Регулирование социально трудовых отношений в организации. Соглашение

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений. Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха;
развитие социального партнерства;
иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Комментарий к ст. 45
1. Порядок заключения, содержание и участники соглашений предусмотрены ТК РФ, в части, не противоречащей ему, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. (объявлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 февраля 1996 г. N 85). Кроме того, социальное партнерство в сфере труда регулируется Федеральными законами "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ, "Об объединениях работодателей" от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ, а также принятыми в регионах Российской Федерации в развитие этого законодательства законами субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 23).
2. Соглашения заключаются между полномочными представителями сторон на всех уровнях социального партнерства, за исключением уровня организации. Наряду с коллективным договором соглашение является одним из видов правового акта социального партнерства. В связи с этим к соглашению применимы следующие положения ТК РФ о социальном партнерстве, устанавливающие:
а) основные принципы социального партнерства (ст. 24);
б) процедуру работы комиссии по ведению коллективных переговоров (ст. ст. 36, 37);
в) соотношение правового акта социального партнерства с законодательством и трудовыми договорами работников (ст. ст. 5, 8 - 9);
г) порядок разрешения разногласий при коллективных переговорах (ст. 38);
д) гарантии и компенсации участникам коллективных переговоров (ст. 39);
е) уведомительную регистрацию правовых актов социального партнерства (ст. 50);
ж) контроль и виды ответственности за невыполнение правовых актов социального партнерства (ст. 51).
3. Основным различием коллективных договоров и соглашений, независимо от их видов, закон называет более высокий уровень правовой регламентации социально-трудовых отношений между работниками и работодателями. Например, соглашение регулирует эти отношения, начиная от уровня района и города до федерального уровня, в то время как действие коллективного договора ограничено пределами конкретной организации. Кроме того, соглашения отличаются от коллективных договоров предметом правового регулирования (ст. 46 ТК РФ).
4. Внутривидовое различие соглашений связано со сферой регулируемых ими отношений. Комментируемой статьей определены пять следующих видов соглашений:
- генеральное и региональное соглашения - устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений соответственно на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации. Действующее в настоящее время Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы утверждено 20 декабря 2001 г.;
- отраслевое (межотраслевое) и территориальное соглашения - устанавливают общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы для работников соответственно отрасли (отраслей) и на территории соответствующего муниципального образования (связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования). Например, Отраслевое соглашение между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2003 - 2005 годы утверждено 21 - 22 февраля 2003 г. (объявлено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 125), Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации на 2002 - 2004 годы утверждено 4 января 2002 г.;
- иные соглашения (помимо указанных выше) - могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Начиная с соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, каждое соглашение является основой для разработки и заключения соглашений на последующих уровнях.
Как следует из приведенного перечня, ТК РФ устранил необходимость заключения профессионального тарифного соглашения, которое устанавливало нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. О содержании соглашения см. комментарий к ст. 46.
5. Названные соглашения по договоренности сторон могут быть двусторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от его уровня. На федеральном уровне генеральное соглашение заключается исключительно с участием Правительства Российской Федерации. Поэтому участниками соглашений в зависимости от их уровня могут быть соответствующие представители работников и работодателей (ст. ст. 29 - 34 ТК РФ), а также Правительство Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, орган по труду в субъекте Российской Федерации, соответствующий орган местного самоуправления. Во всех соглашениях, предусматривающих полное или частичное бюджетное финансирование (всех уровней), должны принимать обязательное участие представители соответствующих органов исполнительной власти и органы местного самоуправления.
6. Региональное и территориальное соглашения заключаются только соответственно на уровне субъектов Российской Федерации или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на всех уровнях социального партнерства (федеральном, региональном, территориальном), за исключением локального. Вместе с тем ТК РФ допускает заключение иных соглашений на различных уровнях социального партнерства. Например, по Закону Московской области "О социальном партнерстве в Московской области" от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ в этом регионе заключаются следующие виды соглашений: Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные) соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные и др.

правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 тК Рф). в С. могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться С.: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные. Р е г и о н а л ь н о е С. устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Рф. т е р р и т о р и а л ь н о е С. устанавливает общие ут, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. учитываются специфические природно-климатические и др. условия на той или иной территории. По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, С. могут быть двусторонними и трехсторонними. Из законодательных актов изъят термин «тарифное соглашение», вместо которого введен термин «иные соглашения». Иные С. - С., которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 45 тК Рф). Частными случаями иных С. являются тарифное С, С. по от. С. по от может заключаться на любом уровне социального партнерства. на федеральном уровне оно заключается соответствующими общероссийскими профессиональными союзами (или их объединениями) с общероссийскими объединениями работодателей; на региональном (территориальном) уровне - территориальными организациями соответствующих общероссийских профсоюзов (или их территориальными объединениями) с территориальными организациями общероссийских объединений работодателей; на уровне конкретной организации - первичной профсоюзной организацией (или единым представительным органом работников организации) с конкретным работодателем. В С. по от могут быть включены взаимные обязательства сторон по любым вопросам, связанным с от, в т. ч.: обеспечение нормативных ут на рабочих местах; установление конкретных норм обеспечения работников СКЗ и СИЗ; перечень и очередность необходимых мероприятий по улучшению ут на рабочих местах; установление повышенных размеров заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; установление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными ут, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; дополнительные гарантии работникам, занятым на рабочих местах с особыми ут; др. вопросы, связанные с от. Стороны С. свободны в определении его содержания и структуры. однако меньшее по сравнению с коллективным договором количество позиций нормального характера не означает, что С. не имеет юридической силы. все позиции С. должны приниматься сторонами исключительно добровольно, с учетом основных принципов социального партнерства и являться финансово обеспеченными. в С. не должны включаться условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством и с другими С. более высокого уровня. Как и при заключении коллективных договоров, заключению С. предшествует формирование соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей и ведение коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта С. определяются комиссией. С. вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в С. в нем же стороны определяют срок действия С. и порядок контроля его выполнения. При этом срок действия С. не может превышать трех лет, на это же время он может быть продлен. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения С., заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия С., должен выполнять обязательства, предусмотренные этим С. Работодатель, желающий поступить в объединение работодателей, также должен представлять себе, что он не только получает возможность решить свои конкретные задачи через подобное объединение, но и принимает на себя обязанность выполнять нормы, предусмотренные С., заключенным данным объединением работодателей. В Законе Рф от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «о коллективных договорах и соглашениях» была предусмотрена возможность распространения С., заключенного на федеральном уровне, на др. работодателей лишь при наличии 2 условий: в сферу действия такого С. должно быть вовлечено более 50 % работников отрасли (отраслей), профессии; на предложение Минтруда России о присоединении к С. работодатели могли дать ответ в течение 30 календарных дней (в т. ч. и отрицательный ответ), и только в случае отсутствия ответа считалось, что С. на них распространено. ТК Рф устанавливает для этой ситуации др. механизм. Министр здравоохранения и социального развития Рф вправе предложить работодателям, не участвующим в заключении С., присоединиться к нему. Работодатели обязаны представить в Министерство здравоохранения и социального развития Рф письменный мотивированный ответ - в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к С. Заключение С. и его регистрация, а также внесение изменений и дополнений в С. регулируются общими правилами, установленными тК Рф. Регистрация коллективных договоров и С. дает материал для анализа и обобщения практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Контроль выполнения коллективного договора и С. осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора и С., подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены фЗ. См. также Локальное соглашение.

Новая редакция Ст. 45 ТК РФ

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарий к Статье 45 ТК РФ

Статья 45 Трудового кодекса РФ дает определение соглашения и выделяет несколько видов соглашений: двусторонние и трехсторонние, а также генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Следует отметить, что определение межрегионального соглашения было добавлено в статью 45 Трудового кодекса РФ Федеральным законом N 90-ФЗ.

В перспективе нельзя исключать появления в тексте данной статьи упоминания и о межтерриториальных соглашениях, т.е. о соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между двумя и более муниципальными образованиями (в пределах относящихся к ним территорий). На это косвенно указывает заключительная часть данной статьи.

Другой комментарий к Ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в ч. 1 ст. 45, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в РФ. На практике социально-партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательным участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении. При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двухсторонним, так и трехсторонним.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух или более субъектов РФ. На практике такие соглашения в основном заключаются на трехсторонней основе.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы, связанные на территории соответствующего муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двухсторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, вне зависимости от того на каком уровне они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ. Примером чисто отраслевых соглашений могут служить соглашения, распространяющие свое действие на работников народного образования, здравоохранения и т.п. К межотраслевым соглашениям может быть отнесено соглашение между профсоюзами и работодателями оборонных отраслей промышленности, охватывающее несколько производственных отраслей.

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Такие соглашения могут заключаться на любом уровне. Участниками таких соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом таких соглашений является, как правило, какой-либо один вопрос регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п. К иным соглашениям относится региональное соглашение о минимальной заработной плате, возможность принятия которого предусмотрена ст. 133.1 ТК РФ.

  • Вверх

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: