Интересные факты о листопаде. Познавательно-исследовательский проект «Что такое листопад? Что такое листопад

07.04.2015 19:31

Актуализация темы:

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и

кустарников перед листопадом.

Задачи:

в осенний период.

изменяют окраску.

Объект исследования:

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и

кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело или листья боятся холода.

Практическая значимость

Новизна

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Почему осенью листопад"»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная

школа посёлок Лёвинцы Оричевского района Кировской области

VII районная конференция исследовательских работ и проектов младших

школьников «Я познаю природу»

ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЛИСТОПАД

Выполнила работу: ученица 4 класса

Мальцева Александра

Руководитель: Чагина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

пгт. Лёвинцы

Введение …………………………………………………… I.Литературный обзор ………………………………………

1.1 Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников

1.2 Листопад у лиственных деревьев и кустарников …………

1.3 Особенности листопада у разных деревьев и кустарников …

II. Методы исследования

2.1 Этапы работы

2.2 Методики исследования

III. Результаты исследования

Проведение исследований по извлечению пигментов из растительного материала, результаты опытов……

Список литературы …………………………………………….

Приложение …………………………………………………

Введение

Актуализация темы:

Мне всегда было интересно узнать, откуда у осени столько ярких разнообразных красок. Ведь летом все листья зелёного цвета. Почему именно осенью листва меняет окраску, и листья становятся жёлтыми, красными, багровыми. На уроке «Окружающий мир» мы изучали сезонные изменения в природе. Принесли с экскурсии много разноцветных листьев. А вот ответа, почему все листья разной окраски, я так и не получила, тогда решила самостоятельно это выяснить.

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников

в осенний период.

3. Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках

изменяют окраску.

4. Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.

Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода.

Практическая значимость : умение самим добывать информацию по нужной теме, находить применение полученным знаниям в повседневной жизни, развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.

Новизна работы заключается в том, что таких исследований в нашей школе ещё никто не проводил, материала в литературе по данной теме недостаточно.

I Литературный обзор

1.1 Что такое листопад

Листопад - естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников осенью, связанное с подготовкой растений к зиме и вызванное изменением длины дня. Лишь у немногих (напр., дуб) листья засыхают и постепенно разрушаются; обыкновенно листья, предварительно потерявшие зелёный цвет и ставшие жёлтыми и красными, опадают. Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растение на какой-либо срок теряет все листья, их называют листопадными. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически 1 .

1.2 Основные осенние сезоны

Осень – одно из четырёх времён года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура воздуха.

Условно осень делится на четыре подсезона.

1 подсезон – начало осени. Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип, вяза, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября.

2 подсезон – золотая осень. Длится приблизительно с конца сентября по середину октября. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса.

3 подсезон – глубокая осень (октябрь). С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю).

4 подсезон – предзимье (первая половина ноября). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. 2

1.3 Зелёный цвет листьев

Летом все деревья имеют одну окраску – зелёную. А вот осенью те же самые листья приобретают различную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Оказывается, листья зелёного цвета потому, что в них содержится особое вещество – хлорофилл. Учёные назвали это вещество хлорофиллом (от греческих слов «хлорос» - зелёный и «филлон» - лист). Хлорофилл считают зелёной кровью растений. Он как будто крошечная кухня внутри каждого листочка! Эта кухня помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растений. Наука доказала, что без зелёного листа не только не может жить растение, но не было бы и вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое на планете. Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев называл лист великой фабрикой жизни. Большую часть жизни Тимирязев посвятил исследованиям хлорофилла. В своей книге «Жизнь растения» он на ярких примерах показал, как питается, растёт, развивается и размножается зелёное растение. Хлорофилл играет главную роль в фотосинтезе. 3 Процесс фотосинтеза можно изобразить вот такой простой формулой.

ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СВЕТ = ГЛЮКОЗА + КИСЛОРОД

ХЛОРОФИЛЛ

Листья кажутся нам зелёными от большого количества хлорофилловых зёрен, расположенных в листе. Вместе с хлорофиллом в листе есть и другие пигменты 4 - КАРОТИНОИДЫ (жёлтый и оранжевый цвет), АНТОЦИАН (красный цвет и багровый). Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется.

Но это происходит только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго, образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. И лист всё время остаётся зелёным. В это время другие пигменты «дремлют». К концу лета - началу осени дни становятся короче. Деревья чувствуют приближение холода и начинают готовиться к зиме. Света растения уже получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, а ночью не успевает восстановиться. Зелёный свет в листе убывает, и заметным становится жёлтый, багряный или красный оттенок. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Деревья и растения подготавливаются к зиме, и дают нам возможность каждый раз восхищаться их прекрасным разноцветьем. 5

II . Методы исследования

2.1. Этапы работы

1 этап – подготовительный : постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.

2 этап – экспериментальный : проводился сбор опавших листьев на территории пришкольного участка. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение опытов по окраске листьев.

3 этап – аналитический : анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период, экспериментальным путём выяснение от чего зависит окраска листьев на деревьях и кустарниках, выделение растительных пигментов.

4 этап – отчетный : оформление исследовательской работы.

5 этап – информационный : с результатами работы были ознакомлены ученики нашего класса и участники районной конференции.

2.2 Методы работы

2.2.1 Опрос одноклассников о причинах изменения окраски листьев.

2.2.2 Наблюдения за изменением окраски листьев в разные подсезоны

2.2.3 Сбор опавших листьев деревьев: берёзы повислой, клёна

американского, осины, рябины, ольхи серой; кустарников: шиповника

майского, сирени, аронии (черноплодной рябины).

2.2.4 Проведение опытов по изменению окраски листьев

Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

III . Результаты исследования

3.1 Результаты опроса одноклассников

Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.

Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»

3.2 Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные

подсезоны осени

Растение

1 подсезон

2 подсезон

3 подсезон

4 подсезон

Берёза повислая

первые жёлтые листочки

обильное пожелтение листвы

окончание листопада

Клён американский

багряный цвет листьев

опадение листвы

жёлтые и ярко-красные листья

окончание листопада

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

Ольха серая

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

Шиповник майский

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

пурпурно-красный цвет

опадение листвы

Вывод:

3.3 Результаты опытов

ОПЫТ № 1

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба

Ход работы : для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.

Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.

ОПЫТ № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички

Ход работы : теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,

спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску

Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.

(Приложение №1)

ОПЫТ № 3

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота

Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко - розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.

Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота

Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.

(Приложение № 2)

Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:

опыты

проведение

результаты

вывод

Опыт №1

с листьями сирени

лист сирени опустили в спиртовый раствор

спирт окрасился в светло-зелёный цвет

хлорофилл растворяется в спирту

Опыт №2

с листьями сирени

колбу со спиртом нагревали на водяной бане

спирт приобрёл изумрудно-зелёный цвет

хлорофилл при нагревании

растворяется в спирту быстрее

Опыт №3

листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислоты

вода окрасилась в розовый цвет

из листьев капусты выделился антоциан

Опыт №4

с листьями краснокочанной капусты

листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса

вода окрасилась в ярко-красный цвет

из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет

Выводы по результатам исследования:

    Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное

опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме.

2. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и

увидела, что листья окрашены по-разному.

3. Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того,

какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе.

4. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в

зимний период.

Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.

Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.

Список литературы

    Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/

М.: Просвещение, - 1998.- 84-91 с.

    Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/

М.: Педагогика-пресс, - 1993. – 182-184 с.

    Детская энциклопедия. Лес [текст]/ - 2003 - № 8. – 24-40 с.

    Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, - 1985. -

    Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.:

Паритет, - 2004. – 27-28 с., 128-129 с.

    Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.

7. Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.

8. Сайты в Интернете: www. mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml

http://www.countrysideliving.net/ART_Aut

slovari.yandex.ru

Материал из Википедии – свободной

энциклопедии

Приложение № 1

ОПЫТ № 1 и № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Рис.1 Рис.2

Приложение № 2

ОПЫТ 3 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2


Рис.3 Рис.4

Рис.5

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2

Рис.4

1 slovari.yandex.ru

2 Материал из Википедии – свободной энциклопедии

3 Фотосинтез - процесс образовария в зелёных листьях питательных веществ на свету.

4 Пигменты органические соединения, которые есть в клетках растений и окрашивающие их.

5 www.mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml




Цель: формировать элементарные представления о признаках осени. Задачи: Дать элементарное представление об осеннем явлении природы - листопад. Воспитывать у детей умение любоваться осенней красотой природы. Развивать пальчики рук во время лепки. Формировать умение правильно держать кисть во время рисования.




Социально- коммуникативное развитие Пальчиковая игра «Осенние листья» Дидактическая игра «Соберем разноцветные листья» На прогулке: Сбор листьев «Осенний букет для мамы, бабушки» Подвижная игра «Устроим листопад для…» Познавательное развитие Беседа о приметах осени. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень. Листопад». Знакомство с аудиозаписью звуки природы: «Шум листьев и ветра» На прогулке Рассматривание листьев разных деревьев. Наблюдения за листвой: как шуршат листья, как летят листочки, как шумят листья на деревьях. 2 этап: практический


Речевое развитие Чтение стихов о листопаде. Художественно- эстетическое развитие Лепка «Осенние дорожки и листочки»: методом отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска и приклеивать на лист бумаги. Рисование «Листопад»: рисование красками и кистью методом приманивания кисти к листу бумаги. Раскраска «Осенние листья» Физическое развитие Подвижная игра «Листопад» Музыкально-ритмичные движения под музыку «Танец с листочками» Т.Суворова.
Ожидаемый результат: Дети имеют представление о признаках осени и что такое листопад. Закреплен навык отщипнуть кусочек пластилина от целого куска и приклеивать на лист бумаги (у большинства детей). Сформировано умение держать кисть во время рисования (у большинства детей)

Педагогический проект « Листопад» во 2 младшей группе

Педагоги:

Емелина Наталия Николаевна – старший воспитатель МБДОУ № 109 «Курай»

Якупова Рахиля Рахметовна – воспитатель МБДОУ № 109 «Курай»

Мухамадеева Венера Юрьевна музыкальный руководитель МБДОУ № 5 «Теремок»

Название проекта Листопад.

Вид проекта Музыкально-творческий.

Участники проекта – Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации – 1 месяц.

Актуальность Природа с её многообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Необходимо направлять процесс восприятия детьми природы. Полученные знания позволяют детям ориентироваться в окружающем, способствуют развитию у них сенсорных процессов, логического мышления, речи.

Цель – Развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатлёнными в произведениях искусства. Расширять эмоциональный опыт.

Задачи 1. Развивать творческое воображение, познавательные способности.

2. Познакомить детей с цветом, формой, фактурой осенних листьев в природе и живописи.

3. Закреплять и расширять знания об осенних явлениях средствами музыки, поэзии и развивающих игр.

Прогнозируемый результат:

Актуализация знаний детей об осени, ее признаках.

Пополнение словарного запаса, умение радоваться природе.

Умение передавать звуки, краски природы с помощью музыки, танцев, игр.

Пути реализации проекта:

1.Беседа « Что такое осень?»

Цель: дать представление об осени. Воспитывать интерес к природе.

2.Чтение стихотворения « Осень» В. Карасёвой.

Цель: воспитывать умение слушать. Учить понимать смысл произведения, развивать образную речь.

3.Рассматривание иллюстраций, картин « Золотая осень» И. Остроухова, « Осень» М. Башкирцевой.

Цель: развивать наблюдательность, внимание, речь.

4.Пальчиковая игра « На прогулку в лес»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

5.Музыкально-дидактическая игра « Чудо-нос»

Цель: развитие дыхания.

6.Прослушивание песни « Листопад» Гомоновой.

Цель: учить различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья.)

7.Пение песни « Осень» муз. И. Петренко, сл. Ю. Михайленко

8.Танец с осенними листочками, муз. Филиппенко, сл. Волгиной.

Цель: учить передавать образ осенних листочков. Учить согласовывать слова и движения.

9.Дидактическая игра « Рассортируй листочки по цвету»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету.

10.Рисование « Разноцветный ковёр из листьев»

Цель: познакомить с приёмом рисования по трафарету, закрепить знания основных цветов.

11.Отгадывание загадки:

« Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет»

Цель: развивать мышление, учить отгадывать загадки.

12.Развлечение « Осень в гости ждём»

Цель: обобщение знаний об осени. Создать радостное настроение родителям и детям.

13.Тематическая непосредственно-образовательная деятельность « Прогулка в осенний лес»

Цель: соединить знания из различных областей на основе одной сквозной темы.

14.Проулка в осенний парк.

Цель: наблюдение за осенними изменениями в природе.

Приведу пример комплексной НОД, проведённой в рамках реализации проекта.

Конспект НОД на тему «Листопад»

2 младшая группа

Продолжать знакомить детей с приёмом рисования по трафарету; закрепить знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный).

Прививать художественный вкус, учить видеть прекрасное вокруг себя.

Учить радоваться своей работе и работам друзей.

Закреплять и расширять знания об осенних явлениях средствами музыки.

Учить детей петь, формировать навык совместного пения.

Развивать согласованность движений с музыкой.

Материал к занятию: гуашь 3-х цветов, трафареты на каждого ребёнка, поролон для тампонирования, салфетки.

Словарная работа: листопад, обсыпается, разноцветные.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке. Прослушивание музыкальных произведений «Классика для малышей»П.И.Чайковский «Октябрь» (Времена года), И.С. Бах «Аве Мария.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! (дети здороваются)

Строго гости не судите

Вы нас, гости, подождите,

Мы приедем к вам опять,

Будем чаем угощать,

Много интересного показывать,

И конечно же рассказывать.

Воспитатель: Автобус большой ждёт нас, друзья,

Места в нём занять предлагаю вам я.

Автобус поведу у всех на виду,

Куда мы приедем я вам покажу.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ехали – ехали, а куда приехали?

Дети: В лес!

Воспитатель: А какое время года сейчас хозяйничает в лесу?

Дети: Осень!

Воспитатель: Ребята, давайте про осень песню споём

ПЕСНЯ « ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА» СЛ. И МУЗ. Л. МОЧАЛОВОЙ.

Музыкальный руководитель: Зайка, не бойся нас! Посиди на пенёчке и послушай какую тебе ребятки песню споют.

ПЕСНЯ « У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАЙКА» МУЗ. А. ФИЛИППЕНКО, СЛ. Т. ВОЛГИНОЙ.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.

Весной на дереве вырастают, а осенью опадают.

Дети: Листочки.

Воспитатель: Листопад, листопад!

Листья ….. белые летят?

Ай-яй-яй! Непорядок! Видно не успела осень побывать в этом лесу.

– А какого цвета листочки осенью?

Дети: Красные, жёлтые, зелёные.

Воспитатель: Давайте мы поможем осени. Берите каждый по листочку и проходите к столам.

Ребята, что у меня в руках?

Дети: Трафарет.

Воспитатель: Найдите трафарет такой же формы, как и ваш листочек. Приложите трафарет к листочку и плотно прижмите его левой рукой. Правой рукой возьмите поролон, обмакните в краску и прижмите на пустое место трафарета. (дети выполняют работу)

Воспитатель: Теперь осторожно, не сдвигая, снимите трафарет. Какие красивые разноцветные листочки у вас получились!

Музыкальный руководитель: Листики разные,

Листики резные,

Жёлтые, красные,

Потанцуйте с ними!

ТАНЕЦ С ЛИСТОЧКАМИ СЛОВА Е. А. ОБОРИНОЙ.

1.Золотые листики кружатся, летят.

Золотые листики танцевать хотят.

(бегают по залу в разных направлениях)

И подумал листик: скучно одному,

Я себе для танца друга отыщу!

(козырёк вправо, влево)

Проигрыш: находят себе пару.

2. Веселее вместе по ветру лететь,

(качаются с ноги на ногу в парах)

Можно покружиться, можно песню спеть.

(кружатся в лодочке)

Ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Вот какая дружба крепкая моя!

(Обнимаются нежно)

Проигрыш: все перестраиваются в круг.

3. Полетели вместе листики вперёд,

(бегут вперёд)

Ах, какой красивый, дружный хоровод!

(бегут обратно)

Ветер затихает листики кружа,

(кружатся)

Падают на землю листики шурша.

(Приседают)

Воспитатель: (беру корзинку)

По дорожке золотистой

Осень тихо в лес вошла.

Груш и яблок нам душистых

Много – много принесла.

(показываю корзинку с угощением)

– А теперь скорей, друзья,

Занимайте в автобусе места.

ПЕСНЯ « АВТОБУС» МУЗЫКА ЖЕЛЕЗНОВОЙ.

Воспитатель: Вот мы и верулись в детский сад!

– Мы расскажем вам, гости,

Где мы побывали,

И как осенние листочки рисовали.

(итог занятия)

Работа с родителями:

1.Беседа «Наблюдаем вместе с детьми».

2.Ширма «Осень – чудная пора».

3.Консультация «Прогулки юного натуралиста».

4.Организация выставки поделок «Осенние чудеса».

Список литературы:

1.«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада» автор О. Соломенникова.

2.«Дошкольникам об искусстве»

3.« Играем каждый день» В. И. Ткачёва.

4.«Весёлая карусель. Игры. Танцы. Упражнения. Для детей младшего возраста» Н. В. Зарецкая.

5.« Аппликация в детском саду» А. Н. Малышева.

6.« Организация деятельности детей на прогулке» Т. Г. Кобзева.

7.« 365 игр для детей» О. И Кравцова.

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:

В работе с дошкольниками по данному проекту использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных областей, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. объединение различных видов деятельности ребенка. Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Вся деятельность строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и была направлена на формирование экологических знаний о природных явлениях, происходящих в осенний период и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Разработанный мной проект показал свою эффективность: дети систематизировали накопленные представления об осени, об изменениях в жизни растительного и животного мира с наступлением осени.

Людмила Рябоконева
Познавательно-исследовательский проект «Что такое листопад?»

17 марта 2017 года в нашем детском саду проходил конкурс "Страна чудес - страна исследований". Этот конкурс в нашем учреждении стал традицией, так как проводится ежегодно. Моя воспитанница заняла самое почётное звание "Юный исследователь 2017".

Предлагаю вашему вниманию наш проект "Что такое листопад ?"

ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю природу! Весной всё живое «просыпается» от зимнего сна. На деревьях появляются первые листочки , и к лету всё вокруг зеленеет и цветёт. Осенью листья меняют окраску : становятся жёлтыми, красными, бурыми, а с приходом первых холодов, листья постепенно начинают опадать, а зимой их вообще нет!

Мне стало интересно, что…

Листья бывают разные : зелёные, жёлтые, красные,

А бывает, что их не бывает – это время зимой называют!

Выяснить, почему деревья сбрасывают листву ?

Задачи :

1. Изучить литературу и другие источники информации.

2. Провести наблюдения за окраской

лиственных деревьев и кустарников

в разный период времени.

3. Исследовать, почему осенью листья

на деревьях и кустарниках изменяют

окраску и опадают.

Гипотеза

1. Я думаю, что листья меняют окраску , потому что дерево заболело.

2. Я думаю, что деревья и кустарники сбрасывают листву , потому что листья боятся холода .

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Чтобы узнать, почему деревья сбрасывают листву , мне помогли мои воспитатели и моя мама. Мы читали книги, наблюдали за деревьями и даже искали ответ на мой вопрос в интернете.

Своё исследование мы спланировали так :

Изучаем книги, справочники, энциклопедии.

Используем ресурсы Глобальной сети Интернет.

Наблюдаем за деревьями и кустарниками нашей местности.

Делаем выводы

Вот что мы узнали!

Поработав с разными источниками информации, я узнала, что осенью деревья и кустарники готовятся к зиме и сбрасывают листья . Это явление называется – ЛИСТОПАД (Слайд №5)

Мои наблюдения показали : окраска листьев меняется постепенно . Например, ранней осенью листья у берёзы зелёно-жёлтые, а вот поздней осенью они все жёлтые и сухие. Сухие листья очень лёгкие , и ветер их срывает с деревьев. (Слайд №6)

Не все листья осенью имеют жёлтый цвет. К примеру, у осины они красные, у черёмухи - бурые, а у рябины и шиповника листья цветные . (Слайд №7)

Так почему же листья меняют окраску ?

Оказывается лист – это целая фабрика ! Потому что в нём находится вещество – хлорофилл, который придаёт листьям зелёную окраску . Хлорофилл образуется на свету, вот почему летом листья зелёные . Потому что летом очень длинные дни и ярко светит солнце.

Если рассмотреть лист под лупой или микроскопом, то действительно лист имеет зелёный цвет (Слайд № 8)

Если лист дерева растолочь и превратить в кашицу, переложить содержимое в колбу или банку, налить немного воды и подогреть до кипения, то мы увидим, что вода окрасилась в зелёный цвет.

Вывод : в листьях действительно содержится вещество, которое придаёт листьям зелёный цвет – это хлорофилл. (Слайд №9)

К концу лета дни становятся короче, солнечного света не хватает деревьям. А ещё, после заморозков, вода в земле замерзает, дерево получает влаги всё меньше и меньше. Листьям не хватает воды и света, поэтому они засыхают и опадают. (Слайд № 10)

Если хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет , то значит есть вещество, которое окрашивает листья в жёлтый и красный цвет?

Ответ на этот вопрос мы поискали в интернете.

Из интернета узнали, что вместе с хлорофиллом в листе есть и другие вещества : каратиноиды и антоцианы. Если в листьях больше каратиноидов , то листья осенью окрашиваются в жёлтый и оранжевый цвет, а если больше антоцианов – в бурый, фиолетовый и красный цвет! (Слайд № 11)

Это интересно, что…

Хлорофилл, каратиноиды, антоцианы окрашивают листья не только деревьев и кустарников, но и плоды и овощи.

Каратиноиды содержит – морковь, тыква, болгарский перец, персики, дыни, абрикосы.

Антоцианы содержит – свёкла, баклажаны, слива, черника, чёрная смородина, голубика, цветная капуста. (Слайд № 12)

Листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса. Вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод : из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет. (Слайд № 13)

Выводы :

1. Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад – это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой деревьев к зиме.

2. Я провела наблюдение за окраской листьев деревьев и кустарников осенью, и увидела, что листья окрашиваются постепенно, чем реже солнечные лучи, тем желтее и краснее листья .

3. В листьях деревьев и кустарниках содержатся вещества, которые окрашивают листья в определённый цвет – это хлорофилл, каратиноиды, антоцианы. Это доказывают опыты моей работы. (Слайд № 14)

Публикации по теме:

Досуг для детей подготовительной группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках. Задачи: -Познакомить с мимическими способами выражения эмоциональных.

"ЧТО ТАКОЕ БАКТЕРИИ?" Воспитатель:"Дети вы всегда моете руки перед едой? Правильно молодцы!" На наших руках и вокруг нас живет множество.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.

Всем известно, что ребенка формирует окружающая среда. Каким он вырастет, зависит от того какие нравственные ценности были заложены в нем.

Многие годы ученые работали над тем, чтобы понять, почему начинается листопад осенью. И хотя все детали этого процесса полностью неизвестны, накопленных знаний достаточно, чтобы понять основные механизмы этого процесса. На изменение цвета листвы осенью оказывают влияние три основных фактора: пигменты в клетках листьев, длина ночи и погода. Но это далеко не простое объяснение процесса пожелтения и опадания листвы.

Зима – это необходимость, с которой сталкиваются все растения ежегодно в определенных климатических зонах. Поэтому многолетние растения, к которым относятся и деревья, должны иметь механизмы, обеспечивающие защиту и выживание в морозных температурах и других неблагоприятных зимних условиях.

Стебли, ветви и почки снабжены средствами защиты для того, чтобы выжить в экстремально холодных условиях и проснуться с новыми признаками весны. Но нежная ткань листьев зимой просто замерзла бы. Деревья вынуждены или пожертвовать ценными веществами, чтобы защитить листву, или расстаться с ней.

Вечнозеленые деревья, такие как елки, ели, сосны, пихты и т.д., могут пережить зиму, не закаляясь. Их листва, напоминающая иглы или чешую, покрыта толстым слоем, похожим на воск, а вещества в составе внутриклеточной жидкости содержат «антифризы», что делает их устойчивыми к морозам. Таким образом, «листья» вечнозеленых растений спокойно переживают самые холодные зимы, например, в Арктике. Вечнозеленые иглы живут несколько лет, но в конце концов и они опадают из-за старения.

Листва широколистных деревьев, наоборот, – очень нежная и ранимая. Листья у них широкие, тонкие и не имеют защитных покрытий. Жидкость внутри них являет собой водянистый сок, который моментально замерзает на морозе. Это значит, что эти клетки неспособны пережить зимние холода. Поэтому их необходимо сбросить, чтобы обеспечить дальнейшее выживание деревьев. Это причина, почему листопад предшествует каждой зиме.

Иглы и листья, опавшие с деревьев, зря не пропадают. Они разлагаются и пополняют состав почвы необходимыми веществами, входя в состав губчатого слоя гумуса.

Этот лесной ковер впитывает и удерживает дождевую влагу, необходимую растениям для роста и развития. Опавшие листья становятся пищей для многочисленных микроорганизмов, обитающих в лесной экосистеме. Вполне возможно, что без питательных веществ, ежегодно поставляемых опавшими листьями, леса бы просто не выжили, точно также, как не выжили бы и деревья, не сбрасывая листья.

От чего зависит цвет листвы осенью

Ранней осенью, в ответ на сокращение длины дня и уменьшение интенсивности солнечного света, листва начинает готовиться к опаданию. Ни температура, ни дожди, ни количество поступающих питательных веществ в растение не влияют так сильно на изменение цвета листьев и появление листопада, как увеличение длины темного времени суток. По мере того, как дни становятся короче, а ночи удлиняются и становятся прохладнее, биохимические процессы в листве начинают окрашивать листья в желтый и красный цвета.

Питающие листья сосуды постепенно перекрываются, а в основании каждого листа образуется слой клеток. Эти перекрытые сосуды останавливают обратный выход сахаров из листьев, что приводит к образованию антоцианов. После того, как этот слой клеток оказывается полностью сформирован, лист готов к опаданию.


В раскраске осенних листьев участвуют три разновидности пигментов:

  • Хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. Он необходим для фотосинтеза – химической реакции, которая позволяет растениям использовать солнечный свет для производства сахаров, нужных для питания. Деревья умеренных широт запасают эти сахара в тканях на период зимней спячки.
  • Каротиноиды – придают листве желтый, оранжевый и коричневый цвета. Примером яркого действия этих красителей являются цвета кукурузы, моркови и нарциссов. А также брюква, лютики и бананы.
  • Антоцианы – придают цвет клюкве, красным яблокам, винограду, чернике, вишне, клубнике и сливам. Эти пигменты растворяются в воде и появляются в водной части листьев.

Как хлорофилл, так и каротиноиды присутствуют в хлоропластах листьев на протяжении всего сезона роста. Большая же часть антоцианов вырабатывается осенью, в ответ на яркий свет и избыток сахаров в клетках листьев.

В теплое время года, то есть в сезон роста, хлорофилл непрерывно вырабатывается и распадается. При этом листья выглядят зелеными. По мере увеличения длины ночи осенью, выработка хлорофилла замедляется, затем полностью прекращается. При этом весь хлорофилл в листьях уничтожается. Из-за этого каротиноиды и антоцианины, присутствующие в листве становятся видимыми.

Как изменяется цвет разных деревьев

Какой именно цвет появится на листьях после того, как в листве проявятся каротиноиды и антоцианины, во многом зависит от растения. Например:

  • Дубовая листва становится красной, коричневой или красно-коричневой.
  • Гикори (семейство ореховых) приобретают золотисто-бронзовый цвет.
  • Осины и тополя – золотистые и желтые.
  • Кизил – фиолетово-красный.
  • Буки приобретают цвет легкого загара.

Расцветка осенних кленов различается от вида к виду. Красный клен становится ярко-алым, сахарный – оранжево-красным, а черный – ярко желтым. Полосатый клен оказывается почти бесцветным. Листва на некоторых деревьях (таких, как вязы) просто усыхает и опадает, почти не изменяя своего цвета.


Начало изменения цвета листвы также зависит от вида дерева. Например, такие деревья, как оксидендрумы в южных американских лесах, приобретают яркие малиновые цвета поздним летом, в то время как остальные деревья еще зеленеют. Дубы сильно запаздывают с изменением окраски, и стоят зелеными в то время, как почти все другие деревья изменили окраску и сбросили листву.

Время начала изменения цвета листвы генетически запрограммировано. Подтверждение этому является то, что те же самые виды окрашиваются в одинаковые цвета на определенной географической широте как в прохладных местностях высокогорья, так и в теплых низинных долинах.

Как погода влияет на цвет осенней листвы

Количество и яркость раскраски в каждом осеннем сезоне зависят также от погодных условий, которые влияют на трансформации хлорофилла в листьях. Главными факторами являются температура и влажность.

Продолжительные теплые, солнечные дни и прохладные, но не морозные ночи, приводят к появлениям наиболее ярких осенних расцветок. Во время таких дней в тканях листвы вырабатывается очень много сахаров. Однако с наступлением холодов сосуды, питающие клетки листьев, постепенно перекрываются, – и сахара перестают к ним поступать.

Эти условия – большое количество сахаров и света подстегивают выработку ярких антоцианиновых пигментов, которые окрашивают листу в красные, фиолетовые и малиновые оттенки. Поскольку каротиноиды в листве присутствуют всегда, желтые и золотистые тона являются постоянными из года в год.

Влага в почве также влияет на осенние цвета. Как и погода, она сильно изменяется от года к году. Бесчисленное число комбинаций, которые возможны при сочетании этих сильноизменчивых факторов, приводят к тому, что нет двух осенних сезонов, во время которых листья будут похожие друг на друга. Позднее наступление весны или сильная летняя жара могут вызвать задержку появления осенней окраски на несколько недель. Теплый осенний период также может снизить интенсивность осенней палитры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: