Социальная иерархия и структура власти. Иерархия как социальное отношение

Ирина Олеговна Тюрина, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

На многих современных предприятиях и в организациях управленческие структуры строились в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым им полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Концепция иерархической структуры была сформулирована М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она исходила из следующих принципиальных положений:

четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения управленцами своих задач и обязанностей;

дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к данной должности.

Что же такое иерархия? Иерархия (от греч. hieros - священный и arche - власть) - 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) порядок подчинения низших должностей, подразделений, органов высшим; 3) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница).

Мы же будем понимать под иерархией совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных и наименее вознаграждаемых к наиболее престижным и наиболее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некорректно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции.

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, располагаются наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее, - внизу. Такой порядок называется иерархическим. Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней - верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной - классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху - большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж). Социальные блага - это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе.

Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возникает напряжение, которое можно назвать социальным. Действительно, те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства заключается в продвижении наверх не группой или массой, а в одиночку. Такой путь не требует разрушений: просто каждый, кто желает, и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не наоборот. Каждый желает жить лучше и никто - хуже. По возможности мы, обгоняя друг друга, устремляемся наверх - туда, где больше власти, привилегий и благ. Конечно, далеко не все испытывают страсть к обогащению или власти, но жить лучше хочет каждый. Одни видят лучшую жизнь в приобщении к духовному, другие - к материальному.

Итак, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы. Если то и другое соединить, никто не захочет продвигаться наверх. Восходящей мобильности соответствует явление, которое мы будем называть мотивацией достижения.

Социальные законы иерархии

Мы уже сказали о том, что социальную иерархию можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.

Первый закон: количество вакансий, расположенных внизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху. Под вакансиями нужно понимать или рабочие места, или должности, или позиции в формальной структуре организации. Благодаря тому, что вакансий наверху меньше, а желание занять их присутствует у большинства, появляется возможность отбирать людей: возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто находится наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, мы получаем обратную (перевернутую) пирамиду.

Из двух универсальных законов вытекает третий - закон социального неравенства. Согласно этому закону, в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения, и наоборот. Между двумя социальными полюсами (теми, кто находится внизу и имеет мало, и теми, кто располагается наверху и обладает многим) возникает социальное напряжение, переходящее в социальный конфликт. Люди, находящиеся внизу, стремятся переместиться наверх. В этом случае можно говорить о позитивной мотивации, ибо люди желают сменить свое низкое положение на более высокое и заполучить большее количество социальных благ. Когда речь заходит о тех, кто расположен наверху, мы сталкиваемся с явлением негативной мотивации людей, не желающих добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями.

Тесно связанный с ним четвертый закон - закон социальной поляризации гласит: в любом обществе существует две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий находится в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон описывает уже знакомую нам ситуацию, при которой большинство людей обладает меньшинством социальных благ, а меньшинство людей - большинством благ. Социальная поляризация предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным, либо столь незначительное его присутствие, которое не дает ему возможности оказывать существенное влияние на процесс распределения собственности и определение профиля стратификации.

Из закона социальной поляризации вытекает пятый закон - закон социальной дистанции, в котором нашли отражение несколько эмпирически наблюдаемых признаков:

2. чем больше уровней в иерархии и чем длиннее общая дистанция либо расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее отдельному индивиду преодолеть эту дистанцию в течение своей жизни;

3. чем больше уровней в иерархии и длиннее дистанция между полюсами, тем:

менее прозрачной для общественности является социальная пирамида;

труднее низам контролировать действия верхов;

шире диапазон свободы маневра и выше вероятность использования верхами нелегитимных действий;

с большей вероятностью люди, занимающиеся поддержанием этой пирамиды, будут стремиться к ее сохранению, а не изменению;

в большей степени судьба каждого отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от общих правил игры и существующих в иерархии традиций;

с большей вероятностью продвижение на следующую ступеньку будет определено не конкурсными правилами, а старшинством и выслугой лет;

вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.

Сравнив управление в рыночном и нерыночном обществах, сопоставив многочисленные исторические свидетельства, социолог может сделать вывод о том, что в административной системе субъекты управления (чиновники) заинтересованы в сохранении иерархии больше, чем в менеджменте. Если мы возьмем в качестве объекта исследования рыночное общество и сравним между собой государственный и частный сектора его, окажется, что в государственном секторе госслужащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей, чем в частном секторе, мере.

Отсюда можно вывести еще один, шестой, универсально-исторический закон управления - закон сохранения status quo иерархии, который гласит: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше их мотивация сохранять, а не разрушать ее. Пример знаменитого института кормленщиков, существовавшего на Руси с незапамятных времен, убеждает нас в том, что если служилые люди, поставленные на места центральными органами власти, получают средства существования исключительно за счет сборов с местного населения, они в максимальной степени заинтересованы сохранить сложившуюся систему неприкосновенной. Если в организации, не важно крупной или средней, служебное продвижение основано на принципе старшинства, и каждый ждет своей очереди, то заинтересованность в изменении существующего положения дел будет выше у тех, кто получил от этой системы наименьшее количество благ, и наоборот. Иными словами, старослужащие, исчерпавшие резерв мобильности и поднявшиеся по иерархии на максимально доступную им позицию, будут считать действующую в организации систему справедливой и эффективной. Напротив, молодые сотрудники, ждущие своей очереди и находящиеся внизу пирамиды, будут относиться к ней более негативно.

Но чем сильнее заинтересованы в сохранении существующей системы управления ее субъекты, чиновники, тем ниже скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций, приходящихся здесь на единицу времени. Назовем это утверждение седьмым закономуправления.

Скорость социального обновления систем управления разного типа неодинакова. В рыночном обществе она выше, в нерыночном ниже. Поскольку управление развивается, т. е. внедряет разное количество управленческих методов, принципов и техник, радикально меняющих положение дел, с неодинаковой скоростью, по прошествии некоторого времени между двумя типами обществ образуется разрыв во времени. Он показывает насколько нерыночное общество отстало в своем развитии от рыночного.

В рыночном обществе, которое по природе своей заинтересовано в малоуровневой иерархии и быстрой ротации кадров, социальное время движется быстрее и количество новаций, приходящихся здесь на единицу времени, выше. В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится, создается и функционирует по поводу распределения дефицитных благ.

Напомним, что благо - это все то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Выше других ценятся дефицитные блага, а именно то, чего недостает, как правило, к ним относят власть, доход, образование и престиж. Если денег на всех не хватает, возникает необходимость в разумном распределении их среди групп населения. В социалистическом обществе социальные и экономические блага стремились распределить поровну, независимо от трудового вклада, привилегий или социального положения. Таков социалистический идеал, воплощающийся в реальном обществе с большими или меньшими отклонениями. При капитализме никаких идеалов не выдвигают, а блага распределяются на основе конкурентной борьбы и рыночных механизмов. Поскольку конкурентоспособность людей различается, постольку блага достаются всем далеко не в равной мере, зато пропорционально личному трудовому вкладу.

Дефицитным благом можно сделать не все, что угодно, а только то, в чем человек нуждается, т.е. то, в чем у него есть потребность. В переводе на язык экономики потребность - это спрос. А он, как известно, рождает предложение.

Как мы выяснили, наибольшее количество социальных благ в пирамиде концентрируется наверху, наименьшее - внизу. Люди устремляются не сверху вниз, а снизу вверх. Но на их пути общество выстраивает систему фильтров-барьеров. Почему это происходит? Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху; принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Если любое решение и ошибка среднего менеджера (управленца) касаются ограниченной совокупности людей и всегда могут быть исправлены вышестоящим руководством, то ошибки и решения топ-менеджеров касаются всей популяции и никем не исправляются, а их деятельность не страхуется.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная компания в частности - базируется на ряде аксиом, которые можно сформулировать следующим образом:

Аксиома 1. Высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные сотрудники.

Аксиома 2. Чем выше позиция в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть занимающий ее менеджер.

Аксиома 3. Чем выше позиция в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые менеджером управленческие решения.

Аксиома 4. Наиболее качественные управленческие решения должны приниматься на самом верхнем уровне иерархии.

Аксиома 5. Чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого это решение касается.

Аксиома 6. Чем выше ответственность менеджера за принимаемое им решение, тем больше властных полномочий для проведения его в жизнь он должен иметь.

Аксиома 7. Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие позиции в иерархии.

Аксиома 8. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступеньках пирамиды.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посредине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится. Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и образованным открывай зеленую улицу наверх.

Согласно функциональной теории стратификации, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные люди. Здесь действует механизм заинтересованности (мобильности). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности, под которыми следует понимать такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение, лишение титулов и привилегий и т. п.

Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций. Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

ТЕОРИЯ КЛАССОВ

Пока нет текста обобщающей станицы предлагаю цитаты из статьи и главы 3 из статьи Значение иерархического инстинкта .

Многим может показаться, что статья про должна относиться к сфере биологии или психиатрии, но дело в том, что без понятия иерархический инстинкт мы ничего не поймем в разделе , и даже в рубрике , так как иерархический инстинкт есть фактор социального развития всех , а главное - иерархический инстинкт есть главный фактор появления и развития экономики у людей . Это открытие сделал , поэтому данная - есть лишь моя попытка развить и обосновать идеи создателя .

Что такое иерархический инстинкт

3.2. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта .

Иерархическая структура единиц человечества

3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как , сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.

3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри». являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии , которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения , благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом является ключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения , стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации

3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.

3.4. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:

  • 3.5. «закон иерархических компенсаций » (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях»...;
  • 3.6. «принцип моноцентризма » (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр»...;

3.7. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале». (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.)

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 1 ноября 2012 года .

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

История

Многие организации , например, компании , церкви , армии и политические движения являются иерархическими организациями (по крайней мере, официально). Обычно старшие, называемые начальниками, «боссами» и т.п., имеют больше власти, чем их подчинённые. Таким образом, отношения, определяющие эту иерархию, являются властными.

Существование иерархий, несправедливых с какой-либо точки зрения, вызывает общественную критику. Например, феминизм часто осуждает иерархию пола, в которой мужчины пользуются неоправданными привилегиями, такими как право участия в выборах (при отсутствии такового у женщин), более высокие зарплаты мужчин при выполнении аналогичной или идентичной работы, более быстрое продвижение мужчин по служебной лестнице, юридические привилегии мужчин (такие, как право наследования имущества родителей сыновьями, но не дочерьми), право на образование, занятие спортом, труд и т. д.

Следует отметить, что в этом контексте и в других, подобных ему, слово «иерархия» обычно используется как значение «иерархии власти» или «структуры власти». Феминистки и представители других социальных движений, например, с расистским или направленным против гомосексуалов уклоном, возможно, не соглашаются не с самой иерархией, как таковой, а скорее с определённой асимметрией, неравной ценностью мужчин и женщин, различных рас и т. д.

Анархизм и другие антиавторитарные социальные движения стремятся устранить все иерархические социальные отношения.

Иерархия в современном обществе

В большинстве стран работают социальные лифты , позволяющие людям менять своё положение в социуме. Количество и качество тех, кто стоит на вершине, описывается теорией элит . Слишком жёстко выстроенная иерархия обычно ведёт к тоталитаризму , слишком мягкая приводит к развалу общества.

Социальная иерархия в этологии

Этологи рассматривают этот предмет шире, считая человеческие отношения в значительной степени сходными с иерархическими отношениями у животных. В эксперименте Кэлхуна , к примеру, показывается, что отсутствие свободных социальных ниш для подрастающего поколения крайне вредно не для отдельной особи, а для выживания социума в целом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Социальная иерархия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Социальная иерархия

– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: