопасности, включая и область кон­троля над вооружениями и разоружение…

Европейская составляющая в области безопасности и обороны

30. Будучи оплотом коллективной обороны своих членов, Северо­атлантический союз, добивающийся, по мере возможности, достиже­ния общих целей по обеспечению безопасности, остается привержен­ным сбалансированному и динамичному трансатлантическому парт­нерству. Европейские государства-союзники приняли решения, на ос­нове которых они смогут взять на себя больше ответственности за безопасность и оборону во имя укрепления мира и стабильности в Евроатлантическом регионе, а значит, и безопасности всех союзников…

Предотвращение конфликтов и урегулирование кризисов

31. Проводя политику сохранения мира, предотвращения войны
и укрепления безопасности и стабильности, изложенную в первосте­пенных задачах по обеспечению безопасности, НАТО, в сотрудни­честве с другими организациями, будет содействовать предотвраще­нию конфликтов, а в случае возникновения кризиса - участвовать в его эффективном урегулировании в соответствии с международным правом, включая возможность проведения операций реагирования
на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора…

Партнерство, сотрудничество и диалог

36. Россия играет исключительную роль в обеспечении евроатлантической безопасности. В рамках Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Орга­низацией Североатлантического договора и Российской Федерацией НАТО и Россия приняли на себя обязательства развивать отноше­ния на основе общих интересов, взаимности и транспарентности во
имя строительства прочного и всеобъемлющего мира в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, осно­вывающейся на сотрудничестве…

37. Украина занимает особое место в евроатлантическом про­странстве безопасности и является важным и ценным партнером в деле защиты стабильности и общих демократических ценностей. НАТО твердо придерживается линии на дальнейшее укрепление особых отно­шений партнерства с Украиной на основе Хартии НАТО - Украи­на, включая политические консультации по вопросам, представляю­щим предмет озабоченности для обеих сторон, и по широкому кругу вопросов, касающихся практических аспектов сотрудничества…

Расширение НАТО

39. В соответствии со статьей 10 Вашингтонского договора Севе­роатлантический союз остается открытым для приема новых членов.
В предстоящие годы он предполагает направить новые приглашения для вступления государствам, желающим и готовым принять на себя
ответственность и обязательства, налагаемые членством, при условии, что НАТО сочтет, что включение в состав союза этих государств бу­дет служить общим политическим и стратегическим интересам Севе­роатлантического союза, укреплению его действенности и единства и упрочению общеевропейской безопасности и стабильности. Для это­го, в рамках более широких взаимоотношений с государствами, стре­мящимся к вступлению, НАТО разработала программу мероприятий помощи при их подготовке к возможному будущему членству. Ни
одно демократическое европейское государство, чье членство будет о

г.Хельсинки от 1 августа 1975 года ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СБСЕ (извлечение) Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлин- ного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность; убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь резуль- татов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс; считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию луч- ших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким обра- зом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отно- шения в прошлом, и к лучшему взаимопониманию; памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во вни- мание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в ин- тересах человечества; признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую за- интересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между со- бой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия; признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов; приняли следующее: 1 а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Государства-участники, подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливос- ти и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества; признавая, что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого; подтверждая, в соответствии с их членством в Организации Объеди- ненных Наций и в соответствии с целями и принципами Организации Объеди- ненных Наций, свою полную и активную поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международ- ных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами; выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю действовать, в применении этих принци- пов, в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединен- ных Наций; заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждо- го из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они бу- дут руководствоваться во взаимных отношениях: I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеоб- разие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охваты- ваемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государс- тва на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свобо- ду и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, эко- номические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила. В рамках международного права все государства-участники имеют рав- ные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государства- ми согласно международному праву и в духе настоящей декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международ- ным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет. II. Неприменение силы или угрозы силой Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы си- лой как против территориальной целостности или политической независи- мости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовмести- мым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие со- ображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обраще- ние к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Соответственно, государства-участники будут воздерживаться от лю- бых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвен- ное применение силы против другого государства-участника. Равным обра- зом, они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принужде- ния другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использо- ваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. III. Нерушимость границ Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воз- держиваться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требова- ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. IV. Территориальная целостность государства Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных На- ций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от то- го, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение между- народного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угро- зы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной. V. Мирное урегулирование споров Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве. В этих целях они будут использовать такие средства, как перегово- ры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разби- рательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами. В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимные согласованные пути мирного урегулирования спора. Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых дейс- твий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет пос- тавлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным. VI. Невмешательство во внутренние дела Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательст- ва, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внут- ренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого го- сударства-участника, независимо от их взаимоотношений. Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооружен- ного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого госу- дарства-участника. Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или дру- гого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собствен- ным интересам осуществление другим государством-участником прав, прису- щих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества лю- бого рода. Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режи- ма другого государства-участника. VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений Государства-участники будут уважать права человека и основные сво- боды, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданс- ких, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного разви- тия. В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, ре- лигию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинс- твам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возмож- ность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области. Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, вклю- чая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содейс- твия всеобщему и эффективному уважению их. Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними. В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обя- зательства, как они установлены в международных декларациях и соглаше- ниях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны. VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного пра- ва, включая те, которые относятся к территориальной целостности госу- дарств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы опре- делять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключений любой формы нарушения этого принципа. IX. Сотрудничество между государствами Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государс- тва-участники будут придавать особое значение областям, как они опреде- лены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, при- чем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенс- тва. Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, со- действовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедли- вости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудни- честве, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширя- ющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономи- ческой, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной об- ластях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благопри- ятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире. Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и лю- ди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии дос- тижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это опре- делено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народа. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обяза- тельства по международному праву, как те обязательства, которые вытека- ют из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавли- вать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они бу- дут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заклю- чительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обяза- тельства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по ка- кому-либо договору или другому международному соглашению, преимущест- венную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН. Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при ин- терпретации каждого из них с учетом других. Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми. Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа "Добросовестное выполнение обязательств по международному праву", отмечают, что настоя- щая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответс- твующих договоров и других соглашений и договоренностей. Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных от- ношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет спо- собствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов. Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.

В октябре 1964 г. в СССР сменилось руководство. Единство социалистического лагеря было нарушено, отношения между Востоком и Западом были весьма натянутыми из-за Карибского кризиса. Кроме этого, оставалась нерешенной германская проблема, которая очень беспокоила руководство СССР. В этих условиях началась новейшая история Советского государства. Решения, принятые на XXIII съезде КПСС в 1966 году, подтвердили ориентир на более жесткую внешнюю политику. Мирное сосуществование с этого момента было подчинено качественно иной тенденции по укреплению социалистического режима, усилению солидарности между национально-освободительным движением и пролетариатом.

Сложность ситуации

Восстановление абсолютного контроля в социалистическом лагере осложнялось напряженными отношениями с Китаем и Кубой. Проблемы доставляли события в Чехословакии. В июне 1967 г. здесь против руководства партии открыто выступил съезд писателей. После этого начались массовые студенческие забастовки и демонстрации. В результате усиления оппозиции Новотному пришлось уступить Дубчеку руководство партией в 1968 г. Новое правление приняло решение о проведении ряда реформ. В частности, была установлена свобода слова, КПЧ согласилась проводить альтернативные выборы лидеров. Однако ситуация разрешилась вводом войск 5 государств-участников Подавить волнения сразу же не удалось. Это вынудило руководство СССР отстранить Дубчека и его окружение, поставив во главе партии Гусака. На примере Чехословакии была реализована так называемая принцип "ограниченного суверенитета". Подавление реформ остановило модернизацию страны как минимум на 20 лет. В 1970 г. осложнилась ситуация и в Польше. Проблемы были связаны с повышением цен, вызвавшим массовые восстания рабочих в балтийских портах. В течение последующих лет ситуация лучше не стала, забастовки продолжились. Лидером волнений был профсоюз "Солидарность", которым руководил Л. Валенса. Руководство СССР не решилось вводить войска, а "нормализация" ситуации была доверена ген. Ярузельскому. 13 декабря 1981 г. он ввел в Польше военное положение.

Разрядка напряженности

В начале 70-х гг. отношения между Востоком и Западом кардинально изменились. Напряженность стала ослабевать. Во многом это произошло за счет достижения военного паритета между СССР и США, Востоком и Западом. На первом этапе установилось заинтересованное сотрудничество между Советским Союзом и Францией, а затем - с ФРГ. На рубеже 60-70-х гг. советское руководство начало активно реализовывать новый внешнеполитический курс. Его ключевые положения были зафиксированы в Программе мира, которая была принята на XXIV съезде партии. К наиболее важным моментам следует при этом отнести тот факт, что ни Запад, ни СССР не отказывались в рамках этой политики от гонки вооружений. Весь процесс при этом приобрел цивилизованные рамки. Новейшая история отношений Запада и Востока началась с существенного расширения сфер сотрудничества, главным образом советско-американского. Кроме этого, улучшились взаимоотношения СССР с ФРГ и Францией. Последняя в 1966 вышла из НАТО, что послужило толком для активного развития сотрудничества.

Германская проблема

Для ее разрешения СССР рассчитывал получить посредническую помощь от Франции. Однако ее не потребовалось, поскольку канцлером стал социал-демократ В. Брандт. Суть его политики заключалось в том, что объединение территории Германии больше не выступало как обязательное условие для установления отношений Востока и Запада. Оно откладывалось на будущий период как ключевая цель многосторонних переговоров. Благодаря этому был заключен Московских договор 12 августа 1970 г. В соответствии с ним, стороны обязались соблюдать целостность всех стран Европы в рамках их фактических границ. ФРГ, в частности, признала западные пределы Польши. И линию с ГДР. Немаловажным этапом стало также подписание осенью 1971 г. четырехстороннего договора по Зап. Берлину. Это соглашение подтверждало необоснованность политических и территориальных претензий на него со стороны ФРГ. Это стало абсолютной победой СССР, поскольку были выполнены все условия, на которых Советский Союз настаивал с 1945 г.

Оценка позиции Америки

Вполне благоприятное развитие событий позволило руководству СССР укрепиться во мнении о том, что на международной арене произошло кардинальное смещение соотношения сил в пользу Советского Союза. И государств социалистического лагеря. Позиция Америки и империалистического блока оценивалась Москвой как "ослабленная". Такая уверенность строилась на нескольких факторах. Ключевыми обстоятельствами выступало продолжающееся усиление национально-освободительного движения, а также достижение военно-стратегического паритета с Америкой в 1969 г. по числу ядерных зарядов. В соответствии с этим, наращивание типов вооружения и их совершенствование, по логике руководителей СССР, выступало в качестве неотъемлемой части борьбы за мир.

ОСВ-1 и ОСВ-2

Необходимость достижения паритета придала актуальности вопросу о двустороннем ограничении вооружения, в особенности баллистических межконтинентальных ракет. Большое значение в этом процессе имел визит Никсона в Москву весной 1972 г. 26 мая было подписано Временное соглашение, определяющее ограничительные меры в отношении стратегических вооружений. Этот договор получил название ОСВ-1. Он был заключен на 5 лет. Соглашение ограничивало количество баллистических межконтинентальных ракет США и СССР, запускаемых с подлодок. Допустимые уровни для Советского Союза были выше, так как Америка обладала вооружением, несущим боеголовки с разделяющимися элементами. Вместе с этим количество самих зарядов в соглашении не оговаривалось. Это позволяло, не нарушая договор, добиться одностороннего преимущества в данной области. ОСВ-1, таким образом, не останавливало гонки вооружений. Формирование системы соглашений было продолжено в 1974 г. Л. Брежневу и Дж. Форду удалось договориться о новых условиях ограничения стратегических вооружений. Подписание соглашения ОСВ-2 предполагалось осуществить в 77-м году. Однако этого не случилось, в связи с созданием в США "крылатых ракет" - нового вооружения. Америка категорически отказалась учитывать в отношении них предельные уровни. В 1979 г. договор все-таки был подписан Брежневым и Картером, однако Конгресс США его так и не ратифицировал до 1989 г.

Результаты политики разрядки

За годы реализации Программы мира были достигнуты серьезные продвижения в сотрудничестве Востока и Запада. Общий объем товарооборота повысился в 5 раз, а советско-американский - в 8. Стратегия взаимодействия сводилась к подписанию с западными компаниями крупных договоров на закупку технологий или строительство заводов. Так на рубеже 60-70-х гг. в рамках соглашения с итальянской корпорацией "Фиат" был создан ВАЗ. Но это событие скорее можно отнести к исключениям, чем к правилу. Международные программы в большей своей части ограничивались нецелесообразными командировками делегаций. Импорт зарубежных технологий осуществлялся по непродуманной схеме. На действительно плодотворное сотрудничество негативно влияли административно-бюрократические препятствия. В результате многие контракты не оправдывали ожиданий.

Хельсинский процесс 1975 г.

Разрядка в отношениях Востока и Запада, однако, принесла свои плоды. Она позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первые консультации состоялись в 1972-1973 гг. Страной, принявшей СБСЕ, стала Финляндия. государства) стали центром обсуждения международной обстановки. На первые консультации съехались министры иностранных дел. Первый этап проходил с 3 по 7 июля 1973 года. Площадкой для следующего раунда переговоров стала Женева. Второй этап проходил с 18.09.1973 г. по 21.07.1975 г. Он предполагал несколько туров продолжительностью в 3-6 мес. На них переговоры вели делегаты и эксперты, выдвинутые странами-участницами. На втором этапе шла разработка и последующее согласование договоренностей по пунктам повестки общего собрания. Площадкой третьего раунда стала вновь Финляндия. Хельсинки принимали высших государственных и политических руководителей.

Участники переговоров

Хельсинкские соглашения обсуждались:

  • Ген. секретарем Брежневым.
  • Президентом Америки Дж. Фордом.
  • Федеральным канцлером ФРГ Шмидтом.
  • Президентом Франции В. Жискар д"Эстэном.
  • Премьер-министром Великобритании Вильсоном.
  • Президентом Чехословакии Гусаком.
  • Первым секретарем ЦК СЕПГ Хоннекером.
  • Председателем Госсовета Живковым.
  • Первым секретарем ЦК ВСРП Кадаром и другими.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проводилось при участии представителей 35 государств, в числе которых были должностные лица Канады и США.

Принятые документы

Странами-участницами была утверждена Хельсинкская декларация. В соответствии с ней, провозглашались:

  • Незыблемость границ государств.
  • Взаимный отказ от использования силы при разрешении конфликтов.
  • Невмешательство во внутреннюю политику государств-участников.
  • Уважение прав человека и прочие положения.

Кроме этого, главы делегаций подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем содержались договоренности, подлежащие исполнению как единое целое. Основными направлениями, зафиксированными в документе, были:


Ключевые принципы

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе включал в себя 10 положений, в соответствии с которыми определялись нормы взаимодействия:

  1. Суверенное равенство.
  2. Неприменение силы либо угрозы ее использования.
  3. Уважение суверенных прав.
  4. Территориальная целостность.
  5. Нерушимость границ.
  6. Уважение свобод и прав человека.
  7. Невмешательство во внутреннюю политику.
  8. Равноправие народов и их право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.
  9. Взаимодействие между странами.
  10. Исполнение международных правовых обязательств.

Хельсинкский Заключительный акт выступал как гарантия признания и нерушимости послевоенных границ. Это было выгодно в первую очередь СССР. Кроме этого, Хельсинский процесс позволил сформулировать и наложить на все страны-участницы обязательства по неукоснительному соблюдению свобод и прав человека.

Краткосрочные последствия

Какие перспективы открывал Хельсинский процесс? Дата его проведения считается историками апогеем разрядки напряженности на международной арене. СССР больше всего интересовал вопрос послевоенных границ. Для советского руководство было крайне важно добиться признания неприкосновенности послевоенных границ, территориальной целостности стран, что означало международное правовое закрепление сложившейся в Восточной Европе ситуации. Все это произошло в рамках компромисса. Вопрос о правах человека - проблема, интересовавшая посетившие Хельсинский процесс. Год проведения СБСЕ стал отправной точкой для развития в СССР. Международное правовое закрепление обязательности соблюдения прав человека позволило начать кампанию по их защите в Советском Союзе, которую активно на тот момент проводили западные государства.

Стоит сказать, что с 1973 г. проходили обособленные переговоры между представителями стран-участниц Варшавского договора и НАТО. Обсуждался вопрос о сокращении вооружений. Но предполагаемого успеха достичь так и не удалось. Это было обусловлено жесткой позицией государств Варшавского договора, которые превосходили НАТО по обычным типам вооружения и не хотели их сокращать.

Военно-стратегический баланс

Хельсинский процесс закончился компромиссом. После подписания итогового документа СССР стал чувствовать себя хозяином и начал устанавливать в ЧССР и ГДР ракеты СС-20, отличавшиеся средним радиусом действия. Ограничение по ним не предусматривалось по договорам ОСВ. В рамках кампании, направленной на защиту прав человека, резко активизировавшейся в западных странах после того, как закончился Хельсинский процесс, позиция Советского Союза стала очень жесткой. Соответственно, США предприняли ряд ответных мер. После отказа ратифицировать договор ОСВ-2 в начале 80-х гг., Америка разместила ракеты ("Першинг" и "крылатые") в Западной Европе. Они могли достигать территории СССР. В результате установился военно-стратегический баланс между блоками.

Дальнесрочные последствия

Гонка вооружений достаточно негативно сказывалась на экономическом состоянии стран, чья военно-промышленная направленность не снижалась. Паритет с США, достигнутый до того, как начался Хельсинский процесс, касался в первую очередь баллистических межконтинентальных ракет. С конца 70-х гг. общий кризис стал негативно сказываться на оборонных отраслях. СССР постепенно начал отставать по некоторым типам вооружения. Выявилось это после появления у Америки "крылатых ракет". Более очевидным отставание стало после начала разработки программы по "стратегической оборонной инициативе" в США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: