Административная ответственность является разновидностью. Конспекты юриста

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное бюджетное государственное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

Даже в случае особого развития, такого как лыжный склон, судьи отказываются предоставить им характер общественного достояния. Только часть общественного достояния в горах, общественная дорога для доступа к сайтам, это ограничивают национальные, ведомственные и коммунальные дороги. Они бесплатны даже для моторизованных видов спорта, кроме полицейских правил. Внимание на уровне маркировки маршрутов: если у вас нет разрешения публичного лица, компетентного по этому вопросу это преступление!

Частный домен: все области, которые не принадлежат общедоступному домену, принадлежат частному домену, а гражданский код является справочным инструментом. Действительно, многие горные районы относятся к муниципалитетам, находящимся в частной собственности, и поэтому считаются частной собственностью, то есть коммунизм ассимилируется индивидууму, поэтому применяются правила гражданского кодекса.


КУРСОВАЯ РАБОТА

Административная ответственность как вид юридической ответственности


студентки 2 курса

группы дневного отделения

коммерческого обучения

Ховриной М.С.

Научный руководитель -

доцент Разина Н.Г.


Иваново, 2013


Введение

Глава I. Сущность и особенности административной ответственности

Наконец, будьте уверены, судья считает, что в отсутствие отчета о запрете пространства, конечно, предполагается открытым для общественности, что является подавляющим большинством случаев. Существуют некоторые специальные правила: «сельские дороги» являются частью частного домена, но считаются открытыми для общественности так же, как и в общественном достоянии.

Приверженность ответственности общественных лиц

Различие между общественным достоянием и частным доменом все еще действует с точки зрения ответственности. Ответственность за ущерб, нанесенный общественному достоянию: существует презумпция ответственности перед обществом государственного управления. Последнее, которое должно быть отменено, должно показать, что оно обычно поддерживало общественное достояние. То же самое касается «сельских дорог», хотя и является частью частного домена, и следует отметить, что жертва должна обратиться к административному судье за ​​его просьбой. ответственность за ущерб, причиненный частному домену: государственные органы рассматриваются как частные владельцы, и их ответственность может быть совершена либо по вине, либо по какой-либо вине, но как хранители земли и вещи, которые там За исключением того, что, когда сообщество создало развитие, которое носит характер общественной работы, административные суды компетентны, но всегда в соответствии с критериями ответственности без вины. определение общественной работы. Помимо вопроса собственности, важно отметить, что ответственность может быть связана с другими практиками.

§1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

§2. Принципы, цели и функции административной ответственности

Глава II. Основания и меры административной ответственности

§1.Нормативное и процессуальное основания административной ответственности

§2. Административное правонарушение как основание административной ответственности

Фактически, судья считает, что один является хранителем своего тела и того, что человек обладает или оживляет, а это означает, что в случае падения и того, что кто-то попал, один является опекуном своего тела, и наша ответственность занята. Даже если мы ударяем кого-то своими лыжами, мы считаемся хранителями наших лыж, которые отвечают за наших лыжников, которые могут пройти долгий путь, например, при подъеме, когда бросается камень и когда он ударяет кого-то. судья считает, что на мгновение хранитель камня и что это ответственность может быть привлечена!

§3. Применение административного наказания - завершающий элемент в структуре административной ответственности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности. Ей присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Другим примером является склон, из которого изготовлена ​​пластина, считается, что лыжник является на мгновение защитником склона и слоем снега под ним. Практикующие могут также нести ответственность перед владельцами, если они деградируют имущество в материальном и доказуемом виде. Это уже произошло в случае оборудования площадки для скалолазания в отсутствие согласия владельца. Поэтому необходимо соблюдать осторожность!

Профилактика и спасение в горах

Вопрос спасения гор, вероятно, тот, который вызвал наибольшую страсть, вызвал наибольшую критику. Целью следующих описаний является информирование вас о текущей ситуации, а не критике в дискуссии, которая уже много чернил. Во Франции управление рисками и авариями в горах, с точки зрения ответственности, главным образом на муниципальном уровне. Что говорит власть, говорит ответственность. Это означает, что мэр должен обеспечить безопасность людей в его общине, особенно в горах в отношении досуга и спортивных мероприятий, конкретное обязательство заключается в том, что мэр.

Некоторые ученые - административисты представляют административную ответственность как систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности правонарушителя отвечать за свое противоправное и виновное деяние, которая реализуется посредством применения мер государственного принуждения. Другие считают, что суть (содержание) административной ответственности заключается в непосредственном наложении наказаний, предусмотренных данным видом юридической ответственности. Попытка определить административную ответственность путем ее переадресовки к правонарушителю представляется ошибочной.

Принимать профилактические меры, организовывать и управлять спасением. . Как административный судья, так и уголовный судья налагают на мэра обязательство действовать, то есть принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности людей в его муниципалитете. Другими словами, если он этого не сделает, его уголовная ответственность может быть привлечена.

Обратите внимание, что это власть, характерная для мэра, городской совет не вмешивается, но может иметь консультативную комиссию по безопасности. Мэр может делегировать свою власть депутату, что довольно редко. он может делегировать свою подпись директору коммунальной службы и директору треков: в этом случае имеется делегирование подписи и компетенции, и делегированное лицо может поэтому действовать от имени компетентного органа, но все, что может быть, мэр остается ответственным.

Проблемы, связанные с административной ответственностью за административные правонарушения, на протяжении нескольких десятилетий находятся в центре внимания ученых-административистов. Так, анализу разнообразных аспектов административной ответственности посвящены монографии Б.А. Шагурина «Административная ответственность граждан», Б.М. Лазарева «Административная ответственность», Л.Е. Лунева «Административная ответственность за правонарушения», В.Д. Сорокина «Советское законодательство об административной ответственности», Д.Н. Бахраха «Административная ответственность граждан», И.А. Галагана «Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование», статья А.П. Алехина «О современных тенденциях развития института административной ответственности в Российской Федерации».

В области профилактики мэр имеет выбор между двумя типами мер. Юридические меры: они принимают форму указа, который должен быть доведен до сведения общественности, т.е. размещен на дверях ратуши, а также где указаны лица, упомянутые в указах, они Поэтому эти подзаконные акты обычно являются частичными или полными запретами на доступ к сайту, и мэр должен обеспечить их соблюдение. материальные меры: мэр не должен довольствоваться принятием правовых мер, а также активными материальными мерами на местах. Кроме того, мэр также считается ответственным за организацию рельефа, независимо от типа предоставляемого рельефа, государственных или частных средств.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что понимание административной ответственности не закреплено ни в одном правовом акте в качестве дефиниции. Отсутствует подобное определение и в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Такое отсутствие определения административной ответственности в КоАП обедняет его содержание, лишает стержневой направленности содержащихся в нем правовых норм, позволяет правоприменителю трактовать нормы Кодекса произвольно, при желании в соответствии со своим видением. Причина этого кроется в недостаточной научной разработанности рассматриваемого понятия и в конечном счете в односторонне-наказательном взгляде на него: уже несколько десятилетий административная ответственность определяется лишь как применение административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок. Подобная трактовка административной ответственности дается также в последних работах по административному праву, а это свидетельствует о том, что авторы в анализе и изложении данной проблемы не продвинулись вперед.

Мэр может нести ответственность перед двумя судьями: административным судьей и судьей по уголовным делам. Перед административным судьей: он сможет судить, есть ли ответственность, т.е. вина мэра, с учетом целого ряда элементов. В зимние горы, например, юриспруденция определил различие между отмеченными тропами, вне трассы и горными лыжами. Для отмеченных троп меры безопасности должны быть максимальными и относительными к сложности трека. В нерабочее время мэр должен принять меры предосторожности, которые они обязаны обеспечивать безопасность, сигнализируя о препятствиях, опасностях или их удалении. ) Наконец, в горных лыжах вопрос более сложный: в принципе, мэр сигнализируя о риске лавин в той мере, в какой он знает, что существует практика, и в случае необходимости он должен установить меры безопасности. Поэтому он рекламировал место для листовок, он должен быть закреплен, но в На самом деле судья считает, что эти знаки и работы являются обязательными только в том случае, если муниципалитет имеет средства и что это совершенно возможно. На уровне выполняемых обязанностей, если дефицит оценивается в отношении мэра, есть вина, но эта вина, однако, является составной только по вине службы, иначе говоря, это ответственность муниципалитета, которая будет помолвлены. перед судьей по уголовным делам: он будет судить по двум осям, с одной стороны, уголовному осуждению, которое можно рассматривать как санкцию общества, а с другой - вопрос о компенсации жертвам. Этот закон в контексте наказания за социальную жизнь довольно широко применялся уголовными юрисдикциями, быстро понимая, почему. Другими словами, судья будет добиваться уголовной ответственности всех вовлеченных лиц, включая мэра, в соответствии с пространством и деятельностью, в которой произошел несчастный случай. Если, например, он находится на станции и распространяется на несколько муниципалитетов, это уголовная ответственность всех мэров коммун, входящих в состав домена, органа управления доменом, директора станции, ответственный за следы, которые будут задействованы. Для Государственного совета, по оценкам, есть уголовное преступление, но не по личной вине, к счастью для целостности людей! На уровне компенсации жертвам судья считает, что виноват служение, а не личное, а это означает, что именно муниципалитет или попечитель возмещают потерпевшим.

В российской науке административного права сформировались и продолжают развиваться различные взгляды на роль, содержание, принципы административной ответственности. Такие вопросы, как порядок применения административной ответственности, порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях определенными субъектами административной юрисдикции, всегда являлись предметом научных исследований и острых дискуссий в науке административного права. Рассматриваемый институт очень хорошо известен в юридической литературе.

Это большой вопрос для горных мероприятий, особенно для пеших прогулок и альпинизма, которые больше всего волнуют. Материя, скорее судебная и сложная, являющаяся объектом сильных оспариваний, заключается в том, чтобы представить вам без суждения эволюцию текстов.

Прежде всего начнем с того, что принцип свободного рельефа находится во французской традиции и что он очень старый. Французская революция подтвердила этот принцип. Однако этот принцип был поставлен под сомнение в статье 97 Горного закона последнего, согласно которому муниципалитеты могут требовать возмещения расходов по оказанию помощи, связанных с спортом или досугом, но ограничительно в соответствии с список, определенный указом: как и все циркуляры, он не имеет силы закона, это список рекомендаций, которые должны учитывать общины. В этой новой редакции закона указано, что муниципалитеты могут потребовать возмещения расходов на чрезвычайную помощь для всех видов спорта и отдыха в сочетании. Задача становится сильной, особенно избранными должностными лицами Шамони и Могилы, которые защищают принцип чаепития в соответствии с более общим принципом солидарности. Действительно, в этих двух ключевых сообществах альпинизма традиция бесплатной помощи является защищенной социальной ценностью. Мэр также может требовать возмещения злоупотреблений с точки зрения помощи в горах. Результат: 13 августа В том же году парламент проголосовал за важное положение, согласно которому расходы на реструктуризацию были объединены и децентрализованы. В целом, общины несут ответственность за помощь, но необходимо определить организацию, свойственную каждой коммуне. независимо от того, оплачивают они или нет они изолированы, текст рекомендует мэрам оказать бесплатную помощь, и министерство внутренних дел заявляет, что оно подтверждает принцип солидарности. Тем не менее, гражданская безопасность становится ведомственной, даже если местные коммуны несут ответственность за организацию рельефов, где проблемы артикуляции между ними из-за разницы в масштабе. Конкретнее, мэры должны создать план местной безопасности: по этой причине коммуна обращается к государству с принципом солидарности или делает свою собственную организацию, то есть она решает в зависимости от того, требуется ли оно для погашения или нет. Этот циркуляр не ставит под сомнение бесплатность горных мероприятий. . В результате в настоящее время существуют значительные различия между муниципалитетами с точки зрения организации спасения.

В дореволюционной науке это труды И.Е. Андриевского, А.Д. Градовского, В.О. Дирюжинского, Н.М. Коркунова, Н. Муравьева, А. Трифонова, И. Тарасова, В. Фукса. Советский период (до 1984 г.) представлен многочисленными работами по теории административной ответственности таких административистов, как И.Н. Ананов, Д.Н. Бахрах, В. Власов, И.А. Галаган, С.М. Гурвич, В.Н. Дурденевский, М.Д. Загряцков, А.Е. Лунев, П.Н. Карадже-Искров, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, С.С. Студеникина, М. Турубинер.

Современный период знаменателен трудами по административной ответственности А.Б. Агапова, Ю.С. Адушкина, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, И.И. Веремеенко, В.А. Власова, В.В. Денисенко, А.С. Дугенца, Л.А. Калининой, Ю.М. Козлова, А.П. Коренева, Г.А. Кузьмичевой, Б.М. Лазарева, М.Я. Масленникова, М.И. Никулина, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, П.П. Серкова, Ю.П. Соловья, Ю.Н. Старилова, А.И. Стахова, М.С. Студеникиной, В.Г. Татаряна, Ю.А. Тихомирова, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова, О.М. Якуба и других ученых-административистов.

На сегодняшний день административная ответственность, будучи важнейшим инструментом реагирования на административные правонарушения, не выполняет в полной мере присущие ей задачи. Это обусловлено многими причинами. Одной из них является несовершенство законодательства об административной ответственности, его бессистемность, разбросанность по отдельным отраслевым законам, что приводит к искажению и дублированию норм и в конечном итоге к снижению эффективности его применения.

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.

Цель данной курсовой работы - это исследование административной ответственности как разновидности юридической ответственности, а также характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности.

Согласно поставленной цели, представляется необходимым решение следующих задач:

1) анализ сущности административной ответственности;

2) характеристика особенностей административной особенности;

3) изучение оснований и применения мер административной ответственности.

Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как сравнительно-правовой, исторический и другие приёмы обобщения научного материала.

Глава I Сущность и особенности административной ответственности

§1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

В свою очередь, известный ученый-административист - Бахрах Демьян Николаевич дает следующее определение административной ответственности. Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

В литературе предлагаются разные определения административной ответственности. Б. М. Лазарев, например, полагал, что в большинстве случаев вред от каждого из установленных административным правом нарушений не настолько велик, чтобы нужно было предусматривать уголовную ответственность. Для подобных случаев государство учредило административную ответственность перед государством, которая менее сурова, чем уголовная.

К. С. Бельский в своей статье «Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура» определяет её как «…реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание».

М. С. Студеникина пишет: «административная ответственность - это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций».

П.П. Серков приходит к выводу, что административная ответственность представляет собой комплексную правовую реакцию государства на проявление административной противоправности, содержащую материально-правовые основания и процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, назначения и исполнения наказаний в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных последствий, установленных законодателем, или прекращения производства по делу в определенных законом случаях.

Следует согласиться с выводом о межотраслевом характере административной ответственности, посредством которой осуществляется защита общественных отношений, регулируемых нормами большинства отраслей права (конституционного, финансового, налогового и др.), что, в свою очередь, требует ее четкого отграничения от других видов юридической ответственности.

Обобщая вышеизложенные определения административной ответственности, можно сделать вывод о том, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Общие для всех видов юридической ответственности признаки присущи и административной ответственности, но в то же время, административная ответственность обладает такими признаками, которые присущи только ей:

1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица;

5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

О.Н. Ефремова, говоря о признаках административной ответственности, подчеркивает следующее: «…административная ответственность - это юридическая ответственность. Она может быть установлена как нормативно-правовыми актами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Из сказанного можно сделать вывод, что она имеет собственную нормативно-правовую основу».

Таким образом, административную ответственность можно охарактеризовать как вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, а также специфическими признаками, присущими только ей.


§2. Принципы, цели и функции административной ответственности

Принципы административной ответственности - это ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

Наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

Наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

Законность привлечения к административной ответственности;

Справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

Своевременность ответственности;

Целесообразность привлечения к административной ответственности;

Неотвратимость наказания за совершение административных правонарушений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит ряд принципов административной ответственности.

Первый принцип , по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Второй принцип - презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Третьим принципом , закрепленным законодательно, является законность. Институт административной ответственности опирается также на ряд правил, связанных с обеспечением законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:

-лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

-применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;

-при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К числу таких принципов нужно отнести следующие: справедливость и индивидуализация административной ответственности, ее своевременность, целесообразность и неотвратимость.

Справедливость выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения.

Индивидуализация административной ответственности является частью принципа справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил.

Своевременность означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения.

Целесообразность - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.

Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.

Таким образом, принципы административной ответственности - это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Немногие из принципов административной ответственности получили свое закрепление в законодательстве об административных правонарушениях, остальные принципы освещены лишь в науке административного права.

Цель административной ответственности - это желаемый и планируемый результат, к которому стремится компетентный орган или должностное лицо, применяя меры административной ответственности к виновному лицу.

Целями административной ответственности являются: защита правопорядка, воспитание у граждан уважения к закону, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенции). Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

Осуществляя характеристику сущности и особенностей административной ответственности, необходимо обратиться к описанию её функций.

Функции административной ответственности - это основные направления правового воздействия мер административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.

В литературе высказываются различные точки зрения на функции административной ответственности. К примеру, А. Б. Агапов, пишет: «…одной из функций административной ответственности является ее превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. В основе этого - моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправную акцию.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Не менее важна, чем вышеперечисленные, ограничительная функция административно-правовой ответственности. Во многих случаях цель введения административных санкций заключена в создании предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения. К таковым относятся некоторые из административных взысканий, например, все три вида лишения специального права, административный арест, административное выдворение.

Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов».

Таким образом, к функциям административной ответственности относятся следующие: а) предупредительная (превентивная); б) карательная; в) ограничительная (по А. Б. Агапову).

Превентивная функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону.

Карательная функция проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.

Таким образом, можно делать вывод о том, что административная ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает всеми признаками последней, при этом ей присущи и специфические черты, о которых говорилось в параграфе первом настоящей главы. Также административная ответственность имеет свою систему принципов и выполняет определенные функции для достижения собственных целей.


Глава II Основания и меры административной ответственности

§1. Нормативное и процессуальное основания административной ответственности

Как мы уже выяснили, административная ответственность является видом юридической ответственности. Общим для всех видов юридической ответственности является наличие трех основания: нормативного, фактического и процессуального. В данном параграфе настоящей главы будет рассмотрено нормативное основание административной ответственности.

Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

Ее общие положения и принципы;

Систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

Составы административных правонарушений;

Круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

Производство по делам об административных правонарушениях;

Исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

И.А. Галаган в своей работе «Административная ответственность в СССР» писал: «Итак, юридическая ответственность как явление и как правоотношение существует лишь постольку, поскольку она нормативно обоснована. Отсутствие нормативной основы означает и отсутствие юридической ответственности - она будет тогда не юридической, а моральной и т.д.»

Таким образом, административная ответственность невозможна без наличия нормативного основания, т.е. норм права, закрепляющих тот или иной состав административного правонарушения.

В связи с этим возникает вопрос, какими источниками права может устанавливаться административная ответственность или, другими словами, что является нормативным основанием для её применения.

Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако у этой монополии есть исключения:

1) административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами регламентируется НК РФ;

2) вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, наряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

3) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;

4) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная - и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулируется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъектов.

Таким образом, нормативными основаниями привлечения лица к административной ответственности является КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Причем в вопросах установления административной ответственности субъектами РФ, они ограничены рамками, предусмотренными статьей 1.3. КоАП РФ, согласно которой административная ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливается только на Федеральном уровне.

Следует подчеркнуть, что юридическое (т.е. формально-нормативное) основание административной ответственности составляет сейчас именно закон, а никакой иной правовой нормативный акт (указ, правительственное постановление и т.д.). Участие местных представительных органов и органов исполнительной власти всех уровней (включая федеральные министерства и ведомства, Правительство РФ), а также Президента РФ в установлении административной ответственности КоАП исключает.

КоАП РФ - основной закон, регулирующий административную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.

Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.

В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения (мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях).

Что касается процессуальных оснований административной ответственности, то данная группа оснований включает в себя те индивидуальные или правообеспечительные акты (постановления, решения и т. д.), на основе которых она возникает и реально осуществляется. Важность этих актов заключается в том, что они указывают, на основе чего ответственность применяется, возникает и окончательно оформляется в конкретных правоотношениях.


§2. Административное правонарушение как основание административной ответственности

Административная ответственность наступает только в том случае, когда совершено административное правонарушение, или, иными словами, в действиях лица содержатся все признаки состава правонарушения, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.

Законодательное определение административного правонарушения закреплено в п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: «…противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный порядок, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность.

Характерными признаками административного правонарушения являются следующие:

1) его общественная вредность;

2) административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях;

3) это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек;

4) это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Его не может совершить неорганизованная группа граждан, сложная организация, не являющаяся юридическим лицом (партия, финансово-промышленная группа и др.), филиал и иные структурные подразделения юридического лица;

5) виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно;

6) наказуемость, т. е. деяние предусмотрено конкретной нормой КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Говоря об административном правонарушении как основании административной ответственности, нельзя не упомянуть об его юридическом составе, который включает объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Состав административного правонарушения представляет собой совокупность элементов, характеризующих общественную опасность проступка, к ним относятся: содержание деликта (объективная сторона), психоэмоциональный статус участников (субъективная сторона и субъект состава), а также объект противоправного посягательства; отсутствие любого из них исключает как наличие corpus delicti в целом, так и, соответственно, применение государственных санкций.

Одно из значений категории corpus delicti - «состав преступления» подразумевает наличие в правонарушении обязательных элементов, без которых действие (бездействие) можно рассматривать как одно из посягательств в сфере нравственности, а не права.

Объект административного правонарушения представляет собой подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения.

Структурно такие общественные отношения условно подразделяются на девять групп, соответствующих гл. 5 - 14 Особенной части КоАП. К ним относятся общественные отношения в сфере частного права (например, правонарушения, посягающие на частную, кооперативную собственность, собственность общественных объединений и иные негосударственные и немуниципальные виды собственности; защита прав граждан в сферах предпринимательства, торговли и финансов - см. гл. 6, 12 КоАП) и в сфере публично-правовых (общегосударственных) интересов. Судя по конструкции действующего КоАП, подавляющее большинство составов административных правонарушений преследует цель обеспечить защиту общегосударственных интересов, а опосредованно - частных прав и интересов граждан.

Объективная сторона любого правонарушения выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования.

Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

«Противоправность, негативные последствия и причинно-следственная связь в своей совокупности являются элементами объективной стороны любого состава правонарушения, и, в частности, административного, независимо от того, "простое" оно или длящееся. Поэтому данные элементы можно назвать постоянными или основными».

Субъект административного проступка - физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинен вред потерпевшему или общегосударственным интересам.

С понятием «субъект административного проступка» КоАП связывает наличие определенных юридических признаков:

а) установленного законом возраста (ст. 13, 14);

б) признаков, исключающих применение административных санкций к правонарушителю (ст. 18-20,22, а также ст. 227 и 281);

в) специальных признаков субъекта административного проступка, квалифицирующих административную ответственность либо исключающих применение административных санкций (ст. 15-17).

Всех субъектов можно классифицировать следующим образом, предложенным Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая - индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, вторая - коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина субъекта административного правонарушения. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение - это фактическое основание административной ответственности. Последняя наступает только при наличии состава правонарушения (объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект), предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ и Законов субъектов РФ об административных правонарушениях.


§3. Применение административного наказания - завершающий элемент в структуре административной ответственности

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В рамках данной курсовой работы административное наказание будет рассматриваться как мера административной ответственности за совершенное правонарушение.

Административное взыскание является предусмотренной КоАП санкцией за совершение административных проступков.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. Такие последствия наступают в связи с применением к правонарушителю мер административной ответственности, средством выражения которых являются административные наказания. Их система закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ.

Административные наказания отличаются от иных мер административного принуждения наличием следующих признаков:

-меры административной ответственности предусмотрены в санкции административно-правовой нормы;

-меры административной ответственности являются мерами карательного характера, мерами наказания;

Меры ответственности имеют абсолютно определенный характер и устанавливаются КоАП РФ.

Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы.

Административные наказания делятся на основные и дополнительные.

Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права и дисквалификация могут применяться только в качестве основных. Остальные административные наказания могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное наказание, либо одно основное и одно дополнительное. Одновременное применение двух дополнительных наказаний также недопустимо.

Таким образом, административное наказание является завершающим структурным звеном административной ответственности и представляет собой меру этой самой ответственности за совершенное административное правонарушение, выраженную в применении конкретных санкций компетентными органами или должностными лицами.

Заключение

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, представляющий собой применение к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченными на то органами и должностными лицами юридических санкций в установленном порядке.

Для административной ответственности характерны все признаки юридической ответственности, но также она имеет и специфические признаки, присущие только ей. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности).

Административное правонарушение влечет за собой административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административная ответственность - все меры административно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение. Эти меры реализуются в правоотношении, возникающем и объективно существующем с момента совершения административного правонарушения. Это административно-процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и охватывающее все основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Его главные субъекты - компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но является также субъектом определенных прав.

Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время в административном праве понятие административной ответственности употребляется как общеизвестное и понятное, под которым разумеется что-то определенное, а между тем, как показали исследования, проведенные в ходе написания данной курсовой работы, данное понятие оказывается недостаточно ясным. Необходимо дальнейшее развитие научной мысли по вопросам данной проблемы. Также необходимо сформировать легальную, законодательную дефиницию административной ответственности и включить ее в состав норм КоАП РФ.

Список использованной литературы

I. Нормативный материал

1. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 01.04.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1; 2011. - №30 (ч. 1). - Ст. 4601.

II. Специальная литература

1. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000

2. Бахрах Д. Н. Принуждение и ответственность по административному праву. / Д. Н. Бахрах - Екатеринбург, 1999.

3. Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2.

4. Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. - 2010. - №1.

5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М., 2007.

6. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. - 1999. - №12.

7. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР: Процессуальное регулирование. - Воронеж, 1976.

8. Гомонов С. А. Понятие административной ответственности // СПС КонсультантПлюс

9. Ефремова О. Н. Понятие административной ответственности. // СПС КонсультантПлюс.

10. Калинина Л.А.. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях./ Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. - М., 2001.

11. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, Е.Н. Сидоренко, А.Ю. Якимова. - М., 2003.

12. Лазарев Б.М Административная ответственность М.: Моск. рабочий, 1985

13. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е.. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие М., 2010

14. Манохин В.М., Адушкин Ю.С.Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. -- Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003.

15. Серков П.П. Длящиеся административные правонарушения/ "Российская юстиция", 2007, N 7.

16. Солдатов А.П. Административное право РФ. - Ростов-на-Дону, 2006.

17. Студеникина М. С. Соотношение административного права и административной ответственности // Сов. гос. и право. 1986. №10. С. 27

18. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 22-27.

19. Хабриева Т.Я., Терещенко Л.К. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы // Рецензия на книгу: Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

1. Административная ответственность как вид административного принуждения и вид юридической ответственности. Специфические признаки административной ответственности.

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. Административная ответственность это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Бахрах. Существует множество определений данного понятия:

Административная ответственность - это результат применения принуждения к правонарушителю, Но ведь административное принуждение более широкое понятие, чем административная ответственность, принуждение иногда применяется без административной ответственности, поэтому это определение не корректно.

Административная ответственность - это применение государственными органами и должностными лицами в условиях служебного положения мер принуждения (в смысле мер взыскания).

Административная ответственность - это обязанность виновного лица исполнить и претерпеть меры взыскания.

Административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица дать отчет в своих неправомерных виновных действиях и понести наказание в виде конкретного административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

Административная ответственность - это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями.

Признаки административной ответственности:

Административная ответственность является средством охраны правопорядка.

Она нормативно определена и состоит в определении и реализации санкций правовых норм.

Является последствием виновного деяния.

Сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершённого им деяния.

Связана с применением мер принуждения, которые обязан претерпеть правонарушитель.

Реализуется в соответствующей процессуальной форме.

Бахрах выделяет свои специфические признаки административной ответственности:

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административная ответственность состоит в применение к виновному мер административного взыскания. В ст.23 КоАП сказано, что административное взыскание является мерой ответственности.

К административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законодательством, их полный перечень содержится в разделе 3 КоАП.

Положения об административной ответственности урегулированы нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административных проступков и административных взысканий, которые в своей совокупности образуются в нормативную основу административной ответственности.

Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности, он отличается сравнительной простотой, что создаёт условия для его эффективного применения, и в тоже время содержит необходимые гарантии законности, права на защиту.

Структура административной ответственности:

В структуру административной ответственности включаются её основные части, элементы. Причём отсутствие хотя бы одного из них препятствует её наступлению:

Основание.

Субъекты

Условия применения.

Мера административной ответственности.

Процедура.

Необходимо отметить, что в течение многих лет под основанием административной ответственности понимали административное правонарушение, но затем это мнение изменилось и было выделено два основания: закон и правонарушения. Т.е. стали выделять юридическое основание - норма права, и фактическое основание - совершение правонарушения. Более сложен вопрос о фактическом основании, одни авторы говорят, что фактическое основание это - проступок, другие - состав административного проступка, третьи - процессуальные нормы, процедура привлечения и т.п. Как уже говорилось, ответственность возможна только при наличии двух оснований (юридического и фактического), это не совсем верно: теоретически построим норму о запрете курения в каком-либо месте (юридическое основание), предположим, что её кто-либо нарушает (фактическое основание), казалось бы, есть всё для привлечения к административной ответственности (согласно вышеупомянутому правилу), но лицо не будет привлечёно к ответственности, т.к. предположим что ему в данном случае нет 14-ти лет. Поэтому предлагается несколько иная конструкция: фактическое основание - это проступок; юридическое основание - это состав административного проступка (конкретного) правонарушения.


Предупредительные, административно – пресекательные, административно – восстановительные и также административно – обеспечительные меры, как меры административно-правового принуждения процессуального характера, хотя отдельные меры административно-процессуального обеспечения поглощаются мерами административно-правового пресечения (например, доставление, задержание и др.). К сожалению, все эти меры...

На него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию; 2) Правовосстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери, ...

Судов, о сокращении количества судебных органов, имеющих право устанавливать составы нарушений, размеры штрафов, накладывать и изымать их. 4. Влияние юридической ответственности на результаты финансово- хозяйственной деятельности Сенненского райпо за 2002–2004 годы Сенненский район расположен на юго-восточной части витебской области. Он граничит с районами: Витебским, Лепельским, Оршанским...

Постоянное внимание специалистов и в Российской Федерации существует по нему обширная литература. Естественно, в 70-е, 80-е, 90-е годы двадцатого столетия подходы к содержанию, гарантиям, эффективности и другим чертам юридической ответственности за экологические правонарушения различаются между собой. В настоящее время вырабатываются новые оценки этого института (Подробнее см.: Жевлаков Э., ...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: