Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус”. Анализ стихотворения парус лермонтова

одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ищет, кинул, свищет, просит

одинокий , далекой (стране), золотой просит бури, стране далекой ), антитеза ().

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Стихотворение было написано в 1832 году, опубликовано в 1841 году. Стихотворение принадлежит к переходному периоду от ранней к зрелой лирике поэта. Это был тяжелый период для Лермонтова, он переосмысливал свое раннее творчество, находился в душевном кризисе.

Тема стихотворения – парус, плывущий по волнам моря, и размышления поэта, наблюдающего за ним.

Идея стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).

Композицию стихотворения составляют 12 строк, объединенных в 3 четверостишия с перекрестной рифмовкой. Первое четверостишие вводит тему одинокого паруса, плывущего по морю, второе и четвертое – о том, что окружает парус и что с ним происходит в море. Каждое четверостишие построено по одной модели: первые две строки – рисуют внешние события, третья и четвертая – отражает мысли и чувства лирического героя.

Жанр произведения «Парус» – стихотворение.

В стихотворении главным образом является парус, который символизирует одинокую человеческую душу. Образ моря, по которому плывет парус, тоже символичен – это сама жизнь, с ее волнениями, радостями, опасностями.

Автор использует нейтральную лексику. Основными частями речи являются прилагательные и существительные. Прилагательные помогают ярче охарактеризовать образы, точно и художественно описать различные понятия (парус одинокий , в тумане моря голубом , стране далекой , краю родном ). Существительные служат для создания наглядной картины плывущего по морю корабля. Также немало глаголов 3-го лица единственного числа (ищет, кинул, свищет, просит ), которые свойственны скорее человеку, чем неодушевленному предмету. Благодаря этому мы начинаем понимать, что парус символизирует человека. В тексте распространены ассонансы звуков о, и; аллитерации звуков к, щ.

Основными изобразительно-выразительными средствами в этом стихотворении являются: эпитеты (одинокий , далекой (стране), золотой (луч солнца) и т.д.), инверсии (просит бури, стране далекой и т.д.), риторические вопросы (что ищет он в краю далеком? что кинул он в краю родном? ), антитеза (стране далекой – краю родном, бури – покой ).

«Парус» М.Ю. Лермонтова написан четырехстопным ямбом.

На мой взгляд, Лермонтов выражает свое смятении души и чувство одиночества в данном стихотворении, так как оно было написано в тяжелый период его творчества, период его духовных исканий, когда прошлое его разочаровало, и он хотел чего-то нового, но не знал к чему стремиться, не нашел еще новых идеалов, но не мог позволить себе находиться в покое, хотел быть в движении и в поиске.

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень близка юному поэту, который связывает два понятия свободу и одиночество.

Одиночество для поэта - это, несомненно, ощущение чувства свободы, но и одновременно чувство незащищенности перед житейскими трудностями. Именно поэтому кораблик с парусом, мелькающим меж волн, лирический герой ассоциирует с собой. Он привлекает внимание поэта и заставляет задуматься, ищет ли парус что-то в дальней стране или что-то оставил в краю родном. Размышления лирического героя передаются риторическими вопросами.

Наблюдая за движением паруса, лирический герой видит игру волн, слышит скрип мачты. Но делает вывод, что парус не ищет «счастия», поскольку это то состояние, которое можно найти не во вне, а только внутри себя, в своей душе.

Третья строфа начинается очень красивой картиной:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

И тем сильнее противопоставление первым двум строчка последней строфы последних строк стихотворения, в которых парус назван мятежным, который «просит бури» и в ней пытается обрести покой и свободу. Однако это иллюзия и используемое поэтом наречие «как будто» указывает на иллюзорность этого желания. Таким образом, в ходе рассуждений можно сделать вывод о том, что лирический герой находится в разладе не то со всем миром, но и с собой.

Композиционно стихотворение выстроено таким образом, что все три строфы имеют одинаковое строение: первые две строки изображают парус и окружающую его картину природы, а последние две размышления поэта, наблюдающего за одиноким парусом на бескрайнем просторе водной глади.

В стихотворении использованы следующие стилистические средства: единоначалия, эпитеты, повторы, риторические вопросы и риторические восклицания.

Краткий анализ 9 класс

Произведение «Парус» Лермонтова – очень известное стихотворение. Оно вызывает прекрасные ассоциации с морем, морским воздухом и просто солнцем, которое восходит. Парус – возможно, именно это одно слово уже кажется тем, на что мы реагируем с некой мечтательностью. Также, перед словом «парус» - у читателя сразу же возникает перед глазами картина – настоящий прус – белое полотно, определенной форме, которое используется на кораблях, и разных суднах.

Парус – эта вещь кажется очень одинокой, и которая всегда – сама. Парус ассоциируется в сознании критиков и людей – с человеком, которое тоже постоянно испытывает одиночество. Одиночество – это не признак плохих людей, просто не все могут понять мысли каждого человека и его мнения, которые подчас отличаются большой индивидуальностью. От таких людей – сильно чувствуется одиночество. Именно потому в этом стихотворении Парус – играет важную и главную роль. Даже сам поет, который создал это произведение, кажется очень одиноким. В некоторых местах стихотворения – представляется море, которое колышется и бушует, и никак не хочет остановиться и успокоиться, чтобы стать такими же, как все остальные, одним словом, - серой массой. Лермонтов, так же, как и в своем произведении – парус, очень одинок и постоянно сам.

Бушующее море – представляется людьми, которые всегда были жестоки и резки в своих суждениях. Море, которое не успокаиваясь, бушует, предстает перед читателями в пугающем великолепии, но после эта впечатляющая картина сменяется другой не менее серьезной действительностью – переживаниями самого автора, Лермонтова, который все же переживет насчет своего ухода из престижного университета, который был ему все же необходим. Как человек культурный и развитой, ему нравилось учиться и каждый раз получать новые знания. Но он выбрал другой путь, а потому для него в тот момент – институт был просто помехой. Его мечта, когда-то такая важная для него – быть филологом, просто канула в небытие. Но все же, отказавшись от заветной мечты, Лермонтов смог приобрести другое, тоже важное ему.

Жанр стихотворения Лермонтова Парус

Стихотворение «Парус», написанное юным Лермонтовым, литературные критики относят к жанру лирической новеллы. Новелла – жанр произведений, в которых рассматриваются философские мысли и разного рода размышления. Бывают новеллы в прозе, а бывают – лирические, то есть в стихах. Именно в этом произведении Лермонтова можно заметить, как сам автор стиха, очень одинок, а потому мысли его отличаются от мыслей других людей. Он одинок, но он – мудр, как только можно быть мудрым, находясь постоянно наедине с собой.

Лермонтов прекрасно передал свои чувства, касающиеся покинутой Москвы, и других острых переживаний и мыслей. Море, белый парус, который виднеется вдалеке, и одиноко белеет, очень хорошо олицетворяют чувства одинокого человека в этой суматохе жизни. Этот парус, который и белый, но одинокий, все пытается найти прибрежный берег, который сможет его защитить от этого неустойчивого моря – моря жизни и людей. Трудности, все возможные переживания автора, казалось воплотились в этом одном произведении.

Главная мысль стиха Парус Лермонтов

Мысль главная всего произведения такова – каждый одинокий человек, не нашедший своего родственного духа, пытается сделать это на протяжении всей своей жизни. Человек, как парус, пытается найти людей, способных поддержать его. Все произведение Лермонтова – яркое и четко показывает грань между всеми людьми, которые, тем не менее – разные, и вместе с тем, одинаковые, по крайней мере, многие из них. Слова – красивы, и хорошо подобраны. В конце строчек определенных – рифмуются слова, которые делают стихотворения читабельными и приятно рифмующимися. Лермонтов, в свои семнадцать, обладал красотой слова, умением хорошо подобрать слова к чувствам.

О стихотворении Лермонтова Парус 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов – человек великий в своих сферах. Он – прекрасный писатель, просто талант, его мысли – необычайно глубоки и мудры. Лермонтов умел свои чувства вместить в повесть, и особенно – в стихотворение.

Когда Лермонтову было всего лишь семнадцать лет, молодым юношей он создал стихотворение «Парус», если быть точнее – в 1832 году. Именно в то непростое время для парня, были те года, начиная с 1832 года. В это время ему пришлось много тужиться морально, ведь душа у него с рождения – была очень хрупкой и романтичной. Лермонтову приходится покинуть Москву – город, в котором он учился в то время в университете. Юный и чувствительно ранимый поет, решает отправиться после этого – в город Петербург, город сильный, и вместе с тем – романтичный.

Лермонтов остается там со своими мыслями наедине, чтобы обо всем подумать, поразмышлять и сделать для себя важные решения, которые ему было просто необходимо принять. Лермонтов просто отдыхал душой в то время, так как ему нравилось отдыхать в этом городе, не торопясь гулять по реке Финского залива, чтобы думать, чувствовать и просто жить, наслаждаясь этой жизнью. Именно тогда, в те прекрасные моменты, рождались красивые и поэтические мысли, которые вскоре воплотились в после прославленное стихотворение – «Парус».

Это произведение критики впоследствии называли – бессмертным, так как они уже тогда понимали, что это стихотворение, этот шедевр, невозможно будет забыть. Оригинал стиха Лермонтов вскоре отсылает М. Лопухиной. Лермонтов отсылает письмо, в котором есть стихотворение «Парус» этой женщине. Он посылает почти сразу же его, да еще в оригинале первому человеку, кто увидел этот шедевр – Лопухиной. Лермонтов был близок только с теми, кому полностью доверял.

Это стихотворение в оригинале звучало начальными строчками только так: «Белеет парус отдаленный…». Лермонтов потом переделал первую строку в произведении, так как ему казалось, что можно сделать лучше и красивее. Именно потому он даже заимел первую строчку у одного писателя, а точнее – Бестужева-Марлинского, который написал «Андрей, князь Переяславский». Именно с этого произведения была взята первая строка – начало произведения Бестужева-Марлинского.

Анализ стихотворения Парус по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения У птицы есть гнездо, у зверя есть нора Бунина

    Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции. Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя

    Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.

Много??? Это очень мало

1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление). 3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет… 4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…). 5. Тема, идея стихотворения. 6. Образы стихотворения (ключевой образ лирического героя). 7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор): Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении: 1. эпитет - художественное определение; 2. сравнение – сопоставление предметов и явлений; 3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 4. ирония - скрытая насмешка; 5. гипербола - художественное преувеличение; 6. литота - художественное преуменьшение; 7. олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека; 8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); 9. перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин); 10. паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Стилистические фигуры: 1. повторы (рефрен); 2. риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 3. антитеза (противопоставление); 4. градация (например: светлый - бледный - едва заметный); 5. инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 6. умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: 1. аллитерация - повторение одинаковых согласных; 2. ассонанс - повторение гласных;
3. анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз
или строф;
4. эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы,
неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
"_ _ / "_ _ / "_ _ хорей;
_ _" / _ _" / _ _" /_ _" ямб;
Б). трехсложные размеры:
"_ _ _ дактиль;
_ _" _ амфибрахий;
_ _ _" анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Цветопись.
12. Ваши впечатления о стихотворении.
Вот что должно быть описано

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.

Жанр, направление и размер

«Парус» написан в жанре лирической новеллы. Для него характерна интимность высказывания, совмещённая с изложением сюжетной линии. Интерес к этому жанру был характерен для поэзии декабристов, которой Лермонтов увлекался в юности.

Стихотворный размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб, один из самых популярных в русской лирике ХIX века. Это делает текст более динамичным, приближает интонацию произведения к разговорной. Лермонтов использует перекрестную рифму с чередованием женских и мужских окончаний стиха.

Смысл названия

Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.

  1. Во-первых, можно соотнести парус с восемнадцатилетним Лермонтовым, который оставил Москву, приехал в столицу поступать в университет. Однако же его мечта — выучиться на филолога – рухнула, и он чувствовал себя одиноким среди бушующей жизни столицы.
  2. Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Темы и мотив

  • Одиночество . Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения – белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова.
  • Свобода . Цель лирического героя – обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
  • Революция . Её в стихотворении олицетворяет образ бури. Кроме того, не случайно автор считает лирического героя мятежным, ведь его действия противоречат общепринятым традициям. Он желает покорять новые горизонты, ищет приключений.

Идея

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.
Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему –проблему цели и смысла человеческого бытия.
Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным» , а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. Стихотворный размер ямб, рифма перекрёстная. Ключевая фраза "Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! ". Стихотворение "Парус" было создано в
дни перелома Лермонтова. Главная мысль заключена в строчках "Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! ", то есть он едет туда не по своей воле, не за счастьем, не за счастьем, а по нужде
В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.
Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: