Детям о планетах солнечной системы. Строение Солнечной системы для детей: как интересно рассказать о космосе и планетах

Наши полеты в космос не прекращаются, кажется что фантазия моего ребенка (3 года 11 месяцев) уже улетела в другие галактики . Даже два восковых карандашика в его руках превращаются в космические корабли . Сегодня я вас не отвлеку надолго, постараюсь описать только самое интересное из последних занятий о космосе и поделюсь своими книжками.

Итак 10, 9, 8 ,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Полетели!

Макет планеты Юпитер

Чтобы отойти от темы планет нашей солнечной системы, я хотела наглядно объяснить ребенку почему на Юпитере не бывает кратеров. Также, из наших книг, Александр четко уяснил, что этот газовый гигант является “пылесосом” солнечной системы. Т.е. он втягивает в себя всё что к нему приближается. На сегодняшний день мой ребенок уверен, что на Землю не падают метеориты и другие космические ужасы по двум причинам:

1. Юпитер засасывает в себя весь этот мусор, который может причинить вред нашей планете.
2. Те космические тела, которым всё же удалось долететь до Земли, сгорают в мезосфере

Я не буду переубеждать ребенка не полных 4-ех лет и показывать ему видео с катастрофами, которыми пестрит Ютуб. Пусть мой мальчик спит спокойно . А пока разберемся с Юпитером, идея посетила меня во время нашего последнего отдыха на море. Видимо маминым мозгам для генерации идей нужна была настоящая разгрузка .

Нам понадобилось:

  • Большой магнит
  • 1/3 ст. воды
  • 1/3 ст. геля для мытья посуды
  • 1 ст.л. крахмала (для стабилизации пены)

Всё это вливаем в миксер и на высокой скорости смешиваем 2 минуты (Помните я делала ? Это тот же рецепт)
А затем я нанесла поверх пены краску (покупала в Икеа), чтобы имитировать полосы на планете Юпитер.

Весь процесс мы делали вместе с Александром, он сам положил магнит в середину миски, я дала ему перенести пену туда же и покрыть магнит. А затем сама уже нанесла полосы и даже пятно с великим ураганом не забыли .

Здесь даже объяснять ничего не пришлось, ребенок наглядно увидел, что на такой планете кратеров быть не может. На мой взгляд сравнение получилось хорошим и понятным. Я выдала Александру мисочку с плашками, которые притягиваются магнитом. И магнит и плашки входят в наш замечательный набор магнитов, покупала я его на Амазон.

Александр клал на поверхность “планеты” плашки и их затягивало. При этом обратите внимание на фото, пена настолько густая, а плашка настолько легкая, что если бы не магнит, они бы все остались на поверхности.

Естественно Александр разгулялся и стал бросать плашки по несколько штук. Это произвело на него настоящее впечатление, насколько быстро их затягивает вовнутрь!

Макет планеты Уран

Тоже газовый гигант, который находится так далеко от Солнца, что замерзает. Я показала Александру как набирать воду из крана в воздушный шар. Предварительно в пустой шарик я капнула несколько капель пищевого красителя. Данный шар с водой мы вместе поставили в морозилку и подождали 24 часа. Александру очень не терпелось посмотреть что же получилось. Вообще я заметила, что всё что мы подготавливаем вместе у ребенка вызывает очень сильный интерес. Ему не терпится увидеть, почувствовать результат. А в данном случае он даже проснулся днем раньше на час и сразу попросил достать наш Уран.

– Мама, я сам, я сам, дай мне ножницы!

Затем он выложил кольца изо льда и камней и наш Уран стал как настоящий

А это мама баловалась с фотоаппаратом .

Я вам открою маленький секрет, иногда мой ребенок ощущает на себе все мои положительные эмоции. Я его обнимаю, целую, поздравляю. Сама же в это время нахожусь на седьмом небе от счастья. Так было и в этот раз, когда я занималась перестановкой детских книг, а Александр играл в зале.

Мама, иди посмотри что я сделал.

Я подошла и увидела вот это:

Смотри, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Церера (карликовая планета),пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида (последние 4 это карликовые планеты).

При этом он так всё спокойно мне рассказал, что у меня просто отвисла челюсть. После чего я опомнилась и вот тут то мой ребенок познал все прелести маминой радости .

Солнечная система из шариков

И напоследок, перед выходом из темы планет солнечной системы, я сделала сюрприз. Так как близится День рождения, Александр отсчитывает дни до праздника и все вокруг спрашивают его что именно он хочет получить в подарок. А он отвечает- 100 шариков, много мыльных пузырей. Ну не много детям нужно для счастья . Вот я и решила сделать ему предпраздничный подарок. Пока он был в лицее, у нас появилась своя солнечная система. Конечно старалась соблюдать пропорции, но шарики не безразмерны и имеют привычку лопаться .

Приехали мы домой, Александр с порога увидел мой сюрприз и закричал на всю квартиру:

Папа, спасибо тебе за шарики!!!

Представили моё выражение лица? Полтора часа я готовила сюрприз, лазила под потолком, 3 шара лопнули во время раскрашивания….папа, спасибо?!
Муж конечно сказал, что это мама всё подготовила и мой мальчик бросился ко мне в объятья, обнял меня за ноги и повторял:

– Спасибо, спасибо, спасибо. Мама, а можно я на стол залезу?


Ну в общем, когда угодишь ребенку, это сразу видно .

А это наша книга First Big Book of Space. Если вы будете когда нибудь делать заказ в Amazon обязательно приобретите ее. Чем больше мы занимаемся по теме, тем больше я в нее влюбляюсь.

Посмотрели видео о космосе

Вот ещё одно очень красивое видео с одной из моих любимых песен. Александра очень впечатлил запуск ракеты.

Комета своими руками

Из прочитанного и увиденного мы поняли, что кометы состоят изо льда, космической пыли и камней. Ещё этих красавиц называют грязным снежком, ну нет душа в космическом пространстве . Из чего же нам сделать комету?

Нам понадобилось:

  • Песок
  • Камушки
  • Вода (совсем чуть-чуть)

Александр всё смешал и, чтобы ядро кометы стало действительно грязным льдом, мы вернули всё в морозилку. У меня не оказалось мешка для мусора белого цвета, а красавица с черным цветом у меня как-то не ассоциируется, поэтому в дело пошел просто большой пакет. Я разрезала его в длину, обозначила круг в центре, куда мы вложили грязный лёд. Разрезала на полоски весь пакет вокруг круга, чтобы “хвост” развивался, а затем Александр помогал держать, а я обвязывала цветными лентами. Ну вот всё готово.

Можно запускать нашу комету в полет!

Ну вот мы и долетели до звезд. Совершенно шикарным плакатом-постером поделилась на своем сайте Татьяна Пироженко. Я воспользовалась ее щедростью, пошла в принтерию и мне распечатали его на самоклеящейся бумаге. Сравнение планет и звезд по размерам завораживали Александра долгое время. Думаю, что звезды впечатлили его больше, так как до этого он считал, что Солнце самое огромное что есть у нас в солнечной системе.

На сегодняшний день мы только начали тему звезд. Я сделала 2 книжицы для самостоятельного чтения. Но хочу сказать, что информация в них подойдет даже для школьников 7-9 лет, которые раньше не увлекались астрономией. Сегодня ребенок мне высказал, что со вчерашнего дня я так и не сделала книжку про еще одну звезду. В общем он ждет продолжения, а это хороший знак, значит мама движется в правильном направлении .

Скачать мои книги вы можете подписавшись на мой сайт. Заполните форму внизу и на ваш электронный адрес автоматически будет отправлено письмо. Если через десять минут вы не получите письма, просмотрите файл спам.

Солнечная система – это 8 планет и более 63 их спутника, которые открываются все чаще, несколько десятков комет и большое количество астероидов. Все космические тела движутся по своим четким направленным траекториям вокруг Солнца, которое тяжелее в 1000 раз, чем все тела в солнечной системе вместе взятые. Центром солнечной системы является Солнце – звезда, вокруг которой по орбитам обращаются планеты. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца. В солнечной системе сейчас официально признано 8 планет. Вкратце по порядку удаленности от солнца перечислим их все. А сейчас несколько определений.

Планета – это небесное тело, которое должно удовлетворять четырем условиям:
1. тело должно обращаться вокруг звезды (например, вокруг Солнца);
2. тело должно обладать достаточной гравитацией, чтобы иметь сферическую или близкую к ней форму;
3. тело не должно иметь вблизи своей орбиты других крупных тел;
4. тело не должно быть звездой

Звезда – это космическое тело, которое излучает свет и является мощным источником энергии. Это объясняется, во–первых, происходящими в нем термоядерными реакциями, а во–вторых, процессами гравитационного сжатия, в результате которых выделяется огромное количество энергии.

Спутники планет. В солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет, которые есть у всех них, кроме Меркурия и Венеры. Известно свыше 60 спутников. Большинство спутников внешних планет обнаружили, когда получили фотографии, сделанные автоматическими космическими аппаратами. Наименьший спутник Юпитера – Леда – в поперечнике всего 10 км.

– это звезда, без которой не могло бы существовать жизни на Земле. Она дает нам энергию и тепло. Согласно классификации звезд, Солнце – желтый карлик. Возраст около 5 млрд. лет. Имеет диаметр на экваторе равный 1 392 000 км, в 109 раз больше земного. Период вращения на экваторе – 25,4 дня и 34 дня у полюсов. Масса Солнца 2х10 в 27 степени тонн, примерно в 332950 раз больше массы Земли. Температура внутри ядра примерно 15 млн градусов Цельсия. Температура на поверхности около 5500 градусов Цельсия. По химическому составу Солнце состоит из 75% водорода, а из прочих 25% элементов больше всего гелия. Теперь по порядку разберемся сколько планет вокруг солнца вращается, в солнечной системе и характеристики планет.
Четыре внутренние планеты (ближайшие к Солнцу) – Меркурий, Венера, Земля и Марс – имеют твердую поверхность. Они меньше, чем четыре планеты гиганта. Меркурий движется быстрее других планет, обжигаясь солнечными лучами днем и замерзая ночью. Период обращения вокруг Солнца: 87,97 суток.
Диаметр на экваторе: 4878 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 58 дней.
Температура поверхности: 350 днем и –170 ночью.
Атмосфера: очень разреженная, гелий.
Сколько спутников: 0.
Главные спутники планеты: 0.

Больше похожа на Землю размерами и яркостью. Наблюдение за нею затруднено из–за окутывающих ее облаков. Поверхность – раскаленная каменистая пустыня. Период обращения вокруг Солнца: 224,7 суток.
Диаметр на экваторе: 12104 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 243 дня.
Температура поверхности: 480 градусов (средняя).
Атмосфера: плотная, в основном углекислый газ.
Сколько спутников: 0.
Главные спутники планеты: 0.


По всей видимости, Земля сформировалась из газопылевого облака, как и другие планеты. Частички газа и пыли сталкиваясь, постепенно "растили" планету. Температура на поверхности достигла 5000 градусов Цельсия. Затем Земля остыла и покрылась твердой каменной корой. Но температура в недрах и по сей день довольно высока – 4500 градусов. Горные породы в недрах расплавлены и при извержении вулканов выливаются на поверхность. Только на земле есть вода. Поэтому тут и существует жизнь. Она расположена сравнительно близко к Солнцу, чтоб получать необходимые тепло и свет, но достаточно далеко, чтоб не сгореть. Период обращения вокруг Солнца: 365,3 суток.
Диаметр на экваторе: 12756 км.
Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 23 часа 56 мин.
Температура поверхности: 22 градуса (средняя).
Атмосфера: в основном азот и кислород.
Число спутников: 1.
Главные спутники планеты: Луна.

Из – за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Это четвертая по порядку планета. Период обращения вокруг Солнца: 687 суток.
Диаметр планеты на экваторе: 6794 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 24 часа 37 мин.
Температура поверхности: –23 градуса (средняя).
Атмосфера планеты: разреженная, в основном углекислый газ.
Сколько спутников: 2.
Главные спутники по порядку: Фобос, Деймос.


Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун состоят из водорода и других газов. Юпитер превосходит Землю более чем в 10 раз по диаметру, в 300 раз по массе и в 1300 раз по объему. Он более чем вдвое массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых. Сколько планете Юпитер нужно, чтобы стать звездой? Нужно его массу увеличить в 75 раз! Период обращения вокруг Солнца: 11 лет 314 суток.
Диаметр планеты на экваторе: 143884 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 9 часов 55 мин.
Температура поверхности планеты: –150 градусов (средняя).
Число спутников: 16 (+ кольца).
Главные спутники планет по порядку: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

Это номер 2, по величине из планет солнечной системы. Сатурн привлекает к себе взгляды благодаря системе колец, образованную из льда, камней и пыли, которые обращаются вокруг планеты. Существует три главных кольца с внешним диаметром 270000 км, но толщина их около 30 метров. Период обращения вокруг Солнца: 29 лет 168 суток.
Диаметр планеты на экваторе: 120536 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 10 часов 14 мин.
Температура поверхности: –180 градусов (средняя).
Атмосфера: в основном водород и гелий.
Число спутников: 18 (+ кольца).
Главные спутники: Титан.


Уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а "лежа на боку". Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. В 1986 г. "Вояжер –2" пролетел на расстоянии 64 000 км, у него было шесть часов на фотосъемку, которые он с успехом реализовал. Период обращения: 84 года 4 суток.
Диаметр на экваторе: 51118 км.
Период вращения планеты (оборот вокруг оси): 17 часов 14 мин.
Температура поверхности: –214 градусов (средняя).
Атмосфера: в основном водород и гелий.
Сколько спутников: 15 (+ кольца).
Главные спутники: Титания, Оберон.

На данный момент, Нептун считается последней планетой Солнечной системы. Его открытие происходило способом математических расчетов, а потом уже увидели в телескоп. В 1989 году, "Вояжер–2" пролетел мимо. Он сделал поразительные фотоснимки голубой поверхности Нептуна и его самого крупного спутника Тритона. Период обращения вокруг Солнца: 164 года 292 суток.
Диаметр на экваторе: 50538 км.
Период вращения (оборот вокруг оси): 16 часов 7 мин.
Температура поверхности: –220 градусов (средняя).
Атмосфера: в основном водород и гелий.
Число спутников: 8.
Главные спутники: Тритон.


24 августа 2006 года Плутон потерял статус планеты. Международный астрономический союз вынес решение о том, какое небесное тело следует считать планетой. Плутон не удовлетворяет требованиям новой формулировки и теряет свой «планетарный статус», в то же время Плутон переходит в новое качество и становится прообразом отдельного класса карликовых планет.

Как появились планеты. Ориентировочно 5–6 миллиардов лет назад одно из газопылевых облаков нашей большой Галактики (Млечного пути), имеющее форму диска, начало сжиматься к центру, понемногу формируя нынешнее Солнце. Дальше, по одной из теорий, под действием мощных сил притяжения, большое количество частиц пыли и газа, вращающихся вокруг Солнца, стали слипаться в шары – образуя будущие планеты. Как гласит другая теория, газопылевое облако сразу распалось на раздельные скопления частиц, которые, сжимались и уплотнялись, образовав нынешние планеты. Теперь 8 планет вокруг Солнца вращается постоянно.

ПЛАНЕТЫ

В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом.
Уран, Нептун и Плутон были открыты с помощью телескопов в 1781, 1846 и 1930 годах. Длительное время астрономы изучали планеты, наблюдая их с Земли. Они определили, что все планеты, кроме Плутона, движутся по круговым орбитам в одной плоскости и в одном направлении, вычислили размеры планет и расстояния от них до Солнца, сформировали своё представление о строении планет, предполагали даже, что Венера и Марс могут быть похожи на Землю, и на них, возможно, существует жизнь.

Запуск автоматических космических станций к планетам позволил значительно расширить, а во многом и пересмотреть представления о планетах: появилась возможность увидеть фотографии поверхности, исследовать грунт и атмосферу планет.

Меркурий.

Меркурий - маленькая планета, чуть крупнее Луны. Его поверхность так же усеяна кратерами от столкновений с метеоритами. Никакие геологические процессы не стёрли этих вмятин с его лица. Внутри Меркурий холоден. Вокруг Солнца он движется быстрее других планет, а вокруг своей оси очень медленно. Обойдя два раза вокруг Солнца, Меркурий успевает только три раза обернуться вокруг своей оси. Из-за этого температура на солнечной стороне планеты превышает 300 градусов, а на неосвещённой - царят мрак и лютая стужа. Атмосферы у Меркурия практически нет.

Венера.

Исследовать Венеру не просто. Её окутывает толстый слой облаков, а под этой безмятежной наружностью скрывается настоящий ад, давление превосходит земное в сотню раз, температура на поверхности около 500 градусов, что вызвано «парниковым эффектом». Советской автоматической станции «Венера - 9» впервые удалось передать на Землю снимки залитой лавой и покрытой камнями поверхности. В условиях Венеры аппарат, спущенный на поверхность планеты, быстро выходит из строя, поэтому американские учёные решили получить данные о рельефе планеты другим способом.

Автоматическая станция "Магеллан", облетая Венеру много раз, прозондировала планету радаром, в результате была получена всеобъемлющая картина поверхности. Местами рельеф Венеры похож на земной, но, в основном, ландшафты странные: высокие гористые круглые участки, окружённые горными хребтами 250 - 300 км в поперечнике, всю площадь которых занимают вулканы; другие вулканические образования напоминают лепёшки с обрывистыми краями и плоской макушкой. Поверхность планеты изрезана каналами, которые проложила лава. Повсюду видны следы активной вулканической деятельности. Метеоритные кратеры по поверхности Венеры рассосредоточены равномерно, это значит, что её поверхность оформилась в одно время. Учёные не могут объяснить, как это могло произойти, Венера словно вскипела и была затоплена лавой. Теперь вулканической деятельности на планете не обнаруживается.

Атмосфера Венеры нисколько не похожа на земную, в основном она состоит из углекислого газа. Толщина газовой оболочки Венеры, по сравнению с земной, чудовищно велика. Слой облаков достигает 20км. В них обнаружено присутствие концентрированного водного раствора серной кислоты. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, ландшафт беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью, верхний слой венерианской атмосферы делает полный оборот вокруг планеты в течение четырёх земных суток. Твёрдое тело Венеры, наоборот, вращается вокруг своей оси очень медленно и в другом направлении, чем все остальные планеты. Спутников у Венеры нет.

Марс.

В 20 веке планету Марс облюбовали писатели - фантасты, в их романах марсианская цивилизация была несравненно выше земной. Загадочный недоступный Марс начал приоткрывать свои тайны, когда для его изучения стали направляться советские и американские автоматические космические аппараты.

Станция «Маринер - 9», вращаясь вокруг Марса, сделала снимки всех участков планеты, что позволило создать подробную карту рельефа поверхности. Исследователи обнаружили на планете следы активных геологических процессов: огромные вулканы, самый большой из них, Олимп, высотой 25 км, и громадный разлом марсианской коры, получивший название Долины Маринера, который пересекает восьмую часть планеты.

Исполинские структуры нарастали в одном и том же месте миллиарды лет, в отличие от Земли с её дрейфующими континентами, поверхность Марса не двигалась. Геологические структуры Земли, по сравнению с марсианскими, - карлики. Действуют ли вулканы на Марсе сейчас? Учёные считают, что геологическая активность на планете, очевидно, осталась в прошлом.

Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака. Голубым небо становится на закате. Атмосфера Марса очень разрежена. Раз в несколько лет бывают пылевые бури, захватывающие почти всю поверхность планеты. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут, наклон оси вращения Марса к плоскости орбиты почти такой же, как у Земли, поэтому смена времён года на Марсе вполне соответствуют смене времён года на Земле. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов, а в зимнее время от лютой стужи на камнях оседает замёрзшая углекислота, из неё же преимущественно состоят и Полярные шапки. Никаких следов жизни пока обнаружить не удалось.

С Земли Марс виден звездой красноватого цвета, вероятно, поэтому он носит имя бога войны Марса. Два его спутника получили имена Фобос и Деймос, что в переводе с древнегреческого означает "страх" и "ужас". Спутники Марса - космические "камни" неправильной формы. Фобос имеет размеры 18км х 22км, а Деймос - 10км х16км.

Планеты - гиганты.

В 1977 году американскими учёными и инженерами в рамках программы "Вояджер" была запущена автоматическая межпланетная станция в сторону Юпитера. Раз в 175 лет Юпитер, Сатурн, Нептун и Плутон располагаются таким образом относительно Земли, что запущенный космический аппарат может обследовать все эти планеты за один полёт. Учёные рассчитали, что при определённых условиях космический аппарат, подлетая к планете, попадает в гравитационную пращу, планета сама посылает аппарат дальше к другой планете. Расчёты оказались верными. Земляне смогли увидеть эти далёкие планеты и их спутники "глазами" космических роботов, на Землю была передана уникальная информация.

Юпитер.

Юпитер - самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. Из-за большой скорости вращения вокруг своей оси он заметно сжат у полюсов. У Юпитера зафиксировано огромное магнитное поле, если бы оно стало видимым, то с Земли выглядело бы размером с солнечный диск.

На фотографиях учёным удалось увидеть только облака в атмосфере планеты, которые создают параллельные экватору полосы. Но они двигались с огромной скоростью, причудливо меняя свои очертания. В облачном покрове Юпитера были зафиксированы многочисленные вихри, полярные сияния и всполохи молний. На планете скорость ветра достигает ста км в час. Самое удивительное образование в атмосфере Юпитера - большое красное пятно размером в 3 раза больше Земли. Астрономы наблюдали его с 17 века. Возможно, что это верхушка исполинского смерча. Юпитер выделяет больше энергии, чем получает от Солнца. Учёные полагают, что в центре планеты газы сжаты до состояния металлической жидкости. Это горячее ядро и является энергетической установкой, порождающей ветры и чудовищное магнитное поле.

Но главные сюрпризы учёным преподнёс не сам Юпитер, а его спутники.

Спутники Юпитера.

Известны 16 спутников Юпитера. Самые большие из них Ио, Европа, Каллисто и Ганимед были открыты ещё Галилеем, они видны даже в сильный бинокль. Считалось, что спутники всех планет похожи на Луну - они холодны и безжизненны. Но спутники Юпитера удивили исследователей.

Ио - размером с Луну, но это первое небесное тело, кроме Земли, на котором были обнаружены действующие вулканы. Ио сплошь покрыта вулканами. Её поверхность омывают разноцветные потоки лавы, вулканы выбрасывают серу. Но что же является причиной активной вулканической деятельности такого маленького космического тела? Вращаясь вокруг огромного Юпитера, Ио то приближается к нему, то отдаляется.

Под действием то возрастающей, то убывающей гравитационной силы Ио то сжимается, то расширяется. Силы трения раскалили её внутренние слои до огромной температуры. Вулканическая активность Ио невероятна, её поверхность меняется на глазах. Ио движется в мощном магнитном поле Юпитера, поэтому накапливает огромный электрический заряд, который разряжается на Юпитер в виде непрерывного потока молний, вызывая бури на планете.

Европа имеет относительно гладкую поверхность, фактически без рельефа. Она покрыта слоем льда вполне вероятно, что под ним скрывается океан. Вместо расплавленных пород из трещин здесь сочится вода. Это совершенно новый вид геологической активности.

Ганимед - самый большой спутник в солнечной системе. Его размеры почти такие, как у Меркурия.

Каллисто темна и холодна, её изрытая метеоритными кратерами поверхность не менялась миллиарды лет.

Сатурн.

Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца. Но на Сатурне ветра более стремительные, чем на Юпитере. В атмосфере Сатурна наблюдаются полосы, вихри и другие образования, но они недлительны и нерегулярны.

Естественно, что внимание учёных было направлено на кольца, которые окружают экватор планеты. Они были обнаружены астрономами ещё в 17 веке, с тех пор учёные пытались понять, что же они собой представляют. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами. Учёные смогли увидеть кольца Сатурна с достаточно близкого расстояния, но у них появилось больше вопросов, чем ответов.

Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников. Самый крупный из них - Титан чуть-чуть меньше Меркурия. Плотная атмосфера Титана значительно толще земной и почти полностью состоит из азота, она не позволила увидеть поверхность спутника, но учёные предполагают, что внутреннее строение Титана схоже со строением Земли. Температура у его поверхности ниже минус 200 градусов.

Уран.

Уран отличается от всех других планет тем, то его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты, все планеты похожи на игрушку волчок, а Уран вращается как бы "лёжа на боку". Вояджеру мало что удалось "рассмотреть" в атмосфере Урана, планета внешне оказалась очень однообразной. Вокруг Урана обращается 5 спутников.

Нептун.

До Нептуна Вояджер добирался 12 лет. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах.

На Нептуне так мало энергии, что ветер, поднявшись, уже не может остановиться. Учёные обнаружили вокруг Нептуна систему колец, но они неполные и представляют собой дуги, объяснения этому пока нет. Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.

У Нептуна 3 спутника. Один из них - Тритон вращается в направлении, противоположном направлению вращения самого Нептуна. Возможно, он не сформировался в зоне гравитации Нептуна, а был притянут к планете, когда подошёл к ней близко и попал в зону её притяжения. Тритон - самое холодное тело в солнечной системе, температура его поверхности немного выше абсолютного нуля (минус 273 градуса). Но на Тритоне были обнаружены азотные гейзеры, что говорит о его геологической активности.

Плутон

Теперь официально Плутон перестал быть планетой. Сейчас его следует считать «карликовой планетой», одной из трех в Солнечной Системе. Судьба Плутона была определена в 2006 году голосованием членов Интернационального Астрономического Сообщества в Праге.

Чтобы избежать путаницы и не загромождать карты Солнечной системы, Международный астрономический союз предписал причислить к карликовым планетам достаточно крупные небесные тела, которые не входят в число восьми ранее определенных планет. В частности, новый статус получили Плутон, Харон (бывший спутник Плутона), астероид Церера, обращающийся между орбитами Марса и Юпитера, а также объекты так называемого пояса Койпера Зена (Xena, объект UB313) и Седна (объект 90377).

Вопросы развития и воспитания детей считаются сложнейшими, каждый родитель проходит собственный путь «проб и ошибок», стремясь не навредить своему малышу. И многих интересует, как лучше всего рассказать про космос и планеты Солнечной системы. Для детей, как и для многих взрослых, эта тема чрезвычайно таинственна и интересна, однако очень важно не перегружать их ненужной информацией. Но и сокращать сознательно тот материал, который мог бы быть крохам интересен, ни в коем случае не стоит.

Особенности

Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?

  • Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
  • Расположение планет.
  • Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
  • Сведения о том, как зародилась Вселенная.

Особо любознательным малышам также можно рассказать:

  • чем планеты отличаются от звезд;
  • что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
  • какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.

Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Как представить планеты?

Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.

Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:

  • Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото. Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
  • Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии. Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Вместе с ребенком можно создать модель галактики.

Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.

Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.

Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.

Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.

Что рассказать?

Рассмотрим, какое описание планет будет интересно для малышей.

  • Меркурий.

Это самая близко расположенная к Солнцу планета, потому здесь очень жарко. Отличается небольшими размерами, днем температура здесь +350°С, ночью – ниже -160°С. Продолжительность одних суток на этой планете составляет около 60 земных, год длится 88 дней. Интересно, что Меркурий иногда можно увидеть с нашей планеты. Для закрепления материала можно попросить ребенка придумать, какие живые существа могли бы жить здесь. Дошкольник может предположить, что это некие создания, которые не боятся ни холода, ни жары, ни резкого перепада температур.

  • Венера.

По размерам очень похожа на Землю. Планета также доступна невооруженному взгляду, не имеет водной оболочки, покрыта кратерами. Интересно, что вращение происходит в иную сторону, чем у остальных. Для запоминания можно нарисовать Венеру своенравной круглой барышней, которая поступает по-своему.

  • Земля.

Наша родная планета отличается наличием кислорода, необходимого для жизни. Именно здесь оптимальные условия для того, чтобы нам, людям, было комфортно. Кроме того, только на Земле присутствует необходимое количество воды. Спутник планеты – Луна.

  • Марс.

Можно посмотреть рисунки планет, увидеть красную поверхность, рассказать малышу о том, что исследования активно проводятся в наше время, что полеты на Марс стали доступны. Можно задать вопрос, который позволит убедиться, верно ли усваивается материал: где более высокая температура, на Марсе или на Венере, и почему? Ребенок должен ответить, что на Венере, поскольку она расположена ближе к Солнцу.

  • Юпитер.

Это планета-гигант, состоит из газа, является самой большой в Солнечной системе. Год на Юпитере равен 12 земным. Кислорода и воды здесь нет, количество спутников – более 60. Можно также спросить, возможна ли на Юпитере привычная нам жизнь? В идеале ребенок должен догадаться, что нет, поскольку здесь нет ни воды, ни кислорода.

  • Сатурн.

Красивая планета с кольцами, вторая по размерам в Солнечной системе.

  • Уран.

Называется ледяной планетой, поскольку температура здесь ниже -220°С.

  • Нептун.

Имеет 6 колец, несколько спутников и собственную атмосферу. Окрашена в красивый синий цвет.

Вместе с ребенком можно нарисовать планеты так:

  • Меркурий – в солнцезащитных очках;
  • Венера – модная девушка, например, в шляпке;
  • Земля – сине-зеленая планета, на которой есть жизнь (цветы, деревья, животные, люди);
  • Марс – красный;
  • Юпитер – большая планета;
  • Сатурн – чуть меньше, с кольцами;
  • Уран – ледяной, светло-голубой;
  • Нептун – ярко-синий.

Эта забавная картинка позволит запомнить отличительные характеристики небесных тел.

Как выучить порядок?

Дошкольнику необходимо знать расположение планет от Солнца по порядку. Есть такая хитрость:

  1. У каждой планеты использовать первую букву: М – Меркурий, В – Венера.
  2. Далее придумать фразу, запоминающуюся фразу, слова в которой начинаются с первых букв названий планет.

Например: Мы Всех Зовем Мыть Юлу Средством Универсального Назначения.

Можно также просто сократить планеты до первых букв и разместить подсказку на картинке, которая будет у малыша перед глазами: МВЗМЮСУН.

Расширить границы

Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:

  1. О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
  2. Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
  3. Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
  4. Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
  5. Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
  6. Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
  7. Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.

Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше.

Формы занятий

Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.

Еще варианты проведения занятий:

  • Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
  • При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
  • Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
  • Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.

Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.

Астрономия сегодня интересует не только школьников. Открытия, расширяющие наши познания о космосе, привлекают внимание и взрослых. Интересные факты о планетах размещаются в популярных журналах. И это неудивительно, поскольку доступность результатов изучения увеличивает количество любопытных, которым хочется узнать чуть больше об огромном пространстве Вселенной. Ниже приведены примеры удивительных фактов, связанных с Солнечной системой.

Классификация

Все планеты, кружащие по орбитам вокруг нашей звезды, разделяются на два типа: относящиеся к земной группе и газовые гиганты. Они отличаются составом, размерами и некоторыми другими характеристиками. К земной группе относят наш дом, а также Меркурий, Венеру и Марс. По большей части перечисленные планеты состоят из силикатов и металлов. Размер этих значительно уступает габаритам газовых гигантов, что видно и из названия. К числу последних относятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Основные вещества в их составе — водород и гелий. Плутон сейчас лишен статуса планеты и отнесен к числу объектов пояса Койпера - ледяных свидетелей образования Солнечной системы, находящихся в пространстве за Нептуном.

Условная поверхность

При изучении сведений о газовых великанах на каждом шагу поджидают интересные факты. О планетах-гигантах известно немало, и каждая деталь удивительна в первую очередь потому, что всегда подчеркивает огромное отличие их от Земли.

Начать можно с того, что на этих планетах не существует поверхности в привычном для нас понимании. Плотность тут настолько низкая, что нет четкого различия между атмосферой, мантией и ядром. Граница поверхности учеными определяется по величине давления: она там, где устанавливается уровень в один бар. По сути, и в этой области, и ниже простирается смесь газов.

Повелитель морей

Интересные факты о объясняют, почему ей дали такое название. Цвет космического тела — насыщенный голубой. Красивый оттенок образуется благодаря свойствам метановых облаков в атмосфере гиганта: они поглощают красно-оранжевый свет. Перед окончательным выбором названия выдвигалось еще несколько вариантов, но стараниями одного из первооткрывателей планеты Урбена Лаверье и директора Пулковской лаборатории Н. Я. Струве за ней закрепилось имя римского морского божества.

Нептун, как и все газовые гиганты, имеет спутники. Самый большой из них, Тритон, впечатляет не меньше самого газового великана, хотя и уступает ему по размерам. Спутник вращается в направлении, противоположном движению Нептуна вокруг оси, обладает атмосферой. На поверхности предположительно существуют действующие газовые гейзеры. На Тритоне значительная часть ландшафта образована льдом: метановым, аммиачным и водяным. Последний при низкой температуре, характерной для спутника, становится твердым как камень и формирует целые горные массивы.

Замерзшая планета

Уран вместе с Нептуном относится к числу ледяных гигантов, поскольку они, как и Тритон, содержат большое количество замерзших включений. Он вносит немалый вклад в интересные факты о планетах. Уран стал первым крупным открытием после изобретения телескопа. В результате его обнаружения было изменено представление о существовавшее со времен античности. Итак, интересные факты о планете Уран:


Первые среди равных

Интересные факты о планетах-гигантах Сатурн и Юпитер также известны в немалом количестве, поскольку они лучше всего изучены среди космических великанов. Юпитер по массе превышает Землю в 318 раз. Самая знаменитая его особенность — большое красное пятно, наблюдаемое еще с середины 17 века. По мнению ученых, это огромный ураган-антициклон. За все время, пока его наблюдают, пятно то бледнеет, то снова набирает яркость. Так происходит из-за постоянных столкновений ураганов в атмосфере Юпитера.

Сатурн знаменит своей системой колец. К слову, они есть у каждого гиганта, но именно Сатурн обладает самыми яркими. Есть у него и еще одна особенность — образованный облаками в атмосфере шестиугольник. Предположительно, это вихрь, появляющийся в результате разницы в скорости движения планеты и ее колец. До конца, однако, природа образования непонятна.

Чудеса в земной группе

Интересные факты о планетах, более близких к нашей, несколько отличны от сообщений о газовых гигантах в силу их разных характеристик. В то же время есть и похожие моменты. Например, Венера, как и Уран, вращается против часовой стрелки. Солнце здесь встает на западе. А вот на обращение вокруг оси туманная планета тратит больше времени: длительность суток превышает продолжительность года. Но интересные факты о этим не исчерпываются:

Красный сосед

Исследования ближайшего к Земле космоса постоянно пополняют интересные факты о планете Марс. Изучать ее в каком-то смысле начали даже раньше, чем появилась возможность отправить первый космический аппарат: на Земле были обнаружены несколько метеоритов, прилетевших с Марса. Планета оправдывает свое название не только окраской, но и постоянными сильными Они длятся несколько месяцев и охватывают, подобно мировой войне, всю планету.

Марс знаменит и Ее назвали Олимпом. Он возвышается над поверхностью более чем на 20 км.

Родной дом

Будет неправильным, перечисляя интересные факты о планетах, пропустить Землю. В число ее особенностей входит не только жизнь и огромные по площади водные поверхности. Это единственная планета, название которой не соответствует никакому римскому или греческому божеству. Ее спутник — Луна — самый крупный среди всех компаньонов планет земной группы.

Многие интересные факты о планете Земля порой неизвестны даже ее обитателям. Например, вес человека зависит от его местонахождения: он увеличивается в южной части Тихого океана и уменьшается на юге Индии. Такая разница — одна из загадок планеты.

Ограждает жизнь на ней от воздействия ультрафиолета и солнечного ветра. Газовая оболочка спасает нас и от падения большинства метеоритов: они сгорают в верхних слоях, не причиняя вреда. При этом ежедневно на поверхность Голубой планеты попадает около 100 тонн космической пыли, образовавшейся в результате столкновений астероидов и метеоритов.

Однако самое удивительное явление Земли — это все-таки жизнь. Изучение множества фактов, которые успели собрать о Вселенной ученые, помогает понять, насколько невероятно то, что мы существуем. Огромные пространства исследованного космоса безжизненны, надежда, что где-то далеко, может быть, за пределами галактики, существует другая цивилизация, очень мала. Страстное желание найти жизнь на других планетах и глубокое чувство одиночества (человечества во Вселенной) — одни из движущих сил, мотивирующих астрономов собирать новые факты, отправлять космические корабли, конструировать инопланетные условия в лаборатории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: