Понятие компетентность, условия формирования социальной компетентности. Формирование ключевых компетенций учащихся


Для оценки компетенций важно описать не только поведенческие индикаторы, но и выделить уровни развития компетенции. На наш взгляд, наиболее универсальной является система описания компетенций, применяемая в ряде западных компаний. Она позволяет выделить профессионально важные качества, разбить их на несколько уровней проявления и описать в терминах поведения. Подобные описания помогут ввести общие и понятные всем участникам аттестации критерии оценки.
В классическом варианте каждая из компетенций делится на пять уровней развития:
А - лидерский уровень;
В - сильный уровень;
С - базовый уровень;
D - недостаточный уровень;
Е - неудовлетворительный уровень.
Лучше не нумеровать уровни развития компетенций от 1 до 5, так как у людей возникает четкая ассоциация со школьными оценками и им трудно будет рассматривать 3 (базовый уровень) как необходимый и достаточный. Для подсчета результатов, конечно, удобнее
уровням развития компетенций присвоить балльные значения, например от 0 до 4.
С - базовый уровень (необходимый и достаточный для специалиста). Базовый уровень дает представление о том, какое именно поведение и какие именно способности предполагаются данной компетенцией. Базовый уровень является хорошим уровнем. Если работник по развитию своих компетенций находится на уровне Су это означает, что он владеет требующимися навыками. Для профессионала, специалиста уровень С является оптимальным - он необходим и достаточен для эффективной работы.
D - недостаточный уровень (требуется развитие и оно возможно). Данный уровень предполагает, что работник частично проявляет навыки, входящие в состав компетенции. Он пытается, стремится проявлять нужные навыки, понимает их необходимость, но у него это не всегда получается. Если специалист по развитию своих компетенций соответствует уровню D - это нормально, но предполагает, что он должен развиваться.
Е - неудовлетворительный уровень (развитие невозможно). Данный уровень предполагает, что работник не владеет необходимыми навыками и не пытается их развивать. Уровень Е является неудовлетворительным, поскольку сотрудник не только не применяет навыки, но и не понимает их важности и не пытается их развивать.
В - сильный уровень (требуется для руководителей). Данный уровень необходим для руководителей среднего уровня. Он предполагает особенно высокий уровень развития навыков. Сотрудник, владеющий сложными навыками, способен активно влиять на происходящее, справляться с ситуациями повышенной сложности. Данный уровень предусматривает способность заранее предвидеть и предотвращать негативные события.
Л - лидерский уровень (требуется для топ-менеджмента). Данный уровень развития компетенций необходим для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Лидерский уровень развития компетенции означает, что руководитель не только сам применяет необходимые навыки, но и создает возможности для других сотрудников развивать данную компетенцию. Руководитель, обладающий уровнем Л, организует специальные мероприятия, задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций.

Компетенции должны быть: Исчерпывающими. Перечень компетенций должен полностью перекрывать все составляющие рабочей деятельности. Дискретными. Отдельная компетенция должна относиться к определенной деятельности, которая может быть четко отделена от других деятельностей. Если компетенции перекрываются, будет труднее точно оценивать работу или людей. Сфокусированными. Каждая компетенция должна быть чг i ко определена, и не нужно пытаться с помощью нее охватить слишком многое, как иногда говорят, «раздувать» ее. Например, «инициативность» должна быть совершенно конкретной. Доступными. Каждая компетенция должна быть доступным образом сформулирована, чтобы ее можно было использовать универсально. Не следует чрезмерно пользоваться корпоративным жаргоном, который может быть по-разному истолкован разными менеджерами. Конкретными. Компетенции должны укреплять организационную культуру и усиливать долгосрочные цели. Если компетенции кажутся слишком абстрактными, они не принесут пользы и не будут приняты менеджерами. Современными. Система компетенций должна обновляться и должна отражать настоящие и будущие (предсказуемые) потребности организации. Как и любая методика анализа работы, она потребует вклада тех, кто обладает стратегическим вйдением.

Еще по теме Уровни развития компетенций.:

  1. ГЛАВА 10 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА, ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И МОТИВАТОРОВ РАЗВИТИЯ
  2. 11. Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.

Каждая работа для ее успешной реализации требует от человека определенного набора компетенций, т.е. набора знаний, навыков, личностных, мотивационных особенностей. Каких именно — в каждом случае набор отличается, он определяется содержанием работы. Как выполнять работу лучше? Как получить от работников лучший результат? Ответ кажется очевидным — развивать компетенции . Но не все вложения в развитие компетенций сотрудников могут оправдаться. Потому что не все компетенции поддаются развитию, особенно быстрому.

Почему одни компетенции развивать можно, другие - не стоит? Чем вообще одни из них отличаются от других?

В первую очередь компетенции отличаются своим наполнением и тем, чего в них больше: знаний, навыка, индивидуальной предрасположенности.

Развивать можно почти все компетенции. И в рамках корпоративного обучения наиболее эффективно и относительно не сложно совершенствовать компетенции, которые подразумевают под собой профессиональные знания и навыки, например:

делегирование,

контроль исполнения,

постановка задачь,

мотивирование,

ведение переговоров,

навыки связанные со сферой обслуживания,

навык ведения продаж,

профессиональные знания,

знания продукта.

Людей, которые стремятся к успеху в своей работе, вполне можно обучить распределять задачи, правильно их формулировать, побуждать людей их выполнять, расставлять точки контроля и отслеживать их. Или научить правильно представлять информацию о своем продукте и побуждать людей совершать покупку, договариваться или организовывать весь процесс продаж целиком.

Научить персонал гостеприимному обслуживанию, правильному приему посетителей вполне возможно и за короткий период времени. Хотя, стоит отметить, что для этой сферы все же необходима природная склонность работать в этой области: научить умению сопереживать, быть услужливым и терпеливым в любой ситуации не всегда бывает просто.

Такие программы эффективно работают, если в компании налажена система регулярного обучения и сопровождения развития сотрудников, используются качественные программы, нет серьезных проблем с текучкой кадров и осуществляется качественный подбор персонала .

Есть ряд компетенций, развитием которых, в рамках корпоративного обучения, заниматься наиболее сложно и не всегда эффективно. Часто их называют неразвиваемыми. К ним относятся прежде всего те, которые основываются на личностных особенностях, мотивации, врожденных способностях и задатках человека, даже особенностях интеллекта. Пытаться менять личностные особенности или врождённые способности - крайне неблагодарное занятие.

К таким компетенциям обычно относят следующие:

ответственность,

гибкость,

принятие решений

командность,

лояльность,

системность мышления,

ориентация на результат,

креативность.

Такие компетенции как ответственность или ориентация человека на результат или на процесс почти не поддаются воздействию. Сделать человека готовым брать на себя определенный груз ответственности и быть способным нести его, довольно сложная задача и зависит от развития личности в целом, даже его самооценки и устремлений, личностной зрелости и целостности.

Или, например, принятие решений в управленческой деятельности (хотя чаще ее называют функцией) - это сложная комбинация ряда личностных составляющих, базирующихся именно на готовности брать на себя ответственность. Плюс это и решительность, и умение анализировать ситуацию, условия, ресурсы, предвидеть изменения. Принятое решение - это поставленная цель, а значит и умение начать действовать, протолкнуть свое решение и т. д.

Креативность - как способность создавать нечто новое, находить нестандартные, оригинальные решения, выходить за рамки шаблонных схем, уже известного. Во многом обуславливается гибкостью мышления и способностью видеть, анализировать, действовать в ситуации неопределенности, неясности. А влиять на гибкость мышления у взрослого и сложившегося человека, пожалуй, неподъемная задача для бизнеса. Для этой компетенции немалое значение имеет и потребность человека в постоянной творческой деятельности и его собственное представление об этом.

Другой пример - командность - в данном случае имеется в виду склонность к командной работе. Можно научить именно навыкам командного взаимодействия. Наша компания реализует проекты, в которых мы обучаем команду работать сообща, решать общую задачу, договариваться. Эффект таких тренингов во многом зависит от того, насколько команда укомплектована сотрудниками, которые изначально склонны к работе в команде. В этой компетенции большую роль играет особенности мотивации, характера, уровень конфликтности, гибкости, потребность быть частью чего-то, умения видеть и чувствовать коллегу рядом и т.п.

Коммуникативный навык - это умение выстраивать взаимоотношения с людьми посредством общения, продуктивно общаться, способность устанавливать и поддерживать контакт, слушать. Этот навык развиваем, но требует большой и скрупулезной работы. Тут надо различать коммуникативный навык и такую компетенцию как коммуникабельность. Если навык развить можно, то коммуникабельность, под которой мы понимаем то, в каком объеме общения нуждается и комфортно себя чувствует человек, уже никак не развивается. Есть люди с прекрасными коммуникативными навыками, но круг их общения и количество коммуникаций весьма ограничено. Большого количества общения они просто не выдерживают.

Стоит сказать и про такую часто встречаемую компетенцию как лидерство, которое понимается как способность влиять на людей, побуждать их идти к цели, вести за собой, убеждать. Лидерство тоже содержит мало развиваемые компоненты, такие как готовность брать на себя ответственность, умение анализировать ситуацию, предвидеть ее последствия, оценивать имеющиеся ресурсы, условия и прочее.

Безусловно, существуют и довольно распространены методики для развития способности принимать решения, лидерства, креативности, коммуникативных навыков. Им можно научиться. Но развитие этих компетенций сильно зависит от мотивации человека, от его природной предрасположенности. Требует глубокой внутренней работы над собой.

Чаще всего развитием указанных выше компетенций человек занимается самостоятельно. Подбирая под себя формы и программы обучения (коучинг, наставничество, психотерапия, консультирование и т.д.), ведомый жизненными целями и устремлениями. И при соответствующей целеустремленности добивается положительных результатов.

Как же быть с неразвиваемыми компетенциями в бизнесе?

Если компетенция необходима, но относится к группе слабо- или неразвиваемых, - она должна включаться в фильтр еще на этапе отбора кандидатов на должность. И при внешнем подборе, и при внутреннем (среди своих же сотрудников). В этом случае рекомендуем выбирать кандидатов, у которых уже имеются необходимые задатки и индивидуальные особенности.

Здесь важна квалификация тех, кто будет осуществлять отбор и качество используемых методик оценки.

Разрабатывать саму модель компетенций также важно подходя профессионально: учесть степень развиваемости компетенции, их баланс по степени развиваемости, условия труда (как влияют на проявление и развитие качеств), специфику деятельности, организацию работы, корпоративную культуру компании, особенности ее стратегии и развития, цели бизнеса, реальную необходимость тех или иных компетенций.

Модели компетенций обязательно должны периодически пересматриваться и подвергаться аудиту. Особенно это важно, когда компания переживает какие-либо глобальные изменения, меняет цели и стратегию.

Например, в практике приходилось встречать ситуации, когда среди корпоративных компетенций (они ожидаются от всех сотрудников без исключения), большинство оказывались неразвиваемые: лояльность, командность, ответственность. Но действительно ли всем сотрудникам компании они так необходимы? На всех ли должностных позициях для эффективности бизнеса нужна командность или та же креативность? Может где-то больше требуется предельная самостоятельность и независимость, или элементарная исполнительность, без привнесения в деятельность творческого начала?

При разработке профиля компетенций, подборе методик для выявления компетенций или системы оценки в целом, мы начинаем с исследования деятельности компании-заказчика и сотрудников на интересующих должностях, специфики организации труда, знакомимся с целями, миссией, ценностями и т.д. Выявляем набор необходимых в данном случае компетенций. Определяем значение каждой, как она должна проявляться в работе. Часто к этому привлекается группа специалистов, что обеспечивает и высокую надежность полученных результатов и сокращает сроки проектов.

Что еще можно сделать?

Постоянно повышать уровень квалификации HR-специалистов и уделять внимание совершенствованию процессов HR служб.

Многие западные компании создают и развивают такую корпоративную культуру, которая способствует личностному развитию, где умеют делегировать ответственность, царит атмосфера открытости и доверия, развит институт коучинга и повсеместного наставничества. Где, например, принято коллегам разного уровня квалификации и подготовки собираться для решения бизнес-кейсов или формировать команду для реализации нового проекта внутри компании.

Есть еще один способ превращать в капитал способности людей с развитыми компетенциями и компенсировать отсутствие некоторых компетенций у остальных. И способ этот — системный подход к управлению. Описание, оптимизация или реинжиниринг бизнес-процессов, развитие и совершенствование систем управления, инновации в администрировании бизнеса и управлении персоналом. Да, глобально и не всегда легко. Зато надежно:)

Мы представляем очередную статью для собственников и руководителей (не hr), раскрывающую еще один аспект оценки персонала. В ней мы остановимся:

  • на том, что такое компетенции;
  • видах компетенций;
  • на применении компетентностного подхода в ;
  • этапах внедрения компетенций;
  • преимуществах, которые получает компания, формулирующая компетенции.

Что такое компетенция?

Для внедрения системной оценки персонала необходимы четкие критерии. Большинство методов сводится к оценке эффективности (результатов труда) сотрудника и набору его личностных качеств. Одним из ведущих является компетентностый подход.

Компетенция — интегральная характеристика/критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в этом виде деятельности.

Понятно, что поведение человека в каждой ситуации определяется многими факторами: внутренними установками и мотивацией, навыками, пониманием технологии, знаниями. И даже генетической предрасположенностью.

Например, менеджеру по продажам, работающему на рынке B2 B (крупные корпоративные продажи), важны развитые коммуникативные навыки для общения с различными специалистами и лицами, принимающими решения. И все это можно назвать «Ведение переговоров»:

  • гибкость поведения, умение осознанно подстраиваться под стиль собеседника;
  • вариативность в предложении альтернатив;
  • развитые навыки аргументации и т.д.

Одновременно с этими качествами, «продавец» должен обладать настойчивостью в достижении цели, умением планировать и контролировать свою деятельность, возможностью работать под давлением. А это уже другая компетенция — «Ориентация на результат».

И таким образом можно сказать, что каждую деятельность можно описать облаком критериев — моделью компетенций. Причем, для каждого бизнеса компетенции будут уникальными, отражающими его специфику. Вот почему мы рекомендуем разрабатывать собственные компетенции.


Вам могут быть полезны наши услуги

Поведенческие индикаторы компетенции

Как уже раскрывалось выше в примере с «Ведением переговоров», компетенция состоит из простых составляющих — конкретных пунктов, содержащих описание действия. И эти составляющие называются поведенческими индикаторами. Именно на основании поведенческих индикаторов строится оценка персонала с применением или структурированного интервью.

Но это еще не все, необходимы уровни проявления компетенций.

Шкала развития компетенций

Для того, чтобы описать качество действия сотрудника, задать эталонные значения и иметь возможность сравнивать с ним проявленное поведение, существует шкала развития компетенций. Это уровни, описывающие качество поведения. И шкала по уровням может быть разная. Например, 4 уровня (также возможны промежуточные значения — «половинки»):

  • 0 — компетенция не проявлена/отсутствует;
  • 1 — уровень базового развития;
  • 2 — уровень уверенного владения компетенцией в стандартных ситуациях;
  • 3 — уровень мастерства (эталон, возможность трансляции).

Грубо говоря, шкалу развития компетенций можно представить в виде градусника «плохо-хорошо». В соответствии с этим «градусником», оценивается сотрудник.

Существует несколько вариантов описания уровней компетенций. В приведенных ниже примерах видны различия. Можно предположить, что и создавались они для разных методов оценки.

Пример описания компетенции: перечисление всех поведенческих индикаторов и уровни со значениями для деятельности сотрудника.

Формулирует видение конечной цели. Организовывает окружающих/ формирует группу «последователей». Эффективно мотивирует людей в командной и индивидуальной работе. Поощряет коллег и подчиненных к выдвижению инициатив и самостоятельности. Делегирует полномочия и ответственность с учетом индивидуальных особенностей подчиненных и их карьерных устремлений. Уделяет внимание и время развитию подчиненных. Высказывает и отстаивает собственную позицию по решаемым вопросам. Предоставляет и запрашивает обратную связь.
А Исключительно высокий уровень развития компетенции (2) Компетенция выражена ярко, сотрудник является эталоном применения данной компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешать кризисы, быть транслятором собственного опыта.

B Высокий уровень развития компетенции (1,5) Сильный уровень развития компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в сложных, нестандартных ситуациях.

C Стандартный уровень развития компетенции (1) Требуемый уровень развития компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов во всех базовых рабочих ситуациях.

D Уровень развития компетенции ниже стандартного (0,5) Компетенция проявляется частично.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов только в хорошо знакомых рабочих ситуациях, действовать по существующим алгоритмам и инструкциям.

E Низкий уровень развития компетенции/ компетенция не проявлена (0) Компетенция не проявляется.

Уровень развития компетенции не позволяет сотруднику достигать результатов даже в хорошо знакомых рабочих ситуациях.

Пример компетенции с расширенным описанием поведенческих индикаторов на каждом уровне.

Балл Уровень Описание поведенческих индикаторов
4 Стратегический В дополнение к уровню 3:

— Устанавливает такие правила работы группы, при которых дает возможность каждому проявить себя, оставаясь при этом лидером

— Обеспечивает принятие группового решения, которое ориентировано не только на «здесь и сейчас», но и на будущее

3 Уровень мастерства В дополнение к уровню 2:

— Мотивирует группу на выполнение цели, вдохновляет, влияет на настрой группы

— Ориентирует других участников группы на активную работу в группе

— Предлагает решение, которое принимает группа

2 Базовый — Берет инициативу на себя

— Взаимодействует с каждым членом команды, основываясь на индивидуальных особенностях личности

— Нацеливает группу на достижение результата, возвращает группу к результату

— Организует работу группы, предлагает приемы и процедуры работы группы

— Берет ответственность за результат на себя

— Способствует разрешению конфликта

1 Ограниченный — Берет инициативу на себя по требованию других участников группы, по указанию наиболее активного члена группы

— Проявляет инициативу, но не может добиться внимания участников

— Организует работу отдельных участников группы

— Затрудняется обосновать свое мнение при попытке организовать работу группы

0 Уровень некомпетентности — Оказывает неконструктивное влияние на команду, перебивает, критикует, обесценивает позицию других

— Проявляет безразличие к результатам групповой работы

— Самоустраняется от организации групповой работы, действует только по указаниям

— Не вступает во взаимодействие с участниками группы

— Провоцирует конфликты в группе

Принято еще применять термин «целевой показатель», которым задают значение проявления компетенции для данной целевой аудитории. Например, для руководителя топ-уровня компетенция «Стратегическое мышление» должно быть проявлено на уровне «2». Тогда как значение для руководителя подразделения целевой показатель составит «1,5».

По полученной оценке можно судить о потенциале сотрудника, необходимости развития, пригодности к данной деятельности и т.д.

Виды компетенций

Надо сказать, что это условная классификация. Скорее, это разделение для обозначения «сферу применения» компетенций. Ведь в процессе своей деятельности человек использует множество интегративных качеств. Например, руководитель, проводящий совещание, «использует» одновременно несколько своих компетенций — разных видов.

Но все же иногда можно встретить деление компетенций на кластеры:

  • управленческие
  • коммуникативные
  • корпоративные (ценностные)
  • профессиональные (технические)

Управленческие компетенции

Управленческие компетенции описывают действия руководителей в процессе принятия решений и общения с подчиненными. Также это компетенции, описывающие качество его поведения — часто «Лидерство».

Примеры управленческих компетенций:

  • Стратегическое (или системное) мышление
  • Планирование (и организация или контроль)
  • Развитие подчиненных
  • Мотивация
  • Лидерство

Коммуникативные компетенции

Это описание качества поведения в процессе коммуникаций внутри компании и с внешними партнерами.

Примеры названий коммуникативных компетенций:

  • Ведение переговоров
  • Межличностное понимание
  • Влияние

В зависимости от акцентов, в описании компетенции можно увидеть специфику деятельности сотрудников и приветствуемые стили поведения (агрессивность, ассертивность или партнерская позиция).

Корпоративные компетенции

Важной частью модели компетенций являются ценностные компетенции. Они отражают корпоративную философию — Ценности и стандарты поведения, приветствующиеся в компании. Именно поэтому в некоторых компаниях отдельно формулируют корпоративные компетенции.

Примеры корпоративных (ценностных) компетенций:

  • Ориентация на результат
  • Клиенториентированность (часто, даже, внутренняя)
  • Работа в команде

Профессиональные (технические) компетенции

Описывают знания, навыки и поведение какой-либо профессиональной группы должностей. Например, для направления IT или бухгалтеров.

Следует понимать целесообразность разработки профессиональных компетенций — достаточно ли представлена в компании эта группа людей, насколько часто происходят изменения в их деятельности и технологиях, применяемых ими.

Применение компетенций — оценка персонала

Наиболее часто применяемые методы, где используются компетенции:

  • ассессмент центр — наиболее эффективный способ в ходе специально разрабатываемой деловой игры;
  • оценка «180/360° обратная связь», где оценку сотруднику дают со всех сторон — подчиненные, руководители, коллеги, клиенты.

Разработка компетенций

С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.

Надо признать, создание модели компетенций — затратное по времени (и часто по бюджету) начинание. Как правило, внутренние специалисты, простите за каламбур, не обладают достаточной компетентностью для качественного описания компетенций. Основными ошибками можно назвать нечеткость формулировок, пересекающиеся поведенческие индикаторы (встречающиеся в разных компетенциях). И тратится на эту работу много времени.

Конечно, можно использовать универсальные компетенции. Например, многие компании берут за основу труды компании «Ломингер» и немного их модифицируют под себя. Но, если стоит задача качественной передачи специфики бизнеса, без формулирования собственной модели не обойтись. И в этом случае лучше обратиться к провайдерам.

Разработка модели компетенций. Основные этапы

Основными этапами проекта разработки модели компетенций можно назвать:

  1. Определение цели и задач (для чего формулируем и как будем применять), методологии разработки.
  2. Формирование проектных(ой) групп(ы) с привлечением максимально возможного количества участников. Это позволит в дальнейшем снизить сопротивление сотрудников. Группы могут быть совершенно разными по направленности и времени существования.
  3. Непосредственно разработка компетенций.
  4. Тестирование с помощью фокус-групп и оценочных процедур.

Формирование компетенций. Методы

Наиболее известными методами разработки компетенций считаются:

  • Метод репертуарных решеток — анализируется поведение наиболее эффективных сотрудников, составляется список поведенческих индикаторов. Проводится чаще в виде интервью с руководителями, в результате которых формируется таблица (решетка) с фамилиями работников и их индикаторами.
  • Метод критических инцидентов строится на основе интервью с сотрудниками (и руководителями), в ходе которых они рассказывают о критических ситуациях, действиях, приведших к успеху или, наоборот, не позволившие разрешить ситуацию.
  • Метод прямых атрибутов — самый быстрый и простой, когда ключевым руководителям предъявляют карточки с описанием готовых компетенций. Руководителям предлагается выбрать из этого набора те, что являются наиболее значимыми для бизнеса.

Внедрение модели компетенций

Внедрение модели компетенций происходит по классике управления изменениями. Если упростить модель, то основными зонами внимания можно считать следующие:

  • Необходимо создать мотивацию к использованию компетенций. Показать сотрудникам, что это станет инструментом их обучения и возможностью развиваться в компании. А руководителям позволит более обоснованно принимать решения. И происходить это может в ходе проведения пилотных оценочных процедур на примере стандартных (неадаптированных под компанию) компетенций.

Кстати, именно такой вариант мы предлагаем клиентам, когда в компании нет своей модели — с чего-то начать. Запустить процесс. Показать хотя бы на уровне одной группы или целевой аудитории, что оценка персонала по компетенциям это «не страшно, а полезно».

В этом случае мы реализуем, например, Лайт-ассессмент, по результатам которого участники получают рекомендации по развитию.

  • Максимальное информирование сотрудников и вовлечение в процесс. И здесь, как уже говорилось чуть выше, необходимо работать, как до разработки, так и после формулирования компетенций.

Это может происходить в форме рассылок с описанием задач внедрения модели, описанием всех этапов, просьбой предоставления обратной связи и т.д. Конечно, наиболее работающей формой можно считать очные рабочие группы, посвященные разработке и трансляции.

Уже в ходе этого подготовительного периода (который может быть реализован даже после разработки модели) будет получена обратная связь, выявлены наиболее сопротивляющиеся сотрудники или те, на которых можно опираться во внедрении новшеств.

  • После разработки компетенций необходимо провести первый эпизод оценки с их использованием и показать эффективность внедрения. Этим самым решается задача «пропаганды» новшеств и снятие сопротивления у части сомневающихся (шестой этап модели изменений по Коттеру).
  • Внедрение изменений на регулярной основе, закрепление модели компетенций на уровне регулярного менеджмента.

Например, одной из частей внедрения компетенций в «быт компании», может стать их использование руководителями во время регулярной обратной связи подчиненным. Оперирование терминологией компетентностного подхода, отсылка к поведенческим индикаторам корпоративной модели формирует понятийное поле, в котором живут сотрудники.

И это не полный список зон внимания. Для каждой компании они свои. Но все они должны быть направлены на формирование положительной установки к оценке по компетенциям. Понятно, что формирование установки — долгий процесс. Что мы и подразумевали, говоря о возможной длительности проекта. Итак, основные зоны внимания — мотивация, информирование, вовлечение, пропаганда.

Модель компетенций. Преимущества

Основными преимуществами наличия корпоративной модели компетенций можно назвать:

  • критерии, применяемые к сотрудникам, отражают специфику бизнеса, деятельности сотрудников и корпоративной культуры компании;
  • компетенции становятся для сотрудников своеобразными маяками, на которые необходимо ориентироваться — задают стандарты поведения, позволяющего быть успешным в данной деятельности;
  • в компании формируется развивающая среда (конечно, при проведении регулярной оценки персонала по компетенциям);
  • упрощается процесс принятия решений (в области карьерного перемещения сотрудников);
  • значительно снижаются затраты на поиск, адаптацию и развитие персонала;
  • упрощается взаимодействие с провайдерами услуг в области оценки и развития персонала.

«Иметь или не иметь?» — вот в чем вопрос. И его решает каждая компания. А мы, «Лаборатория Деловых Игр» всего лишь помогаем эффективно осуществить задуманное: разработать и внедрить корпоративную модель компетенций, оценить сотрудников и предложить программу их развития.

Развитие профессиональных компетенций – непрерывный процесс, помогающий поддерживать высокий уровень профессионализма персонала. Узнайте, какие методы и модели считаются наиболее эффективными и действенными.

Из статьи вы узнаете:

В основу развития входит совершенствование личностных способностей сотрудника. Под компетенцией рассматриваются профессиональные качества, помогающие решить определенный круг задач, поставленных перед персоналом. Совокупность знаний и опыта лежит в основе компетентности.

Уровень развития профессиональных компетенций зависит от смыслового объема понятия:

модели профессионального поведения, умений, навыков без определенного уровня охватывает весь спектр работ с простыми стандартами. Перечень индикаторов поведения для всех видов профессиональных качеств включают основные функциональные роли всех сотрудников без исключения;

Какие методы оценки персонала применять для определения необходимого уровня развития профессиональных компетенций

Чтобы быть успешным при работе в определенной организации, сотрудник обладает целым рядом моделей компетенций. Систематическая оценка методов развития профессиональных компетенций проводится с учетом основных показателей. Корпоративные компетенции необходимы для всего работающего персонала. Менеджерские потребуются руководителям компании. Специфические компетенции основаны на выполнении узкоспециализированной функции.

Марина Веселовская,
менеджер по планированию преемственности и развитию персонала компаниии «Efes Rus» в России

Почему развитие профессиональных компетенций персонала - насущная необходимость для компании? Как развивать профессиональные компетенции у сотрудников после 45?

В условиях стремительного развития технологий и изменчивости рынка бизнесу необходимо быстро и эффективно реагировать на происходящее. Высокий уровень профессиональной компетентности сотрудников выходит в этой ситуации на первый план, поэтому развитие компетенций в Efes Rus является одной из стратегических целей компании.

С учетом разработанной модели построен наиболее эффективный метод оценки ассессмент-центр. Нередко в практике применяется и интервью по компетенциям. При проведении оценки кандидатов на должность рекрутер нередко учитывает только зону способностей и практически не обращает внимание на потребности.

В результате на вакантную должность принимают соискателя, который профессионально подготовлен, обладает нужным уровнем знаний, навыков и опыта. Но уже на начальном этапе адаптации становится очевидным факт, что работник не удовлетворен полученной должностью, работает вяло и проявляет признаки апатии. В чем причина? В том, что не были учтены личные потребности и ожидания. Психологически сотрудник не готов к порученным обязанностям.

При оценке кандидата стоит учитывать его потребности

Методика развития профессиональной компетенции

Необходимо учитывать, на начальном этапе важно правильно произвести отбор персонала. И только на последующих этапах управления рассматривать, какие методики станут наиболее эффективными. Если одним сотрудникам требуется лишь тренинг или семинар, для других рационально использовать классические методы, основанные на изучении теории и прохождении практики.

На чем основана модель развития профессиональных компетенций

Модель основана на создании набора соответствующих компетенций, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности персонала. В основных методиках такие факторы описываются в качестве индикаторов поведения.

Разработку методик развития профессиональной компетенции проводят в несколько этапов:

на подготовительном этапе планируют проект, ставят цели, задачи, создают команду для сбора и последующего анализа информации;

на следующем прорабатывают модель необходимых умений и навыков, выбирают критерии эффективности, делают критериальную выборку, технику анализа, сбор информации, проверяют валидность самого проекта;

дальнейший этап заключается в запуске модели в работу.

К способам разработки относятся:

  • получение поведенческих примеров с помощью интервью, сотрудников просят сосредоточиться на критических ситуациях, рассказать о том, как они справились с поставленными задачами, какие навыки потребовались в процессе выполнения работы в условиях стресса;
  • во время работы с группой экспертов обсуждают личные характеристики каждого работающего сотрудника;
  • в библиотеку компетенций вносят информацию статистического анализа, прорабатывают и запускают компетенции, необходимые в условиях современного производственного процесса;
  • методом репертуальных решеток определяют уровень компетенции высокопрофессиональных специалистов, работающих в компании;
  • с помощью анализа рабочих задач определяют спецификацию поставленных задач, устанавливают уровень когнитивных навыков;
  • на заключительном этапе осуществляется прямое наблюдение с письменной фиксацией основных индикаторов поведения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: