Как ответить на замечание по поводу воспитания. Кто воспитывает маму – как реагировать на замечания окружающих. Тонкая грань между замечаниями и порицанием

«Разве можно так с мамой разговаривать, мальчик?», «А кто это тут так кричит?» — излюбленные реплики незнакомых людей в сторону вашего ребенка. Некоторые прохожие очень любят делать замечания чужим детям. В таком случае, как правильно вести себя родителю?

Для начала нужно расставить приоритеты

Проще всего укоризненно покачать головой, соглашаясь с незнакомым человеком, или отчитать свое чадо за совершенный проступок, может даже незначительный. Чаще всего, родители так и делают. Одернут порицающе малыша и забывают через несколько минут об этой ситуации. А вот дети такое запоминают. Вам кажется что ребенку все равно, но посмотрите на ситуацию со стороны — вы, по сути, переходите на сторону обидчиков, незнакомых и чужих людей, и вместе с ними ругаете свое родное чадо! Это не предательство?

Представьте ситуацию: в спешке молодая жена красит глаза и в итоге стрелки получились кривыми. Они с мужем заходят в лифт и соседка начинает комментировать: «Вы видели как ваша жена стрелки подвела? Она в зеркало смотрится или как?» А муж вместо того, чтобы стать на сторону своей половинки ответит: «Да, она у нас неумеха, постоянно так глаза подводит!»

Правда же нелепая и смешная ситуация получается? А с ребенком взрослые именно так и поступают. Прежде чем отреагировать немедленно на провокацию случайного прохожего по поводу вашего малыша, подумайте кто вам дороже — какая то тетка или ваш ребенок?

Виноват или не виноват?


Если вам незнакомые люди дают советы или высказывают замечания по делу, стоит понимать, когда прислушиваться к их комментариям, а когда пропустить мимо ушей. Ведь люди иногда возмущаются по весьма существенной причине и порой по делу. Причины самые типичные — «Ваш ребенок кидается песком», «Он кидает камни в моего ребенка» или ещё что-то такое, чего вы не заметили сами и что:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • несёт угрозу для здоровья вашего ребёнка;
  • несет угрозу для здоровья окружающих.

Оцените ситуацию трезво и поймите кто виноват. Может это ребенок, может и ваша вина, что недоглядели, а может нелепое недоразумение. Как бы там ни было, даже если ваше чадо и нашкодило, не нужно сразу его отчитывать при чужих. Не стоит унижать собственного ребенка! Скажите спасибо «советчику», отойдите с ребенком в сторону и поговорите наедине без угроз, шлепков и криков. Ведь ваши крики ничего не изменят, вам только стыдно будет перед людьми, за устроенное представление.

Если вы очень злы, лучше всего увести вашего ребенка с детской площадки и поговорить с ним дома. По дороге домой наверняка вы остынете и будете воспринимать вещи более здраво.

Не виноват

А если ребенок и вовсе не при делах? Может для вас и вашего дитя некоторые варианты поведения абсолютно нормальны — то что? Ругаться? Устроить скандал прилюдно ()? Этого делать крайне не рекомендуется, ведь на вас ребенок смотрит. Вы для него авторитет, и он учится у вас, впитывает все что делаете вы и будет повторять по жизни ваше поведение. Учите малыша быть вежливым, но иметь свою точку зрения и защищать ее. Можно поблагодарить прохожего за совет и добавить свое «но». «Спасибо за совет, но я сама разберусь со своим ребенком», «Благодарю, но о нас не нужно беспокоиться, мы все уладим.»

Даже если такие ответы не удовлетворят эту же соседку или прохожего, это не важно. Важно для вас не разрушить доверие и ту связь между вами и вашими детьми. Так как для всех детей — вы, как родитель — это опора, защита, авторитет и лучший друг — который все поймет, защитит и не даст в обиду.

Ситуация, при которой посторонние люди делают замечание ребёнку, знакома практически всем родителям. Мы спросили психологов и специалистов по детскому воспитанию, как реагировать на подобные реплики, чтобы не навредить малышу и не ввязаться в конфликт с незнакомцем.

Ольга Щедринская

семейный и детский психолог, сотрудник Института интегративной семейной терапии

В нашей культуре очень распространены непрошеные советы и замечания посторонним людям, в первую очередь детям и их родителям. И взрослые, и дети воспринимают такие действия как вторжение на личную территорию, они чувствуют раздражение и злость, а некоторые - тревогу и вину. Когда чужой взрослый человек высказывает своё мнение о поведении ребёнка, он демонстрирует сомнения в наличии достаточного авторитета и уровня компетентности родителей. Тот, кто делает замечание, оказывается в позиции эксперта и как будто пытается взять на себя функции по воспитанию ребёнка.

Но бывает, что посторонний человек вынужден брать на себя эти функции. Так происходит, когда родители по какой-то причине не могут или не хотят отреагировать в тот момент, когда поведение ребёнка опасно для него или окружающих. Цель замечания в данном случае - предотвратить угрозу, уберечь, остановить небезопасное поведение. Если же ребёнок своим поведением мешает кому-то из окружающих или ведёт себя не в соответствии с принятыми для общественного места правилами - например, громко говорит во время театрального представления, толкается или пачкает ботинками чью-то одежду в транспорте, - замечание постороннего имеет цель защитить собственный комфорт или комфорт других людей.

В описанных случаях вред от непрошеного нарушения личных границ родителя и ребёнка может быть сбалансирован условной пользой для малыша или окружающих. Во всех остальных случаях - когда ребёнок ведёт себя соответственно возрасту и социальной ситуации, и это поведение не опасно и не является очевидной помехой для постороннего человека - родители имеют право защищать личные границы, свой авторитет, стиль жизни и методы воспитания.

Непрошеные советы и замечания часто становятся источником стресса для родителей. Одна из задач - научиться реагировать на подобную критику и защищать свои границы, избегая конфликтов и дискуссий. Для того чтобы спокойно и ровно реагировать на замечания, важно достичь определённого уровня уверенности в себе и своей родительской компетентности. Этому способствует слаженность в вопросах воспитания в паре родителей (когда партнёры согласуют друг с другом методы воспитания и поддерживают идеи друг друга) и достаточное количество знаний и опыта. Часто советы и замечания даются другими людьми из лучших побуждений, особенно в тех случаях, когда поведение ребёнка может быть расценено как небезопасное. Иногда достаточно вежливо поблагодарить советчика и дальше не продолжать коммуникацию.

Когда непрошеные советы или замечания касаются вопросов здоровья, возрастных особенностей или внешнего вида, уместно вежливо, но твёрдо сказать, что воспитанием и развитием этого ребёнка занимаются только его родители и ни в каких консультациях от посторонних людей в данный момент они не нуждаются. Важно помнить, что многие замечания делаются людьми, не обладающими образованием или специальными знаниями по детской психологии, педагогике и медицине. Из этого следует, что их мнение может быть ошибочным, а вы не обязаны доказывать им свою правоту. Иногда проще всего бывает физически прервать контакт - отойти в сторону, отвернуться, - чем тратить время и силы на спор с незнакомыми людьми.

Детям старше четырёх лет стоит кратко и спокойно объяснить, почему родители тем или иным образом отреагировали на замечание постороннего, особенно если дети задают на эту тему вопросы.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Замечания постороннего человека принципиально отличаются от замечаний родителей. И дело не только в содержании, которое может быть как справедливым, так и не очень. Такие замечания способны сильно ранить ребёнка и нарушить его взаимоотношения с родителями, подорвать доверие в семье. Особенно это касается детей старше трёх лет. Для детей раннего возраста - примерно до трёх лет - оценки постороннего ещё не очень значимы. Иначе обстоит дело с детьми дошкольного и школьного возраста. Если мама или папа разрешили другому взрослому отчитать или отругать ребёнка, он может решить, что родители за него не заступились и впредь не заступятся. Следствием этого может стать снижение самооценки, появление неуверенности в себе и тревожности. Поэтому не нужно вставать на сторону того, кто делает замечание, и присоединяться к нападкам на ребёнка.

Что же конкретно делать родителям? Независимо от того, справедливо замечание или нет, следует поблагодарить за него. Если ребёнок действительно виноват, можно добавить извинения и отойти вместе с малышом. Ни в коем случае не начинайте ругать ребёнка при посторонних. Если он виноват, сделайте ему замечание наедине, объясните, в чём он был не прав и что лучше делать в таких ситуациях. Если же, по вашему мнению, замечание несправедливо, можно обратить внимание ребёнка на то, что все люди разные, и то, что нравится одним, может не понравиться другим.
Если вы считаете замечание несправедливым, скажите ребёнку об этом, подчеркните, что думаете не так.

Есть ли смысл что-то обсуждать с тем, кто сделал замечание? Не думаю, что это принесёт какую-то пользу вам или ребёнку. Тот, кто сделал замечание, часто раздражён, готов к спору. Нужен ли вам этот спор? Если вы чувствуете потребность прилюдно защитить ребёнка, сделайте это корректно.

Ярослав Панасов

монтессори-педагог, руководитель в Монтессори-центре «Счастливый ребёнок»

Если незнакомец делает замечание, значит, у него есть на это причина. Скорее всего, он испытывает чувство ответственности за происходящее и решил сообщить вам об этом. Если же происходящее никак не затрагивает благополучие вашего ребёнка или других людей, поблагодарите его за участие и сообщите, что вы всё контролируете и причин для беспокойства нет.
И незнакомец проследует дальше.

Если всё же ваш ребёнок нарушает чей-то покой или причиняет неудобство окружающим, а то и вовсе вред, немедленно остановите его и извинитесь. Если вы прозевали происходящее, нелишней будет благодарность за внимательность, тем более если незнакомец увидел происходящее раньше вас.

Существует ли риск вреда для вашего чада или для кого-то другого, придётся решать вам. Это ваша ответственность.
И чтобы не пуститься в спор и поиск виновных, следует руководствоваться нормами и правилами поведения в обществе. Базовые правила довольно простые: не причинять вред себе, другим, а также не причинять вред окружающему пространству.

После того как вы остановили ребёнка, важно показать незнакомцу, что вы его услышали. Простое «спасибо» даст ему понять, что вы взяли ответственность на себя. Если при этом ребёнок продолжает делать то, что делал, незнакомец, скорее всего, подумает, что он был «вежливо послан», и дальнейшее развитие событий будет зависеть от темперамента участников конфликта.

Теперь представьте на секунду себя в роли ребёнка. Ваши помыслы чисты и вы полны энтузиазма. У детей всегда есть идея, которая их захватывает, и они отдаются ей полностью. И вдруг ваша мама или папа вас останавливает. Вам как минимум потребуются объяснения, в чём причина вмешательства. Поэтому очень важно объяснить ребёнку, что послужило причиной замечания и почему вы согласны с незнакомцем. Но это не всё. Если ребёнок расстроился, вы должны рассказать ему, как реализовать его идею через допустимое в обществе действие. Например: «Мы пойдём с тобой играть там, где это делать безопасно», «Давай дома нарисуем картину», «Давай вместе корчить рожи перед зеркалом или друг другу». Ребёнок ищет инструкции о том, как пользоваться пространством. И если он их вовремя не получает, то действует так, как может.

иллюстрация: Даша Кошкина

Нередко запись в дневнике становится для родителей потрясением. В основном такое случается в семьях, где правильные родители, дедушки и бабушки мотивируют ребенка на отличную учебу и успешное будущее. Или слишком занятые родители занимают позицию: делай что хочешь, но чтобы замечаний не было - мне некогда этим заниматься. Честолюбивые родители знают, что их ребенок самый лучший, и воспринимают его неудачу, как свое личное поражение.

Чтобы не реагировать болезненно и не усугублять травму ребенка, нужно понять: то, что происходит в стенах школы, происходит не с вами, а с вашим ребенком. Все, что могут сделать мама или папа, - это выслушать, научить договариваться, прощать, отстаивать свое мнение. Замечание в дневнике - это пожелание или крик педагога о помощи. Для родителей одинаково ошибочны две крайности: принимать сторону ребенка и принимать сторону учителя.

Родители на стороне ребенка

Школьнику нужны поддержка и заинтересованность родителей. Лучше всего проявлять интерес в доверительной беседе. Совсем не обязательно при каждом удобном случае вмешиваться в его отношения с учителем и рассказывать педагогу, какого отношения достоин ваш ребенок. Идеальной школы не бывает, всегда что-нибудь найдется - много заданий, строгий учитель, тяжелая физкультура, неудобные парты, глупые дети.

Идя на поводу у обиженного ребенка, можно сменить класс, учителя, школу, несколько школ. Но гораздо важнее научить вашего птенца преодолевать сложности в общении, и здесь он может самостоятельно не справиться. Именно в школе ребенок получает первый опыт конфликта и ухода от конфликта. Постарайтесь (если вас об этом просят) проанализировать ситуацию. Вместе подумайте, где можно поступить или высказаться иначе. Не критикуйте ребенка, говорите мягко и терпеливо, делитесь своим опытом.

Учтите: если вы безоговорочно принимаете сторону ребенка, если верите только ему, он может рассказать вам не всю правду. Покажите, что вы уважаете учителя, никогда не отзывайтесь о педагоге плохо, не обсуждайте его в присутствии ученика. Если считаете, что с ребенком поступили несправедливо и вам нужно вмешаться, поговорите с педагогом без свидетелей. Проясните суть проблемы, выслушайте претензии и изложите свое мнение. Правильный подход: поддерживать и защищать ребенка, но делать это наедине с учителем.

Родители на стороне учителя

В целом родители должны поддерживать школу. Вы же ребенка в эту школу отдали? Значит, со школьными правилами ознакомились и согласны. Но если ребенок будет знать, что в любом споре вы поддержите взрослых, он не сможет обратиться к вам за помощью. Иногда возникают ситуации, которые требуют вмешательства родителей. Например, издевательства или травля со стороны других детей. Клевета на ребенка, когда он оказывается в меньшинстве и на него сваливают чужой проступок. Наконец, спор с учителем, когда против слова взрослого есть слово ребенка. Он рассказывает свою историю, а учитель заявляет, что все было иначе. Знаете, чье слово окажется весомее?

Ребенок должен знать: там, где он не может решить проблему, вы выступите на его стороне. Верьте ему и будьте счастливы, что в трудную минуту ребенку есть к кому обратиться за помощью. В особых случаях ребенок может отказаться говорить о сути конфликта и просто попросить уйти из школы. Не всегда родители должны выступать в роли судьи и принимать решение, но всегда должны помогать близкому человеку, оказавшемуся в неразрешимой для него ситуации.

Как примирить две стороны

Это шанс для родителей - преподать ребенку жизненный урок. В том случае, если вы сами способны договариваться, слышать других, извиняться и прощать. Учитель бывает по-человечески не прав. Он может просто ошибаться, как любой человек. С ним «случаются» усталость и настроение. Наконец, он просто делал свою работу. Это действительно сложно - тридцать не всегда доброжелательных подростков, у каждого за спиной пара взрослых, начитавшихся американских психологов. Поверьте, ни один учитель не заинтересован в продолжении конфликта. Все мы идем по жизни благодаря тому, что обретаем друзей, а не наживаем врагов. Покажите на своем примере, как можно найти общий язык, уступив в малом, выиграть в главном.

Слово учителю

«Почти 50 лет работы - и ни одного замечания. Всегда думала: я плохо знаю родителей, вдруг они накажут ученика. Это настроит его против учителя, он станет меньше стараться, может уйти в себя. Учитель, как врач, должен не навредить. Совет всем учителям: никогда не упускайте возможности похвалить и поощрить ученика - и в личной беседе, и в классе, и на собрании, даже за маленькие успехи». (Алла Алексеевна, 70 лет, французский язык)

«Как раз сегодня написала пару замечаний. «Не слушал учителя», «Отказался писать на уроке». Надеюсь, родители почитают дневник. Всем детям тяжело после летних каникул, но в третьем классе нельзя капризничать, как в детском садике. В классе много деток, я вижу, как им сложно и как они стараются. Я несколько раз сделала замечание устно. И если я не запишу его в дневник, то нарушитель одержит победу. Кроме того, я потратила на одного ученика время, которое принадлежит всем: прервала урок, брала дневник, делала запись. Лично мне это не очень приятно, но так проявляется справедливость. Мы ведь учим детей, что хорошее поведение надо поощрять, а за плохое наказывать». (Валентина Александровна, 34 года, учитель младших классов)

«Какие родители? Еще не хватало, чтобы они вмешивались в учебный процесс. Мы сами прекрасно справимся. У нас один показатель - твердые знания. Хотят родители, чтобы ребенок поступил в вуз, значит - учиться, трудиться, просто пахать. Есть цель, и я помогаю ее достичь». (Нина Анатольевна, 60 лет, математика)

«Да, отметился. Сделал запись «Зевал на уроке» ученику 7-го класса. Математика - серьезный предмет, требует внимания и умственных усилий. Здесь надо думать. Если ученик пол-урока борется со сном, он проявляет неуважение ко мне и пренебрежение к предмету. Пусть родители его спать вовремя укладывают. Это мое право. Парень мешал нам с классом работать, и я пристыдил его перед одноклассниками». (Алексей Владимирович, 38 лет, математика)

«Иногда это неизбежно. Сейчас в школе нет оценки по поведению, отменена характеристика. Нельзя ставить в угол и выгонять с урока. Дневник - последний шанс учителя. Уже в средних классах ребенок знает, какой предмет ему нужен, а какой не пригодится. С согласия родителей он скучает на «ненужных» предметах, отвлекая других учеников. В таких случаях учителю нужна помощь родителей. И это не просьба, это требование: уважай одноклассников, не мешай им учиться, не не нарушай дисциплину. Хотя, по-моему, безделье на уроке, когда все работают, надо приравнивать к прогулу». (Светлана Михайловна, 45 лет, украинский язык)

Истории родителей

«Мы в ужасе были, когда Артем принес «Не старался». Ругали, требовали все выполнять, в общем прессовали. Очень хотели, чтобы хорошо учился. А через месяц выяснилось, что у него не получается красиво писать загнутые палочки, как в букве «м». Хотелось бы, чтобы замечание было не просто замечанием, а рекомендацией для родителей - чему уделить внимание и чем помочь ребенку». (Таня, 32 года, сын Никита, 7 лет)

«Мы все узнаем от очевидцев, когда отводим Сашу в школу. Она активная и подвижная девочка. Однажды дети скакали по классу, и учитель всех наказал, поставил у доски. Саша просила не говорить папе, но шило в мешке не утаишь. Папа провел беседу. Объяснил, почему в школе надо вести себя прилично и уважать труд учителя, кажется, после этого у нее изменилось отношение к учебе. Больше жалоб не было». (Лидия, 35 лет, сын Саша, 8 лет)

«Надоели эти замечания. Стараюсь разобраться, но если жалобы на поведение, то всегда, по словам Дениса, виноват не он. Кто-то первый начал, в него кинули бумажку, забрали тетрадку… Читаю и подписываю, а что делать? Думаю, плохое поведение - это форма протеста или защиты. Возможно, учитель не уважает учеников. Был случай, когда учительница обвинила сына, что он подменил свой вариант контрольной. Тетрадь порвала, меня в школу вызвала. Когда разобрались, оказалось, что в день контрольной он болел, работу писал отдельно от класса, а учительница положила тетрадь в общую стопку. Уже три года она не упускает возможности припомнить: «Эта мама всегда защищает своего сына». И забывает, что неправа была она, а иногда ребенка никто, кроме мамы, не защитит». (Елена, 35 лет, сын Денис, 15 лет)

«Дневник малая уже год не показывает. Считает, что взрослая. В основном замечания из-за одежды. Если носит форму, старается себя украсить - пояс с цветком, галстук, яркая заколка. Как мужчина считаю, что это нормально - для девушки важно осознавать свою индивидуальность и привлекательность. Как папа скажу, что это мелочи на фоне того, что дети выбирают специализацию, как у нас - гуманитарий, и получают разрешение наплевать на математику и физику…» (Андрей, 40 лет, Наташа, 14 лет)

«Я легко реагирую. Звоню учителю, говорю, спасибо, мы побеседовали, пристыдили, но что делать? Это мальчик, он такой резвый. Раньше вообще не слушался, и только сейчас, вашими усилиями, спасибо огромное, он переживает, что вас огорчил… И все довольны. Учитель знает, что его услышали. А для меня главное, чтобы ребенок свободно развивался» (Татьяна, 35 лет, Саша, 11 лет)

Каждая женщина знает, как правильно растить собственных детей, какие рамки дозволенного и запретного для них устанавливать. Поэтому многие родительницы воспринимают в штыки любые попытки окружающих навязать свои принципы воспитания.

mamainfo.com.ua

Но одно дело, когда маму и его ребенка наставляют близкие - бабушки, тети, подруги. И совсем другое, когда кто-то посторонний - чужая мама на детской площадке или седой мужчина в троллейбусе - отчитывают вашего малыша за неподобающее, на их взгляд, поведение. Как реагировать на подобный способ «вмешательства»?

Пожурить по справедливости

Услышав в адрес собственного ребенка чье-то замечание, многие мамы стараются ответить «воспитателю» что-нибудь этакое. Но справедливости ради стоит сказать, что далеко не все чужие порицания бывают беспочвенны.

Рассказывает Анжелика, мама 3-летней Маши:

Бывает так, что, заболтавшись с подружками по детской площадке, многие мамы не замечают, как их дети обсыпают кого-то песком или отбирают игрушки. У нас довольно дружелюбный двор, поэтому все замечания чужим детям мы делаем в вежливой и мягкой форме. И никто не против такого принципа воспитания.

Если вашего ребенка пожурили по справедливости, не вступайте в пререкания с новоиспеченным «наставником». Мол, не влезайте, я сама разберусь. Поблагодарите за внимательность и повторите своему карапузу то, о чем попросила тетя.

Например, не толкаться на горке или не разрушать чужие песочные замки - это вполне дельные замечания. К тому же некоторые просьбы со стороны воздействуют на ребенка гораздо эффективнее, чем родительские, и способны мгновенно охладить детский пыл.

Однако бывают ситуации, когда, вроде, ребенка отчитали по справедливости, но произнесено это было в довольно грубой форме или жестком приказном порядке. Одергивать в таких случаях маленького шалуна нет ни малейшего желания. Скорее, даже наоборот.

Рассказывает Марина, мама 2-летнего Паши:

Однажды мой сын забавлялся деревянной крышкой, которой накрывают песочницу. Я, честно говоря, не видела в этом занятии ничего страшного. Однако чья-то бабушка тут же подбежала к моему ребенку, и как коршун с расправленными крыльями, нависла над ним.

Мол, хватит дергать дверцы, они же могут сломаться. Когда же ребенок не прекратил свое занятие, она грозно спросила: «Ты слышал, что я тебе сказала?»

Я же, наблюдая за сценой со стороны, спокойно объяснила грозной женщине, что такой маленький ребенок наверняка не понимает смысл сказанных ею в таком тоне слов. К тому же вряд ли у него достаточно сил, чтобы что-то здесь сломать. Ответить ярой защитнице детских песочниц было нечего.


kakimenno.ru

Вступать в прения с личностями, любящими скандалы, не самый удачный исход намечающегося конфликта. Опять же поблагодарите постороннего за бдительность и предупредите, что остальные воспитательные моменты возьмете на себя.

Если «блюститель порядка» не унимается, попросите его перестать кричать, потому что ребенок боится грозную тетю и уже готов расплакаться. Наверняка она сама испугается того факта, что обидела ребенка, и сбавит обороты.

Также можно высказать мнение, что, вероятно, дети охотнее прислушаются к просьбам посторонних людей, если те будут изложены понятно, корректно и вежливо. Приведите довод, что грубое отношение к окружающим, будь то малолетний ребенок или взрослый человек, - это не тот пример, которому следует подражать, в первую очередь наблюдательным детям.

И повода не надо

Рассказывает Анна, мама 5-летнего Кирилла и 2-летней Насти:

Как-то мы с детьми зашли поиграть в другой двор, сели на лавочку возле подъезда. Ребята не бегали, не шумели, ничего не ломали и никого не обижали. Вдруг из окна высовывается бабка и ни с того ни с сего начинает прогонять нас.

Мол, идите-ка вы, ребятки, в свой двор и сидите на своих скамейках. Я настолько опешила от подобной грубости, что недолго думая удалилась с детьми подальше отсюда: мало ли, что в голове у этой тетки.

Хотя, может, она просто хотела выйти посидеть на этой скамейке с соседкой и другого способа освободить коронное место не придумала.

Рассказывает Галина, мама 4-летнего Гордея и 6-летнего Вани:

Однажды мои дети, играючи, забрались под дерево, которое росло возле дома напротив. А ранее, еще задолго до нас, здесь явно похозяйничали хулиганы: надломали у растения ветки.

Они некрасиво свисали высохшими стеблями, и мои сыновья решили придать деревцу красивый вид - убрать все отжившее. И тут какая-то пожилая дама, закурив на балконе сигарету, решила, что дети портят природное имущество, и начала «поливать» их такими словами, которых они в жизни, наверное, еще не слышали.

Я, конечно, не сдержалась и поинтересовалась, имеет ли она право, демонстрируя вредные привычки и смачно выражаясь, учить чему-то детей. На этом наш диалог был окончен.


atkritka.com

Наверняка каждая мама вспомнит из своей жизни случай, когда ее ребенка донимали подобные сварливые личности. Причем нередко от таких особ достается и самим «непутевым» родителям, которые «не так воспитывают, не тому учат, не так одевают, не те игрушки покупают».

Рассказывает Анастасия, мама 1,5-годовалой Амалии:

Не так давно забрели мы с дочкой на чужую игровую площадку. Одна из совершенно незнакомых мне молодых женщин, увидев на Амалии подгузник, схватилась за голову и стала укорять меня в том, что я до сих пор не отказалась от этого блага.

Сама же она, по ее словам, уже с четырех месяцев держала дочь над тазиком. Я лишь улыбнулась замечанию и посочувствовала тому, сколько сил и времени эта мама потратила зря .

Хочется таким людям казаться умными - пусть себе такими и кажутся. Не стоит пытаться затевать спор, чтобы доказать свою правоту: поверьте, это практически невозможно.

К тому же вы не только еще больше раззадорите оппонента, но можете стать плохим - скандалящим, кричащим, иногда матерящимся (да уж, иногда сдержаться тяжело) - примером для своих детей.

И когда вам нестерпимо захочется выругаться в ответ зачинщику, вспомните одно хорошее изречение: никогда не спорьте с хамом - окружающие могут не заметить разницы между вами. А юмор и острословие помогут остаться в выигрыше в любой ситуации.

Марина Василек

Едва в семье появляется ребенок, родителям в два счета дают понять: мы живем в стране советов. Бабушки и дедушки, подруги и родственники, сердобольные прохожие и активные соседи – все точно знают, как помочь вашему младенцу уснуть, при какой температуре пора надеть на него шапку, как должны вести себя хорошие мальчики и девочки, чтобы не пачкаться в грязи и не доставлять маме хлопот со стиркой, и как мама должна вести себя, чтобы ее ребенок не раздражал игрой в «ку-ку» соседей по самолетному ряду.

Признаться, это утомляет. В первый раз невнятно кивнешь и вежливо улыбнешься на дружеский совет «дай малышу пустышку, он сразу уснет». В другой раз тяжело вздохнешь, пытаясь объяснить собственной маме, что ребенка не продует из-за открытой в комнате форточки. В третий – сорвешься на охранника в поликлинике, который в воспитательных целях пригрозит вашему сыну: «Такого капризного мальчика наш милиционер мигом заберет!»

Кажется, что окружающие испытывают вас на прочность. А на деле просто попадают в чувствительное место – родительство, которое для большинства людей – самое важное в жизни. Непросто каждый раз надевать броню и отражать стороннюю критику, когда сам не спал ночью из-за режущихся детских зубов, или не знаешь, как уговорить ребенка принимать нужное ему лекарство, или мучаешься от токсикоза, ожидая еще одного малыша, поэтому позволяешь старшему ребенку чуть больше свободы. А общество не дремлет, указывает пальцем на то, что «ваше дите сейчас микробов наловит в луже и заболеет», и каждое слово отзывается внутри как Вы. Плохой. Родитель.

Болезненные комментарии становятся проблемой, снижают самооценку, уверяют в том, что мы не справляемся со своей ролью. Но все-таки нужно помнить, что не все замечания заслуживают реакции. В целом их можно разделить на две категории: критика, которую не стоит принимать всерьез, и замечания, которые нельзя оставлять без ответа.

Не вступаем в конфронтацию

Не будем лукавить: все мы время от времени способны кого-нибудь осуждать, хотя бы мысленно. За то, что поехали с трехмесячным младенцем на море, за то, что дают ребенку проплакаться, приучая его к самостоятельному сну, за то, что выбрали домашнее обучение, а не ходят в школу, как все остальные. Так у нас срабатывают триггеры, которые для нас что-то значат, задевают чувствительные места. Точно такие же триггеры срабатывают и у окружающих. К сожалению, мало кому свойственно учитывать контекст, в котором родители принимают то или иное решение, воспитывая детей. Посторонний человек руководствуется собственным опытом, ему кажется, что он знает, как лучше и поможет советом.

Часто по больному месту бьют наши собственные родители. Советы они дают из самых добрых побуждений, но бывают слишком настойчивы. Никто не хочет портить друг с другом отношения, но факт остается фактом: опыт мам не идентичен нашему опыту, подходы к воспитанию меняются со временем, а старшие поколения с трудом принимают перемены и нововведения. Поэтому спорные ситуации лучше воспринимать как возможность научиться разговаривать друг с другом и находить компромисс.

Выслушивайте точку зрения родителей, но твердо давайте понять, что главные решения по воспитанию детей принимаете вы. Возможным ответом на критику вашего метода засыпания могут быть слова: «Спасибо за совет, я понимаю, что некоторым детям нравится, когда их укачивают, и все-таки наш ребенок лучше засыпает, когда его кормят грудью».

Многим людям важно услышать еще одно авторитетное мнение. Хорошо, если вы покажете осведомленность в спорном вопросе и подкрепите свое мнение профессиональным. Если бабушка уверяет, что нужно запеленать ребенка с ручками, чтобы он крепко спал: «Ведь я с вами так и делала, и вы спали всю ночь!», не нужно обижать ее резким несогласием. Покажите, например, книгу доктора Комаровского, советам которого доверяете, или распечатайте для бабушки статью о том, что современные педиатры тугое пеленание не поддерживают. Возможно, узнав об авторитетном источнике, старшие не будут так критичны.

Первый порыв при получении критики в свой адрес – доказать человеку, что он не прав, но с близкими важнее всего – сохранить добрые отношения и не ссориться из-за дорогих внуков. По закону природы старшее поколение считает должным заботиться о младшем словами и делами, если видит, что дети в них нуждаются. Повышайте в родительских глазах свою самостоятельность, давайте им понять, что готовы принимать собственные решения и брать ответственность за воспитание своих детей.

Не остаемся в стороне

Часто критика исходит от незнакомых людей и вызывает негативные эмоции и неприятие, идет в разрез с тем, что вы чувствуете, становится вмешательством в личную жизнь. Так происходит, когда посторонние, не имея на то оснований, вешают на вас и ваших детей ярлыки. В этом случае мы обязаны вставать на защиту.

«Плохая девочка» – скажет прохожая будто бы в вашу поддержку, если станет свидетелем не самой красивой уличной сцены, когда уставшая от долгой дороги трехлетняя дочка сядет на асфальт и со слезами откажется идти дальше. Промолчать или согласиться в такой ситуации с посторонним человеком – значит, признать «плохость» своего ребенка. Это тот случай, когда необходимо вслух ответить прохожей, что она не права, а дочери – что она вовсе не такая, какой назвала ее женщина.

Еще один способ реакции на нежелательную критику – превратить негативную оценку окружающих в позитивную:

– Ваш ребенок такой шумный, как вы с ним справляетесь?
– Да, он очень энергичный и активный, посмотрите, в пять лет уже умеет лазать по канату и подтягиваться.

– Вы решили не кормить грудью?
– На это были свои причины. Но я рада, что мой ребенок получает хорошую смесь и отлично развивается.

Одна из родительских ошибок – делиться личными проблемами с неблизким кругом. Окружающие заметно ободряются, если узнают, что у вас сложности с детьми, советы мгновенно оказываются к них наготове, ведь своими откровениями вы показываете открытость к критике. Не давайте повод другим людям думать, что вы стыдитесь поведения своих детей. Гораздо лучше – проявлять уверенность, пусть даже внешнюю, в том, что касается вашего подхода к воспитанию.

Вы убеждены, что мальчики не обязаны носить короткие стрижки а-ля-ежик, если у них красивые кудри. Вы уверены, что вашим детям не повредит час мультфильмов в день. Вы не считаете, что им полезно пить газированную воду и отказываетесь от предложенного напитка. Дайте понять тому, кто отпускает замечание в вашу сторону, что вы услышали его точку зрения, но ваш подход работает в вашей семье и все, что касается ваших детей, можете решать только вы.

Когда чужие слова задевают, бывает полезно проговорить про себя: что в жизни соседки такого, что заставляет ее кричать, что вы не следите за ребенком, и он сейчас ударится о качели? Возможно, в ее собственном опыте был неприятный случай, из-за которого она хочет предупредить других мам, чтобы те внимательнее смотрели за детьми на площадке и не пускали их бегать рядом с качелями. Предельно вежливо поблагодарите соседку за беспокойство и скажите, что вы все держите под контролем.

Nota bene:

люди, которые дают непрошеные советы, вовсе не обязательно считают вас плохими родителями. Во многих случаях они просто делятся опытом и хотят, чтобы их кто-нибудь послушал; большинство советчиков не являются экспертами по психологии и педагогике. Скорее всего, они сами родители и, как и все, склонны допускать ошибки. Не воспринимайте все слова близко к сердцу; вы не обязаны объяснять всем, почему не водите ребенка в «Макдоналдс», или разрешаете ходить без куртки в плюс 10, или так рано прокололи уши. Не тратьте на это много душевных сил. если замечания некоторых людей кажутся вам назойливыми и неуместными, возможно, это повод для того, чтобы вежливо дистанцироваться от общения с ними, и больше времени проводить с теми, с кем у вас совпадают взгляды на воспитание.

Мы не можем повлиять на слова и поступки других людей, зато можем продумать свою реакцию на чужие замечания. Не обязательно быть грубым, чтобы дать окружающим понять, что вы воспитываете детей тем способом, который вам подходит. Хотя, если честно, хочется верить, что настанут времена, когда гораздо чаще, чем неприятные комментарии, мы будем слышать лучший комплимент, который только можно дать женщине с детьми: то, что она хорошая мама.

Л. Чарлин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: