Предполагается наличие некой естественной иерархии. Семейные иерархии и коалиции: из порядка в хаос. Понятие иерархический инстинкт

Когда лежишь в снегу и пытаешься закрывать голову руками, чаще всего пытаешься как-то структурировать произошедшие события и выяснить, почему ты тут оказался, почему ситуация дошла до прямого конфликта и зачем это нужно нападающим.

Если отбросить всю шелуху оправданий и лицемерия, если перестать оправдывать агрессора и перекладывать вину на алкоголь, воспитание и сложную ситуацию в стране, ответ будет не самым обнадеживающим: тебя бьют, потому что ты слаб.

Обезьяна видит, обезьяна делает. Обезьяна видит возможность проявить силу, обезьяна ее проявляет. Можно обвинять ее, можно называть ее нецивилизованной и бессмысленно жестокой, но когда кто-то получает возможность проявить силу, немногие способны остаться человеком.

Интернет и социальные сети дают такую возможность всем, и поэтому мы имеем счастье наблюдать, как жирная туша насилия и агрессии переползает из подворотен и круглосуточных ларьков в огромный информационный бассейн. Больше не нужно рисковать, чтобы покормить обезьяну внутри. Больше не нужно быть смелым, чтобы быть плохим. У нас появился целый вагон возможностей для кибер-насилия.

Главное его преимущество – в том, что агрессор почти всегда остается недосягаем и в случае чего может оправдаться тем, что «это просто интернет». Степень личной ответственности снижается настолько, что оправдать себя можно практически за любой акт кибер-агрессии — от безобидного оскорбления в комментариях под фотографией до распространения личной информации жертвы без ее согласия.

По приблизительным подсчетам петербургской полиции за первые 6 месяцев этого года сексуальному шантажу в соцсетях подверглись около 6.000 человек. Но с заявлением к правоохранителям обратились около трехсот девушек, которым предлагали простой выбор: за то, чтобы их интимные снимки не попали в открытый доступ, нужно было заплатить или оказать шантажисту «сексуальную услугу».

Прогремевшая на весь Интернет акция собрала невообразимое количество оскорбительных и унизительных для жертв комментариев. Девушек называли «пуховыми овцами», обвиняли во лжи и написании фанфиков.

Стремление к доминации живет в каждом из нас, и каждый из нас будет рад поставить себя выше кого-то другого — побив, если хватит сил, публично унизив и высмеяв, если хватит обаяния, анонимно заклеймив и оскорбив, если представится такая возможность.

Культура насилия целиком строится на праве сильного, которое, в свою очередь, регулирует некую «естественную» иерархию: чем чаще агрессор доказывает, что он сильный и чем чаще унижает слабых, тем ближе он к вершине пирамиды.

И, конечно же, унижая тех, кто хочет вырваться из закрепленного для них места внизу пищевой пирамиды, он не просто ставит своих жертв на место, но и сам приподнимается чуть выше. Это закрепление слабых за своим положением, за своей социальной ролью, является основой патриархальной системы ценностей, которая неразрывно связана с культурой насилия.

Наше общество веками выстраивалось с позиций патриархальности. В нем поощрялось не только насилие, но и закрепление права на насилие у определенных групп. Мужчине практически всегда позволено менять свое положение в пирамиде. Проявляя силу, он действует в тех же рамках патриархальной культуры насилия, что и поддерживает само существование пирамиды.

Если копошение происходит у ее основания — женщины грызутся с женщинами, дети с детьми — общество склонно воспринимать это как норму. Но если тот, за кем закреплена роль жертвы, пытается сбросить с себя это ярмо, он подвергается еще большему давлению.

Это не означает, что положение полностью безнадежное — патриархальная культура получает все больше и больше тычков в лицо по всему миру, но до счастья, равенства и братства еще очень далеко. Пирамида находится в постоянном движении с тех пор, как какие-то парни вроде Боккаччо или Мора начали рассуждать о гуманизме, и хорошенечко встряхнулась, когда советы завалили царя и потоптали его самодержавный огород.

Мы поддерживаем пирамиду своим молчаливым согласием и принятием насилия как метода социального и личностного утверждения. Не только физического насилия, но и устного, нравственного, и, конечно же, интернет-насилия. И недостаточно просто уметь защитить себя: рядом с нами множество людей, которые не могут справиться c это жестокостью сами.

Человек обычно задействует свои самые сильные стороны, особенно когда самореализуется за чужой счет, так что он как минимум хорош в том, что делает — пинает ли он мальчишку из младших классов или пишет в интернете о том, что гомосексуальность противоестественна. Но если другого выхода нет — что поделать, иногда придется вступаться за слабых даже без надежды на успех.

Кто-то все время пытается вырваться, изменить свое положение в пирамиде, перестать быть тихой жертвой или забраться еще выше. Так что при любой возможности пнуть по этой пирамиде – надо пинать, при любом поползновении человека согнуть спину под тяжестью права сильного – надо действовать. Ставя себя на один уровень с жертвой и помогая ей, мы уже вытаскиваем по кирпичику из этой мерзкой пирамиды.

Иллюстрации:

Делить людей на различные типы, в принципе, можно бессчетным количеством способов, опираясь на самые различные их свойства.

Если делить их, например, по половому признаку, то они являются либо мужчинами, либо женщинами (либо гермафродитами).

Если делить их по степени творческой активности, то можно выделить творцов , хранителей и потребителей (как частный случай - "разрушителей").

Если учитывать общий склад души, то можно выделить людей божественной природы (санскритское "дивья бхава"), героической ("вира бхава") и животной ("пашу бхава") etc.

Если делить их, основываясь на идеях доктора Грейвза по способам восприятия мира,то можно выделить 9 базовых Memes

Надо заметить, что указанные модели не имеют никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу “лучше-хуже”.

На вершине – непогрешимая фигура, – поводырь по жизни. Властитель по-праву.

Под ним – ленивые и умные, элита и мозг сообщества.

Они не слишком озабочены трудами и утруждены заботами, но именно они производят идеи, строят стратегию, отлаживают систему и продумывают ходы.

Кроме того, ленивые и умные в силу “лени” не поражены пустым тщеславием, а в силу ума не посягнут на место первейшего.

Следом за ними стоят умные и энергичные.

От них толку меньше, поскольку размышлять и проникать в суть им мешает собственная предприимчивость, желание держать палец на пульсе и быть в курсе всего на свете.

А также стремление выковать карьеру – это тоже мешает думать.

Энергичные и тупые – нижний ярус иерархии.

Это – база, фундамент.

На нём, собственно, все и держится, так как своей ретивостью и способностью без рассуждений исполнять волю вождя энергичные и тупые хранят дисциплину, цементируют ряды и делают в глазах посторонних систему грозной.

Ну и вне иерархии ленивые и тупые, обычные “серые мыши”, которых просто не пускают “жировать в амбар”.

Зависимые. Главное устремление –кама etc.

Конечно, вайшью, родившийся в семье брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание, если не превзойдёт свой недостаток.

А кшатрий или брахман, родившийся в семье шудр, никогда не смириться с подобным положением, а будет усиленно "выбиваться в люди".

Теория социальной мобильности Питирима Сорокина –“Лифты”, восходящая и нисходящая социальная мобильность, облегчённый социальный осмос- это термины, применимые именно к устоявшемуся обществу

“Лифты”, и по Сорокину, и по Парсонсу, - каналы, движущиеся созиданием и трудом.

“Лифт” - это образование, карьера в армии, Церкви, профессиональный рост в компании или госструктуре, подъем собственного бизнеса.

Он, по идее, устроен так, что движущийся в “лифте” в последнюю очередь задумывается о том, какой этаж у этой конструкции последний, - важно, какой следующий, а то и это неважно.

Наконец, “социальный лифт” - это механизм, рассчитанный на спокойное и плавное передвижение сотен тысяч и миллионов людей, нескольких поколений, а не на стремительные взлеты местечковых чандал (Красного Хама и его помёта) в заоблачные высоты.

“Социальные лифты” - концепция, до сих пор сносно описывающая механизм сглаживания противоречий в структуре общества.

Но все-таки “социальные лифты” - это про труд поколений, про семейное воспитание, в конце концов, про напряженную многолетнюю работу, про её удачи и неудачи, про общественное измерение частной жизни.

1.4 Линнеевская иерархия

Биологимческая системамтика -- научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.

Систематика всегда предполагает, что:

окружающее нас разнообразие живых организмов имеет определённую внутреннюю структуру,

эта структура организована иерархически, то есть разные таксоны последовательно подчинены друг другу,

эта структура познаваема до конца, а значит, возможно построение полной и всеобъемлющей системы органического мира («естественной системы»).

Основные цели систематики:

наименование (в том числе и описание) таксонов,

диагностика (определение, то есть нахождение места в системе),

экстраполяция, то есть предсказание признаков объекта, основывающееся на том, что он относится к тому или иному таксону.

Современные классификации живых организмов построены по иерархическому принципу. Различные уровни иерархии (ранги) имеют собственные названия (от высших к низшим): царство, тип или отдел, класс, отряд или порядок, семейство, род и, собственно, вид. Виды состоят уже из отдельных особей. Принято, что любой конкретный организм должен последовательно принадлежать ко всем семи категориям. В сложных системах часто выделяют дополнительные категории, например, используя для этого приставки над- и под- (надкласс, подтип и т. п.). Каждый таксон должен иметь определённый ранг, то есть относиться к какой-либо таксономической категории.

Этот принцип построения системы получил название Линнеевской иерархии, по имени шведского натуралиста Карла Линнея, труды которого были положены в основу традиции современной научной систематики.

В настоящее время принято, чтобы классификация там, где это допустимо, следовала принципам эволюционизма. Обычно биологические системы создаются в виде списка, в котором каждая строчка соответствует какому-нибудь таксону (группе организмов). С 1960-х развивается направление систематики, называемое «кладистика» (или филогенетическая систематика), которое занимается упорядочиванием таксонов в эволюционное дерево -- кладограмму, то есть схему взаимоотношений таксонов. Если таксон включает всех потомков некой предковой формы, он является монофилетическим. В. Хенниг формализовал процедуру выяснения предкового таксона, и в своей кладистической систематике положил в основу классификации кладограмму, строящуюся при помощи компьютерных методик. Это направление является ныне ведущим в странах Европы и США.

Естествознание в контексте человеческой культуры

Уровни культуры организованы иерархически: существуют общие места большей или меньшей значимости, при этом одни культуры зависят от других. Так можно выстроить обычную иерархическую цепочку таких культур, как: естественных, гуманитарных...

Естествознание в системе наук

Объединенные специфическими методами исследования, естественные науки образуют иерархическую (греч. hieros -священный и arche - власть, расположение элементов в порядке от низшего к высшему, последовательность усложняющихся структур) систему...

Законы сохранения симметрии

Количество законов природы, сформулированных в естественных науках к настоящему времени, весьма велико. Эмпирические законы являются наиболее многочисленным классом...

Иерархическая организация

Первые же возникшие на Земле существа способны были к воспроизведению себе подобных за счет окружающей среды (иначе мы не назвали бы их существами). Следовательно...

Иерархическая организация

Многие исследователи пытаются разместить вce живые системы в едином иерархическом ряду, но при этом обычно те или иные системы остаются за бортом--то биогеоценозы, то популяции, то виды, не говоря уже о надвидовых таксонах...

Любой эгрегор это прежде всего системные ограничения для входящих в него людей. Что такое системные ограничения? Как от них избавиться, чтобы не зависеть от неосознанного психически обусловленного диктата системы? То есть, как научиться психологически входить и выходить из социально обусловленных систем (эгрегориальных матриц-алгоритмов) по жизненной необходимости?

Ясно, что избавиться от эгрегориального наследия никто из людей сразу и полностью не может. Мало того, существует множество эгрегоров, без водительства которыми люди не могут обходиться. Это эгрегоры обеспечивающие необходимую жизнедеятельность и безопасность во многих частных сферах нашей технократической цивилизации (их можно назвать эгрегорами профессионализма), в которой людям нужны навыки управления техникой и навыки самоуправления в узких сферах на уровне автоматизмов. Эти автоматизмы и обеспечивает эгрегориальная алгоритмика. Также есть целый спектр эгрегоров, обеспечивающих необходимую биологическую жизнедеятельность людей (их можно назвать эгрегорами основного биообеспечения вида Человек Разумный).

Однако, все эти названные и множество других частных эгрегоров жизнеобеспечения людей современной цивилизации вписаны (как нижестоящие в иерархии эгрегоров) в общекультурные эгрегоры, которые образовались при непосредственном «духовном» сопровождении входящих в них людей и в первую очередь - разного рода религиозных систем. То есть, религии являются первоисточником культурных эгрегоров, которые вписывают в себя все частные науки, технологии, многие приобретённые навыки биологического жизнеобеспечения людей.

По отношению к религиям (к религиозным системам) первичным может быть лишь мировоззрение и нравственность людей, стоящих у истоков образования религиозных систем (в частности - тех кто считается пророками и их историческими «последователями») и тех людей, кто вносил свои изменения в религиозные системы (эгрегоры и вещественную культуру) впоследствии.

Поэтому особо важен пересмотр нравственно-мировоззренческих основ религиозных систем с точки зрения богоцентричного мировоззрения и праведности, поскольку они - первооснова всего эгрегориального (духовного) обеспечения в обществе. Изменения в эгрегорах религий (и идеологий) обязательно приведёт к изменениям в частных эгрегорах жизнеобеспечения людей. Внесения же изменений в какие-либо частные эгрегоры жизнеобеспечения людей может конечно повлиять на алгоритмику религиозно-идеологических эгрегоров. Однако, имея в виду способность эгрегоров (особенно крупных религиозных) к самоадаптации в отношении разнообразных мелочей (частные изменения на низших ступенях духовной иерархии - мелочи), а также и возможности их менеджеров, не следует особо надеяться повлиять частностями на целое, в которое эти частности входят. Тем более, что менеджеры крупных религиозных систем следят за изменениями частностей и стараются вовремя адаптировать их под свои нужды.

Пока же существуют мощные религиозные идеологические неправедные системы, преображение которых дело не одного десятилетия, у людей, осознающих, что им пора выходить из подчинения этим системам, выход один - отстраиваться психологически от заданных в этих системах нравственно-мировоззренческих постулатов в сторону объективной праведности, двигаясь тем самым вверх по иерархии эгрегоров. Этим каждый может внести свой щедро оцененный Свыше вклад в дело построения «соборности» на Земле . Ясно, что если большинство людей последует примеру такой добро-вольной духовной динамики, неправедные эгрегоры будут преобразовываться в «соборности» как бы автоматически.

Короче говоря, начинать своё духовное преображение (начинать новую жизнь: тем более что в современном мире почти у всех в жизни неладно) нужно не с мелочей, а с нравственно-мировоззренческих вопросов: тогда всё остальное (житейские мелочи) будут налаживаться как бы сами собой. В этом неоценимую роль людям должно оказывать сравнительное богословие .

В то же время, системные ограничения , свойственные каждой эгрегориальной системе, будут духовно мешать людям, решившим встать на путь преображения собственной психики в человечность . Эгрегориально-системные ограничения можно мысленно уподобить барьеру, который должен взять прыгун в высоту в спортивных состязаниях. Делается это, как известно, после длительных изнурительных тренировок, концентрацией и усилием воли.

Также и эгрегор: прежде чем суметь преодолеть его системные запреты (ограничения), которые дадут о себе знать тут же как индивид примет решение о том, что он будет жить иначе - нужно много работать над собой (меняя нравственные ориентиры) и усилием воли мысленно и в делах настаивать на своём . Бог в праведности поможет, но результат, выражающийся в изменении эмоционального строя психики (как некая психологическая лёгкость после тяжести прежнего духовного груза), проявится не сразу.

Естественная духовная иерархия задана Свыше и изменить её никто из людей не в силах. В Мироздании всё устроено таким образом, что все существующие эгрегоры - творение интеллекта людей (если рассматривать лишь социальные системы и не касаться общебиосферных: ограничимся этим). И одна лишь - Божья Мhра (Божий Промысел) - творение Бога. Все эгрегоры (все частные мhры - алгоритмы эгрегоров) сходятся к Божией Мhре по восходящей.

Общий принцип схождения следующий: иерархически выше (ближе к Божией Мhре - её наилучшему Предложению Свыше) тот эгрегор, содержание которого (алгоримика-мhра) с позиции Бога праведнее остальных.

В то же время информация для принятия того или иного решения, либо просто бессознательное водительство индивида со стороны любого эгрегора происходит при “подключке” индивида нему. Понятно, что чем выше по естественной духовной иерархии эгрегор, на которую имеет возможность выходить индивид (“подключаться” к нему), тем более важную информацию он получит для принятия правильного решения .

Идеальный вариант, которого ждёт Бог от людей - это возможность легко входить во все эгрегоры за информацией (имеется в виду конечное число эгрегоров для каждого человека, что обусловлено в частности судьбой человека; а для всех - весь набор эгрегоров), не будучи в положении «зомби» ни одного из них при непосредственном водительстве Свыше .

Свободный доступ к вышестоящему эгрегору, грубо говоря , обеспечивает относительную безопасность нахождения в нижестоящем. При этом, пребывая в нижестоящем эгрегоре, индивид (который имеет доступ в вышестоящий эгрегор) как бы “невидим” системным ограничениям нижестоящего эгрегора. Умение входить в нижестоящие и выходить из вышестоящих эгрегоров, руководствуясь информацией (и алгоритмикой) Божьего Промысла в диалоге с Богом - залог полной безопасности и правильности принятия решений при нахождении в любых нижестоящих эгрегорах.

Примечания:

7 В церковном христианстве термин обозначающий стремление объединить все церковно-христианские течения в одно.

77 Хотя и частности тоже могут эффективно влиять на общую эгрегориальную алгоритмику основных духовных систем на очень длительных промежутках времени. Этот вопрос будет рассмотрен в одной из следующих глав.

иерархический инстинкт человека

Иерархический инстинкт человека

22.08.2017. Так как данная статья написана для подкрепления тезиса: Иерархический инстинкт как фактор появления экономики , то мы не полезем в дебри биологии для выяснения вопроса - каким образом инстинкты закрепляются в мозгу животных, а просто попытаемся выяснить значения понятий ИЕРАРХИЯ и ИНСТИНКТ, которых соединило одно понятие иерархический инстинкт .

1.2. Сегодня инстинкты чаще рассматриваются в плоскости поведения одного индивидуума, тогда как иерархический инстинкт относится к социальным инстинктам, которые проявляются во взаимодействии с представителями того же вида. В Интернете крайне мало информации об иерархическом инстинкте , да еще социобиологи порой термин иерархический инстинкт подменяют словосочетанием вертикальная консолидация . По моему мнению, современная этология на пути деградации, так как генетически обусловленное поведение не вызывает интереса у элиты современных государств , однако когда-то значения иерархического инстинкта интересовало многих, например, теоретик ортодоксального марксизма Карл Каутский считал, что «Нравственный закон есть не что иное, как животный инстинкт».

1.2. У животных, общественная сплочённость которых становится деятельным орудием в борьбе за существование, благодаря ней вырабатываются общественные, социальные инстинкты, вырастающие в некоторых группах и индивидах в такую удивительную силу, что могут даже победить инстинкты самосохранения и размножения, если вступают с ними в конфликт. Этика и материалистическое понимание истории

Иерархический инстинкт у людей

Почему люди живут группами

2.1. Казалось бы, ответ очевиден - большинство приматов живут в составе групп , а вид Homo sapiens просто унаследовал стайный образ жизни от высших обезьян . Впрочем, тут все не так просто, но если мы поймем причины проживания людей в единицах человечества , то сможем ответить на вопрос: - почему происходила смена естественных единиц человечества: ПЛЕМЯ ->ВОЖДЕСТВО -> ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН . Следующая единица человечества - ГОСУДАРСТВО - имелане естественное (?) происхождение (См. ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА в НЕОКОНОМИКЕ), но образование будущей единицы человечества - ПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - снова представляется как эволюционное. Темп роста численности являлся фактором социальной эволюции, но численность зависит от ресурсов, а значит, напрямую от размера суши планеты , который сам - есть фатальный фактор для будущего разумных существ на любой планете . Ведь от него зависит - выйдут ли разумные существа в космос , так как максимум численности определяет предел технологического развития. Впрочем, для Земли - это лишь теоретический вопрос, так как уже сегодняшний мировой кризис способен отбросить человечества на уровень технологий столетней давности. ДА, у нас есть свидетельства проживания предков людей в составе многочисленных групп, но это не объясняет вопрос - почему группы были у гоминид , от которых мы по «принципу наследования» выводим структуру последующих сообществ людей.

2.2. Сомнения в правильность такого подхода «как наследование» - вносит образ жизни орангутанов , несомненно - гоминид, которые, однако, большей частью живут поодиночке, что не свойственно не только гоминидам , но и высшим обезьянам . Хотя отрицательное значение примера орангутанов можно убрать за счет того объяснения, что они находятся на пути регресса - как возвращение наземных гоминид к образу жизни на ветках деревьев. Видимо, или люди их оттеснили, или некие виды наземных гоминид сами когда-то дошли до сплошных тропических лесов Юго-Восточной Азии , где основные ресурсы находились в пологе леса. Однако если бы лес был богат этими ресурсами, то численность групп предков орангутанов - скорее бы выросла, но мы можем предположить, что разделение стаи на отдельные особи - было как раз способом увеличения объема ресурсов, приходящегося на одну особь. Не было скоплений ресурсов, а рассредоточенное их расположение не могло прокормить группу. Эта версия хотя бы объясняет крупные размеры тел современных орангутанов.

2.3. У первобытных людей, как потомков гоминид , которые вопреки всем биологическим законам, сумели освоить степи , всегда существовала задача выживания в этой непригодной для них среде , так как вся предыдущая эволюция приматов проходила в сторону специализации их - как обитателей верхнего яруса тропического леса. Но общее похолодание климата планеты, начавшееся порядка 40 миллионов лет назад, сужало ареал их обитания, так как леса сменялись отрытыми пространствами степей, где единственным богатым ресурсом для гоминид могло быть лишь мясо травоядных животных, и то, опять же, лишь в силу их всеядности , доставшейся приматам по наследству от общего предка с грызунами .

2.4. Миллионы лет до похолодания - приматы развивались преимущественно как потребители листьев и плодов деревьев , но траву в пищу растительноядные приматы употреблять не могли, поэтому для них единственным оставался - путь превращения в хищника , однако, миллионы лет эволюции превратили обезьян в некрупных существ, так как средой их обитания были ветки деревьев. Хотя на стадии перехода к наземному образу жизни при освоении нижнего яруса редколесья и саванн , тела наземных обезьян стали крупнее, но одна особь не была способна убить животное даже среднего размера, так как в теле гоминид не имелось хищнических приспособлений в виде клыков и когтей.

2.5. Само строение тела перекрывало обезьянам всякую возможность быстрого передвижения на четырех конечностях, да и какой прок - от скорости при любом виде локомоции , если нет ароморфоза для убийства жертвы и защиты от хищника. Однако тот путь, который выбрали гоминиды - нельзя назвать уникальным, так как сегодня на путь увеличения численности единиц вида вступили павианы из семейства мартышковых , которые стали настоящими жителями открытых пространств.

2.6. Почему же численность групп стала билетом для освоения степей? Объяснение простое: - при росте численности в группе - растет число особей, способных участвовать в обороне от хищников (каковую роль в группах павиан - исполняют молодые самцы, охраняющие стаю по бокам). Гоминиды-предки людей пошли еще дальше, превратив группу мужчин защитников в отряд нападения - как на травоядных животных, ставших объектом ежедневной охоты, так и на хищников. Этот отряд в группах гоминид превратился в настоящего суперхищника по отношению к окружающей фауне , когти и клыки которого заменяли палки-копья и камни в руках охотников.

2.7. Гоминиды смогли выйти в степь лишь в составе многочисленных группу, так как проявилась положительная связь между числом охотников и объемом добываемого мяса. После появления орудий охоты - объем добываемого мяса определялся лишь наличием животных в пределах круга доступности вокруг стоянки. Даже в группе у первобытных охотников не было решающего удара для убийства крупной жертвы, но с появлением орудий охоты - размер перестал иметь какое-либо значение при выборе жертвы, так как у людей появилась возможность убить и мамонта, ведь результат стал зависеть от продолжительности серии ударов орудиями охоты.

2.8. Самым важным фактором успешности охоты была именно численность единиц вида, но численность в одной стоянке имела объективное ограничение, ведь нагрузка на фауну приводила к уменьшению числа животных в округе, так что с ростом численности объем потребления каждого члена уменьшался, что служило сигналом для почкования единицы человечества, целью которого был вывод части группы на территорию нового природного комплекса , что восстанавливало норму потребления, как в материнской, так и в отпочковавшейся группе.

2.9. Единица вида гоминид была группой, обеспечивающей себя всем необходимым из природного комплекса. Кратковременный или ежедневный природный комплекс в идеале представлял собой круг, радиус которого был равен шаговой доступностью до границ туда и обратно в течение светового дня. Оставаться на ночь вне стоянки, где защиту от хищников в первую очередь обеспечивала большая численность взрослых особей, было равносильно тому, что обрекать себя на верную смерть. Кроме того стоянка была местом экономической жизни, куда охотники приносили добытое мясо жертв, а остальные члены группы - растительные продукты, собранные в округе методом собирательства.

2.10. В реальных условиях даже теплых саванн - образ жизни первобытных людей с первых дней был кочевой, так как и там - животные совершают сезонные миграции. Мы не знаем место формирования первых степных гоминид, возможно потому, что уже на ранних этапах освоения степей ради обеспечения стабильности поступлениям мяса - единицы человечества должны были следовать за стадами, которые могли даже мигрировать из Африки в Евразию. При этом годовой природный комплекс был некой чередой кратковременных кругов доступности вокруг стоянок, которые делались на маршруте следования за мигрирующим стадом.

2.12. Эти излишние сведения о характере групп гоминид и первобытных людей я даю ради того, чтобы показать, что антропоиды жили не просто в неких абстрактных социальных группах , а в составе конкретных единиц вида и единиц человечества , которые мы называем термином ПЛЕМЯ . В первобытные времена ВНЕ группы - ни гоминид, ни один человек - долго прожить не мог. Даже больше - если численность группы снижалась ниже некой планки, за которой ее уже нельзя характеризовать как ПЛЕМЯ (от 100 до 250 членов), то ее члены были обречены на гибель от голода, если раньше их не съедали хищники.

Понятие иерархический инстинкт

Иерархическая структура единиц человечества

3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как СИСТЕМУ , сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.

3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри».Единицы вида являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии , которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения , благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом являетсяключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения , стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации

3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.

Как появился иерархический инстинкт

4.1. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным атрибутом стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта .

Владимир Точилин, Тамбов, 28.08.2017.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: